Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов'

Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / VALUABLE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL ORIENTATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копченова Елена Евгеньевна, Морозова Татьяна Николаевна

Исследование посвящено изучению ценностных ориентаций личности, их роли в профессиональной направленности. Анализируются особенности ценностных ориентаций студентов будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE THEACHERS

The research is devoted to the study of valuable orientations of personality, their role in professional direction. The article analizes valuable orientations of future teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов»

3. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева Психологический институт РАО. Москва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.takya.ru/nuda/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detej / main.html

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. — Вопр. психол. 1982. № 2. С. 80—86.

5. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1 (22). С. 13.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Исследование посвящено изучению ценностных ориентаций личности, их роли в профессиональной направленности. Анализируются особенности ценностных ориентаций студентов -будущих педагогов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная направленность, студенты.

An^tatton. The research is devoted to the study of valuable orientations of personality, their role in professional direction. The article analizes valuable orientations of future teachers.

Keywords: valuable orientations, professional orientation, students.

Введение. Окончание школы и начало обучения в вузе знаменуют вступление юношей и девушек в самостоятельную жизнь, реализацию жизненных планов и способностей, овладение выбранной профессией.

Студенческий возраст как возрастной период по своему психологическому содержанию связан с решением ряда задач развития. Во-первых, это личностное самоопределение, предполагающее определение своего места в жизни, смысла жизни, собственного отношения к социальной реальности, выстраивание новых отношений с другими людьми [4]. Во-вторых, это профессиональное самоопределение и овладение профессиональной деятельностью, ее сущностью и общественной ценностью, профессиональными нормами и ценностями, выстраивание собственной профессиональной траектории развития в рамках выбранной профессии.

Проектирование профессионального развития неотделимо от личностного самоопределения, становления индивидуального способа жизни, связанного с поиском своего места в жизни, определением целей и ценностных ориентаций, реализацией своих способностей.

Изложение основного материала статьи. Ценностные ориентации трактуются как отраженные в сознании человека ценности, рассматриваемые им в качестве жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации личности представляют собой интериоризованные человеком ценности общества и социальных групп, членом которых он является.

Можно обозначить следующие характеристики ценностей. Ценности понимаются как убеждения, мнения человека, содержащие эмоциональный компонент. Ценности включают в себя, с одной стороны, цели, к которым человек стремится, с другой стороны, - средства достижения этих целей. Ценности надситуативны и выступают в качестве критериев оценки людей, событий, выбора поведения в какой-либо ситуации.

Ценности образуют иерархическую структуру, в которой одни ценности более значимы для личности, другие же не столь важны.

Согласно М. Рокичу [1], разработавшему собственную концепцию ценностных ориентаций, ценности -это вид убеждений, занимающий центральное положение в индивидуальной системе убеждений и представляющий собой принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни.

М. Рокичем выделяется два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности - те цели, к которым человек стремится. Инструментальные ценности, или ценности-средства, связаны с тем, как достичь индивидуальных целей.

В концепции С. Шварца выдвигается идея об универсальности базовых человеческих ценностей и мотивирующей цели ценностных ориентаций. Ценности различаются между собой по такому основанию, как тип мотивационных целей, которые они выражают. С. Шварц предложил выделять следующие мотивационные типы, или ценностные ориентации: власть, достижение как личный успех, гедонизм, стимуляция как волнение и новизна, самостоятельность мысли и действия, универсализм как понимание и терпимость, доброта, традиция как уважение и ответственность за культурные обычаи, конформность, безопасность.

В типологии Б. Шледера ценности различаются по двум основаниям. Во-первых, ценности делятся на материальные (конкретные предметы и явления действительности) и постматериальные (взаимоотношения человека и окружающей действительности). По такому признаку, как отношение к различным сторонам жизни человека, выделяют такие группы ценностей, как: ценности межличностных отношений; ценности в системе «человек-природа»; ценности, касающиеся собственного Я; ценности, связанные с высшим смыслом [2].

Профессия педагога относится к «смыслообразующим» в силу того, что профессиональная деятельность выступает для учителя одной из ценностей, определяя жизненное самоопределение, траекторию самореализации и саморазвития личности [2]. Кроме того, педагог является «транслятором» ценностей для подрастающего поколения. Это определяет необходимость исследования личности педагога не только с

точки зрения формирования его профессионализма, но и как субъекта, активно самореализующего себя в жизни.

