19. Андреев А.Н. Переживание жизни с ВИЧ в ходе нарративно-биографического интервью. Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине. 2012. 192-203.
Пузырёва Лариса Владимировна - канд. мед. наук, ассистент кафедры инфекционных болезней; [email protected]; Осадчук Ольга Леонидовна -канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии ДПО; Мордык Анна Владимировна - д-р мед. наук, зав. кафедрой фтизиатрии и фтизиохирургии, Омский государственный медицинский университет.
19. Andreev A.N. Perezhivanie zhizni s VICh v hode narrativno-biograficheskogo interv'yu. Obsch-estvo remissii: na puti k narrativnoy meditsine. 2012. 192-203.
Puzyreva Larisa Vladimirovna - Cand. Sc. {Medicine}, Teaching Assist. at the Infectious Disease Department; [email protected]; Osadchuk Olga Le-onidovna - Cand. Sc. {Education}, Ass. Prof. of the Pedagogy and Psychology Department of FVE; Mordyk Anna Vladimirovna - Dr. habil. Degree in Medicine, Head of the Phthisiology and Phthisiosurgery Department, Omsk State Medical University.
Статья поступила в редакцию 06.06.2017 г.
УДК 371.2 ГРНТИ 02.61.45
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ
Н.А. Царёва
Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова
Министерства обороны Российской Федерации
Россия, 690062, Владивосток, Камский пер., 6; vunc-vmf- tovmi@ mail.ru
В XXI в. массовая культура трансформирует общественное сознание, девальвирует патриотические идеи. Художественная литература сохраняет и транслирует традиционные ценности. В центре внимания русской литературы лежат нравственные категории служения, совести, ответственности. Особые функции художественной литературы позволяют ей оказывать сильное влияние на формирование личности воина. Для воспитания у курсантов воинского долга важнейшее значение имеет выбор книг для чтения. Принципы, по которым живут герои книг, их убеждения, формируют систему ценностей читателя, его отношение к общественным процессам и межличностным взаимодействиям. Контроль над процессом и кругом чтения могут осуществлять все преподаватели и сотрудники вуза, но особенное значение имеет деятельность ротного командира. Тема войны и мира в русской литературе занимает ведущее место, поскольку в течение своего существования Россия защищала свои границы. В русском слове выражено отношение к войне как к величайшему злу. Произведения русской литературы содержат нравственный потенциал гражданского политического мышления. Тексты художественной литературы о войне способны помочь курсантам поставить моральные цели и реализовать смысл жизни воина.
Ключевые слова: патриотическое сознание, нравственное воспитание курсантов.
BELLES-LITERATURE AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE CADETS
N.A. Tsareva
Pacific Higher Naval School named after SO Makarova Russian Ministry of Defense
Russia, 690062, Vladivostok, Kamsky lane., 6; [email protected]
The article considers mass culture in the XXI century. It changes public consciousness, devalues patriotic ideas and has a strong influence on the formation of personality because of special features of literature. Mass culture preserves and conveys traditional values. Moral categories such as «service», «conscience», «responsibility» are in the © Царёва Н.А., 2017
limelight of Russian literature. Works of literature take part in the process of socialization, teach us to understand and appreciate the ideas of humanism, develops emotional sphere of the person and develops aesthetic sense. The author underlines the theme of war and peace in Russian literature. This theme occupies a key place, because during its existence, Russia defended its borders. The attitude to the war is expressed in the Russian word. Works of Russian literature contain moral capacity of civil political thinking. Texts of belles-literature about the war can help students to put ethos and realize a life purpose of a warrior.
Keywords: education, belles-literature, patriotic consciousness, moral education of cadets, personality formation.
Патриотическое сознание будущего военного отличается (в силу профессии) от сознания выпускника гражданского вуза. Обладание гражданским человеком качествами гражданина-патриота подразумевает его активное участие в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании нашего общества. У будущего военного качества гражданина-патриота России выражаются в его готовности успешно выполнять профессиональные обязанности, связанные с защитой общества, обеспечением безопасности всех его сфер: воинской, правоохранительной, экологической и др.
