сельский райком партии в 1943 году организовал большую политическую работу вокруг движения по народным взносам на вооружение. В результате за 2-3 дня район собрал 2,5 миллиона рублей и приобрел эскадрилью боевых I машин, назвав ее «За Родину». На передаче самолетов участвовало 150 колхозников и рабочих совхозов района. Партийные организации района воспользовались этим и привлекли делегацию в качестве агитаторов. Результатом стало то, что в короткое время в районе было собрано еще 17 миллионов 220 тысяч рублей на постройку вооружения [8, с. 53].
Пионеры и школьники Новосибирской области послали воинам Советской Армии 11.398 посылок. На строительство авиаэскадрильи, в состав которой вошли самолеты «Новосибирский пионер» и «Новосибирский школьник», они собрали 1.974.820 рублей и на танки 87,240 рублей [8]. Жители области, испытывая большие трудности, собирали все, что только было можно, и отсылали на фронт, чтобы еще больше укрепить моральный дух защитников Родины. В Сталинград, Ленинград, на все фронты Отечественной войны в подшефные подразделения шли эшелоны с грузами - с вооружением и техникой, с продуктами, собранными тружениками тыла [9]. В обращении комсомольской организации завода им. В.П. Чкалова к комсомольцам и молодежи Новосибирской области: « <...> Давайте построим на наши средства вторую эскадрилью. Пусть каждый комсомолец, патриот социалистической Родины внесет свою долю на строительство этой эскадрильи» [10]. Из письма И.В. Сталина секретарю Новосибирского обкома ВкП(б) товарищу Кулагину: «Передайте трудящимся Новосибирской области, собравшим» кроме первых 223 млн. 653 тыс. 800 рублей, дополнительно 41 млн. 750 тыс. рублей на строительство боевых сибирских эскадрилий «За Родину» и бронепоездов «Советская Беларусь», подарки добровольце-сибиряков и моряков Северного флота, а так же коллективам заводов и предприятий области, выпустившим сверх плана продукции на сумму 11 млн. 604 тыс. 826 рублей - мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин» [11].
Библиографический список
Исследование данной проблемы дает возможность сформировать в сознании современного общества представление о значительном влиянии приобретенного молодежью социального и духовного опыта на экономическое и социокультурное развитие Сибирского региона в самые суровые годы страны.
Великая Отечественная война, определившая на несколько десятилетий одно из ведущих направлений социально-экономического развития Сибири, связанное с возникновением и функционированием военно-промышленного комплекса, существенным образом изменила роль рабочей молодежи в процессе индустриального освоения Сибири. В это время его характерной особенностью являлось создание оборонного производства на базе предприятий, эвакуированных из европейской части страны. Возникновение данной отрасли, ставшей становым хребтом народного хозяйства региона, способствовало образованию нового отряда рабочего класса, формировавшегося в основном за счет юношей и девушек в возрасте до 25 лет. В связи с этим возрастает интерес к исследованию проблемы использования труда подростков и молодых людей в военной экономике тыловых районов СССР.
Война в значительной мере повлияла на жизненный путь молодых людей. Для многих из них поступление на оборонные предприятия совпало с началом трудовой биографии, связанным с усвоением и совершенствованием первоначальных технических знаний и навыков. Включение юношей и девушек в военно-промышленное производство сопровождалось их адаптацией к материально-бытовым лишениям, новым формам досуга, возникшим в условиях нехватки свободного времени. В этом социокультурном контексте происходило формирование профессионального и морального облика нового поколения промышленных рабочих, производственная деятельность которого являлась важным условием динамичного роста экономики Сибири в военный и послевоенный период.
Для изучения проблемы потребуется проведение многоаспектного изучения литературы вопроса, архивных документов и материалов.
1. Шефство - форма общественной деятельности, систематическая помощь, оказываемая, одной организацией, учреждением (шефом) другому (подшефному) коллективу // Советский энциклопедический словарь. - М., 1982. -С. 1507.
