Научная статья на тему 'Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта'

Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбоков Дмитрий Викторович

Представленная статья ассимилирует результаты многолетнего практического опыта функционирования системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов, а также соответствующей экспериментальной работы. Кратко раскрыто содержание, методика применения данной системы педагогического контроля и способы определения её эффективности. Результаты экспериментальной апробации системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов представлены в сравнении с традиционной методикой педагогического контроля физического воспитания и подтверждают более высокую её эффективность в процессе повышения физкультурно-спортивной активности студентов и, на основании этого, результативности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Это подтверждают экспериментальные данные анализа достигнутого уровня физической подготовленности, двигательной активности студентов и иных контрольных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the rating control system of the physical and sports student’s activities: generalization of practical experience

Presented article assimilates the results of long practical experience in the functioning of the rating control in physical and sports activities of students and the corresponding experimental work. There is a brief summary of content, methods of application of the pedagogical control system and ways to determine its effectiveness. The results of experimental testing of the rating control in physical and sports students activities are compared with the traditional methodology of pedagogical monitoring of physical education confirming higher effectiveness of the rating control in enhancing the physical and sports activities of students and, on this basis, the effectiveness of the educational process in the discipline "Physical education". This is confirmed by experimental data analysis of the achieved level of physical fitness, physical activity of students and other criteria.

Текст научной работы на тему «Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта»

REFERENCES

1. Gorin VA. (2002), "Bulatnaya - valuable Orel uterus", Horse Breeding and equestrian sports, No. 2, pp. 8-10.

2. Shchekin, V. A. and Greene, V.S. (2011), Hrenovskoy state stud farm, World Book, Perm.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.011

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дмитрий Викторович Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, Новоуральский технологический институт, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НТИ НИЯУ МИФИ)

Аннотация

Представленная статья ассимилирует результаты многолетнего практического опыта функционирования системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов, а также соответствующей экспериментальной работы. Кратко раскрыто содержание, методика применения данной системы педагогического контроля и способы определения её эффективности. Результаты экспериментальной апробации системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов представлены в сравнении с традиционной методикой педагогического контроля физического воспитания и подтверждают более высокую её эффективность в процессе повышения физкультурно-спортивной активности студентов и, на основании этого, результативности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Это подтверждают экспериментальные данные анализа достигнутого уровня физической подготовленности, двигательной активности студентов и иных контрольных показателей.

Ключевые слова: система рейтинг-контроля, физкультурно-спортивная деятельность, студент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p230-235

APPLICATION OF THE RATING CONTROL SYSTEM OF THE PHYSICAL AND

SPORTS STUDENT'S ACTIVITIES: GENERALIZATION OF PRACTICAL

EXPERIENCE

Dmitry Viktorovich Shirobokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novouralsk Technological Institute

Annotation

Presented article assimilates the results of long practical experience in the functioning of the rating control in physical and sports activities of students and the corresponding experimental work. There is a brief summary of content, methods of application of the pedagogical control system and ways to determine its effectiveness. The results of experimental testing of the rating control in physical and sports students activities are compared with the traditional methodology of pedagogical monitoring of physical education confirming higher effectiveness of the rating control in enhancing the physical and sports activities of students and, on this basis, the effectiveness of the educational process in the discipline "Physical education". This is confirmed by experimental data analysis of the achieved level of physical fitness, physical activity of students and other criteria.

Keywords: system of rating control, physical and sports activities, student.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российская система высшего образования переживает период трансформации, обусловленный как внутренними социально-экономическими процесса-

ми, так и необходимостью интеграции в мировое образовательное пространство [1, с. 5]. Это, в свою очередь, обуславливает появление существенных изменений учебного процесса в общем и оценке его эффективности в частности.

Эффективность учебного процесса характеризуется качеством учебных достижений, т. е. степенью их соответствия диагностично заданным целям обучения, воспитания и развития. При этом под учебными достижениями в современной дидактике понимают все изменения в личности учащихся, происходящие под влиянием учебно-воспитательного процесса [2].

