Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЕДИНОБОРСТВ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельниченко Наталия Юрьевна

Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей спортивных школ единоборств в формировании ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива. В статье раскрываются вопросы непостоянства учебного контингента как фактора формирования разновозрастного коллектива в спортивных объединениях; даны возрастные и мотивационные характеристики, принимая во внимание которые можно минимизировать проблему «оттока» учебного контингента, тем самым влияя на общие итоги формирования ценностных ориентаций личности; даются характеристики младшего школьника, включенного в воспитательный процесс спортивной школы; приводится описание средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в спортивном объединении по единоборствам. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа проблемы непостоянства контингента учащихся спортивных школ предложены решения, способствующие минимизации «оттока» детей из спортивных объединений по единоборствам, из практики спортивных единоборств произведён отбор эффективных средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива спортивной школы. В результате проведённого исследования определена взаимосвязь между формированием разновозрастного коллектива в объединениях по спортивным единоборствам и проблемой нестабильности учебного контингента; на основе анализа возрастных характеристик найдены решения, способствующие минимизации этой негативно влияющей на целостность образовательной деятельности проблемы; выявлены свойственные спортивным единоборствам средства и приёмы формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельниченко Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MIXED-AGE GROUP OF CHILDREN’S SPORTS SCHOOL: THEORETICAL REVIEW

The purpose of the study is to provide theoretical substantiation of the potential of sports schools of martial arts for forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group. The article sheds light on the matters of the student body’s turnover as a factor in formation of a mixed-age group in sports associations; presents age and motivational characteristics, taking into account which, it is possible to minimise the problem of the student body’s “outflow”, thereby influencing overall results of personal value orientations formation; characterises a younger schoolchild participating in educational process of a sports school; describes means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in a sports association of martial arts. Scientific novelty of the study lies in the fact that, having analysed the problem of the student body’s turnover in sports schools, the author has proposed solutions that contribute to minimising children’s “outflow” from sports associations of martial arts, made a selection of effective means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group in a sports school from the practice of sports martial arts. As a result of the study, the author has determined relationship between mixed-age groups formation in associations of martial arts and the problem of the student body’s turnover; on the basis of an analysis of age characteristics, found solutions that contribute to minimising the issue that negatively affects educational activities integrity; identified means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group that are peculiar to sports martial arts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

3 rpärnoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 339-348 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 339-348

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы: теоретический обзор

Мельниченко Н. Ю.

Аннотация. Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей спортивных школ единоборств в формировании ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива. В статье раскрываются вопросы непостоянства учебного контингента как фактора формирования разновозрастного коллектива в спортивных объединениях; даны возрастные и мотивационные характеристики, принимая во внимание которые можно минимизировать проблему «оттока» учебного контингента, тем самым влияя на общие итоги формирования ценностных ориентаций личности; даются характеристики младшего школьника, включенного в воспитательный процесс спортивной школы; приводится описание средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в спортивном объединении по единоборствам. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа проблемы непостоянства контингента учащихся спортивных школ предложены решения, способствующие минимизации «оттока» детей из спортивных объединений по единоборствам, из практики спортивных единоборств произведён отбор эффективных средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива спортивной школы. В результате проведённого исследования определена взаимосвязь между формированием разновозрастного коллектива в объединениях по спортивным единоборствам и проблемой нестабильности учебного контингента; на основе анализа возрастных характеристик найдены решения, способствующие минимизации этой негативно влияющей на целостность образовательной деятельности проблемы; выявлены свойственные спортивным единоборствам средства и приёмы формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива.

EN

Formation of Personal Value Orientations in Younger Schoolchildren in Mixed-Age Group of Children's Sports School: Theoretical Review

Melnichenko N. U.

Abstract. The purpose of the study is to provide theoretical substantiation of the potential of sports schools of martial arts for forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group. The article sheds light on the matters of the student body's turnover as a factor in formation of a mixed-age group in sports associations; presents age and motivational characteristics, taking into account which, it is possible to minimise the problem of the student body's "outflow", thereby influencing overall results of personal value orientations formation; characterises a younger schoolchild participating in educational process of a sports school; describes means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in a sports association of martial arts. Scientific novelty of the study lies in the fact that, having analysed the problem of the student body's turnover in sports schools, the author has proposed solutions that contribute to minimising children's "outflow" from sports associations of martial arts, made a selection of effective means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group in a sports school from the practice of sports martial arts. As a result of the study, the author has determined relationship between mixed-age groups formation in associations of martial arts and the problem of the student body's turnover; on the basis of an analysis of age characteristics, found solutions that contribute to minimising the issue that negatively affects educational activities integrity; identified means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group that are peculiar to sports martial arts.

Обзорная статья (review) | https://doi.org/10.30853/ped210066

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность темы исследования, с одной стороны, обусловлена социально-экономическими причинами, с другой - психологическими и психофизиологическими изменениями ребенка 6-11 лет, которые придают ему черты эмоционально-волевой инфантильности, физической ослабленности и нестандартности интеллекта [48]. Вызывают опасения негативные влияния на ценностные ориентации личности средств массовой информации [50, с. 7]. В свою очередь, дополнительное образование заполняет досуг ребёнка, одновременно решая задачи образовательного и воспитывающего характера, тем самым способствуя нравственному становлению и формированию ценностных ориентаций личности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать проблему нестабильности контингента учащихся спортивных школ как фактора формирования разновозрастного коллектива учащихся в спортивной школе единоборств;

- исходя из возрастных характеристик учащихся, описать их мотивацию к занятиям спортивными единоборствами и возможные профилактические меры «оттока» контингента;

- определить средства и приёмы формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях разновозрастного объединения по спортивным единоборствам.