В военных вузах современной России ставится задача подготовить будущего воина, ответственного гражданина, способного адекватно оценивать происходящее и выполнять свой воинский долг, проявляя морально-боевые качества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности курсанта. Нравственная культура воина - это важнейшая составляющая общей культуры человека (его образованность, воспитанность, система ценностей, нравственные и физические качества, умения и навыки и т. д.) Но есть и особые критерии культуры личности воина - это мужество, стойкость, благородство, жертвенность, нравственность. Все эти качества В.И. Даль определяет понятием «воинская доблесть» -нравственная категория, означающая высший уровень нравственной культуры воина, способного самоотверженно и искусно выполнить воинский долг. Формирование у будущего воина воинской доблести происходит на основе его патриотического сознания. Как социальный, культурный, политический феномен патриотизм имеет много определений. В словаре С.И. Ожегова дается широкое, но сущностное понятие патриотизма: «преданность и любовь к своему отечеству, своему народу» [4, с. 479]. Патриотическое сознание - это ощущение человеком сопричастности к настоящему и прошлому Родины, чувство ответственности за её будущее. Факторы, связанные с воинской дея-
тельностью по защите Отечества, обусловливают особые качества личности воина-патриота.
В научной литературе наиболее важными характеристиками личности будущего воина, обладающего патриотическим сознанием считаются:
- наличие чувства любви к Родине, к родному краю, к родным и близким;
- знание и понимание истории и культуры своей страны;
- самостоятельность мышления, способность к усвоению важнейших ценностей;
- умение реализовать духовные, нравственные качества в важнейших видах деятельности;
- уважение к законности, к социально-экономическим и правовым основам общества;
- уважение личного достоинства и милосердие;
- готовность действовать на благо своей страны, выполняя основные обязанности гражданина России, в том числе и по защите Отечества [1; 5; 6].
В России феномен патриотизма имеет особое уникальное содержание. Патриотизм как чувство любви к Родине и преданности Отечеству граждан государства всегда был в центре внимания в истории русской литературы.
Согласно суждениям И. Ильина, искусство в России родилось как «акт духовный; творчество из главного; не забава, а ответственное деяние; мудрое пение или сама поющая мудрость». В центре внимания русской литературы оказываются нравственные категории «служения», «совести», «ответственности». Соборная, «всенародная» основа русской литературы делает её явлением не только эстетическим, но и духовно-педагогическим, способным в своих вершинных достижениях определить перспективные векторы развития национального сознания. Потому Ильин видел «в изящной словесности школу национального духа, школу художественного вкуса и, следовательно, путь к всенародному
духовному воспитанию» [2, с. 106]. Действительно, произведения русской художественной литературы открывают человеку факты, примеры, образцы проявления патриотизма.
В истории России становление личности русского человека определялось духовными факторами, такими как православие, идеология, философия. Художественная литература в этом ряду занимает особое место.
В истории русской армии всегда существовала тесная связь армии и художественной литературы. В плеяде русских писателей и поэтов XVIII - начале XX вв. примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской среды. Знание литературы определяло общий культурный уровень военного, его высокие нравственные идеалы, нравственную культуру. Литература позволяла выражать мировоззрение, отношение к событиям, народу, долгу и т. д. Художественная литература, бесспорно, имеет значение в формировании нравственной культуры воина и сегодня.
Не случайно проблему гуманитаризации (аксиологизация, культурологизация) образования называют одной из наиболее актуальных в контексте проводимой реформы образования. Воспитание курсантов в военно-учебных заведениях базируется на основе «многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма, уважительного отношения к народам Российского государства, общечеловеческих ценностей лучших образцов отечественной и мировой культуры» [3, с. 5].
