Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИЯ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТАЛ / INNOVATION / EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY / INFORMATIZATION / CREDIT TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / COMMUNICATION TECHNOLOGY / PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Клавдия Вениаминовна, Садвакасова Райса Маликовна

В современном обществе большое внимание уделяется инновационным изменениям в системе образования, так как от развития системы образования зависит развитие общества в целом. Образование всегда оказывало и оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технического развития, а также обладает мощным потенциалом самоорганизации и своего обновления. Авторы статьи проанализировали содержание понятия «инновация» на момент введения его в научный оборот; а также выполнили анализ нововведений, реализованных в Карагандинском техническом университете Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Клавдия Вениаминовна, Садвакасова Райса Маликовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION

In modern society, much attention is paid to innovative changes in the education system, and this is not by chance, since the development of the society as a whole depends on the development of the education system. Education has always exerted and has a large-scale impact on civilization, the level of social, socio-economic, technical development and has a powerful potential for self-organization. Since it always forms the potential of its renewal. To date, there can not be a single country claiming leadership in the new millennium without raising the level of the educational system. The authors of this article tried to explain what is meant by innovation, when this concept was introduced into scientific circulation, and also made a small analysis of innovations that occurred in the Karaganda Technical University of the Republic of Kazakhstan, both their advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗО НЯНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

Таблица 1

Ступени развития Трудовые функции Профессионально-ценностные ориентации

Личностно-педагогические ценности Профессионально-функциональные ценности Ценности самоутверждения

Учитель Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами. Уважительное отношение к детям, к личности учащегося; любовь к педагогическому труду. Знание своего предмета, владение современными методами обучения знание детской психологии. Целеустремленность в работе педагога, самосовершенствование, профессиональная компетентность.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Взаимопонимание, коммуникабельность, объективность. Профессиональная компетентность педагогическая эмпатия эмоциональная уравновешенность. Педагогическая рефлексия, престиж профессии учителя, общественное признание значимости педагогического труда (уважение окружающих).

Взаимодействие с коллегами. Порядочность, нравственность. Культура педагогического общения, педагогический такт. Педагогическая этика, рефлексия.

Старший учитель (учитель-методист) Проектирование образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.

Разработка программ внеурочной деятельности обучающихся. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.

Разработка вариативных программ обучения. Организованность, ответственность, творчество. Научное познание, инновационность, продуктивность в педагогической работе. Возможность видеть результаты своего труда, творчество(свобода творчества), самоконтроль.

Ведущий учитель (учитель-наставник) Координация профессиональной деятельности педагогов в процессе реализации основной образовательной программы. Требовательность, справедливость, дисциплина. Владение педагогическое мастерством; успешное развитие коллектива. Независимость и смелость в отстаивании своего стиля и своей педагогической позиции, педагогическая рефлексия, самокритичность.

Координация разработки и реализации основной образовательной программы в образовательной организации. Методичность, логика Профессиональная компетентность; продуктивность в педагогической работе. возможность видеть результаты своего труда, самоконтроль, самокритичность.

Педагогический менеджмент, делегирование полномочий между субъектами образовательного процесса, прогнозирование ожидаемых результатов. Культурная мобильность. Профессиональная мобильность. Педагогический успех; достижение целей.

пелпгогичесиий журнал епшкортостпнп м з(вя), aoi9 össös&ö

Логика данной дифференциации коррелирует с педагогическими исследованиями, в которых определены «...три уровня развития личности в персонифицированной среде: персонизация, персонификация и персонализация. Здесь система задает извне определенные образцы, модели и стереотипы поведения; в результате сравнения и рефлексии человек осмысливает себя, свои способности и возможности; осуществляет самостоятельный жизненный выбор» [2, 6, 7].

Мы считаем, что сформированные профессионально-ценностные ориентации позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности благодаря не только увеличению знаний, умений, навыков, полномочий, но и формированию ценностей и норм поведения в той профессиональной сфере, в которой он будет работать по окончании вуза.

Таким образом, представленная кластерная модель позволяет представить декомпозицию трудового функционала и профессиональных ценностей будущих учителей начального звена. Системообразующим элементом является профессиональные ценности учителя, и каждый компонент основного кластера представляет собой совокупность отдельных элементов, взаимодействие которых направлено на получение нужного результата.

Проектирование и осуществление учебно-воспитательного процесса на основе кластерной модели структуры профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов в контексте аксиологического, системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов создает возможность осознать и принять профессиональные ценности. Компонентами данной концепции являются: уровневая -подготовка учителей трех ступеней на основе психологического механизма перехода субъекта педагогической деятельности; функциональная - определение и принятие ряда трудовых функций, соответствующих уровню подготовки специалиста; аксиологическая -определение тех педагогических и профессиональных ценностей, которые обусловливают профессионально-ключевые компетенции будущего педагога.

1. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] : Монография / под науч. ред. А. В. Кирьяковой. - Москва : Дом педагогики, 2008. - 578 с.

2. Вахидова, Л.В., Манько, Н.Н., Габитова, Э.М., Штейнберг, В.Э. Персонифицированная информационно-образовательная среда и профессиональная самоэффекгивность специалиста. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография [Текст] / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. - Вып. 10. - Екатеринбург, 2017 - С. 193-206

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. -119 с.

4. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - Москва : Академия, 2003. - 192 с.

5. Сухобская, Г.С. Образование взрослых: цели и ценности [Текст] / Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2002. - 188 с.

6. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В., Габитова, Э.М. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера [Текст] // Образование и наука. - Том 21, №1 (2019). - С. 59-81.

7. Штейнберг, В.Э., Манько, Н.Н., Габитова, Э.М., Вахидова, Л.В., Саитова, Л.Р. Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность педагога» [Текст] // Ценности и смыслы, 2019. - № 2 (60). - С. 136-147.

К.В. Ушакова, Р.М. Садвакасова

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: образовательный процесс, инновация, нововведение, технологии, информатизация, кредитная технология, обучение, дистанционное обучение, коммуникационные технологии, портал.

Аннотация. В современном обществе большое внимание уделяется инновационным изменениям в системе образования, так как от развития системы образования зависит развитие общества в целом. Образование всегда оказывало и оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технического развития, а также обладает мощным потенциалом самоорганизации и своего обновления. Авторы статьи проанализировали содержание понятия «инновация» на момент введения его в научный оборот; а также выполнили анализ нововведений, реализованных в Карагандинском техническом университете Республики Казахстан.

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие инновация впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Однако новую жизнь оно получает в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера, в результате анализа «новых комбинаций», изменений в развитии экономических систем. В педагогике понятие «инновация» стало применяться в конце 50-х годов прошлого века. Именно в это время в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, начали выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования [1, 83].

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов. Именно в этот момент и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом (имеют аналоги в прошлом). Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных идей, теорий, методик и технологий, актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Инновационный процесс направлен на качественное улучшение системы, в которой реализуется новшество, и предполагает как стимулирование его участников, так и изменение их взглядов на эту систему с позиции ее совершенствования [1, 86].

Сам инновационный процесс довольно продолжителен по времени, от момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. Но на этом процесс не заканчивается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, оценить их практическую эффективность и масштаб нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка преподавателей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.

Характер применения новшества в различных условиях зависит от многих факторов, в том числе от квалификации преподавателей, уровня грамотности и воспитанности учащихся, образа их жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.