Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / GRAPH-TECHNOLOGICAL LITERACY / ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE GRAPH OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE / ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THE GRAPH-TECHNOLOGICAL CULTURE / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / SELF-EFFICACY / МНОГОМЕРНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / MULTIDIMENSIONAL-MATRIX ANALYSIS / МНОГОМЕРНО-МАТРИЧНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ / MULTIDIMENSIONAL-MATRIX DISPLAY / ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / APPLICATION-ORIENTED TRAINING / IN TERMS OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлицына Ольга Александровна, Вахидова Люция Вансетовна

Изучается проблема формирования графо-технологической грамотности как важное направление развития профессионального образования будущих специалистов технического профиля, которая рассматриваются нами с трех принципиально важных позиций: образовательных организаций с системой теоретической подготовки обучающихся; производства с системой подготовки кадров практикоориентированного характера; системой самообразования с применением технологии непрерывного обучения повышению самоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлицына Ольга Александровна, Вахидова Люция Вансетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF GRAPHIC-TECHNOLOGY LITERACY OF FUTURE SPECIALISTS OF TECHNICAL PROFILE

We study the problem of formation of graphic-technological literacy as an important direction of development of professional education of future specialists of technical profile that are considered by us with three crucial perspectives: educational organizations with a system of theoretical training of students; the production of system training practice-oriented nature; a system of self-education with the use of technology continuous training to improve self-efficacy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

О.А. Горлицына, Л.В. Вахидова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: графо-технологическая грамотность, графо-технологическая компетентность, графо-технологическая культура, самоэффективность, многомерно-матричный анализ, многомерно-матричное отображение, практикоориентированное обучение, обучение в условиях производства.

Аннотация: Изучается проблема формирования графо-технологической грамотности как важное направление развития профессионального образования будущих специалистов технического профиля, которая рассматриваются нами с трех принципиально важных позиций: образовательных организаций с системой теоретической подготовки обучающихся; производства с системой подготовки кадров практикоориентированного характера; системой самообразования с применением технологии непрерывного обучения повышению самоэффективности.

doi: 10.21510/1817-3292-2016-6-119-132

Современное развитие мировой экономики характеризуется колоссальными достижениями в области техники и технологии. Высокие темпы развития науки и технологий, а также масштабы их внедрения в производство привели к повышению требований к уровню квалификации специалиста технического профиля: наряду с качественным выполнением хорошо отлаженных производственных функций, способность и умение проектировать и выполнять творческую работу. То есть основная цель образования - подготовить специалиста не только знающего, но и понимающего, культурного, способного реализовать себя, творчески применить знания, генерировать идеи. Все это требует пересмотра системы образования, которая должна формировать профессиональную культуру специалиста, а также понимание личностью необходимости дальнейшего развития.

Для будущих специалистов технического профиля необходимым условием успешной самореализации является сформированная графо-технологическая культура. Для описания процесса освоения субъектом графо-технологической культуры предлагается следующая иерархия понятий: графо-технологическая грамотность —^ графо-технологическая компетентность —графо-технологическая культура —компонент самоэффективности специалиста [3, 79] на всех перечисленных уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Иерархическая лестница формирования профессиональной самоэффективности специалиста

Формирование графо-технологической культуры будущего специалиста происходит в процессе трансформации графо-технологической грамотности (далее - ГТГ) в графо-технологическую компетентность и, как результат, в графо-технологическую культуру.

педагогический журнпл епшнортостпнп м б(й7). го г б

Согласно Концепции развития технологического образования в системе общего образования РФ, целью которой является подготовка учащихся к разработке и использованию быстро меняющихся конкурентоспособных технологий будущего, выделены определенные модели мышления и поведения техникоориентированного специалиста, а также следующие задачи, которые необходимо решить: обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности [13, 2].

