Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ЗАДАТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентноспособность государств обостряют потребность в личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но и способной отвечать на вызовы нового времени, решать жизненные задачи на оптимальном уровне. В настоящее время необходимы активные, творческие люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Система образования в силу своего универсального и всеобщего характера первой реагирует на изменения, происходящие в обществе. Стратегия современного образования выстраивается в соответствии с запросом современного общества, которое нуждается в образованных, креативных людях. В новом тысячелетии особо ярко проявился научный интерес к проблеме исследования причин и факторов появления детской одаренности, к ее генезису и значению педагогических аспектов к развитию одаренных, в разных областях, детей в условиях образовательных организаций. Анализ точек зрения как зарубежных, так и отечественных ученых на проблему одаренности позволяет заключить, что одаренность является не столько «природным даром», сколько планомерным и целенаправленным процессом развития творческих задатков и способностей личности, которые могут быть скрыты у отдельных детей, и которые необходимо выявить и развить через включенность их в определенные виды деятельности. В статье предпринята попытка анализа сущностной характеристики проблемы детской одаренности и ее феноменологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHILDRENS TALENTEDNESS: PHENOMENOLOGICAL AND DEFINITIONAL CHARACTERISTICS

Creating conditions that ensure the identification and development of gifted children, the realization of their potential, is one of the priority tasks of modern society. Global changes in the social, economic and industrial spheres of society, the intensification of the struggle for the competitiveness of states exacerbate the needfor a person who not only has deep and solid knowledge, but is also able to respond to the challenges of the new time, solve life tasks at the optimal level. Currently, active, creative people are needed who think outside the box, who are able to look for new ways to solve the proposed problems, to find a way out of a problem situation. The education system, by virtue of its universal and universal nature, is the first to respond to changes taking place in society. The strategy of modern education is built in accordance with the demand of modern society, which needs educated, creative people. In the new millennium, scientific interest in the problem of studying the causes and factors of the emergence of children's giftedness, in its genesis and the importance of pedagogical aspects for the development of gifted children in various fields in the conditions of educational organizations has been especially clearly manifested.An analysis of the points of view of both foreign and domestic scientists on the problem of giftedness allows us to conclude that giftedness is not so much a "natural gift” as a systematic and purposeful process of developing the creative inclinations and abilities of the individual, which can be hidden in individual children, and which need to be identified. and develop through their involvement in certain activities.The article attempts to analyze the essential characteristics of the problem of children's giftedness and its phenomenological features.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

о

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

"S % ^^^Я^Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Ponomareva L.I., Gan N.Yu., 2022

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-10-29-37

t&y \t__-. Ч Принята 15.10.2022 | ***

1 УДК 1 37.013.76

THE PROBLEM OF CHILDREN'S TALENTEDNESS: PHENOMENOLOGICAL AND DEFINITIONAL CHARACTERISTICS

Ponomareva L.I., Gan N.Yu.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. Creating conditions that ensure the identification and development of gifted children, the realization of their potential, is one of the priority tasks of modern society. Global changes in the social, economic and industrial spheres of society, the intensification of the struggle for the competitiveness of states exacerbate the needfor a person who not only has deep and solid knowledge, but is also able to respond to the challenges of the new time, solve life tasks at the optimal level. Currently, active, creative people are needed who think outside the box, who are able to look for new ways to solve the proposed problems, to find a way out of a problem situation.

Аннотация. Создание условий,

обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентноспособность государств

обостряют потребность в личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но и способной отвечать на вызовы нового времени, решать жизненные задачи на оптимальном уровне. В настоящее время необходимы активные, творческие люди, мыслящие

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

The education system, by virtue of its universal and universal nature, is the first to respond to changes taking place in society. The strategy of modern education is built in accordance with the demand of modern society, which needs educated, creative people.

In the new millennium, scientific interest in the problem of studying the causes and factors of the emergence of children's giftedness, in its genesis and the importance of pedagogical aspects for the development of gifted children in various fields in the conditions of educational organizations has been especially clearly manifested.An analysis of the points of view of both foreign and domestic scientists on the problem of giftedness allows us to conclude that giftedness is not so much a "natural gift" as a systematic and purposeful process of developing the creative inclinations and abilities of the individual, which can be hidden in individual children, and which need to be identified. and develop through their involvement in certain activities.The article attempts to analyze the essential characteristics of the problem of children's giftedness and its phenomenological features.

