Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGICAL SYSTEM / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич

В статье раскрыты психолого-педагогические аспекты личности в педагогической системе воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения. Рассмотрены основные составляющие предлагаемого представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF UPBRINGING PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR SPORTS-MASS WORK OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article reveals the psychological and pedagogical aspects of personality in the pedagogical system of upbringing the physical culture of students in the process of out-of-class sports and mass work of a higher educational institution. The main components of the proposed concept of the system of physical culture education of students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports work are considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

В нашем исследовании под педагогической сисгемой мы понимаем образовательный процесс, который строится на псих олого-лед а готических и методических принципах организации учебно-воспитательного процесса на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях, который отражает главные направления и тенденции развития физической культуры и спорта в системе общего образования университета, специфику организации учебно-воспитатель-ного процесса по физическому воспитанию, особенности организации и материально-технического обеспечения внеаудиторных занятий по физическому воспитанию.

Охарактеризуем основные составляющие предлагаемого идеального представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы состоит из 5 блоков:

-1 блок - целевой блок;

- II блок - концептуальный блок;

- Ill блок - прогностический блок;

- ¡V блок - формовочный блок;

- V блок - результативный блок.

В I блоке - целевом - раскрыты цели педагогической системы - воспитание физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Система построена на организационно-методическихосновахвнеаудиторныхзанятий по физическому воспитанию в вузе и отвечает следующим основным задачам:

1. Гармоничное развитие личности студентов и существенное повышение их физической работоспособности, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, физического развития, соблюдение здорового образа жизни.

2, Формирование у студентов устойчивой потребности в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке. Создание психолого-педагогических условий воспитания физической культуры на основе спортивно-ориентированного воспитания студентов, взаимосвязи внеаудиторных занятий по физическому воспитанию, спортивных секций, самостоятельных занятий, физкультурно-спортивных мероприятий с учетом личностных физических качеств и физической подготовленности студентов.

3. Воспитание ценностного отношения к человеческой телесности, обеспечения внутреннего единства ценности здоровья личности с базовыми, морально духовными ценностями как возможности молодого человека приспосабливаться к окружающему миру, его физические и психические ресурсы,

4. Усвоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры. Формирование у студентов устойчивой потребности в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.

Цель и задачи предлагаемого процесса воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно массовой работы к выпускникам детерминированы современными социальными требованиями к студенческой молодежи, декларируемыми в образовательных стандартах.

При внедрении педагогической системы создаются объективные предпосылки для преодоления односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузах, педагогический процесс приобретает комплексный и целостный характер.

Критерием результативности педагогической системы является воспитанность физической культуры студентов вуза в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы на этапе обучения и профессионального отношения.

II блок - концептуальный - отражает основные положения, которые стали теоретико-методологической основой воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы; содержит основные методологические подходы (лич-ностно-ориентированный, деятельно ориентированный, системный, экологический), дидактические принципы воспитания физической культуры личности (социально-педаго-гические, воспитательные, методические и специфические).

Внеаудиторная спорти в но-массовая работа рассматривается нами как системообразующий фактор формирования физической культуры студентов, основанный на синтезе личностно-ориентировзнного, деятельного ориентированного, системного, средового подходов и те-оретических концепциях изучения и разработки личносгно-ориентированных оздоровительных технологий и педагогических инноваций в физкультурно-спортивной деятельности.

Отметим, что определяющую роль в методологическом обосновании системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы личности играет системный подход, который обеспечивает целостный взгляд на процесс становления личности в системе физкультурного образования [1,2], позволяет рассматривать его в единстве всех подструктур социально-образовательной среды учебного заведения, составляющих педагогического процесса [3]. Именно на основе такого системного подхода происходит активное включение субъекта в процесс учебной деятельности, обеспечивается ее надежное и эффективное воспроизводство в целях достижения наилучшего конечного результата по воспитанию физической культуры студента.