При этом существуют определенные проблемы формирования ГТГ специалиста. Мы отметили наиболее часто встречающиеся: недостаточная готовность к работе с визуальными средствами; низкий уровень графо-технологической составляющей при проектировании; несоответствие графо-технологической подготовки требованиям современного производства; отсутствие постоянного усовершенствования технологической цепочки производства; недостаточная согласованность международных стандартов и графо-технологической составляющей; рассогласованность требований работодателя и требований вуза; низкий уровень итоговой графо-технологической грамотности выпускника технического вуза; недостаточная сформированность пространственного мышления для графо-технологической деятельности; отсутствие необходимого предмета «Черчение» в программах средней школы; недостаточная (необходимая) профилизация производственной практики; недостаточная подготовленность специалистов уПц к решению графо-технологических задач; недостаточная технология повышения самоэффективности специалиста.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о существовании проблемы в образовании в графическом и технологическом планах, что приводит к неудовлетворенности работодателей выпускниками.

На рисунке 2 представлена информация об основных химических, машиностроительных и нефтегазовых предприятиях-заказчиках Республики Башкортостан, нуждающихся в специалистах со сформированной ГТГ, что позволяет говорить не об абстрактной проблеме, а о реально существующей. Специалистов для предприятий готовят два основных вуза нашей республики - УГАТУ и УГНТУ. Крупные предприятия (их около 40), нуждающиеся в специалистах со сформированной графо-технологической грамотностью, показаны на рисунке 1. К ним относятся: ООО «Газпромтрансгаз Уфа»; ПАО АНК «Башнефть»; ОАО «Ново-Уфимский НПЗ»; ОАО «Уфанефтехим»; ОАО «Уфаоргсинтез» (УОС); ОАО «Башкирская нефтехимическая компания»; оАо «Уфахимпром»; ПАО «УМПО»; ООО «Уфимский фанерный комбинат»; ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»; ОАО «Белорецкий металлургический комбинат»; ОАО «НефАЗ»; ОАО «Сода»; ОАО «Каустик»; ОАО «ПОЛИЭФ»; ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод»; ОАО «Белорецкий металлургический комбинат»; ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод»; оАо «Стерлитамакский станкостроительный завод» и проч.

Рис. 2. Предприятия-заказчики Республики Башкортостан, нуждающиеся в специалистах со сформированной графо-технологической грамотностью

педагогический журнпл епшкортостпнп м 6(67). го г б

Формирование графо-технологической грамотности (ГТГ) у студентов вуза схематично можно представить триадой, где ключевыми составляющими будут образовательная организация (ОО), учебно-производственные центры на предприятиях (УЦ) и система самообразования (ССО), которые, в свою очередь, имеют организационный, содержательный и технологический компоненты (рис. 3). На схеме выделены указанные зоны ответственности и формы, за которые они отвечают.

Оргиншлцпоннля

Рис. 3. Структурное представление формирования графо-технологической грамотности у студентов технических вузов по зонам ответственности (ОО - образовательная организация, УЦ - учебно-производственный центр, ССО - система самообразования)

Проблемы формирования ГТГ специалиста рассматриваются нами с трех принципиально важных позиций: образовательных организаций с системой теоретической подготовки обучающихся; производства с системой подготовки кадров практикоориентированного характера и системой самообразования с применением технологии непрерывного обучения повышению самоэффективности.

В ходе подготовительно-аналитического этапа исследования выполнен многомерно-матричный анализ [25, 72] выделенных графо-технологических проблем с возможными вариантами их решения, который является средством когнитивной визуализации данных (наглядные, структурированные и удобные для восприятия, поддерживающие познавательную деятельность), необходимым при аналитической обработке большого массива разнородных потоков данных [7, 137]. Результаты ранжирования представлены в матрице на рисунке 4.

Зоны ответственности: УЦ - учебно-производственный центр; ОО - образовательная организация; ССО - система самообразования.

Рис. 4. Многомерно-матричное отображение структурированного процесса формирования ГТГ в зоне ответственности объектов образования (ГТГ - графо-технологическая грамотность)

Расшифровка сокращений, использованных на рисунке 4

педагогический журнпл епшкортостпнп м о(от). soi б

Координата «Группы проблем формирования ГТГ у будущих специалистов технического профиля».

