DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.011
УДК 371.035 ББК 74.200.5
Е. А. Столбова1, В. С. Цилицкий2
педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена обоснованию проблемы формирования основ ценностных ориентаций современных подростков посредством вовлечения в практики наставничества. В работе отмечается, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом формирование системы ценностных
Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ науч! ской литературы, описательный и дистрибутивный.
в £
^RCID № 0000-0001-7161-3822 £
о
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, §
х к
л о о
E-mail: [email protected] §
-К
2ORCID № 0000-0002-8113-8145 |
о
о
Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы,
доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный ж
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. О
E-mail: [email protected] k§
а -к и Й
ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА в
р
ее
е н н о*
X
а
о р
о
о §
в
а
о
§
зе
ориентаций, в русле которых происходит выстраивание собствен- §
ной архитектоники «целей-потребностей». А именно трансляция ценностей происходит через семью, различные сообщества, образовательную организацию, государство и другие источники, подросток выбирает наиболее подходящие для него.
Материалы и методы. Материалом для публикации послу- 3
жили программы в системе общего и дополнительного образова- к
к
ния, научные статьи, педагогические словари и энциклопедии, ти- и
ж
повые положения о наставничестве, положения о наставничестве, §
а в
н к
ными методами исследования явились анализ научной и методиче- §
я
Результаты. Одним из эффективных способов формирования ценностных ориентаций у подростков является создание в образовательной организации такой полисубъектной среды, которая обладает интегративным потенциалом. Предполагается, что необходимо создать такое пространство, чтобы подросток выступал в качестве наставника в различных видах деятельности.
Обсуждение. Обосновывается, что в результате реализации практик наставничества происходит трансляция опыта, знаний; развитие навыков коммуникации общения и взаимодействия; формирование чувства ответственности и осознанности, самодисциплины, самоорганизации и инициативности.
Заключение. Делается вывод о том, что подростковый возраст является критическим периодом возрастного развития, связанным с глобальными преобразованиями. Вовлечение современных подростков в воспитательную систему посредством разработанной программы наставнической деятельности для различных категорий (дети, педагоги, родители) «Мир открыт для тебя» способствует социально-позитивному самовыражению и формированию ценностный ориентаций.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; старшие подростки; наставничество; детские и молодежные движения. Основные положения:
- ценностные ориентации являются результатом осознания человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нрав-,а ственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
а
Ц - включение подростков в практики наставничества способ-
ствует формированию основ ценностных ориентиров, направленных на созидание, активность и саморазвитие через стремление к
и
и;
« социально-значимой деятельности.
«о
о
vo
§
1 Ведение (Introduction)
Социально-экономические изменения, произошедшие в
и
^ нашей стране, привели к изменению системы ценностей и ценност
ных ориентаций российского человека. По мнению А. М. Егорыче-ва, последние три десятилетия «шел сложный процесс поиска универсальных смыслов и ценностей, форм взаимодействия, способствующих мировой интеграции культур на разной национальной основе» [3]. Все это резко активизировало проблему формирования ценностных ориентаций современных подростков, а также обусловило необходимость обоснования содержания, методик, форм социального воспитания с учетом особенностей современного состояния общества.
Старшие подростки поколения Z (рожденные в 2000-2019 гг.) значительно отличаются от предыдущих поколений и имеют свои особенности в развитии ценностных ориентаций и в формировании личности. С одной стороны, они легко работают с любой информацией и одновременно выполняют несколько дел, но с другой для них характерно клиповое мышление, инфантильность, плохая память. Они быстро развиваются и не только легко осваивают «цифровые новинки», но и внедряют их. Среди них чаще проявляются одаренные и увлеченные определенным направлением, любой подросток может легко включиться в деятельность по интересам, применять новые технологии и узнавать об открытиях, быстро искать информацию, дистанционно обучаться и свободно общаться с интересными людьми. В статье журнала «Forbes» отмечается, что существуют колоссальные отличия в ценностях этого поколения. В статье «20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе» акцентируется, что в настоящее время отношение к профессиональной деятельности как к ценности с высшим приоритетом в жизни устарело для поколения, рожденного в 2000-х. Такие сотрудники хотят, чтобы руководители видели в работнике в первую очередь личность, а не ресурс для выполнения задач. В социологическом исследовании на первое место молодые люди ставили свои личностные потребности, а именно потребность в полноценном досуге, саморазвитии и самоактуализации. Генеральный директор международной рекрутинго-вой компании Hays А. Штейнгардт отмечает, что такая тенденция
в
и
3
о §
ж и № о о ж о № -К № ж
ж о
о
Т ж
о* №
о3
и
№ ж
Т §
К
и Й
о о
№
№
№ ж
ж
О* №
ж о
3
о
о
Т
о №
ж о
о 3
№
д
о
т
в о
№ о
§ №
Л
№
ж
So
№ ж
3
§
и
и
и ж
§
о
т §
в ж
и
Л
№
о т в §
является абсолютно адекватной и соответствует нормальной модели поведения в настоящее время.
