Научная статья на тему 'ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОСОЗНАННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫБОР / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Касьяненко-Божок Римма Владимировна, Кувшинова Валерия Сергеевна

В статье рассматривается проблема ценностного самоопределения студентов на основе исследования иерархии ценностей. Особое внимание уделяется развитию ценностных ориентаций студентов, исходя из их потребностей, мотивов, интересов, а также возрастных особенностей. Ценностное самоопределение является одной из основных проблем взаимодействия индивида и общества, поскольку в результате него молодой человек обретает смысложизненную концепцию профессиональной и личной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Касьяненко-Божок Римма Владимировна, Кувшинова Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY OF VALUES AS VALUE SELF-DETERMINATION BASIS FOR MODERN STUDENTS

The article describes the problem of value self-determination of students based on the study of the values hierarchy. Particular consideration is given to the value determination development of students, based on their needs, motives, interests and age characteristics. Value self-determination is one of the main problems of interaction between an individual and society, because as a result a young person acquires a meaningful concept of professional and personal life.

Текст научной работы на тему «ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.923.2

Сальков А. В., Касьяненко-Божок Р. В., Кувшинова В. С.

Salkov A. V., Kasyanenko-Bozhok R. V., Kuvshinova V. S.

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

HIERARCHY OF VALUES AS VALUE SELF-DETERMINATION BASIS

FOR MODERN STUDENTS

В статье рассматривается проблема ценностного самоопределения студентов на основе исследования иерархии ценностей. Особое внимание уделяется развитию ценностных ориентаций студентов, исходя из их потребностей, мотивов, интересов, а также возрастных особенностей. Ценностное самоопределение является одной из основных проблем взаимодействия индивида и общества, поскольку в результате него молодой человек обретает смысложизненную концепцию профессиональной и личной жизни.

The article describes the problem of value self-determination of students based on the study of the values hierarchy. Particular consideration is given to the value determination development of students, based on their needs, motives, interests and age characteristics. Value self-determination is one of the main problems of interaction between an individual and society, because as a result a young person acquires a meaningful concept of professional and personal life.

Ключевые слова: студент, осознанность, ценность, ценностные ориентации, ценностное самоопределение, выбор, мотивация.

Keywords: student, awareness, value, value system, value determination, choice, motivation.

Введение

В современной науке накоплена достаточная совокупность знаний, раскрывающая как содержательную, так и процессуальную сторону формирования ценностных ориентаций личности как базового компонента самоопределения личности. Многие авторы рассматривают ценности как особую форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности [6]. При этом ценностное самоопределение является одной из основных проблем взаимодействия индивида и общества, поскольку в результате него молодой человек обретает смысложизненную концепцию профессиональной и личной жизни.

Присвоение ценностей является выбором человека и зависит от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Любой выбор сопровождается поиском смысла, стремлением найти себя и свое место в жизни. Путь, который проходит человек в поиске места под солнцем, у каждого свой. Однако, как показали наблюдения, у подавляющего большинства студентов это происходит неосознанно, у них нет выработанного представления о своем будущем или даже настоящем, они не знают, почему пошли учиться на ту или иную специальность, осознано не строят траекторию своей карьеры и жизненного пути. Часто «студенческий выбор» был сделан родителями. В итоге, по статистике, половина студентов уходит по собственному желанию с первых курсов выбранного направления либо продолжают учиться без должной на то мотивации. В будущем это может отразиться

на их профессиональной компетентности, адаптации и в целом успешности в профессиональной деятельности.

Таким образом, мы понимаем, что без глубокого осмысления и построения личной жизненной концепции, определяющей представления о смысле и целях своей жизни и профессиональной деятельности, невозможно духовное развитие и совершенствование личности, поэтому эта проблема актуальна.

Ценности весьма важны для существования человека в материальной и духовной среде. Они намечают позиции людей по отношению к разным объектам, что помогает решать, какие именно из объектов будут оценены положительно, какие отрицательно, какие будут признаны особо значимыми и существенными для человека. Ценности, определяя центральную позицию личности, играют важную роль при формировании и развитии структуры личности, они оказывают влияние на общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции. Ценности опосредуют самооценку путем сопоставления с так называемым «идеальным-Я» [6]. Ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации студентов на ценности.

