Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

Современная ситуация, которая сложилась в системе образования характеризуется большим вниманием к проблемам гражданственности и патриотизма молодёжи. Кроме того, активно ведётся работа по разработке системы гражданско патриотического воспитания в педагогических вузах страны. На социально-педагогическом уровне данная проблема выходит на первый план по нескольким основаниям: процесс демократизации способствует становлению многопартийной системы, в которой должно ориентироваться подрастающее поколение; колоссальный объем информации требует избирательного к ней отношения и понимания коньюктуры; политическая ситуация в стране и мире предъявляет к молодёжи высокие требования знания своей истории, уважение традиций и сформированной гражданской позиции. Именно поэтому реформирование современного образования требует создания отлаженной системы формирования гражданско патриотических качеств личности с учётом принципов гуманистического характера. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены принципы «гуманистического характера образования, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]. В период подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо уделять внимание развитию у них личностных качеств: трудолюбия, смелости, креативности в принятии решения, уважительного отношения к истории страны и людям, оставившим след в истории. Обобщающий анализ психолого-педагогических исследований проблемы показывает, что начиная с первого уровня образования - дошкольного детства, оканчивая высшим звеном - подготовкой кадров, требуется решать задачи по выработке гражданско-патриотической позиции. В настоящей статье представлено исследование раскрывающее потенциал созданной системы гражданско-патриотического воспитания студентов на примере конкретного вуза, Шадринского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

The current situation that has developed in the education system is characterized by great attention to the problems of citizenship and patriotism of young people. In addition, work is actively underway to develop a system of civil and patriotic education in pedagogical universities of the country. At the socio-pedagogical level, this problem comes to the fore for several reasons: the process of democratization contributes to the formation of a multiparty system in which the younger generation should be guided; a huge amount of information requires a selective attitude and understanding of the conjuncture; the political situation in the country and the world places high demands on young people for knowledge of their history, respect for traditions and civil position. That is why the reform of modern education requires the creation of a well-functioning system for the formation of civil-patriotic qualities of the individual, taking into account the principles of a humanistic nature. The Federal Law “On Education in the Russian Federation " establishes the principles of "the humanistic nature of education, the upbringing of mutual respect, diligence, citizenship, patriotism, responsibility, legal culture, respect for nature and the environment, protection and development of ethno-cultural characteristics and traditions of the peoples of the Russian Federation in the conditions of multinational state ” [1]. During the preparation of students for professional activities, it is necessary to pay attention to the development of their personal qualities: diligence, courage, creativity in decisionmaking, respect for the history of the country and people who left their mark on history. A generalizing analysis of psychological and pedagogical studies of the problem shows that starting from the first level of education - preschool childhood, ending with the highest level - training of personnel, it is required to solve the tasks of developing a civic-patriotic position. This article presents a study that reveals the potential of the created system of civil and patriotic education of students on the example of a particular university, Shadrinsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

о

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Ponomareva L.I., Gan N.Yu., 2022

1 1 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-12-19

Ч Принята 20.11.2022 | ***

1 УДК 1 37.013

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Ponomareva L.I., Gan N.Yu.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Пономарева Л.И., Ган Н.Ю.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. The current situation that has developed in the education system is characterized by great attention to the problems of citizenship and patriotism of young people. In addition, work is actively underway to develop a system of civil and patriotic education in pedagogical universities of the country.

At the socio-pedagogical level, this problem comes to the fore for several reasons: the process of democratization contributes to the formation of a multiparty system in which the younger generation should be guided; a huge amount of information requires a selective attitude and understanding of the conjuncture; the political situation in the country and the world places high demands on young people for knowledge of their history, respect for traditions and civil position. That is why the reform of modern education requires the creation of a well-functioning system for the formation of civil-patriotic qualities of the individual, taking into account the principles of a humanistic nature.

The Federal Law "On Education in the Russian Federation " establishes the principles of "the humanistic nature of

Аннотация. Современная ситуация, которая сложилась в системе образования характеризуется большим вниманием к проблемам

гражданственности и патриотизма молодёжи. Кроме того, активно ведётся работа по разработке системы гражданско-

патриотического воспитания в педагогических вузах страны.