2. Из протокола № 331 заседания бюро Новосибирского областного комитета ВКП(б) от 5 июня 1941 г.
3. Из протокола № 282 заседания бюро Новосибирского областного комитета ВКП(б) от 16 февраля 1942 г. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 556. Л. 13.
4. Ф. П-53. Оп. 1. Д. 486. ЛЛ. 11,12,13.
5. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 614. ЛЛ. 52-53.
6. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 270. Л. 4.
7. Ф. П-4. Оп. 7. Д. 208. Л. 144.
8. Васильев, Ю.А. Коммунистическая партия — организатор патриотического движения трудящихся Сибири по оказанию материальной помощи фронту 1941-1945. Тюмень, 1963.
9. Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу 1941-1945 гг. Л.: Изд. ЛГУ, 1980.
10. Ф. П-190. Оп. 1. Д. 89. Л. 155.
11. Советская Сибирь. - 1943. - № 48. - от 27 февраля. ф. Р-2190.) - 10330. Bibliography
1. Shefstvo - forma obthestvennoyj deyateljnosti, sistematicheskaya pomothj, okazihvaemaya, odnoyj organizacieyj, uchrezhdeniem (shefom) drugomu (podshefnomu) kollektivu // Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1982. -S. 1507.
2. Iz protokola № 331 zasedaniya byuro Novosibirskogo oblastnogo komiteta VKP(b) ot 5 iyunya 1941 g.
3. Iz protokola № 282 zasedaniya byuro Novosibirskogo oblastnogo komiteta VKP(b) ot 16 fevralya 1942 g. F. P-4. Op. 33. D. 556. L. 13.
4. F. P-53. Op. 1. D. 486. LL. 11,12,13.
5. F. P-4. Op. 33. D. 614. LL. 52-53.
6. F. P-47. Op. 1. D. 270. L. 4.
7. F. P-4. Op. 7. D. 208. L. 144.
8. Vasiljev, Yu.A. Kommunisticheskaya partiya — organizator patrioticheskogo dvizheniya trudyathikhsya Sibiri po okazaniyu materialjnoyj pomothi frontu 1941-1945. Tyumenj, 1963.
9. Organizatorskaya i massovo-politicheskaya rabota partiyjnihkh organizaciyj RSFSR v tihlu 1941-1945 gg. L.: Izd. LGU, 1980.
10. F. P-190. Op. 1. D. 89. L. 155.
11. Sovetskaya Sibirj. - 1943. - № 48. - ot 27 fevralya. f. R-2190.) - 10330.
Статья поступила в редакцию 28.07.14
УДК 02(574)(=161.1)
IsmailovA.M. RECOGNITION OF THE RIGHT TO ETHNIC IDENTITY IN MODRN PERIOD (LEGAL AND SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS). The paper is dedicated to urgency of studying of problems of a person's identity and national identification and their significance for the historical science and history of Russian culture. The article describes the legal and socio-philosophical aspects of this problem for Russian-language book publishing in interethnic interaction of the countries of Central Asia.
Key words: recognition of rights, identity, national identity, historical and literary science, Russian book publishing, interethnic interaction, book cultures, Central Asia.
Исмаилов Агамехти Мамед-оглы, канд. ист. наук, доц., проф. каф. Государства и права ВИ ВВ МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ЭТНИЧЕСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОВСКИЕ АСПЕКТЫ)
Статья посвящена актуальности изучения проблем идентичности и национальной самобытности и ее значимости для историко-книжной науки, истории отечественной культуры. В статье изложены правовые и социально-философские аспекты проблемы для русскоязычного книгоиздания в межэтническом взаимодействии стран Центральной Азии.
Ключевые слова: признание права, идентичность, национальная самобытность, историко-книжная наука, русскоязычное книгоиздание, межэтническое взаимодействие, книжные культуры, Центральная Азия.
