Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / EDUCATION / SPIRITUALITY / MORALITY / PATRIOTISM / OFFICERS / EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович

В статье рассматриваются вопросы становления и развития духовного и нравственного воспитания личности в Российском государстве с XIV века до современной эпохи. Раскрываются взгляды ученых философов, педагогов и психологов на проблему духовно-нравственного воспитания студентов - будущих офицеров. Проводится анализ и обобщение результатов научных исследований авторов, позволяющих утверждать, что идея сознательной духовности определяет для личности нравственные ориентиры служения, в то же время является фактором, регулирующим социальные отношения, поведение личности как в обществе, так и в служении, обуславливающим отношение к делу, долгу, чести, формирующим образ военного человека. Сделан вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания студентов в процессе обучения в военных учебных центрах гражданских вузов основана на государственном служении и имеет глубокие корни в разных сферах деятельности. Материалы данной статьи могут использоваться в качестве аксиологического аспекта образовательно-воспитательной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS - FUTURE OFFICERS IN THE TRADITIONS OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL THOUGHT

The article deals with the formation and development issues of spiritual and moral education of personality in Russian state from the 14th century until the modern era. The views of scientific philosophers, teachers and psychologists on the problem of spiritual and moral education of students - future officers are revealed. It analyzes and summarizes the scientific research of the authors that allow us to assert that the idea of conscious spirituality determines the orientation of service for a person, at the same time it is also a factor that regulates social relations, personality behavior, both in society and in service, determines the attitude to business, duty, honor, forming the image of a military. The conclusion is made that the problem of spiritual and moral education of students in training at Military training center is based on public service and has deep roots in various fields of students activity. The materials of the article can be used as an axiological aspect of educational training of students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Проблема духовно-нравственного воспитания студентов - будущих офицеров в традициях русской философской и психолого-педагогической мысли

о с

CJ

Байрамуков Юрий Борисович,

доцент кафедры общевоенной подготовки военного учебного центра Сибирского федерального университета E-mail: bairamykov@bk.ru

В статье рассматриваются вопросы становления и развития духовного и нравственного воспитания личности в Российском государстве с XIV века до современной эпохи. Раскрываются взгляды ученых философов, педагогов и психологов на проблему духовно-нравственного воспитания студентов - будущих офицеров. Проводится анализ и обобщение результатов научных исследований авторов, позволяющих утверждать, что идея сознательной духовности определяет для личности нравственные ориентиры служения, в то же время является фактором, регулирующим социальные отношения, поведение личности как в обществе, так и в служении, обуславливающим отношение к делу, долгу, чести, формирующим образ военного человека. Сделан вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания студентов в процессе обучения в военных учебных центрах гражданских вузов основана на государственном служении и имеет глубокие корни в разных сферах деятельности. Материалы данной статьи могут использоваться в качестве аксиологического аспекта образовательно-воспитательной подготовки студентов.

Ключевые слова: воспитание, духовность, нравственность, патриотизм, офицерские кадры, воспитание студентов.

Современные проблемы российского общества вызваны отсутствием у подрастающего поколения нравственных и духовных устоев, которые были утеряны в конце прошлого столетия. В период «лихолетья» в конце 90-х годов новое поколение воспитывалось без опоры на традиции духовно-нравственной культуры русского народа. Сегодня российское общество испытывает трудности, вызванные социальной нестабильностью, разрушены нравственные ориентиры, на низком уровне находится духовная культура. Чтобы добиться успеха, большая часть молодых людей способна переступить через нормы морали, нет и осуждения со стороны общества за аморальные поступки, как было в прошлом. Потеряли ценность понятия добра, истины и красоты, снижен уровень патриотизма и гражданского долга, что способствовало изменению отношения у молодых людей к семье, Родине, долгу, дружбе, любви и браку. Духовный мир людей обеднел, приоритетными целями стали обогащение и нажива.

Проблема воспитания будущих защитников Отечества, офицеров сопоставима с проблемой служения обществу, которое требует от личности патриотических, духовных, нравственных, моральных сил, ответственности. Проблему генезиса общественного служения в соответствии со всеми составляющими ее компонентами - патриотизмом, духовностью, нравственностью, моралью и личной ответственностью - необходимо рассматривать в контексте многих научных направлений, таких как философия, социология, педагогика и психология.