1-я группа - «Работодатель».

Р1.1. Недостаточная готовность специалиста к работе с визуальными средствами.

Р1.2. Низкий уровень графо-технологической составляющей при проектировании.

Р1.3. Несоответствие графотехнологической подготовки требованиям современного производства.

Р1.4. Отсутствие постоянного усовершенствования технологической цепочки производства.

Р1.5. Недостаточная согласованность международных стандартов и графо-технологической составляющей.

2-я группа - «Образовательная».

Р2.1. Рассогласованность требований работодателя и требований вуза.

Р2.2. Низкий уровень итоговой графо-технологической грамотности выпускника технического вуза.

Р 2.3. Недостаточная сформированность пространственного мышления для графо-технологической деятельности.

Р2.4. Отсутствие необходимого предмета «Черчение» в программах средней школы.

3-я группа - «Производственное обучение».

Р3.1. Недостаточная (необходимая) профилизация производственной практики.

Р3.2. Недостаточная подготовленность специалистов УПЦ к решению графо-технологических задач.

Р3.3. Недостаточная технология повышения самоэффективности специалиста.

Координата «Группы задач, решаемые объектами образования».

1-я группа - Организация.

G1.1. Необходимость практикоориентированного обучения в условиях производства для формирования графо-технологической грамотности.

G1.2. Необходимость разработки программы подготовки специалистов УПЦ для обучения в условиях производства.

G1.3. Необходимость разработки электронного курса «Визуализация знаний» для самоподготовки.

2-я группа - Содержание.

G2.1. Необходимость формирования графо-технологичеких способностей для работы с современными визуальными средствами на производстве.

G2.2. Необходимость разработки цикла учебно-производственных задач по формированию графо-технологической грамотности.

G2.3. Необходимость разработки практикоориентированных заданий графо-технологичекого характера.

3-я группа - Технология.

G3.1. Необходимость учета графо-технологической грамотности в условиях дуального обучения.

G3.2. Необходимость пересмотра технологий обучения и дидактических средств с учетом графо-технологического характера. Практикоориентированного обучения в условиях производства.

G3.3. Необходимость применения технологии обучения повышению самоэффективности.

О необходимости формирования графо-технологической грамотности говорится в различных государственных документах. В частности, в Концепции развития технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации сказано: «Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы технологического образования в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации», «...Уровень технологического развития страны становится важнейшим показателем ее экономического состояния, места на мировых рынках, и качества образования. Он определяется качеством подготовки специалистов, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Для разработки новых технологических принципов и технологий, их эксплуатации необходимы определенные модели мышления и поведения.» [13, 1].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставятся задачи: «обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники.», «государственная поддержка научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям» [14, 4].

Согласно исследованиям МГТУ имени Н.Э. Баумана, в 2004 году часть контингента студентов, полностью готовая к обучению графическим дисциплинам, составляла 14 %. Далее прослеживается устойчивая тенденция к уменьшению этой части студентов до минимума, который сейчас составляет 4 % [19, 138].

Проведенный статистический анализ (проведен специалистами НПК ЗАО «Ресурсосберегающие и экологические системы»), показал слабую подготовку специалистов, которые окончили вузы. В опросе участвовало около 1500 человек. Полученные показатели -90 % не владеют практическими навыками. Наблюдается снижение уровня графической подготовки школьников, изучавших черчение в школе, что доказывают исследования, проведенные К.А. Вольхиным, Н.И. Паком [23, 36]. Об этом же свидетельствует Региональный конкурс по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике, который проходит на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) на протяжении двадцати лет. В нем принимают участие студенты вузов, средних профессиональных образовательных учреждений и школьники. Общее число участников и количество учебных заведений, принимающих участие в конкурсе, за четыре года сократилось почти на 50 %. Больше всего сократилось числоо участников в номинации «Черчение» для школьников, так как предмет «Черчение» выведен из обязательной программы школьного образования. Доля участников, выполнивших половину задания в номинации «Начертательная геометрия» и «Компьютерная графика» для вузов, за последние четыре года не превышает 53 %. В конкурсах, как правило, участвуют лучшие представители учебных заведений, поэтому средняя подготовка студентов по графическим дисциплинам намного ниже приведенных результатов [16, 18].