Решение поставленных задач потребовало следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение практик спортивных единоборств по формированию нравственности; анкетирование и опрос; беседа; педагогическое наблюдение; анализ практической деятельности; педагогический эксперимент.

Теоретической базой исследования послужили педагогические взгляды А. С. Макаренко [24; 25], научные исследования специалистов по спортивным единоборствам [7; 17], труды ученых Д. И. Фельдштейна [48], Б. В. Куприянова, С. Г. Косарецкого, О. В. Миновской, Л. С. Ручко [15; 19-21], Л. В. Байбородовой [56], О. Г. Холодковой [50; 51], раскрывающие вопросы формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования. Статья может представлять интерес для специалистов детско-юношеских спортивных школ, спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, материалы статьи могут использоваться в системе повышения квалификации тренерско-преподавательского состава, в системе обучения специалистов в области спортивных единоборств, в системе дополнительного образования детей.

Предпосылки формирования разновозрастного коллектива учащихся спортивной школы единоборств, обусловленные проблемой непостоянства учебного контингента учреждений дополнительного образования

Дополнительное образование спортивной направленности в Российской Федерации является важным пунктом в повестке дня государственной образовательной политики. Досуговая деятельность регламентируется многими нормативными актами [31; 33; 34; 36] и отмечается государством как «эффективный механизм отбора одаренных детей» [36]. Развитие системы дополнительного образования рассматривается в контексте реализации национального проекта «Образование», в котором выделяются задачи повышения качества жизни наших граждан, поиска нового стимула для развития человеческого капитала [31].

О потенциале сферы дополнительного образования как внешкольной форме развития детей пишут многие исследователи [5; 10; 53; 55; 57]. С позиций сохранения и укрепления здоровья дополнительное образование рассматривают авторы Б. В. Сергеева, Д. А. Игнатова [44], О. П. Грицина, Л. В. Транковская, Л. Н. На-гирная [8], С. Л. Валина, И. Е. Штина, А. М. Ямбулатов, О. Ю. Устинова [54].

Одной из проблем, свойственных дополнительному образованию, является нестабильность обучающегося контингента. На это указывают авторы Е. В. Батина [5], С. А. Хазова [49]. Как правило, ежегодный «отток» учащихся или их перевод на другие отделения составляет не менее 15% от изначального их числа. При этом еще 32% от числа учащихся имеют желание изменить свой выбор, но пока еще это желание не осуществили [5, с. 53].

В регионах, где существует профицит дополнительного образования относительно количества имеющихся потребителей, процент «оттока» учащихся ещё выше. Рассмотрим эту проблему на примере Камчатского края, где ежегодно на протяжении учебного года подвижность учебного контингента в спортивных школах составляет не менее 25% от общего числа учащихся [28]. На территории региона проживают почти девятнадцать тысяч школьников. Дети имеют возможность бесплатно обучаться в восемнадцати спортивных школах, пяти музыкальных, одной большой художественной, в трёх больших центрах детского творчества, в сети технически направленных школ и во множестве секций и кружков, организованных на базе общеобразовательных школ. Многие из детей числятся в двух, а порой и трёх учреждениях [15, с. 10]. Музыкальные и художественные школы, как правило, производят набор на конкурсной основе, поэтому обучаться в них могут не все желающие, а только те, кто поступил. Остальные дети приходят в спортивные школы, которые год от года находятся в жесткой конкурентной борьбе за каждого учащегося.

Посредством опроса отчисленных или желающих покинуть объединение нами были выявлены причины нежелания заниматься в спортивной школе единоборств. Как правило, причины состоят в том, что не понравился

вид спорта; не подошёл тренер или не сложились взаимоотношения в коллективе; досуговая деятельность занимает много времени; получил травму - теперь не хочет ходить; в спортивном объединении с одногруп-пниками не нашлось новых друзей или имеющиеся друзья ушли в другую секцию; ребёнок испытал ситуацию неудачи - теперь не интересно и т.д.

В большинстве случаев дети не уходят окончательно, а меняют объединение или направленность досуго-вой деятельности на другую. Процесс отчисления старых и зачисления новых детей происходит на протяжении всего учебного года, с сентября по май.

С одной стороны, в этой подвижности и «текучести» контингента для каждого отдельного учащегося можно найти плюсы: во время поиска себя приобретаются, пусть и поверхностные, умения и навыки, которые помогают ему в повседневности. Ребёнок играет в футбол, баскетбол, волейбол на уровне, который будет выше сформированного школьной программой; поверхностно приобрёл навыки рисования; знаком с программированием или без труда может собрать из «Лего» маленького робота; сдать нормативы ГТО [4], поскольку умеет и плавать, и бегать на лыжах. Но, с другой стороны, в таких условиях представляет трудность реализация дополнительной образовательной программы, уменьшается процент прироста мастерства и повышения квалификации спортсмена и могут нивелироваться результаты проведенной педагогом воспитательной работы, в том числе и по формированию ценностных ориентаций личности.

