Научная статья на тему 'Звукосниматель электрогитары - будущее музыкального искусства XXI века'

Звукосниматель электрогитары - будущее музыкального искусства XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
345
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОГИТАРА / ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СИГНАЛ / УСТРОЙСТВО / ТИП / ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ / ТЕМБР / СПЕКТР / ELECTRIC GUITAR / SOUND GENERATION / SIGNAL / CONVERSION / DEVICES / TYPES / PICKUPS / TEMBRE / SPECTRUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лыткин Алексей Анатольевич

В статье, впервые в Узбекистане, на основе изучения достаточного количества отечественной и зарубежной литературы, а также собственных практических исследований в данной области, сделана попытка освещения перспективы электрогитары в современном музыкальном искусстве. Целью данной работы является определение и констатация нераскрытого потенциала электронного устройства звукоснимателя для электрогитары, его достаточно подробное изучение, а также решение проблем, связанных с его потенциальным применением в сфере музыкального искусства XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC GUITAR PICKUP - THE FUTURE 21ST CENTURY MUSICAL ART

The article, for the first time in Uzbekistan, based on the study of a sufficient amount of domestic and foreign literature, as well as its own practical research in this area, attempts to illuminate the prospects of electric guitar in modern musical art. The purpose of this work is to determine and state the undisclosed potential of an electronic device a pickup for an electric guitar, its rather detailed study, as well as solving problems associated with its potential application in the field of musical art of the 21 century.

Текст научной работы на тему «Звукосниматель электрогитары - будущее музыкального искусства XXI века»

Список литературы / References

1. Ртвеладзе Э.В. Великий индийский путь. Из истории важнейших торговых дорог Евразии. Санкт-Петербург, 2012.

2. Фитрат. Узбекская классическая музыка и ее история (Узбек классик мусщаси ва унинг тарихи). Ташкент, 1993.

3. Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности //Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ - БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА XXI ВЕКА Лыткин А.А. Email: [email protected]

Лыткин Алексей Анатольевич - ведущий педагог по классу гитары, Академический лицей одарённых детей при Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье, впервые в Узбекистане, на основе изучения достаточного количества отечественной и зарубежной литературы, а также собственных практических исследований в данной области, сделана попытка освещения перспективы электрогитары в современном музыкальном искусстве.

Целью данной работы является определение и констатация нераскрытого потенциала электронного устройства - звукоснимателя для электрогитары, его достаточно подробное изучение, а также решение проблем, связанных с его потенциальным применением в сфере музыкального искусства XXI века.

Ключевые слова: электрогитара, звукообразование, преобразование, сигнал, устройство, тип, звукоснимателей, тембр, спектр.

ELECTRIC GUITAR PICKUP - THE FUTURE 21ST CENTURY

MUSICAL ART Litkin А.А.

Litkin Aleksey Anatolevich - Leading Teacher in the guitar class, ACADEMIC LYCEUM OF GIFTED CHILDREN AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article, for the first time in Uzbekistan, based on the study of a sufficient amount of domestic and foreign literature, as well as its own practical research in this area, attempts to illuminate the prospects of electric guitar in modern musical art.

The purpose of this work is to determine and state the undisclosed potential of an electronic device - a pickup for an electric guitar, its rather detailed study, as well as solving problems associated with its potential application in the field of musical art of the 21 century.

Keywords: electric guitar, sound generation, signal, conversion, devices, types, pickups, tembre, spectrum.

УДК 078

У классических гитаристов было несколько столетий для того, чтобы выработать органичный, последовательный подход к исполнительству - «правильный» метод. Джазовая же гитара, плектр-гитара, появилась лишь в нашем веке, а электрогитара - это еще настолько новое явление, что мы только начинаем понимать ее возможности, как полноправного музыкального инструмента»

Джо Пасс

Великий американский джазовый гитарист Joseph Anthony Passalaqua [1929-1994 гг.] [из книги: Joe Pass-«Guitar Style», 1966 г.]