В своей профессиональной работе педагогу необходимо оценивать свое поведение и поведение других людей, прежде всего обучающихся, ориентируясь на свои нравственные представления, принимать решения, делать выбор, брать ответственность на себя в сложных ситуациях педагогического взаимодействия. Все это педагог делает, соотнося свои действия и поступки с системой ценностей, затрагивающей не только его профессиональную деятельность, но и смысложизненные ориентации, которые касаются самоосуществления его как личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации включаются многими исследователями (Б.Г. Ананьев , В.А. Ядов и др.) в более широкое понятие - направленность личности. В ценностных ориентациях находит выражение сознательное отношение личности к окружающей действительности, к другим людям. С одной стороны, ценностные ориентации лежат в основе содержательного аспекта направленности личности, определяя мировоззрение человека, его отношение к жизни, к окружающим, к самому себе. С другой стороны, в проявлениях направленности личности ценностные ориентации обнаруживают себя, показывая, на что направлена деятельность человека.

Л.М. Митина [2] рассматривает ценностные ориентации как компонент структуры профессиональной направленности личности педагога. Педагогические ценности не только позволяют педагогу удовлетворять его потребности, но и ориентируют его социальную и профессиональную активность.

Особенностью педагогических ценностей является то, что они во многом определяются сложившимися в данный исторический момент в обществе социальными, политическими, экономическими отношениями, которые, в свою очередь, задают содержание образования и направление развития педагогики.

Под педагогическими ценностями понимают «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога» [3, с. 104].

Социально-педагогические и профессионально-групповые ценности лежат в основе индивидуальной системы ценностных ориентаций личности педагога. Трансформация педагогических ценностей в собственные происходит в процессе овладения и реализации педагогической деятельности, когда представления о целях, содержании и назначении профессии становятся собственными для личности педагога. Выделяют следующие педагогические ценности [3]: ценности, связанные с социальной и профессиональной значимостью педагогического труда; ценности, связанные с общением; ценности творческого саморазвития; ценности самореализации в профессиональной деятельности; прагматические ценности.

По аналогии с классификацией ценностных ориентаций М. Рокича, эти педагогические ценности можно разделить на самодостаточные и инструментальные ценности. К самодостаточным ценностям, или ценностям-целям, относятся творческий компонент педагогической деятельности, престижность и социальная значимость педагогической профессии, ответственность перед государством и обществом, утверждение себя как личности, любовь и симпатия к детям. В структуре ценностных ориентаций личности педагога эти ценности-цели занимают доминирующее положение, так как именно они выражают смысл педагогической деятельности, мотивируют развитие педагога как личности, определяют другую группу ценностей - инструментальные. Инструментальные ценности как ценности-средства объединяют три взаимосвязанные подсистемы: педагогические действия, направленные на решение образовательных и личностно-развивающих задач; коммуникативные действия и действия, выражающие субъектную сущность педагога. Среди ценностей-средств выделяют три группы ценностей: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [3].

Ценностное отношение педагога к своей деятельности позволяют ему адекватно и в соответствии с поставленными целями осуществлять педагогический процесс и конструктивно взаимодействовать с обучающими, их родителями и другими участниками образовательного процесса. Личностные и профессиональные характеристики педагога образуют вторую группу ценностей-средств - ценности-качества, которые во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями человека, в том числе и способностями. С этими двумя подсистемами ценностей-средств неразрывно связаны ценности-знания, включающие предметные, психолого-педагогические знания об индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся, а также аутопсихологические знания о своей деятельности и личности.

Выделенные группы педагогических ценностей связаны друг с другом, образуя иерархическую систему ценностных ориентаций: ценности-цели задают ценности-средства, ценности-отношения, в свою очередь, определяются ценностями-целями и ценностями-качествами.

Педагогические ценности отличает гуманистический характер, как и сама профессия педагога.

В структуре ценностных ориентаций педагога приоритетными являются ценности творчества и достижений в профессиональной деятельности, духовные и нравственные ценности (честность, справедливость, доверие), активность в общественной жизни, доброжелательность и открытость по отношению к окружающим; ценности любви к другим (сердечность, снисходительность, преданность, стремление помочь); эстетические ценности [3].

Ценностные ориентации являются тем элементом в структуре личности, которые определяют содержание и направленность профессиональной деятельности педагога, выступая ее регулятором, а кроме того, мотивируют его социальную активность, личностное и профессиональное развитие.

С целью изучения ценностных ориентаций было проведено исследование, в котором участвовали студенты ГОУ ВО МО ГГТУ, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Общее количество участников составило 127 человек, из них 91 студент 1 курса (78 девушек и 13 юношей) и 36 студентов 2 курса (21 девушка и 15 юношей). Для определения структуры ценностей была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [1], заключающаяся в ранжировании 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. При анализе полученных данных рассматривались средние значения рангов.

