УДК 796.078
ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
Т.А. Полякова - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный педагогический университет
Пермь
SPORTS ORIENTATION TECHNOLOGY OF ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASES OF INFORMATIONAL APPROACH
T.A. Polyakova - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor
Perm State Pedagogical University Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: спортивная ориентация, информационные технологии, школьники.
Аннотация. Разработанная технология спортивной ориентации детей младшего школьного возраста на основе информационного подхода - существенный фактор, влияющий на увеличение количества занимающихся спортом. Она позволяет повысить уровень физической подготовленности и снизить частоту заболеваемости младших школьников, а формирование устойчивых мотивов учащихся к спортивной деятельности, на наш взгляд, обеспечивает сохранность контингента занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.
Keywords: sports orientation, informational technologies, schoolchildren.
Summary. The developed technology of sports orientation of primary school-aged children on the basis of informational approach - a significant factor influencing the increase in the number of involved in sports schoolchildren. It allows increasing the level of physical fitness and reducing the incidence of primary school children, and building of sustainable motivation of schoolchildren to sports activity, in our view it provides safety of troops engaged in supplementary educational establishments of sports orientation.
Одна из основных задач управления системой образования - приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. Сегодня в России, и в частности в г. Перми, большинство образовательных учреждений позиционируют себя как инновационную экспериментальную площадку. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений характеризуются увеличением эмоционально-психологической и функциональной нагрузок, особенно статического характера. При этом остается низким объем двигательной активности школьников, что ведёт к своеобразному физическому дефициту. Это отрицательно влияет на функционирование и развитие всех ведущих систем детского организма в целом и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей.
За счет систематических занятий физической культурой или спортом, активным отдыхом можно обеспечить достаточный уровень основной физической подготовки, укрепить здоровье и привить спортивный образ жизни. Поэтому следует как можно большее количество детей и подростков привлекать к регулярной спортивной деятельности в свободное от учебы время. Это отвечает и их стремлению к разнообразным формам
организации досуга и к физической активности. В то же время это помогает выявлять и развивать спортивные способности учащихся, а затем вовлекать их в тренировочно-соревновательный процесс.
Интерес к спорту - есть результат воспитывающей системы, которая слагается из отдельных элементов: отношения к двигательной активности в семье, организации физической культуры в школе, качества работы СМИ. Отсутствие систематизированной и адресной информации о видах спорта, которыми могли бы заниматься все желающие, является ощутимым препятствием в привлечении населения, и конкретно детей, к активному образу жизни.
В Пермском регионе созданы благоприятные условия для развития спорта и физической культуры. Так, в г. Перми успешно функционируют 25 детско-юношеских спортивных школ, из них 12 - детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва. На территории Пермского края зарегистрировано более 60 федераций по видам спорта. Тем не менее, говорить об их высоком развитии преждевременно по причине малой загруженности спортивных сооружений. В связи с этим нужно отметить наличие научной проблемы, которая определяется несоответствием между созданными условиями для занятий физкультурой и спортом и малым количеством занимающихся.
Таким образом, встаёт острая необходимость в спортивно ориентационной работе с населением региона, особенно с детьми и подростками. Поэтому представляется актуальным разработка технологии вовлечения школьников в спортивную деятельность, частью которой является служба оказания помощи населению в спортивной ориентации.
Цель исследования: научное обоснование технологии спортивной ориентации младших школьников для занятий различными видами спортивной деятельности.
Мы предположили, что эффективность спортивной ориентации существенно повысится, если усилить информационную составляющую этого процесса через подбор каждому школьнику вида спорта, исходя из результатов обследования его индивидуальных особенностей, а также использования систематизированных данных о спортивно-образовательных учреждениях и культивируемых в них видах спорта.
Информационный подход в предлагаемой технологии спортивной ориентации младших школьников заключается в следующем:
- сборе, размещении и обновлении систематизированной специфической информации в пространстве Интернет;
- информировании школьников об их возможностях в спортивной деятельности;
- информировании родителей о предрасположенности их детей к видам спортивной деятельности;
- информировании тренеров об индивидуальных особенностях ребёнка, поступившего в спортивную секцию.
