Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИНВАРИАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич, Савельев Андрей Викторович, Бадилин Александр Олегович

В статье рассматривается проблемы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Педагогический процесс воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы происходит за счет реализации всех составляющих компонентов педагогической системы с фиксированным результатом, в процессе которого происходит развитие личности студента. Обоснованием научно-методических рекомендаций по воспитанию физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы стали воспитательные инварианты развития личности. Указанные инварианты применены нами с целью воспитания физической культуры студентов вуза в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы и могут быть использованы при проектировании образовательной среды вузов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич, Савельев Андрей Викторович, Бадилин Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR EDUCATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF OUT-OF-AUDIT SPORTS AND MASS WORK

The article deals with the problems of physical culture education among students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports work. The pedagogical process of upbringing the physical culture of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports-mass work occurs due to the implementation of all components of the pedagogical system with a fixed result, in the process of which the student's personality develops. Educational invariants of personality development became the substantiation of scientific and methodological recommendations for the education of students' physical culture in the process of extracurricular sports-mass work. These invariants have been applied by us in order to educate the physical culture of university students in the process of extracurricular mass sports work and can be used in the design of the educational environment of universities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ»

УДК 796.011.3

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ

Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Викторович Савельев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Олегович Бадилин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается проблемы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Педагогический процесс воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы происходит за счет реализации всех составляющих компонентов педагогической системы с фиксированным результатом, в процессе которого происходит развитие личности студента. Обоснованием научно-методических рекомендаций по воспитанию физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы стали воспитательные инварианты развития личности. Указанные инварианты применены нами с целью воспитания физической культуры студентов вуза в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы и могут быть использованы при проектировании образовательной среды вузов Российской Федерации.

Ключевые слова: научно-методические рекомендации, студенты высших учебных заведений, физическая культура, воспитательные инварианты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p7-11

SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR EDUCATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF OUT-OF-AUDIT

SPORTS AND MASS WORK

Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Andrey Viktorovich Savelyev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, A.F. Mozhaisky, St. Petersburg; Alexander Olegovich Badilin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article deals with the problems of physical culture education among students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports work. The pedagogical process of upbringing the physical culture of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports-mass work occurs due to the implementation of all components of the pedagogical system with a fixed result, in the process of which the student's personality develops. Educational invariants of personality development became the substantiation of scientific and methodological recommendations for the education of students' physical culture in the process of extracurricular sports-mass work. These invariants have been applied by us in order to educate the physical culture of university students in the process of extracurricular mass sports work and can be used in the design of the educational environment of universities in the Russian Federation.

Keywords: scientific and methodological recommendations, students of higher educational institutions, physical culture, educational invariants.

Педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы интегрирует в себе взгляды ученых в области педагогики и физической культуры и спорта [1].

Педагогический процесс воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы происходит за счет реализации всех составляющих компонентов педагогической системы с фиксированным результатом, в процессе которого происходит развитие личности студента.

Обоснованием научно-методических рекомендаций по воспитанию физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы стали воспитательные инварианты развития личности. Указанные инварианты применены нами с целью воспитания физической культуры студентов вуза в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Внедрение воспитательных инвариантов с целью развития физического воспитания студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной работы предполагает определенную направленность процесса формирования и развития личности. Выложим, на наш взгляд, о возможности применения основных инвариантов в вузе.

Инвариант 1. Один из главных инвариантов воспитания, предполагает формирование у субъекта способности, желания осознать себя как личность. Детальный анализ личностно-ориентированного подхода позволил определить цель и направленность педагогической системы формирования физической культуры личности в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, что способствовало развитию субъектных свойств и индивидуальных потребностей будущего специалиста в процессе становления его социальной зрелости и дальнейшей профессионализации.

Инвариант 2. Активный процесс культивирования студентов ценностного отношения к другому человеку. Анализ исторического опыта физического воспитания личности в различных историко-литературных формациях позволил определить концептуальные основы физической культуры личности, общей дидактики и методики воспитания, а также развития духовных, нравственных психолого-социальных и физических способностей студенческой молодежи.