Системный подход в сочетании с субъектным подходом позволили нам определить пять психолого-ледагогических аспектов личности студента как субъекта учебной деятельности на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию:

Первый аспект - студент как субъект учебной деятельности в процессе физического воспитания - это личность на высшем уровне сознания, целостности, автономности относительно своего здоровья. При этом обязательно учитывается взаимосвязь физического развития, физических способностей, личностных психологических возможностей и физических свойств личности студента, позволяющие субъекту учебной деятельности стать творцом собственной жизнедеятельности и поведения, вершителем своего творческого личностного становления.

Второй аспект - студент как субъект способен не только самостоятельно и качественно вести здоровый образ жизни, с положительной мотивацией в процессе физического совершенствования к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и целенаправленно улучшать свое личностное и профессиональное становление, социальный, духовный, творческий, физический, профессиональный потенциал.

Третий аспект - студент как субъект учебной деятельности по физическому воспитанию в состоянии качественно реализовать свое самосознание на уровне самоопределения, самоорганизации, самоактуализации и самореализации в физическом самосовершенствовании с главной целью - приобрести знания, умения и навыки по физической культуре и спорту.

Четвертый аспект - студент как субъект является определяющим фактором регуляции и актуализации всех своих физических, психологических составляющих: процессов, состояний, свойств, функциональных состояний, физических и психологических образований на занятиях физической культурой и спортом.

Пятый аспект - студент как субъект учебной деятельности осознает значение социального престижа физической культуры и спорта в современном обществе.

Таким образом, можно утверждать, что важнейшая роль студента в системном подходе заключается в формировании основ физической и духовной культуры личности, повышении ресурсов здоровья как системы ценностей, которые активно и длительно воплощаются в здоровый образ жизни.

Кроме того, в учебном процессе имеют место причинно-следственные связи, иерархические связи функционирования и развития. Основными системообразующими связями, которые обеспечивают нормальное функционирование учебного процесса и его развитие, являются связи управления. Управление проявляется, прежде всего, в руководящей деятельности преподавателя в организации и регулировании деятельности студентов. Весь процесс физического воспитания пронизывается в одном случае непосредственным, а в другом - опосредованным управлением со стороны преподавателя.

Из изложенного выше следует, что спортивная деятельность студентов в процессе внеаудиторных занятий по физической культуре определяет физкультурно-спортивный образ жизни, как способ самовыражения личности средствами физической культуры и массового спорта, детерминированный ее психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъектной активностью, природной и социокультурной средой и направлен на укрепление здоровья, восстановление и поддержание работоспособности, физическое и духовное самосовершенствование, организацию культурного досуга.

Основными требованиями, определяющими общее направление воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массо-вой работы, его цели, содержание и методику организации являются дидактические принципы. Их соблюдение позволяет эффективно решать проблемы разностороннего развития личности.

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

С1 ш

с

344

Для успешного определения цели воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы нами было обоснованы следующие дидактические принципы:

1. Социально-педагогические (принцип природосообразности и культуросообразно-сти в обучении; индивидуально-личностного подхода; гармоничного (ценностного) развития личности; оздоровительной направленности; связи с жизнедеятельностью).

2. Воспитательные (принцип внутреннего единства ценности здоровья личности с базовыми ценностями, принцип раскрытия личностного потенциала, принцип мотивации к успеху, принцип субъект-субъектной воспитательного взаимодействия, принцип развивающего эффекта присутствия значимого личности в образе "Я" воспитанника).

3. Методические (принцип научности; сознания и активности; наглядности).

4. Специфические (принцип легитимности; демократизации учебно-воспитательно го процесса; системности; стратегической целостности; многоаспектности; систематичности, доступности и индивидуальности; динамичности; цикличности; возрастной адекватности педагогического воздействия).

Дидактические принципы отражают в своем содержании фундаментальные закономерности обучения (устоявшиеся зависимости его результатов от условий организации), которые реально существуют в учебно-воспита-тельном процессе высших учебных заведений, определяющих общее направление учебно-воспитательного процесса, его цели, содержание и методику организации.

Педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, в нашем понимании, должна учитывать противоречия, которые существуют в системе высшего образования и подходам к воспитанию будущего специалиста. Это поможет решить проблемы, связанные с целью, содержанием, методами, формами и средствами внеаудиторной спортивно-массо-вой деятельности в вузе.