Таким образом, нами определена проблема нестабильности учебного контингента как основная причина формирования разновозрастного коллектива в спортивной школе единоборств. Существующая ситуация снижает эффективность как реализации образовательных программ, так и проведения работы по воспитанию ценностных ориентаций личности. Формирование разновозрастного коллектива в ситуации нестабильности учебного контингента обосновано экономически. Оплата педагогу за труд происходит исходя из подушевого финансирования, то есть тренеру-преподавателю ежемесячно за каждого посещающего ребёнка выплачивается определённый процент (от 2,2% и выше) от ставки заработной платы. С целью оптимизации рабочего времени многими принимается решение об объединении разных групп в рамках одного времени занятий. Такой формат группы рекомендован на законодательном уровне [35] и в данном случае является наиболее подходящим. Учащиеся объединяются в разновозрастные коллективы, в которых возрастной диапазон может колебаться в пределах от шести до восемнадцати лет. Конечно, в отличие от школьной системы, где программа выстраивается исходя из возрастных характеристик, такой разброс возрастов в спортивном образовании и в деятельности по формированию ценностных ориентаций личности предполагает совсем иные подходы. Рассмотрим их в следующей части нашей обзорной статьи.

Возрастные и мотивационные характеристики учащихся спортивной школы единоборств,

влияющие на стабильность учебного контингента

и, как следствие, на непрерывность образовательной деятельности

Формирование ценностных ориентаций личности и спортивное образование в условиях разновозрастного коллектива спортивной школы единоборств обладают своей спецификой, отличающейся от объединений, в которых обучаются дети одного возраста. Причиной формирования разновозрастного коллектива является недостаточность или непостоянство учебного контингента. Представляет сложность не столько сам факт наличия разновозрастного коллектива, сколько проблема «оттока» детей из объединения. По причине того, что формирование ценностных ориентаций личности представляет собой непрерывную деятельность на долгосрочной основе, которую достаточно сложно осуществлять в условиях постоянно меняющегося учебного состава, необходимо проводить работу по сохранению стабильного контингента.

Чтобы частично решить проблему «текучести», нужно понимать причины, по которым дети приходят и, главное, остаются в спортивном объединении. Рассмотрим эти причины на примере секций по спортивным единоборствам. Дети дошкольного возраста приходят в спортивные объединения по инициативе родителей. Наблюдается определённая система: примерно половина из них поступает на обучение восточным единоборствам, в которых очень сильна воспитывающая сторона за счет существующего в них свода правил, ритуалов, и минимален риск травматизма. Другая часть родителей имеет желание отдать своего ребёнка в спорт с ярко выраженным прикладным характером: на смешанное боевое единоборство (ММА), рукопашный бой, кикбоксинг и т.д. Часто основными мотивами родителей выступает желание «вырастить настоящего мужчину», «научить защищаться», «чтобы никто не обижал». Нужно отметить, что во втором случае процент «оттока» очень большой. Не каждый дошкольник готов нести груз такой ответственности и не каждый из них способен в этом возрасте получить удовольствие от занятий, в которых ему приходится сносить, пусть и безболезненные, но всё же удары.

Формирование ценностных ориентаций личности детей дошкольного возраста происходит на основе актуализации эмоционально-оценочного компонента, чему способствует создание благоприятного эмоционального фона, наличие уважительных и доброжелательных взаимоотношений, приоритет использования игрового метода и др. Такие же акценты необходимо ставить и при построении учебно-тренировочного занятия. К сожалению, в единоборствах наблюдается тенденция преобладания технико-тактической подготовки и достаточно сурового подхода со стороны тренера-преподавателя. Для дошкольника, у которого присутствует яркая потребность в наличии положительных эмоций и для которого приоритетной деятельностью является игровая, такая тенденция в организации образовательной деятельности часто является причиной нежелания заниматься.

Среди подростков, юношей и девушек чаще всего преобладает прикладной мотив. Некоторым нужен «выплеск» агрессии, им необходимо «спарринговаться», бороться. Такие спортсмены тяготеют к воинской специфике, состоялись как единоборцы и во время поединка испытывают состояние успешности, ощущают себя непобедимыми, стремятся к лидерству, имеют высокие притязания, целеустремлены. Другие ребята приходят в секцию для того, чтобы научиться себя защищать или приобрести уверенность в собственных силах, реализовать коммуникативную потребность в компании со сверстниками.

Наибольшее влияние на ценностные ориентации личности подростков, юношей и девушек оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для них эталоном [43, с. 112]. В спортивном объединении учащихся этой возрастной группы привлекает наличие сплочённого коллектива и возможность реализовывать свои потребности.

Интересы младшего школьного возраста отличаются динамичностью. Они неустойчивы [23], недолговечны [41], ситуативны [30] и поверхностны [9]. Исходя из данных анкетирования и опроса, проведенных специалистами МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 5» города Петропавловска-Камчатского, младшие школьники приходят в спортивное объединение и остаются в нем чаще всего из-за наличия в нём друзей и из-за сложившихся доброжелательных отношений с тренером-преподавателем. Общение, принятие, включение в сообщество, похвала и одобрение являются основными мотивами. С одной стороны, младшему школьнику важно чувствовать, что у него все получается; с другой, - спортивные амбиции (стать великим спортсменом, получить черный пояс, и желательно побыстрее) носят поверхностный характер или проявляются только в мечтах. Отсутствует желание много и ежедневно трудиться, что является основой достижения успеха, хотя определённые ориентиры ребенок перед собой ставит: быть похожим на тренера [26, с. 19], киногероя, суперчеловека [37] или на кого-то из знаменитых спортсменов.

На формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях дополнительного спортивного образования оказывают влияние авторитет и поступки значимого взрослого. В данном конкретном случае таким значимым взрослым является тренер-преподаватель, транслирующий свои ценностные ориентации личности. Вообще, в младшем школьном возрасте отношение к педагогу некритическое, для них любое слово тренера-преподавателя - закон. Младшему школьнику присуще стремление получить одобрение взрослого, быть похожим на значимого взрослого. От тренера-преподавателя младшие школьники ожидают только позитивных эмоций и положительного к себе отношения. Для ребёнка этого возраста авторитет тренера - непреложен, его решения могут огорчать младшего школьника, но всегда принимаются как правильные.

Кроме того, анализ практической деятельности вскрыл существующую тенденцию. Не у каждого педагога процент «оттока» одинаковый. В тех объединениях, в которых педагогом искусственно создаётся конкурентная среда, когда зачисляют в списочный состав не всех учащихся, а только тех, кто прошёл отбор, или в объединениях, в которых обучение предполагает ежемесячную оплату, «отток» значительно ниже. В то же время в объединениях с очень разнообразными по наполняемости и интересными занятиями, но при отсутствии требовательности к дисциплине «отток» учащихся также будет высокий.

Помимо этого, необходимо отметить, что в проблеме сохранения учебного контингента существуют не только объективные причины, связанные с возрастными, мотивационными характеристиками учащихся и требовательностью к дисциплине. В практике наблюдается ряд субъективных причин, таких как предрасположенность ребёнка к той или иной досуговой деятельности; характер учащегося, его склонность к агрессии или полное нежелание вступать в конфликты; степень развитости у учащихся волевых качеств личности и физических качеств, необходимых для обучения спортивным единоборствам; личностная направленность тренера-преподавателя, степень его профессионализма и его умение выстраивать диалоговое взаимодействие с детьми. Некоторые параметры возможно скорректировать, способствуя тем самым сохранности учебного контингента. Например, дети с плохо развитыми физическими и волевыми качествами будут испытывать серьёзные сложности в освоении образовательной программы и, следовательно, не будут удовлетворены учебно-тренировочным процессом. Сохранению такой категории детей будет способствовать внедрение индивидуального образовательного маршрута, в котором степень физической и технико-тактической нагрузки будет варьироваться в зависимости от имеющихся достижений ребёнка. Не менее важным является проведение работы по становлению профессиональных качеств и формированию личностных представлений тренера-преподавателя. Осуществлять это можно как посредством его обучения, так и путём создания ряда внутренних нормативных актов, регламентирующих вопросы этики общения с учащимися и коллегами, правил организации образовательной деятельности, порядка оценивания учащихся и др.

Таким образом, на сохранность учебного контингента и, как следствие, на непрерывность образовательной деятельности влияет ряд причин субъективного и объективного характера. Субъективные причины отражают индивидуальные личностные характеристики учащегося и тренера-преподавателя. Объективные причины указывают на наличие со стороны педагога требовательности к дисциплине и на возрастные и мо-тивационные характеристики учащихся спортивной школы единоборств.

Работая с детьми дошкольного возраста, важно учитывать их возрастные особенности: приоритет игровой деятельности, специфику развития костно-мышечного аппарата, особенности процессов внимания и т.д. Также особенный акцент нужно делать на создании благоприятного эмоционального фона, выстраивании взаимоотношений с родителями, на максимальном их включении в учебно-тренировочный процесс. Хорошо влияют на сохранение учебного контингента трансляция в социальных сетях и мессенджерах видеозаписей

и фотографий с учебно-тренировочных занятий; похвала и одобрение детей [39, с. 71]; привлечение их к соревновательной деятельности в рамках их возрастной группы - другими словами всё то, что может говорить об успешности ребёнка и его перспективах.

Сохранение контингента учащихся младшего школьного возраста наилучшим образом осуществляется посредством создания дружного коллектива единомышленников, уважительно и доброжелательно относящихся друг к другу, проектирования ситуаций успеха при учёте возрастных и личностных особенностей каждого ребёнка.

Среди учащихся подросткового и юношеского возраста сохранение контингента происходит лучше, если акцент на учебно-тренировочных занятиях носит прикладной характер и педагогом проводится работа по сплочению коллектива.

Специфика формирования ценностных ориентаций младших школьников в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы единоборств

Основную сложность при организации воспитательной работы в разновозрастном коллективе детской спортивной школы единоборств составляет построение учебно-тренировочного занятия таким образом, чтобы оно соответствовало возрастным и личностным особенностям каждого члена объединения. Если в дошкольном и частично младшем школьном возрасте приоритетными являются игровые формы деятельности, то для подростков и юношей наиболее интересно будет проходить такое занятие, при котором акцент будет выполнен на технико-тактической стороне подготовки. Своего рода выходом из этой ситуации может стать деление занимающихся на малые группы и проведение воспитательной работы с учётом возраста детей.

Формирование разновозрастного коллектива детской спортивной школы единоборств происходит в соответствии с главными концептуальными основами педагогических взглядов А. С. Макаренко - постановкой акцентов на формировании личности и на труде как форме деятельности, «через те взаимодействия, в которые человек включается в коллективной деятельности» [24, с. 224]. Воздействие на личность учащегося происходит как усилиями педагога, так и средствами коллектива. Среди основных ценностей, присущих сфере спортивных единоборств, на первом месте находятся честность, великодушие, способность брать ответственность за свои поступки и волевые проявления.

