Научная статья на тему 'К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые и публично-правовые начала'

К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые и публично-правовые начала Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СТРАХОВАНИЕ / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Жерелина Ольга Николаевна, Тодрик Владимир Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с унификацией законодательства о страховании государственных служащих. В статье рассматривается право общественного интереса как новый подход в вопросе систематизации права, данная тематика является актуальной в силу того, что действующие правовые акты противоречивы, несогласованны, что создает трудности в правоприменительной практике. Страхование государственных служащих является обязательным, поэтому действующим законодательством должны быть предусмотрены одинаковые условия, порядок и степень страховой защиты. В исследование использован частнонаучный метод, а также сравнительно-правовой, системный и функциональный, был применен метод кейс-анализа наравне с общелогическими методами. Теоретическая основа исследования базируется на выводах, которые сделали цивилисты, разрабатывая данную тему, в частности: Ю.А. Бондарев, Е.А. Кириллова, Е.Г. Лутченко, Н.А. Соколова и др. Статья посвящена разработкам представителями юридической доктрины новых подходов к вопроса, связанным с унификацией законодательства о страховании государственных служащих. По итогам исследования сделан вывод, что, унификация обязательного государственного страхования позволит не только устранить выявленные пробелы в действующих правовых актах, но и дополнить законодательство с целью закрепить эффективный правовой механизм обеспечения страховой защиты интересов государственных служащих; оптимизировать поток бюджетных средств; сократить количество нормативно-правовых актов. Проведенный анализ показал, что для унификации обязательного государственного страхования необходимо определить единые субъекты и объекты обязательного государственного страхования; фиксированный размер страховых сумм; критерии определения ущерба, причиненного жизни и здоровью; единый типовой договор обязательного государственного страхования; бюджет данного вида страхования; единый порядок и условия проведения обязательного государственного страхования. Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что унификация обязательного государственного страхования как новый подход в вопросе систематизации права требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Жерелина Ольга Николаевна, Тодрик Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF HARMONIZATION OF LEGISLATION ON INSURANCE OF CIVIL SERVANTS: PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW BEGINNIN

The article deals with the issues related to the unification of the legislation on insurance of civil servants. The article considers the law of public interest as a new approach to the systematization of law, since the current legislation on compulsory state insurance is characterized by the absence of a single legal regulation of the relevant group of public relations, which is manifested in the multiplicity and inconsistency of normative legal acts providing for different conditions and procedure of insurance, different degrees of insurance protection, as well as a different range of interests subject to insurance. The dialectical method of scientific knowledge of objective reality was used in the research. General scientific and private scientific methods based on it were also applied, first of all, system, statistical, comparative legal, structural and functional, basic General logical methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction). Theoretical basis the study is based on the conclusions drawn by jurists, developing the topic, in particular: Y. A. Bondarev, E. A. Kirillova, A. V. Pavlyuk, E. G., Lutsenko, N.A. Sokolova and others. The article is devoted to the development of representatives of the legal doctrine of new approaches to the issue related to the unification of legislation on insurance of civil servants. According to the results of the study, it is concluded that the unification of compulsory state insurance will not only eliminate the identified gaps in the legislation and improve it, but also properly regulate the insurance of civil servants, create an effective mechanism for this type of insurance, create equal conditions for the insurance protection of social interests of civil servants on compulsory state insurance; optimize the flow of budget funds; reduce the number of regulatory legal acts. The analysis showed that for the unification of compulsory state insurance it is necessary to determine the unified subjects and objects of compulsory state insurance; the fixed amount of insurance amounts; criteria for determining the damage caused to life and health; a single standard contract of compulsory state insurance; the budget of this type of insurance; a single procedure and conditions of compulsory state insurance. The results of scientific research have shown that the unification of compulsory state insurance as a new approach to the systematization of law require the development, improvement and further research.

