Педагогические науки
УДК 37.03
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Олегович Бадилин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена проблема физического воспитания студентов в высшем образовании. Исследование физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы проводилось в соответствии с определенными на уровне теоретического анализа компонентами и критериями физической культуры. Исследование проводилось со студентами I-II курсов нескольких педагогических вузов на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, занятиях по общей физической подготовке и самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно-массовых мероприятиях. Рассмотрены результаты диагностического исследования интеллектуально-личностных качеств студентов I-II курсов. По полученным результатам наблюдаются количественные и качественные особенности.
Ключевые слова: анализ воспитанности; результаты исследований; физическое воспитание, физическое развитие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p3-6
RESEARCH OF INTELLECTUAL AND PERSONAL QUALITIES OF HIGHER
EDUCATION STUDENTS Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg; Alexander Olegovich Badilin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article deals with the problem of physical education of students in higher education institutions. The study of physical culture of students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports-mass work was carried out in accordance with the components and criteria of physical culture, defined at the level of theoretical analysis. The research was carried out with I-II year students of several pedagogical universities at extracurricular physical education classes in the main department of sports perfection, at the general physical training classes and during independent physical exercises, physical culture mass events. The results of a diagnostic study of the intellectual and personal qualities of I-II year students are considered. According to the results obtained, the quantitative and qualitative features are observed.
Keywords: analysis of good breeding, research results, physical education, physical development.
Теоретический анализ проблемы физического воспитания студентов в высшем образовании невозможен без беспристрастного осмысления и оценки накопленного в отечественной теории и практике опыта. В частности, в нормативно-правовых документах и научных трудах закреплены положения о том, что цель образования заключается в развитии человека как совершенной личности и высшей ценности общества, в раскрытии ее талантов, умственных и физических способностей, в воспитании высоких моральных качеств, в формировании граждан, способных к сознательному общественному выбору [1].
Современная доктрина физического воспитания студентов в высших учебных заведениях отражает приоритетность государственной политики, направленной на подготовку студенческой молодежи к будущей профессиональной деятельности, формирование у нее социальной активности в гармонии с физическим развитием на основе приоритета здоровья, которая будет определяться как его профессиональной осведомленностью, так и психическим и физическим благополучием [1]. Управление системой физического воспитания студентов Российской Федерации осуществляется на правовой основе благодаря наличию ряда соответствующих законов и указов законодательной и исполнительной власти, которые предоставляют возможность реализации принципов гуманистического всестороннего развития личности. Физическое воспитание в системе высшего образования обеспечивает реализацию образовательного, воспитательного и оздоровительного подходов одновременно.
Исследование физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы проводилось в соответствии с определенными на уровне теоретического анализа компонентами и критериями физической культуры. Исследование проводилось со студентами 1-11 курсов нескольких педагогических вузов на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию основного отделения спортивного совершенствования, занятиях по общей физической подготовке и самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно- массовых мероприятиях. Экспериментальной работой было охвачено 1100 студентов, из них 480 юношей и 620 девушек; и 23 преподавателя физического воспитания соответствующих высших учебных заведений. Все студенты не имели отклонений в состоянии здоровья и были отнесены к основной группе. Общими характеристиками респондентов являются: принадлежность к одной возрастной группы - 17-19 лет; срок обучения - 4 года; форма обучения - дневная.
В ходе эмпирического исследования нами определен уровень воспитанности физической культуры студентов высших учебных заведений. Проанализируем эмпирические данные, полученные в ходе экспериментального исследования по каждому компоненту физической культуры, и на основе них охарактеризуем уровне воспитанности физической культуры студентов вузов.
Когнитивный компонент физической культуры студентов вузов определялся их знаниями по физической культуре, полученными в процессе физического воспитания. Показателями когнитивного компонента физической культуры студентов явились: знания в области физической культуры, информационная потребность по осведомленности по физической культуре и спорту, развитие двигательного интеллекта (способности к тонким моторным движениям).
С целью определения исходного уровня теоретических знаний нами проведено тестирование по авторской тестовой методике «Определение знаний в области физического воспитания» со студентами (1100 человек), которое проходило на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию. Теоретическая подготовленность определялась по 5-балльной системе и получены следующие результаты тестирования полноты и прочности теоретической подготовленности студентов 1-11 курсов в области физической культуры и спорта: 1-2 баллов (низкий уровень) - 43,4% (п = 477); 3 балла (средний уровень) - 30,8% (п = 339) 4 балла (достаточный уровень) - 15,5% (п = 170) 5 баллов (высокий уровень) -10,3% (п = 114).
Результаты исследований показали низкий уровень теоретических знаний студентов 1-11 курсов в области физической культуры и спорта, 43,4% студентов получили 1-2 балла по разработанной нами пятибалльной системе оценивания.