На недостаточность графической и технологической составляющей в профессиональной деятельности у молодых специалистов указывают работодатели в проводимых ведущими техническими вузами нашей республики (УГАТУ и УГНТУ) опросах, анкетах и анализах неудовлетворенности выпускниками. Например, выпускник:

- не умеет пользоваться конструкторской документацией при решении производственных задач;

- не может структурировать и систематизировать большие объемы информации на графическом языке и переводить ее;

- не владеет в достаточной степени образным мышлением;

- не владеет способами оформления графической информации в соответствии с установленными требованиями;

- не владеет достаточной графической грамотностью - не умеет читать сложные чертежи, не знает требований к ним [15, 18].

Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в июне 2015 года была поставлена задача перед Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию разработать Стратегию научно-технологического развития на период до 2020 года. В ней, в частности, указаны: «резкое увеличение объема научно-технологической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней...», «реализации информационной политики, направленной на развитие технологической культуры...». Следовательно, формирование графо-технологической грамотности, как пропедевтики (базы) дальнейшего формирования профессиональных компетенции и культуры, в настоящее время является важной и нерешенной проблемой. При ее решении необходимо терминологическое уточнение, что вынуждает проанализировать понятие «гра-фо-технологическая грамотность».

педагогический журнпл епшкортостпнп м о(от). во г 6

Первой составляющей исследуемого понятия является понятие «грамотность». Данное понятие рассматривалось рядом ученых. Так, под грамотностью понимают «совокупность знаний о законах и правилах родного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи», «системную способность человека выполнять несложные предметные действия»; «умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка; уровень знаний, освоение которых позволяет человеку вести полноценную деятельность в данном обществе; «умение читать и писать» [24, 143]. Для нас представляет особое значение понимание грамотности И.В. Бестужевым-Ладой: «.строго обязательный минимум знаний и навыков, который необходим всем без исключения работникам производства. Она отражает теоретический образовательный аспект в подготовке человека к активной трудовой жизни и указывает на ее содержание» [2, 54]. На основе анализа различных трактовок понятия «грамотность» И.В. Шалашова выделила ряд положений, на которые мы будем опираться в своей работе в дальнейшем: содержание данного понятия отражает обладание человеком знаниями, умениями в области чего-либо; ученые обращают внимание на характер подобного обладания, обусловленный тем или иным уровнем перечисленных характеристик, влияющий на качество осуществляемой деятельности; вид грамотности определяется в зависимости от принадлежности к соответствующему виду деятельности [23, 143].

Следующий шаг - рассмотрим понятие «графическая грамотность». В.Г. Буров представляет графическую грамотность как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств [11, 9]. М.В. Лагунова ставит графическую грамотность первоначальной ступенью формирования графической культуры и подразумевает под ней «совокупность знаний элементарных закономерностей теории изображений и способов их познания, практических навыков оформления изображений и работы с необходимым чертежным инструментом» [12, 64]. Согласно А. Амирбекову, под графической грамотностью понимается умение читать различные графические изображения, умение их строить, умение аккуратно, рационально оформлять записи, моделировать и конструировать графические ситуации [1, 92].

Графическая грамотность обучающихся является результатом не только приобретения графических знаний, но и развития их мышления, познавательных способностей, пространственного воображения, формирования практических умений и навыков. Использование возможностей зрительного анализатора при визуализации информации требует учета закономерностей восприятия. Графическая грамотность позволяет понимать смысл, заложенный в графическом изображении.

