УДК 37.02
\
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Штейнберг Валерий Эмануилович,
кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, г. Уфа, Башкортостан
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ЯЗЫКЕ ОБУЧЕНИЯ, НА ОПРЕДЕЛЁННОМ ОТРЕЗКЕ ВРЕМЕНИ. РОЛЬ НАУЧНОГО ИЗДАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ - ВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕГУ-ЛЯТИВОВ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО ТИПА. ПРИМЕРЫ БАЗОВЫХ СТРУКТУР РЕГУЛЯТИВОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ НА ИХ ОСНОВЕ, А ТАКЖЕ ПОЛЕЗНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГУЛЯТИВОВ.
• визуализация • логико-смысловое моделирование • визуальные дидактические регуляти-вы • обучающие компьютерные программы
Технология визуализации логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, создавалась в Школе научно-технического творчества инженеров в НИИ авиационного двигате-лестроения в далёкие восьмидесятые годы прошлого века. Подвергнутая многолетней апробации в образовательных организациях Башкортостана и пройдя положительную экспертизу комиссии от НИИ высшего образования — В.С. Кагерманьян, Ю.Г. Татур и МГУ — Н.Ф. Талызина [15], технология разрабатывалась научной лабораторией дидактического дизайна БИРО, а затем в БГПУ им. М. Акмуллы [20].
В 2000 году, то есть двадцать лет назад, автор «постучался в дверь» авторитетного и популярного в те годы научного журнала «Школьные технологии» с темой «Технология проектирования образовательных систем» [16], последовал деловой и компетентный отклик главного редактора А.М. Кушнира и статья пошла в номер. Таким образом, журнал открыл дверь разработками в образовательное пространство страны. Тогда же и родилась совместными усилиями с журналом одна из первых «Заповедей образования»: «Товарищи педагоги! В образовании — как на войне: нет инструмента, нет и аргумента!», вошедшая, кстати, в многолетний лонгитюд-ный проект «Дидактическая микроюмористика» (малые форматы, краткий курс) [22].
Двадцать лет назад (чем не сюжет, достойный пера А. Дюма) в упомянутой статье
были изложены основы новых дидактических инструментов и технологии их использования на основе визуализации метода логико-смыслового моделирования. Журнал активно сотрудничал с коллективом исследователей, подставляя своё крепкое «журнальное плечо» новому научному направлению в педагогике. Две основные монографии автора по теме исследования также были изданы в Издательстве «Народное образование» [16, 17].
Думается, и журналу не пришлось краснеть за своего «протеже»: за это время семь исследований были оформлены и защищены в диссертационной форме, результаты исследований и разработок опубликованы более чем в 80 научных журналах (в том числе половина — в журналах реестра ВАК), доложены на Первой Всероссийской научно-практической конференции [11], разработки защищаются Свидетельствами на РИД [12, 13, 14].
Несмотря на то что основные положения технологии выдержали проверку временем, они до сих пор вызывают острые дискуссии со стороны гуманитариев — сторонников свободного творчества педагога (свободного от технологии, стандартов) [5]. Случался в истории научного направления и неоднократный активный плагиат [18], в результате чего родилась очередная тематическая заповедь образования: «Товарищи педагоги! Учёному, у которого ничего не списали за всю его научную жизнь, не место в педагогической науке!»
В этом году Научная лаборатория получила новый статус: «Научно-исследовательская лаборатория моделирования визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа» [9]. Регулятивы деятельности — достаточно зрелый и разработанный феномен, определяющий смыслы, ценности, цели и правила эффективной деятельности в различных отраслях, например: ценности выполняют функции методологических регулятивов проектировочной деятельности [1]; современное сознание опирается на эколого-ценностные регуляти-вы [2]; регулятивы играют важную роль в процессах программирования и проектирования в образовании [3]; регулятивные педагогические средства применяются в индивидуальном подходе [4]; этические регулятивы в значительной степени определяют функционирования науки [6, 7]; регулятивные средства важны в диалогическом общении [8]; этические регулятивы необходимы в научном познании [21]. Все существующие регулятивы можно условно разделить на две группы: внешние по отношению к выполняемой деятельности регулятивы, или регулятивы опосредованного воздействия; и внутренние по отношению к выполняемой деятельности регулятивы, или регулятивы непосредственного воздействия.
