Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / MULTIFUNCTIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF POLYGRAPHIC COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Э.М.

Статья посвящена подготовке студента полиграфического колледжа к выполнению многофункциональной профессиональной деятельности; раскрыты основные аспекты профессиональной деятельности; уточнены понятия «профессиональная деятельность» и «многофункциональная профессиональная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF GRADUATE COLLEGE GRADUATE TO MULTIFUNCTIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to the preparation of a student of a polygraphic college for the performance of a multifunctional professional activity. The definition of the term "professional activity" is given, the main aspects of professional activity are disclosed. The notion of "multifunctional professional activity" is specified.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Э.М. Прохорова

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, полиграфический колледж, профессиональная деятельность, многофункциональность.

Аннотация: Статья посвящена подготовке студента полиграфического колледжа к выполнению многофункциональной профессиональной деятельности; раскрыты основные аспекты профессиональной деятельности; уточнены понятия «профессиональная деятельность» и «многофункциональная профессиональная деятельность».

Тенденции развития профессионального образования обусловливают необходимость подготовки конкурентоспособного, профессионально-компетентного специалиста, отвечающего требованиям современных образовательной и информационной сред. Решение данной задачи связано с глубокой модернизацией процесса обучения и, в первую очередь, с использованием инновационных образовательных технологий. Разработка и внедрение в образовательный процесс средств и методов инновационных технологий требуют от каждого преподавателя СПО высокого уровня компетентности.

В условиях современного печатно-издательского производства быть просто профессионалом, то есть работником, обладающим глубокими знаниями в какой-либо области деятельности, уже недостаточно. Современному специалисту нужно ориентироваться в нескольких профессиональных сферах и уметь осуществлять связь между ними: работая на производстве, необходимо владеть, кроме своей специальности, еще и смежной рабочей профессией. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с работниками смежных и родственных профессий, требуется обладать особыми качествами и способностями, или дополнительными профессиональными компетенциями, которые позволят выполнять многофункциональную профессиональную деятельность.

В докладе Global Education Futures «Образование для сложного общества» представлен перечень компетенций будущего, подтверждающий необходимость подготовки специалистов для выполнения многофункциональной профессиональной деятельности:

1. Различные профессиональные компетенции и знания, связанные с изменениями в технологиях и организации производства.

2. Надпрофессиональные компетенции и универсальные знания, которые можно применять во всех профессиях (в том числе социальных и личных ситуациях), такие как:

- компетенции и знания, помогающие справляться с неотвратимыми изменчивостью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью будущего - в том числе, компетенции сотрудничества, креативности, предпринимательства и т. д., а также компетенции, связанные с укреплением личной «устойчивости» (например, приобретение полезных для здоровья привычек и умение справляться со стрессом) и способность понимать будущее (понимать и / или претворять в жизнь различные сценарии будущего и разрабатывать соответствующие стратегии индивидуальных и коллективных действий);

- компетенции и знания, помогающие справляться с растущей сложностью цивилизации - в том числе системное мышление, способность разрешать проблемы и находить новые возможности (а также элементы художественного, литературного и т. п. мышления);

- знания и компетенции, помогающие жить в мире информационных и коммуникационных технологий - в том числе, базовые навыки программирования, поиска информации; навыки обработки и анализа (например, «картирование знаний» - mind-mapping); информационная гигиена / медиаграмотность и т. д. (один из наиболее важных навыков - способность управлять своим вниманием, базовая способность направлять и

псппгогический ЖУРНЙЛ бйШКОРТОСГЙНЙ N 4(77). Ml в

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

удерживать внимание в условиях информационной перегрузки, которую можно тренировать через множество созерцательных практик);

- знания и компетенции, связанные с тем, «что не могут делать машины» - в том числе эмпатия / эмоциональный или межличностный интеллект, телесно-кинестический интеллект и натуралистический интеллект, а также способность к сотворчеству и добросовестному служению обществу;

- знания и навыки, связанные с целенаправленной мультидисциплинарностью, стремлением к достижению мастерства в различных сферах работы и жизни [4].

Определение категории «профессиональная деятельность», ее соотношение с категорией «профессия» связано с используемыми различными авторами подходами к анализу профессиональных явлений. В рамках деятельностного подхода предметное поле понятия «профессия» совпадает со значением понятия «профессиональная деятельность»: профессия определяется в качестве вида трудовой деятельности человека. Рассмотрение профессии с точки зрения деятельности подразумевает выделение в ее структуре субъективного и объективного компонентов. Субъектом профессиональной деятельности выступает личность, специалист как носитель профессии, объектом - предметная область профессионального труда [1].