Патриотическое сознание будущего воина может быть сформировано через приобщение к лучшим произведениям художественной литературы. Патриотическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием. Художественное слово соединяет в себе нравственный опыт человечества и потому является одним из важнейших ресурсов нравственно-патриотического воспитания личности. По определению В.Г. Белинского, литература является высшим родом искусства, потому что воплощает достоинства всех других видов искусства, изображая жизнь во всей полноте, во времени и пространстве. Но главным приоритетным отличием литературы является её способность проникать во внутренний мир человека (у живописи, театра, кино и других видов искусства недостаточно средств для раскрытия внутреннего состояния героя).
Литература, как всякое искусство, полифункциональна. Она имеет философское, чувственно-эстетическое, гедонистическое и другие значения. Многогранность литературы позволяет ей целостно воздействовать на интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический компоненты патриотизма. Выступая в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества, литература во все времена считается одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Русский философ И. Ильин писал о значении литературы в жизни человека: «По чтению можно узнать и определить человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого - как бы букетом, собранным нами в чтении цветов» [2, с. 72].
Особые функции художественной литературы позволяют ей оказывать сильное влияние на формирование личности воина.
1. Знакомство с художественной литературой открывает курсанту такие нравственные понятия, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. Произведение литературы активно участвует в процессе социализации, формируя глубокие и устойчивые чувства, учит понимать и ценить идеи гуманизма. Литература побуждает создавать свой взгляд на мир и поступать в соответствии с ним. Чтение последовательно воспитывает у будущих воинов активную жизненную позицию, «умение чувствовать и ценить нравственное и прекрасное».
2. Литература представляет особый способ освоения реальности - посредством образов. Специфика понимания литературы - это осознание не внешнего, а образного смысла художественного произведения. Художественный образ - «несуществующее, которое существует», в определении Гегеля, возникает в воображении. Образная форма развивает эмоциональную сферу личности (учит сопереживать, соучаствовать), активизирует образное мышление.
3. Художественная литература, выполняя функцию познания действительности, расширяет жизненный опыт, умственный кругозор. Литература как особый способ познания жизни, как художественная модель мира при-
общает курсанта к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа. Не случайно литературу сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
4. Способность переживания мира посредством художественных образов принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Образы-представления активизируют процесс мышления, способствуют сохранению информации. Художественный текст осмысливается не только на рациональном, но и на внерациональном уровне. Рациональное восприятие сюжета происходит параллельно с иррациональным пониманием текста. Метафоры, эпитеты и другие художественные тропы являются способами внерационального познания. Метафора в художественном мышлении активизирует воображение, создает способность представить то, что находится за гранью эмпирического. Так, героизм невозможно объяснить рациональными причинами, но художественный образ в произведении создаёт ясное представление о нём.
5. Произведение литературы даёт эмоциональный опыт. Человек, в отличие от других живых существ, чувственно переживает и выражает мир с помощью слов, звуков, красок, линий, объемов и т. д. Образное восприятие мира - это процесс чувственного восприятия действительности и непосредственно-эмоционального отношения к ней. Художественные образы создают духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность. Об особой роли эмоционально-чувственной сферы в воспитании личности писал К.Д. Ушинский. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши - не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [64, с. 91]. Произведение вызывает у читателя симпатию или антипатию к изображению действительности. Проживая альтернативную жизнь вместе с героями,
всматриваясь в события с другого ракурса, курсант обогащает свой чувственный опыт: он может ощутить себя в другом состоянии, эмоционально откликаясь на явления жизни, изображенные в произведениях. Об этой функции литературы писал Н. Чернышевский: «Хорошее художественное произведение пишется обязательно с тем намерением, чтобы действовать главным образом на воображение и сердце читателя, возбуждая в нём сочувствие к доброму и прекрасному». Так формируется в сознании личности нравственно-духовный общественный идеал.