Русскоязычное книгоиздание в условиях коренных социальных перемен характеризуется сложностью его организации и неоднозначностью восприятия, понимания обществами его необходимости, а также оценки его результатов. При рассмотрении русскоязычного книгоиздания в межэтническом взаимодействии значительное место отводится изучению проблем идентичности и национальной самобытности.
Глобальные трансформации коренным образом преобразуют сложившийся миропорядок, что особо актуально для современного этнонационального развития. И самый сложный вопрос - его адаптации к новым реалиям без значительного ущерба для собственной идентичности и национальной самобытности. Стандартизация витальных и социальных потребностей людей, усиливающееся сходство образа жизни, унификация культурного пространства теснят национальные культуры. Их существование и развитие всецело зависят от сохранения этнической идентичности, а её защита - от наличия эффективных правовых механизмов.
Этническая идентичность включает в себя «историческую легитимность занимаемой территории; совокупность легенд и традиций в качестве опоры коллективной идентичности; опыт общественной жизни и правовой культуры, придающий каждому сообществу его институциональную конфигурацию; и наконец, развитие экономической системы, позволяющей опознать сообщество и его членов в их отношениях с внешним миром» [1, с. 100]. Как видим, речь идет о совокупности этнонациональ-ных интересов, направленных на реализацию территориальных, культурных, социально-экономических потребностей этнической общности. Поэтому содержание права на этническую идентичность не следует сужать до весьма популярной в наши дни формулировки «уважение к культурному и языковому своеобразию народов». Скорее его следует рассматривать как правовой механизм по защите этнонациональных интересов.
Чтобы понять главное содержание этнонациональных интересов и определить условия для их реализации в русскоязычном книгоиздании, прибегнем к аналогии и воспользуемся воззрениями на сущность общественных интересов А.Г. Маслоу. Эти интересы, обладая наибольшей степенью общности, «отражают базовые нужды людей, к которым относятся физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности, признании и самоактуализации. В качестве социальных условий, необходимых для их удовлетворения, выступают права человека: свобода слова, свобода выбора деятельности, свобода самовыражения, свобода творчества, право на получение информации, право на самозащиту» [2, с. 22] (эти права гарантируются конституцией). Этнонациональные же интересы в русскоязычном книгоиздании «направлены на сохранение... этнического своеобразия, особенностей жизненного уклада, характера и видов деятельности» [3, с. 68] и выражают стремление к самоутверждению, к признанию своей субъектности в политической, экономической жизни, к развитию культуры, сохранению исторической памяти и обретению перспектив в будущем. А социальными условиями, реально обеспечивающими реализацию этнонациональных интересов, следует считать как соответствующее право человека (право на этническую идентификацию), так и право народа на этническую идентичность и иные права народов.
Таким образом, основу этнонациональных интересов составляет стремление сохранить себя как этническую группу, обладающую специфической культурой, и воспроизводить себя
как отдельную социальную общность. И оно может быть реализовано через совокупность коллективных и индивидуальных этнических прав: существовать в качестве самобытной единицы имеет право не только этническая общность в целом, но и отдельно взятый индивид. Однако возможности индивида в осуществлении этого права во многом зависят от объема и реальности прав этнической общности, и в первую очередь от самого факта ее существования в качестве таковой. Поэтому защитить этноиндивидуальность человека, его право быть национально выраженным и разделять исконные ценности посредством только института прав человека, тем более в современных условиях, крайне сложно. Главная причина заключается в том, что реализация индивидуальных культурных прав не позволяет сохранить уникальность самой культуры. Для этого необходима защита самих этнических групп как носителей самобытных культур, что требует установления соответствующих прав народов. Только это обеспечит реальное многообразие стилей жизни и придаст истинный смысл свободе выбора индивида в вопросах самоидентификации.
