Научная статья на тему 'Признание о международном фольклорном фестивале «Великий шелковый путь», проведённом в городе Маргилан Ферганской области'

Признание о международном фольклорном фестивале «Великий шелковый путь», проведённом в городе Маргилан Ферганской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ФОЛЬКЛОР / ФЕСТИВАЛЬ / ТРАДИЦИЯ / НАСЛЕДИЕ / ИЗУЧЕНИЕ / ВИД / CULTURE / ART / MUSIC / FOLKLORE / FESTIVAL / TRADITION / HERITAGE / STUDY / TYPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турсунова Лайло Эргашевна

В древности и средневековье караванская дорога, впервые объединившая Восток и Запад (на сегодняшний день эта дорога носит название «Великий шёлковый путь»), имела огромное влияние в социально-экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. На основе развития торговых отношений между странами были проложены новые ближайшие торговые дороги, способствующие сближению этнических групп и наций. Таким образом появилась возможность повышения уровня культурной жизни народов, через знакомство с народным фольклором, культурой других наций и этнических групп, использование музыкальных инструментов в развитии различных видов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF THE INTERNATIONAL FOLK FESTIVAL “THE GREAT SILK ROAD” IN THE CITY OF MARGILAN FERGHANA REGION

In ancient times and the Middle Ages, the caravan road, which first united East and West (today this road is called the “Great Silk Road”), had a huge influence on the socio-economic and cultural development of the peoples of Central Asia. On the basis of the development of trade relations between the countries, new nearest trade roads have been laid that promote the rapprochement of ethnic groups and nations. Thus, it became possible to increase the level of cultural life of peoples through the acquaintance of folklore, the culture of other nations and ethnic groups, the use of musical instruments in the development of various types of art.

Текст научной работы на тему «Признание о международном фольклорном фестивале «Великий шелковый путь», проведённом в городе Маргилан Ферганской области»

радио и телевидения. Эта было неведомой по форме и содержанию творческой работой в деле создания новой инновационной формы макомов.

В исконной традиции узбекской классической музыки господствовал изысканный индивидуальный стиль сольного исполнения. В жанрово-стилистическом плане, в целом это многополярный музыкально-поэтический свод, основанный на органическом сочетании музыки, поэзии и танца. Его главным художественным критерием является гармоническое соотношение канона и импровизации. Важнейшей нормой его бытия является строгое соблюдение норм лада, ритма и формы. А зона свободы зависит от творческих возможностей индивидуальностей. Бухарский, Хорезмский и Фергано-Ташкентские стили - это уникальные примеры исполнительского и творческого единства. Поэтому совершенства в них могут достигнуть лишь высокопрофессиональные и творчески одаренные личности.

Обобщая вышеизложенные, можем подчеркнуть о том, что каждый бастакор, исполнитель, певец демонстрирует свое мастерство в отдельности, вступая как бы в соревнования, показывая возможности голоса, профессионального мастерства и творческого порыва.

В новых культурно-исторических условиях Узбекистана макомат в окружении многообразия национального фольклора, а также самых различных жанров и форм современной музыки, начиная от европейской классики до низкопробной попсы, претендующей на роль контркультуры, носители и исследователи его пытаются найти наиболее оптимальные пути сохранения и развития его вековых традиций [2, 109-110].

Список литературы / References

1. Ибрагимов О.А. Фергано-Ташкентские макомы. Ташкент, 2006.

2. Ахмедов Алишер. О понятии «классическая музыка» Узбекистана // Журнал «Проблемы современной науки и образования». Москва, 2019. № 6 (139).

ПРИЗНАНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ ФОЛЬКЛОРНОМ ФЕСТИВАЛЕ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ», ПРОВЕДЁННОМ В ГОРОДЕ МАРГИЛАН ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Турсунова Л.Э. Email: Tursunova17143@scientifictext.ru

Турсунова Лайло Эргашевна — преподаватель, ыакультет искусствознания, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в древности и средневековье караванская дорога, впервые объединившая Восток и Запад (на сегодняшний день эта дорога носит название «Великий шёлковый путь»), имела огромное влияние в социально-экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. На основе развития торговых отношений между странами были проложены новые ближайшие торговые дороги, способствующие сближению этнических групп и наций. Таким образом появилась возможность повышения уровня культурной жизни народов, через знакомство с народным фольклором, культурой других наций и этнических групп, использование музыкальных инструментов в развитии различных видов искусства. Ключевые слова: культура, искусство, музыка, фольклор, фестиваль, традиция, наследие, изучение, вид.

