Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ОСНОВА ИХ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ОСНОВА ИХ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VALUE ORIENTATIONS / VALUES / MOTIVATION / VALUE SELF-DETERMINATION / STUDENT / AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Касьяненко-Божок Римма Владимировна

В статье представлен анализ ценностных ориентаций студентов Сургутского государственного университета. Формирование ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе дает возможность развивать и стимулировать интерес к учебной, познавательный и научно-исследовательский деятельности, а также влияет на ценностное самоопределение личности. В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, где показано, что у студентов старших курсов более высокая степень активности в учебной и профессиональной деятельности, чем у студентов младших курсов. Преобладающей ценностью у студентов младших курсов является общение, преобладает пассивность и отсутствие четко выстроенных планов и траекторий, наблюдается дезориентация себя в пространстве собственной жизни, в то время как у старших курсов можно увидеть четко выстроенные ценностные основы личностного самоопределения. Ценностное самоопределение личности является одной из основных проблем, вызванных взаимодействием индивида и общества, решение которой порождает смысложизненую концепцию профессиональной и личной жизни человека. Как показали многочисленные исследования, у подавляющего большинства студентов данный процесс происходит неосознанно, так как у них нет ясного представления о своем будущем или даже настоящем, они не строят траекторию своей профессиональной карьеры и жизненного пути, не понимая, что в будущем это отразится на уровне их профессиональной компетентности, самореализации, успешности в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Касьяненко-Божок Римма Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY AS A BASIS OF VALUE SELFDETERMINATION

The article presents an analysis of the value orientations of students of the Surgut State University. The formation of students' value orientations in the educational process makes it possible to develop and stimulate interest in educational, cognitive and research activities, and also affects the value self-determination of the individual. Within the framework of this article, an analysis of the research results is presented, which shows that senior students have a higher degree of activity in educational and professional activities than junior students. The prevailing value among junior students is communication, passivity and the absence of clearly built plans and trajectories prevail, disorientation of oneself in the space of one's own life is observed, while in senior courses one can see clearly built value foundations of personal self-determination. Valuable self-determination of a person is one of the main problems caused by the interaction of the individual and society, the solution of which gives rise to a meaningful concept of a person's professional and personal life. As numerous studies have shown, for the vast majority of students this process occurs unconsciously, since they do not have a clear idea of their future or even the present, they do not build the trajectory of their professional career and life path, not realizing that in the future this will be reflected in their level, professional competence, self-realization, success in life.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ОСНОВА ИХ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Ценностные ориентации студентов в университете как основа их ценностного самоопределения

Сальков Алексей Владимирович,

к.п.н., доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: avsalkov@list.ru

Касьяненко-Божок Римма Владимировна,

ст. преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: kas-bo82@yandex.ru

В статье представлен анализ ценностных ориентаций студентов Сургутского государственного университета. Формирование ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе дает возможность развивать и стимулировать интерес к учебной, познавательный и научно-исследовательский деятельности, а также влияет на ценностное самоопределение личности.

В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, где показано, что у студентов старших курсов более высокая степень активности в учебной и профессиональной деятельности, чем у студентов младших курсов. Преобладающей ценностью у студентов младших курсов является общение, преобладает пассивность и отсутствие четко выстроенных планов и траекторий, наблюдается дезориентация себя в пространстве собственной жизни, в то время как у старших курсов можно увидеть четко выстроенные ценностные основы личностного самоопределения.

Ценностное самоопределение личности является одной из основных проблем, вызванных взаимодействием индивида и общества, решение которой порождает смысложизненую концепцию профессиональной и личной жизни человека. Как показали многочисленные исследования, у подавляющего большинства студентов данный процесс происходит неосознанно, так как у них нет ясного представления о своем будущем или даже настоящем, они не строят траекторию своей профессиональной карьеры и жизненного пути, не понимая, что в будущем это отразится на уровне их профессиональной компетентности, самореализации, успешности в жизни.

Ключевые слова. Ценностные ориентации, ценности, мотивация, ценностное самоопределение, студент, образовательное пространство.

о с

U

сэ см о см см

Введение. Логика развития современного высшего профессионального образования ориентирована на понимание его как основы для формирования ценностных ориентаций и базовой культуры, на основе которой осуществляется становление личности будущего специалиста в соответствии с принятыми ценностями современного общества. Отсюда особое значение имеет выявление ценностных ориентаций, обучающихся на различных возрастных этапах обучения в университете, оказывающих продуктивное влияние на их ценностное самоопределение в образовательном пространстве ВУЗа.

Известно, что ценностное самоопределение формируется на основе ценностных ориентаций личности [5]. При этом сами ценностные ориентации выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание духовной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения [2,3].

