Научная статья на тему 'Содержание и методика применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов'

Содержание и методика применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ / ОЦЕНКА ECTS / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбоков Дмитрий Викторович

В статье рассмотрены методы, структура и содержание блоков рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов с включением балльно-рейтинговой составляющей ECTS, отмечены перспективы внедрения данной системы педагогического контроля не только в высшей, но и в среднеобразовательной школе. Представлены основные руководящие положения (принципы) и правила эффективного функционирования системы рейтинг-контроля, сформированные на основе более 7 лет успешного практического опыта и соответствующей экспериментальной работы в Новоуральском технологическом институте НИЯУ МИФИ. Авторским мнением система рейтинг-контроля считается эффективным средством активизации широкого спектра возможной физкультурно-спортивной деятельности студентов и, в общем, значимым фактором совершенствования методики педагогического контроля физического воспитания студентов благодаря более дифференцированной и совершенной методике оценки его процесса и результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and application methods of rating-control system of students physical and sports activities

The article concerns methods, structure and content of rating-control blocks of physical and sports activities of higher school students including the point rating component of ECTS, there are opportunities in the implementation of the pedagogical control system not only in higher school but in secondary school as well. The guidelines (principles) and rules for the effective functioning of the rating control system, based on more than 7 years of successful practical experience and corresponding experimental work in Novouralsk Technological Institute are presented. The author considers the rating system of control to be the effective means of enhancing a wide range of possible physical and sports activities of students and, in general, a significant factor in improving the pedagogical control methods of physical education of students due to more differentiated and advanced methods of evaluating the process and its results.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов»

с.

REFERENCES

1. Skobleva, E.I. (2010), Modernization of Higher Professional Education: Organizational-economic aspect: Monograph, publishing house "Astrakhan University", Astrakhan.

2. Shevtsova, V.V. (2003), Effect module-rating technology training on the quality of educational achievements of students (for example, sports and educational discipline "Swimming"), dissertation, Tyumen.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

УДК 796.01

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Дмитрий Викторович Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, Новоуральский технологический институт, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НТИ НИЯУМИФИ)

Аннотация

В статье рассмотрены методы, структура и содержание блоков рейтинг-контроля физкуль-турно-спортивной деятельности студентов вузов с включением балльно-рейтинговой составляющей ECTS, отмечены перспективы внедрения данной системы педагогического контроля не только в высшей, но и в среднеобразовательной школе. Представлены основные руководящие положения (принципы) и правила эффективного функционирования системы рейтинг-контроля, сформированные на основе более 7 лет успешного практического опыта и соответствующей экспериментальной работы в Новоуральском технологическом институте НИЯУ МИФИ. Авторским мнением система рейтинг-контроля считается эффективным средством активизации широкого спектра возможной физкультурно-спортивной деятельности студентов и, в общем, значимым фактором совершенствования методики педагогического контроля физического воспитания студентов благодаря более дифференцированной и совершенной методике оценки его процесса и результатов.

Ключевые слова: система рейтинг-контроля, оценка ECTS, физкультурно-спортивная деятельность, студент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p235-239

CONTENT AND APPLICATION METHODS OF RATING-CONTROL SYSTEM OF STUDENTS PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES

Dmitry Viktorovich Shirobokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novouralsk Technological Institute

Annotation

The article concerns methods, structure and content of rating-control blocks of physical and sports activities of higher school students including the point rating component of ECTS, there are opportunities in the implementation of the pedagogical control system not only in higher school but in secondary school as well. The guidelines (principles) and rules for the effective functioning of the rating control system, based on more than 7 years of successful practical experience and corresponding experimental work in Novouralsk Technological Institute are presented. The author considers the rating system of control to be the effective means of enhancing a wide range of possible physical and sports activities of students and, in general, a significant factor in improving the pedagogical control methods of physical education of students due to more differentiated and advanced methods of evaluating the process and its results.

Keywords: system of rating control, assessment ECTS, physical and sports activities, student.

