Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Д. Н.

В статье рассмотрена проблема физического воспитания студентов в высшем образовании. Исследование физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы проводилось в соответствии с определенными на уровне теоретического анализа компонентами и критериями физической культуры. Исследование проводилось со студентами I-II курсов нескольких педагогических ВУЗов на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, занятиях по общей физической подготовке и самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно-массовых мероприятиях. Рассмотрены результаты диагностического исследования интеллектуально-личностных качеств студентов I-II курсов. По полученным результатам наблюдаются количественные и качественные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF PHYSICAL EDUCATION OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article deals with the problem of physical education of students in higher education. The study of physical culture of students of higher educational institutions in the process of out-of-class wide-scale sports project was carried out in accordance with the components and criteria of physical culture defined at the level of theoretical analysis. The research was carried out with I-II year students of several pedagogical universities at extracurricular physical education classes in the main department of sports improvement, general physical training classes and independent physical exercises, physical culture events. The results of a diagnostic study of the intellectual and personal qualities of I-II year students are considered. According to the results obtained, quantitative and qualitative features are observed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_32 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_32

УДК 37.013.42 UDC 37.013.42

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Д.Н. Абрамов

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена проблема физического воспитания студентов в высшем образовании. Исследование физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы проводилось в соответствии с определенными на уровне теоретического анализа компонентами и критериями физической культуры. Исследование проводилось со студентами I-II курсов нескольких педагогических ВУЗов на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, занятиях по общей физической подготовке и самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно-массовых мероприятиях. Рассмотрены результаты диагностического исследования интеллектуально-личностных качеств студентов I-II курсов. По полученным результатам наблюдаются количественные и качественные особенности.

Ключевые слова: анализ воспитанности, результаты исследований, физическое воспитание, физическое развитие.

THE ISSUE OF PHYSICAL EDUCATION OF HIGHER EDUCATION STUDENTS D.N. Abramov

A.F. Mozhajskij's Military-Space Academy, St. Petersburg, Russia

Annotation. The article deals with the problem of physical education of students in higher education. The study of physical culture of students of higher educational institutions in the process of out-of-class wide-scale sports project was carried out in accordance with the components and criteria of physical culture defined at the level of theoretical analysis. The research was carried out with I-II year students of several pedagogical universities at extracurricular physical education classes in the main department of sports improvement, general physical training classes and independent physical exercises, physical culture events. The results of a diagnostic study of the intellectual and personal qualities of I-II year students are considered. According to the results obtained, quantitative and qualitative features are observed.

Key words: analysis of upbringing, research results, physical education, physical development.

Введение. Закономерности физического воспитания студентов вузов в процессе внешкольной спортивно-массовой работы определяют социальное и личностное развитие студенческой молодежи, учитывают особенности формирования компонентов физической культуры человека, а также биологические закономерности, которые обеспечивают нормальную взаимосвязь организма с окружающей средой для формирования способностей к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Современная доктрина физического воспитания студентов в высших учебных заведениях отражает приоритетность государственной политики [1]. Она направлена на подготовку студенческой молодежи к будущей профессиональной деятельности, воспитание у нее социальной активности в гармонии с физическим развитием на основе приоритета здоровья. Управление системой физического воспитания студентов Российской Федерации осуществляется на право-

вой основе благодаря наличию ряда соответствующих законов и указов законодательной и исполнительной власти, которые предоставляют возможность реализации принципов гуманистического полного развития личности. Физическое воспитание в системе высшего образования обеспечивает реализацию образовательного, оздоровительного и воспитательного подходов одновременно.

Нами была поставлена цель: изучить процесс овладения теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Методы и организация исследования. Исследование физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы проводилось в соответствии с определенными на уровне теоретического анализа компонентами и критериями физической культуры. Исследование проводилось со студентами 1-11 курсов нескольких педагогических ВУЗов на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, занятиях по общей физической подготовке и самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно-массовых мероприятиях. Экспериментальной работой было охвачено 1100 студентов, из них 480 юношей и 620 девушек; и 23 преподавателя физического воспитания соответствующих высших учебных заведений. Все студенты не имели отклонений в состоянии здоровья и были отнесены к основной группе. Общими характеристиками респондентов являются: принадлежность к одной возрастной группе - 17-19 лет; срок обучения - 4 года; форма обучения - дневная.

В ходе эмпирического исследования нами определен уровень воспитанности физической культуры студентов высших учебных заведений. Проанализируем эмпирические данные, полученные в ходе экспериментального исследования по каждому компоненту физической культуры и на основе

МОБЕКК КБиЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

них охарактеризуем уровни воспитанности физической культуры студентов вузов.

Когнитивный компонент физической культуры студентов вузов определялся их знаниями по физической культуре, полученными в процессе физического воспитания. Показателями когнитивного компонента физической культуры студентов явились: знания в области физической культуры, информационная потребность по осведомленности по физической культуре и спорту, развитие двигательного интеллекта (способности к точным моторных движений).