На социально-педагогическом уровне данная проблема выходит на первый план по нескольким основаниям: процесс демократизации

способствует становлению многопартийной системы, в которой должно ориентироваться подрастающее поколение; колоссальный объем информации требует избирательного к ней отношения и понимания коньюктуры; политическая ситуация в стране и мире предъявляет к молодёжи высокие требования знания своей истории, уважение традиций и сформированной гражданской позиции. Именно

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

education, the upbringing of mutual respect, diligence, citizenship, patriotism, responsibility, legal culture, respect for nature and the environment, protection and development of ethno-cultural characteristics and traditions of the peoples of the Russian Federation in the conditions of multinational state " [1].

During the preparation of students for professional activities, it is necessary to pay attention to the development of their personal qualities: diligence, courage, creativity in decisionmaking, respect for the history of the country and people who left their mark on history.

A generalizing analysis of psychological and pedagogical studies of the problem shows that starting from the first level of education - preschool childhood, ending with the highest level - training of personnel, it is required to solve the tasks of developing a civic-patriotic position. This article presents a study that reveals the potential of the created system of civil and patriotic education of students on the example of a particular university, Shadrinsk State Pedagogical University.

Keywords: student training, civic-patriotic education, higher pedagogical education, system of civic-patriotic education.

REFERENCES

[1] Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource] / Information system "Garant" - Access mode: http://base . garant. ru/70291362/#ixzz4Rwu2EqEQ

[2] Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 N 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". [electronic resource]. https://fzakon.ru/ukazy-prezidenta/ukaz-prezidenta-rf-ot-07.05.2018-n-204/

[3] Kasatkina N. S., Nemudraya E. Yu., Tsiulina M. V., Shkitina N. S. Preparation of students of pedagogical universities for civil and patriotic education of

поэтому реформирование современного образования требует создания отлаженной системы формирования гражданско-

патриотических качеств личности с учётом принципов гуманистического характера. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены принципы «гуманистического характера образования, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,

ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]. В период подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо уделять внимание развитию у них личностных качеств: трудолюбия, смелости, креативности в принятии решения, уважительного отношения к истории страны и людям, оставившим след в истории.

Обобщающий анализ психолого-педагогических исследований проблемы показывает, что начиная с первого уровня образования - дошкольного детства, оканчивая высшим звеном - подготовкой кадров, требуется решать задачи по выработке гражданско-патриотической позиции. В настоящей статье представлено исследование раскрывающее потенциал созданной системы гражданско-патриотического воспитания

студентов на примере конкретного вуза, Шадринского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: подготовка студентов, гражданско-патриотическое воспитание, высшее педагогическое образование, система гражданско-патриотического воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №2 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационная система «Гарант» - Режим доступа : http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4Rwu2EqE

Q

[2]. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. https ://fzakon. ru/ukazy-prezidenta/ukaz-prezidenta-rf-ot-07.05.2018-n-204/

[3]. Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В., Шкитина Н. С. Подготовка студентов

_педагогических вузов к гражданско-

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[4]

[5]

[6]

schoolchildren // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2019. No. 6 (172). pp. 117-121. Yakovleva S.S., Kornilova E.N. Patriotic education of modern youth (on the example of the Pedagogical Institute of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov) // Modern Problems of Science and Education. - 2019. - № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=28610 Practice-oriented mechanisms of training future teachers for professional activity / Ponomareva L.I., Gan N.Yu. // Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology. - Scientific journal : - Yalta : RIO GPA, 2021. - Issue 72. - Part 4. - pp. 218-221. https ://elibrary. ru/item. asp?id=47793974 Preparation of future teachers in the conditions of integration of systems of higher pedagogical, general and additional education / Gan N.Yu., Ponomareva L.I. // Educational Bulletin "Consciousness". - 2021. -Tom. 23. - №9 / 2021. - Volume. 23. - No. 9. - pp. 1319. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-19

патриотическому воспитанию школьников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 117-121.

[4]. Яковлева С.С., Корнилова Е.Н. Патриотическое

воспитание современной молодежи (на примере педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова») // Современные проблемы науки и образования.

