Научная статья на тему 'Малый бизнес в колледже: цели, модели, риски'

Малый бизнес в колледже: цели, модели, риски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / WORLDSKILLS RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скок Татьяна Анатольевна

В статье представлен опыт совмещения образовательной и коммерческой деятельности колледжа для обеспечения условий развития образовательной организации. Приведены основные источники внебюджетных доходов, пути решения проблем, связанных с коммерческой деятельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скок Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small Business at the College: Aims, Models, Risks

In this article the experience of combination of educational and commercial activity of Kurgan State College is presented, in pursuit of educational institution development. There are given major sources of extra-budgetary revenues and solutions of problems related to commercial activity.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес в колледже: цели, модели, риски»

22 |

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малый бизнес в колледже: цели, модели, риски

СКОК

Татьяна Анатольевна

директор Курганского государственного колледжа, Курган

Аннотация

В статье представлен опыт совмещения образовательной и коммерческой деятельности колледжа для обеспечения условий развития образовательной организации. Приведены основные источники внебюджетных доходов, пути решения проблем, связанных с коммерческой деятельностью

Ключевые слова:

внебюджет, дополнительные образовательные услуги, надпрофессиональные компетенции, дополнительная профессиональная подготовка, WorldSkills Russia

Основным приоритетом экономической политики государства на сегодняшний день является переход экономики к инновационному развитию. Конкурентные преимущества предприятий создаются благодаря наличию высококвалифицированных кадров, владеющих передовыми производственными технологиями в соответствии с международными стандартами, обладающих творческим мышлением, способных к постоянному обучению и саморазвитию.

Современные условия задают новые перспективы развития профессионального образования — готовить мобильного специалиста, отвечающего быстро меняющимся запросам общества. Система профессионального образования призвана развиваться не только вместе с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего, находясь, так сказать, на передовой современного рынка труда.

Приоритетные задачи

Реализация программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО ставит перед руководителем профессиональной образовательной организации, его заместителями и всем педагогическим коллективом важнейшие задачи по выработке стратегической линии развития образовательного учреждения в новых условиях. Помимо вопросов обновления содержания образования, в том числе по наиболее востребованным специальностям и рабочим профессиям, открытия новых специальностей в соответствии с перечнем ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН, необходимо обеспечить решение таких приоритетных задач:

- развитие инфраструктуры, материально-технической базы до уровня требования ФГОС СПО к оснащению образовательного процесса;

- обеспечение условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, в том числе обеспечение условий для развития конкурсного и чемпионатного движения WorldSkills Russia;

- развитие кадрового ресурса образовательной организации, обеспечение повышения квалификации руководящих и педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального образования;

- развитие сетевого взаимодействия и перспективных форм сотрудничества профессиональных образовательных организа-

ций и бизнеса, включающих создание условий для повышения инвестиционной привлекательности профессиональной образовательной организации;

- обеспечение условий для профессионального обучения различных категорий населения в течение всего периода трудовой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения названных проблем и обеспечения своего развития колледж вынужден искать дополнительные источники финансирования образовательной деятельности, так как на сегодняшний день сохраняется несоответствие ресурсного обеспечения системы профессионального образования Курганской области задачам подготовки современных квалифицированных кадров для социально-экономического комплекса. Дефицит финансирования сказывается на эффективности и оперативности решения проблем.

Каким образом можно повлиять на существующую ситуацию? Где взять дополнительные финансовые средства на решение задач по реализации ФГОС СПО?

Расширение направлений деятельности

Одним из возможных решений вопроса является создание соответствующих структурных подразделений, направленных на изучение рынков труда и образовательных услуг, образовательных потребностей населения, создание новых образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования. Другими словами, расширение направлений деятельности, приносящей доход профессиональной образовательной организации (так называемый внебюджет).

В первую очередь мы исходим из того, что необходимо максимально эффективно использовать организационные, образовательные, экономические ресурсы, имеющиеся у образовательной организации.

