дентов высокий уровень имели 125 (11,4%) студентов, достаточный - 222 (20,2%), средний - 329 (29,9%), низкий - 424 (38,5%).
Таким образом, наблюдаем, что для студентов I-II курсов характерен низкий уровень сформированности интеллектуальных и умственных качеств личности, обусловленный особенностями возрастного периода и несформированностью объема работоспособности, концентрации и устойчивости внимания на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов Д.Н. Современные теоретические основы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / Д.Н. Абрамов, А.О. Бадилин, А.О. Селиванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 3 (181). - С. 3-6.
REFERENCES
1. Abramov, D.N., Badilin, A.O. and Selivanov, A.O. (2020), "Modern theoretical foundations of physical education of students in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No 3, pp. 3-6.
Контактная информация: curling@ya.ru
Статья поступила в редакцию 04.10.2021
УДК 796.926
КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. Для определения целесообразности включения в тренировочный процесс юных горнолыжников специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, нами было проведено исследование для определения ее влияния на техническую подготовленность контингента. Цель исследования: определить корреляционные зависимости между пространственной ориентаций и технической подготовленностью горнолыжников 8-11 лет. Организация исследования. В исследовании принял участие 31 спортсмен. Для оценки уровня развития пространственной ориентации были применены 2 теста: «Бег по номерам» и «Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения». Для оценки уровня технической подготовленности были использованы результаты контрольных тренировок в дисциплинах слалом и слалом-гигант. Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о наличии положительных корреляционных связей между пространственной ориентаций и технической подготовленностью спортсменов. Вывод. Было выявлено, что связи между параметрами у спортсменов группы 10-11 лет, сильнее, чем у более младших спортсменов (группа 8-9 лет). Был сделан вывод, что целесообразно включать в тренировочный процесс специальные упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации, так как они влияют на техническую подготовленность спортсменов.
Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, пространственная ориентация, техническая подготовленность, координационные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p6-9
CORRELATION BETWEEN SPATIAL ORIENTATION AND TECHNICAL PREPAREDNESS OF YOUNG ALPINE SKIERS
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Sergeevich Smirnov, the teacher, Ale-ksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
Introduction. To determine the feasibility of including special exercises aimed at developing spatial orientation in the training process of young skiers, we conducted the study to determine its impact on the technical readiness of the contingent. The purpose of the study. To determine the correlation between spatial orientations and technical readiness of the skiers aged 8-11 years. Organization of the study. 31 athletes took part in the study. To assess the level of development of spatial orientation, 2 tests were applied: "Running by numbers" and "Slalom running with the choice of an individual trajectory of movement". To assess the level of technical readiness, the results of control training in the disciplines of slalom and giant slalom were used. The results of the study and their discussion. The data obtained during the study indicate the presence of positive correlations between spatial orientations and technical fitness of athletes. Conclusion. It was found that the relationship between the parameters among the athletes of the 10-11 years group is stronger than in younger athletes (8-9 years group). It was concluded that it is advisable to include in the training process the special exercises aimed at the development of spatial orientation, as they affect the technical readiness of athletes.
Keywords: sport, alpine skiing, spatial orientation, technical readiness, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что двигательная деятельность спортсменов характеризуется чрезвычайной динамичностью и многообразием. Для ориентации и взаимодействия со средой постоянно требуется адекватное сенсорное отражение ситуации [3].
Горнолыжный спорт относится к видам спорта, в которых уровень развития координационных способностей является одним из доминирующих факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности. В этой связи способность к зрительно-пространственному ориентированию имеет большое значение при решении двигательной задачи [3]. Проблема повышения функционального состояния сенсорных систем представляет особый интерес для детского и юношеского возраста, когда формируется организм, закладывается основа функциональных систем [2].
Для определения целесообразности включения в тренировочный процесс юных горнолыжников специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, нами было проведено исследование для определения ее влияния на техническую подготовленность контингента.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: определить корреляционные зависимости между пространственной ориен-таций и технической подготовленностью горнолыжников 8-11 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Оценить уровень развития пространственной ориентации у контингента.
3. Оценить уровень технической подготовленности юных горнолыжников.
4. Выполнить математико-статистическую обработку данных.
5. Сформулировать выводы на основе полученных результатов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принял участие 31 спортсмен, а именно: группа горнолыжников 89 лет в составе 16 человек (из них 10 мальчики, 6 - девочки) и группа горнолыжников 10-
11 лет в составе 15 человек (из них 12 мальчики, 3 - девочки).
