Научная статья на тему 'ПОИСК КАК МЕХАНИЗМ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ'

ПОИСК КАК МЕХАНИЗМ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПОИСК / PERSONALITY VALUE ORIENTATIONS / MECHANISM OF VALUE ORIENTATIONS / SEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухтоярова К.А.

В статье представлена характеристика понятия «ценностные ориентации». Отражены компоненты механизма ценностных ориентаций личности. Рассмотрена сущность поиска как составляющей механизма, связанной с формированием ценностного отношения к познанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH AS A MECHANISM OF PERSONALITY ORIENTATION IN THE WORLD OF VALUES

The article presents a characteristic of the concept of "value orientation." Reflected components of the mechanism of value orientations of the individual. The essence of the search as a component of the mechanism associated with the formation of a value relation to knowledge is considered.

Текст научной работы на тему «ПОИСК КАК МЕХАНИЗМ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 37.032

ПОИСК КАК МЕХАНИЗМ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

Бухтоярова К.А., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: kisysha.97@mail.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье представлена характеристика понятия «ценностные ориентации». Отражены компоненты механизма ценностных ориентаций личности. Рассмотрена сущность поиска как составляющей механизма, связанной с формированием ценностного отношения к познанию.

Ключевые слова: ценностные ориентации личности, механизм ценностных ориентаций, поиск.

В современных условиях развития общества проблема формирования ценностных ориентаций личности особенно актуальна и относится к числу важнейших в области социологии, педагогики, философии.

Кузнецова Е.Г. под формированием системы ценностных ориентаций понимает процесс становления личности, в котором данная система направлена на реализацию определенных целей социума [6, с. 201]. Ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности, которые отражают восприятие социальной среды, отношение человека к обществу, к самому себе, его поведение. На основе них реализуется внутренняя готовность личности к действиям, связанным с удовлетворением потребностей и целей в различных сферах.

Носителями различных систем ценностей являются социальные группы, с которыми человек взаимодействует в течение всей жизни [8, с. 286]. Это семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, коллеги. Именно они считаются регуляторами поведения индивида и во многом формируют его ценностные ориентации.

Дунаевская Э.Б. рассматривает ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен, определяющий направленность и содержание активности личности, который является компонентом системы отношений личности, определяет подход человека к миру, к себе, придаёт смысл и направление мотивам личности, поведению, поступкам [3, с. 202].

С точки зрения В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации выступают формой включения ценностей общества в механизм деятельности и поведения личности, как этап перехода общественных ценностей в деятельность субъекта [1].

Васильева Т.В. трактует данное понятие как «систему ценностных предпочтений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, определяющих поступки и действия человека, проявляющих себя в практическом поведении» [2, с. 88].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации входят во внутреннюю структуру личности, строятся на основе жизненного опыта, совокупности переживаний и стремлений человека, отграничивая существенное для него от несущественного» [9, с. 732].

Особенно широко понятие ориентации личности в мире ценностей раскрыто в работах А.В. Кирьяковой. Она рассматривает ценностные ориентации как ценностное отношение к объективным общественным ценностям, которое выражается в их осознании и переживании

как потребностей, мотивирующих поведение человека в настоящем и направляющих его на будущее [5, с. 49].

Таким образом, исходя из совокупности представленных определений, можно определить ценностные ориентации как один из важнейших элементов структуры личности, формирующийся на протяжении всей жизни, в основу которого входят поведение, поступки и действия человека, отношение его к окружающему миру, обществу и самому себе.

Теоретический анализ литературы на тему формирования ценностного отношения, позволил определить компоненты механизма ориентации личности в мире ценностей. Сформировался следующий механизм: возникает некая потребность, которая побуждает поиск, требует оценки и выбора объекта потребности, который определяет цель личности -проекцию для определения, для чего и где необходима какая-либо ценность. Данный механизм отражает процесс получения человеком информации (знания) - оценки (переживания) - выбора (присвоения) - и построения новой цели на основе затухания удовлетворенной потребности [5, с. 61].

Один из важных компонентов этого механизма, связанный с формированием ценностного отношения к познанию является поиск. В исследованиях педагогов значение поиска определяется по-разному. Его считают элементом поисковой деятельности, творческой деятельности, рассматривают как метод обучения, способствующий оптимизации учебного процесса, изучают значение поиска в области гуманитарных наук, искусствоведения, концепциях эстетического воспитания. Также поиск характеризуют как метод, раскрывая его через содержание и результат, исследуют значение и функции поиска как механизма, которых формирует творческое отношение к труду и т. п.

По мнению Т.В. Минаковой [7, с. 17], поиск может выступать механизмом ориентации, расширяющим способности личности путём включения в любой вид деятельности значимых для человека ценностей. Особенно выражается сущность поиска как механизма формирования ценностной ориентации в познавательной деятельности. Одной из главных функций поиска является понимание необходимости получения определённых знаний [4, с. 5]. В процессе поиска, во время решения каких-либо задач, направленных на удовлетворение потребностей и достижения целей, происходит развитие личности и обогащение новыми знаниями.

Таким образом, механизм ориентации личности в мире ценностей представляет собой сложный феномен, отражающий связь ценностных ориентаций с развитием направленности личности на достижение определённых жизненных целей, включающий в себя переживания и стремления человека, формирующий в течение всей жизни, регулирующий поведение и деятельность человека в различных ситуациях и отношение к окружающему миру, обществу и к себе. Также важно отметить, что ценностные ориентации базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, играя ведущую роль в процессе принятия большинства решений. Анализ педагогических исследований показал, что механизм ценностных ориентации содержит такие компоненты как поиск, оценка, выбор, проекция. В настоящей статье подробно рассмотрена сущность поиска - составляющей механизма, связанной с формированием ценностного отношения к познанию. Выявлено, что поиск способствует расширению возможностей и способностей человека путём внесения важных для него ценностей в любой вид деятельности. Кроме этого, поиск влияет на развитие личности и овладение новыми знаниями.

Литература

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 5. - С. 63-70.

2. Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник КемГУ. - 2014. - №2 (58). - С. 87-91.

3. Дунаевская, Э.Б. Особенности ценностных ориентации старших школьников общеобразовательных и коррекционных школ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -№51. - С. 201-205.

4. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. - 2002. - №7. - 11 с.

5. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Юж. Урал, 1996. - 188 с.

6. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. - 2012. - №2 (138). - С. 198-204.

7. Минакова, Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: монография / Т.В. Минакова. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. - 124 с.

8. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. -2011. - №4. - С. 286-289.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 814 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.