Текст научной работы на тему «К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые и публично-правовые начала»

3.3. К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ: ЧАСТНОПРАВОВЫЕ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА1

Богдан Варвара Владимировна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Юго-западный государственный университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: KurskPravo@yandex.ru Жерелина Ольга Николаевна. Должность: преподаватель. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: Факультет управления и политики, кафедра правовых основ управления. E-mail: zherelina@gmail.com Тодрик Владимир Владимирович, аспирант. Место учебы: Юго-западный государственный университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: todrik@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с унификацией законодательства о страховании государственных служащих. В статье рассматривается право общественного интереса как новый подход в вопросе систематизации права, данная тематика является актуальной в силу того, что действующие правовые акты противоречивы, несогласованны, что создает трудности в правоприменительной практике. Страхование государственных служащих является обязательным, поэтому действующим законодательством должны быть предусмотрены одинаковые условия, порядок и степень страховой защиты.

В исследование использован частнонаучный метод, а также сравнительно-правовой, системный и функциональный, был применен метод кейс-анализа наравне с общелогическими методами.

Теоретическая основа исследования базируется на выводах, которые сделали цивилисты, разрабатывая данную тему, в частности: Ю.А. Бондарев, Е.А. Кириллова, Е.Г. Лутченко, Н.А. Соколова и др.

Статья посвящена разработкам представителями юридической доктрины новых подходов к вопроса, связанным с унификацией законодательства о страховании государственных служащих.

По итогам исследования сделан вывод, что, унификация обязательного государственного страхования позволит не только устранить выявленные пробелы в действующих правовых актах, но и дополнить законодательство с целью закрепить эффективный правовой механизм обеспечения страховой защиты интересов государственных служащих; оптимизировать поток бюджетных средств; сократить количество нормативно-правовых актов.

Проведенный анализ показал, что для унификации обязательного государственного страхования необходимо определить единые субъекты и объекты обязательного государственного страхования; фиксированный размер страховых сумм; критерии опре-

деления ущерба, причиненного жизни и здоровью; единый типовой договор обязательного государственного страхования; бюджет данного вида страхования; единый порядок и условия проведения обязательного государственного страхования.

Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что унификация обязательного государственного страхования как новый подход в вопросе систематизации права требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.

Ключевые слова: унификация, общественный интерес, государственные служащие, страхование, частное право, гражданское законодательство, публичное право.

THE ISSUE OF HARMONIZATION OF LEGISLATION ON INSURANCE OF CIVIL SERVANTS: PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW BEGINNIN

Bogdan Varvara Vladimirovna, Dr of law. Position: Professor. Place of employment: South-West state University. Department: civil law chair. E-mail: KurskPravo@yandex.ru Zherelina Olga Nikolaevna. Position: lecturer. Place of employment: MGIMO-University. Department: Faculty of governance and politics. E-mail: zherelina@gmail.com Todrik Vladimir Vladimirovich, postgraduate student. Place of study: South-West state University. Department: civil law chair. E-mail: todrik@mail.ru

Annotation: The article deals with the issues related to the unification of the legislation on insurance of civil servants. The article considers the law of public interest as a new approach to the systematization of law, since the current legislation on compulsory state insurance is characterized by the absence of a single legal regulation of the relevant group of public relations, which is manifested in the multiplicity and inconsistency of normative legal acts providing for different conditions and procedure of insurance, different degrees of insurance protection, as well as a different range of interests subject to insurance.

The dialectical method of scientific knowledge of objective reality was used in the research. General scientific and private scientific methods based on it were also applied, first of all, system, statistical, comparative legal, structural and functional, basic General logical methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction).

Theoretical basis the study is based on the conclusions drawn by jurists, developing the topic, in particular: Y. A. Bondarev, E. A. Kirillova, A. V. Pavlyuk, E. G., Lutsenko, N.A. Sokolova and others.

The article is devoted to the development of representatives of the legal doctrine of new approaches to the issue related to the unification of legislation on insurance of civil servants.

According to the results of the study, it is concluded that the unification of compulsory state insurance will not only eliminate the identified gaps in the legislation and improve it, but also properly regulate the insurance of civil servants, create an effective mechanism for this type of insurance, create equal conditions for the insurance protection of social interests of civil servants on compulsory state insurance; optimize the flow of budget funds; reduce the number of regulatory legal acts.

The analysis showed that for the unification of compulsory state insurance it is necessary to determine the unified subjects and objects of compulsory state insurance; the fixed amount of insurance amounts; criteria for determining the damage caused to life and health; a single standard contract of compulsory state insurance; the budget of

1 НИР в рамках Гранта Президента Российской Федерации

66

УНИФИКАЦИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

this type of insurance; a single procedure and conditions of compulsory state insurance.