Далее рассмотрим понятия «технология и технологическая грамотность». В.М. Жучков определяет технологию как осознанный системный процесс совместно распределенной деятельности субъектов в выделенном социально-экономическом пространстве, направленный на удовлетворение всех уровней и групп полезных потребностей этих субъектов и социума в целом [9, 15]. В.М. Жучков доказал процесс смены ведущей парадигмы технологического образования: концепция поддерживающего, практикоориентиро-ванного образования уступает место концепции опережающего технологического образования. Цель опережающего технологического образования - формирование технологической культуры через освоение фундаментальных основ технологий, развитие творческих способностей обучаемых на основе применения активных методов обучения с сохранением профессиональной направленности обучения на рыночно востребованные специальности [9, 16]. Технологическая грамотность - это способность компетентно и эффективно выполнять задачи и разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий; активное овладение совокупностью средств и способов достижения высоких результатов [18, 88]. Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать тех-

нологию; умение решать проблемы; развивать творческие способности, гибкость мышления, предприимчивость [21, 51].

В США сформулировано содержание Международного стандарта технологической грамотности, который включает: понимание сущности технологии, понимание связи технологии и общества, понятие о мире технологий, проектирование; развитие способностей для технологического мира - умение проектировать, умение использовать и обслуживать технологические продукты и системы, умение оценивать влияние технологических продуктов и систем [28, 98]. Технологическая культура предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей [22, 6].

Для нас значимо толкование В.М. Жучковым цели опережающего технологического образования через формирование технологической культуры путем освоения фундаментальных основ технологий, развития творческих способностей обучаемых на основе применения активных методов обучения с сохранением профессиональной направленности обучения на рыночно востребованные специальности [9, 1б]. Отсюда вытекает вывод о необходимости усиления практикоориентированности обучения.

Опираясь на анализ существующих определений понятий «грамотность», «графическая грамотность», «технология» и «технологическая грамотность», мы сформировали следующую авторскую позицию к трактовке понятия «графо-технологическая грамотность»: Графо-технологическая грамотность включает в себя знание особенностей и стандартов оформления чертежной документации, связанных с технологией производства и этапами жизненного цикла изделия (или конструкции), представление о составе и наполнении конструкторско-технологической документации, владение современными средствами создания, обработки и хранения чертежей, умение оперировать пространственными и графическими образами. Данное определение коррелирует с обобщенными профессиональными компетенциями (ОПК) согласно ФГОС 3+ по техническим специальностям, приведенными в таблице 1, сгруппированными таким образом, чтобы обеспечить необходимую на производстве графо-технологическую деятельность будущего специалиста:

ОПК-1. Способностью применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику.

ОПК-2. Способностью осуществлять и корректировать технологические процессы на производстве (в области приложения), участвовать в исследовании технологических процессов, в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, совершенствовании технологического оборудования и реконструкции производства.

ОПК-3. Способностью выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом.

ОПК-4. Умением учитывать технические и эксплуатационные параметры различных конструкций и изделий производства при их проектировании, а также использовать стандартные средства автоматизации проектирования в соответствии с техническими заданиями.

ОПК-5. Способностью оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов технической документации, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

ОПК-6. Способностью оформлять и разрабатывать технологическую, техническую и производственную документацию по эксплуатации оборудования, в том числе с использованием современных инструментальных средств.

ОПК-7. Готовностью участвовать во внедрении и сопровождении результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики.

педагогический журнпл епшнортостпнп м б(й7). го г б

Ниже представлены графо-технологические компоненты (далее - ГТК) графо-технологической деятельности, которые мы выделили, опираясь на неудовлетворенные потребности работодателей:

ГТК-1. Умение графически грамотно отображать основную информацию при подготовке КТД.

ГТК-2. Способность целостно представлять технологические решения в графической модели разрабатываемой производственной документации.

ГТК-3. Умение выбирать адекватную форму представления кодируемой информации на производстве (в организации).

ГТК-4. Способность конструктивно осуществлять сжатие многоаспектной информации графо-технологического характера (производственного направления)

ГТК-5. Умение логически последовательно располагать единицы информации в технологической документации производства.

ГТК-6. Способность создавать читаемую графическую модель знаний производственной проблемы, требующей технологического решения.

ГТК-7. Умение кодировать производственную информацию в целом и представлять ее логическую структуру в сжатом виде.