В педагогике вторая группа регулятивов разработана, по мнению автора, недостаточно и должна была бы стать предметом активных научных исследований. Однако поиск по ключевым словам — тегам «ди-
дактические регулятивы» в планах научных работ РАО (рис. 1), в публикациях Электронной научной библиотеки и в Интернете показал, что эта важная тема фактически выпала из поля зрения педагогической науки. Следовательно, в контексте цифрови-зации и дистанционного образования адекватно отвечать повышенным требованиям к самоорганизации и саморегуляции деятельности обучающегося без дидактических регулятивов будет затруднительно.
Проблема также осложняется вследствие увеличения объёма и сложности визуального контента — генерализованных, концентрированных и формализованных форм представления знаний в составе учебного материала, она охватывает всю «вертикаль» образования: от дошкольного уровня до дополнительного образования. В процессе познавательной деятельности обучающийся сталкивается с тремя основными формами представления знаний: материальной, текстовой и свёрнутой (рис. 2).
Заметим, что в условиях современного зна-ниевого уклада роль третьей формы возрастает, однако формированию соответствующих навыков оперирования ею внимания уделяется совершенно недостаточно. «Мостом», связывающим вторую и третью формы представления знаний, являются образно-понятийные наглядные средства, основанные на принципах когнитивного представления знаний (рис. 3). Рассматривая различные понятийно-графические
КО [2 Of дидактический ре гул яти в 0/0 л у Е Л у X
I"
459 / 478 j
1.НТИПЛАГИАТ > НИЛ MP
ПРИЛОЖЕНИЕ № 16 к Прш ря.ммс фундинсн I альных научны* исследований
государственных академии наук
НЯ 2013 -2020 годы
Индикаторы »ффскшпносш реализации плава фундаментальных нсследеяованнб Российском академии образования
www.ibch.ru I downloads > press > Program_research_2013-2020 т PDF
Программа фундаментальных научных исследований исследований Российской академии образования.........................................
Программы (система критериев отбора и оценки тематики научно-...
. 457 .
Рис. 1.
Зшжршп, штм, дипгмвстипп
Рис. 2.
конструкции, можно видеть три принципа их построения — три принципа когнитивного представления знаний: структурирование содержания, связывание элементов содержания и свёртывание обозначений элементов содержания и связей между ними. Очевидно, что представление дидактических регулятивов в визуальной образно-понятийной форме также должно опираться на данные принципы.
При создании регулятивов подобного типа возникает задача переноса акцента с иллюстративных свойств данных средств на опорные и регулятивные свойства (рис. 4), что необходимо для поддержки
преобразования и переработки учебного материала как обязательного условия его понимания и усвоения.
Визуальные формы дидактических регулятивов объективно необходимы ещё и потому, что одновременно оперировать и содержанием учебного материала, и инструкциями по действиям с ним крайне затруднительно, если они одновременно представлены на языке обучения в письменной или устной формах [10].
В процессе создания визуальных регулятивов логико-смыслового типа выполнялось обоснование структуры, логической организации
Рис. 3.
Рис. 4.
и внешнего вида предлагаемого визуального дидактического регулятива, проектируемого с помощью метода логико-смыслового моделирования. Были разработаны базовые структуры — логико-смысловые модели и реализованы на их основе два вида визуальных дидактических регулятивов, предназначенных как для применения непосредственно в процессе учения, так и для проектирования педагогических объектов (рис. 5).
Специфика логико-смысловых моделей заключается в интеграции содержательного компонента (свёрнутой понятийной системы из ключевых слов) и логического компонента (координатно-матричной системы с опорными узлами). Модели обладают образно-поня-
тийными свойствами благодаря лучеобразному, «солярному» характеру графики. Исполнение дидактических визуальных регу-лятивов с помощью опорно-узловой системы координат (как универсальной и природосо-образной графики, в генезисе которой большое число «солярных», то есть лучеобразных графических архетипов), обеспечивает удобную логическую организацию содержания учебного материала и даёт возможность проектировать компьютерные обучающие программы с интерактивными компьютерными интерфейсами (рис. 6).
