УДК 37.042
Melnichenko N.Yu, Deputy Director for Educational and Sports Work, MBU DO "Children and Youth Sports School No. 5"; postgraduate, Department of Pedagogy, Kamchatka State University n.a. Vitus Bering (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected] Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MENTORING OF EXPERIENCED ATHLETES AS A PRINCIPLE OF THE FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS IN A SPORTS SCHOOL OF MARTIAL ARTS. The article discusses issues of the use of mentoring by more experienced athletes in conditions of training in combat sports. The characteristics of primary school age are given. The specificity of additional education in Kamchatka Krai is revealed. A historical and retrospective analysis of the issue of inter-age interaction in the Soviet and Russian systems of additional education has been carried out. The principles of mentoring more experienced athletes in the children's sports school of martial arts have been determined. The authors conclude that as part of the educational process of the sports school of martial arts, junior students are acquainted with moral values in active cooperation with a mentor from among more experienced athletes. Schoolchildren assign these values in the form of value orientations of the person and then themselves broadcast these values, teaching and mentoring younger athletes.
Key words: personal value orientations, junior schoolboy, mentoring, interaction of different ages, additional education, sports school of martial arts.
Н.Ю. Мельниченко, зам. директора по учебно-спортивной работе МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 5», аспирант, ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected] Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
НАСТАВНИЧЕСТВО ОПЫТНЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ЕДИНОБОРСТВ
В статье рассматриваются вопросы применения наставничества более опытных спортсменов в условиях занятий спортивными единоборствами. Дана характеристика младшего школьного возраста. Раскрыта специфика дополнительного образования в Камчатском крае. Произведен историко-ретроспек-тивный анализ вопроса межвозрастного взаимодействия в советской и российской системах дополнительного образования. Определены принципы наставничества более опытных спортсменов в детской спортивной школе единоборств. Авторы делают вывод о том, что в рамках образовательного процесса спортивной школы единоборств младшие школьники знакомятся с нравственными ценностями при активном сотрудничестве с наставником из числа более опытных спортсменов. Школьники присваивают эти ценности в виде ценностных ориентаций личности, и затем сами транслируют эти ценности, обучая и наставляя более младших по возрасту спортсменов.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, младший школьник, наставничество, разновозрастное взаимодействие, дополнительное образование, спортивная школа единоборств.
В последнее десятилетие многие исследователи отмечают ряд проблем, связанных с ценностными ориентациями личности. Размыты представления о дозволенном и недозволенном, исчезает общий нормативный эталон, человечество лишается критериев для различения позитивного и негативного, нормы и отклонения. Приоритетной становится точка зрения, когда каждый сам для себя определяет, что нормально, а что - нет Для человека собственный комфорт становится определяющим, он отказывается от ценностных суждений, что, в конечном итоге, приводит к расширению диапазона и росту девиаций в нашем обществе. Говоря о проблемах детства, исследователи отмечают нарушение межличностного общения, интенсивную примитивизацию сознания, рост цинизма, уровня жесткости, агрессии. Снижается энергичность детей, их желание активно действовать. Конкретные данные, полученные учеными в рамках исследований, проведенных в Психологическом институте Российской академии образования, Московском городском психолого-педагогическом университете, на факультете психологии МГУ им. В.В. Ломоносова, в Институте психологии РАН, Гуманитарно-художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета показывают наличие качественных психических, психофизических, личностных изменений современного ребенка.
Среди факторов, определяющих эти тенденции, называют маркетизацию, этику рынка, ориентирующую на потребление; адопцию, отрывающую ребёнка от культурных традиций общества и его истории; неравные образовательные возможности для мегаполисов и периферии; рост девиантного поведения в детской и подростковой среде; стремление родителей ограничивать самостоятельность и активность ребёнка.
Вызывают тревогу последствия приобщения детей к телевидению, зачастую с младенческого возраста. Возникающая при этом особая потребность в экранной стимуляции даёт сбои в восприятии информации, поступающей из окружающего мира, блокируя собственную деятельность ребёнка. Как следствие - отсутствие интересов, недостаточность концентрации внимания, заинтересованности в межличностном общении, гиперактивность, повышенная рассеянность. Поток информации, льющийся с экрана, зачастую предопределяет направленность ребенка на те или иные ценности.
