Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практикоориентированного обучения'

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практикоориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАКОВАЯ (РЕПРОДУКТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТРАЖАТЕЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАХОДИТЬ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ) / ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИЗОБРЕТЕНИЕ) / COMPETENCY / SYSTEM APPROACH / COMPLEX AND ACTIVITY APPROACH / SUBJECT ORIENTED TASKS / INFORMATION AND SIGN (REPRODUCTIVE) ACTIVITY / REFLECTIVE AND TRANSFORMATIVE ACTIVITY (ABILITY TO FIND THE SOLUTIONS) / CULTURAL AND PRACTICAL ACTIVITY (MODELLING / DESIGNING / INVENTING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкова Галина Георгиевна

В статье предлагается технология формирования профессиональных компетенций будущих специалистов на основе требований новых ФГОСов, актуализированных в соответствии с профессиональными стандартами, к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (базовая подготовка). При этом используется опыт дуального (практико-ориентированного) обучения студентов Миасского машиностроительного колледжа (на примере подготовки рабочих по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением») на АО «Миасский машиностроительный завод». Методологической основой предлагаемой технологии является комплексно-деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серкова Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRINCIPLES OF VET STUDENTS'' PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION IN PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

The article proposes the technology of would-be specialists’ professional competences formation on the bases of new federal state educational standards requirements, actualized in accordance with the professional standards. New requirements envisage the basic professional educational programme outcomes (basic training). The article shows the experience of dual (practice-oriented) education of the Miass machine building college students at the AO ‘Miass machine building plant’. Complex and activity approach is the methodological basis of the proposed technology.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практикоориентированного обучения»

Сведения для цитирования: Серкова, Г. Г. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практико-ориентированного обучения [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 70-77.

УДК 377 ББК 74.57

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Г. Г. Серкова

В статье предлагается технология формирования профессиональных компетенций будущих специалистов на основе требований новых ФГОСов, актуализированных в соответствии с профессиональными стандартами, к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (базовая подготовка). При этом используется опыт дуального (пра-ктико-ориентированного) обучения студентов Миасского машиностроительного колледжа (на примере подготовки рабочих по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением») на АО «Миасский машиностроительный завод».

Методологической основой предлагаемой технологии является комплексно-деятельностный подход.

Ключевые слова: компетенция, системный подход, комплексно-деятельностный подход, предметно-ориентированные задания, информационно-знаковая (репродуктивная) деятельность, отражательно-преобразующая деятельность (умение самостоятельно находить способы решения), духовно-практическая деятельность (моделирование, конструирование, изобретение).

Совершенствование системы среднего профессионального образования включает подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Для Челябинской области актуальной является подготовка рабочих по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения». Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем, связанных с выполнением их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.

В своем исследовании за основу формулировки этого понятия берем определение, данное в словаре-справочнике современного российского профессионального образования, рекомендованном ФГУ ФИРО: компетенция (англ. competence) — способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2].

Согласно действующим ФГОСам СПО специалист базовой подготовки (наладчик станков и манипуляторов с программным управлением) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, включающим организационные умения, умения планировать, проектировать, осуществлять контроль и самоконтроль. Эти компетенции могут быть сформированы в процессе обучения при условии включения студентов в соответствующий вид деятельности, что дает возможность исследовать уровни формирования компетенций.

Методологической основой процесса формирования профессиональных компетенций, под которыми понимается способность человека к решению задач профессиональной и вне-профессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов, может являться комплексно-деятель-

ностный подход к развитию личности, который имеет определенную специфику, позволяющую использовать его в данном исследовании, так как:

а) он дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанника с единых методологических позиций:

- процесс формирования рассматривается в соответствии со структурой учебной деятельности субъекта и этапами процесса усвоения, основанными на деятельности;

- процесс взаимодействия преподавателя и будущих специалистов рассматривается внутри единой системы;

- процесс взаимодействия преподавателя и будущих специалистов ориентируется на активизацию самостоятельной деятельности студентов;

б) позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область. Так, например, процесс образования определяет особенности учебной деятельности студентов при теоретическом и практико-ориентированном изучении дисциплин и педагогической, научно-методической, научно-исследовательской деятельности педагогов;

в) позволяет положить в основу комплекс-но-деятельностный подход, который определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности, дает возможность исследовать уровни сформированности компетенций на базе идей уровневого подхода к развитию самостоятельной деятельности;

г) комплексно-деятельностный подход к развитию самостоятельной деятельности предполагает целостность. Такой подход должен показать пути представления учебно-воспитательного процесса как системы, включающей комплексную постановку целей и задач учебного занятия, выделение главного и особенного в учебном материале, выбор и сочетание методов, форм обучения в зависимости от основных дидактических условий, постоянное изучение личности обучаемых с целью развития их учебной деятельности [3].

Все это позволяет педагогам целенаправленно решать задачи преобразования внешней практической деятельности обучающихся во внутреннюю. Те качества (профессиональные компетенции), которые мы хотим заложить в личности, сначала должны быть организованы и осуществлены в виде практической деятельности личности, в которой эти качества бу-

дут проявляться и развиваться. Следовательно, формирование профессиональных компетенций будущего специалиста выступает как система взаимодействия участников образовательного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, при этом субъект обучения, т. е. студент, занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Учитывая, что в науке представлена методология развития учебной деятельности через уровневый подход к ее развитию, выделяя уровни развития деятельности обучаемого, можно говорить об осуществлении комплекс-но-деятельностного подхода к формированию и развитию таких качеств личности, как профессиональные компетенции.

Обозначенный подход может быть представлен единством системного (модель педагогической системы), деятельностного (уровне-вый подход к развитию деятельности) подходов, научного анализа деятельности (атрибутивный анализ как диагностическое средство уровней развития познавательной деятельности студентов) и разработанных производственных ситуаций (задачный подход) в процессе изучения дисциплин (модулей) профессионального цикла в учреждениях СПО, содержания предметно-ориентированных задач (заданий). Рассмотрим более детально каждый из компонентов ком-плексно-деятельностного подхода.

1. Системный подход (мировоззренческий уровень методологии) является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение данного подхода в педагогике позволит выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками, такими как целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие [4].

Значение системного подхода состоит в том, что он позволяет рассмотреть процесс компетент-ностно-ориентированных технологий в системе СПО как сложно организованного объекта, как целостную систему, сконструировать модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе СПО, выявить ее составные компоненты, их место, расположение, диалектику их взаимосвязи [4].

Речь идет о педагогической технологии. Педагогическая технология понимается как

систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса, проект некоторой педагогической системы [5]. Блок выявления компонентов системы предполагает наличие модели, включающей все компоненты педагогической системы. Структура любой системы представляется взаимосвязанной совокупностью элементов (учитель, ученик, содержание обучения, процессы обучения и воспитания, формы, цели и условия), поэтому целесообразно в качестве целостной педагогической системы использовать идеи оптимизации образовательного процесса, уровневого подхода к развитию деятельности [3].

2. Рассматривая формирование и развитие компетенций обучаемых на основе уровней развития деятельности обучаемого, делая их, с одной стороны, относительно самостоятельными, а с другой — взаимосвязанными и взаимозависимыми, можно говорить об уровневом подходе к формированию профессиональных компетенций как одном из компонентов комплексно-дея-тельностного подхода.

2.1. На уровне преимущественно информационно-знаковой деятельности предметом совместной деятельности педагога и студента является организация учебного процесса по овладению знаниями, умениями, навыками. Основной вид деятельности обучаемых — репродуктивный. Главная цель — формирование у каждого студента знаний и умений, системы понятий в соответствии с программой обучения и требованиями действующего ФГОСа [6]. Предлагаемые задачи (задания) — типичные задачи (задания) профессионального содержания, которые могут решаться под руководством преподавателя или самостоятельно на основе ранее использованных методов. При этом студент овладевает минимумом знаний, способами самостоятельной деятельности на основе копирования, в том числе использования готовых планов, алгоритмов деятельности. Он овладевает методом анализа, общей ориентировочной основой деятельности, приемами рациональной организации деятельности и выполняет действия, соответствующие репродуктивному уровню деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что этот уровень учебной деятельности позволяет формировать знания о сущности профессиональных компетенций. Для примера: в процессе профессиональной подготовки студентов специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» на АО «ММЗ» необходимо учиты-

вать требования ФГОС к общим компетенциями выпускников, включающим в себя способности:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество [6].