Для освоения теории и методики проектирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа разработана специальная
^ БАЗОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛЯТИВОВ - ПОГИКО-СМЫСПОВАЯ МОДЕЛЬ^ ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНЫЙ ОБЪЕНТ СЕМИОТИКИ
Рис. 5.
Зшжршп, штм, дипгмвстипп
-чЧ
ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ НОНЦЕПТ-РЕГУПЙТИВОВ
Свидетельство № 2018614157 от 02,04.2018. «Электронная программа «Профессиональная самоэффективность педагога»
Рис. 6.
компьютерная обучающая программа «Визуальные концепт-регулятивы логико-смыслового типа "ВКР-ЛСМ"» [14] с необходимыми сведениями, справочными материалами и примерами; интерфейс обучающей программы приведён на рис. 7.
Полезный эффект применения дидактических регулятивов логико-смыслового типа, убедительно подтверждённый на практике, обусловлен образно-понятийной формой представления знаний, хорошей плотностью отображения информации и строгой логикой её организации. Это и поддержка ментальных процессов познания, объяснения, и предвидения результатов выполняе-
мых действий, в том числе: ощущений — при работе с графикой; восприятия и понимания — при выделении узловых элементов содержания (УЭС) и выявлении связей между ними; внутренней и внешней речи — при непроизвольном проговаривании действий и объектов; памяти — при интеграции абстрактных, визуальных и тактильных компонентов. Это и универсальность — применение на всех уровнях обучения, при изучении различных предметов, в программах с интерактивным интерфейсом. Было также обнаружено важное неочевидное свойство дидактического регулятива — эффект частичного аутодиалога обучающегося благодаря регулятиву как условному
Рис. 7.
Рис. 8.
сгустку мысли (рис. 8), что при работе с текстовой формой представления информации не наблюдается.
Примечание 1. Термины: «регулятив» (регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которым люди строят своё поведение и деятельность; «визуальный дидактический регулятив логико-смыслового типа (ВДР-ЛСМ)» — визуально воспринимаемое координатно-матричное графическое изображение результата логико-смыслового моделирования содержания и процесса учебной, учебно-профессиональной или профессиональной деятельности; «визуальный дидактический кон-цепт-регулятив логико-смыслового типа (ВКР-ЛСМ)» — визуально воспринимаемое координатно-матричное графическое изображение результата логико-смыслового моделирования содержания и процесса учебной, учебно-профессиональной или профессиональной деятельности с учётом компетентностного подхода и развития самоэффективности специалиста.
Примечание 2. Дополнительную информацию можно получить в Электронной российской библиотеке ELABRARY.RU: «Штейн-берг В.Э.» (URL: https://www.elibrary.ru/ author_items.asp?authorid=178975); «Мань-ко Н.Н.» (URL: https://www.elibrary.ru/author_ items.asp?authorid=377669); а также в Интернете при использовании рекомендованных тэгов — ключевых слов: тэг «рисунки логико-смысловые модели» (URL: http://catcut.net/
T5yI); тэг «дидактическая многомерная технология» (URL: http://catcut.net/M5yI); тэг «научная лаборатория дидактического дизайна БГПУ» (URL: https://bspu.ru/unit/286/ about); а также «Национальный образовательный портал Республики Беларусь» (URL: http://catcut.net/Y22J). □
Литература
1. Балабанов П.И. Ценности как методологические регулятивы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 10 — С. 106-107.
2. Бандурин А.П. О терминальных и инструментальных эколого-ценностных ре-гулятивах современного сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2012. — № 2. — С. 20-24.
3. Гоомыко Ю.В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Ю.В. Громыко. — М: Институт учебника Раideiа, 1997. — 560 с.
4. Зязин А.О. Регулятивные педагогические средства: индивидуальный подход как специфическая форма организации знания об изучаемом педагогическом объекте / В сб.: Психолого-педагогические проблемы индивидуального обучения. — Бийск, 1991. — С. 26-32.
Здршп, штм, дипгмвстипп
5. Исследования гуманитарных систем. Вып. 6. Константы бытия и инварианты образования / Научн. ред. и сост. В.Э. Штейнберг. — М.: НИИ школьных технологий, 2018. — 176 с.
6. Мирская Е.З. Этические регулятивы функционирования науки / Е.З. Мирская // Вопросы философии. — 1975. — № 3. — С. 131-138.