The results of scientific research have shown that the unification of compulsory state insurance as a new approach to the systematization of law require the development, improvement and further research. Keywords: unification, public interest, civil servants, insurance, private law, civil law, public law.

Страхование государственных служащих является обязательным, при этом регулируется оно различными правовыми актами, на сегодняшний день в сфере страхования государственных служащих действует восемнадцать законодательных актов, которые противоречивы и несогласованны, так как регламентируют различный объем подлежащих страхованию интересов, а также разный порядок страхование при этом разнится степень страховой защиты. Следует учитывать, что обязательному страхованию подлежит пятнадцать категорий государственных служащих. Исключение составляют военнослужащие, которые служат по контракту и служба их по каким-либо причинам приостановлена.

В обязательном порядке должны быть застрахованы лица призванные на военную службу, служащие в органах внутренних дел России, работники Государственной противопожарной службы, проходящие службу в уголовно-исполнительных органах; служащие в войсках национальной гвардии России, работники Следственного комитета, служащие в таможне, заседатели в арбитражном суде России, судьи, присяжные, судебные исполнители, должностные лица правоохранительных органов, служащие в государственных органах охраны, служащие налоговых органов и счетной палаты.

Как справедливо отмечают специалисты в отношении некоторых категорий государственных служащих, которые подлежат обязательному страхованию правовые акты имеют недоработки, что тормозит развитие страхового законодательства в Российской Федерации2. По нашему мнению, существует ряд проблем, требующих разрешения.

Во-первых, в разных правовых актах по-разному регламентирован порядок страхования разных категорий государственных служащих.3 Механизм обязательного страхования государственных служащих - призванных на военную службу, сотрудников противопожарной безопасности, служащих в войсках национальной гвардии России, сотрудники уголовно исполнительной системы - выглядит следующим образом. Между ведомством (министерством) и страховой компанией заключается контракт об осуществлении обязательного государственного страхования путем проведения закрытого конкурса, на основании ФЗ от 05.04.2013 №44-Фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». После, заключается договор обязательного государственного страхования, при этом

2 Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.

3 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

Богдан В.В. ЖерелинаО.Н. Тодрик В.В.

используется типовой договор установленного образ-ца4.

Военнослужащий поступает на службу в армию путем призыва, либо в добровольном порядке (по контракту). После чего на военнослужащего распространяется действие вышеуказанного контракта. В Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации (к примеру) на основании Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, перед тем как поступить на службу проходит испытание (за исключением впервые поступающих в образовательные учреждения систем МВД РФ) от 2 до 6 месяцев. На период стажировки с сотрудником подписывается срочный трудовой договор и в этот период, стажер не подлежит обязательному страхованию. После прохождения испытания стажером, с ним заключается контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. С момента заключения контракта сотрудник имеет право на предоставление ему страховых гарантий. Но Фз от 28 марта 1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призваны на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее закон № 52-ФЗ) в ст. 6 содержит положение о договоре страхования, в то время, как законодательство, предоставляющие страховые гарантии жизни и здоровью судьи, не содержит положений о договоре обязательного государственного страхования.5 Ни в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ни в ФЗ от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее -федеральный закон № 45-ФЗ) не регламентированы положения об обязательном страховании судей, которые государственными служащими. Кроме того действующее законодательство не содержит положений об обязательности страхования жизни и здоровья таких категорий государственных служащих как сотрудники прокуратуры; сотрудники таможни; судебные приставы; работники налоговой службы, сотрудники внешней разведки и налоговых органов, однако на практике данные категории государственных служащих подлежат обязательному страхованию6. Поскольку практика осуществления обязательного государственного страхования носит договорный характер, то подобный правовой пробел недопустим.

Правовой изъян в виде отсутствия положений о договоре страхования, порождает еще большую проблему в виде законодательного отсутствия существенных

4 Бондарев Ю.А. Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на возмещение причиненного их жизни и здоровью в соотношении с нормами о страховых выплатах по обязательному государственному страхованию // Общество и право. 2010. № 1. С. 107-113.

5 Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1998.

6 Кириллова Е.А. Нотариат. Учебное пособие / Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.