Основными источниками доходов колледжа является оказание платных образовательных услуг. Почти 39% доходов поступает от обучения студентов на платной основе, то есть с полным возмещением затрат за обучение. Колледж не испытывает проблем с набором абитуриентов (порой при поступлении среди абитуриентов на платной основе складывается конкурс), но, к сожалению, уровень базовых знаний таких студентов не всегда соответствует их готовности к освоению образовательных программ СПО. Страдает качество обучения и требуется немало профессиональных усилий преподавателей, организационных мероприятий со стороны администрации для достижения положительного конечного результата.

Ежегодно в среднем 8,6% средств поступает во внебюджет колледжа за оказание дополнительных образовательных услуг. На сегодняшний день студентам всех специальностей (в колледже реализуется 22 программы подготовки специалистов среднего звена) предоставляется возможность обучения по дополнительным профессиональным программам. Таких программ более 30. Разработка и реализация программ дополнительной профессиональной подготовки осуществляется, исходя из запросов работодателей и анализа потребностей регионального рынка труда, который ежегодно проводит маркетинговая служба колледжа.

При составлении перечня программ дополнительной профессиональной подготовки колледж придает огромную значимость развитию универсальных компетенций будущих специалистов, так называемых надпрофессио-нальных компетенций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

24 | 4/2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как показали исследования маркетинговой службы, владение надпрофес-сиональными компетенциями значительно повышает конкурентоспособность молодого специалиста при трудоустройстве.

Поэтому одной из приоритетных задач деятельности коллектива колледжа является создание условий для формирования и развития универсальных компетенций обучающихся. Решение данной задачи происходит по нескольким направлениям.

В рамках предоставления дополнительных образовательных услуг в колледже ежегодно разрабатываются и реализуются программы спецкурсов: «1С: Зарплата и управление персоналом», «Предприниматель малого бизнеса со знанием программы «1С» Бухгалтерия», «Правовые системы «Гарант», «Консультант+» в профессиональной деятельности», «Коммерческая деятельность» и другие. Особое внимание отводится реализации программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела.

Разработка и реализация программ спецкурсов осуществляется при тесном взаимодействии с социальными партнерами колледжа, в том числе с работодателями. На сегодняшний день колледж насчитывает более 50 постоянных социальных партнеров, в том числе 11базовых предприятий.

Проблема нередко заключается в низкой мотивации студентов к освоению программ дополнительного профессионального образования. Поэтому ежегодно перечень программ обновляется и расширяется в зависимости от состояния регионального рынка труда.

Для обеспечения качества предоставляемых услуг учебно-методический отдел колледжа организует методическое сопровождение реализации программ дополнительного профессионального образования (отбор содержания программы, дидактическое оснащение занятий, практико-ориентированный характер проведения занятий и т.д.).

Фонд развития

Более десяти лет назад в колледже был создан Фонд развития как дополнительный источник финансирования. В порядке, установленном законодательством РФ и уставом Фонда, создан и успешно действует Попечительский совет, в состав которого входят выпускники колледжа, ныне руководители предприятий и бизнесмены.

Роль Попечительского совета в решении вопросов сопровождения образовательного процесса и повышения качества подготовки квалифицированных кадров значительна. Компетенции Попечительского совета включают широкий круг вопросов: содействие привлечению внебюджетных средств обеспечения деятельности и развития колледжа; содействие организации мероприятий по улучшению условий труда работников колледжа; содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий; содействие развитию/обновлению учебной материально-технической базы колледжа, благоустройству его помещений и территории; учреждение и выплата именных стипендий обучающимся и премиальных поощрений педагогическим и другим работникам колледжа. Кроме этого члены Попечительского совета оказывают содействие колледжу в трудоустройстве выпускников, проводят семинары, делятся практическим опытом.

В основном средства в Фонд развития поступают от социальных партнеров колледжа и работодателей, заинтересованных в высоком качестве подготовки выпускников. В 2015-2016 годах поступление составило в среднем

только 3% от общего поступления во внебюджет, но явилось хорошей финансовой поддержкой для развития колледжа.