Из профессиональных стандартов мы выделили обобщенные трудовые функции (ОТФ) конструкторско-технологического действия, актуальные для специалистов технического профиля различных направлений, такие как:

ОТФ-1. Проектирование КТД, ведомостей, схем, планов, технологических карт и др. производственных документов, а так же их ведение, актуализация, оптимизация, внесение изменений, выполнение требований НТД.

ОТФ-2. Выдача заключений по рационализаторским предложениям и изобретениям, а так же разработка совместных с предприятиями-изготовителями производственного оборудования проектов, предложений и заключений по модернизации эксплуатируемого оборудования.

ОТФ-3. Разработка технических заданий и требований на проектирование объектов реконструкции и капитального ремонта производственного оборудования, зданий и сооружений организации.

ОТФ-4. Обобщение и анализ результатов осмотров, диагностических обследований, условий и показателей эксплуатации оборудования, ведение и актуализация баз данных по ним.

ОТФ-5. Разработка и реализация планов внедрения новой техники и технологий, проведение организационно-технических мероприятий, опытно-конструкторских работ.

ОТФ-6. Конструкторское сопровождение различных испытаний и изготовления ТС.

ОТФ-7. Проверка и приведение в соответствие разрабатываемых конструкций требованиям технических заданий.

ОТФ-8. Сбор и анализ исходных данных для проектирования ТС систем механизации и автоматизации производств.

ОТФ-9. Поиск и анализ нормативной документации, данных о современных решениях по проектированию механосборочных комплексов, подразделений и организаций для изготовления изделий заданной номенклатуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТФ-10. Оформление ведомостей и спецификаций оборудования.

ОТФ-11. Определение состава основного и вспомогательного оборудования, их расчет, размещение и определение модельного состава, проектируемой структурной единицы, подразделения.

ОТФ-12. Выявление вариантов возможных решений, характеристик вариантов составных частей, принципов действия, компоновок.

ОТФ-13. Разработка и формирование структуры операций различных технологических процессов.

ОТФ-14. Разработка исходных требований на изготовление нестандартного оборудования.

В таблице 1, приведенной ниже, наглядно показано сопоставление ОТФ с ОПК ФГОС 3+, а также компонентами ГТГ.

Таблица 1

Соотношение ОТФ с ОПК и компонентами ГТГ (ОТФ - обобщенные трудовые функции, ОПК - обобщенные профессиональные компетенции, ГТГ - графо-технологическая грамотность, ГТК - графо-технологические компоненты)

ТФ-1 ТФ-2 ТФ-3 ТФ-4 ТФ-5 ТФ-6 ТФ-7 ТФ-8 ТФ-9 ТФ-10 ТФ-11 ТФ-12 ТФ-13 ТФ-14

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ТК-1

ТК-2

ТК-3

ТК-4

ТК-5

ТК-6

ТК-7

Исходя из изложенного, можно констатировать, что формирование ГТГ у будущих специалистов технического профиля представляет собой актуальную проблему, которая значима и для производства, и для образования. Предлагаемый вариант решения данной проблемы - уделение должного внимания практической составляющей, приобретаемой в процессе обучения в условиях производства. Формирование графо-технологической грамотности в зоне ответственности объектов образования распределяется, как представлено на рисунке 5, в круговой диаграмме.

педагогический журнпл епшкортостпнп м о(от). во г 6

(УЦ - учебно-производственный центр; ОО - образовательная организация; ССО - система самообразования)

Остановимся более подробно на их описании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ может повлиять на решение проблем в следующих направлениях:

- разработка совместной учебной документации вуза и учебно-производственных центров на предприятиях;

- создание базовых кафедр в условиях ведущих производств;

- проведение краткосрочных курсов повышения квалификации в условиях производства преподавателям технических дисциплин вузов;

- пересмотр технологий обучения и дидактических средств с учетом графо-технологического характера практикоориентированного обучения;

- разработка практикоориентированных заданий графо-технологического характера;

- проработка возможности проведения дуального обучения.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫИ ЦЕНТР может решать задачи:

- проведения практического обучения в условиях производства для формирования графо-технологичесокй грамотности;

- разработки программы подготовки специалистов УПЦ для проведения обучения в условиях производства;

- формирования графо-технологических способностей для работы с современными визуальными средствами в условиях производства;

- разработки практикоориентированных заданий графо-технологического характера;

- пересмотра технологий обучения и дидактических средств с учетом графо-технологического характера практикоориентированного обучения.

СИСТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ участвует в решении проблем в части:

- самоподготовки по электронному курсу «Визуализация знаний»;

- самоформирования графо-технологических способностей для работы с современными визуальными средствами на производстве;

- самообучения по технологии обучения повышению самоэффективности.

Распределение по зонам ответственности позволит, по нашему мнению, не только

повысить качество образования в вузе при подготовке специалистов технического профиля в плане решаемой задачи, но и создать условия для дальнейшего самосовершенствования, саморазвития выпускников благодаря усвоению ими механизма взаимодействия между теорией и практикой.

Выполненный анализ позволил прояснить проблему формирования ГТГ на социальном уровне - группа «Работодатель», на образовательном уровне - группа «Образовательная» и на технологическом уровне - группа «Производственное обучение»; а также осуществить постановку комплексной образовательной задачи проектирования технологии обучения будущих специалистов технического профиля в условиях производства. В связи с данной задачей и была сформирована иерархия понятий: графо-технологические грамотность, компетентность и культура; раскрыты сущность ГТГ и ее содержательные характеристики на основе анализа проблем производственного кластера; характеристики, отвечающие требованиям ФГОС ВО и профессиональных стандартов. Исходя из выделенной специфики ГТГ, нами сделан вывод о необходимости очерчивания зон ответственности объектов образования в формировании ГТГ и необходимости уделения должного внимания практической составляющей, приобретаемой в процессе обучения в условиях производства. Предложенный подход позволит, как отмечалось, не только повысить качество профессионального образования в вузе, но и создаст условия для дальнейшего самосовершенствования, саморазвития выпускника.

1. Амирбеков, А. Развитие графической грамотности у учащихся VI—VIII классов на уроках геометрии и черчения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Амирбеков. - Душанбе, 1984. - 192 с.

2. Бестужев-Лада, И.В. К школе 21 века: размышления социолога [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - Москва : Педагогика, 1988. - 254 с.

3. Вахидова, Л.В. Персонифицированная информационно-образовательная среда: концепция подготовки компетентного специалиста средствами обучающей программы [Текст] / Л.В. Вахидова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №2(51). - С. 77-83.

4. Вахидова, Л.В.Теоретические аспекты подготовки специалистов в изменяющихся условиях [Текст] : коллективная монография / Л.В. Вахидова, В.Г. Иванов, Э.М. Габитова. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2016. - 167 с.

5. Горлицына, О.А. Формирование графической компетентности будущих учителей технологии моделированием знаний [Текст] / О.А. Горлицына, С.В. Горлицын // Успехи современной науки и образования. 2016. - Т.1. - №4.

- С. 48-49.

6. Габитова, Э.М. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста [Текст] / Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова, В.Э. Штейнберг // Образовательные технологии. - Москва, 2015. - №4. - С. 59-64.

7. Галиахметова, Э.М. Формирование вариативно-дополнительных компетенций для специалистов полиграфического кластера: исследование проблемы [Текст] / Э.М. Галиахметова, Л.В. Вахидова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - №1(62). - С. 135-141.

8. Дидактика в современных социокультурных условиях [Текст] : учебное пособие. - Москва : Институт стратегии развития образования РАО, 2015. - 342 с..

9. Жучков, В.М. Теория и практика проектирования инновационных педагогических технологий для педагогических вузов в предметной области «Технология» [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.М. Жучков. СПб., 2001.

- 21 с.

10. Иванов, В.Г. Основы самообразования [Текст] : учебно-методическое пособие / В.Г. Иванов, Л.В. Вахи-дова. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2015. - 221 с.