Честность, великодушие и ответственность - качества, являющиеся мерилом нравственности. В это понятие вкладываются правдивость, принципиальность, верность принятым обязанностям, искренность, открытость мыслей, чувств, намерений и т.д. Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности, решением общих задач, спортивной этикой, правилами поведения в поединках и т.д. [29, с. 35-36]. Формирование волевых качеств обусловлено спецификой спортивной деятельности - сложностями учебно-тренировочного процесса, решением совместных спортивных задач, приобретением физической подготовленности и технико-тактических знаний и умений.

Психолого-педагогическое сопровождение при формировании коллектива осуществляется тренером-преподавателем. При этом, помимо профессиональных компетенций, педагог, являясь «объектом для подражания» [47, с. 100], должен обладать определёнными личностными характеристиками: наличием чувства такта, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью, креативностью, жизнеспособностью, ответственностью, надёжностью, способностью к самоорганизации, наличием лидерских качеств [32] и, самое главное, иметь те ценностные ориентации личности, которые предлагаются к присвоению учащимся [47, с. 100].

Важными профессиональными знаниями педагога спортивной школы единоборств является понимание последовательности и методики формирования ценностных ориентаций личности в условиях разновозрастного коллектива. Многие исследователи исходят из следующей последовательности: формирование у ребёнка знаний о нравственной ценности, создание условий для положительного эмоционального оценивания нравственной ценности, повышение мотивации и потребности к присвоению ценностной ориентации личности, стимулирование трансляции сформированной ценностной ориентации личности в поведении ребенка [1; 6; 14; 27].

Рассмотрим специфику формирования ценностных ориентаций личности учащихся младшего школьного возраста в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы единоборств. Для начала уточним категорию понятия «ценностные ориентации личности». Необходимо отметить, что оно является междисциплинарным и рассматривается в контексте множества наук: философии, социологии, юриспруденции и т.д. В психологии и педагогике под ценностными ориентациями личности понимаются структуры личности, определяющие мотивацию поведения, качества личности и степень приобщённости человека к нормам общественной морали, рассматривающиеся с точки зрения механизмов их формирования как «целенаправленная деятельность по созданию условий для ознакомления, активного принятия и нахождения воспитанником собственного личностного смысла общечеловеческих ценностей» [40, с. 36].

Выбор возрастной группы был обусловлен её высокой степенью сензитивности к присвоению ценностных ориентаций, что подтверждается трудами учёных Г. Крайг, Д. Бокума [16], В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман [9], А. В. Савченко [42], Т. А. Антопольской, О. Ю. Байбаковой, С. С. Журавлевой [3]. В младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования, как рефлексия [12], саморегуляция своей деятельности, самоорганизованность, ответственность, наличие устойчивых форм поведения на основе усвоенных нравственных эталонов [51]. Ребёнок начинает видеть причины недостатков своего поведения в своем характере. В. В. Давыдов, В. А. Слободчиков и Г. А. Цукерман обозначают это явление как «персонализацию» [9].

Потребность младшего школьника соответствовать нравственным ценностям и идеалам напрямую зависит от понимания ребенком этих ценностей. В младшем школьном возрасте ознакомление ребёнка с нравственной ценностью и рефлексия могут осуществляться разными способами: посредством диалогового взаимодействия, на личном примере тренера-преподавателя и старших учеников, с помощью игры: подвижной, ролевой [21], интеллектуальной и др. На основе поставленного сотрудниками МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 5» педагогического эксперимента был разработан комплекс коллективных игр с мячом, способствующий эффективному формированию ценностных ориентаций личности дошкольников и младших школьников. Например, в адаптации игры «Съедобное - несъедобное», где в роли «съедобного» выступает положительное качество, дети знакомятся с нравственными ценностями, а благоприятный эмоциональный фон, существующий во время проведения упражнения, и разъяснения педагога помогают закрепить ценность в сознании ребенка как нужную и важную.

Игра с мячом «Наоборот» предполагает, что на озвученную положительную ценность личности ребёнок, поймавший мяч, одновременно называет противоположное указанной положительной ценности личности качество и возвращает мяч обратно. Можно усложнить игру «Наоборот» и провести её в виде упражнения, когда ребёнок передаёт мяч, при этом называет отрицательное качество, свойственное только ему, а другие ребята передают мяч друг другу по кругу и называют его положительные качества. Одной из особенностей спортивных единоборств является то, что чаще всего во время проведения такой игры отрицательным качеством выступает «люблю драться», «всех бью» и т.д. Действительно, среди детей, обучающихся спортивным единоборствам, всегда отмечается повышенный уровень конфликтности, что обусловлено как спецификой вида спорта, так и личностными особенностями детей, которые к нему тяготеют и имеют предрасположенность [38].

Повышению устойчивой смыслообразующей мотивации и потребности к присвоению ценностной ориентации личности младшего школьника может способствовать его включение в разного рода коллективную деятельность: добровольческую; внеурочную, с выездом на природные объекты Камчатского края; разнообразные экскурсии; спортивные праздники и т.д. [52]. Такого рода деятельность приводит к возникновению мотивации и потребности, подчинённым принципу ценности личности, на который указывает И. Ю. Кулагина [18].

