Научная статья на тему 'О роли узбекского фольклорного искусства в народной педагогике'

О роли узбекского фольклорного искусства в народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3011
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ДАСТАН / БАХШИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ХАЛФА / АЛЛА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбанова Умида

Фольклор не зря считается самым драгоценным богатством народа. В нём скрываются и история, и традиция, и религия, и безупречная красота нации. Музыкальный фольклор Узбекистана также богат и имеет необыкновенную силу воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли узбекского фольклорного искусства в народной педагогике»

О РОЛИ УЗБЕКСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ИСКУССТВА В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Курбанова У.

Курбанова Умида - старший преподаватель, кафедра фольклора и этнографии, Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: фольклор не зря считается самым драгоценным богатством народа. В нём скрываются и история, и традиция, и религия, и безупречная красота нации. Музыкальный фольклор Узбекистана также богат и имеет необыкновенную силу воспитания.

Ключевые слова: фольклор, дастан, бахши, народная педагогика, халфа, алла, воспитание.

Фольклор является показателем духовного состояния, духовного развития каждой нации. Из давних времен народные устные творения считаются народной художественной педагогикой. Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. Это многовековой опыт, отшлифованный и бережно охраняемый народом и великим, и малым по численности. Узбекский народный фольклор имеет очень богатый, огромный, и разнообразный аспект [2]. Из него, как из бесконечного кладезя, берут сюжеты для своих произведений композиторы, художники, мастера народных промыслов. А сколько возможностей он дает для воспитания молодёжи. Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и нацеленность на единение, доброту, любовь облекались поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Фольклор через века как невидимая связующая нить, которая объединяет, роднит, обеспечивает преемственность людей прошлого с современными.

Узбекский национальный фольклор весьма богат и представлен множеством жанров. Одним из наиболее распространенных среди народа жанров фольклора является эпос - дастаны, которые дошли до нас через столетия благодаря устно-поэтической традиции. Бережно сохраненные в веках, их с проникновенностью исполняют поэты и бахши, которые являются выходцами из гущи народа [1]. В дастанах говорится о любви к народу, семье, возлюбленной, о трудолюбии, правдивости, воспитанности, дружбе, героизме, преданности и многое другое. Слова дастана произносятся в сопровождении своеобразной музыки и это усиливает действие слов на воспитание слушателя [2].

С особенным волнением воспеваются жизнь трудового народа, его мечты и чаяния в самом массовом жанре фольклора - народных песнях. В них есть не только высокие чувства, чистая любовь, верность, братская дружба, но и ярко отражены тяжелые условия жизни и переживания человека. Во всех фольклорных жанрах ярко отражены быт и культура узбекского народа, его мысли и чаяния, идеи свободы, братства, борьбы добра со злом, идеи патриотизма и ненависть к врагу. На уроках народной музыки студентам учат народные песни, песни разных народов. В частности, музыкальный фольклор преподается с точки зрения обогащения музыкальных знаний студентов.

Как свидетельствуют исторические источники, у народов, населявших территорию нынешнего Узбекистана, уже в IV—V веке до н. э. существовало богатое устное поэтическое творчество, отголоски которого сохранились в некоторых произведениях фольклора современных народов Средней Азии [3]. Искусство халфа как и другие сферы фольклорного искусства, основано на многовековых традициях узбекского

народа и их основы более стабильны. Они связаны с историческим и культурным контекстом, образом жизни народа [1]. Изучение репертуаров халфа также является одним из ведущих исследований в этой области. Следовательно, надо изучать исторические источники, его ведущие факторы, связь с другими видами искусства, влияние на социально-эстетические взгляды молодежи и т.д.

Хотелось бы коротко сказать о колыбельной песни - "алла". Это область, которая, казалось бы, наименее должна быть подвержена воздействию времени, смене исторических эпох. В самом деле, в числе колыбельных есть весьма древние, дошедшие до нас из глубины веков в почти неизменном виде [2]. Именно "алла" является первой фольклорной музыкой в жизни узбека. В этой песне поётся мечты, желания, любовь матери к ребёнку. Через музыку и материнского голоса ум и душа ребёнка поглощает самые светлые моменты, искренние желания матери. И это всё помогает воспитовать нравственного, духовно развитого, честного и доброжелательного человека. На сегодняшний день актуальным является знание или умение исполнения колыбельных песен будущих матерей и если можно, конечно же отцов.

Одной из насущных проблем, стоящих перед музыкальным образованием, является формирование у студентов чувства национального самосознания и чувства Родины. Воспитания молодого поколения на основе традиций предков помогает в развитии эстетического воспитания и формировать самые высокоценные чувства.

Список литературы

1. Косимов Н. Фольклор мусика ижрочилиги. Ташкент, 2008.

2. Тошматов У. Фольклор кушиклари. Ташкент, 2003.

3. Абдурахимов Б. Художественная культура Узбекистана. ХХ век. Ташкент, 2000.

НАЙ - НЕПОВТОРИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ УЗБЕКИСТАНА Досимбетов Б.Х.

Досимбетов Ботир Хайтмуратович - преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о традиционном музыкальном инструменте Узбекистана нае, о его возможностях исполнения и вкратце о Фергана-Ташкентских макомах. А также о произведении Чули Ирок, так как именно оно является самым родным для данного инструмента.

Ключевые слова: най, Чули Ирок, Най ялласи, маком, Фергана-Ташкентские макомы, Алишер Навои, Джалолиддин Руми.

Культурное наследие узбекского народа имеет богатую и древнюю историю. Одним из уникальных жемчужин является Фергана-Ташкентские макомы. Они состоят из двух крупных частей: музыкально инструментальная и вокальная. В свою очередь, музыкально инструментальная часть состоит из несколько частей, так называемые как, Мушкулот, Муножот, Сурнай Дугохи, Сурнай Ироки, Най ялласи, Чули Ирок и т.д. А музыкальное строение состоит из «хона» (развивающая часть) и «бозгуй» (припев) [1].

В Ферганской долине очень развито исполнять традиционные произведения, именно музыкально инструментальную часть макомов на инструменте най. Потому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.