Примеры профессиональных компетенций, формирование которых происходит на основании «Требований к результатам освоения профессионального модуля ПМ 04. "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих" в части подготовки рабочих по профессии 14989 "Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением"», соответствуют данному (первому) уровню учебной деятельности:

- ПК 3.1. Обеспечивать реализацию технологического процесса по изготовлению деталей, а именно:

а) ПК 3.1.1. Выполнять наладку токарных станков и манипуляторов с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения;

б) ПК 3.1.2. Выполнять наладку сверлиль-но-фрезерно-расточных станков и манипуляторов с ЧПУ для изготовления простых корпусных деталей [6].

2.2. Учебная деятельность студента, ориентированная на самостоятельный поиск способов решения, выбор наиболее рационального, конструирование собственного способа в исследованиях по проблемам оптимизации образовательного процесса называется отражательно-преобразующей деятельностью [3]. На этом уровне предметом совместной деятельности педагога и обучаемого являются способы решения задач. Характерная черта этого уровня учебной деятельности — применение знаний, умений в качестве средств получения новых знаний, умение выбирать наиболее рациональные способы их преобразования. Основной продукт деятельности преподавателя — «метод» осуществления студентами деятельности, которая может быть охарактеризована как частично поисковая либо поисковая, а по ее результатам — как продуктивная. Продуктом деятельности на этом уровне является найденный студентами способ решения (в том числе это могут быть самостоятельно найденные методы, либо средства, либо и то и другое вместе).

На уровне отражательно-преобразующей деятельности студент овладевает ценностными компонентами общих и профессиональных

компетенций, испытывает потребность в формировании умений самостоятельного проявления творческой активности и на уровне личностного творчества, самореализации, самоудовлетворения.

Для примера: в процессе профессиональной подготовки студентов специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» на АО «ММЗ» необходимо учитывать требования к общим компетенциям выпускников, включающим в себя способности:

- ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

На уровне отражательно-преобразующей деятельности студент овладевает ценностными компонентами профессиональных компетенций:

- ПК 3.1.3. Выполнять наладку токарных станков и манипуляторов с ЧПУ для изготовления сложных деталей типа тел вращения;

- ПК 3.1.4. Выполнять наладку сверлильно-фрезерно-расточных станков и манипуляторов с ЧПУ для изготовления сложных корпусных деталей [7].

2.3. Третий уровень — уровень преимущественно духовно-практической деятельности (при реализации этого уровня студент владеет знаниями и умениями, присущими вышеназванным уровням деятельности). Основной вид деятельности обучающихся — творческий (моделирование, конструирование, изобретение и т. д.). Это самостоятельная духовно-практическая деятельность, которая является условием формирования активной жизненной позиции. Главными на этом уровне являются развитие и совершенствование способностей личности. Основной продукт деятельности — конструкция, проект, планирование своей деятельности, качественное усвоение знаний, умений и способов деятельности с прицелом на будущее.

Характерные признаки этого уровня — стремление к самовыражению в способах и результатах деятельности. Обучаемый на данном уровне анализирует свою деятельность. Проявляются умения мотивировать деятельность,

осуществлять целеполагание, самостоятельно выбирать и обосновывать предмет деятельности, средства, методы, анализировать результат, переходить от основной деятельности к производной в случае возникновения потребности в решении задач-открытий, конструировать продуктивные и исследовательские задачи [3]. На уровне духовно-практической деятельности обучаемые в совершенстве овладевают всеми профессиональными компетенциями, в том числе:

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности [7].