6. Литература выражает духовную культуру народа. Основополагающим принципом литературы является историзм, поскольку любая литература отражает национально-историческое развитие. В художественном произведении рассматриваются в единстве и взаимосвязи три стороны человеческого бытия: социально-историческое, культурно-национальное и духовное. Единство этих аспектов бытия создаёт полноту восприятия и осознания истории. Кроме того, художественная литература соединяет историческую правду и художественный вымысел. Этот синтез усиливает отражение исторической правды, формирует образ подлинной истории. Чтобы любить Отечество, нужно знать его. Чтение произведений отечественной литературы даёт знание, формируя патриотические чувства личности будущего воина.
7. Художественное слово развивает эстетический вкус. Чувство прекрасного отличает человека, поскольку его родовой сущностью является потребность в красоте. Художественная литература, представляя действительность через призму прекрасного, доставляет эстетическое наслаждение.
Нравственное воспитание курсантов средствами художественной литературы выражается в переживании нравственных настроений, чувств и поступков изображаемых лиц. Самопознание происходит благодаря способности персонифицировать себя в образах и вступать в диалог с создателем образов. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении курсанта, то воспитательная цель достигнута.
К сожалению, на современном этапе аудиовизуальной культуры произведения литературы утрачивают своего читателя, загруженного другими информационными источниками.
Исследования социологов и психологов указывают на следующие негативные последствия этого процесса.
Во-первых, чтение художественного произведения выстраивает в мышлении человека определённый алгоритм времени, событийности. Обязательная фабула произведения, состоящая из завязки, кульминации и развязки, создаёт у читателя модель развертывания событий в действительности. Если такой алгоритм отсутствует у человека, ему сложно помыслить о перспективе событий, он живет настоящим и не выстраивает планы на будущее, не планирует свои действия.
Во-вторых, чтение только информационных блоков, состоящих из коротких предложений, также создаёт определённую модель мышления человека. Отсутствие длинных периодов, сложных предложений не развивает, а упрощает мышление. Не связанная между собой информация о мире способствует формированию фрагментарного «клипового» сознания, разрушающего единую картину мира. Утрата цельного образа мира, ведет к потере ценностных ориентиров, что вызывает комплекс проблем как социокультурных, так и личностных.
Целостность личности зависит от существования в её культурном поле общечеловеческих идеалов, принципов. Поэтому так важны феномены культуры, которые хранят и транслируют эти идеалы. Таким феноменом является художественная литература, сохраняющая такие базовые ценности традиционной культуры, как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность».
В современной школе принципы составления литературной программы крайне формальны, и поэтому за её пределами остаются произведения, знакомство с которыми имеет значение для формирования цельной личности. В системе военного образования необходимо этот пробел восполнить. Курсант должен продолжить свои познания художественной литературы. Он должен самостоятельно развивать и совершенствовать свою эстетическую культуру. И в этой ситуации важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями художественной литературы, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспи-
тать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям.
К сожалению, в настоящее время и в военном вузе недостаточно широки возможности приобщения курсантов к художественной литературе. Дисциплина «Культурология» в объеме 108 часов, дисциплина «Русский язык и культура речи» в объеме 48 часов преподаются на первом курсе и лишь отчасти раскрывают богатство художественного слова. Специальное же изучение русской литературы программой военного вуза не предусмотрено.
Тем не менее существуют пути сохранения будущими воинами современной России преемственности нравственных убеждений, системы ценностей, славных боевых традиций российского офицерского корпуса. Поэтому знакомство с художественными произведениями возможно на мероприятиях, организованных и проводимых работниками библиотеки или преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин. Приобщение курсанта к чтению возможно на факультативах по истории отечественной литературы. Для ведения факультатива можно привлекать как преподавателя-филолога, так и сотрудников библиотеки.