Младший школьный возраст отмечается авторами как переходный, «взятый в границах двух кризисов». В этом возрасте требуется усиленное внимание со стороны взрослых, которые должны грамотно и с учетом всех возрастных и личностных особенностей организовать образовательный процесс, создать необходимые условия для устойчивого формирования ценностных ориентаций личности. Младший школьник находится под влиянием новых отношений с взрослыми (учителем, тренером-преподавателем) и сверстниками (одноклассниками, одногруппниками), новых видов деятельности, включен в целую систему коллективов (общешкольного, классного, группового). Самооценка младшего школьника, чаще всего высокая, вследствие внешнего оценивания и сравнения с другими детьми испытывает трансформации [2, с. 205; 13]. В младшем школьном возрасте детям (особенно мальчикам) свойственно стремиться к лидерству [45]. В борьбе за неформальный социальный статус дети, особенно физически слабые, не умеющие «толкаться локтями», могут быть отодвинуты в самый низ социальной лестницы [22, с. 15]. В спортивной школе единоборств эти проблемы нивелируются уже сложившейся системой наставничества более опытных спортсменов.

Система наставничества в спортивной школе единоборств занимает важное место в иерархии средств формирования ценностных ориентаций. Наставниками в коллективе учащихся выступают более опытные спортсмены. Основной задачей наставников является помощь тренеру-преподавателю в реализации образовательной программы и соответствующего раздела по формированию ценностных ориентаций личности. Наставник в спортивной секции не только обладает спортивным мастерством, но и являет собой пример нравственности, хорошо знаком с традициями, правилами, устоями, обладает свойственными спортсменам ценностными ориентациями личности. Как правило, он имеет длительный стаж занятий и спортивные достижения. Авторитет наставника закреплен, с одной стороны, в определённых привилегиях, а с другой - в его обязанностях. К привилегиям относят право подъема флага на соревнованиях, право выводить парад, право осуществлять судейство схваток на учебно-тренировочных занятиях и на соревнованиях и др. [28].

Из всего разнообразия спортивных единоборств наставничество более старших учащихся сильнее всего развито в восточных единоборствах. Спортсменов, имеющих достаточную подготовку для того, чтобы выступать в роли наставника, в иерархии коллектива называют «сэмпай», что означает «старший ученик». Сэм-пай - правая рука тренера-преподавателя (сэнсея). Сэмпай обладает высоким поясом, начиная от 2 кю -до черного. Черный пояс - признак мастерства. Квалификация черных поясов тоже разделяется в зависимости от данов, их, как правило, десять. Считается, что наибольших вершин в спорте достиг мастер, у которого черный пояс истерся до белого цвета - цвета чистоты помыслов и полной самоотверженности в спорте.

Важным для формирования разновозрастного коллектива является наличие в нем традиций, способствующих сплочению, являющихся ориентирами и регуляторами поведения младших школьников. Наиболее ярко проблема создания традиций была раскрыта в трудах А. С. Макаренко. Теоретически обосновывая и применяя на практике метод «накопления традиций», великий педагог выстраивал своё учение о взаимных связях, зависимости внутри коллектива и стадиях формирования коллектива. Большое значение имела его идея о связи перспективы и традиций. По утверждению А. С. Макаренко, реализуемая перспектива закрепляется в традициях, а сложившаяся традиция требует новой перспективы, приобретая практическое значение [25, с. 83].

Традиции спортивной школы единоборств представлены ритуалами, обычаями, символикой, этикетом, правилами, праздниками, конференциями, встречами, декадами, внешним видом, поведением, церемониями, песнями и другими проявлениями [11, с. 113].

Рассмотрим эффективность системы традиций на примере существующих в спортивных единоборствах ритуалов. Воспитательное воздействие ритуалов заключается в создании образа нравственного и контролирующего свое поведение спортсмена-единоборца. Ритуальными средствами выступают требования к форме, уважительные и сдержанные взаимоотношения в группе, определённая иерархия подчинения, ежедневное проговаривание свода правил, отражающих требования к нравственности и поведенческим проявлениям. В восточных боевых единоборствах, содержащих в своей основе японское нравственное воспитание [46, с. 82], такое проговаривание называется «Додзе-кун» или «Клятва». Как правило, его текст в общих чертах во всех восточных искусствах направлен на формирование нравственности, волевых качеств и уважительного отношения между всеми участниками образовательного процесса. Например, в карате «Сётокан» Додзе-кун состоит из утверждения: «Каратэ помогает нам совершенствовать свой характер, быть честным, добросовестным, доброжелательным, внимательным и старательным, уважать окружающих людей и не допускать проявления агрессивности» [17, с. 20]. В других видах единоборств (европейского, российского происхождения) ритуал сосредоточен в отсылке к Кодексу чести единоборца. Содержание Кодекса не регламентировано стандартами, но, как правило, тоже обозначает императивы нравственных и волевых проявлений. Например, в МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 5» города Петропавловска-Камчатского Кодекс чести состоит из следующих положений (https://dussh-5.kamch.sportsng.ru):

Уважай старших, чти тренера.

Не допускай трусости, подлости, двуличия и предательства.

Веди здоровый образ жизни.

Люби и береги свою большую и малую Родину.

Применяй свои навыки только для обороны в случае опасности и для защиты своей Родины.

Будь честен по отношению к самому себе и к окружающим.

Уважай своего соперника, но всеми силами старайся победить.

Защищай слабых, не обижай младших.

Всегда стремись быть лучше.

Помни! Только твой усердный труд приведёт к победе!