Для профессионального музыканта абсолютно необходимым является желание и умение находить звук определённого тембрального качества, максимально соответствующий философии исполняемого произведения. Создать подлинно художественный музыкальный образ помогает лишь абсолютно осознанное, разумное применение тембральных средств извлечения звука.

Непостижимым и уникальным явлением является то, как кажущаяся простота восприятия музыкальной информации часто создает иллюзорные ассоциации с легкостью и

непринужденностью внешнего облика музыканта-исполнителя, который, словно сказочный волшебник, щедро одаряет своих благодарных слушателей чудесной эмоциональностью музыкальных звуков.

Этот сценический мираж скрывает многолетний и чрезвычайно трудоемкий процесс познания и овладения искусством работы со звуком. Ведь звук должен быть не просто ярким и интересным. Он обязан быть целесообразно примененным, выразительным и содержательным. Примитивными приемами звукоизвлечения, однообразными и бедными красками звука невозможно воссоздание даже самой совершенной музыкальной мысли.

Акустический тембральный спектр [сложного тона] - это определенная сумма частотных характеристик с указанием их амплитуды - величины относительной интенсивности. Нужно сказать, что спектр электронных преобразующих устройств, все краски которого имеет возможность использовать в исполнительстве современный электрогитарист, достаточно обширен.

Такие преобразующие устройства, как: различные типы и виды электронных звукоснимателей, разновидности преобразователей сигнала класса «усилитель-комбик», педали эффектов и педалборды, синтезаторы для электрогитары, - предлагают грамотному музыканту огромный выбор параметров сигнала музыкального инструмента электрогитары.

В создании полноценного звукообразования для электрогитары фундаментальную преобразующую функцию выполняют электромагнитные звукосниматели. Научное определение данного устройства формулируется так: «Электромагнитный звукосниматель - устройство, преобразующее энергию колебания металлических струн электрогитары в электрический сигнал».

Функционирование данного устройства фундаментально основано на использовании в нем катушки индуктивности и ее физических параметров. Фактически, работа таких звукоснимателей основана на улавливании изменения магнитного поля под воздействием металлических струн музыкального инструмента, которые производят колебания в этом поле. Электромагнитные звукосниматели - преобразовательные устройства, которые имеют свою четкую классификацию и точные технические характеристики. Их разделяют по типу:

Сингл [англ. «Single»] - это датчик с одним магнитом и одной катушкой индуктивности. Электромагнитные звукосниматели типа «Single», в практике их использования электрогитаристами обладают как положительными, так и отрицательными характеристиками. Из положительных следует отметить - общую четкость звучания, обладание более яркой перкуссионной атакой и повышенной тембральной чувствительностью, что создает более благоприятную почву в практической области их применения в партитурах для ансамбля и оркестра.

Но, вместе с тем, заметными отрицательными характеристиками «синглов» является - их особая повышенная чувствительность к любым возникающим электромагнитным помехам и общий, более низкий уровень выходного сигнала, относительно двухкатушечных электромагнитных звукоснимателей.

Вот наиболее известные звукосниматели «Single»: Gibson bar [1935г.]; Rickenbacker [1937г.]; «Charlie Christian pickup» [1938г.]; Gibson P-50 [1946г.]; Danelectro [1954г.]; Gretsch [1955 - 1957 гг.].

Хамбакер. Электромагнитные звукосниматели типа «Humbucker» имеют в своем потенциале сразу две одинаковых катушки индуктивности, соединенные последовательно, электрически противофазно и расположенные очень близко друг к другу и на одном магнитопроводе. Чтобы предотвратить явление взаимного уничтожения «полезного сигнала», магниты данных устройств обращены своими полюсами в противоположные стороны [в противофазе].

В результате этого, сигналы с катушек индуктивности взаимно не уничтожаются, а наоборот -складываются. Именно поэтому, датчик с двумя катушками индуктивности качественней, чем датчик с одной катушкой.

