Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре'

Структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / GRAPHO-TECHNOLOGICAL COMPONENT OF THE PREPARATION OF TECHNICAL STUDENTS / ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / GRAPHO-TECHNOLOGICAL LITERACY / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / BASIC DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлицына Ольга Александровна

В статье рассмотрен вопрос о необходимости включения графо-технологического компонента в процесс подготовки студентов технического профиля. Данный компонент представлен курсом обучения на базовой кафедре, объединяющей ресурсы ведущих предприятий и университетов, что дает возможность повысить качество учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и максимального приближения теоретических знаний к практическим условиям современного производства, а также постоянно обновляемому оборудованию и технологиям. В статье подчеркивается важность «сотрудничества» ВУЗа и предприятия, как стратегических партнеров для подготовки будущих специалистов. Автором определены дисциплины профессионального образования, при изучении которых большую роль играет графо-технологическая грамотность, приведено понятие и определены элементы графо-технологической грамотности, владение которыми необходимо для качественной подготовки студентов технического профиля и их дальнейшей профессиональной деятельности. В статье приведена структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре. В заключении автор подчеркивает, что одним из важнейших условий успешного освоения, внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать различные виды технической информации, а формирование графо-технологической грамотности на базовой кафедре, осуществляемое в процессе прохождения обучающимися различных видов практик, является необходимым компонентом подготовки студентов технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлицына Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF GRAPH-TECHNOLOGICAL COMPONENT OF PREPARATION OF STUDENTS OF TECHNICAL PROFILE IN THE BASIC CHAIR

The article considers the need to include a graph-technological component in the process of preparing students of a technical profile. This component is presented by the training course at the basic department uniting the resources of the leading enterprises and universities, which makes it possible to improve the quality of the educational process by involving practitioners in teaching and maximizing the theoretical knowledge to the practical conditions of modern production, as well as constantly updated equipment and technologies. The article emphasizes the importance of "cooperation" between the university and the enterprise, as strategic partners for the training of future specialists. The author defines the disciplines of vocational education, in the study of which grapho-technological literacy plays an important role, the concept is defined and the elements of grapho-technological literacy that are necessary for qualitative preparation of technical students and their further professional activities are determined. The article shows the structural and functional model of the graph-technological component of the preparation of technical students at the basic department. In conclusion, the author emphasizes that one of the most important conditions for the successful development, introduction and rational use of new technology is the ability of specialists to perform and read various types of technical information, and the formation of graphic and technological literacy at the basic department, carried out in the process of passing by students of various types of practices, is The necessary component of the preparation of technical students.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре»

педагогические науки

Горлицына Ольга Александровна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...

УДК 37

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

© 2017

Горлицына Ольга Александровна, соискатель

Башкирский государственный педагогический университет им. МАкмуллы (450000, Россия, Уфа, улица Октябрьскойреволюции,3а, e-mail:dos987875@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о необходимости включения графо-технологического компонента в процесс подготовки студентов технического профиля. Данный компонент представлен курсом обучения на базовой кафедре, объединяющей ресурсы ведущих предприятий и университетов, что дает возможность повысить качество учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и максимального приближения теоретических знаний к практическим условиям современного производства, а также постоянно обновляемому оборудованию и технологиям. В статье подчеркивается важность «сотрудничества» ВУЗа и предприятия, как стратегических партнеров для подготовки будущих специалистов. Автором определены дисциплины профессионального образования, при изучении которых большую роль играет графо-технологическая грамотность, приведено понятие и определены элементы графо-технологической грамотности, владение которыми необходимо для качественной подготовки студентов технического профиля и их дальнейшей профессиональной деятельности. В статье приведена структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре. В заключении автор подчеркивает, что одним из важнейших условий успешного освоения, внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать различные виды технической информации, а формирование графо-технологической грамотности на базовой кафедре, осуществляемое в процессе прохождения обучающимися различных видов практик, является необходимым компонентом подготовки студентов технического профиля.