В данном исследовании ценностное самоопределение студента университета рассматривается авторами, как процесс обретения личностного смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени университетского образования [4].

Последние результаты исследований ценностных ориентаций студентов российских вузов показывают наличие достоверных изменений в становлении иерархии ценностей от младшего курса к старшему [1]. В процессе обучения у многих студентов возникают проблемы, которые проявляются в академической неуспеваемости, отсутствии интереса к учению и научной деятельности, организационному досугу, отсутствию осознанности своего профессионального и ценностного самоопределения, пассивности на учебных и практических занятиях, отсутствию объективного представления о себе и окружающим его явлениям.

В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования ценностных ориента-ций студентов одной ступени, но различных направлений обучения, проведенного на базе Сургутского государственного университета.

Целью нашего исследования было выявить связаны ли выявленные проблемы студентов университета с их отношением к ценностям современного общества.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, изу-

чение нормативных, методических документов, систематизация и обобщение собранных данных; и эмпирические - наблюдение, анкетирование, математические методы обработки данных.

В данной статье представлены результаты исследования, проведенного в несколько этапов на базе Сургутского государственного университета. В исследовании приняли участие 185 студентов в возрасте от 17 до 23 лет.

Структура выборки по основным параметрам (возраст, курс, образовательная программа) отражала основные характеристики исследовательских групп студентов. Релевантность задачам исследования обусловлена тем, что она представляет собой срез ценностных ориентаций и отношений студенческих групп, объединенных общими признаками - успешность, профессионализм, семья и любовь, упорство и настойчивость. Наиболее значимые связи между этими признаками позволили сделать вывод о динамике ценностного отношения студентов к этим явлениям, в условиях обучения в университете, в различные возрастные периоды, что напрямую связано с особенностями взросления и приобретаемым опытом, который они получают в образовательной организации.

Результаты исследования и их обсуждение.

Эмпирическое изучение ценностного самоопределения, которое в значительной мере не осознается ни на индивидуальном, ни на групповом уровнях, сопряжено с методическими трудностями. [1] Главная проблема состоит в том, что существующие методики в целом направлены на изучение ценностных ориентаций в данный момент времени испытуемых (такие методики как «Ценностные ориентации» Рокича, «СЖО» Леонтьева и «Ценностный опросник» Шварца) и предполагают необходимость адекватного понимания испытуемыми заданий и осознанных ответов на них.[8] В нашем исследовании мы опирались на методики А.В. Соколова и И.О. Щербаковой, которые поводили исследование ценностных ориентаций в виде авторских опросников и метода «незаконченное предложение», а также в основу исследования были взяты опросники ведущих ценностей, адаптированные профессором Казанского университета Б.С. Алишевым. [1, 6] Использование данных методик создает трудности в интерпретации ответов исследователем и в переводе их в количественные показатели. Таким образом, эти методики не гарантируют получение абсолютно точных результатов, но позволяют выявить некоторые тенденции.

Рис. 1

сз о со -а

А

—I

о

Как показал опрос, который мы проводили в Сургутском государственном университете в начале 2020 года (рис. 1, 2), студенты важнейшей ценностью (рис. 1, вопрос 1) посчитали для себя «семью» и «любовь», данный показатель вырос с 1 курса (23%) к 5 курсу (60%), причем самый

низкий показатель по данной позиции наблюдается у 19 летних, что возможно связано с желанием в данном возрасте отделится от родительской опеки, или началом самостоятельной жизни. С возрастом повышается значимость «доброты и честности» и уменьшается ценностная значимость

сз т; о m О от

З

ы о со

«денег». Но именно последний показатель ценен в 19 лет сильнее, чем в другие возраста, причем количество ответов по этому показателю совпадают с ответом «не знаю». Данная картина характерна и для предыдущего исследования в 2018 г. Представление о «хорошей работе» (вопрос 2) в их понимании это: «возможность зарабатывать», при этом этот показатель уменьшается с возрастом с 61% до 0%! «Любимое дело» этот показатель увеличивается с возрастом с 12% до 94%, при этом важным приносить «пользу другим людям» появляется только к 21 году 19% и уменьшается до 6% к 23 годам (см. рис. 1, вопрос 2)

Чтобы стать «успешным» и быстро подняться по карьерной лестнице (вопрос 3), необходимо: обладать «опытом и профессионализмом» (показатель увеличивается с 39% до 85%). «Иметь связи» чтобы стать успешным в карьере человеком, является ценным для 17-18-летних (39%), при этом трудолюбие появляется только в 20 лет (25%) и уменьшается к 23 годам, уступая таким показателям как «честолюбие» и «наглость» в активности оценивания.