Инвариант 3. Утверждение педагогом положительной личностной сущности студентов в результате психологического анализа. Обеспечил учета физических способностей, индивидуально-психологических особенностей и мотивации студентов к внеаудиторным занятиям по физическому воспитанию, их отношение к развитию важных личностных психологических и психофизиологических качеств, наиболее значимых в профессиональной деятельности. Отмечается важность становления субъектности и повышении педагогического мастерства преподавателей физического воспитания как фактора достижения качества здоровьесберегающей образовательной деятельности, что проявляется в проявлении творчества преподавателя в совершенствованию процесса обучения, воспитания и развития личности, обеспечения высокого уровня интеллектуального, креативного и творческого мышления, моральных качеств и духовного обогащения.

Инвариант 4. Использование эффекта генерации в учебно-воспитательном процессе. Учет биологических, социальных и духовных потребностей студенческой молодежи в двигательной активности, здоровом образе жизни и получения удовольствия от занятий различными формами физического воспитания.

Инвариант 5. Использование эффекта присутствия в учебно-воспитательном процессе. Акцентируется внимание на активизации соответствующих ресурсов образовательной среды вуза, направленных на создание здоровьесберегающего пространства, мо-тивационно-ценностного отношения к личностному здоровью и культуре здоровья личности в целом. Это предполагает формирование и развитие осознанной мотивации студентов к активному включению в внеаудиторную спортивно-массовую работу, которая

обеспечивает продуктивное усвоение знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, выступает в качестве внутреннего механизма управления и саморегуляции всей учебно-воспитательной деятельности студентов.

Инвариант 6. Культивирование у студента опыта свободы принимать личностные решения. Он ориентирован на раскрытие психолого-педагогических условий и здо-ровьесберегающих новейших технологий (на основе свободного выбора любого вида спорта) при проведении внеаудиторной спортивно-массовой работы, среди которых можно выделить: изучение готовности преподавателей и студентов к модернизации процесса физического воспитания, определение состояния готовности материально-технической базы для работы в новом режиме, оценка профессиональных качеств преподавателя, соблюдения спортивной культуры студентов и здорового образа жизни.

Инвариант 7. Ценностно-смысловая направленность предметной деятельности личности. Компонентами этой деятельности являются: формирование потребности студентов в освоении системы специальных знаний в области физической культуры, которые становятся основой для трансформации сознания личности и определяют уровень их потребностей к внедрению двигательной активности, основ организации и методики оздоровления и физического совершенствования в сфере активного досуга (когнитивный компонент), саморегуляция эмоциональных состояний, социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, учебно-познавательной производительности и духовности, результатом чего является формирование устойчивой мотивации по приобретению знаний и умений совершенствования жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций личности (эмоционально-мотивационный компонент); формирование умений и практических навыков,

Инвариант 8. Воспитание у студентов готовности отстаивать себя как личность. Выражается в осознании того, что, будучи физически и психологически здоровым, можно быть конкурентоспособным и добиться высокого уровня общественного признания. Потенциальные возможности формирования положительной мотивации к физическому самосовершенствованию заложены в самом процессе обучения, источником которых является профессиональное мастерство преподавателя. Уровень знаний, подготовленности к решению образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, инициативность, личный пример преподавателя формирует у студентов интерес к внеаудиторным занятиям по физическому воспитанию. В процессе этих занятий преподавателю следует постоянно проводить разъяснительную работу со студентами по укреплению здоровья, ведения здорового образа жизни, особенностей влияния физических упражнений на организм человека вообще, в том числе - о необходимости контроля за величиной физических нагрузок на занятиях, важности проявления морально волевых усилий для достижения запланированного оздоровительного результата [2]. Во время выполнения физических упражнений преподавателю следует подбадривать студентов, избегать резких комментариев при исправлении возможных ошибок. При этом главной задачей остается формирование у студентов уверенности в своих силах, готовности отстаивать себя как личность, веры в большие возможности физической культуры.

Инвариант 9. От «Я физического» до «Я-личностного (духовного)». Духовно-культурное развитие студенческой молодежи в условиях университетского образования основывается на принципах красоты, любви и добра, предусматривает привлечение студентов к различным видам физкультурно-оздоровительной деятельности как основы становления духовно-культурной личности современного студента [3]. Внеаудиторные занятия по физическому воспитанию способствуют повышению духовно-деятельностного потенциала личности, расширению диапазона функциональных возможностей организма, предупреждению переутомления, а также активизации процессов восстановления и психологической профилактики. Духовно-культурное образование нацелено на воспроизводство ряда социально значимых ценностей: улучшение качества жизни, параметров здоро-

вья - личностные ценности; формирование красоты и телесной гармонии - эстетические ценности; воспитание трудолюбия - социальные ценности; формирование гражданской активности - политические ценности; формирование духовной культуры - культурные ценности.