В вопросе о праве на этническую идентичность самой сложной проблемой является определение этнической идентичности с помощью языка права. Существующие юридические определения в концентрированном виде сводятся к пониманию этнической идентичности как самобытности, особенности, уникальности (религиозной, культурной, социальной). «Многие исследователи видят в национальной идентичности национальный консерватизм и даже национальный эгоизм, стремление сохранить любой ценой культуру и традиции предков и, конечно, сохранить государственный суверенитет» [4, с. 4], - считает К.Н. Пономарев. Если последнее: сохранение государственного суверенитета, суверенных функций государства, - конкретно и четко, то первое (самобытность, особенности, уникальность, культура, традиции) - многопланово, огромно. По словам К.Н. Пономарева, такой подход не дает четкого понимания «зерна» национальной идентичности [4, с. 5]. Определить же «зерно» национальной идентичности помогают философские воззрения на ее сущность.
Наиболее распространенным является (и об этом свидетельствуют новейшие исследования в этой области [5]) взгляд на этническую идентичность как на совокупность объективных этнодифференцирующих признаков. К ним относятся общность языка, общие черты материальной и духовной культуры, а также субъективные характеристики (особенности национального характера, или поведенческие и мыслительные стереотипы, наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, религия...) [6].
Такой взгляд на этническую идентичность в обобщенном виде сформулировал А.С. Панарин, утверждая, что основанием национальной идентичности служит: «единство территории (место развития), истории, образующей источник коллективной культурной памяти, и ценностной нормативной системы, служащей ориентиром группового и индивидуального поведения... иначе говоря, закон трех единств, образующих коллективную идентичность народа» [7, с. 136, 137.].
Таким образом, правовые и социально-философские аспекты признания права народов на этническую идентичность в современных условиях являются фактором межэтнического взаимодействия. Данный вывод имеет теоретическое и практическое значение для междисциплинарных историко-книжных исследований. Русскоязычное книгоиздание, формируя национальную идентичность, способствует межэтническому взаимодействию.
Библиографический список
1. Росалес, Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // Политические исследования. - 1999. - № 6.
2. Тотъев, К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Гос. и право. - 2002. - № 9.
3. Росенко, М.Н. Нации в современном обществе: теоретико-методологический анализ // Социология и социальная антропология. -1999. - Вып. 4. - Т. 2.
4. Пономарев, К.Н. О понятии принципа национальной идентичности Европейского союза // Закон и право. - 2006. - № 6.
5. Хилханов, Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2007 [Э/р]. - Р/д: http: // уак^. доу.ги; Жаде, З.А. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации: автореф. дис. ... д-ра полит, наук. - Краснодар, 2007 [Э/р]. - Р/д: http: // уак^. доу.ги
6. Хилханов, Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2007 [Э/р]. - Р/д: http: // уак^. доу.ги
7. Панарин, А. Искушение глобализмом. - М., 2003.
Bibliography
1. Rosales, Kh.M. Vospitanie grazhdanskoyj identichnosti: ob otnosheniyakh mezhdu nacionalizmom i patriotizmom // Politicheskie issledovaniya. - 1999. - № 6.
2. Totjhev, K.Yu. Publichnihyj interes v pravovoyj doktrine i zakonodateljstve // Gos. i pravo. - 2002. - № 9.
3. Rosenko, M.N. Nacii v sovremennom obthestve: teoretiko-metodologicheskiyj analiz // Sociologiya i socialjnaya antropologiya. - 1999. - Vihp. 4. - T. 2.