Ключевые слова: графо-технологический компонент подготовки студентов технического профиля; графо-тех-нологическая грамотность; базовая кафедра.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF GRAPH-TECHNOLOGICAL COMPONENT OF PREPARATION OF STUDENTS OF TECHNICAL PROFILE IN THE BASIC CHAIR

© 2017

Gorlitsyna Olga Alexandrovna, applicant

Bashkirian State Pedagogical Universi (450000, Russia, Ufa, street Oktyabrskoy revolyutsii 3a, e-mail: dos987875@yandex.ru)

Abstract. The article considers the need to include a graph-technological component in the process of preparing students of a technical profile. This component is presented by the training course at the basic department uniting the resources of the leading enterprises and universities, which makes it possible to improve the quality of the educational process by involving practitioners in teaching and maximizing the theoretical knowledge to the practical conditions of modern production, as well as constantly updated equipment and technologies. The article emphasizes the importance of "cooperation" between the university and the enterprise, as strategic partners for the training of future specialists. The author defines the disciplines of vocational education, in the study of which grapho-technological literacy plays an important role, the concept is defined and the elements of grapho-technological literacy that are necessary for qualitative preparation of technical students and their further professional activities are determined. The article shows the structural and functional model of the graph-technological component of the preparation of technical students at the basic department. In conclusion, the author emphasizes that one of the most important conditions for the successful development, introduction and rational use of new technology is the ability of specialists to perform and read various types of technical information, and the formation of graphic and technological literacy at the basic department, carried out in the process of passing by students of various types of practices, is The necessary component of the preparation of technical students.

Keywords: grapho-technological component of the preparation of technical students; Grapho-technological literacy; basic department

Стремительный социально-экономический прогресс предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалистов технического профиля. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой [6]. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года отмечает недостаток высококвалифицированного инженерного и производственного персонала при резком увеличении спроса на новые научные и инженерные кадры [7].

Для реализации данного направления необходимы специалисты, способные выполнять такие виды профессиональной деятельности, как научно-исследовательская; проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая. Графо-технологическая грамотность студентов является базой для формирования профессиональных компетенций, необходимых соответствующим проектно-конструктор-ским и производственно-технологическим видам будущей профессиональной деятельности.

Выполненный нами анализ проблем предприятий нефтегазовой и машиностроительной отраслей в масштабе

Республики Башкортостан, потребностей работодателей, нормативно-правовой базы [3, с. 130] показал, что у студентов технического профиля высших учебных заведений недостаточно сформирована графо-техноло-гическая грамотность (ГТГ), под которой понимается владение ими знаниями и умениями представления технической информации в графической форме при решении различных профессиональных задач, в том числе, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственно-технологических». Мы выделили наиболее часто встречающиеся проблемы формирования ГТГ у данного контингента: недостаточная готовность специалиста к работе с визуальными средствами; низкий уровень графической составляющей при проектировании; несоответствие подготовки требованиям современного производства к решению задач графо-тех-нологического характера; отсутствие постоянного усовершенствования технологической цепочки производства; недостаточная согласованность международных стандартов и графической составляющей; рассогласованность требований работодателя и требований ВУЗа; низкий уровень сформированности профессиональных компетенций выпускника технического ВУЗа, позволяющих осуществлять проектно-конструкторские и производственно-технологические виды профессиональ-

Gorlitsyna Olga Alexandrovna STRUCTURAL-FUNCTIONAL ..

pedagogical sciences

ной деятельности; недостаточная сформированность пространственного мышления для графо-технологиче-ской деятельности; отсутствие необходимого предмета «Черчение» в программах средней школы; недостаточная (необходимая) профилизация производственной практики; недостаточная подготовленность специалистов Учебно-производственного центра на предприятии к решению графо-технологических задач; недостаточная технология повышения самоэффективности специалиста.

Ознакомление с работами российских ученых подтверждает необходимость формирования графической, визуальной, технологической и других типов грамотности. Так, исследования П.М. Эрдниева, К.Г. Селевко, В.Э. Штейнберга, А.А. Остапенко и других ученых [817] подтверждают, что современный образовательный процесс подготовки специалистов должен отвечать важнейшему критерию - соответствию уровня мышления в учебном процессе уровню профессионального мышления в реальном производстве, науке, управлении.