Таким образом, нами определена специфика спортивных единоборств, предполагающая ряд оригинальных для системы образования, но в то же время эффективных для формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника средств и приёмов. В той или иной степени они свойственны всем видам спортивных единоборств, поскольку имеют воинскую направленность и традиции, уходящие корнями в века. Применение игрового метода на учебно-тренировочном занятии с дошкольниками и младшими школьниками расширяет диапазон традиционно существующих средств и приёмов, но, используясь в рамках учебно-тренировочного занятия по спортивным единоборствам, является специфичным и нацелено на формирование ценностных ориентаций личности, свойственных спортсменам-единоборцам.

Заключение

Таким образом, произведенный согласно цели данной статьи теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива показал наличие богатого арсенала средств педагогических воздействий, свойственных спортивным единоборствам, позволил сделать следующие выводы.

1. Значимой проблемой, оказывающей влияние на итоги воспитательной работы в спортивной школе единоборств, становится нестабильность учебного контингента. Рассматривая формирование ценностных ориентаций личности как совместную деятельность всех участников образовательного процесса, можно утверждать наличие высокой результативности только при условии непрерывности образовательной деятельности. Поэтому так важно проводить работу по сохранению постоянного состава спортивного объединения.

2. На мотивацию к занятиям спортивными единоборствами детей дошкольного возраста напрямую влияют наличие благоприятного эмоционального фона, уважительных и доброжелательных отношений и приоритет в применении игрового метода. Младшие школьники, обладающие свободой выбора и динамичностью интересов, представляют особую группу риска в проблеме нестабильности учебного контингента. Мотивационные предпочтения к занятиям спортивными единоборствами преимущественно сосредоточены на общении с друзьями и наличии симпатии к тренеру-преподавателю. Подростки и юноши, обладающие в силу возраста развитой рефлексией, приходят в объединение целенаправленно, желая приобрести навыки единоборств, хорошую физическую форму и реализовать коммуникативную потребность в компании со сверстниками.

На проблему нестабильности учебного контингента влияют причины субъективного характера, которые зависят от личностных характеристик учащегося и тренера-преподавателя: предрасположенности ребёнка к той или иной досуговой деятельности; характера учащегося; степени развитости у учащихся волевых качеств личности и физических качеств; личностной направленности, профессионализма тренера и его умения выстраивать диалоговое взаимодействие с детьми, а также причины объективного характера, связанные с наличием или отсутствием требовательности к дисциплине и искусственно созданными конкурентными условиями, а также с возрастными и мотивационными характеристиками учащихся. Профилактическими мерами «оттока» учебного контингента в данном случае будут являться разработка для учащихся индивидуальных образова-

тельных маршрутов, повышение профессиональных показателей педагогов и создание ряда внутренних нормативных актов, регламентирующих порядок и качество оказания образовательной деятельности.

Профилактической мерой «оттока» при работе с детьми дошкольного возраста является такая организация образовательной деятельности, при которой в её содержании отдаётся приоритет игровой деятельности, на занятии присутствует доброжелательная атмосфера, взаимоотношения с родителями выстраиваются исходя из принципа максимального включения в учебно-тренировочный процесс. Немалую роль при работе с детьми этого возраста играют трансляция в социальных сетях и мессенджерах видеозаписей и фотографий с учебно-тренировочных занятий; похвала и одобрение детей; привлечение их к соревновательной деятельности в рамках их возрастной группы. Сохранение контингента учащихся младшего школьного возраста осуществляется посредством создания дружного, доброжелательного, сплочённого коллектива, наличия симпатии к тренеру-преподавателю и признания его авторитета, проектирования педагогом ситуаций успеха при учёте возрастных и личностных особенностей каждого ребёнка. Меры профилактики «оттока» учебного контингента среди учащихся подросткового и юношеского возраста предполагают прикладной характер учебно-тренировочного занятия и проводимую педагогом работу по сплочению коллектива.

3. Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива будет наиболее эффективным при дифференцировании на малые группы и проведении воспитательной работы с учётом возрастных и личностных особенностей. Описанная в статье специфика формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника сосредоточена на таких средствах и приемах, как диалоговое взаимодействие с педагогом и остальным коллективом; добровольческая деятельность; система наставничества; моделирование благоприятного эмоционального фона и интересной внеурочной деятельности; наличие традиций и ритуалов, свойственных спортивным единоборствам; организация разного рода игр; выезды на природные объекты, разнообразные экскурсии, спортивные праздники.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении вопросов формирования ценностных ориентаций личности в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы единоборств, в том числе поиске дополнительных средств, которые будут показывать высокую степень эффективности в исследуемой нами проблеме.

Источники | References

1. Абросимова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 301 с.

2. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203-223. DOI: 10.17323/ 1814-9545-2019-3-203-223.

3. Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289-300. DOI: 10.32744/pse.2019.5.21.

4. Аршинник С. П., Лысенко В. В., Костенко Е. Г. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 203-216. DOI: 10.32744/pse.2020.4.14.

5. Батина Е. В. Особенности взаимодействия участников образовательных отношений в выборе направлений дополнительного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56. DOI: 10.14529/ped190304.

6. Брюхова Ю. П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста: дисс. ... к. пед. н. М., 2010. 233 с.

7. Голец А. В. Воспитательный потенциал спортивных единоборств: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. аграр. ун-та им. А. А. Ежевского, 2015. 252 с.