7. Мирская Е.З. Р. Мертон и его концепция социология науки // Современная западная социология науки / Под ред.
B.Ж. Келле, Е.З. Мирской. — М., 1988.— С. 42-60.
8. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения / А.А. Романов. — М., 1988. —
C. 20.
9. Сайт Научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа. https://bspu.ru/unit/286/ news (дата обращения: 07.04.2019).
10. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
11. Сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции «Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний», Москва — Уфа, 28 января 2013 г. — Издательство БГПУ имени М. Акмуллы,2013.
12. Свидетельство RU 2018612220 от 14.02.2018. Обучающий программный комплекс «Жизнь замечательных мелодий». Штейнберг В.Э., Габитова Э.М., Ткаченко Е.В., Манько Н.Н., Вахидо-ва Л.В., Саитова Л.Р.
13. Свидетельство RU № 2018614157 от 02.04.2018. «Электронная программа «Профессиональная самоэффективность педагога». Вахидова Л.В., Штейнберг В.Э., Ткаченко Е.В., Хакимжа-нов Р.С., Манько Н.Н., Габитова Э.М., Галиахметова Э.М., Горлицына О.А.
14. Свидетельство RU2020614674 от 20.04.2020. «Обучающая программа «Визуальные концепт-регулятивы логико-смыслового типа «BKP-ЛСМ»». Штейнберг В.Э., Манько Н.Н., Вахидова Л.В.
15. Штейнберг В.Э., Семёнов С.Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе /
Под ред. В.С. Кагерманьяна — М., 1993. — 39 с.
16. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем / В.Э. Штейнберг // Школьные технологии. — 2000. — № 2. — С. 3-24.
17. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). — М.: Народное образование, 2002. — 304 с.
18. Штейнберг В.Э. Квадратура дуализма: перипетии судьбы одной интеллектуальной собственности, или Антитыринг вместо Антидюринга / В.Э. Штейнберг // Образовательные технологии. — 2013. — № 1. — С. 75-79.
19. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии / В.Э. Штейнберг. — М.: Народное образование, 2015. — 351 с.
20. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Научная школа «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании» // Приложение к Педагогическому журналу Башкортостана, Выпуск №2. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. — 238 с.
21. Юдин Б.Г. В фокусе исследования — человек: этические регулятивы научного познания. https://iphras.ru/page49309232. htm (дата обращения: 07.04.2019).
22. Val Kamnegoroff. Дидактическая микроюмористика (краткий курс ДМЮ). — Изд-во: «Всенародное образование», 2020. — 106 с.
Literatura
1. Balabanov, P.I. Cennosti, kak metodologi-cheskie regulyativy proektirovochnoj deya-tel'nosti. // Fundamental'nye issledova-niya. — 2005. — № 10 — S. 106-107
2. Bandurin, A.P. O terminal'nyh i instrumen-tal'nyh ekologo-cennostnyh regulyativah sovremennogo soznaniya // Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, isto-riya, sociologiya, yurisprudenciya, polito-logiya, kul'turologiya. 2012 god, №2. Str. 20 — 24.
3. Gromyko, Yu.V. Proektnoe soznanie: Ru-kovodstvo po programmirovaniyu i proekti-rovaniyu v obrazovanii dlya sistem strate-gicheskogo upravleniya — M: Institut uchebnika Raideia, 1997 — 560 s. S. 352. USBN 5-7853-0001-H.
7
8
4. Zyazin, A.O. Regulyativnye pedagogiche-skie sredstva: individual'nyj podhod kak specificheskaya forma organizacii znaniya ob izuchaemom pedagogicheskom ob"ek-te / V sb.: Psihologo-pedagogicheskie pro-blemy individual'nogo obucheniya. Bijsk, 1991. S.26-32.
5. Issledovaniya gumanitarnyh sistem. Vyp. 6. Konstanty bytiya i invarianty obrazova-niya / Nauchn. Red. I sost. V.E. SHtejn-berg. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2018. 176 s. 500 ekz. ISBN 978-5-91447194-8.