Многофункциональный центр прикладных квалификаций

Особая роль в организационной структуре колледжа отводится Многофункциональному центру прикладных квалификаций. Основные направления деятельности центра — профессиональная подготовка по более чем 20 рабочим профессиям, переподготовка и повышение квалификации. Сегодня колледжу приходится перестраиваться, оперативно реагировать на спрос рынка труда. В настоящее время проводится повышение квалификации в форме стажировки или дистанционно без отрыва от производства. Решая проблему трудовой занятости различных категорий населения, разрабатываются программы индивидуального обучения как наиболее востребованные и удобные для потребителя. Только в 2016 году обучение в Центре прошли более 500 человек.

Отметим, что преподавание в Центре осуществляется силами педагогического коллектива колледжа, что позитивно сказывается на уровне заработной платы.

Учебно-производственный участок Центра располагает современными станками и оборудованием по деревообработке, производству мебели, окон ПВХ, металлообработке и др. Имеются сварочный, токарный цеха, мастерская технологии строительных отделочных работ, дизайн-студия. За последние два года значительно увеличились и объемы, и ассортимент выпускаемой продукции, заказчиками и потребителями которой являются бюджетные организации системы образования и здравоохранения города Кургана и Курганской области, а также частные лица. Всего за два года поступление во внебюджет колледжа за оказанные услуги от населения и организаций города и области составило 9 млн рублей.

Продукция учебно-производственного участка широко используется для нужд колледжа. Это способствует созданию благоприятной инфраструктуры образовательной среды с наименьшими финансовыми затратами.

Что особенно важно, учебно-производственный участок в полной мере задействован в качестве стажировочной площадки при подготовке студентов к конкурсам профессионального мастерства, в том числе к чемпионатам WorldSkills Russia по ряду компетенций: «Облицовка плиткой», «Столярное дело», «Плотницкое дело», «Кирпичная кладка», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Малярные и декоративные работы», «Сварочные технологии», «Обработка листового металла».

Создана учебная лаборатория «Автосервис», на базе которой, в том числе, оказываются платные услуги для населения. Открыт пункт для проведения технического осмотра всех категорий транспортных средств, включая электротранспорт. Данная структура стала не только дополнительным источником поступления денежных средств, но и дополнительной площадкой практического обучения и подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills Russia по компетенции «Кузовной ремонт».

В центре «Водитель» проводится обучение водителей категории В, С с практической подготовкой на автодроме колледжа (доход — 3,7% внебюджетных средств).

Материально-техническая база колледжа располагает учебной фермой для содержания домашних животных, отапливаемой теплицей, современным

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

26| 4/2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

учебным кондитерским цехом. Это позволяет не только обеспечить практическое освоение будущими специалистами необходимых профессиональных компетенций, но и организовать деятельность обучающихся в режиме «учебной фирмы». Создаются условия обучения, максимально приближенные к реальным условиям производства. Соблюдая все требования, предъявляемые к технологии производства и качеству готовой продукции, будущие специалисты готовят для реализации коровье молоко, мясо свинины, рассаду цветочных горшечных культур и культур для открытого грунта, хлебобулочные и кондитерские изделия и др.

Типографией колледжа предоставляются издательско-полиграфические и копировально-множительные услуги как студентам, преподавателям колледжа, так и всем обращающимся.

Как расходуются внебюджетные средства, составляющие 40% от общего поступления денежных средств?

Основные направления расходов приведены в таблице.

№ п/п

Направление расходов

% от общей суммы внебюджета

1. Заработная плата персонала 20%

2. Приобретение расходных материалов для организации практического обучения 34%

3. Материальное стимулирование 15%

4. Коммунальные услуги и эксплуатационные расходы 10%

5. Обновление материально-технической базы, включая ремонтные работы 14%

6. Организация/участие конкурсов профессионального мастерства, включая чемпионаты WSR, олимпиад, конференций 5%

Повышение квалификации персонала

2%

Практика показала эффективность сочетания образовательной и коммерческой деятельности колледжа. Наличие внебюджетных финансовых средств позволяет обеспечить устойчивое развитие образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования и выполнить задачи по успешной подготовке квалифицированных специалистов с учетом требований инновационного развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.