RECOGNITION OF THE INTERNATIONAL FOLK FESTIVAL "THE GREAT SILK ROAD" IN THE CITY OF MARGILAN FERGHANA REGION Tursunova L^.

Tursunova Laylo Ergashevna - Lecturer, FACULTY OF ART STUDIES, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in ancient times and the Middle Ages, the caravan road, which first united East and West (today this road is called the "Great Silk Road"), had a huge influence on the socio-economic and cultural development of the peoples of Central Asia. On the basis of the development of trade relations between the

countries, new nearest trade roads have been laid that promote the rapprochement of ethnic groups and nations. Thus, it became possible to increase the level of cultural life ofpeoples through the acquaintance of folklore, the culture of other nations and ethnic groups, the use of musical instruments in the development of various types of art.

Keywords: culture, art, music, folklore, festival, tradition, heritage, study, type.

УДК 078

Богатая история и культура Центральной Азии и одного из древнейших очагов цивилизации

- Узбекистана, расположенного в самом ее центре, сегодня вновь привлекает внимание известных ученых, чьи фундаментальные исследования посвящены раскрытию роли и значения этого региона в становлении и развитии мирового наследия.

В этом историко-культурном развитии огромное значение оказал Великий шелковый путь, соединявший страны Дальнего Востока с государствами Средиземноморья, проходивший через Среднюю Азию. Однако уже в древности существовали и другие торговые пути. Среди них значительно менее известна трансконтинентальная магистраль, ведущая из Индии в страны Средиземноморья также через Среднюю Азию, это так называемый Великий индийский путь. В отличие от Великого шелкового пути, основные трассы которого проходили или по суше, или по морю, эта магистраль была комбинированной - одна часть ее проходила по суше, другая - по рекам, третья - по морям.

Примечательно, что основная водная часть Великого индийского пути проходила по территории древнего Узбекистана, где были расположены важнейшие центры Кушанской империи. Э.В. Ртвеладзе в своей книге «Великий индийский путь», основанной на археологических исследованиях, полученных на территории Узбекистана, среди которых немало уникальных сведений о высокоразвитой и многообразной музыкальной культуре, раскрыто историческое значение нашего региона в развитии мировой цивилизации [1].

В монографии «Утраченное просвещение: золотой век Центральной Азии со времен арабского завоевания до Темура» американский исследователь Фредерик Старр пишет о выдающейся роли таких средневековых ученых и мыслителях, как Абу Абдуллах Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Иса Мухаммад Термизи, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мухаммад Тарагай Улугбек и других, которые внесли значительный вклад в развитие философской и научно-теоретической мысли «Золотого века» Востока.

Вслед за самой реальной действующей музыкальной традицией всегда следует мысль о ней. Мысли, сохраненные музыкантами, многими поколениями виртуозов и теоретиков музыки одновременно, являются неотъемлемым свойством классической музыки как целостной системы. Она и служит надежным первоисточником в изучении основ классической музыки. Другой важнейший поток творческой мысли вливается в эту систему со стороны философии и точных наук

- это музыкально-теоретические трактаты, созданные на протяжении веков на арабском, персидском и тюркском языках. По мнению Фитрата, главным критерием классичности служит наличие прочной научно-теоретической базы [2, 13].

Понятие музыкальная наука Востока, в том числе и Центральной Азии, охватывает весьма разнообразный круг явлений, связанных с творчеством таких замечательных ученых-энциклопедистов, как Фараби и Авиценна, музыкантов-виртуозов и теоретиков в одном лице Урмави и Мараги, а также наставника и просветителя Абдурахман Джами, считавшего музыку важнейшим средством духовного воспитания. В большинстве своем музыкально-теоретические концепции этих мыслителей носит наддиалектный, универсальный характер, а в тончайших вопросах музыкального бытия главенствует научно-аргументированный подход.