Процесс ориентации совершается в определенных временных и пространственных рамках, так как выбор жизненного пути, построение планов, самоопределение личности в сфере познания, общения, труда в значительной мере обретают свои очертания к моменту окончания школы. В качестве пространственных ограничений процесса ориентации выступает университет, являющийся для студента центром социума, в котором он живет, действует в очень важный период своей жизни - период взросления, самоопределения.

В нашем исследовании «ориентация - это процесс личностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведет к более высокой цельности поэтапно. Накопление компонентов развития, их сохранение, обогащение и реорганизация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образований и новых функций ценностного Образа мира, Образа "Я", Образа будущего» [2].

Система ценностных ориентаций представляет собой центральное личностное образование и выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. При этом стремление к поиску своего места в жизни, самоопределению является врожденной потребностью человека.

Вслед за В. Д. Повзун мы полагаем, что ценностное самоопределение - это процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования [2].

Проблемами ценностей, ценностных ориентаций занимались значительное количество исследователей: И. Г. Афанасьева, Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, О. Г. Дробницкий, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Здравомыслов, Б. С. Круглов, Б. И. Додонов, В. Н. Сагатовский и др.

Проблемами ценностного самоопределения занимались такие классики, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Бандура и др. В современном отечественном ученом мире вопросы самоопределения личности освещены в работах Д. А. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, В. Д. Повзун, А. В. Кирьяковой и др.; некоторые аспекты представлены в кандидатских диссертациях Е. А. Латуха, Е. Н. Рафиенкова, Чой Су Ен, Е. А. Кострюкова, и др.

По мнению А. В. Кирьяковой, в системе образования происходит обретение смыслов, присвоение ценностей и определение целей будущей деятельности. Этот процесс предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем. Движущей силой самоопределения выступает мотивация

достижения [3]. Соглашаясь с идеями А. В. Кирьяковой, мы полагаем, что ценностное самоопределение личности осуществляется в трех личностных подпространствах поиска:

- когнитивное подпространство - пространство знаний, выбора и присвоения ценностей культуры и образования на основе аксиологически акцентированных идей и ценностей образования;

- эмотивное подпространство - пространство ценностных ориентаций, саморазвития и др., «само» личности. Это пространство, где происходит переоценка ценностей, становление личностного отношения к своему месту и роли в мире, формируется образ «Я», сообразно которому личность прогнозирует, проектирует свое будущее;

- деятельностное подпространство - это широкое пространство выбора жизненных ориентиров, развития прогностических способностей, определения идеалов и моделей будущей жизни и деятельности, в котором личность осознает цели и смыслы будущей жизни, выстраивает и реализует ее проект.

Ценностными механизмами, обеспечивающими весь цикл ориентации личности в мире ценностей, выступают: поиск^-оценка^-выбор^-проекция. Фазы процесса ориентации личности в мире ценностей совпадают с подпространствами самоопределения личности во временной перспективе прошлое - настоящее - будущее [5].

Самоопределение - это одновременно деятельностная и ценностно-смысловая система личности. Выбор - это не только действие, но и отношение человека, оценивание некоторых аспектов его бытия.

Кроме того, самоопределение - это непрерывный процесс, проходящий через всю жизнь человека, и в то же время одномоментный акт, возможно, выбор, характеризующий конкретные действия и желания человека в момент принятия решения в той или иной ситуации. Необходимо отметить относительность самоопределения как стабильного состояния субъекта, связанную с тем, что на протяжении не только жизни, но и достаточно небольшого ее периода происходит расширение в сознании личности границ своего Я, изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентации, установок [3].

Процесс становления личности сопровождается процессом поиска ценностных ориентиров. Система ценностных ориентаций определяет «вектор» развития личности. Однако ценностная картина мира студентов подчас весьма размыта и хаотична. Молодежь постоянно оказываются перед сложным выбором, решая профессиональные и личностные проблемы, и не всегда приоритетом их жизни становится научная или профессиональная деятельность. Более значимыми являются задачи по созданию семьи, решению материально-бытовых проблем, а уже затем - реализация себя в профессиональной и научной деятельности, что, безусловно, усложняет процесс их адаптации в вузе и построения карьеры.