11. Инженерная графика : общий курс [Текст] : учебник / под ред. В.Г. Бурова и Н.Г. Иванцивской. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2006. - 232 с.

12. Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М.В. Лагунова. - Нижний Новгород, 2002. - 564 с.

13. Концепция развития технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. URL : http://edu.crowdexpert.ru/technology_konception/. - (дата обращения : 10.11.2016).

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] . - Режим доступа : www. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/. - (дата обращения : 10.11.2016).

15. Отчет «Удовдетворенность и требования работодателей к выпускникам». Анализ по результатам опроса предприятий-работодателей выпускников УГНТУ в декабре 2013-феврале 2014 года [Текст]. - Уфа : Изд-во УГНТУ, 2014. - 82 с.

16. Петрова, Н.В. Анализ состояния графической подготовки учащейся молодежи на основе итогов региональных конкурсов [Текст] / Н.В.Петрова // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: международная научно-практическая конференция / Материалы конференции. - Брест, 2014. - С. 17-18.

17. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. Е.В. Тка-ченко, М.А. Галагузова ; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 9. - Екатеринбург, 2016. -484 с.

18. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. -Москва : НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. - 1999. - 442 с.

19. Тихонов-Бугров, Д.Е. Оценка результатов геометрографической подготовки первокурсников [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОс ВПО : материалы III научно-практической интернет-конференции с международным участием. - Пермь. - С. 135-139.

20. Ткаченко, Е.В., Штейнберг, В.Э. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция [Текст] : коллективная монография «Актуальные проблемы профессионального и высшего образования» / авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - Москва : изд-во «Экон-Информ», 2016. - 242 с. ISBN 978-5-9908442-8-5. - С. 37-46.

21. Хотунцев, Ю.Л. Критерии сформированности технологической грамотности американских школьников [Текст] / Ю.Л.Хотунцев, А.Ж. Насипов // Наука и школа, 2010. - № 5.- С. 49-55.

22. Хотунцев, Ю.Л. Проблемы непрерывного технологического образования и формирования технологической и инженерной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. URL : http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2014/10/Problemyi-nepreryivnogo-tehnologicheskogo-obrazovaniya-i-formirovanie-tehnologicheskoy-i-inzhenernoy-kulturyi.docx /. - (дата обращения : 11.11.2016).

23. Худокормов, Н.Н. Оценки профессиональной компетенции выпускников вузов на рынке труда в современных экономических условиях России для инновационного малого предпринимательства [Текст] / Н.Н. Худокормов // Профессиональные компетенции студентов и выпускников высших учебных заведений и их оценка на рынках труда:

педагогический журнпл епшкортостпнп м о(от). soi 6

международная научно-практическая конференция / Материалы конференции. - Москва : Издательство Общественной палаты Российской Федерации, 2013 - С. 26-37.

24. Шалашова, И.В. Феномен и понятие графической грамотности будущих специалистов [Текст] / И.В.Шалашова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки» 2013. - Том 5. - № 1. - С. 142-146.

25. Штейнберг, В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии [Текст] / В.Э.Штейнберг. -Москва : Народное образовние, 2015. - 350 с.

26. Штейнберг, В.Э. и др. Концептуально-детерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа [Текст] / В.Э. Штейнберг, Л.В. Вахидова, О.Б. Давлетов // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции : сб.науч.тр. / под научн.ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьевой и Г.Н. Жукова. Екатеринбург : OOO «УИПЦ», 2013. - Вып. 7. - 320 с.

27. Штейнберг, В.Э. и др. Дидактическое моделирование: дидактическая многомерная технология и персонифицированная информационно-образовательная среда [Текст] / В.Э. Штейнберг, Л.В. Вахидова, О.Б. Давлетов // Образование и наука. 2014 - №4(113). - С. 69-91. ISSN 1994-5639.

28. Standarts for Technology Literacy. Content for the Study of Technology Education, Association and its Technology for all American Project [Текст]. -Virginia, 2000. - p. 248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.