Научная статья на тему 'ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ВЫБОР / МОРАЛЬ / СВОБОДА / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL MECHANISMS / CHOICE / MORALITY / FREEDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мананникова А.А.

В условиях постоянного изменения общества актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций личности. Для изучения данного вопроса представлен анализ взглядов исследователей относительно ориентации как восхождения личности к ценностям. Статья направлена на изучение такого важного компонента ценностного механизма, как выбор. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ работ исследователей. На основе анализа данных работ устанавливается, что выбор - это компонент, который помогает сориентироваться личности в мире ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE AS A PERSONAL MECHANISM OF THE PROCESS OF FORMING A VALUE ORIENTATION

In the conditions of a constant change in society, the problem of forming the value orientations of the individual becomes urgent. For the study of this issue, an analysis of the views of researchers on the orientation of how an individual ascends to values is presented. The article is aimed at studying such an important component of the value mechanism as choice. The leading approach to the study of this problem is the analysis of the work of researchers. Based on the analysis of work data, it is established that choice is a component that helps a person orient himself in the world of values.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 37.03

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Мананникова А.А., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: tonja.9735@gmail.com

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В условиях постоянного изменения общества актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций личности. Для изучения данного вопроса представлен анализ взглядов исследователей относительно ориентации как восхождения личности к ценностям. Статья направлена на изучение такого важного компонента ценностного механизма, как выбор. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ работ исследователей. На основе анализа данных работ устанавливается, что выбор - это компонент, который помогает сориентироваться личности в мире ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные механизмы, выбор, мораль, свобода.

Важность ценностей в современном мире трудно переоценить, так как они придают смысл жизни. Именно с помощью ценностей становится возможным определение конечных целей человеческой деятельности. Без наличия ценностей невозможно полноценное формирование личности, потому что они являются важной частью её структуры. Формирование системы ценностных ориентаций личности происходит постепенно в процессе социализации человека. В условиях постоянной трансформации современного общества достаточно актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций, которые формируются через различные личностные механизмы.

В работе Кирьяковой А.В. проанализированы и представлены взгляды исследователей относительно ориентации как восхождения личности к ценностям. Исследователь Тидикис Р.И. моментом рождения ценности считает оценку, так как ценность только с помощью оценки приобретает свой вид. В работах Аристовой Л.П., Кудрявцевой Т.В., посвящённых формированию ценностного отношения к познанию, главным компонентом выделяется поиск. В исследованиях Голомштока А.Е., Йовайши Л.А., направленных на формирование ценностных ориентаций как регуляторов поведения личности, основным моментом выделяется выбор. В основном мы склоняемся к третьей точке зрения, гласящей о том, что выбор является основным компонентом ценностного механизма [3, с. 8].

Выбор - это механизм взаимосвязи внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. Это элемент ценностного механизма в структуре «поиск - оценка - выбор». Василенко В.А. считает, что выбор всегда направлен в настоящее, выбор сделан - он преддверие действия. Выбор помогает совершить переход слова через оценку к поступку [2, с. 59].

Выбор существует на всех формах жизнедеятельности обучающегося - это общение, различная деятельность. Формы выбора довольно разнообразны, так как зависят от каждого конкретного случая. Но в конце концов именно выбор помогает соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения личности.

Важное значение в выборе имеют ценностные ориентации. Находясь в интересах личности, ценностные ориентации пронизывают выбор, влияют на мотивы и на

последовательность поступков, которые выступают как линия поведения личности. Ценностные ориентации становятся локаторами нравственного сознания личности.

В исследовании Кирьяковой А.В. отмечено, что ценностное ориентирование связано с моральным выбором. Именно мораль становится ценностной основой взаимоотношений людей. Во взаимоотношениях в совместной деятельности в основном выделяется целостная система ценностей в личности. А в моральном выборе в наибольшей мере проявляются взаимосвязи ценностного механизма ориентации. Совершая моральный выбор, человек соотносит поступки других людей со своими собственными. В таких ситуациях основой выбора становится мотив. Но стоит заметить, что нельзя склонять выбор к только рациональным решениям без учета оценочной роли нравственных чувств. Выбор может осуществляться бессознательно, но осознаваться при этом через личностную самооценку побуждений [4, с. 71].