III блок - прогностический блок системы -представляет функционально связанные между собой компоненты физической культуры личности студента: когнитивный - осознание содержания и смысла физической культуры, ее ценности, формирование духовно-нравствен-ного императива и создание на этой основе индивидуальной (персональной) концепции

здоровья; эмоционально-ценностныи - переживание эмоции, желание заниматься физическим самовоспитанием и самосовершенствованием, формирование духовной решимости к воспитанию физической культуры; по веден чес-ки-деятельностный - готовности осуществлять активную двигательную деятельность в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, направленной на сохранение собственного здоровья, улучшение физической формы, совершенствование телесности, достижения спортивных результатов и собственного совершенства.

IV блок - формирующий - определялся четырьмя этапами организации внеаудиторной спортивно-массовой работы. 8 соответствии с определенными в педагогической системе воспитания физической культуры студентов этапами (поисковым, лечебно-прогностическим, апробационным и результативно-итоговым) представим реализацию разработанной нами методики прохождения указанных этапов организации внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Первый этап - поисковый (когнитивный), суть которого заключается в первичной формулировке цели формирования физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, способной реализовать творческий потенциал, активно используя физическую культуру для укрепления и сохранения здоровья, осознанного отношения к формированию собственного здоровья, проверка практических задач, которые предусматривают разработку и усвоение оздоровительных программ по видам спорта, оздоровительных индивидуальных программ по развитию физических качеств, формирование осознанной потребности в систематической оздоровительной деятельности и воспитание у студентов устойчивой потребности в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке; выявление методик, которые предлагают студенческой молодежи активное усвоение новых оздоровительных технологий и программ (фитнеса, пилатеса, аэробики, йоги, аквааэробики и др.), оценка и ранжирование исследуемой проблемы.

Второй этап - лечебно-прогностический (творческий)- этоэтап диагностики, разработки и внедрения системы физического воспитания студенческой молодежи, которая определяет подходы к использованию методов обучения и воспитания, сосредоточенных не на том, чтобы учить, а на том, чтобы учиться и

использовать активные методы обучения с фор-мированием положительной идеи на здоровый образ жизни, обеспечение мотивации студентов к процессу внеаудиторной слортивно-мас-совой работы, определение основных критериев, компонентов и уровней воспитанности физической культуры студентов,особенностей формирования физической культуры студентов, повышение уровня их физического здоровья; формирование интереса к внеаудиторным занятиям по физическому воспитанию, устойчивой убежденности в необходимости заниматься физической культурой; формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом самосовершенствовании, потребности реализовать в своей практической деятельности собственный опыт физической культуры. Именно на этом этапе мы определяем, что студенты должны понять необходимость ежедневных оздоровительных занятий, научиться диагностировать свое физическое состояние, осуществлять анализ и своевременную коррекцию физического и психического развития по укреплению личного здоровья.

Третий этап - апробационный (продуктивный) - на этом этапе внедрена оздоровительная программа по физическому воспитанию на основе фитнес-технологий с ее практическим применением на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию, а также охарактеризованы формы, методы и средства организации внеаудиторной спортивно-мас-совой работы.

Четвертый этап - результативно-итого-вый (рефлексивный) - оценка достижений прогнозируемого результата в воспитании физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, который проявляется в развитии морально-волевых, физических, духовных качеств будущих специалистов.

По нашему мнению, существенное преимущество внеаудиторной деятельности заключается в добровольном самостоятельном выборе. Внеаудиторная работа отличается от учебной более свободными формами, отсутствием жесткой регламентации во времени, непринужденностью окружения, возможностью широкого применения новейших физкультурно-оздоровительных технологий.

Определены психолого-педагогические условия эффективной реализации педагогической системы воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебно-

го заведения, а именно: осознание студентами важности физического воспитания и здорового образа жизни; создание здоровьесбе-регающей образовательной среды как пространства возможностей индивидуального выбора траектории физического развития и форм внеаудиторной спортивно-массовой работы; формирование осознанной мотивации студентов к привлечению к внеаудиторной спортивно-массовой работе и формированию устойчивой потребности в физическом сэмосовершенствовании;совершенствовэние содержания интерактивных и мультимедийных здоровьесберегающихтехнологий, применяемых на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов, персонификация процесса внеаудиторной спортивно-массовой работы; становление субъектности и повышение педагогического мастерства преподавателей физического воспитания как фактора достижения качества здо-ровьесберегающей образовательной деятельности.