Для примера покажем виды профессиональных компетенций, соответствующих данному уровню учебной деятельности студентов специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» на АО «ММЗ»:

- ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации, а именно:

а) ПК 3.2.1. Проводить контроль соответствия качества простых деталей типа тел вращения требованиям технической документации;

б) ПК 3.2.2. Проводить контроль соответствия качества простых корпусных деталей требованиям технической документации;

в) ПК 3.2.3. Проводить контроль соответствия качества сложных деталей типа тел вращения требованиям технической документации [7].

Осуществление деятельности всех трех уровней может происходить поэтапно либо одновременно, хотя первый уровень и является основным при реализации задач формирования профессиональных компетенций.

Представленная модель уровневого подхода к формированию компетентности (в данном случае — профессиональной) является педагогической системой. Преимущественное осуществление обучающимся деятельности определенного уровня является показателем уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций [8].

3. Чтобы этот процесс практически обеспечивался (развитие деятельности — от репродуктивной к творческой), нужно обладать теоретически верной оценкой того, как происходит развитие (т. е. необходим научный анализ деятельности в соответствии с уровнями развития, а значит необходимо иметь инструментарий отслеживания уровней формирования компетенций).

Для разработки целостной системы деятельности целесообразно использовать в сочетании технологию оптимизации (уровневый подход к развитию учебной деятельности, модель оптимизации учебного процесса) и атрибутивного анализа (В. В. Белич) [9]. Атрибутивный анализ, являясь частью комплексного анализа, направляется на выявление (указание, формулировку) основных атрибутов формируемой деятельности — цели — и формирующей деятельности — средства. Атрибутом называют то, без чего явление не может ни существовать, ни мыслиться.

В случае учебно-познавательной деятельности под ее атрибутами подразумеваются потребности, мотивы (осознаваемые внутренние побудители деятельности), цели, предметы, методы, средства, результаты деятельности и т. д.

Атрибуты деятельности определенным образом соотносятся друг с другом, образуют взаимообусловленную совокупность понятий, объясняющих, раскрывающих суть и смысл одной из сложнейших философских категорий — деятельности, которая имеет огромное практическое значение и для преподавателя, и для студента.

В. В. Белич показывает, что атрибуты деятельности определенным образом соотносятся друг с другом. Они образуют взаимообусловленную совокупность понятий, объясняющих, раскрывающих суть деятельности. Объективным по своему содержанию выступает процесс с методом и средствами (условиями) и продукт (результат).

Субъективными атрибутами по форме и содержанию выступают следующие:

а) мотив как внутренний побудитель деятельности, как осознанная потребность;

б) цель как образ продукта, который может существовать не материализованно в объективной реальности, а лишь в сознании субъекта деятельности;

в) способ как образ процесса деятельности, отражающий и метод, и средства (условия) деятельности с той или иной степенью полноты, точности и т. д. По мнению многих исследователей, профессиональная компетенция является ситуационной категорией, так как проявляется у субъекта в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях

производственной деятельности, поэтому в качестве необходимых условий ее формирования мы выделяем ситуации, моделирующие будущую профессиональную деятельность субъекта обучения. Под учебной ситуацией мы понимаем объект процесса обучения, в котором в диалектической взаимосвязи находятся конкретная дидактическая задача, конкретный уровень познавательной деятельности обучающихся и конкретный метод преподавания [3]. В основе задачного обучения лежит построение обучения через комплекс или систему учебных задач, процесс решения которых способствует формированию тех или иных качеств личности у субъектов обучения с учетом уровневого подхода к их деятельности [10].

Нами разработана система компетентност-но ориентированных задач, направленная на формирование профессиональных компетенций у студентов учреждений СПО. В основу своего подхода к проектированию методов формирования профессиональных компетенций в содержание системы задач (заданий) мы попытались заложить единство всех компонентов профессиональной компетенции (знаний, умений, навыков, профессионально значимых личностных качеств) посредством создания производственных ситуаций в процессе изучения дисциплин (модулей) профессионального цикла в учреждениях СПО и конструирования содержания задач (заданий) [8; 10].