Исследователи отмечают изменение ценностных ориентаций детей и подростков в сравнении с 90-ми гг прошлого века - началом XXI в. Наличие образования, настойчивость, решительность, ориентация на высокие достижения, хорошее здоровье, презентабельная внешность - главные ценности. При этом чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места [1, с. 86].
Ценностные ориентации личности - понятие междисциплинарное. В философии они рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закреплённые жизненным опытом индивида, определяющие значимое, отделяющие существенное от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации личности имеют двуполярную природу С одной стороны, они обусловлены социумом, с другой - их принимает сам человек, изменяя или отвергая ценности, навязываемые обществом.
Интерес психолого-педагогической науки к проблеме ценностных ориентаций личности направлен на актуализацию факторов ее воспитания как целенаправленной деятельности по созданию условий для ознакомления, активного принятия и нахождения воспитанником собственного личностного смысла общечеловеческих ценностей [2, с. 35]. С точки зрения педагогики, ценностные ориентации личности -это мотивы, которыми человек руководствуется при принятии важного решения. Ценностные ориентации личности формируются как в результате развития человека, так и в процессе организационной деятельности педагога, поэтому зачастую понятия «формирование» и «воспитание» воспринимаются как идентичные. Мы убеждены, что наиболее интенсивное присвоение ценностных ориентаций личности происходит в младшем школьном возрасте. В этот период формируются умственные, социально-психологические особенности человека, происходит процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества. Младшим школьникам свойственно рефлексивное поведение, нравственность, произвольность, трудолюбие и уважение к взрослым. Ориентация на социально одобряемые поступки, стремление быть похожим на значимого взрослого, литературного героя и др. делает детей этого возраста восприимчивыми к любым влияниям.
Достаточно эффективно формирование ценностных ориентаций личности происходит в условии занятий спортивными единоборствами. В силу специфики этой группы спорта организация учебно-тренировочных занятий предполагает обучение детей в разновозрастных группах. Это регламентируется законодательными актами [3] и осуществляется в целях уплотнения контингента учащихся в спортивных объединениях. Разновозрастное обучение также продиктовано региональными особенностями системы дополнительного образования Камчатского края, которому характерен высокий процент оттока учащихся и «подвижности» учебного контингента. Связан этот фактор, по нашему мнению, с профицитом учреждений дополнительного бесплатного образования. Только в городе Петропавловске-Камчатском на девятнадцать тысяч детей школьного возраста дополнительное образование представлено шестью муниципальными спортивными школами; двенадцатью краевыми спортивными школами; тремя школами, предлагающими образование в части технического творчества; тремя большими домами творчества; шестью музыкальными школами; одной большой художественной и множеством секций, организованных на базе общеобразовательных школ. В таких конкурентных условиях сохранить стабильный контингент
учащихся достаточно сложно, поэтому отток и зачисление детей происходит на протяжении всего учебного года. Чаще всего направленность дополнительного образования меняют младшие школьники, что, по нашему мнению, обусловлено их возрастными особенностями. Ребёнок, поступая в школу, включается, в том числе, и в разнообразную практическую, социально значимую деятельность. Он всё больше и больше начинает приобретать социальный опыт вне дома. Чаще всего младшие школьники очень эмоциональны, так как они ещё не научились управлять своим настроением. Их восприятие, воображение, наблюдение, поведение эмоционально окрашены. Они очень любознательны, обладают повышенным уровнем пытливости, стремлением к приобретению знаний, хотят найти ответы на все интересующие вопросы. Младшие школьники быстро загораются новыми идеями и быстро остывают Сегодня они хотят заниматься плаванием, а завтра, посмотрев модный мультфильм или загоревшись идеей друга, пойдут записываться на спортивные единоборства. И, придя туда, не всегда смогут адаптироваться быстро, потому что основной состав группы, в отличие от новичка, обладает уже сформированными спортивными навыками, нравственными установками и на их фоне достаточно сложно достичь успеха.
Выходом из ситуации становится возможность обучаться в разновозрастных группах при условии организации тренером-преподавателем системы наставничества более опытных спортсменов. Занимаясь, младшие школьники быстрее вникают в суть вида спорта, впитывают систему существующих традиций, законы взаимоотношений, знакомятся с ценностями и приобретают необходимые спортивные навыки.
