Педагогические науки
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Иван Юрьевич Мальцев, старший преподаватель, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Олегович Бадилин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективности педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Целью нашего исследования является проверка гипотезы исследования по обеспечению эффективности педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. В формирующем этапе эксперимента приняли участие 1191 учащийся вуза, а именно: 608 студентов десяти экспериментальных групп и 583 студента десяти контрольных групп. После внедрения педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, наблюдаются количественные и качественные сдвиги в экспериментальных группах респондентов по вышеуказанным индикаторам когнитивного компонента.
Ключевые слова: педагогическая система, студенты высших учебных заведений, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p3-6
EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF EDUCATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF OUT-OF-AUDIT SPORTS AND MASS WORK OF A HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTION
Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Ivan Yurievich Maltsev, the senior teacher, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg; Alexander Olegovich Badilin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft
National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article deals with the problem of the effectiveness of the pedagogical system of physical culture education of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports work. The purpose of our study is to test the hypothesis of the study to ensure the effectiveness of the pedagogical system of upbringing the physical culture of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports work. In the formative stage of the experiment, 1191 students of the university took part, namely: 608 students from ten experimental groups and 583 students from ten control groups. After the introduction of the pedagogical system of students' physical culture upbringing in the process of out-of-class sports-mass work, quantitative and qualitative shifts are observed in the experimental groups of respondents according to the above indicators of the cognitive component.
Keywords: pedagogical system, students of higher educational institutions, physical culture.
С целью проверки гипотезы исследования по обеспечению эффективности педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведе-
ний в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы нами проведен контрольный срез, который заключался в сравнительном анализе эмпирических результатов до и после формирующего этапа эксперимента. Экспериментальную базу исследования составили несколько вузов России.
В формирующем этапе эксперимента приняли участие 1191 учащийся вуза, а именно: 608 студентов десяти экспериментальных групп и 583 студента десяти контрольных групп. Так, в спортивных секциях экспериментальная группа насчитывала 276 студентов, контрольная - 267; в секции физической подготовки экспериментальная группа включала 105 студентов, контрольная - 102; в процессе проведения самостоятельных занятий в экспериментальную группу входило 88 респондентов, в контрольную - 81; в физкультурно-массовых мероприятиях экспериментальная группа насчитывала 139 человек, контрольная - 133. В контрольных группах обучение и занятия проходили по традиционной системе физического воспитания; в экспериментальных группах целенаправленно осуществлялось формирующее влияние согласно спроектированной нами педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы [1]. Следует отметить, что численность контрольной и экспериментальной групп в течение формирующего этапа эксперимента менялись по различным причинам, в частности в связи с процессами миграции студентов, состоянием их здоровья на момент контрольного этапа исследования. Поэтому в течение формирующего этапа из контрольной и экспериментальной групп были изъяты результаты исследований 109 студентов, таким образом, для проверки эффективности предложенной нами педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы использовались данные 1191 респондента.
Формирующий эксперимент проходил в течение трех лет, потом был проведен контрольный этап исследования эффективности внедрения педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.
Результаты контрольного этапа определены по следующим компонентам: когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенчески-деятельностным, избранным нами для оценки эффективности педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы [2]. Количество набранных баллов в экспериментальных и контрольных группах подсчитывалось согласно шкале оценивания уровней воспитанности физической культуры студентов вузов (высокий, достаточный, средний, низкий).
Эффективность реализации педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения проверялась с помощью критерия Пирсона (х2).
На основании анализа результатов после завершения экспериментального исследования определены следующие показатели уровней воспитанности физической культуры студентов экспериментальной и контрольной групп: высокий уровень - 23,9% студентов ЭГ и 17,5% студентов КГ, что является свидетельством роста этого уровня в ЭГ (+ 12 7%); достаточный уровень -37,8% студенческой молодежи ЭГ и 28,7% респондентов КГ, что также отражает положительную динамику этого уровня в экспериментальной группе (+ 15,9%); средний уровень воспитанности физической культуры - 16,8% студентов ЭГ и 25,0% студентов КГ; низкий уровень воспитанности физической культуры - 21,5% студентов ЭГ и 28,8% респондентов КГ (динамика в ЭГ: 17,2%). Таким образом, в результате проведенного педагогического эксперимента с применением разработанной системы, у студентов экспериментальной группы не только повысился уровень знаний по физической культуре, осознание ценности физической культуры для себя, своего здоровья, взаимодействия с окружающими и общественной реализации, но и значительно возросла мо-
тивация и уровень готовности выполнять активную двигательную деятельность в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, направленной на сохранение собственного здоровья, улучшение физической формы, совершенствование телесности, достижения высоких спортивных результатов и самосовершенствования.
Позитивная динамика уровней воспитанности по когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенчески-деятельностным компонентам физической культуры студенческой молодежи высших учебных заведений в экспериментальной группе свидетельствует об эффективности внедренной педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения.