Предметно-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов совокупности знаний по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла, необходимым и достаточным для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, развития у обучающихся познавательной активности. Такие задачи строятся на основе рассмотрения производственных ситуаций, направленных на усвоение студентами знаний по темам (разделам) учебной дисциплины (модуля) — уровень репродуктивной деятельности; умений их применять — уровень самостоятельного нахождения способов решения задач, проблем; умений предвидеть проблемные ситуации — уровень моделирования

(табл. 1).

Таблица 1

Типы задач по уровням деятельности на основе атрибутивного анализа

Атрибуты деятельности Задачи на 1-й уровень Задачи на 2-й уровень Задачи на 3-й уровень

деятельности деятельности деятельности

1. Субъект деятельности + + +

2. Потребность + + +

3. Мотив + + +

4. Цель + + +

Окончание таблицы 1

Атрибуты деятельности Задачи на 1-й уровень Задачи на 2-й уровень Задачи на 3-й уровень

деятельности деятельности деятельности

5. Способ + + -

6. Предмет + + +

7. Метод + - -

8. Средство + + -

9. Процесс + - -

10. Результат - - -

Примечания:

1) знак «+» — задано преподавателем;

2) знак «-» — не задано преподавателем.

Формирование личности студентов происходит в процессе деятельности, обусловленной выполнением конкретных заданий педагога. Содержание учебных заданий должно обеспечиваться «Требованиями к результатам освоения профессионального модуля ПМ 04. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих» в части подготовки рабочих по профессии 14989 «Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением». При проектировании учебных заданий с целью формирования профессиональных компетенций необходимо учитывать профессиональный стандарт 40.026 «Наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» (зарегистрирован в Минюсте России 3 мая 2017 г., регистрационный № 46576, утвержден приказом Министерст-

ва труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 265н).

В таблице 2 представлены виды трудовой функции, трудовых действий, необходимых умений, которые требуется учитывать при проектировании учебных заданий с целью формирования профессиональных компетенций.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что комплексно-деятельностный подход к развитию учебной деятельности обучаемых позволяет проектировать, прогнозировать, осуществлять процесс комплексного формирования и развития компетентности, а также дает возможность создавать инструментарий для количественной и качественной оценки уровня ее сформированности на основе анализа результатов и процесса деятельности.

Библиографический список

1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2010.

2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. «Проблемы качества образования». Кн. 2. — М., 2004. — С. 7-10.

3. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003. — 107 с.

4. Сериков, Г. Н. Образование : Аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. — Курган, 1997. — 464 с

5. Беспалько, Б. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / Б. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 № 350]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

7. Об утверждении профессионального стандарта «Наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2017 № 265н]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71568542.

8. Серкова, Г. Г. Методологические основы формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в условиях дуального обучения по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск : ГБПОУ «МиМК», 2017. — 17 с.

Таблица 2

Виды трудовой функции, трудовых действий, необходимых умений, которые требуется учитывать при проектировании учебных заданий с целью формирования профессиональных компетенций

Трудовая функция Трудовые действия Необходимые умения

Информационно-знаковая деятельность (первый уровень) Отр ажательно-преобразующая деятельность (второй уровень) Духовно-практическая деятельность (третий уровень) Информационно-знаковая деятельность (первый уровень Отражательно-преобразующая деятельность (второй уровень) Духовно-практическая деятельность (третий уровень)

1. Установка и наладка приспособления токарного обрабатывающего центра с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Установка приспособления в соответствии с технологической документацией на шпиндель токарного обрабатывающего центра с ЧПУ Выверка и наладка приспособления, установленного на токарный обрабатывающий центр с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Контроль точности наладки приспособления токарного обрабатывающего центра с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Устанавливать приспособления в соответствии с технологической документацией на шпиндель токарного обрабатывающего центра с ЧПУ Производить выверку устанавливаемого приспособления на шпиндель токарного обрабатывающего центра с ЧПУ. Контролировать положение приспособления, установленного на токарный обрабатывающий центр с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Производить наладку приспособления средствами токарного обрабатывающего центра с ЧПУ. Контролировать требуемую точность наладки приспособления, установленного на токарный обрабатывающий центр с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения

2. Подналадка токарного обрабатывающего центра с ЧПУ в процессе работы Выполнение регулярной проверки точности наладки приспособления токарного обрабатывающего центра с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Выполнение регулярной проверки точности наладки комплекта инструментов токарного обрабатывающего центра с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Корректировка работы токарного обрабатывающего центра с ЧПУ для изготовления простых деталей типа тел вращения Контролировать точность наладки приспособления Контролировать точность наладки комплекта инструмента Заменять приспособление или инструменты. Корректировать УП для изготовления простых деталей типа тел вращения на токарном обрабатывающем центре с ЧПУ

о го ш с

о ф

■а

ш

со го

тз о

<т> о о

ш

о о о» ■а ш

со О ГО

ш

9. Белич, В. В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности [Текст] / В. В. Белич. — Челябинск : ЮУКИ, 1991. — 170 с.

10. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р]. — Режим доступа: https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_ z4CAed312Z9quOQ9h7jN.pdf.

For citation: Serkova, G. G. Theoretical principles of VET students' professional competencies formation in practice-oriented education [Text] / G. G. Serkova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 70-77.

THEORETICAL PRINCIPLES OF VET STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION IN PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

G. G. Serkova

The article proposes the technology of would-be specialists' professional competences formation on the bases of new federal state educational standards requirements, actualized in accordance with the professional standards. New requirements envisage the basic professional educational programme outcomes (basic training). The article shows the experience of dual (practice-oriented) education of the Miass machine building college students at the AO 'Miass machine building plant'. Complex and activity approach is the methodological basis of the proposed technology.

Key words: competency, system approach, complex and activity approach, subject oriented tasks, information and sign (reproductive) activity, reflective and transformative activity (ability to find the solutions), cultural and practical activity (modelling, designing, inventing).

References

1. Blinov V. I., Voloshina I. A., Esenina E. Yu., Leibovich A. N., Novikov P. N. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiiskogo professional'nogo obrazovaniya , Moscow: FIRO, 2010. (In Russian)

2. Zimnyaya I. A. Problemy kachestva obrazovaniya. Proceedings of the 15th All-Russian scientific conference, Moscow, 2004, pp. 7-10. (In Russian)

3. Serkova G. G. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdenii : Optimizatsionnyi podkhod k razvitiyu samostoyatel'noi deyatel'nosti, Chelyabinsk, 2003, 107 p. (In Russian)

4. Serikov G. N. Obrazovanie : Aspekty sistemnogo otrazheniya, Kurgan, 1997, 464 p. (In Russian)

5. Bespal'ko B. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii, Moscow: Pedagogika, 1989, 192 p. (In Russian)

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 15.02.08 Tekhnologiya mashinostroeniya, available at: Konsul'tantPlyus. 7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Naladchik obrabatyvayushchikh tsentrov s chislovym programmnym upravleniem», available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71568542. 8. Serkova G. G. Metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'nykh kompetentsii budushchikh spetsialistov v usloviyakh dual'nogo obucheniya po spetsial'nosti 15.02.08 Tekhnologiya mashinostroeniya, Chelyabinsk: GBPOU «MiMK», 2017, 17 p. (In Russian)

9. Belich V. V. Atributivnyi analiz pedagogicheskoi deyatel'nosti, Chelyabinsk: YuUKI, 1991, 170 p. (In Russian)

10. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya, na 2015-2020 gody, available at: https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_z4CAe-d312Z9quOQ9h7jN.pdf.

Серкова Галина Георгиевна, научный руководитель Региональной инновационной площадки в ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: serkova.g@mail.ru

Serkova G. G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific superviser of the regional innovation place, Miass machine building college, Chelyabinsk, e-mail: serkova.g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.