Идея использовать наставничество не только в спортивной деятельности, но и в педагогике далеко не нова. О «духе товарищества» и «духе школы» как методе воспитания писали русские прогрессивные педагоги XIX века. Л.Н. Толстой, описывая свой опыт обучения детей в Яснополянской школе, говорил о «неопределённом, почти не подчиняющимся руководству учителя, чем-то совершенно неизвестном в науке педагогике и вместе с тем составляющем сущность, успешность учения» [4, с. 173]. Товарищеская среда, коллектив как нечто целое обладает нравственной и интеллектуальной силой взаимного влияния.
С обратной стороны, осуществление наставничества может быть сопряжено с определённым барьером во взаимоотношениях детей разных возрастов. В исторической ретроспективе проблему коммуникативного барьера между старшими и младшими ребятами пытались решать многие педагоги. С.Т. Шацкий -один из первых педагогов дополнительного образования, размышляющий над проблемой объединения разновозрастных детей. Решая эту задачу, С.Т. Шацкий с коллегами формировали у младших ребят определённое общественное мнение, осуждающее пренебрежительное отношение более взрослых воспитанников [5]. Использование в колонии метода наставничества не только привело к повышению инициативности и активности младших ребят, но и к очевидным положительным результатам в воспитании старших.
Идея наставничества в разновозрастных коллективах была свойственна дополнительному образованию на протяжении длительного времени. В начале XX столетия в России стали массово открываться клубные объединения детей. В качестве яркого примера можно привести детский клуб под руководством четырнадцатилетнего ученика Комиссаровского технического училища Владимира Марца. Занятия по техническому творчеству были организованы в его квартире.
В советское время обучение в разновозрастных группах встречается реже. Чаще дети делились по классам или одновозрастным группам, что объясняется спецификой дополнительного образования того времени, призванного выступать в роль дополнения к школьной программе. «Кружки и клубные занятия, - пишет Н.Н. Иорданский, - не служат только вынужденным дополнением к школе, а органически связаны с ней. Без них немыслима вся учебная постановка школы, её занятия в пределах программ ГУСа соответственно целевой установке школы» [6, с. 6]. И все же в рамках возрастной группы дети делятся по принципу разновозрастного взаимодействия: 7 - 9 лет, 10 - 12 лет и 13 - 15 лет. В дополнительном образовании, не привязанном к программе школы - в детских клубах, колониях, площадках, разновозрастное взаимодействие и наставничество было достаточно распространено. Как метод формирования личности детей, оно широко использовалось при организации первых пионерских отрядов - при осуществлении самоуправления и привлечении более широких масс детей [7, с. 842].
Наиболее ярко возможности и тонкости разновозрастного взаимодействия и наставничества более старших ребят раскрыты в трудах великого педагога А.С. Макаренко. «В разновозрастном детском коллективе, - писал Антон Сергеевич, потенциально заложены условия без специальной педагогической инструментовки, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, великодушие, требовательность, качества будущего семьянина и многие другие даже без специальной педагогической инструментовки, а её использование в данном случае будет способствовать многократному увеличению этого потенциала» [8, с. 216 - 300].
С методологической точки зрения в феномене наставничества более старших спортсменов субъектами являются непосредственно сами наставник и наставляемый, или подопечный. В данном случае наставляемый - младший школьник, имеющий потребность в развитии, приобретении спортивных навыков и формировании ценностных ориентаций личности, но не обладающий достаточными ресурсами для того, чтобы эти потребности были удовлетворены. Для до-
стижения спортивной цели ему необходима индивидуальная поддержка, которую ему может предоставить наставник.
В роли наставника преимущественно выступают более старшие по возрасту и опытные люди, обладающие важными знаниями и/или навыками, опытом, ресурсами и испытывающие потребность в их трансляции. В спортивных единоборствах в роли наставника выступают более опытные спортсмены, помогающие тренеру-преподавателю и в реализации образовательной деятельности, и при проведении воспитательной работы. Наставник в спортивной секции не только обладает спортивным мастерством, но и являет собой пример нравственности, хорошо знаком с традициями, правилами, устоями, обладает свойственными спортсменам ценностными ориентациями личности. Из всего разнообразия спортивных единоборств наставничество старших ребят сильнее всего развито в восточных единоборствах. Спортсменов, имеющих достаточную подготовку для того, чтобы выступать в роль наставника, в иерархии коллектива называют «санпай» что означает «старший ученик». Санпай - правая рука тренера-преподавателя (сансея). Он обладает высоким поясом, начиная от 2 кю - до черного. Черный пояс - признак мастерства. Квалификация черных поясов тоже разделяется в зависимости от данов, их, как правило, десять. Считается, что наибольших вершин в спорте достиг мастер, у которого черный пояс истерся до белого цвета - цвета чистоты помыслов и полной самоотверженности в спорте.