Для защиты психики курсанта от информационного давления следует создать в системе вуза особое позитивное отношение к отечественной литературе. Традиционные идеи, ценности предыдущих поколений русского народа, даже в те периоды, когда в силу политических причин они утрачивали актуальность, сохранялись и накапливались в ядре художественной литературы. В ситуации информационного общества, когда прежнее общественное сознание трансформируется и навязываются ценности массовой культуры, господствовавшие десятилетиями идеи, аккумулированные в художественной культуре, сохраняют своё влияние. Художественная литература продолжает оставаться своеобразным «хранилищем» ценностей, идей и традиций. И лучшие произведения художественной литературы продолжают оставаться средством воспитания личности. В настоящей период очевидно, что массовая культура преимущественно оказывает негативное влияние на сохранение отечественных культурных традиций, на формирование сознания личности военнослужащих. Знание высокохудожественных произведений отечественной культуры
является основой противодействия попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации. Следует убеждать курсанта в том, что чтение художественных произведений позволит ему сохранить свободу мысли и не оказаться жертвой информационного насилия.
Для воспитания у курсантов воинского долга важнейшее значение имеет выбор книг для чтения, поскольку нравственные идеалы формируются во многом через отношение к героям этих книг. Принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, формируют систему ценностей читателя, его отношение к общественным процессам и межличностным взаимодействиям. Контроль над процессом и кругом чтения могут осуществлять все преподаватели и сотрудники вуза, но особенное значение имеет деятельность ротного командира в рамках его должностных обязанностей.
Стимулирует интерес курсантов к художественным произведениям обращение внимания на изучение биографий писателей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков. В первую очередь, это биографии писателей и поэтов, профессионально принадлежавших к военной среде: Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.И. Одоевского, А.А. Бестужева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, М.М. Зощенко, Н.С. Гумилева, В.С. Пикуля и других представителей русской словесности, посвятившие часть своей жизни службе Отечеству.
Для формирования у курсантов нравственной культуры воина им необходимо знание текстов патриотической направленности. Идея патриотизма занимает особое место в контексте отечественной литературы, и ярче всего она выражается в произведениях о войне. Тема войны и мира в русской литературе занимает ведущее место. Она является актуальной и в настоящее время. Во многом это было обусловлено исторически, не было столетия в существовании России, когда бы она не оборонялась, защищая свои рубежи. В лучших произведениях лежат истоки, национальные корни великой традиции относиться к войне как к величайшему злу. Автор «Повести временных лет» XII века Нестор патриотизм объединяет с нравственными понятиями «добро» (всё, что способствует благополучию родной земли) и «зло» (всё, что
разоряет). Так, в русской литературе складывалась оценка войны как «моровой язвы». Антивоенная направленность творчества характерна для всех поколений русских писателей.
Специфика русской литературы заключается в её гуманистической природе: она всегда оценивает историю не с позиций силы, а с позиции совести. Художественные произведения о войне раскрывают моральную правоту, сознание справедливости ратного дела. Русской словесности органически чужда агрессия, слава победоносных завоеваний. Этические представления о войне отрицают захват чужих территорий. Моральный кодекс гласит: «не посягай на чужое». В традиции русской литературы русский воин - защитник Отечества, а не искатель приключений. Создаваемые в произведениях образы русских витязей трагичны: они обречены на гибель во имя правого дела спасения отчизны.
Всю русскую литературу отличает пафос самосознания и высокой культуры народа. Произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. создавались в тяжелое для русского народа время. В состоянии надвигающейся катастрофы - нападения врагов на отечество, русские воины возвысились над разногласиями и амбициями и сохранили себя как этнос. Произведения древнерусской литературы содержат нравственный потенциал гражданского политического мышления, которое и сегодня является единственным средством выживания. Тексты художественной литературы о войне способны помочь курсантам поставить моральные цели и реализовать смысл жизни воина. Поэтому знакомство с произведениями «военной прозы» является важнейшим средством нравственно-патриотического воспитания.
Нарастание глобальных противоречий обусловливает усложнение международной военно-политической обстановки в мире. Отсюда необходимость усиленного внимания к проблемам защищённости и безопасности российского общества. Тенденции развития экономической, духовной, социально-политической сфер жизни напрямую связаны с задачами воспитания молодого поколения. Не случайно одним из основных направлений воспитания курсантов военного вуза является формирование у них патриотического сознания:
«формирование патриотизма, активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аббасов А.М. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учеб.-метод. пособ. Воронеж: ВАИУ, 2009. 215 с.