Студент - лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета или магистратуры. Педагогический смысл понятия ценностная ориентация подразумевает растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в мире. Причем освоение внешнего мира и познание самого себя у студента происходит во взаимодействии с преподавателями, которые целенаправленно помогают ему в этом чрезвычайно трудном процессе [1].

В нашем исследовании мы используем методику Милтона Рокича, которую характеризуют как методически обоснованную в исследовании ценностных ориентаций. Ученый начал проводить свои исследования еще в 1960-70-е годы в США, а также в других странах.

Ценность М. Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с

личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения либо конечная цель существования» [4].

Милтон Рокич определил некоторые закономерности человеческих ценностей:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [4].

Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем ценностные ориентации личности в образовательном процессе как процесс личностного развития, процесс ценностного самоопределения.

Целью исследования является экспериментальное изучение и сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций студентов Сургутского государственного университета (далее - СурГУ) и филиала Тюменского Индустриального университета (далее - ТИУ) в г. Сургуте.

Методы и методики исследования. Диагностика индивидуальных иерархий ценностей М. Рокича. Автор методики различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях [4].

Всего в исследовании приняли участие 205 человек. Испытуемыми являлись студенты 1 и 4 курса отделения среднего профессионального образования филиала ТИУ в г. Сургуте (94 человека), а так же студенты 1-4 курса (97 человек) и магистранты (педагогическое образование) 1 курса (14 человек, работающие в системе образования) СурГУ.

Возраст испытуемых - от 15 до 35 лет. Исследование проводилось в декабре 2017

года.

С целью проверки актуальности исследования и правильности подбора методик нами было проведено констатирующее исследование.

Результаты и их обсуждение

Для того чтобы выявить ценностные ориентации студентов, нами было проведено исследование, которое позволило выделить ценности значимые для студентов 1-4 курсов отделения среднего профессионального образования (далее СПО) филиала ТИУ в г. Сургуте, 1-4 курсов СурГУ.

Студенты СПО: для студентов 1 курса (15-16 лет) значимыми являются здоровье (52%), наличие хороших и верных друзей (46%), счастливая семья (35%) (терминальные), воспитанность (33%), честность (29%), смелость в отстаивании своего мнения (25%) (инструментальные); для студентов 4 курса (18-19 лет) значимыми являются здоровье (54%), счастливая семья (34%), свобода (33%) (терминальные), воспитанность (57%), аккуратность (37%), жизнерадостность (26%) и честность (20%) (инструментальные).

Бакалавры СурГУ: для 1-2 курсов (17-19 лет) значимыми являются такие ценности, как любовь, свобода, здоровье, творчество, уверенность в себе (терминальные), воспитанность, чувство юмора, честность, смелость (инструментальные); для студентов 34 курсов (20-22 г.) значимыми являются: здоровье, уверенность в себе, любовь (терминальные), честность, чуткость, чувство юмора, ответственность (инструментальные).

Для магистров (23-35 лет) значимыми являются здоровье, любовь, интересная работа, счастливая семейная жизнь (терминальные), образованность, широта взглядов, ответственность, эффективность (инструментальные).

Анализируя иерархию ценностей, мы обратили внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить блоки по курсам. Для первого и второго курса характерны абстрактные, индивидуалистические и конформистские ценности, для них важным является их личная жизнь, ценности общения и самоутверждения в жизни. На старших курсах заметны изменения в ценностных приоритетах студентов СурГУ. На первое место (более 60%) студенты ставят конкретную ценность «здоровье», наблюдается данный выбор и у четвертого курса, в отличие от студентов 1 курса. В инструментальных ценностях студенты выбирают этические ценности (ответственность), альтруистические ценности (чуткость), ценности принятия других людей.

У магистров также подавляющее число выбрали конкретные ценности (здоровье -более 85%, интересная работа, счастливая семейная жизнь; образованность, широта взглядов, эффективность). Значимой является семейно-бытовая сфера, личная жизнь, ценности дела и труда, ценности самоутверждения, профессиональная самореализация.