Сегодня говоря о воспитании и обучении современных подростков необходимо учитывать не только их особенности, но и исследовать их ценностные ориентации. Такие особенности, как отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм, высокая зависимость от поощрения и похвалы, привели к тому, что взрослые перестали быть авторитетом, дети их воспринимают как равных себе и не воспринимают информацию от них как истину в последней инстанции. Зуммеры готовы спорить, уточнять, задавать дополнительные вопросы, они легко отрицают правила и ценности общества, если они им не подходят, легко создают и предлагают свои. Поэтому при вовлечении современных подростков в воспитательную систему необходимо обращать внимание на формирование основ ценностных ориентаций.
2 Материалы и методы (Materials and methods) Становление системы ценностных ориентаций подростка происходит постепенно в процессе его развития и саморазвития, а также личностного становления. Подростковый возраст является наиболее важным периодом в формировании ценностного отношения к миру, что предопределяет взросление человека. Это наиболее благоприятное время для выстраивания собственной архитектоники «целей-потребностей», которые формируются под воздействием среды, воспитания и самовоспитания.
Вектор ценностных ориентаций определяет поведенческие '| аспекты и деятельность старшего подростка, которая может иметь jf как конструктивный, так и деструктивный характер [6]. Анализ
4
научной литературы [4; 7; 8] отечественных и зарубежных авторов
сц по проблемам ценностных ориентации позволил обобщить ценного
«о
о
vo
§
U
сти и разработать их иерархию в соответствии с пирамидой потребностей по модели А. Маслоу. В данном перечне представлены ценности конструктивной направленности:
- физиологические потребности: стремление к сохранению здоровья и жизни, здоровому образу жизни, здоровой еде, занятия спортом, отдыхе, смена видов деятельности (жизненный баланс) и _ другие; |
о
§
опасность тела, сохранения семьи, стабильность в государстве, ма- ж
л о о ж о л -к
- потребность в безопасности и личном пространстве: без-
териальное благополучие, комфортные условия, потребность в личном отдыхе, благоприятной окружающей среде и другие;
- социальные потребности: создание семьи, дружба, участие Ж в системе Российского образования и воспитания, волонтерство, гражданская идентичность, сохранение культуры и истории народа, эко-ценности, путешествия, свобода выбора и слова, общение (в том числе с интересными людьми) и другие;
- потребность в признании и уважении: самопрезентация в обществе, уважение, потребность в личном мнении, свободе слова, лидерство и другие;
ж
- потребность в познании и созидании: образованность, |
л
знания, создание нового, научно-техническое творчество, социаль- о ное проектирование, доступ к образовательным ресурсам, интерак- О
о
тивное и дистанционное обучение (музеи, театры и др.), стремление к посещению образовательных специализированных смен в
лизация, уверенность в себе, освоение эстетического, духовного религиозного и культурного наследия и другие.
о
л ж о
Федеральных и Всероссийских детских центрах, детских оздоро- Л
д
о
вительных лагеря, обучение через практики наставничества и др.;
- духовные потребности: саморазвитие, самообучение, са-
о
мопознание, самоактуализация, осознание своих эмоций, самореа- |
л ^
е ж
5
¡о л
Ценностные ориентации выступают результатом осознания §
я
человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Такие ориентиры транслируются через семью, различные сообщества, ж5 образовательную организацию, государство и другие источники, подросток выбирает наиболее подходящие для него.
>s
и
к
и
л
U .В
,а в о
vo
§
б
На данный момент на территории РФ существует множество детских общественных движений. Тем не менее, необходимо отметить, что деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее — РДШ), которая была создана в соответствии с Указом Президента РФ № 536 29.10.2015 г. обладает потенциалом создания интегративного пространства в системе воспитания и способствует формированию ценностных ориентиров в деятельности [2].
3 Результаты (Results)
Одним из важных направлений РДШ является вовлечение подростков в социальную активность, формирование и совершенствование социальной компетентности, формирование нравственных ценностных ориентиров подрастающего поколения, реализация потенциала в условиях современного общества, а также создание единого воспитательного пространства как составной части воспитательной системы.