Основной целью педагогического контроля в процессе образования человека является определение степени достижения задач обучения, воспитания и развития. На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных, проверяется правильность

подбора средств, методов, форм занятий и всего комплекса педагогических воздействий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса [1, с. 154]. В связи с этим, качество реализации контрольных действий, уровень уделяемого им внимания, разносторонность и комплексность контроля всего спектра возможных направлений учебной и внеучебной деятельности учащихся в виде четко измеримых результатов контроля, являются основой, которая, по нашему мнению, определяет эффективность и результативность современной образовательной системы.

В области неспециального физкультурного образования анализу должны подвергаться основные факторы изменений, которые происходят у занимающихся в результате совокупности реализации учебных и внеучебных форм физического воспитания, т.е. состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность, освоенные двигательные умения, навыки и уровень полученных сопутствующих специализированных знаний. Основные целевые установки учебного процесса в данной области вне зависимости от ступени образовательного процесса содержат основную его направленность -формирование физической культуры личности учащихся. Исходя из этого, к контролю указанных факторов изменений необходимо добавить не менее важные деятельностный и ценностный компоненты - оценку уровня физкультурно-спортивной деятельности (активности) учащихся, а также уровня мотивации, сформированной осознанной потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, видом спорта. Не секрет, что все указанные компоненты (факторы изменений, подлежащие контролю) имеют устойчивую корреляционную взаимосвязь и, на наш взгляд, должны обязательно учитываться комплексной системой контроля физкультурно-спортивной деятельности учащихся всех ступеней образования. По нашему мнению, в настоящий момент этим весьма важным свойством обладает лишь система рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности учащихся. Системный анализ, а также преимущества применения рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности учащихся в сравнении с традиционной методикой контроля уже представлены в наших публикациях [2, 3].

Рейтинговая система контроля деятельности и достижений студентов весьма успешно апробирована в отечественной высшей школе уже в конце XX века и в настоящее время внедрена в учебный процесс большинства вузов Российской Федерации. К сожалению, в практике работы общеобразовательной школы говорить о рейтинге учебных достижений учащихся пока не приходится - исследования в данной области единичны и не носят системный характер. Однако, мы отмечаем, что адаптация системы контролирующих действий рейтинговой системы под особенности учебного процесса в общеобразовательной школе возможна и в данном решении мы видим один из наиболее очевидных и эффективных путей совершенствования системы педагогического контроля физического воспитания учащихся. Этот шаг позволит решить проблему преемственности физического воспитания на разных ступенях образовательного процесса ввиду единства контрольных требований к оценке всего спектра физкультурно-спортивной деятельности учащихся на основе балльно-рейтинговой составляющей.

Система рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов определяется нами как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов и процессов, позволяющих оценить и активизировать весь спектр физкультурно-спортивной деятельности, а на основе полученных результатов присвоить персональный ранг каждому студенту. Содержание системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов имеет блочный принцип организации. Содержательный блок системы включает структуру рейтинг-контроля, сформированную в подблоки на основе анализа всего спектра возможной физкультурно-спортивной деятельности студентов и 100-балльную систему суммированного учета по каждому виду в каждом семестре обучения:

1. Контроль освоения учебной программы дисциплины «Физическая культура» -оценивается физическая подготовленность в зависимости от выявленного уровня (до 35

баллов), теоретическая подготовленность (до 20 баллов) или методическая подготовленность (до 20 баллов). Применяемые средства и методы контроля: прием учебных нормативов, тестирование, простейшие врачебные методы, разновидности устных и письменных опросов, педагогическое наблюдение;

2. Контроль двигательной активности - оценка уровня посещаемости обязательных практических занятий (до 40 баллов). Применяемые средства и методы контроля: ведение журнала учета учебной работы (посещаемости) группы;

3. Контроль физкультурно-оздоровительной, спортивной и физкультурно-творческой деятельности - оценка участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях различного уровня, исследовательской активности, дополнительных методических работ и т.д. - от 1 до 30 баллов. Применяемые средства и методы контроля: контрольные соревнования, оценка участия в оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях от внутривузовского до Всероссийского уровня, оценка проведения части практического занятия (подготовительной или заключительной), оценка подготовленной методической или научно-исследовательской работы, проекта (презентация, реферат и т.д.).