Для оценки уровня развития пространственной ориентации были применены 2 теста: «Бег по номерам» и «Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения».
Задание для теста «Бег по номерам»:
- 5 пронумерованных мячей расположены полукругом за спиной испытуемого, стоящего у точки старта, по сигналу (номер мяча) спортсмен ускоряется, затем возвращается обратно и получает новый сигнал;
- действие повторяется 5 раз в соответствии с количеством мячей; хронометрирование производится с помощью секундомера.
Задание для теста «Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения»:
- в произвольном (хаотичном) порядке устанавливаются фишки/древки (в количестве 60 шт.) на расстоянии от 1 м до 3 м друг от друга на протяжении всей дистанции (длина - 30 м; ширина коридора - 5 м);
- испытуемый должен преодолеть дистанцию, самостоятельно выбирая траекторию движения, за наиболее короткое время; хронометрирование производится с помощью секундомера.
Для оценки уровня технической подготовленности были использованы результаты контрольных тренировок в дисциплинах слалом и слалом-гигант.
Методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы; 2. Педагогическое тестирование; 3. Тестирование уровня технической подготовленности; 4. Методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью статистического изучения связей между пространственной ориентаций и технической подготовленностью горнолыжников 8-11 лет был применен корреляционный анализ (использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена). Результаты исследования представлены ниже (таблицы 1-2).
Таблица 1 - Корреляционная матрица (группа 8-9 лет)
--^^^^^^ Завис. п. Незав. п. --— Слалом Гигантский слалом
«Бег по номерам» 0,632 р < 0,05 0,573 р < 0,05
«Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения» 0,651 р < 0,05 0,606 р < 0,05
Примечание: незав. п. - независимая переменная; завис. п. - зависимая переменная. Таблица 2 - Корреляционная матрица (группа 10-11 лет)
--Завис. п. Незав. п. Слалом Гигантский слалом
«Бег по номерам» 0,687 р < 0,05 0,683 р < 0,05
«Слаломный бег с выбором индивидуальной траектории движения» 0,729 р < 0,05 0,654 р < 0,05
Данные, представленные в таблицах 1-2, свидетельствуют о наличии положительных корреляционных связей между пространственной ориентаций и технической подготовленностью спортсменов в дисциплинах слалом и слалом-гигант.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало, что уровень пространственной ориентации коррелирует с технической подготовленностью горнолыжников 8-11 лет в дисциплинах слалом и слалом-гигант. Было выявлено, что связи между параметрами у спортсменов
группы 10-11 лет, сильнее, чем у младших спортсменов (группа 8-9 лет). На основании этого можно предположить, что увеличение уровня сложности соревновательных упражнений требует наиболее высокого уровня развития пространственной ориентации. Таким образом, в ходе исследования был сделан вывод о целесообразности включения в тренировочный процесс юных горнолыжников специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, влияющих на техническую подготовленность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Н. Д. Развитие координационных способностей горнолыжников на начальном этапе подготовки / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, М.Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 9 (187). - С. 7-10.
2. Алексеева Н.Д. Развитие статокинетической устойчивости у юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, М.Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 9-12.
3. Ботяев, В.Л. Психомоторные способности спортсменов к зрительно-пространственной ориентации и их взаимосвязь со зрительно-пространственным восприятием / В. Л. Ботяев, О.И. За-гревский // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 322. - С. 182-185.
REFERENCES
1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020) "Development of coordination abilities of skiers at the initial stage of preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 7-10.
2. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020) "Development of statokinetic stability of young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 9-12.
3. Botyaev, V.L. and Zagrevsky, O.I. (2009), "Psychomotor abilities of athletes to visual-spatial orientation and their relationship with visual-spatial perception", Bulletin of Tomsk State University, No. 322, pp. 182-185.
Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2021
УДК 796.015.68
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Татьяна Валентиновна Бахнова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Сергей Александрович Барашков, кандидат педагогических
наук, доцент, Ирина Алексеевна Володина, преподаватель, Волгоградский государственный технический университет; Ирина Юрьевна Головинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Аннотация
Во введение говорится о процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного технического университета. Коротко описана методика занятий студентов специальной медицинской группы, разработан комплекс контрольных нормативов для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цель исследования: изучить динамику показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (СМГ) Волгоградского государственного технического университета в процессе физического воспитания за два года обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. Обследова-