Опыт работы Челябинского регионального отделения РДШ демонстрирует, что такое интегративное пространство позволяет реализовывать полисубъектный подход между всеми участниками и благоприятно влияет на формирование основ ценностных ориен-таций. Анализ опыта деятельности регионального отделения РДШ и опыта первичных отделений в работе с детьми подросткового возраста позволил отметить опыт наставнической деятельности. Опрос педагогов первичных отделений позволил отметить позитивный опыт в формировании ценностных ориентиров подростков в программах вожатской, волонтерской деятельности, в проектах, когда активисты делились свои опытом, в различных видах деятельности, когда подросток выступал в качестве «наставника». Данный анализ позволил разработать и внедрить программу наставнической деятельности для различных категорий (дети, педагоги, родители) «Мир открыт для тебя» в опыт регионального отделения РДШ, в котором наставничество рассматривается как во-
лонтерскии вид деятельности социально активных людей, направленный на трансляцию позитивного опыта с целью передачи знаний и умений, поддержку и мотивацию на определенный вид деятельности через субъект-субъектные отношения различных категорий участников. В таком процессе происходит обогащение обеих сторон как у наставников, так и у наставляемых. В ходе процесса наставничества происходит:
- передача личного опыта, знаний, мастерства;
- осознание собственной значимости и принятия ответственности в создании благополучной атмосферы и обогащения, и развития среды, в которой он находится;
- развитие навыков общения и взаимодействия, самопрезентации в социуме;
- развитие навыков общения с различными категориями (педагоги, родители, сверстники, младшие школьники и другие);
- формирование чувства ответственности и осознанности, самодисциплины, самоорганизации и инициативности;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала;
- повышение знаний основ целеполагания и планирования, организаторской деятельности, проектной деятельности;
- построение собственной траектории развития.
Все это способствует самовыражению подростка в социально-позитивном направлении, формированию у него нравственных ценностных ориентиров, а также воспитанию личности.
4 Обсуждение (Discussion)
Программа наставничества реализуется через интерактивные формы работы в онлайн- и офлайн-режиме, где в процессе деятельности участники составляют свою индивидуальную траекторию, в которой определяют навыки, которые необходимо получить, и конечный результат.
В программе наставничества принимают участие подростки 12-17 лет, которые являются активистами Российского движения
в и
о
g
ж и № о о ж о № -К
№ ж
ж о
о
S ж
о* №
и
№ ж
S а
К
и
Ki
о о
№
№
№ ж
ж
О* №
ж о
о
о
S
о №
ж о
о №
д
о
S
в о
№ о
g №
Л
№
ж S
Sa
№ ж
а
S
S
S ж
а о S а
в ж
S
Л
№
о S в а
школьников. При запуске программы была проведена входная диагностика ценностных ориентиров участников программы.
Опрос иерархии ценностных ориентаций участников программы из числа подростков показал, что наиболее значимыми ценностями являются:
1. Самореализация и такие проявления, как участие в проектах, возможность предлагать свои идеи, участвовать в конкурсах, достигать жизненного баланса, чувствовать себя счастливым и др.)
2. Социальные потребности, которые проявляются в благополучии семьи, общении с друзьями, интересными людьми, в потребности в поддержке, заботе, развитии эмоционального интеллекта, в единении с природой.
3. Образованность, то есть возможность иметь доступ к цифровым образовательным ресурсам, интерактивное обучение, обучение через общение с интересными и знаменитыми людьми, возможность получить образование и др.
Диагностика интересов показала, что старшие подростки отдают предпочтение саморазвитию и самореализации через участие в социально-активной деятельности, для них также важным становится общение, забота о ближайшем окружении, приобретение новых знаний, самообразование. Также можно отметить, что среди ценностей подростки отметили такие, как материальные, физиологические потребности (здоровье, безопасность, экологический комфорт, в том числе окружающая среда и животные), возможность путешествовать, потребность в уважении и признании, | свободе слова и выбора. If 5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, подростковый возраст является критическим
из периодом возрастного развития, связанным с глобальными преобра-
«
«о
о
vo
§
зованиями, которые происходят в организме человека как с позиции перестройки морфофункциональных структур, так и в системе взаимоотношений индивида с обществом. Такие перестройки проявляют
о
bj себя в эскалации потребностей индивида в общении с миром, вы-
страивании персональной иерархии «ценностей-целей». Личность подростка формируется как под воздействием среды, в которой он находится, индивидуального жизненного опыта, приобретенного в процессе социализации, так и под воздействием воспитания и самовоспитания [6]. Подростки всегда могут придерживаться определенных ценностей, но у каждого человека набор ценностей свой, который формируется исходя из имеющегося у субъекта опыта. При этом у всех граждан одного национального сообщества всегда присутствуют некие общие универсальные ценности, которые выступают интегрирующим фактором, связывающим воедино все общество. Эти универсальные ценности формируются социальными институтами (семьей, системой образования, общественными организациями, др.). Включение современных подростков в наставничество будет способствовать формированию основ ценностных ориентиров, направленных на созидание, активность и саморазвитие через стремление к социально-значимой деятельности.