Музыка узбеков во всех своих проявлениях - продукт жизнедеятельности в прошлом оседлого и кочевого общества. Жизненный уклад наложил специфический отпечаток на формирование и функционирование основных составляющих любой музыкальной цивилизации - традиционной музыки (фольклора и изустно-профессиональной музыки), которые разведенные в своем пространственном и духовном бытии, развивались в едином континууме, существовали в формах очевидных для живущего внутри культуры [3, 13].

Слово фольклор происходит из английского языка, folk - означает народ, lore - знание.

В 2019 году 10-13 июля проведение международного фольклорного фестиваля, по приказу Кабинета Министров Республики Узбекистан «О проведении международного фольклорного фестиваля "Великий шёлковый путь" № 371 от 18 мая 2018 года, в городе Маргилан предшествует о том, что древний исторический город Маргилан занимает особое место в культуре узбекского музыкального искусства. Воплощение устного народного фольклора стран Востока и Запада в музыке, и проведение фестиваля каждые два года будут способствовать сохранению и развитию многовековой истории и культуры, национальных ценностей и традиций этих народов.

В 1987 году была принята Международная программа ЮНЕСКО по направлению культурного развития в рамках международной декларации ООН «Шёлковый путь - путь общения». Эта программа подразумевает в себе изучение богатого наследия народного творчества стран Средней Азии в широком аспекте, установление тесных культурных и духовных отношений между странами Востока и Запада, сохранение, развитие и содействие в распространении редких и уникальных экземпляров фольклорного музыкального искусства многочисленных народов проживающих в этих континентах, развитие в сердце молодого поколения уважение и поклонение к этому виду искусства, установление крепких дружеских уз различных народов.

На сегодняшний день в народном творчестве всех наций с точки зрения художественного содержания используются следующие виды искусства.

- Эпическое творчество - это национальная музыкальная сказка, легенда, эпопея, предание, поэма, вымысел, летопись, житие, басня, притча.

- Драматическое творчество - это кукольный театр, клоуны, танцы, канатные и деревянные игры, народные театры, аския.

- Творчество исполнения песен на свободную тему - это частушки, песни, игры, прибаутки, считалки, военные песни.

- Творчество, предусмотренное для семейных церемоний и конкретной среды - это свадебные песни, колыбельные песни, причитания, траурные песни.

- Творчество, предусмотренное для религиозных традиций и мероприятий - религиозные пения, молитвы, мифы, речения мудрости, мифический гимн, песни, относительно религиозных праздников.

Такие виды народного творчества воплощены в фольклорном искусстве узбекского народа, как и в творчестве других народов. В связи с этнической принадлежностью и социально-экономическими условиями в них проявляется, мировоззрение и исторические традиции, социальные отношения, сплетение желания и надежды на будущее, бережно сохранить, передать своеобразное культурное наследие нашего народа. В прошлом произведения народного искусства исполнялись певцами-любителями в одиночном, коллективном виде, играя на национальных музыкальных инструментах как, дутар, думбира (барабан). Благодаря межконтинентной караванской дороге — Великий шёлковый путь торговцами и купцами были введены в культуру жизни народов различные виды музыкальных инструментов других наций, что оказало влияние изобретению новых окрещённых видов музыкальных инструментов. Это значительное социальное явление в развитии музыкального искусства. Широкое использование в фольклорном творчестве народами России - балалайки, киргизами - кумуз и киёк, украинцами - бандуры, таджиками, уйгурами, узбеками, туркменами - дутары, индийцами и пакистанцами -ситары, турками и арабами - уд, на сегодняшний день способствовало совершенствованию различных видов музыкальных инструментов.

Действительно детское народное искусство имеет огромное значение в культурной жизни человечества. Детские народные игры пример превосходного совершенства творчества ребёнка. Сказки, колыбельные песни, загадки, скороговорки, которые существуют в музыкальном фольклоре всех народов, характерные произведения детской природы. Дети в процессе развития и познавания мира в своих играх, песнях отображают происходящие события, окружающий их мир, как животные, времена года, природа и т.д. Причиной разновидности тематики детского фольклора является чрезмерное любопытство и детский интерес к окружающему миру.

