Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич, Бадилин Александр Олегович

В статье раскрыта педагогическая система воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения. На основании представлений о педагогических системах как сложно-динамических комплексах можно предполагать, что неотъемлемыми составляющими их жизнедеятельности являются инновационные процессы, которые характеризуют динамическое состояние системы, создают потенциал для ее развития, и направлены на решение актуальных проблем и противоречий путем разработки и освоения нового решения для конкретной системы. Рассмотрены основные составляющие предлагаемого представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Раскрыты психолого-педагогические условия эффективной реализации педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Дмитрий Николаевич, Бадилин Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF OUT-OF-AUDIT SPORTS AND MASS WORK OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article reveals the pedagogical system of students' physical culture upbringing in the process of out-of-class sports-mass work in the higher educational institution. Based on the ideas about pedagogical systems as complex dynamic complexes, it can be assumed that innovative processes that characterize the dynamic state of the system create the potential for its development, being aimed at solving the urgent problems and contradictions by developing and mastering the new solution for the specific system. The main components of the proposed concept of the system of physical culture education of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports work are considered. The psychological and pedagogical conditions for the effective implementation of the pedagogical system of upbringing the physical culture of students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports-mass work are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

Педагогические науки

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Олегович Бадилин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыта педагогическая система воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения. На основании представлений о педагогических системах как сложно-динамических комплексах можно предполагать, что неотъемлемыми составляющими их жизнедеятельности являются инновационные процессы, которые характеризуют динамическое состояние системы, создают потенциал для ее развития, и направлены на решение актуальных проблем и противоречий путем разработки и освоения нового решения для конкретной системы. Рассмотрены основные составляющие предлагаемого представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы. Раскрыты психолого-педагогические условия эффективной реализации педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Ключевые слова: педагогическая система; психолого-педагогические аспекты личности; физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p3-6

PEDAGOGICAL SYSTEM OF EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR SPORTS AND MASS WORK OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg; Alexander Olegovich Badilin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article reveals the pedagogical system of students' physical culture upbringing in the process of out-of-class sports-mass work in the higher educational institution. Based on the ideas about pedagogical systems as complex dynamic complexes, it can be assumed that innovative processes that characterize the dynamic state of the system create the potential for its development, being aimed at solving the urgent problems and contradictions by developing and mastering the new solution for the specific system. The main components of the proposed concept of the system of physical culture education of students of higher educational institutions in the process of extracurricular sports work are considered. The psychological and pedagogical conditions for the effective implementation of the pedagogical system of upbringing the physical culture of students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports-mass work are revealed.

Keywords: pedagogical system, psychological and pedagogical aspects of personality, physical education.

Исследованию системы внеаудиторной работы по формированию физической культуры студентов посвящены работы Г. Бреславского, И. Вачкова, С. Гончаренко,

М. Демкова, А. Кузминского, Л. Петровской, И. Петровой, С. Пишуна, и др. Их работы демонстрируют позиции авторов по совершенствованию различных направлений, методов, функций, средств осуществления и результатов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студенческой молодежи, однако ни в одной из работ не представлено целостного понимания о системе воспитания физической культуры студентов учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно массовой работы.

В нашем исследовании на основании представлений о педагогических системах как сложно-динамических комплексах можно предполагать, что неотъемлемыми составляющими их жизнедеятельности являются инновационные процессы. Инновационные процессы характеризуют динамическое состояние системы, создают потенциал для ее развития, и направлены на решение актуальных проблем и противоречий путем разработки и освоения нового решения для конкретной системы.

Под педагогической системой мы понимаем образовательный процесс, который строится на психолого-педагогических и методических принципах организации учебно-воспитательного процесса на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях, который отражает главные направления и тенденции развития физической культуры и спорта в системе общего образования высшего учебного заведения, специфику организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, особенности организации и материально-технического обеспечения внеаудиторных занятий по физическому воспитанию [1].

Педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы состоит из пяти блоков: целевой блок, концептуальный блок, прогностический блок, формирующий блок и результативный блок.

В первом блоке - целевом показаны цели педагогической системы - воспитание физической культуры студентов учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.

Система построена на организационно-методических основах внеаудиторных занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях и отвечает следующим основным задачам:

1. Гармоничное развитие личности студентов высших учебных заведений и существенное повышение их физической работоспособности, соблюдение здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, физического развития.

2. Формирование у студентов высших учебных заведений устойчивой потребно -сти в физическом самосовершенствовании, самооценке и самопознании. Создание психолого-педагогических условий воспитания физической культуры на основе спортивно-ориентированного воспитания студентов, взаимосвязи внеаудиторных занятий по физическому воспитанию, самостоятельных занятий, спортивных секций, физкультурно-спортивных мероприятий с учетом личностных физических качеств и физической подготовленности студентов.

3. Воспитание ценностного отношения к человеческой телесности, обеспечения внутреннего единства ценности здоровья личности с базовыми, морально духовными ценностями как возможности молодого человека приспосабливаться к окружающему миру, его физические и психические ресурсы.

4. Усвоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры. Формирование у студентов устойчивой потребности в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.

Цель и задачи предлагаемого процесса воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно массовой работы к выпускникам детерминированы требованиями к студенческой молодежи, декларируемыми в образовательных стандартах.

При внедрении педагогической системы создаются объективные предпосылки для преодоления фрагментарности и односторонности подготовки специалистов в высших учебных заведениях, педагогический процесс приобретает комплексный и целостный характер. Критерием результативности педагогической системы является воспитанность физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы на этапе обучения и профессионального отношения.

II блок - концептуальный - отражает основные положения, которые стали теоретико-методологической основой воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы; содержит дидактические принципы воспитания физической культуры личности (социально-педагогические, воспитательные, методические и специфические) и основные методологические подходы (личностно ориентированный, деятельно ориентированный, системный, экологический).

III блок - прогностический блок системы представляет функционально связанные между собой компоненты физической культуры личности студента: когнитивный - осознание смысла и содержания физической культуры, ее ценности, формирование духовно-нравственного императива и создание на этой основе индивидуальной концепции здоровья; эмоционально-ценностный - переживание эмоции, желание заниматься физическим самосовершенствованием и самовоспитанием, формирование духовной решимости к воспитанию физической культуры; поведенческо-деятельностный - готовности осуществлять активную двигательную деятельность в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, направленной на сохранение собственного здоровья, улучшение физической формы, достижения спортивных результатов, совершенствование телесности и собственного совершенства.

IV блок - формирующий - определяется четырьмя этапами организации внеаудиторной спортивно-массовой работы. В соответствии с определенными в педагогической системе воспитания физической культуры студентов этапами (поисковым, апробацион-ным, лечебно-прогностическим и результативно-итоговым) представим реализацию разработанной нами методики прохождения указанных этапов организации внеаудиторной спортивно-массовой работы.

V блок - результативный. В нем раскрывается конечный результат реализации педагогической системы - положительную динамику воспитанности физической культуры студентов высших учебных заведений.

Нами определены психолого-педагогические условия эффективной реализации педагогической системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, а именно: осознание студентами важности физического воспитания и здорового образа жизни; создание здоровьесберегающей образовательной среды как пространства возможностей индивидуального выбора траектории физического развития и форм внеаудиторной спортивно-массовой работы; формирование мотивации студентов к привлечению к внеаудиторной спортивно-массовой работе и формированию потребности в физическом самосовершенствовании; совершенствование содержания интерактивных и мультимедийных здоро-вьесберегающих технологий, применяемых на внеаудиторных занятиях по физическому воспитанию студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; становление субъектности и повышение педагогического мастерства преподавателей физического воспитания как фактора достижения качества здоровьесберегающей образовательной деятельности. [2].

Педагогический процесс воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы происходит за счет реализации всех составляющих компонентов педагогической системы с фиксированным результатом, в процессе которого происходит развитие личности студента.

Таким образом, предложенная педагогическая система воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы, по нашему мнению, может быть использована при проектировании образовательной среды вузов Российской Федерации, поскольку разработанный нами проект системы воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовых работы при его реализации на практике способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья, самопознанию, индивидуализации, саморазвитию и достижению физического развития личности путем рациональной организации жизнедеятельности на основе взаимодействия физически духовной гармонии студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Д.Н. Психолого-педагогические аспекты личности в педагогической системе воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения / Д.Н. Абрамов // Научный журнал «КАНТ». Педагогические науки. -2020. - № 4 (37). - С. 341-346.

REFERENCES

1. Abramov, D.N. (2020), "Psychological and pedagogical aspects of personality in the pedagogical system of upbringing of physical culture of students in the process of extracurricular sports-mass work of a higher educational institution", Scientific journal "KANT". Pedagogical Sciences, Vol. 37, No. 4, pp. 341-346.

Контактная информация: curling@ya.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2021

УДК 797.14

О ПРОБЛЕМАХ И ПРОТИВОРЕЧИЯХ В ОБУЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЕМ

ПАРУСНЫМ СУДНОМ

Андрей Владиславович Акименко, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет МВД России (Калининградский филиал)

Аннотация

В результате проведенных исследований выявлено, что, если при разработке содержания и направленности процесса начального обучения управлению яхтой, будет учитываться количественный состав экипажей парусных судов, начальный уровень развития организма обучающегося, теоретическое обучение и формирование двигательных навыков, то это позволит в значительной степени повысить эффективность и сократить сроки обучения навыкам управления парусным судном.

Ключевые слова: начальное морское образование, обучение управлением парусным судном, одиночные и командные яхты, противоречия в подходах к обучению управлению парусной яхтой, способы устранения выявленных противоречий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p6-10

ON THE PROBLEMS AND CONTRADICTIONS IN TEACHING SAILING SHIP

MANAGEMENT

Andrey Vladislavovich Akimenko, the post-graduate student, Lesgaft National State University of Physical education, Sport and Health, St. Petersburg, Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kaliningrad Branch of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.