Библиографический список
1. Ворожейкина А. В. Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 6. С. 78-88.
2. Научно-методическое сопровождение Российского движения школьников в регионе: проблемы и перспективы / Р. С. Димухаметов [и др.] // ЦИ-ТИСЭ : электронный рецензируемый научный журнал. 2017. № 4 (13). ISSN 2409-7616.
3. Егорычев А. М. Духовно-нравственные основания в развитии человека и общества Русского мира // Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человека : сборник трудов участников Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Иванова, А. М. Егорыче-ва. М. : МГПУ 2013. С. 12-23 с.
4. Мардахаев Л. В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс // ЦИТИСЭ : электронный рецензируемый научный журнал. 2017. № 4 (13). ISSN 2409-7616.
5. Приходченко Е. И., Кузьмичева А. С. Воспитание как ценностная ориентация молодежи // Вестник профессионального образования : научно-методический журнал. 2017. № 2 (3). С. 77-83.
6. Столбова Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. - 176 с.
в
1
1
0 §
ж
1
№ о о ж о № -К
№ ж
ж о
0
Т ж
о*
№
1
№ ж
Т §
К 1
Kl
о о
№
№
№ ж
ж
О* №
ж о
о
о
Т
о
№ ж
о
о №
д
о
т
в о
№ о
§ №
Д
№
ж 1
So
№ ж
§
1
1
1 ж
§
о
т §
в ж
1
Д
№
о т в §
7. Шлыгин С. П., Обищенко А. В. Формирование ценностных ориента-ций современной российской молодежи // Актуальные исследования. 2020. № 18 (21). С. 58-60.
8. Hirschi A. & Koen J. (2021), "Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration", Journal of Vocational Behavior, vol. 126. DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103505.
9. Kuger S. & Gille M. (2020), "Entwicklung des zivilgesellschaftlichen Engagements im Jugend - und jungen Erwachsenenalter", Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft, vol. 23 (6), pp. 1103-1123. DOI: 10.1007/s11618-020-00978-2.
10. Schwarts S.H. & Sagiv I. (1995), "Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values", Journal of Cross-cultural Psychology, no. 1, pp. 92-116.
11. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Богдан И. В. Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Том. 21. № 1. С. 97-109. (Социология). DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109.
Ye. A. Stolbova1, V. S. Tsilitskiy2
^RCID No. 0000-0001-7161-3822 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-8113-8145 Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Scientific Work, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE VALUE ORIENTATION BASIS OF MODERN TEENAGERS THROUGH INVOLVEMENT IN THE PRACTICE OF MENTORING
й Abstract
й Introduction. This article is devoted to substantiating the
^ problem of forming the foundations of value orientations of mod-
§ ern adolescents through involvement in the practice of mentores
Is ing. The work notes that adolescence is the most favorable period
^ for the formation of a system of value orientations in line with
^ which the building of its own architectonics of "goals-needs"
takes place. Namely, the transmission of values occurs through the family, various communities, an educational organization, the state and other sources, the teenager chooses the most suitable for him.
Materials and methods. The material for the publication was programs in the system of general and additional education, scientific articles, pedagogical dictionaries and encyclopedias, model provisions on mentoring, provisions on mentoring, and the Federal State Educational Standard. The main research methods were the analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive. №
Results. One of the effective ways of forming value orien- ^ tations in adolescents is to create in an educational organization ^ such a polysubject environment that has an integrative potential. | It is suggested that it is necessary to create such a space so that s the teenager acts as a mentor in various activities. s
Discussion. It is substantiated that as a result of the implementation of mentoring practices, experience and knowledge are transmitted; development of communication skills, communication and interaction; the formation of a sense of responsibility
o s
d
s ee
a
and awareness, self-discipline, self-organization and initiative. №
3
i
s 3
№ s № s
Conclusion. It is concluded that adolescence is a critical period of age-related development associated with global transformations. The involvement of modern adolescents in the educational system through the developed program of mentoring activities for various categories (children, teachers, parents) "The world is open for you" contributes to socially positive self -expression and the formation of value orientations.