Наставничество - это двусторонний, взаимообогащающий, взаимонаправленный процесс, который необходим наставнику не менее чем его подопечному [9]. С точки зрения К. Ямомото, для наставника возможность осуществления наставничества позволяет ему самому реализовать свои потребности, а именно -потребность «быть увиденным», признанным, понятым; потребность «видеть» -активно наблюдать, воспринимать мир вокруг себя; потребность заботиться о ком-то, проявлять расположение к человеку [10]. В практике восточных стран наставничество воспринимается как «обмен дарами» и имеет круговую структуру, состоящую их трёх этапов. На первом этапе наставник, щедро делясь опытом и мудростью, «создаёт подарок». Этап «дарения подарка» в странах востока соотносят с «пробуждением». В нашем случае младший школьник испытывает необходимость «получить подарок» от старшего и опытного наставника. Санпай, в свою очередь, испытывает потребность поделиться своими знаниями, «принеся их в дар». На втором этапе испытывающий чувство благодарности младший школьник старается своими поступками доказать, что он достоин «подарка наставника». На третьем этапе подопечный «усовершенствует», развивает, обогащает полученный некогда «подарок», и вот он уже сам санпай, испытывающий потребность передать свой опыт дальше. По этому принципу строится вся система наставничества в спортивных единоборствах. В той или иной степени она свойственна всем видам спортивных единоборств, в которых учебно-тренировочные занятия организованы в разновозрастных объединениях. По мнению исследователей [9 и др.], для того, чтобы система наставничества более старших спортсменов была эффективной и преемственной, в спортивном объединении должен соблюдаться ряд принципов:
1. Принцип добровольности принятия своей роли и в отношении наставника, и в отношении наставляемого. Невозможно заставить более опытного спортсмена делиться своими знаниями и опытом, если он сам этого не желает, также невозможно заставить наставляемого принимать безропотно свою роль, если ему претит такая форму обучения.
2. Принцип наличия объединяющих факторов - общности интересов, взаимной заинтересованности и симпатии, взаимного уважения и доверия, эмоциональной близости и чувства привязанности, совместной деятельности.
3. Принцип внутренней готовности. Для более старшего спортсмена эта готовность выражается в желании и возможности взаимодействовать: готовность работать с людьми, наличие потребности в саморазвитии, ответственности и др. Для младшего школьника - наличие ориентации на развитие, открытость новым идеям и др.
4. Принцип наличия положительного эмоционального фона в коллективе и во взаимоотношениях между наставником и младшим школьником. Знания о ценностях спорта, о правильных поступках и качествах личности запоминаются и принимаются младшим школьником намного лучше в атмосфере, где царят уважение, доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
При этом важным является умение наставника управлять эмоциональным состоянием человека и передавать это умение своим подопечным. [11; 12]. Не менее важным является профилактическая работа наставников, связанная с противодействием экстремизма среди молодёжи [13], т.к. авторитет старших учащихся может оказать существенное влияние на мировоззрение юных спортсменов.
Таким образом, говоря о влиянии феномена наставничества более опытных спортсменов на сформированность ценностных ориентаций личности младших школьников, можно утверждать его высокую результативность. В рамках образовательного процесса спортивной школы единоборств младшие школьники знакомятся с нравственными ценностями и в случае с внутренней готовностью сотрудничать с наставником из числа более опытных спортсменов, наличия объединяющих факторов и благоприятного эмоционального фона присваивают эти ценности в виде ценностных ориентаций личности с тем, чтобы по происшествии времени иметь возможность самому транслировать их, обучая и наставляя младших по возрасту спортсменов.
Библиографический список
1. Холодкова О.Г., Манакова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. Барнаул, 2014.
2. Рачковская Н.А., Сероветникова С.А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г № 1125. Available at: https://base.garant.ru/
4. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Составитель Н.В. Вейкшан. Москва, 1989.
5. Шацкий С.Т. Дети - работники будущего. Москва, 1922.