Пятый этап - результативный - раскрывает конечный результат реализации педагогической системы - положительную динамику воспитанности физической культуры студентов вы сш их учебных заведени й.

Педагогический процесс воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы происходит за счет реализации всех составляющих компонентов педагогической системы с фиксированным результатом, в процессе которого происходит развитие личности студента.

Таким образом, предложенная педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, по нашему мнению, может быть использована при проектировании образовательной среды вузов Российской Федерации, поскольку разработанный проект системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовыхработыприего реализации на практике способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья, индивидуализации, самопознанию, саморазвитию и достижению физического развития личности путем рациональной организации жизнедеятельности на основе содействия физически духовной гармонии студентов.

Литература:

1. Кульневич C.B. Педагогика личности от кон цеп. цийдо технологий : учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магис-(рантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей И П1£ Ростов н/Д :Учигтель,2001. - 214с.

2. БлаубертИ.В., Юдин, З.Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. - 323 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретике- методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб. для институтов физ. культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991. -322 с.

> <

LU

S

о

LU

< CI

LU

346

ORGANIZATION OF MEDICAL PEDAGOGICAL CONTROL DURING PHYSICAL TRAINING CLASSES Alexeeva Elena Nlkolaema, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Gotyakova Natalia Nlkolaema, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Krasilnikova Anna Vladimirovna, Senior Lecturer

Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Essentuki

in educational and mass sporting activity during physical training classes in educational institutions medical pedagogical control takes on value. The goal of medical pedagogical control is preservation of health of the students and prevention of muscle loading malign influence. The students of major, training and special groups are allowed to take part in the physical training classes. The authors point up to the diseases that students with are not allowed to take physical training classes. The article deals with the issues of the medical pedagogical control organization during the physical training classes, types and approbations of research are described as primary, repeated or additional. The authors elaborate on the negative influence of excessive stress of students health, describe the indicants to observe that may help to notice the symptoms of overfatigue or physical exertion and correct the training process.

Keywords; medical control; muscle loading; pedagogical control; excessive exertion; overfatigue; physical exercises. DOI 10.24923/2222-243X.2020-37JO

УДК 378,1 ВАК РФ 13,00,04

Û Алексеева E.H., 2020 0 Голякова Н.Н., 2020 & Красмльникова А.В., 2020

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук доцент

ПОЛЯКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

КРАСИЛЬНЖОВА Анна Владимировна, старший преподава тель

Кафедра Физической культуры, Ставропольский государственный педагоги ческий институт (филиал), Ессентуки

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

При проведении учебной и спортивно-массовой работы на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях большое значение приобретает врачебно-педагогический контроль. Целью врачебно педагогического контроля является сохранение здоровья обучающихся и предотвращение пагубного влияния физической нагрузки на организм. К занятиям физическими упражнениями допускаются обучающиеся основной, подготовительной и специальной групп. Авторы акцентируют свое внимание на заболеваниях, с. которыми студенты не допускаются к занятиям физической культурой. В статье раскрываются вопросы организации врачебно-педагогического контроля на занятиях физической культурой, описаны виды и назначение обследования: первичное, повторное и дополнительное, раскрывается негативное влияние чрезмерной нагрузки на организм обучающихся, представлены показатели, наблюдения за которыми позволяют вовремя подметить признаки переутомления или перетренированности и внести соответствующие коррективы в учебно- тренировочный процесс.

Ключевые слова: врачебный контроль; здоровье; нагрузка; педагогический контроль; переутомление; перетренированность; физические упражнения.

Одним из основных направлений в системе образования является всестороннее физическое развитие. Состояние здоровья студентов является одним из критериев оценки качества учебно-воспита-тельного процесса. Процесс физического воспитания должен быть организован таким образом, чтобы он максимально способствовал оздоровлению обучающихся [8, с. 62-63],

Важная роль в процессе оздоровления молодежи принадлежит физической культуре и спорту. Средства физической культуры повышают функциональные возможности организма, его адаптацию к неблагоприятным факторам внешней среды [6, с. 5].