Главной причиной такого положения является то, что на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию практически нет времени как для усвоения теоретических знаний, так и для формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, а учебники и учебные пособия предполагают использование репродуктивного метода осво-
ения теоретических знаний и не дают возможности для реализации выбора форм проведения теоретических занятий по физическому воспитанию. Таким образом, практика работы высших учебных заведений свидетельствует о том, что процесс овладения теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта практически не реализуется.
С помощью методики исследования «Корректурная проба» (тест Бурдона), нами изучены показатели устойчивости и продуктивности внимания, переключение и распределения внимания по таким шкалам: умение действовать согласно инструкции и умение действовать по образцу, которые помогают студентам понять и запомнить текст, зафиксировать внимание на главном; самостоятельно установить последовательность и содержательную связь частей текста.
Методика исследования «Динамика процесса заучивания» Р. С. Немова показала, что такие показатели как точность и прочность памяти позволяют анализировать, сравнивать, и обобщать учебный материал, доказывать и обосновывать, классифицировать и систематизировать полученную информацию, которая проявляется в свойстве изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Методика исследования «Пройди через лабиринт» Р. С. Немова позволила определить смекалку, быстроту, которые направляет личность к стремлению выполнять учебно-познавательные и практические задания; успешность преодоления психологических и познавательных барьеров.
Методика исследования «Что здесь лишнее» Р. С. Немова направлена на определение скорости образно-логического мышления, которая позволяет студентам внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль.
Согласно полученным результатам диагностического исследования интеллектуально-личностных качеств студентов 1-11 курсов наблюдаются количественные и качественные особенности, а именно:
- устойчивость и продуктивность внимания - высокий уровень: 10,5%; достаточный уровень: 20,6%; средний уровень: 30,1%; низкий уровень: 38,8%;
- переключение и распределение внимания - высокий уровень: 9,6%; достаточный уровень: 10,8%; средний уровень: 40,4%; низкий уровень: 39,2%;
- точность памяти - высокий уровень: 16,1%; достаточный уровень: 22,6%; средний уровень: 25,4%; низкий уровень: 35,9%;
- прочность памяти - высокий уровень: 14,7%; достаточный уровень: 23,8%; средний уровень: 26,7%; низкий уровень: 34,8%;
- сообразительность, скорость - высокий уровень: 9,6%; достаточный уровень: 16,2%; средний уровень:32,3%; низкий уровень: 41,9%;
- скорость образно-логического мышления - высокий уровень: 12,2%; достаточный уровень: 18,4%; средний уровень: 31,9%; низкий уровень: 37,5%.
Согласно полученным результатам, среднее значение показателей уровней воспитанности физической культуры студентов вузов по когнитивным компонентом составляет: высокий уровень: 12,1% (133 человека) достаточный уровень: 18,7% (206 человек); средний уровень: 31,1% (342 человека) низкий уровень: 38,1% (419 человек).
Изучение студентов 1-11 курсов из десяти высших учебных заведений РФ, определенных нами как экспериментальная база исследования, которое проводилось на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию: основного отделения спортивного совершенствования, общей физической подготовки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и физкультурно-массовых мероприятий.
Показано, что уровни воспитанности физической культуры студентов в вузах в когнитивном компоненте по данным констатирующего этапа эксперимента: с 1100 респон-
дентов высокий уровень имели 125 (11,4%) студентов, достаточный - 222 (20,2%), средний - 329 (29,9%), низкий - 424 (38,5%).
Таким образом, наблюдаем, что для студентов I-II курсов характерен низкий уровень сформированности интеллектуальных и умственных качеств личности, обусловленный особенностями возрастного периода и несформированностью объема работоспособности, концентрации и устойчивости внимания на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов Д.Н. Современные теоретические основы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / Д.Н. Абрамов, А.О. Бадилин, А.О. Селиванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 3 (181). - С. 3-6.
REFERENCES
1. Abramov, D.N., Badilin, A.O. and Selivanov, A.O. (2020), "Modern theoretical foundations of physical education of students in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No 3, pp. 3-6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2021
УДК 796.926
КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. Для определения целесообразности включения в тренировочный процесс юных горнолыжников специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, нами было проведено исследование для определения ее влияния на техническую подготовленность контингента. Цель исследования: определить корреляционные зависимости между пространственной ориентаций и технической подготовленностью горнолыжников 8-11 лет. Организация исследования. В исследовании принял участие 31 спортсмен. Для оценки уровня развития пространственной ориентации были применены 2 теста: «Бег по номерам» и «Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения». Для оценки уровня технической подготовленности были использованы результаты контрольных тренировок в дисциплинах слалом и слалом-гигант. Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о наличии положительных корреляционных связей между пространственной ориентаций и технической подготовленностью спортсменов. Вывод. Было выявлено, что связи между параметрами у спортсменов группы 10-11 лет, сильнее, чем у более младших спортсменов (группа 8-9 лет). Был сделан вывод, что целесообразно включать в тренировочный процесс специальные упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации, так как они влияют на техническую подготовленность спортсменов.
Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, пространственная ориентация, техническая подготовленность, координационные способности.