Успешный выбор в повторяющихся ситуациях способствует воспроизводству однотипных поступков, так как последняя стадия выбора является началом повторения всей процедуры. И подобное воспроизводство становится важным условием стабильности некоторых форм поведения. Но стоить заметить, что деятельность в целом не сводится к воспроизводству привычных шаблонов поведения, так как выбор зачастую содержит в себе возможность восходящего развития.

В настоящее время наиболее распространено понимание свободы как возможности выбора, потому что если у человека существует возможность выбора, то он свободен. Стоит заметить, что чем шире спектр свободы, тем устойчивее происходит осознание выбора. Осознание того, что свобода выбора трудна, позволило Э. Фромму создать свое произведение «Бегство от свободы», в котором указывалось, что стремление одного человека избежать ответственности за свой выбор зачастую является основой отказа от свободы выбора в выборе, появляется стремление переложить решение на другого человека [5, с. 102].

Возможность выбирать те или иные средства, ставить различные цели делает личность более свободной, потому что появляется возможность выбора, которая позволяет самовыражаться. Изучая свободу выбора личности в обществе, Алексеева В.Г. подчеркивает: «Истинно свободным обществом будет не то, которое имеет широкий спектр возможностей выбора, а то, в котором все граждане могут выбирать из этого ничем более не ограничиваемого диапазона» [1, с. 222].

Изучая процессы ценностного освоения действительности личностью, Н.З. Чавчавадзе свободу выбора и свободу творчества относит к факторам присвоения личностью ценностей общества, так как свободно-творческая деятельность человека как субъекта этой деятельности тесно связана с другими ценностями [6, с. 67].

В обычном труде цель уже задана человеку, причём совершенно не важно, кем она задана. А в творческом труде человек свободен в выборе своей цели, что и делает творчество свободной деятельностью. Ценность продукта творческого труда заключается в том, что он даже после прекращения своего существования не исчезает полностью, а продолжает жить в новых потребностях людей и побуждать к воспроизводству новых продуктов творчества.

Свобода, рассматриваемая как личностная ценность и как способность осуществления свободы выбора, может быть сформирована уже в школьные годы под воздействием условий, реализуемых жизнедеятельностью коллектива школы. Причём свободное приобщение к ценностям культуры и общества не растворяет человеческой индивидуальности, а подчеркивает её.

Сознание в случае выбора подводит варианты выбора под одно основание, в результате этого каждый вариант получает свою оценку. Тот вариант, оценка которого выше, выбирается сознанием. Но зачастую действительность реальных выборов совершенно другая, так как выбор может совершиться несамостоятельно. Одной из причин этого является отсутствие у человека представления о возможностях выбора. Для разрешения

данного противоречия необходимо приобщать каждого человека к ценностям общества. Это является необходимым условием для подкрепления в ситуациях выбора.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор - это категория, которая включает в себя целый комплекс понятий, характеризующих основу человеческой жизнедеятельности. Выбор входит в структуру целеустремлённой деятельности и требует обязательного дополнения, причём не простого указания на сферу деятельности человека, а выражения смысла любой деятельности и её ценностной направленности. Выбор помогает человеку сориентироваться в мире ценностей, научить нести ответственность за свои действия, быть гуманным и рациональным в своих решениях.

Литература

1. Алексеева, В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций / В.Г. Алексеева. - М.: Мысль, 1983. - 338 с.

2. Василенко, В.А. Мораль и общественная практика / В.А. Василенко. - М.: МГУ, 1983. - 175 с.

3. Кирьякова, А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 2002. - №7. - 11 с.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьяков. - Оренбург, 1996. - 188 с.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. - 272 с.

6. Чавчавадзе, Н.3. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси, 1984. - 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.