В требованиях номинаций фольклорного фестиваля «Великий шёлковый путь», проведённого в городе Маргилан, было предусмотрено исполнение участниками именно этих перечисленных видов народного искусства. Фольклор, как шедевр народного творчества, сохранил свой статус до сегодняшнего дня благодаря тому, что он безупречен, компактен, исполняется простым языком, содержателен, красив и неповторим.

Передающееся из поколения в поколение узбекское национальное фольклорное искусство является ярким примером высокого потенциала духовного искусства. Основной корень нашей национальной культуры - это и есть народное искусство. Фольклорно-этнографические ансамбли нашей страны «Бойсун», «Бёшкарсак», «Гулёр», «Омон ёр», «Гулчехралар», «Достон», «Бесперде», «Орзу», «Ёр-ёр», «Чавки», «Мохиситор» своей творческой деятельностью оказывают огромное влияние в увековечении и процветании народного творчества, в пробуждении любви и уважения в сердцах молодёжи к искусству.

Международный фольклорный фестиваль «Великий шёлковый путь», проведённый в городе Маргилан, помог широкой публике в сравнении уникальных видов искусства с древней музыкальной культурой и стал большим вкладом для очередного фестиваля.

Список литературы / References

1. Ртвеладзе Э.В. Великий индийский путь. Из истории важнейших торговых дорог Евразии. Санкт-Петербург, 2012.

2. Фитрат. Узбекская классическая музыка и ее история (Узбек классик мусщаси ва унинг тарихи). Ташкент, 1993.

3. Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности //Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ - БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XXI ВЕКА Лыткин А.А. Email: Litkin17143@scientifictext.ru

Лыткин Алексей Анатольевич - ведущий педагог по классу гитары, Академический лицей одарённых детей при Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье, впервые в Узбекистане, на основе изучения достаточного количества отечественной и зарубежной литературы, а также собственных практических исследований в данной области, сделана попытка освещения перспективы электрогитары в современном музыкальном искусстве.

Целью данной работы является определение и констатация нераскрытого потенциала электронного устройства - звукоснимателя для электрогитары, его достаточно подробное изучение, а также решение проблем, связанных с его потенциальным применением в сфере музыкального искусства XXI века.

Ключевые слова: электрогитара, звукообразование, преобразование, сигнал, устройство, тип, звукоснимателей, тембр, спектр.

ELECTRIC GUITAR PICKUP - THE FUTURE 21ST CENTURY

MUSICAL ART Litkin А.А.

Litkin Aleksey Anatolevich - Leading Teacher in the guitar class, ACADEMIC LYCEUM OF GIFTED CHILDREN AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article, for the first time in Uzbekistan, based on the study of a sufficient amount of domestic and foreign literature, as well as its own practical research in this area, attempts to illuminate the prospects of electric guitar in modern musical art.

The purpose of this work is to determine and state the undisclosed potential of an electronic device - a pickup for an electric guitar, its rather detailed study, as well as solving problems associated with its potential application in the field of musical art of the 21 century.

Keywords: electric guitar, sound generation, signal, conversion, devices, types, pickups, tembre, spectrum.

УДК 078

У классических гитаристов было несколько столетий для того, чтобы выработать органичный, последовательный подход к исполнительству - «правильный» метод. Джазовая же гитара, плектр-гитара, появилась лишь в нашем веке, а электрогитара - это еще настолько новое явление, что мы только начинаем понимать ее возможности, как полноправного музыкального инструмента»

Джо Пасс

Великий американский джазовый гитарист Joseph Anthony Passalaqua [1929-1994 гг.] [из книги: Joe Pass-«Guitar Style», 1966 г.]

Для профессионального музыканта абсолютно необходимым является желание и умение находить звук определённого тембрального качества, максимально соответствующий философии исполняемого произведения. Создать подлинно художественный музыкальный образ помогает лишь абсолютно осознанное, разумное применение тембральных средств извлечения звука.

Непостижимым и уникальным явлением является то, как кажущаяся простота восприятия музыкальной информации часто создает иллюзорные ассоциации с легкостью и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.