Анализируя те ценности, которые опрашиваемые поставили на последнее место, можно прийти к следующим выводам. Для студентов 1 курса среднего профессионального образования малозначимыми являются красота природы (65%), счастье других (52%), творчество (42%). Для студентов 4 курса среднего профессионального образования малозначимы счастье других (54%), творчество (43%), общественное признание (33%). Для студентов высшего профессионального образования 1-2 курса малозначимыми являются счастье других, развлечение (46%), красота природы; 3-4 курса - творчество, счастье других. Для магистров малозначимы красота природы и развлечения. В инструментальных ценностях наблюдалась схожесть выбора. Для студентов всех возрастов малозначимыми являются такие ценности, как непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Именно эти две ценности чаще всего встречались в ответах бланках студентов. Возможно, это связано с неоднозначностью трактовки данной ценности. Недостатки людей могут трактоваться по-разному, поэтому возможно здесь можно говорить о толерантности и необходимостью быть самим собой, неважно, отличаешь ли ты от общей массы людей или нет, если речь идет о недостатках физического плана либо о равнодушии, если данные недостатки этического плана.

Заключение

Интерпретируя эмпирические данные, полученные в ходе исследования, можно сформулировать следующие общие выводы:

1. Выбор терминальных ценностей (здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе) и инструментальных ценностей (воспитанность, честность, смелость в отстаивании своего мнения) характерен для студентов СПО в возрасте 15-17 лет. Особенно важным, помимо здоровья, является наличие хороших и верных друзей, что соответствует характерным особенностям этого возрастного периода. Для подростка мнение о нем группы, к которой он принадлежит, является приоритетным, так как социальная среда и отношения в группе подчас определяет многие критерии успешности в этом возрасте. От того, насколько успешно подросток сможет влиться в коллектив и обретать друзей, поддерживать с ними связь, во многом зависит его «нормальность» в группе.

2. Выбор терминальных ценностей (любовь, свобода, творчество) и инструментальных ценностей (воспитанность, чувство юмора, честность, смелость) характерен для студентов СурГУ в возрасте 17-22 лет. Здесь наблюдаются значительные различия между студентами СПО и СурГУ. На первое место студенты начальных курсов ставят личностные приоритеты и абстрактные ценности. На первом месте стоит любовь,

что является не только критерием успешности, но и становится потребностью молодежи. Исходя из возрастной периодизации Э. Эриксона именно любовь в период молодости (1825 лет) является характерной потребностью, важным является освоение близких отношений и приобретение новой роли: партнеров, супругов и в итоге родителей.

3. Выбор терминальных ценностей (здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь) и инструментальных ценностей (образованность, широта взглядов, эффективность) характерен для магистров в возрасте 23-35 лет, большой возрастной разброс данной группы не позволит выявить общие закономерности, однако мы наблюдаем изменение ценностных установок - преобладают конкретные ценности и потребности, связанные с карьерой и профессиональной самореализацией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценностные ориентации студентов меняются в зависимости от их потребностей, ориентируясь в потребностях ребенка. Родители и педагоги могут сделать данный процесс восхождения от потребностей к осмыслению себя более целенаправленным и конкретным, управляемым.

Проблема современной молодежи - это проблема выбора, поиска себя в нашем полиинформационном мире. В период студенчества за счет особой творческой среды университета происходит становление основных ценностных ориентаций, здесь очень важна миссия преподавателей, тех ценностно-значимых установок, которые они транслируют в студенческий мир. Значимым также является активное участие студентов в мероприятиях образовательного учреждения. Все это дает возможность студентам стать самодостаточными в будущем личностями.

Таким образом, реализация Доктрины российского образования в XXI веке требует серьезного переосмысления подходов к подготовке и сопровождению молодежи для ее ценностного самоопределения, мотивирования в целях более эффективной адаптации и скорейшего роста молодых людей как профессионалов в своей деятельности.

Литература

1. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб. : Петропорлис, 1998. 205 с.

2. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург : Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. 188 с.

3. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования. Вестник ОГУ. 2011. № 2. (121)/февраль.

4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

5. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании : автореф. д-ра пед. наук. Сургут, 2006. 27 с.

6. Сальков А. В. Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета : автореф. канд. пед. наук. Сургут, 2002. 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.