Полученные результаты ранжирования ценностных ориентаций выявили как сходство, так и различия между испытуемыми.

Среди терминальных ценностей у девушек первого курса на первом месте стоит здоровье (4,58), далее идут счастливая семейная жизнь (4,6) и любовь (4,7). На последних местах оказались красота природы и искусства (14,2), счастье других (13,2) и творчество (12,2). Структура ценностных ориентаций девушек второго курса оказалась схожей: наиболее значимыми ценностями для них являются счастливая семейная жизнь (5,1), любовь (5,9) и здоровье (6), низкие показатели получили красота природы и искусства (14,5), творчество (13,9) и общественное признание (13,5). Таким образом, у девушек как первого, так и второго курсов среди терминальных ценностей доминируют ценности личной жизни: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. На последних местах оказались красота природы и искусства, счастье других, творчество.

У молодых людей первого курса доминирующие позиции занимают свобода (5,35), здоровье (5,4), наличие хороших и верных друзей (6,6). Самыми незначимыми ценностями являются счастье других (14,8), красота природы и искусства (14,3), общественное признание (11,9).

На втором курсе структура терминальных ценностей меняется. На первые места выходят любовь (5,9), уверенность в себе (6,5), свобода (6,9). А вот незначимые ценности остаются прежними: красота природы и искусства (12,9), общественное признание (12,1), счастье других (11,6).

Что касается ценностей, связанных с профессиональной деятельностью педагога, таких, как развитие, постоянное совершенствование, интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивность как использование своих возможностей и способностей, познание, то они не являются значимыми для студентов первого и второго курсов, а такая ценность, как творчество, у девушек вообще оказывается в конце иерархии ценностных ориентаций. Т. е. студенты ориентированы больше на реализацию себя в жизни, а не в профессии. И хотя в вузе овладение профессией только начинается, обращает на себя внимание то, что структура ценностных ориентаций у второкурсников, которые уже осваивают педагогическую деятельность, схожа с иерархией ценностей студентов-первокурсников.

Анализ инструментальных ценностей показывает, что для студенток первого курса самыми значимыми выступают честность (5,1), воспитанность (5,6), жизнерадостность (6,0). Студентки второго курса также ценят воспитанность (5,6), честность (6,0) и жизнерадостность (6,2). На последних местах у студенток обоих курсов оказались непримиримость к недостаткам в себе и других (15,5 - 1 курс, 17,3 - 2 курс), высокие запросы (15,1 - у тех и других), смелость в отстаивании своего мнения (11,0 - у первого курса) и эффективность в делах (13,0 - у второго курса).

Полученные результаты показывают, что для девушек среди инструментальных ценностей первостепенными являются ценности общения и этические ценности: честность, воспитанность, жизнерадостность.

Что касается юношей, то студенты первого курса, как и девушки, на первое место ставят честность (4,1), затем идет образованность (6,8) и воспитанность (6,9). У юношей второго курса первые три ранговые позиции занимают самоконтроль (3,6), рационализм (6,4) и честность (6,7).

На последних местах у первокурсников оказались чуткость (12,8), высокие запросы (12,2) и исполнительность (11,9), а у второкурсников - непримиримость к недостаткам в себе и других (14,3), высокие запросы (13,6), аккуратность (12,1).

Следует отметить, что в целом студенты в качестве одного из наиболее значимых ценностей выделяют честность - качества, важного в общении. В то же время на последних местах оказались ценности, связанные с самоутверждением, - непримиримость к недостаткам других и высокие запросы.

Выводы. Проведенное исследование ценностных ориентаций студентов выявило ряд особенностей:

1. В системе ценностных ориентаций студентов отражаются как возрастные особенности развития (поиск друзей и близкого человека), так и гендерные различия, заключающиеся в том, что девушки предпочитают традиционные фемининные ценности (любовь, создание семьи, здоровье), для юношей более значимыми оказываются ценности, касающиеся собственной личности (свобода, уверенность в себе).

2. Структуре ценностных ориентаций студентов отличается направленностью в большей степени на достижение личных целей при снижении значимости ценностей, связанных с профессиональной деятельностью.

Литература:

1. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.

2. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2008. - 576 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

Психология

УДК: 159.922.72

кандидат психологических наук Косикова Людмила Валентиновна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация. Задачей данного исследования стало выявить личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей. Обнаружены статистически значимые различия при сравнении групп старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей по следующим показателям: тревожность, защита, инфантилизм.

Ключевые слова: старшие дошкольники, интеллектуальные способности, самооценка, личностные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.