- 2019. - № 2. https://science-education. ru/ru/article/view?id=28610

[5]. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. - Научный журнал :

- Ялта : РИО ГПА, 2021. - Вып.72. - Ч. 4.- С. 218-221.

https ://elibrary. ru/item. asp?id=47793974

[6]. Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Ган Н.Ю., Пономарёва Л.И. // Образовательный Вестник «Сознание». - 2021. - Том. 23. - №9 / 2021. - Volume. 23. - №9. - С. 13-19. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-19

Author Contributions. Ponomareva L.I. - the concept and design of the study, writing the text; Gan N. Yu. - collection of literature, processing of materials, writing the text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Ponomareva L.I. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115

Gan N.Yu. -SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

Вклад авторов: Пономарёва Л.И. - концепция и дизайн исследования, написание текста; Ган Н.Ю. - сбор литературы, обработка материалов, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Пономарева Л.И. - SPIN ID: 8305-9748; ORCID ID: 0000-0002-1502-5115 Ган Н.Ю. - SPIN ID: 5958-3334; ORCID ID: 0000-0003-1537-1341

For citation: Ponomareva L.I., Gan N.Yu. PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №11. P. 12-19. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19.

Для цитирования: Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 12-19. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19.

Введение. В современных условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

В соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», приоритетным направлением государственной политики является образование. Необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации [2]. Приоритетной задачей высшего педагогического образования становится подготовка будущего педагога в системе гражданско-патриотического воспитания. Сама система предполагает работу со студентами в нескольких направлениях: осознание себя активным участником гражданско-патриотической деятельности; понимание ценности гражданственности, демократии и патриотизма; создание условий для возможности проявления гражданской позиции и патриотизма.

Таким образом, рассматриваемая в статье проблема актуализирует создание системы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель исследования: разработка и реализация системы гражданско-патриотического воспитания в условиях высшего педагогического образования.

Материалы и методы. Выработка гражданско-патриотической позиции у молодежи на современном этапе требует соблюдения норм, заложенных в нормативно-правовых документах: Закон «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Среди данных норм выделяются знание истории родной страны, уважение к её традициям и культуре, готовность приносить пользу людям, по мере возможности и сил защищать свою Родину.

Применимо к предмету нашего исследования обозначим, что представляет собой гражданско-патриотическое воспитание студентов - это процесс становления личности на основе соблюдения существующих норм и правил, следования нравственным канонам общества, участие в демократических процессах, в основе которых лежат гражданско-патриотические ценности.

Педагогическая составляющая данного процесса включает: образовательную среду, в которой студент познает и живет согласно демократическим законам. При этом задача вуза оказать помощь каждому будущему педагогу в приобретение личного опыта в гражданско-правовых нормах.

Социальная составная часть заключается в практической апробации полученных представлений о нормах морали, ценностях, в проводимых в вузе мероприятий патриотической направленности.

Известный психолог Б.Г. Ананьев, определяет студенческий возраст как сензитивный период «социогенных возможностей человека». При этом в данном возрастном периоде происходит активное развитие эстетических представлений, нравственных качеств, навыка анализа собственного поведения. Студенты педагогических вузов осваивают суть разных социальных ролей, особое внимание обращая на трудовые, профессиональные и гражданские позиции [3].

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Логический анализ диссертационных исследований и педагогической литературы современных исследователей: А.С. Гаязова, Н.В. Ипполитовой, М.В. Циулиной, К.С. Гаджиева, Ф.Б. Горелика, И.А. Ильина, K.M. Никонова и др., показал, что вопросы патриотизма и гражданственности рассматриваются как интегративные качества. Эти новообразования заключаются в уважении к государственной власти, стремлении к свободе, выражению чувства собственного достоинства, толерантности и культуре межнационального взаимодействия, а также любви к Родине.

Развитие гражданских качеств и патриотических чувств зависит от цивилизационного уровня общественного строя, от законодательной базы и закономерностей существования конкретного государства. Немаловажную роль в этом играет уровень культуры общества (правовая, политическая, нравственная и др.). В свою очередь на их развитие оказывают влияния субъективные обстоятельства (влияние семьи, усилия педагогов, деятельность образовательных и общественных организаций, государственная поддержка молодёжной инициативы).

В.Т. Лисовский в своем исследовании выделяет базисные качества студентов, на которые опирается воспитательная деятельность педагогического вуза: любознательность, отзывчивость, активная жизненная позиция, требовательность к окружающим и к себе, стремление к переосмыслению событий. Именно они лежат в основе всей работы по гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи.

