Научная статья на тему 'ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / МЕХАНИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипова А.П.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что выбор, как механизм формирования ценностной ориентации личности, является частью новаторской платформы педагогики сотрудничества. Статья направлена на раскрытие механизма выбора, как важнейшего инструмента педагога. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является аксиологический, позволяющий выявить компонент ценностного механизма. Выборэто осмысленная деятельность человека, влияние, нацеленное на реализацию запланированного. Выбор - это модель самореализации человека. В выборе человек способен показать себя, впервые явить что-то новое, содействующее переустройству его жизни. Материалы статьи могут быть полезными для педагогов при формировании ценностных ориентаций у воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE AS A PERSONAL MECHANISM OF THE PROCESS OF FORMING A VALUE ORIENTATION

The urgency of the problem under study is due to the fact that choice, as a mechanism for the formation of a person's value orientation, is part of an innovative platform for cooperation pedagogy. The article is aimed at disclosing the mechanism of choice as the most important tool of the teacher. The leading approach to the study of this problem is axiological, allowing to identify the component of the value mechanism. The choice is a meaningful human activity, an influence aimed at the implementation of the planned. The choice is a model of human self-realization. In choosing a person is able to show himself, for the first time to reveal something new, contributing to the reorganization of his life. The materials of the article can be useful for teachers in the formation of value orientations among pupils.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 37.013

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Осипова А.П., студент группы 15ПО(ба)ДО, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: aishasedova74@mail.ru

Научный руководитель: Иванова В.М., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что выбор, как механизм формирования ценностной ориентации личности, является частью новаторской платформы педагогики сотрудничества. Статья направлена на раскрытие механизма выбора, как важнейшего инструмента педагога. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является аксиологический, позволяющий выявить компонент ценностного механизма. Выбор - это осмысленная деятельность человека, влияние, нацеленное на реализацию запланированного. Выбор - это модель самореализации человека. В выборе человек способен показать себя, впервые явить что-то новое, содействующее переустройству его жизни. Материалы статьи могут быть полезными для педагогов при формировании ценностных ориентаций у воспитанников.

Ключевые слова: выбор, механизм, ценностные ориентации, образовательный процесс, воспитание.

«Расти вверх будет только тот, кто не боится делать выбор».

Джордж Элиот.

Дабы осмыслить свою жизнь и осознать, куда ты движешься и куда желал бы двигаться, весьма немаловажно понять, что в жизни для тебя приоритетно, ценно и важно, а затем подкорректировать собственную жизненную траекторию, либо укрепиться на той дороге, по которой идешь. Некоторые в собственном пути не колеблются и представляют, чего желают от собственной жизни, а кто-то совсем запутался. Важно приобрести «компас», указывающий интересующее направление, и научится им пользоваться. В решении данной задачи может помочь понимание механизмов и факторов, оказывающих большое влияние на ориентацию жизненного пути.

Одним из значимых социальных механизмов, оказывающих влияние на выбор жизненных концепций, жизненного пути человека являются ценностные ориентации.

Вопросы, сопряженные с человеческими ценностями, принадлежат к числу актуальных для наук, занимающихся исследованием личности и общества, так как ценности являются интегративным фундаментом как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Разрушение ценностной базы неизбежно приводит к упадку, к кризису, выход из которого вероятен исключительно на дороге формирования новых ценностей.

Нaпрaвленность личности та те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации.

Формирование ценностных ориентаций представляет собой необходимое звено рaзвития личности человек. В переломные, переходные ступени развития зарождaются новые ценностные ориентации, потребности и интересы, a та их бaзе перестрaивaются и свойствa, кaчествa личности, присущие предшествующей ступени. Итак, ценностные

ориентации выступают в роли личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

Обращаясь к ориентации детей, «как процессу восхождения личности к ценностям, как процессу возвышения потребностей», А.В. Кирьякова удостоверилась в необходимости синтеза всех компонентов деятельности: поиска, оценки, выбора и проекции в «единую цепочку ценностных механизмов, обеспечивающих весь цикл ориентации от побуждающей поиск потребности, которая при встрече с объектом поиска дополняется необходимостью оценки и выбора данного объекта как значимого, имеющего личностный смысл или в этом случае определяющего цель - проекцию, где и зачем необходима присвоенная ценность, или поиск продолжается на новом витке неудовлетворенной потребности. Своеобразная передача эстафеты потребности поиска, оценки-выбора и проекции (определение зачем, где и когда встреченный объект - ценность нужна) есть процесс обретения личностью информации (знания) осознания-оценки (переживания) - выбора (присвоения) - и построения новой желаемой цели на основе затухания удовлетворенной потребности» [3, с. 61].