На сегодняшний день, одной из наиболее современных и эффективных методик оценки учебных достижений, а также активизации учебной деятельности студентов является система рейтинг-контроля. Внедрение данной системы контроля по всем дисциплинам учебных планов вузов продиктовано необходимостью определения успеваемости студентов (согласно системе БСТ8) в соответствии с балльно-буквенной шкалой оценок и места в рейтинге, в том числе и в области физкультурного образования. Несмотря на это, мы не обнаруживаем в примерной программно-нормативной основе физического воспитания студентов вузов, составленной на основе стандартов ВПО третьего поколения, какой-либо балльно-рейтинговый механизм, позволяющий определять степень достижения программно-целевых установок, что обуславливает наличие порой противоречивых балльно-рейтинговых методик определения физкультурно-спортивной активности и достижений студентов на местах. Таким образом, не совсем ясны методические подходы, позволяющие в рамках государственной программы по физической культуре активизировать физкультурно-спортивную деятельность, повысить уровень двигательной активности студентов и, как следствие, уровень физической и профессионально-прикладной подготовленности на основе применения системы рейтинг-контроля. В связи с этим, своими публикациями мы постарались обосновать эффективность, а также изложить содержание и методику применения системы рейтинг-контроля в области неспециального физкультурного образования студентов, которые могут послужить основой к формированию единого подхода при её разработке и применении. Считаем необходимым отметить, что реализация системы рейтинг-контроля на практике не должна носить формальный характер, поскольку является эффективным инструментом активизации и расширения физкультурно-спортивной деятельности студентов, а результативность её внедрения во многом зависит от ответственного, инициативного и добросовестного отношения преподавателя к процессу педагогического контроля.

МЕТОДИКА

В современных учебных планах вузов дисциплина «Физическая культура» отличается весьма длительным периодом обучения (с 1 по 3 курс). В стандартах третьего поколения ВПО дисциплина отнесена в самостоятельный и обязательный к освоению раздел с трудоёмкостью в 2 зачетные единицы и 400 академических часов. Учебный материал дисциплины содержит не только теоретическую часть, но и массивный практический раздел, включающий в обязательном порядке как учебно-тренировочный, так и методи-ко-практический подразделы. Всё это обуславливает необходимость скрупулёзной работы по разработке и внедрению системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности и достижений студентов, а также многолетней апробации, корректировки методики контрольных действий и, соответственно, проверку их эффективности экспериментальным путём. В первую очередь анализу должны подвергаться все возможные виды физкультурно-спортивной деятельности студентов и их значимость в виде балловой ёмкости. Вполне естественно, что наибольшую балловую стоимость должна иметь оценка уровня двигательной, физкультурно-спортивной активности студентов. Тем не менее, достаточное внимание должно уделяться и результатам учебного процесса в виде анализа достигнутого уровня знаний, двигательных умений и навыков, а также физической под-

готовленности студентов. На основании этого, нами предложена достаточно простая и, на наш взгляд, валидная шкала градации рейтинговых значений в 100-балльной системе исчисления на основе анализа каждого вида физкультурно-спортивной деятельности студентов и его значимости. Обобщённо распределение рейтинговых баллов представляется нам следующим образом:

- оценка результатов физкультурного образования в каждом семестре обучения студентов (физическая подготовленность в зависимости от выявленного уровня - до 35 баллов, теоретическая или методическая подготовленность - до 20 баллов);

- оценка уровня обязательной двигательной активности студентов (посещаемости обязательных практических занятий) - до 40 баллов;

- оценка физкультурно-оздоровительной, спортивной и физкультурно-творческой деятельности - от 1 до 30 баллов.

По нашему мнению, представленная методика распределения рейтинговых баллов, разработанная в соответствии со значимостью видов и результатов физкультурно-спортивной деятельности студентов, определяет одно из наиболее важных преимуществ применения системы рейтинг-контроля - возможность выбора каждым студентом своей траектории набора необходимого количества баллов и получения соответствующей буквенной отметки БСТ8 в каждом семестре обучения. А это, в свою очередь, является одним из факторов активизации и расширения физкультурно-спортивной деятельности студентов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Разработанная нами система рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов Новоуральского технологического института НИЯУ МИФИ функционирует с 2007 года, методика начисления рейтинговых баллов уже неоднократно подвергалась корректировке, а полный курс обучения по дисциплине «Физическая культура» с программно-регламентированным рейтинг-контролем физкультурно-спортивной деятельности прошли более 400 студентов. Нами организовывался педагогический эксперимент, в котором участвовало 153 студента, из которых физкультурно-спортивная деятельность и достижения 75 студентов (экспериментальная группа) оценивались с применением системы рейтинг-контроля. Достижения 78 студентов (контрольная группа) - с применением традиционной методики контроля, которая в обобщенном виде сводится к оценке преподавателем уровня посещаемости и результатов выполнения контрольных упражнений-тестов физической подготовленности студентов. Педагогический эксперимент длился 4 года и охватывал 6 учебных групп.