Keywords: giftedness, talented children, genius, abilities, inclinations.

REFERENCES

[1] Lopatin, V.V. Russian explanatory dictionary / V.V. Lopatin. - M. Russian language, 1998. - 832 p.

[2] Bezrukikh, M.M. Pedagogical encyclopedic dictionary / M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov. - M. Great Russian Encyclopedia, 2002. - 528 p.

[3] German, Sh.M. Conversations about aesthetics / Sh.M. German, V.K. Skaters. - M. Knowledge, 1982. - 224 p.

нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Система образования в силу своего универсального и всеобщего характера первой реагирует на изменения, происходящие в обществе. Стратегия современного образования выстраивается в соответствии с запросом современного общества, которое нуждается в образованных, креативных людях. В новом тысячелетии особо ярко проявился научный интерес к проблеме исследования причин и факторов появления детской одаренности, к ее генезису и значению педагогических аспектов к развитию одаренных, в разных областях, детей в условиях образовательных организаций. Анализ точек зрения как зарубежных, так и отечественных ученых на проблему одаренности позволяет заключить, что одаренность является не столько «природным даром», сколько планомерным и целенаправленным процессом развития творческих задатков и способностей личности, которые могут быть скрыты у отдельных детей, и которые необходимо выявить и развить через включенность их в определенные виды деятельности. В статье предпринята попытка анализа сущностной характеристики проблемы детской одаренности и ее феноменологических особенностей.

Ключевые слова: одаренность, талантливые дети, гениальность, способности, задатки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Лопатин, В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин. - М. Русский язык, 1998. - 832 с.

[2] Безруких, М.М. Педагогический энциклопедический словарь / М.М. Безруких, В.А. Болотов. - М. Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

[3] Герман, Ш. М. Беседы об эстетике / Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков. - М. Знание, 1982. - 224 с.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

Ovsyannikov, M.F. History of aesthetic thought: textbook. allowance / M.F. Ovsyannikov. - 2nd edition.

- M.: Higher school, 1984. - 336 p. Galushchinskaya, Yu.O. Pedagogical support of student project activities for the development of creative giftedness of children of senior preschool age: monograph / Yu. O. Galushchinskaya; Shadr. stateped. un-t. -Shadrinsk: ShSPU, 2020. - 196 p.

Kant, I. Collected works: in 8 volumes. T. 5. Criticism of the ability of judgment / I. Kant. - M.: CHORO, 1994. - 414 p.

Stern, V. Differential psychology and its methodological foundations / V. Stern. - M.: Nauka 1998. - 336 p.

Lazursky, A.F. Selected works on general psychology. Psychology general and experimental / A.F. Lazursky ..- St. Petersburg: Aleteyya, 2001. - 288 p. Teplov, B.M. Psychology of musical abilities / BM Teplov // Russian Academy of Sciences Institute of Psychology. - M.: Nauka, 2003. - 377 p. Leontiev, D.A. Ways of development of creativity: personality as a determining factor / D.A. Leontiev // Imagination and creativity in educational and professional activities. Materials of readings in memory of L.S. Vygotsky. - 4th International Conference. - M.: RGGU, 2004. - Рр. 214-223.

Vygotsky, L.S. Imagination and creativity in childhood / L.S. Vygotsky. - St. Petersburg: SOYUZ, 1997. - 96 p.

Leites, N.S. Age giftedness of preschoolers / N.S. Leites. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 320 p.

Petrovsky, V.A. Seven spaces of personality existence: formal models of consistency / V.A. Petrovsky // World of Psychology. - 2009. - No. 1 - P. 41. Grabovsky, A.I. To the question of the classification of children's giftedness / A.I. Grabovsky // Pedagogy. -2003. - No. 8. - S. 13-18.

Matyushkin, A.M. The concept of creative talent / A.M. Matyushkin // Questions of psychology. - 1989. - No. 6.

- S. 29-33.