4. Ponomarev, K.N. O ponyatii principa nacionaljnoyj identichnosti Evropeyjskogo soyuza // Zakon i pravo. - 2006. - № 6.
5. Khilkhanov, D.L. Ehtnicheskaya identichnostj: rolj khozyayjstvenno-ehkonomicheskikh i kuljturno-yazihkovihkh faktorov: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. - Ulan-Udeh, 2007 [Eh/r]. - R/d: http: // uak.ed. gou.ru; Zhade, Z.A. Geopoliticheskaya identichnostj Rossii v usloviyakh globalizacii: avtoref. dis. ... d-ra polit, nauk. - Krasnodar, 2007 [Eh/r]. - R/d: http: // uak.ed. gou.ru
6. Khilkhanov, D.L. Ehtnicheskaya identichnostj: rolj khozyayjstvenno-ehkonomicheskikh i kuljturno-yazihkovihkh faktorov: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. - Ulan-Udeh, 2007 [Eh/r]. - R/d: http: // uak.ed. gou.ru
7. Panarin, A. Iskushenie globalizmom. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 28.07.14
УДК 02(574)(=161.1)
Ismailov A.M. THE EVOLUTION OF RUSSIAN-LANGUAGE BOOK PUBLISHING IN THE STATES OF CENTRAL ASIA IN THE CONTEXT OF CIVILIZATIONAL DEVELOPMENT. The research reveals the relevance of studying problems of the Russian-language book publishing and its significance for the historical books of science, history of Russian culture. The article describes the socio-political and historical aspects of the problem for the Russian-language book publishing in the countries of Central Asia.
Key words: evolution, social communication, historical and literary science, Russian book publishing, book cultures, Central Asia.
Исмаилов Агамехти Мамед-оглы, канд. ист. наук, доц., проф. каф. Государства и права ВИ ВВ МВД
России, г. Новосибирск, [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОГО КНИГОИЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена актуальности изучения проблем русскоязычного книгоиздания и ее значимости для исто-рико-книжной науки, истории отечественной культуры. В статье изложены социально-политические и исторические аспекты проблемы для русскоязычного книгоиздания в странах Центральной Азии.
Ключевые слова: эволюция, социальные коммуникации, историко-книжная наука, русскоязычное книгоиздание, книжная культура, Центральная Азия.
Русскоязычное книгоиздание как составная часть книжной культуры, включенное в социальные коммуникации, содействует общественному прогрессу и определяет дальнейшие пути культурной эволюции. В связи с этим становится актуальным осмысление эволюции русскоязычного книгоиздания в контексте цивилизационного развития, что соотносится с повышением интереса общества к изучению, сохранению и использованию национального историко-культурного наследия при выработке определенной стратегии в условиях глобальной цивилизации; то есть изучение эволюции русскоязычного книгоиздания в конкретные периоды развития общества социально значимо. В этом отношении история русскоязычного книгоиздания является способом ориентации во времени и пространстве между прошлым и будущим.
Конечно, сведения о распространении книг на русском языке за рубежом и возникновении центров русской книжной культуры в Европе и на территории иных континентов - информация достаточно известная. Вопрос этот уже не первый год привлекает внимание исследователей [1, с. 72].
Не анализируя данной многогранной проблемы в целом, автор поставил перед собой иную задачу: рассмотреть русскоязычную книгу, прежде всего, в качестве межгосударственного,
межнационального явления, имеющего место в группе самостоятельных государств, возникших после распада Советского Союза. После обретения фактической самостоятельности некоторые руководители государств центрально-азиатского региона, активно строя национальную культуру, признают особый статус русской культуры [2, с. 285].
Ни одна из стран мира не имеет такого разнообразия социокультурных ландшафтов, как Россия и Центральная Азия, издательства которых неодинаково интегрированы в структуру общественного производства территорий, что обусловлено их культурными и национальными особенностями. В связи с этим проблема изучения эволюции русскоязычного книгоиздания отдельных регионов приобретает еще большую актуальность.
Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью и взаимосвязанностью составляющих ее элементов; конкретизация и содержательная интерпретация этого понятия осуществляются при выделении определенных типов регионов. Это и географический район со специфическими физико-географическими характеристиками; и экономический район с системой взаимодействия между хозяйственными субъектами, сложный территориально-экономический комплекс со струк-