Разновидности электромагнитных звукоснимателей типа «Humbucker»:

1) PAF - определенно, это одна из начальных моделей электронного

звукоснимателя этого типа, создатель - Сет Ловер [1955г.];

2) Gretsch Filter'Tron - это одна из самых первых моделей электронного звукоснимателя типа «Humbucker», которую изобрел человек по имени Джозеф Рэймонд [Рэй] Баттс [1] [1919-2003гг.], американский инженер и изобретатель;

3) Hum-Canceller - «stack humbucker» - «шумоподавитель», который

располагает двумя катушками индуктивности, но принцип работы его отличается от «humbucker» - сигнал снимается только с одной точки струны инструмента;

4) Mini-humbucker - традиционную конструкцию, меньшие габариты и

более низкие параметры по амплитуде выходного сигнала и компрессии. Звук более яркий, чем у стандартного звукоснимателя «humbucker». Разновидности:

a) «Soap-bar» - P-90 Soapbar-3 Seymour Duncan, впервые был использован в оригинальной модели Gibson Les Paul [1952];

b) «Tele/Strat» - Don Mare [S-Telly], Lollar [Royal T], Harmonic

Design [Mini-Strat Neck Pickup] и др.

5) Рельсовый хамбакер DIMARZIO PRO TRACK DP188 - с двумя катушками и рельсовыми магнитоводами, в данной разновидности «humbucker» вместо «сердечников» - две пластины, называемые «рельсами». В звукоснимателях этого типа преобладает звучание классических хамбакеров PAF, но в их сигнале меньше четкости, чем в стандартной модели «humbucker».

6) Humbucker split - звукосниматель, в котором катушки снимают сигнал с разных струн, например одна пара с первых трёх струн, вторая пара с остальных. Например: Lace Alumitone Deceptor Humbucker [Split Coil].

Следует сказать, что звукосниматели являются основой звукообразования на электрогитаре. Но, конечно это - только потенциальные возможности устройств в области музыкального исполнительства. Итоговый результат, несомненно, зависит от профессионализма самого электрогитариста, от «умелых рук музыканта» и от того, насколько качественно он владеет базовой техникой в сфере «тембрального спектра электронных устройств» для электрогитары.

Активный хамбакер EMG.

Аббревиатура [EMG] определяется: «Electro-Magnetic Generator» [2, З84]. Сегодня существует громадное количество различных устройств тина «humbuker», имеющих почти одну и ту же структуру, но ориентированных на решение самых разных творческих задач.

Активные звукосниматели отличаются от всех остальных устройств такого типа наличием собственного встроенного миниатюрного усилителя и испытывают незначительное влияние катушек индуктивности.

Устройства типа EMG имеют низкое выходное сопротивление - [25 кОм], [250/500 кОм -в пассивных] и значительный частотный диапазон. В работе они меньше воздействуют на струны электрогитары, а это увеличивает характеристики «Sustain», - продолжительности звучания нот электрогитары.

Активный хамбакер EMG позволяет применение более длинных соединительных кабелей, но у него также есть и недостатки:

1) наличие батареи питания [9В], - они периодически «садятся» и отказ оборудования может произойти «в самый неподходящий момент»;

2) дополнительные затраты на новые батареи питания;

3) обязательное отключение системы питания.

Звуковые характеристики активных систем выдают на выходе более «собранный сигнал», что можно считать их доминирующим достоинством в «жестких» музыкальных стилях. Кроме того, «собранный» или «плотный» звук электрогитары более ощутим, а его акустический тембральный спектр имеет свои позитивные характеристики в области сценического исполнительства, связанным с оркестровой практикой.

«Electro-Magnetic Generator» является первой компанией, которая сумела разработать и «поставить на конвейер» активные звукосниматели и сегодня она занимается выпуском датчиков исключительно этого типа.

Список литературы / References

1. Millard A.J. The electric guitar: a history of an American icon. JHU Press, 2004.

2. Wheeler Tom. American Guitars: An Illustrated History, Publisher: Harper Resource; Revised and

Updated edition, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.