Научная статья на тему 'Организационно-правовые вопросы наставничества как необходимого элемента государственной гражданской и муниципальной службы'

Организационно-правовые вопросы наставничества как необходимого элемента государственной гражданской и муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1813
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / НАСТАВНИЧЕСТВО / СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / КАДРОВАЯ РАБОТА / STATE CIVIL SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / TUTORSHIP / OFFICE CONTRACT / LABOR AGREEMENT / HR JOB

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

Цель. Исследование организационно-правовых вопросов наставничества на государственной гражданской и муниципальной службе. Методы. В статье проведен анализ действующих нормативных правовых актов о наставничестве на государственной гражданской службе федерального и регионального уровней, а также муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Изучена также научная литература по исследуемым вопросам. Результаты. В работе отмечается, что в федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» положения о наставничестве отсутствуют. В то же время в Указе Президента РФ от 27 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и в Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы, утвержденных Указом Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 поставлена задача повсеместного внедрения наставничества. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости нормативного закрепления положений о наставничестве в основополагающих актах федерального и регионального уровней о государственной и муниципальной службе, а также разработки и принятия соответствующих подзаконных актов. Научная новизна. Научная новизна состоит в анализе нормативных правовых актов о наставничестве на государственной гражданской и муниципальной службе федерального, регионального и муниципального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-LEGAL QUESTIONS OF TUTORSHIP AS NECESSARY ELEMENT OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL SERVICES (THE FEDERAL AND REGIONAL EXPERIENCE)

Purpose. Study organizational-legal issues tutorship of state civil and municipal service. Methods. At article conducted analysis acting regulatory legal acts about mentoring on of state civil service of the federal and regional levels, and also municipal regulatory legal acts bodies local self-government. Investigated also scientific literature by investigated matters. Results. At the celebrated, what at federal laws «About of state civil service Russian Federation» and «About municipal service at Russian Federation» provisions about mentoring missing. At the same time at Edict President RF from 27 May 2012 g. № 601 «About major directions perfection system governmental management» and at Major directions development of state civil services Russian Federation on 2016-2018 years, approved Decree President RF from 11 August 2016 g. № 403 supplied a task widespread introduction tutorship. Spent study allowed make conclusion about necessity regulatory consolidation provisions about mentoring at fundamental acts of the federal and regional levels about of state and municipal service. Scientific novelty. Scientific novelty composed at analysis regulatory legal acts about mentoring on of state civil and municipal service of the federal, regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые вопросы наставничества как необходимого элемента государственной гражданской и муниципальной службы»

о см

OQ «о о í а

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК НЕОБХОДИМОГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Гарипов Р. С.

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой социального права Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected]

Шайхатдинов В. Ш.

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, почетный работник высшего профессионального образования РФ, Уральский государственный юридический университет (Россия), 620137, Россия, г Екатеринбург,

ул. Комсомольская, 21, [email protected]

УДК 35.088.6

ББК 67.401.02

Цель. Исследование организационно-правовых вопросов наставничества на государственной гражданской и муниципальной службе.

Методы. В статье проведен анализ действующих нормативных правовых актов о наставничестве на государственной гражданской службе федерального и регионального уровней, а также муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Изучена также научная литература по исследуемым вопросам.

Результаты. В работе отмечается, что в федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» положения о наставничестве отсутствуют. В то же время в Указе Президента РФ от 27 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и в Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы, утвержденных Указом Президента РФ от 11 августа 2016 г № 403 поставлена задача повсеместного внедрения наставничества.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости нормативного закрепления положений о наставничестве в основополагающих актах федерального и регионального уровней о государственной и муниципальной службе, а также разработки и принятия соответствующих подзаконных актов.

Научная новизна. Научная новизна состоит в анализе нормативных правовых актов о наставничестве на государственной гражданской и муниципальной службе федерального, регионального и муниципального уровней.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, муниципальная служба, наставничество, служебный контракт, трудовой договор, кадровая работа.