Ответ на вопрос «что вам больше всего нравиться в себе» (вопрос 4) показал интересную динамику представления студентов о себе, так лидирующее значение (на 1 курсе) было за пунктом «честность и отзывчивость» (75%), оно неуклонно уменьшается к 5 курсу до 0%! При этом показатель «затрудняюсь ответить» увеличивается с 0% до 35%, что свидетельствует о некоторой дезориентации студентов в оценивании себя.

Так «упорство и настойчивость» (уменьшается до 15% к последнему курсу!), а «предприимчивость» появляется только к 4 курсу, и на 5 состав-100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ляет 50%, последний показатель говорит об инфантильности младших курсов и их пассивной позиции. Однако появление к 5 курсу данной характеристики имеет позитивную динамику, поскольку если сравнивать данные показатели с исследованием, проводимым в 2018-19 уч. году, то нужно отметить что этот пункт студентами в те годы был полностью проигнорирован.

При этом образ успешного человека (5 вопрос) тоже меняется с возрастом, для студентов 1 курса это миллиардер, очень богатый человек (38%), а к 5 курсу половина студентов считает, что это предприимчивый человек с большим потенциалом и умом. (см рис. 1). Что свидетельствует о смене детской, упрощенной и максималисткой позиции и появление более логичной и взвешенной.

Шестой вопрос анкеты позволяет нам определить досуговую активность студентов, при ответе на вопрос, как вы проводите свое свободное время, студенты, как и в прошлые года отдают предпочтение ответу «смотрю сериалы фильмы, провожу время в сети», (на 2 курсе показатель доходит до 69%, при этом к 5 курсу понижается до 25%). Так же занимает лидирующие позиции ответ «ничего не делаю, сплю, «валяюсь на диване» (от 38 до 50%), ответ «общаюсь с друзьями» (наиболее популярен на 3 курсе 20%). Студенты, которые занимаются «наукой или бизнесом» появляются, к сожалению, только к 5 курсу (25%), что свидетельствует о низкой активности студентов по данному направлению (при чем, вероятнее всего студенты, которые занимаются наукой в данный период, имеют в виду обязательное участие в конференциях в связи с защитой ВКР). В 2018-19 году данный пункт студентами вообще был проигнорирован.

о с

и

см см

117-18 лет

19 лет

20 лет

21 год 22-23 лет

Рис. 2

Кого вы считаете «великим человеком» (вопрос

7), и на кого вы бы хотели, быть похожи? Большая часть студентов отметили пункт «ни на кого», однако с возрастом меняется установка «на своих родителей» и к 5 курсу все больше студентов хотят быть похожи на них, пункт «на известных звезд или блогеров» больше характерен для студентов 1 и 2 курсов. (см. рис. 2).

На вопрос «Деньги решают все?» (вопрос

8) большая часть студентов ответили: «Не все, но многое» (характерно для всех курсов до 100% на 3 курсе) «Да, абсолютно» (50% характерно на 2 курсе),

Альтруистические качества студентов остаются на высоком уровне, при ответе на вопросы 9,10 «вы случайно стали свидетелем драки: двое крепких парней избивают человека явно слабее их. Ваши действия?» и «если вы увидите лежащего на земле неизвестного вам человека, возможно бомжа?» чаще всего был ответ вызову соответствующие службы, ответ «пройду мимо» (84% характерен для 2 курса), «затрудняюсь ответить» (характерен для последнего курса 85%).

Заключение. Проанализировав ответы на анкету 2018 и 2020 года можно проследить изменения во взглядах, а также схожие тенденции. Так современное поколение 2018 года считало, что хорошая работа это в основном хорошо оплачиваемая работа, при этом уровень ее полезности для общества минимальна, чтобы быть успешным нужно быть счастливым и здоровым и «иметь связи», обладать профессионализмом, быть очень богатым. При этом необходимо обладать наглостью и агрессивностью в достижении целей и это являлось для них более значимым, чем скажем «трудолюбие». В 2020 году мы видим, что данные показатели меняются с 1 по 5 курс, все больше студентов выбирают «любимое дело», вместо, прибыльного, что отвечает современным тенденциям и свидетельствует о финансовом благополучии молодого поколения. Однако так же не актуальной остается идея о том, что работа должна приносить пользу обществу.

Есть схожие негативные тенденции, а именно пассивность, так свободное время студенты в 2018 и в 2020 году проводят одинаково, они тратят его на развлечение и отдых. Мало кто из студентов выделяет «предприимчивость», как главную свою черту, половина «честных и отзывчивых», а еще значительная категория студентов вообще не понимает какие они. Наука и бизнес - это важнейшие области для любой страны, которая занимается строительством инновационной экономики. Эти области требуют постоянное пополнение активными и творческими кадрами, однако в нашем вузе они остаются не популярными. У студентов наблюдается слабая мотивация к научной и предпринимательской деятельности, отсутствует желание участвовать в научных конференциях, предположу, что данная тенденция связана с тем, что эта ценность не является приоритетной у преподавателей вуза, и им стоит задуматься над вопросом

регулирования процесса ценностного самоопределения студентов для их успешной самореализации в жизни.

