Научная статья на тему 'ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / VALUE ORIENTATIONS / PERSONALITY / CULTURAL VALUES / STRUCTURE OF VALUE / ORIENTATIONS / SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратенко С.С.

В статье раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема формирования ценностных ориентаций у личности. Представлено многообразие точек зрения различных авторов касательно понятия «ценностные ориентации». Акцентируется внимание на понимании культурных ценностей. Значительное внимание уделяется системе ценностных ориентаций, которая стимулирует поставке целей и определяет реализацию их. Подводятся итоги о представлении понятия «ценностные ориентации», формируемые личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRIBUTION OF VALUES OF CULTURE BY THE PERSONALITY BASED ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS

The article reveals the currently relevant problem of the formation of value orientations in a person. The variety of points of view of various authors regarding the concept of "value orientations" is presented. Attention is focused on the understanding of cultural values. Considerable attention is paid to the system of value orientations, which stimulates the delivery of goals and determines their implementation. The results of the concept of “value orientations” formed by the person are summarized.

Текст научной работы на тему «ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

УДК 37.03

ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Кондратенко С.С., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема формирования ценностных ориентаций у личности. Представлено многообразие точек зрения различных авторов касательно понятия «ценностные ориентации». Акцентируется внимание на понимании культурных ценностей. Значительное внимание уделяется системе ценностных ориентаций, которая стимулирует поставке целей и определяет реализацию их. Подводятся итоги о представлении понятия «ценностные ориентации», формируемые личностью.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личность, ценности культуры, структура ценностных ориентаций, система ценностных ориентаций.

В современном мире личность, находящаяся в непрерывном состоянии развития и изменения представляет собой динамическую систему. В процессе личностного становления большое значение имеют внутренние движущие силы личности, которые позволяют самому ему определять самостоятельно задачи и следовать собственному развитию. В качестве регулятора и механизма такого развития выступает система ценностных ориентаций, определяющая форму реализации запланированных целей и при утрате ими побудительной силы, стимулирует постановке новых важных целей. Уровень развития, достигаемый личностью, последовательно создает предпосылки для совершенствования системы её ценностных ориентаций.

Ценности культуры представляют собой объекты материальной и духовной деятельности человека, которые обладают общественными и полезными свойствами, с помощью которых могут удовлетворять потребности общества. Культура, являющая социальным феноменом, определяется через ценностные ориентации.

Здравомыслов А.Г. ценностные ориентации понимает как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, рассматривающее как цель, средство или предмет для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [4, с. 189].

Важнейшей характеристикой личности как образованной зрелой соответствуют ценностные ориентации человека, так как определяют его отношения к окружающему миру, особенности взаимодействия с ним и регулируют поведение. Каждая личность, осознавая свои собственные ориентации, размышляет о смысле и целях своей жизнедеятельности, о своем месте в мире.

В научной литературе существуют различные подходы понимания ценностных ориентаций. Вместе с тем все исследователи схожи во мнении об особенностях строения, содержания ценностных ориентаций личности, тем самым определяют её направленность и позицию человека по отношению к явлениям действительности.

Четко и ясно даёт понятие «ценностные ориентации» Кирьякова А.В. в монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей: «...это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [5, с. 49].

Уверенность личности, преемственность определенного поведения, деятельности, которая выражена в направленности потребностей и интересов определяет совокупность уже сложившихся и устоявшихся ценностных ориентаций. Из этого следует, что ценностные ориентации являются важнейшим фактором, который регулирует мотивацию личности.

Содержание ценностных ориентаций составляют глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения и философские, политические, нравственные убеждения [2, с. 89].

В силу любого общества ценностные ориентации личности являются объектом педагогического воздействия. Они обуславливают направленность интеллекта, волевых усилий и внимание. Признаком зрелости личности и показателем её социализации выступает развитие ценностных ориентаций. Именно их устойчивая совокупность порождают качества в личности следующие: верность определенным принципам и идеалам, надёжность, активность жизненной позиции, цельность, упорство в достижении цели, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов.

Неразвитость ценностные ориентации является признаком инфантилизма.

Структура ценностных ориентаций состоит из трех интегративных компонентов: познавательный, эмоциональный, поведенческий [3, с. 256]. Все они активно участвуют в формировании данной ориентации, и при этом каждый из интегративных компонентов может иметь самостоятельное значение по содержанию и степени проявления.

Стоит отметить, что общественные явления, которые отражаются в сознании индивида, на основе формирующихся ценностных ориентациях личности, разнообразны и сложны по своему содержанию, а наше восприятие стремиться уловить характерные и ценные свойства отражаемого объекта.

Компоненты системы ценностных ориентаций прослеживаются в конкретных видах общественных отношений, так, по словам Б.Ф. Ломова ценностные ориентации являются как «многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [1, с. 65].

Ценностные ориентации личности можно рассмотреть как с позиции проявления их психологической сущности, механизмов формирования, причин возникновения, так и как определенный результат личностного развития, где итогом выступают взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. Психологические процессы, которые обуславливают процесс возникновения у личности системы ценностей и ценностные ориентации представляют собой объект. Регуляторная функция в социальном поведении заключается в содержании данной системы и иерархической структуре. Стоит отметить, что подходы могут использоваться при изучении индивидуальных и возрастных особенностей формирования личности.

Главным компонентом структуры личности являются ценностные ориентации, где весь приобретенный и накопленный жизненный опыт личности в ее индивидуальном развитии, обобщается. Именно этот компонент, представляющий некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и решаются жизненные вопросы личностью [5, с. 49].

Именно последнее в наибольшей степени может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества.

Таким образом, ценностные ориентации характеризуются как целостное структурное сложное, личностное образование, которое определяется закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций.

Литература

1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психологический журнал. - 1994. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.

2. Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 87-92.

3. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 256-269.

4. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего / Социология в СССР. - М.: Мысль, 1965. - Т. 2.- С. 208.

5. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Университет, 1996. - С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.