Характерным для студенческого возраста является активное участие молодёжи в общественной жизни страны.

Важным замечанием является позиция P.C. Хмелюк, согласно которой гражданская зрелость не является возрастной категорией, она соответствует нравственной категории, которая связана только с поступками человека.

Успех гражданско-патриотического воспитания каждого студента в отдельности зависит от социальной активности, личного восприятия воздействующей на него ситуации и желания совершенствоваться в профессиональном, гражданском, патриотическом становлении.

Патриотическая ориентированность и гражданская культура, которые формируются на этапе профессионального становления в вузе могут быть рассмотрены в виде специфического процесса, результатом которого являются развитые духовно-смысловые ориентиры социальных ценностей гражданского и демократического общества.

Гражданско-патриотическая направленность учебно-воспитательного процесса педагогического вуза способствует повышению ориентации в политических процессах, умению противостоять негативным проявлениям в обществе, вносить посильный вклад в развитие общества и организации толерантной среды [4].

Каждый педагогический вуз, ориентируясь на нормативно-правовые документы, в которых раскрываются различные аспекты гражданско-патриотического воспитания, должен разработать свою систему, образовательную среду и условия, способствующие формированию когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов структуры становления будущего педагога [5].

В Шадринском государственном педагогическом университете проректор по воспитательной работе и начальник управления по воспитательной работе и проектной деятельности курируют всю деятельность студентов, направленную на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление личности.

В вузе создана система гражданско-патриотического воспитания, которая предполагает: • - воспитание в человеке нравственных идеалов общества;

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 16 ~

• - чувство любви к Родине, миру;

• - чувство гордости за свое Отечество, малую родину;

• - активную гражданскую позицию;

• - готовность к служению Отечеству;

• - солидарность к народам страны.

Вся учебно-воспитательная работа в вузе включает в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• - развитие правовой и гражданской культуры студентов.

• - участие студентов в многоуровневой структуре организации воспитательной работы: вуз - факультеты/институты - кураторы академических групп - органы студенческого самоуправления.

• - мероприятия по адаптации первокурсников (Пешая экскурсия «Архитектурные памятники г. Шадринска», Краеведческая экскурсия «Достопримечательности г. Шадринска», семинары, тренинги, конференции и др.), культурно-творческие мероприятия (конкурсы, смотры художественной самодеятельности, выставки и т.д.);

• - студенты в течение учебного года организуют благотворительные акции (оказывают помощь многодетным, неполным семьям, ветеранам, детям с ограниченными возможностями здоровья) в дошкольных, школьных образовательных организациях и центру социальной защиты населения в г. Шадринск «Эстафета добра» (Акция «Помощь пожилым людям и малообеспеченным пенсионерам, семьям», акция «Подарим детям Новый год», Марафон «Подари праздник детям», Акция милосердия «Мы рядом» по оказанию помощи пожилым людям, ветеранам войны и педагогического труда). Участие студентов в различных акциях способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, формирует самосознание и ответственность перед другими (Международная акция «Мы за мир во всем мире»;

• - деятельность поискового отряда «Знамя Победы», главной целью которого является установление имен и судеб без вести пропавших бойцов, а также торжественное перезахоронение солдат и офицеров РККА;

• - создание студенческих клубов (спортивный клуб является членом АССК России; патриотический клуб «Я горжусь» (Круглый стол «Россия - территория поддержки и развития молодежи»);

• - организация и проведение «Уроков мужества» для школьников и студентов первого курса.

• - деятельность музея, который на базе университета создал Поисковый отряд и ежегодно пополняет его экспонатами.