С целью выявления эффективности и результативности применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов в сравнении с традиционной методикой контроля, по завершению изучения дисциплины «Физическая культура» мы использовали следующие средства и методы: оценка посещаемости обязательных практических занятий; устные и письменные опросы; прием учебных нормативов, тестирование; оценка участия в оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным исследования, уже начиная с констатирующего этапа можно уверенно отметить, что в экспериментальной и контрольной группах значительно отличаются показатели посещаемости практических занятий по дисциплине «Физическая культура». По итогам анализа посещенных и пропущенных занятий (без учета пропусков по уважительным причинам) студентами в обеих группах на протяжении всего периода обучения по дисциплине «Физическая культура», разница составила 19% (ЭГ- 91%, КГ- 72%). Это может объясняться наиболее значительной ёмкостью рейтинговых баллов, начисляемых

(согласно предложенной нами методике расчёта) за обязательную двигательную активность в течение каждого семестра. Данные различия, несомненно, вполне логичны, поскольку именно уровень посещаемости практических занятий (обязательной двигательной активности) значительно влияет на итоговые значения рейтинга студента в каждом семестре. Тем временем, в базовой программе дисциплины «Физическая культура» [3] регламентирована лишь экспертная оценка преподавателем регулярности посещения обязательных учебных занятий, уровни и соответствующая им интерпретация отсутствуют.

Наряду с отличиями в посещаемости занятий, наличием рейтинг-контроля физ-культурно-спортивной деятельности участников эксперимента объясняется повышенная теоретическая и методическая подготовленность студентов экспериментальной группы. По данным сравнения результатов контрольных мероприятий теоретической (каждый осенний семестр) и методической (каждый весенний семестр) подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп, различия по итогам педагогического эксперимента по 5-бальной шкале в среднем составили 0,9 балла (ЭГ- 4,4; КГ- 3,5). Данные различия объясняются повышенной заинтересованностью студентов экспериментальной группы в успешности выполнения каждого контрольного мероприятия, поскольку все результаты теоретической и практической деятельности обучающихся имеют свою рейтинговую оценку и могут существенно влиять на итоги аттестации в каждом семестре обучения по дисциплине. Контрольный раздел базовой программы дисциплины регламентирует лишь экспертную оценку преподавателем знаний теоретического раздела программы. При этом, методика оценки знаний и её влияние на итоговую аттестацию студентов по дисциплине в каждом семестре обучения не определены.

Одним из критериев распределения студентов в контрольную и экспериментальную группы был уровень физической подготовленности, который определялся нами на основе обязательных программно-регламентированных тестов. В связи с этим, в начале педагогического эксперимента в группах выявлены несущественные различия в результатах основных тестов. На заключительном этапе педагогического эксперимента различия групп по уровню физической подготовленности уже имели существенные различия, а динамика в каждой группе чётко различимую статистическую достоверность (таблица 1).

Таблица 1

Данные физической подготовленности студентов на заключительном этапе педагогического эксперимента_

Контрольные нормативы Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Прирост, % Р Констатирующий этап Контрольный этап Прирост, % Р

Х1 + т1 Х 2 + т2 Х1 + т1 Х 2 + т2

Бег 100 м., юноши (с.) 14,5±0,2 13,8±0,1 5% <0,05 14,2±0,1 14,1±0,4 1% >0,05

Бег 100 м., девушки (с.) 17,0±0,2 16,7±0,3 2% >0,05 17,2±0,2 16,8±0,2 3% <0,05

Бег 3000 м., юноши (мин.) 13,2±0,4 12,4±0,3 6% <0,05 12,9±0,2 13,2±0,4 2% >0,05

Бег 2000 м., девушки (мин.) 11,1±0,2 10,9±0,6 2% >0,05 11,6±0,2 11,6±0,2 - >0,05

Подтягивание, юноши (кол-во раз) 9,7±0,5 13,0±0,6 25% <0,01 9,4±0,7 9,9±0,6 5% <0,05

Поднимание туловища из И.П. лежа на спине, девушки (кол-во раз) 48,7±2,4 57,3±2,2 15% <0,05 50,4±2,0 54,7±1,6 8% <0,05

Причиной данных различий в результатах тестов определения физической подготовленности студентов на контрольном этапе эксперимента, на наш взгляд, является активизация физкультурно-спортивной деятельности занимающихся экспериментальной группы за счет её рейтингового контроля и более высокая их заинтересованность в результатах учебного процесса по дисциплине. Это подтверждается результатами анализа

участия студентов экспериментальной и контрольной групп в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях различного уровня по ходу педагогического эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа участия студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях _по ходу педагогического эксперимента_

—_______ Участие " ---—^^^^ студентов Мероприятие " -- Экспериментальная группа (п=75) Контрольная группа (п=78)