В данной статье мы рассмотрим выбор, как личностный механизм процесса формирования ценностной ориентации.

Невзирая на то, что проблема выбора жизненного пути личности рассматривалась со времен античной философии, она до сих пор мало исследована в академической литературе. Затрагивая края данного вопроса, Л.Н. Коган объективно подмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» [4, с. 164-165].

В обстоятельствах непрерывных перемен социального сознания проблема выбора обретает необыкновенную значимость. Причем в особенности ценны ситуации выбора, для которых никак не определено общественных нормативов поведения. Им можно дать характеристику как «нездоровые точки» социума, согласно которым зачастую совершается разлад социального представления. Значимость и многознаменательная важность подобных обстановок определяет проблема о том, каким способом совершается принятие постановления в моментах нравственной неопределенности.

Педагогический аспект категории «выбор», нуждается в серьезном анализе. А.В. Кирьякова исследовавшая категорию «выбор» определяет как «механизм соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. Это компонент ценностного механизма, в цепочке: поиск - оценка - выбор - всегда обращен в настоящее, выбор сделан -он преддверие действия. Это переход от слова через оценку к поступку» [3, с. 69].

Предложенное Кирьяковой А.В. понимание выбора доказывает о синонимичности понятий «выбор» и «поступок». С этой точки зрения, процесс воспитания необходимо рассматривать как матрицу ситуаций выбора. Матрица ситуаций выбора это нахождение то одних, то других ассоциативных связей между текущими обстоятельствами и прежним опытом, хранимым в памяти субъекта, т.е. за субъективным процессом размышления лежит механизм «ассоциативного поиска». Субъективность как сфера свободы означает субъективность сознания как способность к выбору.

Ключевые тенденции изучения проблемы выбора жизненного пути личности объединены с реализацией некоторых факторов: для начала нужно располагать тем, из чего собственно делается выбор; далее, немаловажно обладать тем, кто именно выбирает; затем, необходимо реализовать непосредственно действие выбора, и в конце, приобрести прогнозируемый результат.

Поочередно проанализируем отмеченные факторы.

Итак, первый фактор сопряжен с вариациями выбора. В нашем случае это -разнообразие жизненных путей человека. Масса людей различного пола, возраста,

общественного статуса представляют вероятные варианты жизненного пути человека. Множество судеб, разнообразие разных путей жизни, многогранность человеческого существования - это то, что имеет место в действительности. И недостаточно просто замечать происходящее; необходимо ещё подсоединить умозрение, для того чтобы понять все происходящее. Человеку нужно частное соотнести с общим, олицетворяющим конкретные константы человеческой жизни.

Второй фактор делает акцент на субъекте деятельности, личности как активном креативном истоке. Человек - триединое образование: био-социо-духовное существо. И любая из ипостасей человека проявляет влияние на его выбор.

Третий фактор - акт выбора. Это достаточно непростая процедура, связанная с подключением всей категории факторов как субъективного, так и объективного характера. Несмотря на то, что внешне она способна смотреться довольно простым делом. Так, решая вопрос - поступать или не поступать в ВУЗ, - школьник мгновенно способен предоставить положительный ответ. Но это никак не означает, что тут все так просто. Детальнее проанализируем ключевые элементы самого действия выбора. С методологической стороны для нас является значимым положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность» [5, с. 125].

С заявленного следует, то что, во-первых, действие выбора постоянно есть никак не просто сиюминутное стремление, возникшее неясно откуда и по какой причине. Акт выбора - это целостность внутреннего, связанного с состоянием личности, его мироощущением и миропредставлением и внешнего, т.е. с окружением, средой, оказывающими влияние на выбор. В данной взаимосвязи является целесообразным обратить внимание на значимость заключения, сделанного Л.Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» [4, с. 165].