условий договора обязательного государственного страхования, необходимых для осуществления полного механизма страховых гарантий служащего.7

Мы считаем, что вышеуказанный правовой недостаток можно устранить не только путем закрепления понятия договора обязательного государственного страхования для служащих, но и привести существенные условия договора страхования в соответствии с имеющимся типовым договором обязательного государственного страхования, который действует для: граждан, находящихся на военных сборах; сотрудников органов внутренних дел; противопожарной службы; сотрудников уголовно-исполнительной системы; войск национальной гвардии.

Во-вторых, отсутствует единый механизм определения степени тяжести вреда здоровью и увечий в обязательном государственном страховании государственных служащих. Если с гибелью (смертью) служащего вопросы выплат можно разрешить путем четкого определения суммы страховых выплат. То определение степени тяжести здоровью и расчет страховых сумм вызывает вопросы, потому как для ряда категорий служащих он разнится9.

Для призывников; сотрудников ОВД и УИС; служащих в противопожарной службе и восках национальной гвардии установлен различный размер страховых выплат при получении травм, контузий, которые являются страховыми случаями и при которых принимается решение о выплате страховых сумм 0

Судьям, судебным исполнителям, арбитражным и присяжным заседателям в определении степени тяжести вреда здоровью нет необходимости, так как в соответствии с ст.20 ФЗ №45-ФЗ данным категориям служащих полагаются материальные выплаты в виде страхового покрытия в случае нанесения ущерба здоровью, если при этом ведет к утрате возможности заниматься профессиональной деятельностью. Как отмечают эксперты формулировка «стойкая утрата трудоспособности» требует разъяснении и с целью определения критерия утраты трудоспособности, но мониторинг Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008г. №194н и Постановления Правительства № 855 (которое работает в связке с законом ФЗ-52) дают несколько разные ответы на поставленный вопрос, кроме того в правовых актах не закреплены критерии трудоспособности на основании которых можно определить возможность страховых выплат.

Отсутствие норм по определению трудоспособности в законах об обязательном государственном страховании определенных категорий граждан и связанных с ней страховых выплат можно компенсировать путем внесения указаний о необходимости обращения к подобным нормам.11 Кроме того, можно привести опре-

7 Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018

8 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.

9 Кириллова Е.А. Наследственное право России. Москва, 2017.

10 Соколова Н.А. Правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования // Вестник Омского юридического института. 2011. № 1 (15). С. 4548.

11 Административно-правовое регулирование деятельности ак-

ционерных обществ: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Павлюк Альберт Валентинович; [Место защиты:

Моск. гуманитар. ун-т]. - Москва, 2013. - 22 с.

деление тяжести вреда здоровью и соответствующие страховые выплаты к единому порядку. Либо использовать Постановление Правительства № 855, либо использовать Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На наш взгляд, применение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития предпочтительнее, так как широкая категория граждан использует именно его. При уголовном и гражданском разбирательстве, как правило, применяется именно Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в отличие от Постановления Правительства РФ, которое находит свое применение в узком кругу государственных служащих.

В-третьих, определенные категории государственных служащих имеют различную степень страховой защиты, так если при исполнении служебных обязанностей погибнет сотрудник следственного комитета, то его родственники получат страховую выплату в размере -180 ежемесячных зарплат, но если погибнет полицейский при исполнении служебных обязанностей его семье будет положена страховая выплата в размере 2000000 рублей, при гибели сотрудника налоговых органов его члены семьи получат страховую выплату в размере десятилетнего содержания сотрудника, если бы он работал на данной должности. В данном случае фиксированные выплаты наиболее предпочтительны. Подобные выплаты устраняют неравенство между категориями государственных служащих по рисковому признаку. Поскольку, к примеру, сотрудник патрульно-постовой службы в полиции чаще сталкивается на улицах города с противоправными деяниями, имеет больше страховых рисков по сравнению с сотрудником полиции, который работает в штабе с документами (при том, что оклад по должности и званию при работе в штабе могут быть выше). Кроме того, можно четко планировать бюджет министерства (ведомства).12 Положительным моментом будет являться и то, что механизм распределения фиксированных страховых сумм, в случае гибели (смерти) служащего на несколько выгодоприобретателей, более прозрачен.