Многие ученые, педагоги и психологи, определяя понятие «духовность», рассматривают, ее как способность личности строить свою жизнь в соответствии с традиционными принципами морали и нравственности. И. Кант подчеркивал, что духовность - это проявление высших психических качеств личности, та способность, которая заложена природой в человеке, развиваются нравственные и духовные качества личности посредством личного усилия и воли. В результате развития духовности личности расширяются и границы сознания: человек преображается, меняется его характер и душевные качества.

Проблема воспитания студентов - будущих офицеров сопоставима с концептами морали,

духовности, личнои ответственностью, патриотизмом, нравственностью как в педагогике, так и в философских, психологических и социальных контекстах.

Сократ, известный философ ДревнеИ Греции, рассматривая природу человека, утверждал, что разум «духа» и внутренний нравственный закон человека не относятся к природному свойству, эти качества необходимо развивать, прежде всего ответственность за свои поступки, деяния. По мнению философа, «душа» человека представляет собой «я сознающее», это интеллектуальная совесть и моральная личность.

Солидарны с утверждением греческого философа о разуме «духа» и нравственном внутреннем законе и философы эпохи Просвещения: И. Кант, Д. Юм, и Ж.Д. Руссо. Они считали, что человеку необходимы личные усилия для развития интеллектуальных способностей. Работа над собой должна быть постоянной, это борьба, выбор пути между «да» и «нет», для того чтобы жить по совести. Создать себя по «высшим образцам» человеческого бытия - значит быть ответственным за свои поступки, так как человека характеризуют не знания, а его поступки.

В конце XIX и начале XX века представители русской идеалистической философии Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков выдвинули на первый план для осмысления проблемы бытия человека и его отношения к Богу, миру, окружению. По мнению этих философов, онтологическая проблематика - это проблема «сознательной» духовной сферы, которая становится в русской философии центральной темой для размышления и исследования [3].

Л.А. Шумихина утверждала, что взгляды русских философов на «русскую духовность» разительно отличаются от взглядов западных философов, так как главным для человека они считали воспитание нравственных качеств личности, проявляющихся в поступках и помыслах. Для западных философов важным в бытии человека является рационализм, для русских - духовность [11].

Кандидат богословия архиепископ Курганский и Шадринский, академик РАЕН Константин (Го-рянов), выделяя «русский тип» человека, подчеркивает, что русский человек прежде всего человек долга, для которого древнерусский призыв «за други своя» - это звучание души, душевный клич [2].

По мнению архиепископа, русская духовность тесно связана с религией, моральными качествами человека и искусством. Ментальность русского человека и духовная сфера личности не сопоставимы с традиционными проблемами философии, русская душа всегда была тайной, которую разгадать невозможно, и эта тайна кроется в стремлении «жить по правде», т.е. жить в соответствии с установленными нормами морали и с «правдой» власти. Слово «правда» в старорусском языке было тождественно понятию «справедливо», «честно», «по совести». Выражение «жить по правде», «поступать по правде», «судить и рядить по прав-

де», передают русские народные традиции. В современном мире понятием «правда» можно заменить понятие «совесть», смысл от этого не изменится [10].

Русская «правда жизни» корнями уходит в древность, это опыт народа, основанный на духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения, которому с детства прививали смирение, послушание, сострадание, учтивость, честность, готовность принести себя в жертву «за други своя». Воинская идеология после принятия христианства стала благородной и от «варварской» (языческой) имела резкие отличия. Евангельские слова стали для воинов напутствием, благословением от Бога: «...Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Для воинов евангельские пророчества означали готовность погибнуть ради своих товарищей, князя, и эта черта характера становилась основой поведения православного воина. Все дружинники были выносливыми и смелыми на поле боя, старались переносить театр военных действий на территорию противника, воинская дисциплина, верность своему долгу и обостренное чувство воинской доблести помогали бесстрашно сражаться за родную землю и жертвовать собой. Все приобретенные качества воинской доблести и чести передавались по наследству из поколения в поколение. Еще с малых лет на Руси мальчикам прививали добродетели, такие как: любовь к ближнему и родной земле, умение творить добрые дела, почтительное отношение к старшим по званию, верность долгу и присяге. Позор из-за проявлений трусости распространялся на всех близких и родных воина, отсюда и возникло выражение «по отцу и сыну честь», которое в точности отражало неписаные правила и отношение к воинам [7].