6. Mirskaya, E.Z. Eticheskie regulyativy funk-cionirovaniya nauki // Vopr. filosofii. 1975. № 3. S. 131-138/
Mirskaya E.Z. R. Merton i ego koncepciya sociologiya nauki // Sovremennaya zapad-naya sociologiya nauki / Pod red. V.ZH. Kelle, E.Z. Mirskoj. M., 1988. S. 42-60. Romanov, A.A. Sistemnyj analiz regulya-tivnyh sredstv dialogicheskogo obshche-niya / A.A. Romanov. — M., 1988. S.20. Sajt Nauchno-issledovatel'skoj laboratorii modelirovaniya vizual'nyh didakticheskih regulyativov logiko-smyslovogo tipa [Elek-tronnyj resurs] Rezhim dostupa: (URL-ad-res: https://bspu.ru/unit/286/news) (data obrashcheniya: 07.04.2019). Samarin, YuA. Ocherki psihologii uma. — M.: Izd-vo APN RSFSR, 1962. Sbornik materialov Pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Instru-mental'naya didaktika i didakticheskij di-zajn: teoriya, tekhnologiya i praktika mno-gofunkcional'noj vizualizacii znanij», Moskva — Ufa, 28 yanvarya 2013 g.: Izda-tel'stvo BGPU imeni M. Akmully, 2013.
12. Svidetel'stvo RU 2018612220 ot 14.02.2018. Obuchayushchij programm-nyj kompleks «ZHizn' zamechatel'nyh melodij». Shtejnberg, V.E., Gabitova, E.M., Tkachenko, E.V., Man'ko, N.N., Va-hidova, L.V., Saitova, L.R.
13. Svidetel'stvo RU № 2018614157 ot 02.04.2018. «Elektronnaya programma «Professional'naya samoeffektivnost' pe-dagoga». Vahidova L.V., SHtejnberg V.E., Tkachenko E.V., Hakimzhanov R.S., Man'ko N.N., Gabitova E.M., Galiahmeto-va E.M., Gorlicyna O.A.
14. Svidetel'stvo RU2020614674 ot 20.04.2020. «Obuchayushchaya programma «Vizual'n-ye koncept-regulyativy logiko-smyslovogo tipa "BKP-LSM"». SHtejnberg V.E., Man'ko N.N., Vahidova L.V.
10
11
15. Shtejnberg, V.E., Semenov, S.N. Tekhnologiya logiko-evristicheskogo proektirova-niya professional'nogo obrazovaniya na funkcional'no-modul'noj osnove / Pod red. V.S.Kagerman'yana — M. — 1993 (So-derzhanie formy i metody obucheniya v vysshej shkole) Obzor. inform. /NIIVO Vyp. № 3 — 39 s.
16. Shtejnberg, V.E. Tekhnologiya proektirova-niya obrazovatel'nyh sistem//SHkol'nye tekhnologii — 2000 — № 2. S. 3-24.
17. Shtejnberg, V.E. Didakticheskie mnogo-mernye instrumenty: teoriya, metodika, praktika (monografiya). — M.: Narodnoe obrazovanie, 2002. — 304 s. ISBN 5-87953-160-0
18. Shtejnberg, V.E. Kvadratura dualizma: pe-ripetii sud'by odnoj intellektual'noj sobst-vennosti, ili Antityring vmesto Antidyuringa // Obrazovatel'nye tekhnologii — 2013 — №1, S. 75-79.
19. Shtejnberg, V.E. Teoriya i praktika didakti-cheskoj mnogomernoj tekhnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 2015. — 351 s. ISBN 978-5-87953-366-8
20. Shtejnberg, V.E, Man'ko, N.N. Nauchnaya shkola «Didakticheskij dizajn v professio-nal'nom pedagogicheskom obrazovanii» // Prilozhenie k Pedagogicheskomu zhurnalu Bashkortostana, Vypusk №2. Ufa: Izd-vo BGPU, 2016. — 238 s.
21. Yudin, B.G. V fokuse issledovaniya — che-lovek: eticheskie regulyativy nauchnogo poznaniya: [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: (URL-adres: https://iphras.ru/pa-ge49309232.htm) (data obrashcheniya: 07.04.2019). (14)
22. Val Kamnegoroff. Didakticheskaya mikroy-umoristika (kratkij kurs DMYU). Izd-vo: «Vsenarodnoe obrazovanie», 2020. — 106 s., 150 ris. (samizdat).