Сказанное выше обусловливает направление поиска, которое изначально четко не просматривается. Исходя из анализа современных исследований, можно говорить о следующих значимых факторах: с первой стороны, некий набор знаний; со второй стороны, некий набор поведенческих моделей; с третьей стороны, некая среда, в которой это может происходить. Наше исследование, применительно к системе профессионального образования, рассматривает профессиональные знания, компилирующие как минимум три направления подготовки специалистов полиграфической отрасли, - наладчик полиграфического оборудования, маркетолог, бухгалтер. В плане значимых факторов очевидно, что рамки профессиональных знаний будут расширяться за счет вхождения в смежные и родственные группы; поведение на современном рынке труда также будет вариативным, а задача профессиональной организации - научить навыкам построения актуального и адекватного профессионального поведения; необходимо создание соответствующей информационной образовательной среды, где формируется специалист будущего, ориентированный на современные виды профессиональной деятельности полиграфической отрасли.

Для уточнения знаниевого поля и устойчивых профессиональных действий целесообразно также уточнить ключевое понятие «профессиональная деятельность».

Так, Е.А. Климов отмечает, что наиболее общим признаком соответствия человека профессиональной трудовой деятельности является ее успешность и удовлетворенность избранным трудовым путем, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой). Среди наиболее важных структурных компонентов пригодности к профессиональной деятельности ученый выделяет следующие гражданские качества -отношение к обществу, моральный облик. Например, в некоторых профессиях (учитель, воспитатель, судья, руководитель) недостаточная выраженность следующих качеств делает человека профессионально непригодным: отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности); дееспособность общая (физическая и умственная) [6]. К.К. Платонов, характеризуя возможности человека выполнять определенную профессиональную деятельность, отмечает, что профессиональная дееспособность зависит от качеств его личности, целей деятельности, обучения и воспитания, конкретных условий труда и состояния организма: «Профессионал владеет деятельностью в целом, удерживает ее

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОСРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию». Значимое место в структуре профессиональной деятельности отводится профессиональным способностям. «Традиционно способности понимаются как возможность успешного освоения конкретным человеком того или иного вида общественно заданной деятельности. К.К. Платонов определяет специальные профессиональные способности как «совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими, определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней». Далее делается вывод, что для определения профессиональных способностей человека, прежде всего, необходимо знать психологические особенности той деятельности, способности к которой определяются. Для определения профессиональных способностей не менее хорошо должны быть изучены также и индивидуально-психологические особенности человека, у которого определяются способности к данной деятельности [6].

Субъектом профессиональной деятельности, выступает личность, обладающая необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и реализующая их в ходе предметного преобразования окружающего мира. В современной литературе «профессиональная деятельность» чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности.

1. Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т. д. С экономической точки зрения содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных.

2. Социологический аспект - основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.

3. Психологический аспект профессиональной деятельности - включает следующее: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии (и другие психологические явления, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека).

4. Этический аспект - в его основе лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей [3].

Уточнение понятия «профессиональная деятельность» заключается в его дополнении признаком «многофункциональность». В таком случае «многофункциональность профессиональной деятельности» соотносится с требованиями ФГОС СПо, профессиональных стандартов, тенденциями развития рынка труда. Если же рассматривать профессиональную деятельность специалиста в существующем контексте, то будет невозможно подготовить специалиста, востребованного на рынке труда,

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

способного включиться в многопрофильную производственную среду, быстро адаптироваться в ней, готового к выполнению различных требований работодателя в зависимости от типа и вида производства. Данные аспекты характерны для мобильного рынка [7] - изменяются технологии изготовления полиграфической продукции, одни виды продукции заменяются другими, спрос меняется; вариабильность производства диктует «многофункциональность» с определенными рамками: выпускнику полиграфического колледжа необходимо выполнять различные трудовые функции - менеджера по продажам, наладчика полиграфического оборудования, бухгалтера.

В частности для работы техника-технолога в малых и средних типографиях дополнительными профессиональными компетенциями будут являться профессиональные компетенции менеджера по продажам (ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения; ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации; ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем; ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации; ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений).

Профессиональные компетенции наладчика полиграфического оборудования (ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание действующего оборудования; ПК 3.2. Выполнять наладку и регулировку действующего оборудования; ПК 3.3. Проводить ремонт действующего оборудования).

Профессиональные компетенции бухгалтера (ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы).

Таким образом, в рамках нашего исследования под «многофункциональной профессиональной деятельностью» мы понимаем форму трудовой активности человека, направленную на преобразование объектов труда на основе сформированных общих и профессиональных компетенций, влияющих на его результат, реализуемый на различных типах предприятий полиграфического производства. Рассмотрим это подробнее на нижеприведенном примере.