Кросс Наций 61% 23%

Лыжня России 19% 4%

Лыжный марафон «Азия-Европа-Азия» (масстарт 5 км.) 42% 2%

День здоровья НТИ 72% 13%

Универсиада среди студентов НТИ 53% 18%

Универсиада учебных заведений города 16% 6%

Соревнования городских организаций 7% -

Как следует из таблицы 2, в показателе процентного соотношения участия в физ-культурно-спортивных мероприятиях, студенты экспериментальной группы значительно опережают студентов контрольной группы, особенно при сравнении участия студентов в массовых и общедоступных физкультурно-оздоровительных видах («Кросс Наций», «Лыжня России» и т.п.). Данные различия объясняются малой заинтересованностью студентов контрольной группы в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, поскольку оценка данного вида активности не предусмотрена контрольным разделом базовой программы курса «Физическая культура».

ВЫВОДЫ

1. Становится очевидным, что одним их наиболее существенных для решения вопросов физического воспитания студентов, является активизация их физкультурно-спортивной деятельности. Важной особенностью в организации учебно-воспитательного процесса следует признать необходимость формирования у студентов долгосрочных, постоянно действующих мотивационных установок к систематической физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в самостоятельных формах, что, согласно нашему опыту и соответствующим научным изысканиям, возможно на основе применения системы рейтинг-контроля.

2. Как следует из результатов наших исследований, в экспериментальной группе система рейтинг-контроля позволила существенно активизировать физкультурно-спортивную деятельность студентов и повысить результаты освоения учебной дисциплины «Физическая культура». В контрольной группе студентов подобных изменений не отмечено, поскольку традиционная методика контроля в обобщенном виде сводится к оценке преподавателем лишь результатов процесса обучения студентов и не учитывает их физкультурно-спортивную активность.

3. Обобщение практического опыта и результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют утверждать об эффективности воздействия системы рейтинг-контроля на физкультурно-спортивную деятельность студентов, что определяет положительные перспективы её дальнейшего внедрения и совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скоблева, Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект : монография / Э. И. Скоблева. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 280 с.

2. Шевцова, В.В. Влияние модульно-рейтинговой технологии обучения на качество учебных достижений студентов (на примере спортивно-педагогической дисциплины "Плавание") : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шевцова В.В. ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 2003. - 24

с.

REFERENCES

1. Skobleva, E.I. (2010), Modernization of Higher Professional Education: Organizational-economic aspect: Monograph, publishing house "Astrakhan University", Astrakhan.

2. Shevtsova, V.V. (2003), Effect module-rating technology training on the quality of educational achievements of students (for example, sports and educational discipline "Swimming"), dissertation, Tyumen.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

УДК 796.01

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Дмитрий Викторович Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, Новоуральский технологический институт, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НТИ НИЯУМИФИ)

Аннотация

В статье рассмотрены методы, структура и содержание блоков рейтинг-контроля физкуль-турно-спортивной деятельности студентов вузов с включением балльно-рейтинговой составляющей ECTS, отмечены перспективы внедрения данной системы педагогического контроля не только в высшей, но и в среднеобразовательной школе. Представлены основные руководящие положения (принципы) и правила эффективного функционирования системы рейтинг-контроля, сформированные на основе более 7 лет успешного практического опыта и соответствующей экспериментальной работы в Новоуральском технологическом институте НИЯУ МИФИ. Авторским мнением система рейтинг-контроля считается эффективным средством активизации широкого спектра возможной физкультурно-спортивной деятельности студентов и, в общем, значимым фактором совершенствования методики педагогического контроля физического воспитания студентов благодаря более дифференцированной и совершенной методике оценки его процесса и результатов.

Ключевые слова: система рейтинг-контроля, оценка ECTS, физкультурно-спортивная деятельность, студент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p235-239

CONTENT AND APPLICATION METHODS OF RATING-CONTROL SYSTEM OF STUDENTS PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES

Dmitry Viktorovich Shirobokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novouralsk Technological Institute

Annotation

The article concerns methods, structure and content of rating-control blocks of physical and sports activities of higher school students including the point rating component of ECTS, there are opportunities in the implementation of the pedagogical control system not only in higher school but in secondary school as well. The guidelines (principles) and rules for the effective functioning of the rating control system, based on more than 7 years of successful practical experience and corresponding experimental work in Novouralsk Technological Institute are presented. The author considers the rating system of control to be the effective means of enhancing a wide range of possible physical and sports activities of students and, in general, a significant factor in improving the pedagogical control methods of physical education of students due to more differentiated and advanced methods of evaluating the process and its results.

Keywords: system of rating control, assessment ECTS, physical and sports activities, student.

Основной целью педагогического контроля в процессе образования человека является определение степени достижения задач обучения, воспитания и развития. На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных, проверяется правильность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.