Как показывают исследования, занятия физической культурой и спортом организованные некорректно, без соблюдения методических принципов (постепенности, систематичности, доступности и индивидуализации и т.д.) могут привести к ухудшению состояния здоровья. Оздоровительная функция физической культуры и спорта возможна лишь при рациональной их организации и осуществлении систематического контроля за уровнем здоровья занимающихся [6, с. б].

В процессе занятий физической культурой всегда стоит вопрос нормирования физических нагрузок по длительности, интенсивности и соотношения их с возможностями занимающегося. Решение этих вопросов неразрывно связано с изучением состояния функциональных систем организма, оценкой здоровья, физической подготовленностью занимающихся. Главенствующая роль в этом процессе принадлежит врачебно-педагогическому контролю. Вопросами организации и проведения врачебно-педагогического контроля занимались: С.П. Евсеев, В.Б, Рубанович,Т.А. Гришко, Ю.В. Сумарокова, К.Н. Ткач, A.A. Ложкина, О.Ю, Кузнецов, Г.С, Петрова, П.Ю, Смирнова и ДР-

Задачами врачебного контроля является: проведение общего клинического обследования, измерение антропометрических показателей и проведение функциональных проб. Обязательно собирается общий анамнез, исследуется и дается оценка физического развития, определяется функциональное состояние систем организма и адаптивные возможности организма к физической нагрузке. Объем врачебного обследования зависит от конкретных задач, возможностей иусловий проведения [6, с. Ш

Одной из задач врачебного контроля является определение степени тренированности занимающихся. Характеристика физической подготовленности необходима для решения таких вопросов, как деление на группы, рациональная организация учебно-тренировочно-го процесса, допуск к соревнованию и т.д.

Врачебный контроль включает первичное, повторное и дополнительное обследование. Первичное обследование необходимо для допуска к занятиям. Для определения соответствия выполняемой нагрузки с возможностями студента проводится вторичное обследование. Дополнительное обследование заключается в проверке функционального состояния студента после перенесенного заболевания или травмы [3,с, 58],

Каждый учащийся обязан пройти медицинский осмотр и получить разрешение заниматься в той или иной спортивной секции [7, с. 16].

Первичное обследование проводится до начала занятий на 1 курсе и имеет своей целью выявить отклонения в состоянии здоровья, а также определить степень тренированности обучающегося. Оно включает опрос, врачебный осмотр, проведение функциональных проб и т.п. На основании выполненных манипуляций врач определяет уровень здоровья студента, степень его тренированности и медицинскую группу.

Не допускаются к занятиям физической культурой со следующими заболеваниями: органические некомпенсированные заболевания сердца; значительные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, выраженная гипертония, активные формы туберкулеза всех органов, врожденные и первичные вывихи, паховые, пупочные и другие виды грыж, гемофилия, эпилепсия, малярия при резкой анемии и увеличенной селезенке, резкий упадок питания, болезни кожи [5].

Временно освобождаются от занятий физическими упражнениями студенты после простудных, инфекционныхзаболеваний, при обострении воспалительных процессов и хроническихзаболеваний, операций, при травматических повреждениях.

Для наблюдения за изменениями в состоянии здоровья и физического развития, наступающими под влиянием тренировочных занятий, необходимы повторные медицинские осмотры. Появление признаков переутомления иногда возникают незаметно для занимающихся и педагога и может быть отмечено врачом только при помощи специального медицинского обследования. Поэтому в обязанности врачебного контроля входит предупреждение возможности нарушений в тренировочном процессе, ведущих к ухудшению состояния здоровья.

При повторных осмотрах пристальное внимание обращается на состояние сердечно-сосу-дистой и нервной систем. В начальном периоде тренировки, пока организм еще не приспособился к увеличенной нагрузке, сердце может дать временное расширение, не дающее субъективных ощущений. Увеличение размера сердца по сравнению с исходным, всегда указывает на расширение его полостей. В таких случаях следует сократить нагрузку, оставив лишь необходимый комплекс гигиенической гимнастики, поставить занимающегося на учет и проводить еженедельно повторные осмотры [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.