Те добродетели, которые в древности прививали молодым будущим защитникам земли русской, актуальны и сегодня.

По мнению В.А. Ядова, такая связь относится и к защитникам Отечества, к личным качествам воина, как «государева человека», названного так еще Петром Великим. Ученый считает, что в каждом человеке существует организованная система диспозиций - это вершина, на которой образуются все базовые ценности, продукт, на который влияют окружение и условия его жизнедеятельности, совокупность всех факторов воздействия внешней и внутренней среды [12].

Формирование воинского долга, характера, соблюдение кодекса поведения закладывались с раннего детства, родители передавали сыну все свои воинские качества. Обучение и воспитание сына как подрастающего воина входило в обязанности отца. Постоянные тренировки, направленные на развитие умения владеть оружием, верховая езда и тренировочные бои помогали мальчикам осознать, впитать в себя все необходимые для русского воина качества. Традиционная народная боевая культура - это составная часть культуры русского народа, которая имеет тесную связь с ан-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тичными идеалами, помогающими развивать гармоничную личность в человеке. Традиционная боевая культура является прародителем современного спорта. Российские спортсмены доказали всему миру, что российский спорт во многих видах единоборств является лидером. Русское боевое искусство - это древняя воинская традиция, определяющая национальный характер и народную культуру. Тот опыт, который формировался у военного человека, раскрывал его богатый внутренний мир, нравственный и духовный потенциал, социальную значимость и в то же время представлял образец культурного и воспитанного воина. Духовно-нравственное содержание внутреннего мира отражало в повседневной жизни ту ценность, которая не только регулирует социальные взаимоотношения, но и раскрывает отношение к чести, долгу, определяя и моральный облик офицера России. Народная педагогика содержит все богатые традиции русского народа, которые и сегодня не потеряли своей актуальности для воспитания духовных и нравственных качеств в процессе обучения офицерских кадров. Моральный облик современного офицера российской армии важен не только для общения в семье, среди коллег, с солдатами, но и на государственной службе. Если занижены или не развиты нравственные и духовные качества личности офицера, то это оказывает негативное влияние как на общественное сознание граждан, так и на российскую духовность и культуру всей нации.

Еще с древних веков на Руси важным фактором воспитания подрастающего поколения считался патриотизм, который является духовной ценностью русского народа, источником жизнедеятельности целой страны, государства. В XVI веке патриотизм отождествляли со служением государю, позже стали отождествлять со служением своей Отчизне.

Понятие «патриотизм» произошло от лат. patria, что в переводе означает «отечество». Трактуется это понятие как национальное единство и идентифицируется индивида как связь с прошлым, настоящим и будущим в контексте своей Родины. М.Н. Хромова считает, что патриотизм -сильная сторона личности. Впервые слово «патриот» и «патриотизм» ввел в оборот Петр I. Патриотизм понимался как служение народу, это народная идея, которая была близка всему населению страны. Со временем патриотизм стали понимать не только как неотъемлемую часть служения военного человека, но и как гордость за страну, ее достижения, культурные ценности, народные обычаи и традиции.

Ученые философы С.И. Музякова и С.Н. Климова рассматривали понятие «патриотизм» как многогранное явление, которое раскрывает со° знательную концепцию Я, а так же многие каче-" ства личности, формировавшиеся и развивающи-g еся на протяжении всей жизни человека. Духовные нравственные качества характера обуславли-Ü вают выбор жизненных стратегических ценностей,

предпочтения и направления своего жизненного пути. Патриотические чувства личности можно рассматривать и как систему установок, определяющих поведение по отношению к себе и окружающим. Например, «Слово о полку Игореве» нашла отражение патриотическая идея, заключающаяся в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Устное народное творчество - это народная педагогика, которая имеет свои средства для воспитания, включающие традиции и нравственные устои. В современном понимании патриотизм связан с готовностью человека к осознанным действиям по защите интересов Родины.