Во-вторых, акт выбора сопряжен с выбором «в себе» конкретной потребности, которая считается базой для осуществления самого действия выбора. Тут нам хотелось бы акцентировать внимание на понятии «потребность». Оно считается основным для представления того, как происходит непосредственно действие выбора. Он осуществляется посредством и вследствие присутствия определенной потребности у личности. Выбирая, человек пробуждает в себе потребность, запускающую акт выбора средств, требуемых для ее удовлетворения. Продемонстрируем это на нашем примере со школьником.

Под воздействием наружных обстоятельств (наличие ВУЗов, сформированного у молодежи стандарта, то что качественное образование - важное условие устройства на престижную работу, друзей, поступающих в ВУЗ, и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, мечты, стремление познавательно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а кроме того в результате активизации одной из нужд (не отстать от товарищей, получить образование, приобрести исследовательский опыт и пр.) школьник принимает решение поступать в ВУЗ. С данного этапа последующий жизненный путь человека станет проходить через обучение в ВУЗе. Как далее сложатся дела (положительно либо отрицательно), от этого станет зависеть перспектива будущего человека, его жизненный путь. При этом воспоминания об учебе могут сохраниться на целую жизнь и оказывать воздействие на формирование жизненного пути человека.

Само действие выбора способно являться как осмысленным, так и бессознательным. Осознанный выбор связан с осознанием сущности процесса, присутствием нужной информации. В данном случае понимание представляет собой базу, целью которой является принятие решения, и средство, цель которого - его осуществление. Затрагивая края данной проблемы, Л.Н. Коган справедливо подмечал то, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив... Во-вторых, необходимы знание собственных

потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим» [4, с. 166]. Бессознательный выбор совершается, чаще всего, «под влиянием аффектов, настроения, чувств» [4, с. 171]. В юности бессознательный выбор может быть сопряжен с идеализацией условий, игнорированием иных нюансов проблемы, неумением анализировать ситуацию и т.д. Одним словом, бессознательный выбор является результатом «зелёных» отношений человека к самому себе и окружающему миру, трудности условий, в которых он очутился.

И последний, четвертый фактор - приобретение прогнозируемого итога. Есть два эпизода, которые нужно уточнить: во-первых, постоянно ли ожидаемое (допустимое) делается реальным, и, во-вторых, каждый ли раз наилучший для человека выбор считается полезным. Абсолютно то, что не все из прогнозируемого делается действительным. К примеру, потенциально любой, из обучающихся в ВУЗе, может стать студентом года. Однако далеко не каждый станет им. И пусть даже данный выбор осмыслен, и студент прикладывает значительные старания на пути к своей цели, результат способен быть другим. По какой причине? Все дело в комплексе объективных и субъективных условий. К примеру, может произойти то, что студент не будет соблюдать режим учебы и отдыха, и у него начнутся серьезные проблемы со здоровьем, которые поставят крест на его цели. Либо, одержав первоначальные успехи в учебе, в конкурсах, в исследовательской деятельности, студент не преодолеет «звездную болезнь», которая выведет его из колеи. В итоге, стремясь к чему-нибудь одному, индивид приобретает совершенно иное, никак не взаимосвязанное с ожидаемым. Далеко не всегда наилучший, с точки зрения человека, выбор делается конструктивно важным для него.

Рассмотрение проблемы выбора как одного из важных актов сознания, позволяет понять, как возникает борьба убеждений, идей и решений, которые сознанию необходимо оценить и сделать выбор.

«Выбор - это балансирование мысли и чувства между различными вариантами действий, он в равной степени отражение диалектики свободы и необходимости: внешней и внутренней свободы, внешней и внутренней необходимости» [3, с. 69].

Понимание свободы как возможности выбора красной нитью проходит через всю теорию: человек свободен, если у него есть возможность выбирать. Один из аспектов проявления свободы - это умение человека преобразовывать трансформировать окружающий его мир, окружающий социум и самого себя. «Каждая личность представляет собой проект, сама себя творит в процессе свободного выбора удовлетворения потребностей» [3, с. 34].

Выбор является механизмом саморегуляции в образовательной деятельности.

«Выбор пронизывает все формы жизнедеятельности школьника: общение, деятельность, игру. Формы выбора крайне многообразны, они варьируются в каждом конкретном случае. Однако, в конечном счете именно выбор позволяет соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности» [3, с. 70].

