13.3. ПРИСЯГА КАК ОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Чаплицкий Федор Федорович, аспирант кафедры конституционного и международного права
Место учебы: Юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: в российской юридической науке присяги неоднократно рассматривалась как общеправовое явление; с точки зрения видового многообразия, в аспекте генезиса и др. Современное конституционно-правовое законодательство также традиционно закрепляет текст и порядок принятия присяги. Однако предметом самостоятельного исследования не выступали нормы, формализующие присягу в качестве основания реализации профессиональных функций государственных служащих. В данной статье был осуществлен анализ законодательных и подзаконных актов, позволивший автору выявить стандартную правовую формулу регламентации статуса государственных служащих как субъектов, реализующих профессиональный функционал.
Ключевые слова: присяга, государственные служащие, профессиональная деятельность, законодательство, нормативные правовые акты.
OATH AS THE BASIS OF THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL FUNCTIONS OF CIVIL SERVANTS
Chaplickij Fedor F., postgraduate student of constitutional and international law Department Study place: Juridical Institute, Belgorod state national research University
Abstract: in the Russian legal science, the oath has been repeatedly considered as a General legal phenomenon; from the point of view of the species diversity, in the aspect of Genesis, etc. Modern constitutional and legal legislation also traditionally fixes the text and the order of taking the oath. However, the subject of independent research was not the norms formalizing the oath as the basis for the implementation of professional functions of public servants. In this article the analysis of legislative and subordinate acts was carried out, which allowed the author to identify the standard legal formula of regulation of the status of civil servants as subjects implementing professional functions.
Keywords: oath, civil servants, professional activity, legislation, normative legal acts.
В данной работе исследовательское внимание уделено корреляции присяги с различными видам государственных служащих - субъектов реализации профессионального функционала (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ)1, так как в соответствии с российским законодательством и отечественной доктриной государственная служба является именно профессиональной деятельностью.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации определена профессиональной служебной деятельностью граждан по обеспечению исполнения полномочий2
Современную организацию государственной службы характеризует ее принципиально новая система с видовой классификацией. Ранее государственная служба структурировалась только по уровням (федеральный уровень и уровень субъектов Федерации), а в настоящий момент она подразделена на государственную гражданскую службу (федеральная и субъектов Федерации), военную и государственную службу иных видов (только федеральный уровень).
В теоретическом аспекте разделяем мнения, в соответствии с которыми под государственной службой понимают:
1 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
2 См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 3091.
- практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах3.
- профессиональную деятельность государственных служащих на государственных должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями;
- совокупность людей, находящихся на службе государства, исполняющих свои профессиональные обязанности на кон-
4
трактнои основе за соответствующее вознаграждение .
Проведенный анализ законодательной базы, а также нормативных правовых актов в отношении лиц, реализующих профессиональные обязанности государственной службы, позволил выявить стандартную формулу закрепления присяги таких лиц. Она состоит в совокупности законодательных норм и норм положений, утверждаемых руководителями конкретных структурных подразделений о порядке принятия присяги. Продемонстрируем данный тезис следующими примерами.
Так, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» выделена самостоятельная ст. 19 «Присяга сотрудника таможенного органа»5.
Считаем целесообразным единожды представить содержание подобного порядка, так как все иные аналогич-
3 См.: Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2008. С. 113.
4 Алексеева И.С. К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 201б. № 12. С. 44-46.
5 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2017. № 27. Ст. 3929..
Чаплицкий Ф. Ф.
ПРИСЯГА КАК ОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ны (за исключением, деталей по времени, месту, присутствию и специальному атрибутиву). В соответствии с ним определено, что в таможенных органах Российской Федерации присягу в обязательном порядке принимают все сотрудники таможенных органов, имеющие специальные звания. Причем граждане Российской Федерации, впервые принятые на службу в таможенные органы, принимают присягу не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания. Дата, время и место принятия присяги объявляются в приказе соответствующего таможенного органа.
Церемония принятия присяги проводится в торжественной обстановке в помещениях с соответствующей символикой, а также флагами Российской Федерации и таможенной службы. На церемонии принятия присяги присутствует руководитель таможенного органа либо лицо, его замещающее.
Участвующие в церемонии принятия присяги должностные лица таможенного органа, а также все сотрудники, принимающие присягу, должны быть одеты в представительскую форму одежды.
Сотрудники, принимающие присягу, включаются в соответствующий список пофамильно в алфавитном порядке. Сотрудник, принимающий присягу, выходит из строя на шаг вперед и зачитывает текст присяги, затем расписывается в бланке присяги сотрудника таможенного органа Российской Федерации6.
Как видим, приведенное положение детально регулирует как саму процедуру принесения присяги, так и действия, предшествующие и последующие ее принятию.
Похожим образом обстоит ситуация с противопожарной службой. Так, в федеральном законе от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ содержится самостоятельная ст. 28 «Присяга сотрудника федеральной противопожарной службы» с включением соответствующего текста7.
Порядок приведения к присяге сотрудника Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы отражен в Приказе МЧС России от 1 сентября 2016 г. № 4738. Не будем перечислять его ключевые установления, они также являются подробными и касаются различных стадий принесения присяги.