Многофункциональность на производстве имеет целый ряд проявлений: выполнение более широкого круга производственных задач - от неквалифицированного труда до сложных задач, требующих высокой квалификации и / или технических знаний; перекрывание традиционных границ между различными профессиями, например, печатник способен на не менее высоком уровне выполнять наладку несложного полиграфического оборудования или дизайнер-верстальщик может осуществлять прием заказов и производить расчет себестоимости полиграфической продукции. В таблице 1 представлены требования к профессиональным компетенциям выпускников колледжей, в соответствии с ФГОС СПО и трудовым действиям специалистов из профессиональных стандартов, что подтверждает соответствие требований к подготовке студентов колледжей и требований работодателей.

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОСРПЗООПНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

Таблица 1

Требования к профессиональным компетенциям выпускников колледжей на основе ФГОС СПО и _профессиональных стандартов_

Наименование профессии / специальности ФГОС СПО Профессиональные компетенции ФГОС СПО Трудовые действия профессиональных стандартов

261701.01 Наладчик полиграфического оборудования" ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание действующего оборудования Профессиональный стандарт «Наладчик полиграфического оборудования» Подготовка технологической оснастки и инструментов, необходимых для наладки несложного полиграфического оборудования

ПК 3.2. Выполнять наладку и регулировку действующего оборудования Наладка несложного полиграфического оборудования

ПК 3.3. Проводить ремонт действующего оборудования. Ремонт несложного полиграфического оборудования

38.02.04 Коммерция (по отраслям) ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. Профессиональный стандарт «Маркетолог» Сбор информации и анализ тенденций рынка товаров и услуг

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. Сбор информации и анализ технологического потенциала организации и прогнозирование его развития

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. Сбор информации и анализ производственного потенциала организации и прогнозирование его развития

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. Работа с системой управления взаимоотношениями с клиентами организации

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. Разработка, согласование и производство материалов, способствующих продвижению бренда или товара в местах продаж (листовки, буклеты)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; Профессиональный стандарт «Бухгалтер» Составление (оформление) первичных учетных документов

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

Для решения разнородных проблем полиграфического производственного кластера Республики Башкортостан - нехватка современного оборудования на предприятиях; необходимость постоянного обучения персонала предприятий; смена технологий печати, внедрение цифровых технологий для печати всего ассортимента полиграфической продукции; нехватка квалифицированных рабочих кадров; вариабильность заказов и производственная мобильность выпускников, - возникающих на производстве выпускнику полиграфического колледжа необходимы способности к:

nenn готический журнпа бпшнортостпнп м 4(77). aoia sSSsass

- самостоятельному овладению знаниями;

- постоянному обучению;

- ресурсосбережению;

- профессиональной вариативности, мобильности;

- совершенствованию технологий;

- творческому участию;

- внедрению организационно-технических решений;

- разработке альтернативных технологических решений.

ФГОС СПО требует овладения студентами общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов для учреждений среднего профессионального образования. Как было показано выше, современному работодателю необходимы специалисты универсальные, широкого профиля. В связи с этим в рамках овладения ОК и ПК у студентов следует формировать (развивать) дополнительные профессиональные компетенции, которые позволят выполнять трудовые функции наладчика полиграфического оборудования, менеджера по продажам, верстальщика при подготовке электронных изданий для сети интернет и контроле их качества, бухгалтера и другие. Таким образом, в новых, динамично меняющихся ситуациях с вариативными производственными задачами становится востребованной многофункциональная профессиональная деятельность, успешное выполнение которой предполагает наряду с формированием профессиональных компетенций (необходимых для выполнения конкретного вида труда), также формирование дополнительных профессиональных компетенций, которые способствуют развитию профессиональной самоэффективности выпускника колледжа - будущего специалиста.

1. Ангеловский, А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки.- Том 12. № 5-2. - 2010. - С. 306-315.

2. Вахидова, Л.В., Габитова, Э.М., Мустаев, А.Ф. Персонифицированная информационно-образовательная среда в формировании профессиональной самоэффективности специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. - № 2 (69).- 2017.- С. 20-26.

3. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - Москва, 1987. - С. 76.

4. Образование для сложного общества [Электронный ресурс] : доклад Global Education Futures // Образование для сложного мира: зачем, кому и как. Форум Global Education Leaders' Partnership Moscow. -https://futuref.org/educationfutures_ru

5. Теоретические аспекты подготовки специалистов в изменяющихся условиях [Электронный ресурс] : коллективная монография / МОиН РФ, ФГБОУ ВО БГПУ им.М.Акмуллы: В.Г.Иванов [и др.]. - Уфа : Издательство БГПУ, 2017. -169 с.

6. Федоров, А.Ф. Профессиональная деятельность: понятие и признаки. Режим доступа : https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2350 (дата обращения : 20.09.2018).

7. Vakhidova, L V, Gabitova, E M, Ivanov, V G. Professional personological self-efficiency inspecialist's training system. J. Fundam. Appl. Sci., 2018, 10(6S), 1544-1565.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.