Философ, доктор богословских наук А.В. Фро-ловский рассматривал патриотизм как проявление любви ко всему тому, что дорого, к Отчизне, к родителям, к окружающему миру, к истории, традициям своего народа и формироваться, развиваться патриотическая любовь должна в суровом внутреннем искусе».

Концепция духовности и патриотизма в понимании русского писателя и философа В.В. Розанова заключается в преклонении перед своей Родиной, это та жертва, которую человек приносит России в качестве любви, даже вопреки мнению многих людей [9, с. 12]. Автор подчеркивал, что любить, верить и служить Отчизне - это жизненная программа для каждого русского человека. Такой подход к пониманию духовности и патриотизма отражает и смысл жизни для русского офицера. Едины во мнении с автором А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков и В.С. Соловьев, которые отмечают, что патриотизм и служение Отчизне для русских офицеров не разделимы, составляют одно целое.

Развивая единую концепцию понятий «духовность», «патриотизм» и «служение Отчизне», И.А. Ильин и К.К. Рерих считают, что в учебных заведениях, получая знания о том, как защищать Родину, слушатели проходят курс подготовки по защите Отечества, которая, в свою очередь, неразделимо связана с личным достоинством офицера, с его честью, храбростью и доблестью [8, с. 255].

И.А. Ильин писал, что будущему офицеру необходимо осознать и понять свое предназначение как духовный акт, как жертвенность и целостность его самоопределения в выборе профессии, по отношению к долгу, совести и чести для достижения духовной высоты [8, с. 225].

Весомый вклад по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в отечественную педагогику внесли многие ученые, к ним можно отнести К.Д. Ушинского, А.А. Мусина-Пушкина, А.Ф. Бестужева, В.С. Вахтерова и др. А.Ф. Бестужев писал: «Храните законы <...> защищайте Отечество от нападений неприятельских; доставляйте Отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей». В этих словах раскрывается закон духовно-нравственного служения офицеров российской армии, который и сегодня не потерял своей актуальности [5, с. 424].

В настоящее время многие ученые рассматривают патриотизм и патриотическое воспитание

как многостороннее явление, имеющее связи с духовным, нравственным и социальным служением личности в общественной жизни, педагогическая концепция патриотического воспитания базируется на передаче опыта прошлого молодому поколению. Планомерная и целенаправленная подготовка молодых людей к служению своей Родине способствует становлению патриотической личности, помогает развитию нравственных и духовных качеств, убеждений, побуждает к активным действиям по защите интересов страны.

Проблемы воспитания офицерских кадров на стадии обучения, по мнению И.П. Гладилиной, неразрывно связаны с проблемой патриотизма, воспитывать молодых людей необходимо в контексте истории Отечества, так как знание прошлого в современном мире имеет связь и с политическими процессами. Будущие защитники Родины должны воспитываться на примерах национальных героев, которые шли в последний бой за веру, царя и Отечество, отдавая свою жизнь «за други своя» [4].

В свое время В.А. Сухомлинский уделял особое внимание воспитанию патриотичной личности, которая должна осознать значение любви к Родине. Она не развивается сама по себе, это усиленный труд, и чтобы понять смысл любви к Отечеству, нужно знать свою историю, традиции, культуру, которая патриотична [10].

Многие ученые отмечают, что воспитывать патриотические и нравственные чувства невозможно без четких и устойчивых ориентиров, утерянных в последние десятилетия прошлого века, без национальной идеи, единой для всех. Национальная идея, как правило, связана с единством нации, с национальными и историческими традициями, с единым языком и общностью. Понимание национальной идеи имеет важное значение в воспитательном и в образовательном процессах для слушателей высших военных заведений. Серьезной проблемой является и то, что российская армия как никогда нуждается в четких ориентирах по воспитанию будущих командиров подразделений в соответствии с традиционными духовными и нравственными ценностями наших предков, принятых на государственном уровне.