Следовательно, формирование графо-технологиче-ской грамотности (ГТГ), как пропедевтики дальнейшего формирования профессиональных компетенций, в настоящее время является важной проблемой.

зовательных стандартов, учебных планов и требований практики по определенным направлениям, отражающих набор дисциплин, которые влияют на формирование той или иной компетенции [4, с. 93]. Взаимосвязь дисциплин представлена в виде пакета графов структуры образовательного процесса подготовки студентов. Проведя анализ графов - карт дисциплин направлений подготовки студентов технического профиля, мы определили дисциплины, при изучения которых имеется потребность сформированной у студентов ГТГ, а также те виды практик, на которых возможно реализовать графо-технологический модуль подготовки (показаны на графе серым фоном) (рисунок 1).

Для реализации графо-технологического модуля подготовки студентов необходима разработка структурно-функциональной модели. Данная модель отображает исследование поэтапно и предусматривает интеграцию производственной и педагогической подготовки студентов технического профиля на базовой кафедре, что позволило сформировать план научного исследования, основные структурные элементы плана, этапы исследования и результаты, реализуемые в процессе формирования ГТГ студентов технического профиля (рисунок 2).

Рисунок 1 - Анализ графов

Для решения вышеуказанной проблемы мы работаем с поставленным образовательной организацией условием - ограничением: нам предложено вписать графо-технологический компонент подготовки в готовую образовательную структуру подготовки студентов технического профиля, усилив ее. Доцентом кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный технический университет» Л.Г. Дадаяном составлены карты знаний для компетенций специальностей и для подкласса профессиональных и общекультурных компетенций на основе федеральных государственных обра-

Для диагностики социально-экономического контекста, была проведена его систематизациия. Эта систематизация выразилась в том, что были определены стратегические партнеры и их отношения. Данный вид стратегического партнерства заключается в том, что ВУЗы формируют сети взаимодействия с предприятиями профильных направлений с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.

К основным стратегическим партнерам ВУЗа относятся образовательные учреждения, промышленные предприятия, научные организации и пр. В нашем исследовании наиболее значимой категорией в системе стратегического партнерства ВУЗов является работодатель. Стратегическое партнерство ВУЗа с работодателя-

педагогические науки

Горлицына Ольга Александровна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...

ми позволяет повысить качество образования, снизить несоответствие подготовки специалистов требованиям современного производства, рассогласованность требований работодателя и требований ВУЗа, недостаточную профилизацию производственной практики.

I РЕЗУЛЬТАТ: ГТГ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

реализуются программы формирования ГГГ

частично (5С) критериально уровни сформированное™ assessment - критерии сформированное™

О

и эксперимент

О

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ

оценивается сформированность графо-

грамотности

дидактическое сопровождение (функции) теоретическое обучение на базовой кафедре (функпии) практическое обучение

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГТГ

формируется графо-техн ологичекая грамотность О

подготовка специалистов УПЦ научно-методическое обеспечение технологии обучения в условиях производства учебно-проиводственная

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

О

обосновываются организационно-педагогг

дополнительности

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

обосновываются профессионально-педагогические принципы

О

ведущий: субъекгно-деятельностный

О

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

инициируется и обосновывается педагогическая реализация

Э-1 Э-2 I Э-3 Э-4 I Э-5 Э-6 Э-7

5 Н ЭЛЕМЕНТЫ ГТГ О)

структурируется ГТГ о

ФГОС содержание высшего образования самообразования базовая критерии оценки сформированности ГТГ

0 1 - н S ! ПС выведены технологии обучения в условиях производства определены этапы личностно-профессионального развития организацион педагогически е условия обучения в УПЦ предложена оценка сформированности ГТГ студентов на основе методики ассессмент

-а - и = ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ

^ диагностируются значимые факторы - детерминанты ГТГ

О S 1 группа -"Работодатель" 2 группа -"Образовательная" 3 группа -"Производственное обучение"

R П 1.11 П 1.2 1П1.3 I И 1.4 |П 1.5 П 2.1 I П 2.2 I П 2.3 I П 2.4 П3.1 I П 3.2 I П 3.3

с ОБОБЩЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГТГ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ЗОНАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