¡ ORGANIZATIONAL-LEGAL QUESTIONS OF TUTORSHIP

| AS NECESSARY ELEMENT OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL

a SERVICES (THE FEDERAL AND REGIONAL EXPERIENCE)

d QL

g Garipov R. S.

c

a candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Law of Ural Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620990, Russia, Yekaterinburg, 8 March str.,

© 66, [email protected]

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

Shaykhatdinov V. Sh.

doctor of Law, Professor, Chief Researcher, Honored Worker of Higher Professional Education of Russian Federation, Ural State Law University (Russia), 620137, Russia, Yekaterinburg, Komsomolskaya str., 21, [email protected]

Purpose. Study organizational-legal issues tutorship of state civil and municipal service.

Methods. At article conducted analysis acting regulatory legal acts about mentoring on of state civil service of the federal and regional levels, and also municipal regulatory legal acts bodies local self-government. Investigated also scientific literature by investigated matters.

Results. At the celebrated, what at federal laws «About of state civil service Russian Federation» and «About municipal service at Russian Federation» provisions about mentoring missing. At the same time at Edict President RF from 27 May 2012 g. № 601 «About major directions perfection system governmental management» and at Major directions development of state civil services Russian Federation on 2016-2018 years, approved Decree President RF from 11 August 2016 g. № 403 supplied a task widespread introduction tutorship. Spent study allowed make conclusion about necessity regulatory consolidation provisions about mentoring at fundamental acts of the federal and regional levels about of state and municipal service.

Scientific novelty. Scientific novelty composed at analysis regulatory legal acts about mentoring on of state civil and municipal service of the federal, regional and municipal levels.

Key words: state civil service, municipal service, tutorship, office Contract, labor agreement, HR Job.

Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 20162018 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 [1], предусматривают совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы, повышение качества его формирования, совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности. Для реализации этих задач необходимо повсеместное внедрение действенных организационно-правовых институтов в системе гражданской службы РФ. Одним из таких институтов является наставничество.

Нормативная основа наставничества в настоящее время содержится в указах Президента РФ, нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти, а также в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2] Правительству РФ было поручено представить предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в частности, развитие института наставничества. Правительство РФ, в свою очередь, поручило Минтруду России подготовить соответствующий акт. Таким актом стал Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе, утвержденный Минтрудом России 18 ноября 2013 г. [3]. По мнению разработчиков Методического инструментария, наставничество представляет собой кадровую технологию, направленную на обеспечение передачи знаний и навыков от более опытного гражданского служащего менее опытному с целью решения таких задач, как ускорение

процесса профессионального становления гражданских служащих, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. Эта технология способствует адаптации гражданских служащих к условиям служебной деятельности, развитию профессионально-значимых качеств личности гражданских служащих, а также снижению текучести кадров. При этом упускаются нормативно-правовые аспекты наставничества на гражданской службе. Подобный подход характерен для ряда специалистов по вопросам государственной службы: И. Е. Каришина, О. И. Суховеева [4, с. 80-84], Д. И. Ковтков [5, с. 41-53], Ю. В. Ростовцева [6, с. 57-60]. На наш взгляд, наставничество должно быть не факультативным, а обязательным институтом для всех государственных и муниципальных органов. Поэтому необходимо ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 25 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [7] после слов «назначение на должность» дополнить словом «наставничество». Что касается Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8] (далее - ФЗ № 79) и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