Необходимо отметить особое значение «обратной связи», т.е. изучение того, как информация осваивается потребителем, в какой дополнительной информации возникает потребность, что целесообразно изменить в форме ее преподнесения и т. д. Если все эти вопросы будут решены рационально, то коэффициент полезности потока информации будет значительно выше.
Успешность использования разработанной технологии во многом определяется последовательностью реализации ее компонентов: содержательного, организационно-методического, результативно-оценочного.
Содержательный компонент технологии спортивной ориентации состоит из комплексного тестирования детей по трём блокам показателей:
1) медико-биологическому блоку (физическое развитие, анализ медицинских карт, генетическая экспертиза);
2) физической подготовленности (контрольные испытания на определение уровня развития двигательных способностей);
3) психофизиологическому блоку (тип нервной системы, тип темперамента, мотивация занятий спортом).
Другим важнейшим элементом содержательного компонента технологии является электронная база учреждений спортивной направленности г. Перми. Учитывая также, что в настоящее время все большее количество пользователей, к которым относятся школьники и их родители, имеют доступ в сеть Интернет, мы расположили разработанную базу спортивных учреждений на сайте «Школьный портал», что позволит всем заинтересованным лицам в режиме реального времени получать необходимую информацию, а разработчикам -дополнять её.
Электронная база учреждений спортивной направленности представляет собой структурную композицию, состоящую из 7 блоков (количество районов города). В каждом блоке представлен перечень спортивных организаций с указанием юридического адреса, контактного телефона и видами спорта. В свою очередь разделы по каждому виду спорта снабжены информацией об истории его возникновения, специфике, оборудовании и инвентаре, который используется в тренировочной и соревновательной деятельности, указан возрастной критерий набора в спортивную секцию, имеется видеосюжет, представлена характеристика тренерского состава. Таким образом, у пользователя сложится представление о том, что он будет уметь делать, если будет заниматься тем или иным видом спорта.
Реализация организационно-методического компонента происходит в три этапа. На первом этапе проводится комплексное тестирование, в его организации и проведении участвуют специалисты: школьный (спортивный) врач, спортивный или школьный психолог, учитель физической культуры.
На втором этапе на основе комплексного заключения проводится собеседование с ребенком, во время которого демонстрируется презентация базы видов спорта и ребенок выбирает один или несколько наиболее эмоционально привлекательных видов.
На третьем этапе проводится консультация специалиста по спортивной ориентации с родителями школьника, во время которой родители знакомятся с комплексным заключением о двигательных возможностях своего ребенка, просматривают базу видов спорта. При этом они знакомятся с примерными экономическими затратами на обучение, местом нахождения спортивной организации, особенностями вида спорта.
Результативно-оценочный компонент применяемой педагогической технологии складывается из анализа результатов тестирования в течение формирующего эксперимента, классификации испытуемых по различным градациям, составления научно-обоснованного заключения для каждого школьника, подбора вида спорта или группы видов спорта каждому учащемуся исходя из его индивидуальных особенностей, а так же отслеживания и коррекции результатов первичной ориентации.
Как известно, любая педагогическая технология или методика требуют диагностики и объективного контроля ее качества и эффективности.
Основными критериями эффективности разработанной технологии являлись: систематическое посещение учащимися спортивных секций рекомендованных видов спорта; динамика уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья школьника (частота и виды заболеваний), динамика мотивации.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования, мы пришли к выводу, что разработанная технология спортивной ориентации детей младшего школьного возраста на основе информационного подхода является существенным фактором, влияющим на увеличение количества детей, занимающихся спортом. Она позволяет повысить уровень физической подготовленности и снизить частоту заболеваемости младших школьников, а формирование устойчивых мотивов учащихся к спортивной деятельности обеспечивает сохранность контингента занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности. Статья поступила в редакцию 29.09.2010 г.