диагностируется социально-экономический контекст о

базовая кафедра, УПЦ ^^^^ рынок труда (промышленный сектор) "совокупный" работодатель " ' образовательная организация (УГНТУ, УГАТУ)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ

i> потребность в специалистах с сформированной ГТГ

ЗАДАЧА: ФОРМИРОВАНИЕ ГТГ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Рис. 2 - Структурно-функциональная модель графо-технологического компонента подготовки студентов технического профиля

(ГТГ - графо-технологическая грамотность, УПЦ - Учебно-производственный центр на предприятии, УГАТУ - ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», УГНТУ -ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», П 1.1 - П 3.3 - обобщенные проблемы формирования ГТГ студентов технического профиля, ПС - профессиональные стандарты, ФГОС -Федеральные государственные образовательные стандарты, Э-1 - Э-7 - элементы ГТГ).

Для постановки задачи в результате проведенного анализа сделан вывод о наличии потребности рынка труда и работодателя в специалистах со сформированной ГТГ. На процесс формирования ГТГ, в свою очередь, большое влияние оказывают рынок труда (промышленный сектор), «совокупный» работодатель (под совокупным мы понимаем работодателей предприятий нефтегазовой и машиностроительной отраслей), образовательные организации (УГАТУ, УГНТУ), базовые кафедры и УПЦ.

Исследование процесса формирования ГТГ проходит в два этапа: подготовительно-аналитический и исследовательско-реализационный. На подготовительно-аналитическом этапе, в результате проведенной диагностики выделены обобщенные проблемы формирования ГТГ студентов технического профиля по зонам ответственности. Проблемы формирования ГТГ студентов

рассматриваются нами с трех принципиально важных позиций: образовательных организаций с системой теоретической подготовки обучающихся; производства с системой подготовки кадров практикоориентированно-го характера и системой самообразования с применением технологии непрерывного обучения повышению самоэффективности [3]. Проблемы формирования ГТГ студентов технического профиля диагностируют значимые факторы - детерминанты формирования ГТГ, которые соответствуют как требованиям профессиональных стандартов, так и федеральных государственных образовательных стандартов.

На втором этапе исследования инициируется и обосновывается педагогическая реализация формирования ГТГ студентов технического профиля. Нами определены подходы, принципы процесса графо-технологиче-ского компонента подготовки студентов, обоснованы организационно-педагогические условия.

На наш взгляд, наиболее эффективно формирование ГТГ студентов технического профиля будет происходить на базовой кафедре, в «сотрудничестве» ВУЗа и предприятия, как стратегических партнеров. Под базовой кафедрой понимаем объединение ресурсов ведущих предприятий и университетов, которое дает возможность повысить качество учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и максимального приближения теоретических знаний к практическим условиям современного производства, а также постоянно обновляемому современному оборудованию и технологиям.

Экспериментальными площадками для формирования ГТГ были приняты базовые кафедры предприятий ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ПАО «УМПО)» и ООО «Газпром трансгаз Уфа». В договоре о сотрудничестве основной задачей базовых кафедр ФГОБУ ВО «УГАТУ» и ФГОБУ ВО «УГНТУ» на ПАО «УМПО», ООО «Газпром транс-газ Уфа» является «...создание условий практического обучения обучающихся образовательных организаций, в которых происходит формирование, закрепление и развитие таких умений и компетенций, которые в одинаковой мере востребованы на производстве и соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов». При этом мы подразумеваем, что функциональное назначение базовой кафедры состоит в том, что теоретическое обучение разработанному нами курсу «Графо-технологическая грамотность» осуществляется на базовой кафедре; практическое обучение - в условиях производства, учебных мастерских на предприятии, учебных полигонах предприятий. Технологии обучения специалистов на производстве, в нашем случае, экстраполируются на теоретическую и практическую части обучения студентов технического профиля.

По результатам практической реализации процесса исследования проведена экспериментальная апробация сформированности ГТГ студента технического профиля по системе assessment center в соответствии с требованиями ФГОС, ПС и работодателя предприятий нефтегазовой и машиностроительной отраслей.

