Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL COMPETENCE CLUSTER PRINTING / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / МНОГОМЕРНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / MULTIDIMENSIONAL-MATRIX ANALYSIS / VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Эльвира Маратовна, Вахидова Люция Вансеттовна

Статья посвящена проблеме подготовки специалиста среднего звена для полиграфического производства. Для выявления требований работодателей и подтверждения актуальности исследования был проведен комплексный анализ работы полиграфических предприятий Республики Башкортостан; ключевыми параметрами явились мобильность производства и подготовка квалифицированных рабочих кадров. В результате проведенного анализа выявлена тенденция - разрыв между ФГОС СПО и социальным заказом (рынок труда). Для адекватного устранения разрыва необходимы вариативно-дополнительные профессиональные компетенции к ФГОС, что позволит приступить к следующему этапу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиахметова Эльвира Маратовна, Вахидова Люция Вансеттовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY-FORMING FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL COMPETENCE CLUSTER PRINTING: RESEARCH ISSUES

The article is devoted to the preparation of mid-level professional for the printing industry. To identify the requirements of employers and confirm the relevance of the study was conducted a comprehensive analysis of printing enterprises of the Republic of Bashkortostan; key parameters were the mobility of production and the training of skilled workers. The analysis showed a trend ? gap between the GEF SPA and social order (the labor market). To adequately address the gap variably-needed additional professional competence to the GEF, which will proceed to the next stage of the study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

ДЕБЮТ В НАУКЕ

Э.М. Галиахметова, Л.В. Вахидоеа ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, вариативно-дополнительные профессиональные компетенции, полиграфический кластер, многомерно-матричный анализ.

Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки специалиста среднего звена для полиграфического производства. Для выявления требований работодателей и подтверждения актуальности исследования был проведен комплексный анализ работы полиграфических предприятий Республики Башкортостан; ключевыми параметрами явились мобильность производства и подготовка квалифицированных рабочих кадров. В результате проведенного анализа выявлена тенденция - разрыв между ФГОС СПО и социальным заказом (рынок труда). Для адекватного устранения разрыва необходимы вариативно-дополнительные профессиональные компетенции к ФГОС, что позволит приступить к следующему этапу исследования.

Среднее профессиональное образование в настоящее время обеспечивает получение специальности и продвижение личности в образовательной системе, при этом наиболее востребованными становятся квалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена, обладающие профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям современного развивающегося производства. Для выявления требований работодателей и подтверждения актуальности темы исследования нами проведен комплексный анализ результативности работы полиграфических предприятий Республики Башкортостан; для получения объективной информации о положении дел в отрасли использованы данные Башкортостанстата, Государственной книжной палаты Республики Башкортостан, Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан и экспертного опроса.

Предприятия полиграфического кластера Республики Башкортостан активно участвуют в создании духовного и материального продукта для населения. Вместе с тем нужно отметить сложность оценки состояния полиграфии региона вследствие особенностей ее статистического наблюдения. По данным Башкортостанстата, в 2015 году в республике насчитывалось 527 субъектов полиграфического кластера, однако установить точное количество специализированных предприятий, занимающихся полиграфией профессионально (из-за особенностей статистического наблюдения в этой сфере по данным государственной статистики) не представляется возможным [5], потому что это либо специализированные полиграфические предприятия, либо индивидуальные предприниматели, либо структурные подразделения организаций и предприятий.

Рынок полиграфических услуг испытывает сегодня острую нехватку квалифицированных кадров, которые должны были бы быть подготовлены с учетом запросов типографий, издательств, организаций книжной торговли и других производств (разных по величине, формам собственности и технологиям). Не все субъекты рынка осознают необходимость изменения системы подготовки кадрового ресурса, качество которого нередко не удовлетворяет современным рыночным требованиям; велика диспропорция между спросом и предложением на рынке труда. Особенно это проявляется в регионах, где неравномерность распределения квалифицированного персонала способствует образованию дефицита квалифицированных специалистов, в крупных же городах, наоборот, - переизбытку специалистов.