После внедрения педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, наблюдаются количе-ственные и качественные сдвиги в экспериментальных группах респондентов по вышеуказанным индикаторам когнитивного компонента, при этом в контрольных группах, произошли лишь статистически недостоверные изменения (р> 0,05).
Для доказательства эффективности предложенной системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы был проведен анализ каждой из организационных форм учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях по когнитивным компонентам. Для проверки достоверности результатов экспериментальной работы в процессе проведения занятий спортивных секций, занятий по основной физической подготовке, самостоятельных занятий, физкультурно-массовых мероприятий подсчитан средний уровень воспитанности физической культуры студентов вузов в баллах. Количество набранных баллов в экспериментальной и контрольной группах подсчитывалось согласно шкале оценивания уровней воспитанности физической культуры студентов вузов (высокий, достаточный, средний, низкий).
После проведения формирующего этапа эксперимента в процессе самостоятельных занятий и занятий по общей физической подготовке получены следующие результаты: высокий и достаточный уровень в экспериментальной группе в процессе самостоятельных занятий достигли 23,7% (п = 21) и 29,1% (п = 26) студентов, в ходе занятий по ОФП - 27,8% ( п = 29) и 32,1% (п = 34) студентов соответственно, а в контрольной -15,2% (п = 12) и 22,6% (п = 18) и 19,4% (п = 20) и 25,2% (п = 26) студентов. Во время проведения физкультурно-массовых мероприятий и спортивных секций результаты распределились следующим образом: при проведении физкультурно-массовых мероприятий высокий и достаточный уровни в 31,2% (п = 43) и 36,1% (п = 50) случае, для спортивных секций 24,2% (п = 67) и 33,3% (п = 92) у студентов экспериментальной группы, и 23,6% (п = 31) и 29,1% (п = 39), 16,6% (п = 44) и 27,5% (п = 74) соответственно у студентов контрольной группы. Полученные результаты отражают положительную динамику формирования высокого и достаточного уровня воспитанности когнитивного компонента физической культуры студентов при использовании предложенной системы педагогического воспитания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что динамика повышения уровня воспитанности когнитивного компонента физической культуры студентов экспериментальных групп с низким уровнем воспитанности когнитивного компонента достоверно интенсивнее, чем динамика студентов контрольных групп. Этот процесс наблюдался во всех экспериментальных группах, охваченных спортивными секциями, общей физической подготовкой, самостоятельными занятиями, физкультурно-массовыми мероприятиями, что свидетельствует об эффективности системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Таким образом, реализация педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно массовой
работы способствовала значительному повышению уровня теоретической осведомленности, усвоения знаний, умений и навыков, развития таких профессионально значимых качеств, как концентрация и устойчивость внимания, скорость образно-логического мышления, интеллектуально-творческого развития личности студенческой молодежи в области физической культуры и спорта.
Внедрение педагогической системы воспитания физической культуры студентов и реализация комплекса психолого-педагогических мероприятий позволили значительно улучшить показатели стремления к успеху и избегания неудач в процессе внеаудиторных занятий физическими упражнениями. Этому способствовало умение студентов осуществлять саморегуляцию эмоциональных состояний, способность управлять своим поведением, а также сформированность устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
Таким образом, предложенная нами педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы способствовала значительному повышению уровня физической подготовленности студентов - развития таких физических качеств, как сила, скорость, ловкость и гибкость.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что внедрение педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы позволило проследить положительную динамику результатов экспериментальных групп по видам внеаудиторных занятий по физическому воспитанию. Так, в спортивных секциях и секциях общей физической подготовки положительные сдвиги произошли благодаря умениям и навыкам студентов экспериментальных групп самостоятельно выбирать адекватные физические нагрузки, программировать свою физкультурно-оздоровительную деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья в процессе внеаудиторных занятий физическими упражнениями. Для повышения эффективности самостоятельных занятий в экспериментальных группах студентов разработаны индивидуальные задания на семестр, которые включают: комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики, физкультурные паузы, физкультурные минутки, комплексы упражнений для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пашута В. Л. Использование дистанционных образовательных технологий в российском высшем образовании / В. Л Пашута, А.М. Фофанов // Мир образования - образование в мире. -2014. - № 1 (53). - С. 82-87.
2. Пашута В.Л. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / В.Л Пашута, Т.И. Вихрук, Е.Н. Курьянович, А.А. Грешных // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 11-12.
REFERENCES
1. Pashuta, V.L. and Fofanov, A.M. (2014), "The distance educational technologies use in the Russian higher education", World of education - education in the world, Vol. 53, No. 1, pp. 82-87.
2. Pashuta, V.L., Vikhruk, T.I., Kuryanovich, E.N. and Greshnykh, A.A. (2016), "Innovative professional training methods in higher military educational institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 11-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2021