В виде дополнительного мотивирующего фактора в содержании рейтинг-контроля необходимо предусмотреть поощрения (определение и награждение наиболее отличившихся студентов по итогам каждого семестра) и штрафные санкции (снижение итоговых значений персонального рейтинга студента за пересдачу контрольных мероприятий в семестре без наличия уважительных причин). Следует отметить, что под информационное сопровождение результатов применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов, как минимум должен быть выделен отдельный стенд.

Итоги применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов интерпретируются нами с применением балльно-рейтинговой оценки БСТ8, которая определяет успешность освоения дисциплин учебного плана на основе балльно-буквенной градации (табл. 1).

Таблица 1

Градация баллов и буквенных оценок ЕСТ8 и их интерпретация_

Оценка по 5-балльной шкале Зачет Сумма баллов по дисциплине Оценка (БСТ8) Градация

5 (отлично) Зачтено 90-100 А Отлично - блестящие результаты с незначительными недочетами

4 (хорошо) 85-89 В Очень хорошо - выше среднего уровня, с некоторыми недочетами

75-84 С Хорошо - в целом серьезная работа, но с рядом замечаний

70-74 Б Удовлетворительно - неплохо, однако имеются серьезные недочеты

3 (удовлетворительно) 65-69

60-64 Е Посредственно - результаты удовлетворяют минимальным требованиям (проходной балл)

2 (неудовлетворительно) Не зачтено Ниже 60 Б Неудовлетворительно - требуется выполнение значительного объема работы

Следует отметить, что данный подход имеет свои несомненные преимущества, поскольку если традиционной методикой педагогического контроля физического воспитания в вузах не учитывается степень усилий, прилагаемых студентом для получения аттестации (применяется лишь зачет-незачётная система оценки), то с применением системы рейтинг-контроля на основе балльно-буквенной составляющей БСТ8, данная проблема полностью исключается. Таким образом, закладывается дополнительный мотивационный компонент - согласно нашей практике студенты проявляют значительно большую активность при освоении дисциплины «Физическая культура» для получения необходимых

балльно-буквенных отметок БСТ8, нежели проходной для получения зачета («Е»). В этом состоит ещё одно преимущество применения системы рейтинг-контроля - возможность дифференцировать усилия, прилагаемые студентами для получения зачёта.

Дополнительно мы отмечаем, что практикой применения системы рейтинг-контроля не отрицаются основные его временные формы - стартовый, про-межуточный, рубежный рейтинг-контроль (в течение каждого учебного семестра) и итоговый рейтинг-контроль (по завершению каждого учебного года и всего периода обучения).

Преимущества применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов в сравнении с традиционной методикой контроля не вызывает сомнений, однако в ходе её реализации на практике также необходимо учитывать ряд наиболее важных ключевых положений (принципов):

- разносторонность и комплексность рейтинг-контроля. Контролю и балловой оценке должны подвергаться все возможные направления физкультурно-спортивной деятельности студентов;

- объективность и гласность рейтинг-контроля. Все возможные контрольные действия преподавателя должны исключать возможный субъективизм оценки, проводиться с использованием валидных методов контроля, результаты контроля должны быть точными и информационно доступными для обсуждения;

- полнота и простота применения рейтинг-контроля. Для регистрации основных результатов применения системы рейтинг-контроля необходимы лишь 3 бланка: 1) результаты тестов определения физической подготовленности студентов и их оценка; 2) рейтинг-оценка текущей успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура» (ведется в каждом семестре); 3) сводный бланк физкультурно-спортивного рейтинга студентов в семестре и учебном году, включающий не менее 50 наиболее высоких результатов.