В-четвертых, присутствует различие объектов страхования в зависимости от категорий государственных служащих. Так, для 10 категорий служащих установлена дополнительная защита принадлежащего им имущества (например: сотрудникам полиции; сотрудники прокуратуры; судьи и др.). Для сотрудников таможенных органов и сотрудников счетной палаты защита их имущества (в том числе близких родственников) в законодательстве об обязательном государственном страховании не предусмотрена. Интересным является тот факт, что имущество сотрудников следственного комитета и членам их семей подлежит государственной защите по ФЗ № 45.13 Однако, в ст. 20 ФЗ № 45 «Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке». Лица, указанные в части первой ст.20 ФЗ № 45 - это судьи, арбитражные заседатели, присяжные заседатели, судебные исполнители, должностные лица правоохранительного или контролирующего органа,

12 Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.

13 Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.

УНИФИКАЦИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Богдан В.В. ЖерелинаО.Н. Тодрик В.В.

сотрудники органов государственной охраны, сотрудники учреждений или органов уголовно-исполнительной системы. Получается, что защита имущества сотрудников следственного комитета и его близких - отсутствует.

Защита имущества сотрудников противопожарной службы и членов их семей также под вопросом. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69), убытки, причиненные сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.14 К сожалению, разъяснений, что подразумевается под убытками, и имеют ли они отношение к имуществу, закон не дает.

Подобные пробелы законодательства должны быть устранены путем предоставления дополнительных социальных гарантий жизни и здоровья близких родственников государственных служащих всех категорий. Это будет способствовать не только прогрессу в развитии обязательного государственного страхования, но и укреплении социальных гарантий, стимулированию работы государственных служащих, которые могут быть уверены за безопасность своей семьи и защиту своего имущества.

Дополнительно необходимо определить четкий и единый механизм страхования имущества государственных служащих и членов их семей в связи с исполнением ими служебных обязанностей.15 Например, внести следующее положение для государственных служащих: «Вред, причиненный имуществу, принадлежащему государственному служащему (определенной категории) или его близким родственникам, с учетом упущенной выгоды, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме в установленном порядке с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц».

В-пятых, в законодательных актах указаны различные источники финансирования. В части обязательного государственного страхования, как правило, указываются средства федерального бюджета. Но в отдельных случаях, бюджет либо не указан, либо присутствует формулировка соответствующие бюджеты, что идет вразрез с нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.16 В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса РФ, «обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям)». Не стоит забывать, что вышеуказанная норма не может быть четко регламентирована, потому как кодекс отсылает к законам об обязательном государственном страховании. Но непосредственно в законе данная

14 Лутченко Е.Г. Гражданско-правовое регулирование жизни и здоровья государственных и гражданских служащих // Юридический факт. 2017. № 20. С. 102-105.

15 Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 9396.

16 Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlyuk A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1.С. 352-361.

расходная статья должна иметь место, потому как конкретно указывает нам на источник финансирования обязательного государственного страхования определенной категории государственного служащего.

Шестое, это неполный список выгодоприобретателей в страховом законодательстве ряда категорий государственных служащих. В соответствии с п.2 ст.934 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица». В Федеральном законе от 07.02.2011г. №3-Ф3 «О полиции» (далее - закон № 3-ФЗ) прямо предусмотрен исчерпывающий перечень выгодоприобретателей, однако в их числе отсутствует категория - наследники застрахованного лица. На наш взгляд, это идет вразрез с нормами ГК РФ. Кроме того, в случае, когда сотрудник полиции погибнет, а вдова находится на ранних сроках беременности (при этом официально брак не был заключен), то впоследствии, ребенку будет отказано в страховых выплатах. Данный пробел имеется не только в страховых гарантиях, предусмотренных законом № З-ФЗ, но и в ФЗ №52 (военнослужащие, сотрудники противопожарной службы, сотрудники войск национальной гвардии, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы), в Законе РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ФЗ № 943-1 (сотрудники налоговых органов), ФЗ № 69 (сотрудники противопожарной службы).