«О муниципальной службе в Российской Федерации» [9] (далее - ФЗ № 25), то в них следует внести несколько дополнений. Во-первых, п. 11 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 79 «Основные права гражданского служащего» следует дополнить словами «включая наставничество». Таким же образом следует дополнить ст. 11 ФЗ № 25. Во-вторых, дополнить ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 «Содержание и форма служебного контракта» пунктом 11 «наставничество». В-третьих, целесообразно, также ввести в ФЗ № 79 статью 271 «Наставничество на государственной гражданской службе», в которой сформулировать цель, задачи и содержание наставничества, а также указать, что примерное положение о наставничестве в государственных органах, где граждане проходят государственную гражданскую службу, утверждается указом Президента РФ. Одновременно следовало бы дополнить ФЗ № 25 статьей 17.1. «Наставничество на муниципальной службе», в которой обозначить цель, задачи и содержание наставничества и указать, что положение о наставничестве на муниципальной службе принимается представительным органом местного самоуправления. В-четвертых, ч. 1 ст. 44 ФЗ № 79, по нашему мнению, следует дополнить п. 141 «организация и осуществление наставничества», а ст. 28 ФЗ № 25 - пунктом 13.1 подобного содержания. В-пятых, есть необходимость дополнения ст. 64 «Кадровый резерв на гражданской службе» частью 91 со следующим содержанием: «На лиц, находящихся в кадровом резерве государственного органа, распространяются положения о наставничестве на государственной гражданской службе». Такое же дополнение необходимо сделать в ст. 33 ФЗ № 25. Возможны дополнения положениями о наставничестве и других статей ФЗ № 79 и ФЗ № 25. Кроме того, соответствующие дополнения должны быть внесены и в подзаконные акты, касающиеся конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской и муниципальной службы, содержание служебного контракта (трудового договора), кадровой работы на гражданской и муниципальной службе, должностного регламента, аттестации гражданских и муниципальных служащих, квалификационного экзамена, оплаты труда гражданских и муниципальных служащих, поощрений и награждений на гражданской и муниципальной службе, дисциплинарных взысканий, направлений формирования кадрового состава, ротации служащих, кадрового резерва, программ развития гражданской и муниципальной службы и др. Одновременно должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

При подготовке нормативно-правовой основы наставничества на гражданской и муниципальной службе необходимо изучить опыт в данной сфере,

накопленный федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На федеральном уровне в настоящее время действуют такие акты о наставничестве как приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416 «Об организации наставничества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [10], Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации, утвержденное приказом Следственного комитета РФ от 29 марта 2011 г. № 42 [11], распоряжение Минюста РФ от 8 июня 2011 г. № 1234-р «О внедрении методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов» [12], Положение о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 мая 2013 г. № 107 [13]. Сюда следует также отнести Типовое положение об организации наставничества в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденное приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 467 [14], приказ прокурора Свердловской области от 25 февраля 2013 г. № 360-а «Об организации наставничества в прокуратуре Свердловской области» [15] и Положение о Совете наставников в прокуратуре Свердловской области, которое утверждено прокурором Свердловской области 25 июня 2013 г. [16], Положение о наставничестве в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом ФССП России от 30 января 2015 г. № 35 [17], Положение о наставничестве в Федеральном агентстве связи, которое утверждено приказом Россвязи от 29 декабря 2017 г. № 295 [18]. Подобные акты на федеральном уровне были приняты также в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Федеральной антимонопольной службе, в Рособорон-поставке и др.

Анализ перечисленных выше актов федерального уровня позволяет сделать следующие основные выводы.

В одних случаях наставничество понимается в узком смысле, в других - в широком. Например, согласно Положению о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации наставничество устанавливается для гражданских служащих, впервые назначаемых на должности государственной гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» всех групп должностей, а также для гражданских служащих, впервые назначенных на

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

должности гражданской службы в порядке должностного роста, если выполнение ими функциональных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков. Еще более узким можно считать понимание наставничества в Следственном комитете РФ. Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации исходит из того, что наставничество устанавливается лишь в отношении следователей, впервые назначенных на соответствующие должности в подразделения следственных органов. Узкое понимание наставничества проявляется также в его продолжительности и в продолжительности стажа государственной службы наставника. Так, в Судебном департаменте и Федеральном агентстве связи срок наставничества составляет от трех месяцев до одного года, в Федеральной службе судебных приставов - от трех до шести месяцев, а в Следственном комитете - до одного года. Наставниками в системе Следственного комитета могут быть лица, проработавшие в занимаемой должности не менее трех лет, а в Судебном департаменте, в Федеральной службе судебных приставов и Федеральном агентстве связи - лица, имеющие необходимый опыт работы по замещаемой должности.