Эта духовная сфера формирует молодого человека в целостности с социальной средой, наделяет его умением быть самоценным, адаптироваться к изменяющимся внешним условиям жизнедеятельности. Здесь учитываются внутренние особенности студентов, их стремление создать собственную физическую культуру, индивидуальную систему ценностей, осознать себя как полноценную личность.

Как видим, это один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Основой этой деятельности являются отношения, которые развивают физическую, духовную сферу личности, обогащают ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. В то же время происходит переход социального опыта в свойства личности, а ее внутренних сил - во внешней результат. Целостный характер такой деятельности делает ее эффективным средством повышения социальной активности личности.

Инвариант 10. Коллектив как фактор уникальной ситуации воспитания личности. Создание эффективной системы внеучебной физкультурно- оздоровительной работы в каждом вузе в значительной мере будет способствовать укреплению здоровья студентов, компенсировать дефицит необходимого для нормального физического развития объема суточного движения. При эффективной деятельности такой педагогической системы можно снизить темпы ухудшения уровня индивидуального здоровья студенческой молодежи, избежать таких социальных явлений, как депопуляция, деградация, дегенерация. Для повышения эффективности физического воспитания преподавателям необходимо избавиться от педагогических стереотипов и перейти от авторитарных к гуманизированным методикам физического воспитания, а педагогический процесс направить на формирование здорового образа жизни. Важным педагогическим условием успешного процесса физического воспитания является решение проблемы персонификации, заключающийся в необходимости персонифицированной работы со студентами, особенно когда это касается дополнительных физических нагрузок в процессе кружковых, секционных и самостоятельных занятий. Дифференциация студентов по уровню физической подготовленности с учетом функциональных показателей должна быть одним из принципов организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в вузе.

Таким образом, предложенные научно-методические рекомендаций по воспитанию физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, по нашему мнению, могут быть использованы при проектировании образовательной среды вузов Российской Федерации, поскольку разработанный проект системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной работы предполагает определенную направленность процесса формирования и развития личности путем рациональной организации жизнедеятельности на основе содействия физически духовной гармонии студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В. Сериков. - Педагогика. -1994. - № 5. - С. 6-21.

2. Вихрук Т.И. Медико-педагогическое обоснование индивидуально-типологического подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов / Т.И. Вихрук, В. Л. Пашута, В.В. Аржаков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 36-40.

3. Пашута В.Л. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов как фактор преодоления стресса в условиях спортивной деятельности / В.Л. Пашута, А.С. Никольская // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 236-240.

REFERENCES

4. Serikov, V.V. (1994), "Personality-oriented education", Pedagogy, No. 5, pp. 6-21.

5. Vikhruk, T.I., Pashuta, V.L. and Arzhakov V.V. (2014), "Medico-pedagogical substantiation of an individual-typological approach in organizing physical training classes for cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 36-40.

6. 4. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2017), "Psychological and pedagogical support of athletes as a factor in overcoming stress in the conditions of sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No 7, pp. 236-240.

Контактная информация: curling@ya.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2021

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ. ЧТО ЭТО?

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский юридический институт (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Михаил Львович Куликов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет МВД России; Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ развития физической культуры вуза в единстве всех её форм и вариантов реализации практической выборной дисциплины «Физическая культура» в системе высшего образования России. Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации ошибки и пути их исправления. Актуальность работы заключается в возможности использовании спорта, как средства физической культуры в современном образовательном процессе. Необходимости формирования и задействования в процессе физического воспитания новых структур вуза.

Ключевые слова: физическая корпоративная культура, контактная работа, физическое воспитание, самостоятельная работа, критерии оценки, стимулирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p11-18

PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY. WHAT IS IT?

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, Professor, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Mikhail Lvovich Kulikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Maria Viktorovna Puchko-va, the senior teacher, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Abstract

The article provides a comparative analysis of the development of physical culture of a university in the unity of all its forms and options for the implementation of the practical elective discipline "Physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.