2. Ильин И.А. Одинокий художник / сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. М.: Художественная литература, 1993. 272 с.
3. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ : руководство от 22.09.2008. № 172/1/6423. М. : МОРФ, 2008. 118 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1991. С. 680.
5. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии : дис. ... д-ра филос. наук. М. : ВУ, 2002. 530 с.
6. Прилепский В.Ю. Информация как фактор формирования политического сознания военнослужащих Вооруженных Сил РФ : дис. ... канд. полит, наук. М. : ВУ, 2001. 202 с.
7. Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1988, 1990. С. 87-103.
Царёва Надежда Александровна - д-р фи-
лос. наук, доц. кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОВВМУ им. С.О. Макарова.
морального духа на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; интернационализма в духе дружбы народов Российской Федерации» [3].
REFERENCES
1. Abbasov A.M. Gosudarstvenno-patriotiches-koe vospitanie voennosluzhaschikh v voennom vuze: ucheb.-metod. posob. Voronezh: VAIU, 2009. 215 s.
2. Il'in I.A. Odinokiy khudozhnik / Sost., pre-disl. i primech. V.I. Belov. M. : Khudozhestvennaya literatura, 1993. 272 s.
3. Osnovy organizatsii vospitatelnoy raboty v voenno-uchebnykh zavedeniyakh ministerstva oborony RF : rukovodstvo ot 22.09.2008. № 172/1/6423. M. : MORF, 2008. 118 s.
4. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. M. : Az, 1991. S. 680.
5. Petriy P.V. Dukhovnye tsennosti rossiyskogo obschestva i armii : dis. . d-ra filos. nauk. M.: VU, 2002. 530 s.
6. Prilepskiy V.Yu. Informatsiya kak faktor formirovaniya politicheskogo soznaniya voennoslu-zhaschikh Vooruzhennykh Sil RF : dis. kand. polit, nauk. M. : VU, 2001. 202 s.
7. Ushinskiy K.D. Rodnoe slovo // Pedago-gicheskie sochineniya. V 6-ti t., t. 2. M. : Pedagogika, 1988. 1990. S. 87-103.
Tsareva Nadezhda Aleksandrovna - Dr. {Philosophy}, Ass. Prof. at the Departments of humanitarian and social and economic disciplines of TOVVMU of S.O. Makarova.
Статья поступила в редакцию 26.08.2017 г.
Информационная поддержка научных журналов
ВЕСТНИК МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА
Торкунов А.В. ИЗУЧАЯ ВЕЛИКУЮ РУССКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. 2017. № 3 (54).
Автор анализирует понятие «Великая русская революция», опираясь на историко-культурный стандарт, разработанный для применения в образовательном процессе. Предложены следующие аспекты рассматриваемого понятия. 1. Любая концептуализация и операционализация должна опираться на исторический контекст, в том числе на исторический опыт революций в других странах. В этом смысле Великую русскую революцию можно представить как переход общества к современному этапу развития (обществу Модерна). 2. Революционные события необходимо рассматривать с точки зрения эволюции основных социальных страт, пространственных и социально-экономических факторов распределения и перегруппировки ключевых социальных групп (крестьянство, элита, национальные и этнические общности). 3. Важно не забывать о личностном факторе, влиянии отдельных персоналий на эскалацию или, наоборот, снижение социально-политической напряжённости. 4. Революция подразумевает использование различных форм политического насилия, соответственно, каждая революция характеризуется уникальным соотношением форм и интенсивности политического насилия. 5. Любое историческое событие необходимо оценивать с нормативной точки зрения. Это подразумевает дискуссию о результатах и последствиях революции. Выработанная аналитическая рамка позволяет объективно характеризовать события революционной эпохи в России и развеять ряд существующих мифов. Это принесёт несомненную пользу общественной дискуссии о прошлом нашей страны.