Целесообразен пример ст. 19 «Присяга сотрудника Следственного комитета Российской Федерации» федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотревшей присягу сотрудника Следственного комитета Российской Федерации для гражданина, впервые назначаемого на должность в Следственном комитете. Интересен и ее текст, посвященный различным аспектам данного вида службы9.
Уточним, что наряду с текстом присяги законодатель определил общие требования приведения к ней и круг лиц, которым она адресована.
Текст присяги раскрывает в общих чертах содержание служебных обязанностей граждан, поступивших на
6 Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Деловой двор, 2014.
7 СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3089; 2017. № 27. Ст. 3929.
8 Приказ МЧС России от 1 сентября 2016 № 473 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2016 г. № 44078) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016, 14 ноября.
9 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 76.
службу в Следственный комитет. Зафиксированные в присяге требования определяют общие обязанности сотрудников в процессе прохождения ими службы и являются одними из требований законности.
Присяга сотрудника Следственного комитета - это не только документ-символ, но и правовое обязательство, влекущее определенные юридические последствия. С приведением к присяге связано аттестование сотрудника на соответствие занимаемой должности. Только с приведением к присяге сотрудник может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности. Впрочем, данное касается всех, лиц, выполняющих профессиональные обязанности государственной службы.
Подробный порядок принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации установлен Председателем Следственного комитета в Приказе от 21 августа 2012 г. № 5110
О важности принесения присяги свидетельствует установление, в соответствии с которым ее нарушение является самостоятельным основанием увольнения сотрудника Следственного комитета (ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ).
Наличие данных, указывающих на нарушение сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета, также является основанием для проведения служебной проверки11.
В аналогичном ключе (законодательное установление + самостоятельное положение руководителя соответствующего структурного подразделения) выстроены нормы о присяге сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (ст. 28 федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ12).
Порядок приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации ранее был установлен федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и отражен Приказом МВД России от 22 марта 2013 г. № 15613. В настоящее время такого положения не имеется в связи с чем предлагаем восполнить возникший в 2018 г. пробел. Полагаем, таковое состоится с учетом распространения на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии.
В ч. 1 ст. 47 федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ соблюдение Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации отнесено к основам служебной дисциплины.
10 Приказ СК России от 21 августа 2012 г. № 51 «Об установлении порядка принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru (дата обращения 13.06.2018 г.).
11 Приказ СК России от 3 февраля 2015 г. № «Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2015 г. № 37641) (ред. от 13.01.2016 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015, 5 октября; 2016, 4 апреля.
12 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; 2017. № 27. Ст. 3929.
13 Приказ МВД России от 22 марта 2013 г. № 156 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 03.07.2018 г. № 416) // Документ опубликован не был; www.garant.ru (дата обращения 13.06.2018 г.).
Аналогично установление в подзаконном акте - п. 3 Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»14.
Следует сказать, что присяга судебных приставов также формализована по выделенной нами стандартной формуле: в ч. 2 ст. 3 федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»15 и Приказе ФССП России от 5 декабря 2014 г. № 675 «Об утверждении Порядка приведения к присяге судебного пристава».
Кроме того, в дополнение к указанным правовым актам у судебных приставов принято Указание ФССП России от 3 февраля 2016 г. № 1-у «По организации служебных взаимоотношений и служебной дисциплины судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов». В его разделе VII « Приведение к присяге судебных приставов» советующий порядок детализирован более, чем в любом из рассмотренных приказов16.
Далее укажем, что различные нормы, связанные с присягой обнаружены в Инструкциях о порядке применения Положения о службе в различных подразделениях17. В таких инструкциях прописано, кто приносит и принимает присягу, но отсутствует ее текст.
Искомые нормы также выявлены в актах, касающихся ношения форменной одежды, в частности, при принятии присяги1 .
Обратим внимание, что в отдельных актах непосредственно зафиксирован запрет реализации конкретных полномочий без принесения присяги19.
Что касается анализа текстов присяги рассмотренных субъектов, то начинается она, как правило, формулировкой:
- «торжественно присягаю на верность Российской Федера-
14 СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808; 2017. № 15 (Часть I). Ст. 2167.
15 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2018. № 1 (часть I). Ст. 62.
16 Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. №3.
17 См., например: Приказ МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2011 г. № 22535) (ред. от 06.10.2017 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 7; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2017 г.; Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2005 г. № 6748) (ред. от 12.12.2013 г.) // Российская газета. 2005, 6 июля; 2013, 19 декабря.
18 См., например: Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2013 г. № 29930) (ред. от 18.09.2017 г.) // Российская газета. 2013, 9 октября; Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 октября 2017 г.; Приказ МЧС России от 10 августа 2017 г. № 336 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2017 г. № 48007) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.08.2017 г.
19 См., например, Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (ред. от 22.01.2018 г.) // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909; 2018. № 5. Ст. 738.
ции и ее народу» (СК РФ, ОВД РФ).