И.А. Алехин и В.И. Марченко, проводя сравнительный анализ между офицерами российской и западных армий, подчеркивают, что служба русского офицера сравнима со служением апостолов, подвижников. Несмотря на недостаточные материальные условия, они проходят службу, имея в душе устойчивую духовно-нравственную мотивацию. Отличительной чертой русского офицера всегда была духовность, профессионализм, смысл жизни, та программа, которая выше всех материальных благ, и воплотить ее - значит выполнить долг. А вот у офицеров западных армий, или наемников, в приоритете находится прагматизм, а отсутствие духовных и нравственных ценностей делает их равнодушными по отношению к выполнению воинского долга. Патриотизм российской армии, в том числе офицерского состава,

идентичен с патриотической страной, название которой - Россия [1].

Душа русского офицера связана с домом, семьей, Родиной, которую необходимо охранять и защищать - со всем, что он любит и что ему дорого. В совокупности все факторы и есть патриотизм. Бог дал русскому офицеру все: родных и близких, дом, Отчизну, малую родину, необъятные просторы. Все невозможно перечислить. В письме немецкого ефрейтора домой во время Великой Отечественной войны можно найти строки о храбрости и доблести русского офицера: «Многое менялось в представлениях о советских воинах на глазах, так писал ефрейтор Фридрих о своих впечатлениях, о Красной Армии: - "Русского мало убить, его надо еще и повалить!" Так, русский вытерпел то, что, по мнению солдат и офицеров немецкой армии, не вытерпят солдаты и офицеры других армий, они просто восхищались действиями русских воинов "Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в тумане, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает, до минус сорока пяти. Сибиряк, которого частично или даже полностью можно считать азиатом, еще выносливее, еще сильнее." [11].

Патриотизм офицера России является показателем нравственного сознания, отличается от западного прагматичного патриотизма, так как имеет глубокие корни духовности.

При использовании системного подхода к личности индивида многие философские и педагогические исследования в контексте духовных ценностей на рубеже ХХ-ХХ1 веков начали активно развиваться.

Концепции проблем человеческого бытия рассматривали многие ученые: Б.Г. Григорян, М.С. Когана, И.Т. Фролова, А.Г. Мысливченко, Л.П. Буе-вой и др. Они обнаружили связь сущности человека с категорией его существования, которая может проявляться в нравственных, социальных и психологических аспектах жизнедеятельности. Многие ученые считали самым важным качеством для человека духовность. Правомерность анализа сущности человека постоянно находится во взаимосвязи с категорией существования (как отражение социальных, нравственных, психологических и других аспектов жизнедеятельности индивида). К свойствам объектов духовной сферы индивида ученые относят реализованные идеи в идеальных образах, а содержание духовной культуры определяют в виде явлений и предметов. Все принципы сознательной и поведенческой деятельности проявляются в человеке как выбранный путь принятых решений [6].

Большое значение для развития идей военного воспитания относительно исследуемой проблемы подготовки будущих офицерских кадров имела также отечественная и западная психология. В последнее время возрастает интерес и к изучению многих психологических аспектов, таких как социальные чувства, моральные и нравственные

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

нормы, личностное доверие или недоверие в социальных, политических контекстах.

Чувство долга многие ученые исследовали на эмпирическом уровне. Самые значимые научные исследования отечественных ученых направлены на изучение механизмов, которые способствуют формированию чувства патриотизма вместе с психологическими проявлениями. Такой интерес к изучению проблем человека в психологической науке вызван следующим: многие психологи ранее утверждали, что психология не может изучать и исследовать личные нравственные категории индивида, так как они являются социальными чувствами и это направление исследования относится, скорее, к этике и философии.

А.Н. Леонтьев отмечал, что психологическая наука не в состоянии изучать категорию совести, так как данную категорию можно изучать только с помощью этических и философских методов, используя лишь описательные методы и применяя при этом герменевтическое толкование. Тем не менее западные психологи при исследовании совести использовали психодиагностические методики, тем самым развивали и расширяли рамки исследований категории «совесть», изучая характеристики личности. Ученый психолог из США Л. Кольберг проводил исследования по изучению формирования у личности моральных и этических норм, для изучения он использовал психодиагностический тест («дилеммы Кольберга») [6].