Мы полагаем, что в период студенчества, за счет особой образовательной среды университета, происходит становление ценностных оснований личности. Это происходит под влиянием ряда факторов, и в первую очередь ценностного взаимодействия преподаватель-студент, которое помогает студентам ценностно определиться по отношению к своей жизни и профессиональной карьере, то есть разрешить противоречие между их интересами и интересами общества, частью которого они является.

Мы убеждены, что преподаватели университета могут данный процесс восхождения студентов от потребностей к ценностям, осмыслению себя как авторов собственной жизни, сделать более целенаправленным и управляемым. Проблема современной молодежи, это проблема выбора, поиска себя в нашем быстроменяющемся мире, в котором многие ценности перестали восприниматься людьми как значимые. [7]

Стране требуются активные люди, готовые к инновациям, однако предприимчивость и активность студентов оставляет желать лучшего, большая часть времени уходит на пассивный отдых, нет осознанности ни в жизни, ни в профессиональной деятельности, нет четких планов и траекторий. Сургутскому государственному университету необходимо проводить системную работу по оценке и диагностике ценностного самоопределения обучающихся, для более цельного понимания важнейшего процесса - ценностного самоопределения студентов и реализации программы развития молодых кадров отвечающим новейшим тенденциям развития экономики в нашей стране и мире.

Литература

1. Алишев Б.С. Изменения в структуре ценностей студенческой молодёжи в начале XXI века //Ученые записки казанского университета. Серия гуманитарные науки, Кн 4, Т. 128, 2016, с. 929-940

2. Кирьякова В. «Механизмы ориентации личности в мире ценностей» (монография) Оренбург, 1996-112 с.

3. Леонтьев Д.А. « Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. // Психологическое обозрение, № 1, 1998.

4. Повзун, В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании/Автореферат д-ра пед. наук: 13.00.01.-Сургут: РГБ, 2006.

5. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Учеб. пособие. - Свердловск: Свердл. пед. институт, 1986. - 142 с.

6. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115-123.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

7. Ryan, R. M. & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing.

8. Rokeach, Milton. Beliefs, attitudes, and values: a theory of organization and change.Edition:1st ed. Publisher: San Francisco: Jossey-Bass, 1968.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY AS A BASIS OF VALUE SELF-DETERMINATION

Salkov A.V., Kasyanenko-Boschok R.V.

Surgut State University

The article presents an analysis of the value orientations of students of the Surgut State University. The formation of students' value orientations in the educational process makes it possible to develop and stimulate interest in educational, cognitive and research activities, and also affects the value self-determination of the individual. Within the framework of this article, an analysis of the research results is presented, which shows that senior students have a higher degree of activity in educational and professional activities than junior students. The prevailing value among junior students is communication, passivity and the absence of clearly built plans and trajectories prevail, disorientation of oneself in the space of one's own life is observed, while in senior courses one can see clearly built value foundations of personal self-determination.

Valuable self-determination of a person is one of the main problems caused by the interaction of the individual and society, the solution of which gives rise to a meaningful concept of a person's professional and personal life. As numerous studies have shown, for the vast

majority of students this process occurs unconsciously, since they do not have a clear idea of their future or even the present, they do not build the trajectory of their professional career and life path, not realizing that in the future this will be reflected in their level, professional competence, self-realization, success in life.

Keywords. Value orientations, values, motivation, value self-determination, student, and educational space.

References

1. Alishev B.S. Changes in the structure of values of student youth at the beginning of the XXI century // Scientific notes of Kazan University. Series of humanities, Book 4, Vol. 128, 2016, p. 929940

2. Kiryakova V. "Mechanisms of personality orientation in the world of values" (monograph) Orenburg, 1996-112 p.

3. Leontiev D.A. "Value representations in individual and group consciousness. // Psychological Review, No. 1, 1998.

4. Povzun, V. D. Value self-determination of personality in university education / Abstract of Dr. ped. Sciences: 13.00.01.-Surgut: RSL, 2006.

5. Safin V.F. Psychology of personality self-determination. Textbook. allowance. - Sverdlovsk: Sverdl. ped. Institute, 1986. -142 p.

6. Sokolov A.V., Shcherbakov I.O. Value orientations of postSoviet humanitarian students // Sociological research. 2003. No. 1. S. 115-123.

7. Ryan, R. M. & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing.

8. Rokeach, Milton. Beliefs, attitudes, and values: a theory of organization and change.Edition:1st ed. Publisher: San Francisco: Jossey-Bass, 1968.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.