8. Грицина О. П., Транковская Л. В., Нагирная Л. Н. Гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 185-189. DOI: 10.18821/00169900-2016-95-2-185-189.

9. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.

10. Ермакова А. А. Творческое разновозрастное объединение дополнительного образования как форма социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2010. № 23 (199). С. 121-126.

11. Жолован С. В. Традиции как фактор развития образовательной системы школы: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2003. 204 с.

12. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90-99.

14. Калинина Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе: дисс. ... к. пед. н. Иркутск, 2013. 225 с.

15. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Результаты социологических исследований потребления населением услуг в сфере дополнительного образования // Педагогический поиск. 2016. № 2S. С. 9-11.

16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Изд-е 9-е. М.: Питер, 2004. 939 с.

17. Крошкин А. Н. Каратэ Сёторэнмэй: вчера, сегодня, навсегда. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2010. 200 с.

18. Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100-109. DOI 10.17759/chp.2015110309.

19. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: дисс. ... д. пед. н. Кострома, 2011. 616 с.

20. Куприянов Б. В. Уклады школьной жизни // Директор школы. 2016. № 2 (205). С. 85-91.

21. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Ручко Л. С. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практ. пособие. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 264 с.

22. Куценко Е. «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?». Чего боятся младшие школьники? // Школа для родителей. 2015. № 1. С. 14-23.

23. Люблинская А. А. Восприятие и представления в мышлении ребенка // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 77-83.

24. Макаренко А. С. Традиции // Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. С. 222-228.

25. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания: в 9-ти ч. / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2007. Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. 536 с.

26. Максачук Е. П. Спортивное воспитание в формировании личности юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 18-20.

27. Мамышева З. З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: дисс. ... к. пед. н. Майкоп, 2011. 262 с.

28. Мельниченко Н. Ю., Рачковская Н. А. Наставничество опытных спортсменов как принцип формирования ценностных ориентаций личности в спортивной школе единоборств // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 221-224.

29. Меттини Э. Концептуальные основы философских взглядов А. С. Макаренко на воспитание личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 32-41.

30. Морозова Н. Г. Гуманистические основы современной школы // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII Всеросс. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. (г. Славянск-на-Кубани, 5 апреля 2014 г.) / Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани. Славянск-на-Кубани, 2014. С. 55-57.

31. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj. xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения: 10.05.2021).

32. Никитин С. И. Личностные качества руководителя как фактор групповой сплоченности коллектива // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 256-264.

33. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/skachat-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 10.05.2021).

34. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 10.05.2021).

35. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: Приказ Минспор-та России от 27.12.2013 № 1125 (зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2014 № 31522). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160002/ (дата обращения: 10.05.2021).

36. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 10.05.2021).

37. Очеретяный К. А. Супернегерой: от суперсилы к ультранасилию // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. № 3. С. 27-46. DOI: 10.46539/gmd.v2i3.109.

38. Петрыгин С. Б. Проявление агрессии у подростков, занимающихся контактными видами единоборств // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. № 4 (37). С. 23-34.

39. Попова М. В., Веселова Е. К., Коржова Е. Ю., Макарова Т. А. Уровень спортивной квалификации в контексте оценки нравственной направленности личности // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 69-71.

40. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2014. № 2. С. 34-41.

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 720 с.

42. Савченко А. В. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы: дисс. ... к. пед. н. Саратов, 2008. 164 с.

43. Сельцова И. А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 111-115.

44. Сергеева Б. В., Игнатова Д. А. Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 209-214.

45. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58-66.

46. Сяохуэй Я. Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 2. С. 76-91.

47. Трофимова Н. Б., Карпенко О. А. Коллективные взаимоотношения младших школьников: их становление и развитие в процессе учебной деятельности // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. докладов I Всеросс. науч.-практ. заочной конф. (с междунар. участием) (г. Казань, июнь 2015 г.) / науч. ред. А. В. Гумеров. Казань: Отечество, 2015. С. 99-108.

48. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 4. С. 3-12.

49. Хазова С. А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 273-279.

50. Холодкова О. Г. Особенности нравственного самосознания младших школьников // Педагогический университетский вестник Алтая. 2009. № 2. С. 7-8.

51. Холодкова О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2015. 192 с.

52. Ческидова И. Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 248-253.

53. Шкунова А. А., Прохорова М. П. Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 230-234.

54. Штина И. Е., Валина С. Л., Ямбулатов А. М., Устинова О. Ю. Особенности основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 1. С. 62-70. DOI: 10.24411/0042-8833-2019-10007.

55. Ярославкина Е. В. Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63: в 4-х ч. Ч. 3. С. 346-349.

56. Baiborodova L. Learning in Mixed-Aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. № 3 (5). P. 132-144.

57. Poplavskaya A., Gruzdev I., Petlin A. Defining the Problem of Choosing Extracurricular Activities for Children in Russia // Educational Studies. Moscow. 2018. № 4. P. 261-281. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-261-281.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Мельниченко Наталия Юрьевна1

1 Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга; Детско-юношеская спортивная школа № 5, г. Петропавловск-Камчатский

Melnichenko Nataliya Ur'evna1

1 Kamchatka State University named after Vitus Bering;

Children and Youth Sports School № 5, Petropavlovsk-Kamchatsky

1 ish06@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): ценностные ориентации личности; младший школьник; детская спортивная школа единоборств; разновозрастный коллектив учащихся; personal value orientations; younger schoolchild; children's sports school of martial arts; mixed-age group of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.