Если рассматривать воспитательный процесс субъективности курсанта как будущего офицера, то симбиоз педагогических и психологических механизмов регуляции и саморегуляции может определить в перспективе эффективность профессиональной деятельности офицера, способного к осознанному и самостоятельному преображению своих качеств личности в направлении значимых и важных социальных и профессиональных качеств. В данном случае одним из механизмов саморегуляции будет выступать мотив, так как в перспективе будущий результат профессиональной деятельности не может возникнуть сам по себе, цель индивида становится смыслом жизни, когда есть мотивация. В результате исследований О.М. Бабич и Н.И. Вьюнов пришли к выводу, что на протяжении всего процесса обучения в высших военных заведениях курсанты выделяют социальные мотивы как значимые в офицерской профессии. Стремление многих будущих офицеров выражается в выполнении своего гражданского долга перед родителями, т.е. в продолжении военной семейной традиции, так как офицерская профессия стала семейной. Мотивом для таких молодых людей служит гражданский долг перед родителями.

Ученые советского периода Б.Ф. Шаталов, В.П. Вахтеров, Е.Н. Ильин, Ю.К. Бабанский и дру-° гие для изучения проблем нравственного и духов" ного воспитания использовали личностно - ори-

о „

^ ентированный подход, который помогал исследовать природные особенности личности, возмож-Ц ности раскрытия способностей и адаптации лич-

ности по отношению к будущей профессиональной деятельности, учитывая зоны ее ближайшего развития. Эффективность использования данного подхода к воспитанию находится в полной зависимости от восприятия личностью своего Я, от того, как человек понимает собственное Я и свою «я-концепцию». Важным для развития активной личности является реализация личностно - ориентированного подхода в период получения высшего профессионального образования. В.Н. Ни-китенко, А.В. Мудрик, Л.Н. Куликова, Т.И. Власова, В.Д. Шадриков и многие другие исследователи считают, что ориентиром для понимания цели образования личности служит обращение к личностным ресурсам и к духовному началу личности.

Подводя итог исследования, можно констатировать, что проблема воспитания будущих офицеров основана на государственном служении и имеет глубокие корни в разных сферах деятельности. Многие проблемы воспитания государственного служения исследовали философы, социологи, культурологи, педагоги и психологи и соотносили эти проблемы с разными научными направлениями. Так, в философском контексте проблема духовно-нравственного воспитания будущих офицерских кадров соотносима с принципами общественного блага, в то же время пересекается с властью, политикой и нравственностью. Важное место в воспитательном процессе занимает идея сознательной духовности - это соотнесения «правды» власти с «правдой жизни», являющейся центральной темой русской философии.

Сознательная идея духовности как категория способна определять для индивида ориентации служебной деятельности, одновременно является и фактором, регулирующим социальные отношения и поведение личности в обществе. Сознательная идея духовности также может определять в служебной деятельности военнослужащих их отношение к долгу, делу, совести, тем самым формируя облик военного человека. В русской философии понимание любви к Родине раскрывается в защите ее интересов и в осознании своего достоинства. Защита Родины в философском понимании - это осмысленная и целенаправленная деятельность по защите интересов родной страны, так как все достижения в политике страны зависят от патриотического служения офицеров российской армии, от ответственности перед обществом и народом. Россия всегда была патриотичной страной, имела гражданское достоинство и в трудные периоды истории не один раз доказывала единство народа, власти и военных сил.

Литература

1. Алехин, И.А. Консолидация общенациональной идеи в духовно-нравственном воспитании российских офицеров / И.А. Алехин, В.И. Мар-ченков // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 4 (48). - С. 29-36.

2. Архиепископ Курганский и Шадринский Константин. О духовном образовании и патриотическом воспитании студентов духовных школ // Вестн. Екатеринбург. духовной семинарии. -2011. - № 1. - С. 21.

3. Булгаков, С.Н. Церковь и культура / С.Н. Булгаков // Христианский социализм. - Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1991. - С. 68-79.

4. Гладилина, И.П. Проблемы воспитания патриотизма в педагогической науке и практике / И.П. Гладилина // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодёжи: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (2122 марта 2007 г.). - М., 2007. - С. 145-162.

5. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия,- 2000. -440 с.

6. История психологии в лицах. Персоналии // Психологический лексикон: энцикл. слов.: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред.