Далее следует непосредственно клятва
- неукоснительно / свято / беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (ФТС РФ, Противопожарная служба РФ, ОВД РФ, ФССП РФ) и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления (СК РФ);
- добросовестно исполнять свои должностные обязанности (ФТС РФ, ОВД РФ) по обеспечению защищенности граждан и объектов защиты от пожаров и чрезвычайных ситуаций (Противопожарная служба РФ);
- хранить государственную и служебную тайну (Противопожарная служба РФ, СК РФ, ОВД РФ, ФССП РФ);
- активно защищать интересы личности, общества и государства (СК РФ) / настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства (приставы) / уважать и защищать права и свободы человека и гражданина (ОВД РФ);
- быть бдительным, мужественным и честным при исполнении гражданского и служебного долга (Противопожарная служба РФ, ОВД РФ);
- постоянно совершенствовать профессиональное мастерство (Противопожарная служба РФ, СК РФ);
- дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции (СК РФ, ФССП РФ);
Завершается текст присяги фразами:
- «Служу России, служу Закону!» (ОВД РФ, ФССП РФ)
- «Служу России, служу народу!» (Противопожарная служба РФ).
Последствия нарушения присяги предусмотрены только для сотрудников Следственного комитета РФ. В данной статье представлены общие формулировки текстов присяги, хотя, практически в каждом из них включены специальные положения, соответствующие их профессиональному функционалу.
В качестве резюме, обратим еще раз внимание на выявленную стандартную правовую формулу регулирования статуса государственных служащих как субъектов, реализующих профессиональный функционал. Она состоит в совокупности законодательных норм и норм положений, утверждаемых руководителями конкретных структурных подразделений о порядке принятия присяги. Данная формула может быть расширена локальными инструкциями о порядке применения положений о службе в различных подразделениях; актами, касающимися ношения форменной одежды, в частности, при принятии присяги, указаниями по организации служебных взаимоотношений и служебной дисциплины, а также нормами-запретами реализации служебных полномочий до принесения присяги.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,4%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
2. Алексеева И.С. К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 12.
3. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Деловой двор, 2014.
4. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2008.
5. Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некото-
Чаплицкий Ф. Ф.
ПРИСЯГА КАК ОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
рые акты Президента Российской Федерации» (ред. от 22.01.2018 г.) // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909; 2018. № 5. Ст. 738.
6. Приказ МВД России от 22 марта 2013 г. № 156 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 03.07.2018 г. № 416) // Документ опубликован не был; www.garant.ru (дата обращения 13.06.2018 г.).
7. Приказ МВД России от 26 июля 2013 г. № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2013 г. № 29930) (ред. от 18.09.2017 г.) // Российская газета. 2013, 9 октября; Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 октября 2017 г.
8. Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2005 г. № 6748) (ред. от 12.12.2013 г.) // Российская газета. 2005, 6 июля; 2013, 19 декабря.
9. Приказ МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2011 г. № 22535) (ред. от 06.10.2017 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 7; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2017 г.
10. Приказ МЧС России от 1 сентября 2016 № 473 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2016 г. № 44078) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016, 14 ноября.
11. Приказ МЧС России от 10 августа 2017 г. № 336 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2017 г. № 48007) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.08.2017 г.
12. Приказ СК России от 21 августа 2012 г. № 51 «Об установлении порядка принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации» // Документ опубликован не был; www.garant.ru (дата обращения 13.06.2018 г.).
13. Приказ СК России от 3 февраля 2015 г. № «Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2015 г. № 37641) (ред. от 13.01.2016 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015, 5 октября; 2016, 4 апреля.
14. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 07.04.2017 г.) // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808; 2017. № 15 (Часть I). Ст. 2167.
15. Указание ФССП России от 3 февраля 2016 г. № 1-у «По организации служебных взаимоотношений и служебной дисциплины судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. № 3.
16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2018. № 1 (часть I). Ст. 62.
17. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2017. № 27. Ст. 3929.
18. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 3091.
19. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 76.
20. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; 2017. № 27. Ст. 3929.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Присяга как основание реализации профессиональных функций государственных служащих» Ф. Ф. Чаплицкого Статья Ф. Ф. Чаплицкого посвящена исследованию норм, формализующих присягу в качестве основания реализации профессиональных функций государственных служащих.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку, в заявленном ракурсе российские правовые нормы не выступали предметом самостоятельного исследования. Как считает Ф. Ф. Чаплицкий, результаты подобной работы будут способствовать содержательному приращению теории института присяги, а также пополнению критериев для классификации присяги.
Осуществленный автором анализ законодательных и подзаконных актов, позволил выявить стандартную правовую формулу регламентации статуса государственных служащих как субъектов, реализующих профессиональный функционал. Она состоит в совокупности законодательных норм и норм положений, утверждаемых руководителями конкретных структурных подразделений о порядке принятия присяги.
Заслуживают внимания выводы по итогам рассмотрения текстов присяги государственных служащих. В данной статье представлены общие формулировки текстов присяги, хотя, практически в каждом из них включены специальные положения, соответствующие их профессиональному функционалу.
Научная статья Ф. Ф. Чаплицкого «Присяга как основание реализации профессиональных функций государственных служащих» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель: заведующая кафедрой конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, д-р юрид. наук, профессор
М. В. Мархгейм