Наряду с вышеуказанным пробелом страховых гарантий некоторых государственных служащих, для наследников сотрудника счетной палаты страховые выплаты предусмотрены. Также страховые выплаты предусмотрены наследникам судей; арбитражных и присяжных заседателей; судебных исполнителей; лиц контролирующих и правоохранительных органов (согласно ФЗ №45); сотрудников государственной охраны; сотрудников уголовно-исполнительной службы (согласно ФЗ №45); сотрудников следственного комитета; сотрудников прокуратуры.

Проведенный анализ показал, что система обязательного страхования государственных служащих, нуждается в доработке с учетом выявленных недостатков, при этом необходимо руководствоваться принципами, закрепленными в распоряжении Правительства РФ от 25.09.2002г. №1361-р.

Унификация обязательного государственного страхования позволит не только устранить выявленные пробелы в законодательстве и усовершенствовать его, но также урегулировать должным образом страхование государственных служащих, создать эффективный механизм проведения данного вида страхования, создать равные условия обеспечения страховой защиты социальных интересов государственных служащих по обязательному государственному страхованию; оптимизировать поток бюджетных средств; сократить количество нормативно-правовых актов. Для достижения данной задачи необходимо определить единые субъекты и объекты обязательного государственного страхования; фиксированный размер страховых сумм; критерии определения ущерба, причиненного жизни и здоровью; единый типовой договор обязательного государственного страхования; бюджет данного вида страхования; единый порядок и условия проведения обязательного государственного страхования.

Список литературы:

1. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Павлюк Альберт Валентинович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. - Москва, 2013. - 22 с.

2. Бондарев Ю.А. Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на возмещение причиненного их жизни и здоровью в соотношении с нормами о страховых выплатах по обязательному государственному страхованию // Общество и право. 2010. № 1. С. 107-113.

3. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018

4. Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1998.

5. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

6. Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.

7. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.

8. Кириллова Е.А. Наследственное право России. Москва, 2017.

9. Кириллова Е.А. Нотариат. Учебное пособие / Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.

10. Лутченко Е.Г. Гражданско-правовое регулирование жизни и здоровья государственных и гражданских служащих // Юридический факт. 2017. № 20. С. 102105.

11. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.

12. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189193.

13. Соколова Н.А. Правовой статус государственных гражданских служащих в системе обязательного социального страхования // Вестник Омского юридического института. 2011. № 1 (15). С. 45-48.

14. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlyuk A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.

15. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.

Рецензия

на статью «К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые и публично-правовые начала» профессора Кафедры гражданского права, ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, доктора юридических наук Богдан В.В., преподавателя Кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России и аспиранта Кафедры гражданского права ФГБОУ Юго-Западный государственный университет Тодрика В.В.

Статья посвящена актуальным проблемам унификации законодательства о страховании государственных служащих. Авторы акцентируют свое внимание на действующем законодательстве об обязательном государственном страховании для которого характерно отсутствие единого правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, что проявляется в множественности и несогласованности нормативных правовых актов, предусматривающих различные условия и порядок страхования, различные степени страховой защиты, а также различный круг подлежащих страхованию интересов.

Основные результаты исследования, их теоретическая и практическая значимость. В ходе исследования авторы делают выводы о том, что унификация обязательного государственного страхования позволит не только устранить выявленные пробелы в законодательстве и усовершенствовать его, но также урегулировать должным образом страхование государственных служащих, создать эффективный механизм проведения данного вида страхования, создать равные условия обеспечения страховой защиты социальных интересов государственных служащих по обязательному государственному страхованию; оптимизировать поток бюджетных средств; сократить количество нормативно-правовых актов.

Проведенный анализ показал, что для унификации обязательного государственного страхования необходимо определить единые субъекты и объекты обязательного государственного страхования; фиксированный размер страховых сумм; критерии определения ущерба, причиненного жизни и здоровью; единый типовой договор обязательного государственного страхования; бюджет данного вида страхования; единый порядок и условия проведения обязательного государственного страхования.

Научная новизна исследования: в статье прослеживаются элементы новизны.

Оценка обоснованности и достоверности предложений. Выводы, сделанные авторами в работе соотносятся с соответствующими источниками по теме исследования и подкреплены теоретическими исследованиями.

Рецензируемая работа рекомендуется к публикации.

Рецензент: Доктор юридических наук, декан юридического факультета, ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет С.В. Шевелева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,56%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.