A.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 228229.

7. Пичко, М.С. Духовность русской культуры в контексте православного миросозерцания / М.С. Пичко // Контекст и рефлексия: Философия о мире и человеке. - М.: Аналитика Родис, 2019. - Т. 8, № 3А. - С. 162-172.

8. Рерих, К.К. Избранное / К.К. Рерих; сост.

B.М. Сидоров. - М.: Сов. Россия, 1979. - 382 с.

9. Саккулин, А.А. Василий Васильевич Розанов и фрейдизм / А.А. Саккулин, Ю.А. Макаров. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. - 27 с.

10. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Су-хомлинский; сост.: А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

11. Шумихина, Л.А. Генезис русской духовности: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук // Л.А. Шумихина. - Екатеринбург, 1999. - 42 с.

12. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 92-105.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS - FUTURE OFFICERS IN THE TRADITIONS OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL THOUGHT

Bayramukov Yu. B.

Siberian Federal University

The article deals with the formation and development issues of spiritual and moral education of personality in Russian state from the 14th century until the modern era. The views of scientific philosophers, teachers and psychologists on the problem of spiritual and moral education of students - future officers are revealed. It analyzes and summarizes the scientific research of the authors that allow us to assert that the idea of conscious spirituality determines the orientation of service for a person, at the same time it is also a factor that regulates social relations, personality behavior, both in society and in service, determines the attitude to business, duty, honor, forming the image of a military. The conclusion is made that the problem of spiritual and moral education of students in training at Military training center is based on public service and has deep roots in various fields of students activity. The materials of the article can be used as an axiological aspect of educational training of students.

Keywords: education, spirituality, morality, patriotism, officers, education of students.

References

1. Alekhin, I.A. Consolidation of the national idea in the spiritual and moral education of Russian officers / I.A. Alekhin, V.I. Marchen-kov // The education world - education in the world. - 2012. -No. 4 (48). - P. 29-36.

2. Archbishop Kurgansky and Shadrinsky Konstantin. About spiritual education and patriotic education of students of theological schools // Vestn. of the Ekaterinburg. theological seminary. - 2011. - No 1. - P. 21.

3. Bulgakov, S.N. Church and culture / S.N. Bulgakov // Christian socialism. -Novosibirsk: Science. Siberian Branch, 1991. -P. 68-79.

4. Gladilina, I.P. Problems of education of patriotism in pedagogical science and practice / I.P. Gladilina // Innovative projects in the education of children, adolescents and youth: materials of the International Scientific and Practical Conference (march 21-22, 2007). -M., 2007. - P. 145-162.

5. History of pedagogy in Russia: Reader / comp. S.F. Egorov. -M.: Academy,- 2000. - 440 p.

6. History of psychology in persons. Persons // Psychological lexicon: encycl. Dictionary: in 6 v. / red.-sost. L.A. Karpenko; under obs..red. A.V. Petrovsky. - M .: Per SE, 2005. - P. 228-229;

7. Pichko, M.S. Spirituality of Russian culture in the context of Orthodox worldview / M.S. Pechkoi // Context and reflection: Philosophy about the world and man. - M.: Analitika Rodis, 2019. -V. 8, No. 3A. - P. 162-172.

8. Roerich, K.K. Selected / K.K. Roerich; comp. V.M. Sidorov. -M.: Sov. Russia, 1979. - 382 p.

9. Sakkulin, A.A. Vasily Vasilyevich Rozanov and Freudianism. Penza / A.A. Sakkulin, Y.A. Makarov. Penza: PSPU them. V.G. Belinsky, 2004. - 27 p.

10. Suhomlinsky, V.A. Motherland in the heart / V.A. Suhomlin-sky; comp.: A.I. Sukhomlinskaya, L.V. Golovanov. - M.: Young Guard, 1978. - 175 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shumihina, L.A. The genesis of Russian spirituality: avtoref. dis. ... Dr. filos. Sciences // L.A. Shumihina. - Ekaterinburg, 1999. -42 p.

12. Yadov, V.A. On dispositional regulation of the social behavior of the individual / V.A. Yadov // Methodological problems of social psychology. - M.: Science, 1975. - P. 92-105.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.