Также в методике применения системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов нами выделяются следующие правила:

1. Контролю должны подвергаться все виды учебной и внеучебной работы студентов, включая теоретическую, практическую, соревновательную и самостоятельную физкультурно-оздоровительную и творческую деятельность.

2. Максимальный балл по каждому блоку контроля должен определяться с учетом его значимости.

3. Необходимо комплексное использование различных форм и методов контроля в зависимости от блока контролируемой деятельности.

4. По результатам физкультурно-спортивной деятельности студентов в семестре устанавливается минимальный балл, необходимый для получения зачета по дисциплине - 60 баллов. Механизм начисления баллов рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности должен предоставлять студентам возможность выбора своего пути набора необходимых минимальных баллов и более за счет успешной успеваемости в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

5. Необходимо уделять достаточное внимание системе поощрений и штрафным санкциям как дополнительным мотивирующим факторам при функционировании системы рейтинг-контроля.

6. В процессе рейтинг-контроля должны решаться задачи выявления и актуализации мотивационной сферы студентов, а именно настройка студентов на активную самостоятельную работу, формирование мотивов и стимулирование потребностей в проектировании своей физкультурно-спортивной деятельности, развитие стремления к познавательной деятельности.

7. Рейтинг-контроль должен включать следующие этапы: планирование учебного процесса, разделение его на отдельные виды деятельности студентов по дисциплине, выбор форм и содержания контроля, а также системы подсчета рейтинговых баллов, выбор

способа мотивации студентов и, при необходимости, коррекцию учебного процесса.

8. Деятельность преподавателя при использовании рейтинг-контроля должна включать управление организацией учебного процесса и мотивацией студентов, а также активную информационную работу.

Кроме того необходимо учитывать, что: вклад усилий студента в результат контроля может быть достаточно мал и традиционная методика контроля не дает необходимой информации. В связи с этим шкала оценок должна допускать большую точность оценки; контроль должен быть не эпизодическим, а регулярным; для определения усилий студента контрольные мероприятия должны, в первую очередь, отражать результат учебной и внеучебной деятельности студента по каждому блоку и подблоку контроля.

Дополнительно считаем необходимым заметить, что применяя систему рейтинг-контроля, мы получаем на практике инструмент, позволяющий не только активизировать физкультурно-спортивную деятельность студентов, но и выявить достаточно измеримый в балловых и буквенных значениях результат учебного процесса - уровень сформированной физической культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2002. - 479 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 57695-0853-1.

2. Широбоков, Д.В. Анализ рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов с применением системного подхода / Д.В. Широбоков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 142-145.

3. Широбоков, Д.В. Особенности и недостатки педагогического контроля физического воспитания учащихся средней и высшей школы / Д.В. Широбоков, Я.Ю. Малинина, В.Г. Малинин // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы II междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Изд-во «Социосфера», 2012. - С. 250-252.

REFERENCES

1. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2002), Teoriya and methods of physical education and sport, publishing house "Academy", Moscow.

2. Shirobokov, D.V. (2013), "Analysis of rating control of physical and sport activity of the students by applying the system approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 142-145.

3. Shirobokov, D.V., Malinina, Ya.Yu. and Malinin, V.G. (2012), "Features and disadvantages of pedagogical control of physical education of students of secondary and higher education", Innovations and modern technologies in the education system, materials of the II International scientific and practical conference, publishing house "Sociosphere", Penza.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2014.

УДК 796.8

ОРГАНИЗАЦИЯ НАГРУЗОК В МИКРОЦИКЛАХ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В РУКОПАШНОМ БОЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО

МАСТЕРСТВА

Сергей Леонидович Эрайзер, тренер, Региональная молодежная общественная организация (РМОО) «Патриот», г. Москва

Аннотация

Предмет исследования - организация физических нагрузок в микроциклах годичного цикла. Цель - разработка этапных моделей рационального распределения физических нагрузок в микро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.