• - активное участие студентов в межвузовских и всероссийских научно-методических семинарах, конференциях по проблемам гражданско-патриотического воспитания молодежи (на темы: «Ради жизни на земле», «Личность и общество в российской истории» к 350-летию со дня рождения Петра I, «Патриотизм без экстремизма»);

• - организация движения «Волонтеры Победы», в рамках которого проводятся мероприятия для детей дошкольного и школьного возраста. В 2022г., студентка ШГПУ Диана Дабрундашвили приняла активное участие и победила на всероссийском конкурсе «Послы Победы»;

• - студенты совместно с кураторами академических групп проводят встречи и торжественные мероприятия с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, приуроченные к знаменательным датам (Круглый стол «Противодействие фальсификация истории Великой Отечественной и второй мировой войны»,

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 17 ~

Патриотическая игра «По дорогам славы боевой...»; Круглый стол «Патриотизм и образование», Викторина по Великой Отечественной войне, Музыкальный фестиваль «Угадай мелодию времен ВОВ»);

• - проведение исторических квестов, уроков мужества для школьников и студентов;

• - участие в проектной деятельности: всероссийский проект, направленный на изучение и популяризацию Нюрнбергского процесса «Без срока давности»;

• - социальное проектирование, ориентировано на способность личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе (Дискуссионная площадка «Круг читательских интересов современной молодежи и их использование в практике педагога», Региональный конкурс социальных проектов «Моя управленческая инициатива»);

• - организация и проведение цикла образовательных мероприятий по духовно-нравственному воспитания, с целью формирования в студенческой среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания; заботы о людях в вузе;

• - деятельность Волонтерского центра - подготовка и обучение волонтеров по следующим направлениям: патриотическое, социальное, спортивное, цифровое, музейное; в 2021 году проект «Доброшкола» стал победителем конкурса на выполнение гранта Росмолодёжи по студенческому добровольчеству.

• - создание клуба межнациональной дружбы (КМД), направленного на организацию и координацию международного студенческого сотрудничества университета. В вузе обучается 218 иностранных студентов из Туркменистана, Казахстана, Кыргыстана, Азербайджана и других стран (Праздничный концерт, посвященный Дню Туркмениста, Заседание КМД «Свадебные традиции России и Туркменистана», «Тренинг по командообразованию», Игра «Поход и квест на сплочение», Мастер-класс по теме «Правовые проблемы иностранных студентов в России», Беседа «Твой голос важен», Классный час «Жить в мире с собой и другими» и др.);

• - деятельность юридической клиники, которая оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь (Игра по теме «Правовые казусы по уголовному праву», Правовая игра «Что подскажет Ваш разум?!», Правовая игра «Турнир знатоков Конституции РФ»)

[5].

Активное участие студентов в вышеперечисленных направлениях воспитательной деятельности вуза, способствует в выборе интересного дела и определения своего места с целью принесения пользы обществу.

Результаты и обсуждение. Таким образом, представленная система гражданско-патриотического воспитания в ШГПУ охватывает все сферы жизни и деятельности студентов в вузе. Активность студентов свидетельствует о проявленном интересе и возросшем уровне гражданско-патриотического воспитания в молодежной среде.

Количество молодых людей, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности по сравнению с 2021 годом, возросло на 27%. Кроме того, от года к году увеличивается количество мероприятий, которые проводятся по инициативе студентов.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что процесс формирования гражданско-патриотических убеждений, мировоззрения у студентов педвуза в ходе воспитательной работы, эффективно осуществляется в процессе решения следующих задач: осознать себя участником гражданско-патриотического воспитания, определиться

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 18 ~

относительно демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданско-патриотического воспитания, выработать адекватную программу своих действий.

Заключение. В нашем исследовании раскрыта проблема становления личности в аспекте гражданско-патриотического воспитания, как приоритетного направления в деятельности высшей школы.

Знание традиций, культуры и истории народа способствуют содержательному наполнению традиционных форм работы со студенческой молодежью. Инициатива студентов, творческий подход и креативный взгляд способствуют возникновению инновационным форм воспитательной работы. Наполняемость каждого мероприятия проблемами гражданско-патриотического воспитания способствует выработке жизненной позиции и ответственности за возложенные на себя обязательства [6].

Вместе с тем, использование предложенной системы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в педагогическом вузе способна активизировать творческий процесс и сделать его интересным и занимательным.

Естественно, чем больше активность студентов, тем более значимыми для них становятся события, в подготовке и проведении которых они непосредственно принимали участие.

Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить гражданско-патриотическое воспитание личности, которой предстоит реализоваться профессионально в будущем и увлечь за собой новое подрастающее поколение.

Corresponding Author: Natalia Gan - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University,

Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: gannu69@mail.ru

Ответственный за переписку: Ган Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

Российская Федерация

E-mail: gannu69@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.