Структура нормативных правовых актов федерального уровня о наставничестве на государственной гражданской службе характеризуется как общностью основных положений, так и спецификой. Структура и содержание этих актов, на наш взгляд, не должны быть как чрезмерно сложными, так и чрезмерно простыми. Из четырех анализируемых нами актов один -Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации состоит из восьми разделов и четырех приложений, Положение о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации - из пяти разделов и двух приложений. Положения о наставничестве в Федеральной службе судебных приставов и в Федеральном агентстве связи включают семь разделов без приложений. При этом наименования разделов в этих положениях совпадают.

Представляется целесообразным изложить структуру Положения об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации. Это Положение охватывает следующие разделы: общие положения; цели и задачи наставничества; организация наставничества; руководство наставничеством, планирование работы наставника; права и обязанности наставника; права и обязанности следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа; завершение наставничества, стимулирование работы наставника. Приложения касаются основных форм и методов индивидуальной работы наставника, индивидуального плана обучения

и воспитания следователя, программы адаптации следователя к службе в системе Следственного комитета РФ, отчета об итогах наставничества. Представляется, что такая структура положения о наставничестве является наиболее эффективной.

Переходя к анализу нормативных правовых актов о наставничестве в системе государственной службы субъектов РФ, следует отметить, что их право на опережающее правотворчество в данной сфере вытекает из содержания ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [19], согласно которому субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Такие акты приняты во многих субъектах РФ: Алтайском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Владимирской, Курской, Калининградской, Ленинградской, Новосибирской, Сахалинской и Тюменской областях, Приморском крае, Санкт-Петербурге, республиках Крым, Татарстан и Чечня. Остановимся на некоторых из них. Речь пойдет о Положении о наставничестве в администрации Губернатора Новосибирской области и Правительстве Новосибирской области, исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, утвержденном постановлением Губернатора Новосибирской области от 20 декабря 2012 г. № 228 [20], Законе Ульяновской области от 28 мая 2018 г. № 44-ЗО «О наставничестве на государственной гражданской службе Ульяновской области» [21], Типовом положении о наставничестве в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденном Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2014 г. № 60-рп [22], Положении о наставничестве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденном постановлением Губернатора ЯНАО от 29 ноября 2012 г. № 170-ПГ [23], Типовом положении о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым, разработанном Министерством труда и социальной защиты Республики Крым в октябре 2015 г. [24], а также о Положении о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, которое утверждено постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 11 июня 2014 г. № 402 [25].

Узкое понимание наставничества характерно для всех актов субъектов РФ, которые мы анализируем. Так, в органах государственной власти Новосибирской области наставничество применяется лишь в отношении гражданских служащих всех категорий и должностей, впервые назначенных на должности. При этом

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

период осуществления наставничества составляет всего шесть месяцев, а стаж государственной службы наставника должен быть не менее двух лет. В Ульяновской области наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих, назначенных на должности впервые, а также служащих, назначенных на вышестоящие или равноценные должности, исполнение обязанностей по которым требует получения новых или углубления имеющихся у них практических знаний и умений. Наставниками здесь могут быть лица, имеющие стаж гражданской службы не менее двух лет, а наставничество осуществляется в пределах срока испытания, а если испытание для наставляемого лица не устанавливалось, - в течение не менее одного и не более шести месяцев.

Для гражданской службы Санкт-Петербурга характерно установление наставничества в отношении служащих, назначенных на должности гражданской службы, за исключением лиц, назначенных на должности категории «руководители» высшей и главной групп должностей, а также категории «советники (помощники)». В то же время по решению представителя нанимателя наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих, ранее включенных в Молодежный кадровый резерв Санкт-Петербурга. Период осуществления наставничества - от одного месяца до одного года. При этом требования продолжительности стажа государственной службы для наставника не установлено.

В органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа наставником может быть лицо, имеющее стаж государственной службы не менее двух лет, а установление наставничества допускается в отношении лиц, принятых на гражданскую службу и не имеющих стажа гражданской службы, а также лиц, вновь назначенных на иную должность. Кроме того, наставничество устанавливается над гражданскими служащими в возрасте до тридцати лет, что вряд ли можно признать обоснованным. Недостаточным представляется срок наставничества - от трех до шести месяцев.

Весьма подробно отношения по наставничеству регулируются в органах государственной власти Республики Крым и Республики Татарстан. В Типовом положении о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым содержатся основные понятия, используемые в Положении. Предусмотрено создание в государственных органах советов наставников, определены права и обязанности лиц, имеющих отношение к наставничеству. К Типовому положению приложен ряд образцов документов. В то же время представляется недостаточным срок наставничества -от одного до шести месяцев.

В органах государственной власти Республики Татарстан наставничество устанавливается

продолжительностью от трех месяцев до одного года. Значительное внимание в Положении о наставничестве уделено роли кадровых служб государственных органов, а также документационному сопровождению наставничества, координации работы в наставничестве, стимулировании работы наставников.

Из муниципальных нормативных правовых актов нами исследованы Положение о наставничестве на муниципальной службе города Барнаула, утвержденное решение Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2015 г. № 416[26], Положение о наставничестве на муниципальной службе в органах местного самоуправления города Нефтеюганска и Положение о совете по наставничеству на муниципальной службе в органах местного самоуправления города Нефтеюганска, утвержденные постановлением Главы города Нефтеюганска от 30 мая 2017 г. № 37 [27], Положение о наставничестве в Администрации города Нижний Тагил, утвержденное постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24 сентября 2013 г. № 2312 [28] и Положение о наставничестве в Администрации города Хабаровска, утвержденное распоряжением Администрации города Хабаровска от 29 июня 2016 г. № 381-р [29]. Узкое понимание наставничества присуще муниципальной службе города Барнаула и города Нижнего Тагила. Узость наставничества проявляется в том, что оно применяется только в отношении муниципальных служащих, назначенных 6на должность впервые. В городе Хабаровске, кроме того, наставничество устанавливается лишь в отношении муниципальных служащих, замещающих старшие и младшие должности. К этому следует добавить, что срок наставничества в городах Барнауле и Нижнем Тагиле составляет от трех до шести месяцев. В отличие от этого в городе Нефтеюганске к лицам, в отношении которых устанавливается наставничество, относятся не только муниципальные служащие, впервые поступившие на муниципальную службу, но и служащие, назначенные на иную должность, служащие, изменение и (или) выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника, а также граждане (муниципальные служащие), зачисленные в кадровый резерв, граждане, проходящие в органах местного самоуправления стажировку или практику. При этом для служащих, зачисленных в кадровый резерв, срок наставничества - период включения в кадровый резерв.

В перечисленных выше положениях о наставничестве на муниципальной службе понятие наставничества неоднозначно. Так, в городах Нефтеюганске и Хабаровске под наставничеством понимается форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к исполнению должностных обязанностей муниципальных служащих. В городе Нижнем

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

Тагиле под наставничеством имеется в виду разновидность профессиональной подготовки муниципальных служащих. Что касается Положения о наставничестве на муниципальной службе города Барнаула, то в нем понятие наставничества отсутствует.

Положения о наставничестве на муниципальной службе содержат полезные приложения. В городах Барнауле и Нижнем Тагиле - это индивидуальная программа наставничества и заключение об итогах наставничества, в городе Нефтеюганске - Положение о совете по наставничеству на муниципальной службе в органах местного самоуправления города Нефтеюганска,

Литература:

1. Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 20162018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403. Собрание законодательства РФ. 2016. № 33. Ст. 5165.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.

3. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе: утвержден Минтрудом России 18 ноября 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Каришина И. Е., Суховеева О. И. Наставничество на государственной гражданской службе: повышение эффективности применения кадровых технологий // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 32-2. С. 80-84.

5. Ковтков Д. И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика. 2016. № 11. С. 41-53.

6. Ростовцева Ю. В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 57-60.

7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 25 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

9. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

10. Об организации наставничества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 20 июля 2009 г. № 416. Российская газета. 2009. 23 июля.

11. Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета РФ от 29 марта 2011 г № 42. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

в городе Хабаровске - форма приказа о назначении наставника, форма мероприятий по наставничеству, форма отчета лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, о процессе прохождения наставничества и работе наставника, а также отчета наставника о результатах наставничества.

Все изложенное выше подтверждает вывод о необходимости нормативного закрепления положений о наставничестве в основополагающих актах федерального и регионального уровней о государственной и муниципальной службе, а также разработки и принятия соответствующих подзаконных актов.

References:

1. Main directions development of state civil services Russian Federation on 2016-2018 years: Decree President RF of 11 August 2016 № 403. Collection legislation RF. 2016. № 33. Art. 5165.

2. About major directions perfection system governmental management: Decree President RF of 7 May 2012 № 601. Collection legislation RF. 2012. № 19. Art. 2338.

3. Methodical tools by application HacTaBHUHecrea on of state civil service: Ministry of Labor Russia 18 November 2013. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

4. Karishina I. E., Suhoveeva O. I. Tutorship on of state civil service: increase effectiveness applications personnel technology // Priority scientific directions: from theory to practice. 2016. № 32-2. P. 80-84.

5. Kovtkov D. E. Tutorship on civil service //Legislation and economy. 2016. № 11. P. 41-53.

6. Rostovtseva Y. B. To issue development Institute tutorship on of state civil service // Administrative right and process. 2014. № 5. P. 57-60.

7. About system of state services Russian Federation: Federal law from 25 May 2003. № 58-FL. Collection legislation RF.

2003. № 22. Art. 2063.

8. About of state civil service Russian Federation: Federal law from 27 July 2004 g. № 79-FL. Collection legislation RF.

2004. № 31. Art. 3215.

9. About municipal service at Russian Federation: Federal law from 2 Martha 2007 g. № 25-FL. Collection legislation RF. 2007. № 10. Art. 1152.

10. About organizations tutoship at Ministry Russian Federation by cases civil defense, Emergency situations and Elimination effects of natural disasters: order MOE Russia of 20 July 2009. № 416 // Russian newspaper. 2009. 23 July.

11. Position about organizations tutorship at system Investigative committee Russian Federation: order Investigative committee RF of 29 March 2011. № 42. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

Литература:

12. О внедрении методических рекомендаций об организации наставничества в Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов: распоряжение Минюста РФ от 8 июня 2011 г. № 1234-р // Российская газета. 2011. 11 июня.

13. Положение о наставничестве в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 мая 2013 г. № 107. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Типовое положение об организации наставничества в органах Прокуратуры Российской Федерации: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 467. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об организации наставничества в прокуратуре Свердловской области: приказ прокурора Свердловской области от 25 февраля 2013 г. № 360-а. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Положение о Совете наставников в прокуратуре Свердловской области: утверждено прокурором Свердловской области 25 июня 2013 г Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Положение о наставничестве в Федеральной службе судебных приставов: приказ ФССП России от 30 января 2015 г. № 35. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Положение о наставничестве в Федеральном агентстве связи: приказ Россвязи от 29 декабря 2017 г. № 295. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Положение о наставничестве в администрации Губернатора Новосибирской области и Правительстве Новосибирской области, исполнительных органах государственной власти Новосибирской области: постановление Губернатора Новосибирской области от 20 декабря 2012 г № 228. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