Однако моральный выбор человек делает постоянно и это самый трудный выбор. «Мораль интересует знание не само по себе, а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Требования морали содержат, следовательно, такое знание, которое преобразовано во внутреннее поведение» [3, с. 70].

Аида Васильевна подмечает, что «особое значение имеют складывающиеся ценностные ориентации». Ведь таясь в интересах личности, они пронизывают выбор и далее, влияют на подбор определенных мотивов, а также влияют последовательность поступков, то есть на «линию поведения личности». «Ценностные ориентации выступают как локаторы нравственного сознания личности» - справедливо считает Аида Васильевна.

Жизнь презентует нам огромнейшие возможности, которые могут быть прозеваны, не обнаружены или от которых мы можем необдуманно отмахнуться. Или, наоборот, могут

быть применены во всей их глубине и разнообразии, нaпoлняя нас рaдостью и энтузиaзмoм. Жизнь сaмa пo себе - дрaгoценнoе блaгo, рoскoшь и гаждый ее миг бесценен.

«Челoвек - проектировщик, сценaрист, дизaйнер свoей жизни, постановщик и актер «спектакля», в котором он сам себе написал роль. Жизнь каждого человека - это его произведение, которое он создавал, писал, изобретал» - подмечают В.М. Таланов и В.И. Ефимов. [4, с. 75-81].

К.А. Абульханова-Славская размышляет о личности как субъекте жизненного пути, способном посредством выражения субъектных свойств (инициатива, активность и ответственность), трансформировать свою жизнь и делaть выборы, содействующие сaмореaлизaции. Автор считает, что свойство личности как субъекта выражается в способности выбрать оптимальный способ организации жизни. Включение личности в вариант жизни происходит в «точке бифуркации», жизненной неопределенности и необходимости осуществления жизненного выбора [1].

Процесс преобразования личности совершается на базе выбора из большого количества альтернатив либо ограниченной области наиболее важной ценности. Это связано с переживаниями и битвой мотивов. Ценность, по мере внутреннего становления личности, способна перенимать энергию у действительно функционирующих мотивов, так что, в итоге, она становится содержанием жизни и сама получает силу реального мотива.

«Ориентация - как процесс - это проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями» [3, с. 4].

Процесс ориентации совершается в определенных временных и пространственных рамках, так как выбор жизненного пути, построение планов, самоопределение личности в сфере познания, общения, труда в значительной мере обретает свои очертания к моменту окончания школы.

Заложенные в природу человека способности должны иметь возможность проявиться, а помочь этому призвана система воспитания. Выбор пронизывает все формы жизнедеятельности школьника: общение, деятельность, игру. Формы выбора крайне многообразны, они варьируются в каждом конкретном случае. Однако, в конечном счете, именно выбор позволяет соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности.

Выбор - категория, вбирающая в себя большую совокупность понятий, определяющих ключевой акт человеческой жизни.

Выбор требует выражения смысла любой деятельности, ее ценностной направленности.

Выбор - это сложное, многоступенчатое взаимодействие, в которое вступают эмоционально-волевые и рациональные компоненты, обеспечивая его непрерывность и результативность.

Выбор - это не только осмысленная деятельность человека, т.е. некоторое сформулированное умозаключение. Это ещё и влияние, нацеленное на реализацию запланированного. То есть, выбор это не только лишь мысли, но и действия, влияющие на последующую жизнь человека. Поэтому выбор как феномен действительности постоянно онтологичен, порожден действительностью, связан с ней и способен поменять её.

Более того, выбор - это модель самореализации человека. В выборе человек способен показать себя, впервые явить что-то новое, содействующее переустройству его жизни.

Можно отметить, что выбор - шанс для человека, которым он может и должен воспользоваться.

Таким образом, процесс воспитания необходимо рассматривать как матрицу ситуаций выбора, последовательную совокупность стихийных и организованных ситуаций выбора, а поступок как единицу воспитания и критерий воспитанности.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-Москва: Мысль, 1991. - С. 229.

2. Ефимов, В.И. Личность: общелюдские ценности, забота о себе и выбор смыслов жизни / В.И. Ефимов, В.М. Таланов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №8. - С. 75-81.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. -Оренбург: ОГУ, 2000. - С. 188.

4. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - 286 с.

5. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. -Новосибирск, 1989. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.