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

Учебных заведений полиграфического профиля в России не очень много, а в республике подготовкой квалифицированных кадров для полиграфического производства занимается всего одна образовательная организация. То есть рассматриваемая проблема достаточно весома, что обусловливает актуальность исследования. Учитывая рыночную ситуацию полиграфического кластера республики, можно констатировать, что рынку требуется значительное число квалифицированных специалистов данного профиля, а ресурсы для поисковых исследований и совершенствования технологий в этой области ограничены.

Проведенный сопоставительный анализ деятельности полиграфического кластера Республики Башкортостан за 2013-2015 годы выявил различные аспекты проблемы, затрудняющие развитие полиграфических предприятий региона:

- нехватка современного оборудования на предприятиях различного уровня;

- необходимость постоянного обучения персонала предприятий;

- ограничение / отсутствие инвестиций;

- смена технологий печати, внедрение цифровых технологий для печати всего ассортимента полиграфической продукции;

- нехватка квалифицированных рабочих кадров;

- вариабильность заказов и недостаточная производственная мобильность выпускников;

- оптимизация эффективности производства за счет автоматизации, контроля за отходами, повышения оперативности, снижения потребления расходных материалов, стандартизации продукции;

- неготовность к использованию инновационных материалов и технологий.

Эти аспекты проблемы рассматриваются с двух принципиально важных позиций: Министерства образования и науки РФ, в частности, требований федерального государственного образовательного стандарта и позиции работодателя, их квалификационных требований к выпускникам образовательных организаций полиграфического профиля. Именно при пересечении этих двух позиций и возникает необходимость в вариативно-дополнительных профессиональных компетенциях - которые лежат за пределами ФГОС СПО, но необходимы выпускникам современного производства [5]. В логике ФГОС СПО владение профессиональными компетенциями - это основа выполнения определенных видов профессиональной деятельности, соответствующей профессии, специальности. Образовательная организация среднего профессионального образования должна обеспечить формирование таких профессиональных компетенций и качеств личности выпускника, которые позволили бы ему решать производственные задачи сегодняшнего дня, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, гарантировали бы социальную защиту и конкурентоспособность на рынке труда [2].

Формирование готовности к профессиональной деятельности - развивающийся, динамичный процесс: в изменяющихся условиях труда возрастают требования к молодому специалисту, и, чтобы им соответствовать, выпускник должен постоянно повышать свое профессиональное мастерство, овладевать вариативно-дополнительными профессиональными компетенциями. По окончании освоения основной профессиональной образовательной программы, обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Эти компетенции действительно являются необходимыми для выполнения основных видов профессиональной деятельности, однако поскольку развитие техники, технологии - процесс непрерывный [1], происходит постоянное обновление производства, а значит, возникают дополнительные требования к компетенции специалистов.

В ходе подготовительно-аналитического этапа исследования выполнен многомерно-матричный анализ, состоящий из двух этапов. [Многомерно-матричный анализ является средством когнитивной визуализации данных, делающим их наглядными, структурирован-

песют о нпыне

ными и удобными для восприятия; поддерживающими познавательную деятельность, что необходимо при аналитической обработке большого массива разнородных потоков данных

На первом этапе проведен сопоставительный анализ выделенных выше аспектов проблемы с видами профессиональной деятельности ФГОС по специальности 29.02.06. «Полиграфическое производство», для определения, насколько ФГОС СПО данной специальности может решить задачи современного полиграфического производства. Результаты ранжирования представлены в матрице (рис.1). Разработанная матрица позволила сделать вывод о существовании разрыва между ФГОС СПО и реальным производством:

- рынок полиграфических услуг весьма вариабелен - ФГОСы не могут учесть эту вариабельность (что изначально было бы невозможно, да и неправильно);