Trubaichuk, L.V. Phenomenology of the development of giftedness in preschool children: monograph. - M.: Balass, 2010. - 182 p.BbiroTc™, Л.С. Воображениеитворчествовдетскомвозрасте / Л.С. Выготский. - СПб.:СОЮЗ, 1997. - 96 с.

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли: учеб. пособие / М.Ф. Овсянников. - 2-е издание. - М.: Высшая школа, 1984. - 336 с. Галущинская, Ю.О. Педагогическое сопровождение студенческой проектной деятельности по развитию творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста: монография / Ю. О. Галущинская ;Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2020. - 196 с.

Кант, И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: ЧОРО, 1994. - 414 с.

Штерн, В. Дифференциальная психология и её методические основы [Текст] / В. Штерн. - М.: Наука 1998. - 336 с.

Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский.. - СПб.: Алетейя, 2001. - 288 с.

Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Российская академия наук ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377 с.

Леонтьев, Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовательной и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского. - 4-я Международная конференция. - М.: РГГУ, 2004. - С. 214-223. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность дошкольников / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с. Петровский, В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности / В.А. Петровский // Мир психологии. - 2009. - № 1 - С. 41. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 13-18. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33. [16]. Трубайчук, Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография. - М.: Баласс, 2010. - 182 с._

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

Author Contributions. Ponomareva L.I. - the concept and design of the study, writing the text; Gan N.Yu. collection of literature, processing of materials, writing the text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Ponomareva L.I. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВаАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Gan N.Yu. -SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

Вклад авторов: Пономарёва Л.И. - концепция и дизайн исследования, написание текста; Ган Н.Ю. -сбор литературы, обработка материалов, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Ган Н.Ю. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

For citation: Ponomareva L.I., Gan N.Yu. THE PROBLEM OF CHILDREN'S TALENTEDNESS: PHENOMENOLOGICAL AND DEFINITIONAL CHARACTERISTICS // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №10. P. 29-37. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-10- 29-37.

Для цитирования: Пономарева ЛИ., Ган Н.Ю. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕФИНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №10. С. 29-37. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-10- 29-37.

Введение. Интенсивные исследования проблемы одаренности детей стали проводится в сороковых годах прошлого века, хотя интерес к рассматриваемой проблеме имеет глубокие исторические корни. В 1975 году был сформирован Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, это дает «второе дыхание» развитию исследований разных аспектов проблемы одаренности. В России в последние десятилетия феномен детской одаренности активно исследовался такими учеными, как: Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадриковым, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и др.

Цель исследования: настоящим исследованием предпринята попытка анализа сущностной характеристики проблемы детской одаренности и ее феноменологических особенностей.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ существующих позиций ученых по проблеме одаренности детей. Изучена сущностная характеристика основной категории «одаренность», и смежной с ней понятий «талант», «гениальность», «способность».

Результаты и обсуждение. Категория «одаренность» обязана появлению в психолого-педагогических науках, Г. Уипплу, который, в начале XX века обозначил данным термином детей, имеющих «сверхнормальные» способности. До этого общеупотребимым было понятие «талант».В толковом словаре В.В. Лопатина термин «одаренный» определяется через понятие обладания природной способностью или склонностью к чему-либо; «талант» рассматривается в качестве врожденного выдающегося качества (или качеств); «гениальность» характеризуется в качестве проявлений высшей степени врожденных творческих способностей личности [1].

В педагогическом энциклопедическом словаре М.М. Безруких «одаренные дети - дети, значительно опережающие сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающие специальные способности»; «талантливые дети» также характеризуются как «одаренные дети» [2].

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 32 ~

На специфику дефинитивного анализа термина «одаренность» накладывал отпечаток и тот факт, что данное понятие, так же как «способности», «задатки», «талант» и «гениальность» широко употребляется в обыденной жизни, и зачастую имеет субъективную окрашенность. Различия в позициях исследователей, принадлежащих к отдельным историческим эпохам, демонстрируют всю сложность проблемы изучения феномена одаренности и ее природы, с одной стороны; содержат в себе определенные пути ее изучения и имеют особую историческую ценность, с другой стороны. Они также являются свидетельством изменения представления об одаренности и ее практической значимости для личности и общества на протяжении истории человеческого развития. Так, анализ теорий Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и пр. позволяют судить о том, что уже в «античной эстетике» зародились два основных подхода в концепции одаренности. Первый подход основан на приоритете, врожденных способностей, второй - определяет значимость социальной среды и воспитания в развитии талантов и одаренности личности. При этом в античной философии сформировались главные проблемы одаренности - выявление природы творчества как процесса, характеристика искусства и его воспитательной роли, определение значения практической деятельности в творчестве [4].