С целью определения исходного уровня теоретических знаний нами проведено тестирование по авторской тестовой методике «Определение знаний в области физического воспитания» со студентами (1100 человек), которое проходило на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию. Теоретическая подготовленность определялась по 5-балльной системе. Получены следующие результаты тестирования полноты и прочности теоретической подготовленности студентов 1-11 курсов в области физической культуры и спорта: 1 -2 баллов (низкий уровень) - 43,4% (п=477); 3 балла (средний уровень) - 30,8% (п=339); 4 балла (достаточный уровень) - 15,5% (п=170); 5 баллов (высокий уровень) - 10,3% (п=114).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований показали низкий уровень теоретических знаний студентов 1-11 курсов в области физической культуры и спорта, 43,4% студентов получили 1 -2 балла по разработанной нами пятибалльной системе оценивания. Главной причиной такого положения является то, что на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию практически нет времени как для усвоения теоретических знаний, так и для формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, а учебники и учебные пособия предполагают использование репродуктивного метода освоения теоретических знаний и не дают возможности для реализации выбора форм проведения теоретических занятий по физическому воспитанию.

Таким образом, практика работы высших учебных заведений свидетельствует о том, что процесс овладения теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта практически не реализуется.

С помощью методики исследования «Корректурная проба» (тест Бурдона), нами изучены показатели устойчивости и продуктивности внимания, переключения и распределения внимания по таким шкалам: умение действовать согласно инструкции и умение действовать по образцу, которые помогают студентам понять и запомнить текст, зафиксировать внимание на главном; самостоятельно установить последовательность и содержательную связь частей текста.

Методика исследования «Динамика процесса заучивания» Р.С. Немова показала, что такие показатели как точность и прочность памяти позволяют анализировать, сравнивать, и обобщать учебный материал, доказывать и обосновывать, классифицировать и систематизировать полученную информацию, которая проявляется в свойстве изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, целями, взглядами.

Методика исследования «Пройди через лабиринт» Р.С. Немова позволила определить смекалку, быстроту, которые направляют личность к стремлению выполнять учебно-познавательные и практические задания; успешность преодоления психологических барьеров.

Методика исследования «Что здесь лишнее» Р.С. Немова направлена на определение скорости образно-логического мышления, которая позволяет студентам внимательно воспринимать информацию, выделять главное, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, самостоятельно выполнять упражнения, решать проблемные познавательные задачи, осуществлять самоконтроль. Согласно полученным результатам диагностического исследования интеллектуально-личностных качеств студентов 1-11 курсов наблюдаются

МОБЕ^ КБЦЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

количественные и качественные особенности, а именно:

- устойчивость и продуктивность внимания: высокий уровень - 10,5%; достаточный уровень - 20,6%; средний уровень -30,1%; низкий уровень - 38,8%;

- переключение и распределение внимания: высокий уровень - 9,6%; достаточный уровень - 10,8%; средний уровень - 40,4%; низкий уровень - 39,2%;

- точность памяти: высокий уровень -16,1%; достаточный уровень -22,6%; средний уровень - 25,4%; низкий уровень -35,9%

- прочность памяти: высокий уровень -14,7%; достаточный уровень - 23,8%; средний уровень - 26,7%; низкий уровень -34,8%;

- сообразительность, скорость: высокий уровень - 9,6%; достаточный уровень -16,2%; средний уровень - 32,3%; низкий уровень - 41,9%;

- скорость образно-логического мышления: высокий уровень - 12,2%; достаточный уровень - 18,4%; средний уровень - 31,9%; низкий уровень -37,5%.

Согласно полученным результатам, среднее значение показателей уровней воспитанности физической культуры студентов вузов по когнитивным компонентам составляет: высокий уровень - 12,1% (133 человека); достаточный уровень - 18,7% (206 лиц); средний уровень - 31,1% (342 человека); низкий уровень - 38,1% (419 человек).

Заключение. Изучение студентов 1-11 курсов из десяти высших учебных заведений РФ, определенных нами как экспериментальная база исследования, которое проводилось на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, общей физической подготовки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и физкультурно-массовых мероприятий, показало, что уровни воспитанности физической культуры студентов в вузах в когнитивном компоненте по данным констатирующего этапа эксперимента: из 1100 респондентов

высокий уровень имели 125 (11,4%) студентов, достаточный - 222 (20,2%), средний -329 (29,9%), низкий - 424 (38,5%).

Таким образом, наблюдаем, что для студентов I-II курсов характерен низкий уровень сформированности интеллектуальных

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Д.Н. Современные теоретические основы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / Д.Н. Абрамов, А.О. Бадилин, А.О. Селиванов // Научный рецензируемый журнал «Ученые записки П.Ф. Лесгафта». - 2020. - № 3 (181). - С. 3-6.

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

и умственных качеств личности, обусловленный особенностями возрастного периода и несформированностью объема работоспособности, концентрации и устойчивости внимания на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию.

REFERENCES

1. Abramov D.N. Modern theoretical foundations of physical education of students in higher educational institutions / D.N. Abramov, A.O. Badilin, A.O. Selivanov // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. - 2020. - Vol. 181. - № 3. - P. 3-6.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Дмитрий Николаевич Абрамов - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург, e-mail: abramow-dmitrii@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Dmitrij Nikolaevich Abramov - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, A.F. Mozhajskij's Military-Space Academy, St. Petersburg, e-mail: abramow-dmitrii@mail.ru.

Для цитирования: Абрамов Д.Н. Проблема физического воспитания студентов высших учебных заведений / Д.Н. Абрамов // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_32

For citation: Abramov D.N. The issue of physical education of higher education students / D.N. Abramov // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/25880500 2022 06 01 32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.