- рынок полиграфических услуг динамичен - ФГОСы не могут сопровождать каждые изменения корректировками профессиональных требований к выпускнику; требования к подготовке квалифицированных кадров закладываются на определенный период;

- разрыв между ФГОС и социальным заказом (рынокм труда) неизбежен - адекватное его заполнение есть дополнение профессиональных компетенций ФГОС локальными вариативными компетенциями по месту и времени там и тогда, где и когда возникает потребность в них. [Мы предлагаем назвать их вариативно-дополнительными профессиональными компетенциями, которые позволяют выпускнику-специалисту адаптироваться на производстве, стыкуя его с рынком труда и, при варьировании технологий изготовления продукции, реализовать требования ФГОС [3, 4].]

Разработка вариативно-дополнительных профессиональных компетенций такого рода - проблема общего характера, возникающая в различных производственных кластерах; образовательные организации СПО будут сталкиваться с этой проблемой практически на каждом этапе подготовки специалистов, но пока еще не готовы к решению данной проблемы.

(рис. 1).]

Рис. 1. Потоки данных, использованных в ММА

ВПД

ВПД 4

Выполнение работ по одной или ' нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ВПДЗ Управление структурным подразделением организации

ВПД 2 Технологический контроль в I юли! рафическом производстве, контроль качества материалов, полуфабрикатов и готовой продукции

ВПД 1

Участие в разработке технологических процессов в поли граф ическом производстве, разработка и оформлений технической документации

Л

X х

дд I ■¿нш--;' ФГОС

/рдп^|

X у

/ВДП|4 { /вр

- \ вдпи

ФГОС ФГОС

ФГОС/ \ ФГОС ' ФГОС

I I

X X /\

/ \ ! / \

/ВДГ.|Д _ • /вдпк)

\

ФГОС ФГОС

./ \

/ВДП|<| _ / /вдп^ _ _.•' /ВДП^ _ 1 /ВДП1^| _ I /едпк|

"ПП : ' т!ПГ гЪГПГ' (Т>ГПГ 1 лгпг

:>\ А

ФГОС ф| ос •■•' ФГОС

.X.

/' >\

/ \ ; /вдп^

' ФГОС,'

А

X >

/ V \

15 -А шШ^Щ^-ФГОС ФГОС/

/\ /вдш<,

\

ч

. ФГОС,

,

/ А

I /ВДП1С|

ФГОС '

.4

1--Н

ФГОС ФГОС/ ФГОС ФГОС

V Ч Ч_ .4 ч. Ч.. ,,'

/ / \ I /здп»!

\ ФГОС,'

• /ВДПК1!

ФГОС

ч

А'х / \

/вдпи

■ ФГОС/

.X.

ч.

/ВДГЦ^

вдпД

фгос; \ фгос,'

I--; фгос ;--(

/вдпк'|_ _

ФГОС'

ФГОС

/ А А ¿С

/вдм^ _ _

ФГОС

фгос у-;

ФГОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГОС/

ч

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт

ВПД - вид

профессиональной

деятельности

ВДПК - вариативно-дополнительные профессиональные комиеонции

1 1 "Г ■ I 1 1 • 1"" 1 1 1 1 1 1 '' "Г 1 1

1 1 !1 I 1 12 1 !з 1 1 '4 1 '5 I 1 !б 1 1 !8

Нехва1ка Необходимость Ограничение Смеиа Нехватка Вариабильность Максимизация Нетоговность

современного постоянного или технологий квялифицизов заказов и эффестивност использования

оборудования на обучения отсутствия печати энных рабочих производствен!! л производства инновационных