В средневековых трактатах Фомы Аквинского, Августина, Феодора и др. мы находим иное, схоластическое, теологическое отношение к пониманию проявления способностей как выражения божественной сути в гармонии, совершенстве и отсутствии каких-либо недостатков. Способности, талант, являются продуктом высшего разума, божественного проявления, предопределяющего предназначение человека [4].

В эпоху возрождения и просвещения, начиная с Великой дидактики Я.А. Коменского вновь возникает вопрос о решающей роли воспитания и образования в развитии творческих способностей и талантов у ребенка.

Э. Берк, Дж. Локк, Т. Рид, А. Смит, Д. Юм и другие английские просветители высказывали мнение о значении воспитания и условий окружающей среды в формировании человека. В частности, Д. Локк отрицая в принципе существование врожденных способностей и придавая огромное значение практическому, чувственному опыту в процессе обучения ребенка, в качестве главного условия успешности образования ребенка, называл наличие положительных эмоций обучающегося и возникающие у него чувство удовлетворения от процесса получения знаний [5].

Несколько по-иному рассматривают роль способностей и одаренностей человека в его образовании немецкие философы Г. Гегель, И. Гете, И. Кант, И. Фихте, И. Шиллер и др. Так И. Кант определяет понятие «гения» через «природный дар» [6]. Он рассматривает гениальность в качестве врожденной душевной способности, как прирожденной продуктивной способности [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиально новый этап в изучении природы одаренности датируется серединой XIX века, когда эксперимент утвердился в качестве базисного метода исследования человеческой психики, и способствовал превращению психологии в самостоятельную науку. Вопросами наследственности, в целом, и наследуемостью таланта, в частности, занимался Ф. Гальтон в целях улучшения человеческой «породы». Критически подошел к пониманию

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 33 ~

проблемы наследственности и развития способностей А. Бине. По его мнению, в обучении и воспитании должны учитываться два условия: человек, с его способностями, и среда, с ее требованиями. В качестве универсальной характеристики умственного развития А. Бине выделял «коэффициент интеллекта» В работах В. Штерна и его последователей, понятие одаренности, напротив, не ограничивается только интеллектом. Он полагал, что интеллектуальную одаренность можно рассматривать как уровень и тип реагирования на изменение жизненных требований, что привело к абсолютизации им этого понятия в качестве основного эквивалента общей одаренности личности. Он четко очертил место умственной одаренности среди интеллектуальных функций, отделяя ее от эмоциональных и волевых свойств индивида. Учение З. Фрейда о психодинамике (не столь распространенное как теория психоанализа) рассматривает организм человека как энергетическую систему, и «психическую энергию» в качестве механизма ее обеспечения [5].

Наиболее видным последователем теории «энергетизма» был российский психолог А.Ф. Лазурский. Основная его идея состоит в том, что высшее предназначение одаренности и таланта состоит не в приспособлении к окружающему миру, а в продуцировании новых идей, что безусловно, значимо для нашего исследования [8].

В начале XX века В.М. Экземплярский разрабатывает концепцию школы для одаренных детей: теорию психологии одаренности, проблематику ее диагностики, принципы и методику обучения и развития талантливых и умственно одаренных детей.