Исходя из изложенного, можно констатировать, что включение графо-технологического компонента в процесс подготовки студентов технического профиля представляет собой актуальную проблему, объединяющую образование и производство. Выпускники со сформированной графо-технологической грамотностью способны решать производственные задачи согласно квалификационным требованиям на предприятиях нефтегазовой и машиностроительной отраслей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вахидова, Л.В. Теоретические аспекты подготовки специалистов в изменяющихся условиях [Текст] / Л.В. Вахидова, В.Г.Иванов, Э.М. Габитова. коллективная монография. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2016.

Gorlitsyna Olga Alexandrovna STRUCTURAL-FUNCTIONAL ..

pedagogical sciences

- 167 с.

2. Вахидова, Л.В. Основы самообразования: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Вахидова, В.Г. Иванов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 221 с.

3. Горлицына, О.А. Проблема формирования графо-технологической грамотности у будущих специалистов технического профиля [Текст] / О.А.Горлицына, Л.В. Вахидова // «Педагогический журнал Башкортостана», 2016 - № 6. - с. 119-132.

4. Дадаян, Л.Г. Проблемы совершенствования учебных планов специальностей высшего образования с целью формирования необходимых компетенций [Текст] / Л.Г. Дадаян, Р.М. Габитов // Электропривод, электротехнологии и электро-оборудование предприятий: сборник научных трудов III Международной (VI Всероссийской) научно-технической конференции / Т.2: Проблемы автоматизации технологических процессов добычи, транспорта и переработки нефти и газа. - изд-во УГНТУ, 2017.

- с. 91-94.

5. Инженерная графика: общий курс [Текст]: учебник / Под ред. В.Г. Бурова и Н.Г. Иванцивской. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Логос, 2006. - 232 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/. - (10.11.2017).

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] . - Режим доступа: www. URL: http://www.consUltant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa 27e527/. - (10.11.2017).

8. Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / М.В. Лагунова. - Н. Новгород, 2002. - 564 с.

9. Совертков, П.И. Формирование геометрического образа с помощью компьютера. Элементарная математика, математическое образование, геометрия и информатика / П.И. Совертков // Сб. ст. - СПб.: Мифрия, 2002.

- № 7. - 96 с.

10. Хотунцев, Ю.Л. Критерии сформированности технологической грамотности американских школьников [Текст] / Ю.Л.Хотунцев, А.Ж.Насипов // «Наука и школа», 2010 - № 5.- с. 49-55.

11. Хотунцев, Ю.Л. Проблемы непрерывного технологического образования и формирования технологической и инженерной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. URL: http^/mry^/ wp-content/uploads/2014/10/Problemyi-nepreryivnogo-tehnologicheskogo-obrazovaniya-i-formirovanie-tehnolo-gicheskoy-i-inzhenernoy-kulturyi.docx /. - (11.11.2016).

12. Худокормов, Н.Н. Оценки профессиональной компетенции выпускников ВУЗов на рынке труда в современных экономических условиях России для инновационного малого предпринимательства [Текст] / Н.Н.Худокормов // Профессиональные компетенции студентов и выпускников высших учебных заведений и их оценка на рынках труда: международная научно-практическая конференция / Материалы конференции. - Москва: Издательство Общественной палаты Российской Федерации, 2013 - С. 26-37.

13. Шалашова, И.В. Феномен и понятие графической грамотности будущих специалистов [Текст] / И.В.Шалашова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки» 2013, - том 5. - № 1. - с. 142-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Штейнберг, В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии [Текст] / В.Э.Штейнберг.

- М.: Народное образовние, 2015. - 350 с.

15. Штейнберг, В.Э. Дидактическое моделирование: дидактическая многомерная технология и персонифицированная информационно-образовательная среда [Текст] / В.Э. Штейнберг, Л.В. Вахидова, О.Б.Давлетов

// Образование и наука. 2014 - №4(113). - С. 69-91. ISSN 1994-5639

16. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н. Е. Яценко. СПб. : Лань, 1999. 528 с.

17. Standarts for Technology Literacy. Content for the Study of Technology Education, Association and its Technology for all American Project [Текст]. -Virginia, 2000. - p. 248.

Статья поступила в редакцию 08.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.