предприятии персонала инвестиций кадров ая мобильность материалов и

выпускников технологий

Проблемы

Рис. 2. Матричное представление видов деятельности по ФГОС

Как показывает анализ статистических данных, все субъекты полиграфического кластера условно можно разделить на три группы: крупные, средние и малые. К крупным относятся государственные предприятия города Уфы и РБ в целом. Количество средних предприятий велико, и они реализуют основной рынок полиграфических услуг. Малые - это индивидуальные предприниматели, отделения оперативной полиграфии. Чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, основная часть предприятий выбирает универсализацию и широкий ассортимент продукции. Для этого основная масса предприятий использует совокупность различных технологий: офсетную (рулонную и листовую) и цифровую, а также такие виды, как шелкографию, широкоформатную печать и др. Сильную конкуренцию наибольшее число предприятий испытывает по всем видам печати, но особенно в цифровой печати. Отметим, что основным источником дохода остается офсетная технология, хотя предприятия не собираются отказываться ни от одной из имеющихся, так как обе технологии - офсетная и цифровая - дополняют друг друга.

Для выявления затруднений, возникающих у выпускников при изготовлении различных видов печатной продукции, нами разработана проблемно-производственная матрица (рис. 4) на втором этапе подготовительно-

аналитического этапа исследования. Данная матрица позволяет дифференцировать затруднения, связав их с предприятиями различного уровня и структурировав их же. Это позволлило определить частоту и место появления затруднений [6, 7]. В матрице над узлом в квадратных скобках приводятся частотная характеристика и количественная оценка тяжести затруднения, возникающего на субъектах полиграфического кластера. Для измерения характеристик вводятся шкалы-координаты: F - частота рассмотрения проблемы (frequency); С - координата сложности проблемы (complexity); r - частота рассмотрения проблемы - редко (rarely); h - сложность проблемы - тяжелая (heavy) (рис. 4).

Рис. 3. Фрагмент производственно-проблемной матрицы полиграфического

кластера

Рис.4. Проблемно-производственная матрица полиграфического кластера

Содержимое квадратных скобок следует трактовать следующим образом: с проблемой «ограничение или отсутствие инвестиций» при изготовлении упаковочной и этикеточной продукции сталкиваются все субъекты полиграфического кластера; проблема имеет высокую сложность и низкую частоту появления.

Данные этапы исследования позволили структурировать и связать проблемы полиграфических предприятий с конкретными задачами подготовки квалифицированных специалистов образовательной организации СПО. Спецификой полиграфического кластера являются большие информационные массивы, которые в совокупности образуют информационно-образовательную среду.

Выполненный многомерно-матричный анализ позволил выполнить постановку комплексной образовательной задачи проектирования педагогической технологии подготовки специалистов полиграфического кластера в соответствии с существующими организационно-педагогическими условиями, направленными на совершенствование информационно-образовательной среды колледжа, в том числе: раскрытие сущности и специфики вариативно-дополнительных компетенций специалистов полиграфического производства; определение структуры и компонентов информационно-образовательной среды колледжа; поиск ключевых педагогических регулятивов как инструментов дидактического обеспечения, необходимых для формирования вариативно-дополнительных компетенций.

1. Айдагулова, А.Р. Развитие социально-личностных компетенций студентов в условиях воспитательной меди-асреды вуза [Текст] / А.Р. Айдагулова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 5(36). - С. 99-105.

2. Габитова, Э.М., Вахидова, Л.В. Транспрофессиональные компетенции: сущность, специфика, условия подготовки специалистов среднего звена // Педагогический журнал Башкортостан №4.-2015 С. 152-162

3. Иванов, В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических дисциплин) / дис. ... канд. пед. н. : 13.00.08. - Уфа. - 1999. - 216 с.

4. Саитова, Л.Р. Междисциплинарный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. -2011. - № 5 (36).- С. 106-113.

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года : одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июня 2013 г. № ПК-5вн).

6. Штейнберг, В.Э., Вахидова, Л.В., Давлетов, О.Б. Дидактическое моделирование: дидактическая многомерная технология и персонифицированная информационно-образовательная среда // Образование и наука. 2014 -№4(113). - С. 69-91. ISSN 1994-5639.

7. Штейнберг, В.Э., Манько, Н.Н. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн в системе инновационного образования // Известия РАО.- 2012.- № 2.- С. 1990-1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.