Keywords: Values; Value orientations; Older adolescents; Mentoring; Children's and youth movements.
Highlights:
Value orientations are the result of a person's, a social group's awareness of the totality of the desired material and spir- g
£ fi
*£ >
o o
£
itual benefits, lifestyle, necessary moral standards and the choice of the most preferred ones;
The inclusion of adolescents in the practice of mentoring contributes to the formation of the foundations of value orientations aimed at creation, activity and self-development through the desire for socially significant activities.
References
1. Vorozheikina A.V. (2018), Pedagogicheskie usloviya formirovani-ya innovacionno-orientirovannogo stilya professional'noj deyatel'nosti bu-dushchih pedagogov [Pedagogical conditions for the formation of an innovation -oriented style of professional activity of future teachers], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta, 6. 78-88. (In Russian).
2. Dimukhametov R.S., Sokolova N.A., Kharlanova Ye.M, & Stolbova Ye.A, (2017), Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie Rossijskogo dvizheniya shkol'nikov v regione: problemy i perspektivy [Scientific and methodological support of the Russian movement of schoolchildren in the region: problems and prospects], TSITISE [Electronic], 4 (13), 28. ISSN 2409-7616. (In Russian).
3. Egorychev A.M. & Edr. Ivanov A.V. (2013), Dukhovno-nravstvennyye osnovaniya v razvitii cheloveka i obshchestva Russkogo mira [Spiritual and moral foundations in the development of man and society in the Russian world], Sbornik trudov uchastnikov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Social'naya pedagogika v duhovno-nravstvennom stanovlenii sovremennogo cheloveka" [A Collection of works of the participants of the International Scientific and Practical Conference "Social pedagogy in the spiritual and moral formation of a modern person"]. Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet, Moscow, pp. 12-23. (In Russian).
4. Mardakhaev L.V. (2017), Situaciya razvitiya vospitaniya nesovershennoletnego kak process [Situation of development of upbringing of a minor as a process], TSITISE [Electronic], 4 (13). 21. ISSN 2409-7616. (In Russian).
5. Prikhodchenko E.I. & Kuz'micheva A.S. (2017), Vospitanie kak cennostnaya orientaciya molodezhi [Education as a value orientation of youth]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Vestnik professional'nogo obra-zovaniya", 2 (3), 77-83. (In Russian).
6. Stolbova E.A. (2015), Formirovanie osnov cennostnyh orientacij starshih podrostkov v usloviyah polisub"ektnoj sredy dopolnitel'nogo obra-zovaniya (Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagog-icheskih nauk) [Formation of the foundations of the value orientations of older adolescents in the conditions of the polysubject environment of additional education s (Dissertation for the degree of candidate of pedagogical Sciences)], Moscow, 176 p. (In Russian).
7. Shlygin S.P. & Obishchenko A.V. (2020), Formirovanie cen-nostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi [Formation of value orientations of modern Russian youth], Aktual'nyye issledovaniya, 18 (21), 5860. (In Russian).
8. Hirschi A. & Koen J. (2021), "Contemporary career orienta-tions and career self-management: A review and integration", Journal of Vocational Behavior, vol. 126. DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103505.
9. Kuger S. & Gille M. (2020), "The development of civil engagement in adolescents and young adults", Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft, vol. 23 (6), pp. 1103-1123. DOI: 10.1007/s11618-020-00978-2.
10. Schwarts S.H. & Sagiv I. (1995), "Identifying Culture Specif-ics in the Content and Structure of Values ", Journal of Cross-cultural Psychology, no. 1, pp. 92-116.
11. Ryazantsev I.P., Podlesnaya M.A. & Bogdan I.V. (2021), Univer-salizm tsennostey studencheskoy molodezhi i razvitiye rossiy-skogo ob-shchestva [The student youth's universal values and the Russian society development], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov [RUDN Journal of Sociology], 21, 1, 97-109. DOI: 10.22363 / 2313 -2272-2021-21-197-109. (In Russian).
2 2
0
s
ft
1
ft £
r ft
O
ft' s
o s
to
a
ft I
s
ft
ft ft
s ft
ft
S 3
i
ss 3
ft s
ft s
aft
?
o
ft
ft s
3 s
g