В советской психолого-педагогической науке четко определилась позиция обучения и воспитания одаренных детей через развитие их способностей посредством включения в разнообразные виды деятельности и создания благоприятной окружающей среды для раскрытия потенциальных возможностей ребенка (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).Так, в трудах Б.М. Теплова был поставлен вопрос о роли врожденных и приобретенных задатков и способностей в развитии общей одаренности и ее типов [9]. С.Л. Рубинштейн классифицирует категории «способности», «одаренность», «талант» на основании «успешности в деятельности». Исходя из этого, общую одаренность определяют как качественное своеобразное сочетание способностей, необходимых для достижения успеха в широком спектре видов деятельности, а специальную одаренность как способность (или способности), создающую (создающие) возможность для достижения успеха в каком-либо конкретном виде деятельности. По мнению А.П. Леонтьева, одаренностью обладают все индивидуумы, проблема заключается только в той или иной ее степени выраженности, при этом одаренность выступает только в качестве предпосылок таланта; сама же одаренность есть совокупность врожденных задатков. Он рассматривал одаренность в качестве безличностного компонента индивидуальности; талант, по его мнению, является личностным компонентом индивидуальности и напрямую связан с уровнем реализации специальных способностей [10].

Л.С. Выготский занимал несколько иную позицию по данному вопросу. Он полагал, что понятие «одаренности вообще» несостоятельно и речь может идти только о специальных предрасположенностях к тому или иному виду деятельности. Его теория «зоны ближайшего развития» и «опережающего обучения» обосновывает необходимость развития

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 34 ~

«наследственных предпосылок» в деятельности, направленной на опережение [11]. Эта идея получила продолжение в работах Н.С. Лейтеса, отмечавшего тесную связь развития тех или иных сторон умственных способностей с обучением и практическим применением полученных знаний. Исследуя проблему соотношения способностей и склонностей, автор выделил у одаренных детей такие склонности как: постоянную готовность к умственным нагрузкам, сосредоточенность внимания, повышенную восприимчивость, эмоциональную увлеченность познавательным процессом и пр. [12].

В дальнейшем, влияние на отечественную концепцию одаренности оказало создание в 1975 г. Всемирного совета по одаренным и талантливым детям. Оно послужило пусковым механизмом для появления новых, современных теорий одаренности, рассматривающих вопросы ее природы, факторы ее формирования, проблемы диагностирования и стратегии ее последующего развития (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Воронин, И.П. Ищенко, А.М. Матюшкин, А.И. Савенкова, Л.В. Трубайчук, А.В. Хуторской, В.В. Юрчук и пр.).

По определению А.В. Либина, в труде «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», все «уровни триады -одаренность - талант - гениальность» напрямую относятся как к индивидуальности личности, в целом, так и к ее конкретным способностям [5].

А.В. Петровский под одаренностью понимал совокупность природных человеческих задатков, а также существенно важных способностей в разной степени выраженности. Ученым впервые определена «возрастная одаренность». Ее сущностная характеристика подразумевает индивидуальный темп развития личности, а также учёт своеобразия конкретного возрастного периода и выявления преимущества развития отдельного вида одаренности. По мнению А.В. Петровского, структура одаренности личности ребенка состоит из трех «существенно важных особенностей». К первой группе таких особенностей ученый относит внимательность и собранность, а также постоянную готовность к напряженной работе. Вторая группа тесно связана с первой и проявляется в том, что готовность к труду перерастает в трудолюбие (как потребность трудиться). Третья группа особенностей связана с умственной деятельностью и проявляется в особенностях мышления и быстроте мыслительных процессов, повышенных возможностях к анализу, синтезу, обобщению, в продуктивности умственной деятельности

[13].

Своеобразным и уникальным сочетанием разных способностей, которые обеспечивают достижение успеха в конкретной деятельности, А.В. Хуторской определял одаренность. Значимым для настоящего исследования является точка зрения В .В. Юрчука. Он рассматривал одаренность через призму корреляции способностей, благодаря которым достигается эффект в выполнении различных заданий. Саму совокупность способностей ученый представил в виде модели, которая в свою очередь обладает компенсаторным механизмом для нивелирования отрицательных качеств путём замены их другими более продуктивными. В работах А.И. Грабовского выделяется виды одаренности, охватывающих, в той или иной степени, пять видов деятельности (практическая - спортивная и организационная одаренность; интеллектуальная - в различных видах познавательной деятельности; литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная хореографическая, сценическая - в

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 35 ~

художественно-эстетической; аттрактивная и лидерская - в коммуникативной; в духовно-ценностной деятельности - выработка новых ценностей и духовных ориентиров) [14].