21. О наставничестве на государственной гражданской службе Ульяновской области: Закон Ульяновской области от 28 мая 2018 г. № 44-ЗО. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Типовое положение о наставничестве в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга: распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2014 г. № 60-рп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа: постановление Губернатора ЯНАО от 29 ноября 2012 г. № 170-ПГ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References:

12. About implementation teaching recommendations about organizations наставничества at Ministry Justice Russian Federation and Federal service court bailiffs: disposal Ministry Justice RF of 8 June 2011 № 1234-R // Russian newspaper. 2011. 11 June.

13. Position about mentoring at Court Department at Supreme Court Russian Federation: order Judicial Department at Supreme Court RF of 28 May 2013 № 107. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

14. Position about organizations tutorship at bodies Prosecutors Russian Federation: order General prosecutor Russian Federation of 17 December 2012 №467. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

15. About organizations tutorship at Prosecutor Sverdlovsk the: order prosecutor Sverdlovsk the of 25 February 2013 № 360-a. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

16. Position about Council mentors at Prosecutor Sverdlovsk the: approved prosecutor Sverdlovsk the 25 June 2013. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

17. Position about mentoring at Federal service court bailiffs: order FSSP Russia of 30 January 2015. № 35. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

18. Position about mentoring at Federal agency communication: order Россвязи of 29 December 2017. № 295. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

19. About general principles organizations legislative (representative) and executive bodies of state authorities subjects Russian Federation: Federal law from 6 October 1999 № 184-FL. Collection legislation RF. 1999. № 42. Art. 5005.

20. Position about mentoring at administration Governor Novosibirsk the and Government Novosibirsk the, executive bodies of the state authorities Novosibirsk: ruling Governor Novosibirsk the of 20 December 2012 № 228. Access of ref.-legal system «Consultant Plus».

21. About mentoring on of the state civil service Ulyanovsk: Law Ulyanovsk the of 28 May 2018 № 44-LO. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

22. Position about mentoring at Enforcement authority of state authorities St.-Petersburg: disposal Government St.-Peters-burg of 25 September 2014 № 60-rp. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

23. Position about mentoring on of state civil service I have Iamalo-Nenetskogo Autonomous region: ruling Governor INAO of 29 November 2012 № 170-GD. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

Гарипов Р. С., Шайхатдинов В. Ш.

Литература:

24. Типовое положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым от 15 октября 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Положение о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан: постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 11 июня 2014 г. № 402. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Положение о наставничестве на муниципальной службе города Барнаула, утвержденное решение Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2015 г. № 416. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27. Положение о наставничестве на муниципальной службе в органах местного самоуправления города Нефтеюганска: постановление Главы города Нефтеюганска от 30 мая 2017 г. № 37. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

28. Положение о наставничестве в Администрации города Нижний Тагил: постановление Администрации города Нижний Тагил от 24 сентября 2013 г. № 2312. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29. Положение о наставничестве в Администрации города Хабаровска: распоряжение Администрации города Хабаровска от 29 июня 2016 г. № 381-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References:

24. Position about mentoring on of state civil service Republic Crimea: Ministry labor and social protection Republic Crimea of 15 October 2015. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

25. Position about mentoring at executive bodies of state authorities Republic Tatarstan: ruling Office ministers Republic Tatarstan of 11 June 2014 №402. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

26. Position about mentoring on municipal service cities Barnaul, approved decision Barnautional urban Thoughts of 27 February 2015 № 416. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

27. Position about mentoring on municipal service at bodies local self-government cities Nefteyugansk: ruling Head cities Neft-eyugansk of 30 May 2017 № 37. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

28. Position about mentoring at Administration cities Lower Tagil: ruling Administration cities Lower Tagil of 24 September 2013 № 2312. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

29. Position about mentoring at Administration cities Khabarovsk: disposal Administration cities Khabarovsk of 29 June 2016 № 381-R. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.