6. Иорданский Н.Н. Кружковая и клубная работа в школе: хрестоматийный сборник. Москва - Ленинград, 1926.
7. Дейч Б.А. Использование потенциала разновозрастного взаимодействия на этапе зарождения дополнительного образования (внешкольной работы с детьми) в России. Гуманизация образовательного пространства: материалы Международной научной конференции. Саратов, 2016: 838 - 845.
8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983; Т. 1.
9. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура. Вестник НГПУ. 2017; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura
10. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988; Vol. 27 (3): 183 - 189. Available at: http://www.jstor.org/stable/1477189
11. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4: 12 - 17.
12. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
13. Долгушев Е.В., Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Выявление экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков и профилактическая деятельность в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 77 - 79.
References
1. Holodkova O.G., Manakova E.A. Psihologiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Barnaul, 2014.
2. Rachkovskaya N.A., Serovetnikova S.A. Filosofskie osnovy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti shkol'nika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Ob utverzhdenii osobennostej organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj, trenirovochnoj i metodicheskoj deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta Prikaz Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2013 g № 1125. Available at: https://base.garant.ru/
4. Tolstoj L.N. Pedagogicheskie sochineniya. Sostavitel' N.V. Vejkshan. Moskva, 1989.
5. Shackij S.T. Deti - rabotniki buduschego. Moskva, 1922.
6. lordanskij N.N. Kruzhkovaya iklubnaya rabota v shkole: hrestomatijnyj sbornik. Moskva - Leningrad, 1926.
7. Dejch B.A. Ispol'zovanie potenciala raznovozrastnogo vzaimodejstviya na 'etape zarozhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya (vneshkol'noj raboty s det'mi) v Rossii. Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Saratov, 2016: 838 - 845.
8. Makarenko A.S. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983; T. 1.
9. Dudina E.A. Nastavnichestvo kak osobyj vid pedagogicheskoj deyatel'nosti: suschnostnye harakteristiki i struktura. VestnikNGPU. 2017; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura
10. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988; Vol. 27 (3): 183 - 189. Available at: http://www.jstor.org/stable/1477189
11. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4: 12 - 17.
12. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
13. Dolgushev E.V., Rachkovskaya N.A., Efimenko V.N. Vyyavlenie 'ekstremistskih i terroristicheskih proyavlenij v povedenii podrostkov i profilakticheskaya deyatel'nost' v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 77 - 79.
Статья поступила в редакцию 03.05.21
УДК 376.1
Navolokin I.I., senior engineer, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots n.a. Hero of the Soviet Union A.K. Serov (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF EDUCATION OF THE MOTIVATION AND VALUE ATTITUDE OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL TO THE MILITARY PROFESSION AND MILITARY SERVICE. The article presents an analysis of the concepts of "value", "value relation" from the point of view of pedagogical science. The motivational component in the education of students' value attitude to work, to the future profession is considered. The author defines stages of education of students' motivational-value attitude to the profession. Various forms and methods of career guidance work of school specialists with students on the formation of a value attitude to future professional activities are presented. The role of motives in the formation of a value attitude to the profession, including the military profession, is considered. The problems that arise in the process of educating the motivational and value attitude of school students to their future profession are identified and characterized. The features of the educational work of the school on the formation of a motivational and value attitude to the military profession and military service among high school students are determined.
Key words: value, value attitude, value orientations, school students, career guidance work, problems of education, value of profession, value of work, value attitude to profession, military professions, military service.
И.И. Наволокин, ст. инженер, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова,
г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье представлен анализ понятий «ценность», «ценностное отношение» с точки зрения педагогической науки. Рассмотрен мотивационный компонент в воспитании ценностного отношения школьников к труду, к будущей профессии. Автором определены этапы воспитания мотивационно-ценност-ного отношения учащихся к профессии. Представлены различные формы и методы профориентационной работы специалистов школы с учащимися по формированию ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Рассмотрена роль мотивов в воспитании ценностного отношения к профессии, в том числе к профессии военного. Выявлены и охарактеризованы проблемы, возникающие в процессе воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся школ к будущей профессии. Определены особенности воспитательной работы школы по формированию мотивационно-ценностного отношения к военной профессии и военной службе у учащихся старших классов.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, учащиеся школы, профориентационная работа, проблемы воспитания, ценность профессии, ценность труда, ценностное отношение к профессии, военные профессии, военная служба.