Отечественными исследователями, (Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадриковым) была разработана классификация видов детской одаренности, в основе которой заложена структура одаренности Л.С. Выготского. Так, учёными выделяются разные типы деятельности, обеспечивающие развитие психических сфер: теоретическая, духовно-ценностная, практическая, художественно-эстетическая и коммуникативная одаренности. В зависимости от уровня сформированности были выделены потенциальная и актуальная одаренность. По широте проявлений авторы выделяют специальную и общую одаренность. В зависимости от формы проявления - явная и скрытая одаренность. В зависимости от особенностей возрастного развития - ранняя и поздняя виды одаренности. Ядро любого из вышеназванных видов одаренности авторы представили в виде двух основных компонентов: инструментального и мотивационного. Учеными поднимается один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы исключительности детской одаренности. Потенциальные предпосылки для достижения успеха в различных видах деятельности свойственны многим детям, однако, неординарные результаты и незаурядные способности проявляет значительно меньшая часть детей. Авторы считают неприемлемой использование термина «одаренный» применительно к констатации статуса ребенка, в связи с тем, что оценка конкретной личности как одаренной в значительной мере условна.

В исследованиях А.И. Савенковой выделены следующие категории одаренных детей: к первой относятся те, кто демонстрирует высокие показатели уровня общей одаренности; ко второй, отнесены дети, показывающие высокие результаты в отдельно взятом виде деятельности; к третьей категории, отнесены обучающиеся успешно осваивающие школьную программу.

А.М. Холодная выделила следующие категории одаренных детей: блестящие обучающиеся дети, креативные, сообразительные, мудрые, талантливые, компетентные. В понятие и структуру одаренность Л.И. Ларионова включает три основные компонента: интеллект, креативность и духовность (как способность к общественному служению через сотворение доброты, красоты, счастья и пр.).

Критериями, необходимыми для выделения видов одаренности, по мнению А.М. Матюшкина, могут служить: степень сформированности деятельности, широта и форма проявлений, особенности возрастного развития [15]. В исследованиях А.А. Матюшкина одаренность ребенка характеризуется как фундаментальное свойство его психики, структурными компонентами которой являются: познавательная направленность (она играет доминирующую роль), творческая и исследовательская активность (выражается в выявлении неизведанного). При этом автор отмечает, что в основе одаренности лежит творческий потенциал; умственное развитие - только надстройка над творчеством [15].

С данной точкой зрения согласна Л.В. Трубайчук, по мнению которой такие личностные характеристики как способности, одаренность, талант объединяет то, что все они проявляются в деятельности и обуславливают ее успешность. В связи с чем, одаренность не может быть отделима от процесса преобразования окружающей действительности. Как

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 36 ~

отмечает автор, личность ребенка дошкольного возраста претерпела значительные трансформации в сравнении с предыдущими историческими периодами. Современный ребенок растет и развивается в совершенно иной субкультуре детства, испытывающей мощнейшее влияние информационного и технического прогресса. В возрасте 5-7 лет личность коммуникативна, проявляет достаточную самостоятельность и активность в процессе познания окружающей действительности, в различных видах продуктивной и творческой деятельности [16].

В период старшего дошкольного детства происходит формирование новых системных личностных качеств ребенка, необходимых ему для самопознания, осмысления разнообразных социальных связей, правил и норм поведения и деятельности. Поэтому на данном возрастном этапе необходимо развитие таких личностных структур, которые способствовали бы становлению его самостоятельности, активности и самореализации.

Заключение. Как показал анализ исследований по проблеме одаренности, все авторы сходятся во мнении, что как психолого-педагогическое явление, феноменология детской одаренности обусловлена тем, что на настоящем этапе общественного развития требуется ее понимание, разработка и учет особенностей детей, обладающих признаками одаренности, при их воспитании.

При этом, возможность достижения ребенком более высоких результатов, по сравнению с другими детьми, в том или ином виде деятельности или в нескольких из них, определяется одаренностью, как динамической, личностной характеристикой, наиболее интенсивно начинающей проявляться именно в дошкольный период.

Corresponding Author: Natalia Gan - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University,

Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: gannu69@mail.ru

Ответственный за переписку: Ган Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

Российская Федерация

E-mail: gannu69@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.