сихология
Psicholo
ISSN 2078-9823
УДК 159.922-057 ББК Ю9
ж. г. гаранина1, Л. И. Лашмайкина2
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева», Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
2 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева», Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
особенности профессионального
самоопределения будущих специалистов на этапе обучения в высшей школе
В статье анализируется проблема профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в высшей школе. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте рассматривается как одно из центральных психологических новообразований, влияющих на профессиональное развитие будущих специалистов. Профессиональное самоопределение связано с осознанием ценностей профессиональной жизни, стремлением к профессиональному росту и развитию и сопровождает процесс профессионального обучения, в ходе которого осуществляются прогрессивные изменения в структуре личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.
Приводятся результаты экспериментального исследования профессионального самоопределения студентов психологических и технических специальностей. В ходе исследования выявляются цели профессионального развития и ценностные ориентации студентов. В качестве основных целей профессионального развития будущих специалистов выделяются профессиональный рост и материальное благополучие, в числе главных ценностных ори-ентаций выступает образованность. На основании результатов проведенного исследования делаются выводы о влиянии ценностных ориентаций на процесс профессионального самоопределения. Установлено, что самоопределение обусловлено ценностными ориентациями студентов и зависит от типа профессиональной направленности, а также от тендерных особенностей будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, будущие специалисты, ценностные ориентации, профессиональное развитие, самоактуализация.
Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Лашмайкина Л. И. Особенности профессионального самоопределения будущих специалистов на этапе обучения в высшей школе // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 89-97.
© Гаранина Ж. Г., Лашмайкина Л. И., 2017
Zh. G. Garanina1, L.I. Lashmaykina2
1 National Research Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected].
2 National Research Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
features of professional identity of future professionals during training in high school
The article analyzes the problem of professional self-determination of students in the learning process in higher education. Professional self-determination in adolescence is considered as one of the central psychological growth affecting the professional development of future professionals. Professional self-determination due to the awareness of the professional values of life, desire for professional growth and development, and is accompanied by training process in which implemented the progressive changes in the structure of personal and professional qualities of future specialists.
The results of experimental studies of professional self-determination of students of psychological and technical specialties. The study identifies goals for professional development and value orientation of students. The main professional purposes development of future specialists allocated professional development and material well-being, including the main value orientations in favor of education. Based on the results of the study draws conclusions about the impact of value orientations to professional self-determination process. It is established that self-determination due of the value orientations of students and depends on the type of professional orientation, as well as gender-specific of the future specialists.
Keywords: professional self-determination, future specialists, value orientation, professional development, self-actualization.
For citation: Garanina Zh. G., Lashmaykina L. I. Features of professional identity of future professionals during training in high school. Gumanitarij: aktual 'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija = Humanitarian : the actual problems of humanities and education. 2017, No. 1. P. 89-97.
Одной из актуальных проблем системы среднего и высшего образования является проблема профессионального самоопределения, становления и развития будущих специалистов. Профессиональное самоопределение, по мнению Н. С. Пряжнико-ва, - это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности» [8, 58]. Процесс профессионального самоопределения, в свою очередь, включает формирование способности осознавать свои личностные и профессиональные качества, ценностные ориентации, планирование будущей карьеры, построение идеального образа профессионала.
Как отмечают Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов - в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др. [5; 6; 8].
Проблема самоопределения в отечественной психологии впервые рассматривалась С. Л. Рубинштейном на основе принципа детерминизма, когда внешние причины преломляются через внутренние условия [9].
К. А. Абульханова-Славская считает центральным моментом самоопределения самодерминацию, т. е. осознание лично-
90 Гуманитарий : актуальные проблемы ^ j (37) 2017
гуманитарной науки и образования - V л
стью своей позиции, системы отношений человека с окружающим миром [1].
В юношеском возрасте профессиональное самоопределение становится одним из центральных психологических новообразований. Будущие специалисты должны определить свое отношение к получаемой профессии, найти смыслы в осваиваемой профессии, в своей будущей профессиональной деятельности.
Как отмечает А. К. Маркова, самоопределение продолжается всю в профессиональную жизнь человека, расширяется образ профессионала, субъект принимает себя как профессионала, пересматривает свое отношение к профессии [6].
Анализ соотношения понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональное развитие», показывает, что профессиональное самоопределение осуществляется практически на всех стадиях профессионального развития личности, приобретая качественно различные формы. В связи с этим изучение профессионального самоопределения тесным образом связано с анализом проблемы профессионального развития.
В настоящее время существует множество теоретических подходов, рассматривающих профессиональное развитие. С точки зрения синергетического подхода Э. Ф. Зеер изучает профессиональное развитие как открытую, нелинейную и неравновесную систему [4]. Под профессиональным развитием он понимает процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Наряду с понятием «профессиональное развитие» он выделяет понятие «профессиональное становление», которое рассматривает как продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятель-
ности, определения своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма [4, с. 33].
Л. М. Митина, анализируя в рамках субъектного подхода проблему профессионального развития, считает, что профессиональное становление и развитие связаны с осознанием человеком своих возможностей, перспектив личностного и профессионального роста [7].
Профессиональное развитие как процесс осознанного профессионального роста рассматривается в работах А. К. Марковой. Она понимает под профессиональным развитием процесс профессионального становления человека, опосредованный его возрастом, и рассматривает его как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму [6]. Профессиональное развитие А. К. Маркова связывает с формированием у человека новых профессионально важных качеств.
Л. И. Анциферова рассматривает лич-ностно-профессиональное становление как процесс формирования высокого уровня профессиональных достижений. Она считает личность субъектом собственного развития, находящегося в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции индивида [2, с. 31].
Теоретические подходы к проблеме профессионального развития, разработанные в западной психологии, описывают происхождение и возможности прогноза профессионального развития, карьерного роста. В рамках данных теорий профессиональное развитие личности, его закономерности рассматриваются как основа для развития карьеры. Одной из таких теорий является концепция профессионального развития Д. Сьюпера [10]. Данная кон-
цепция рассматривает профессиональное развитие человека в связи с личностной зрелостью, формированием и реализацией его «Я-концепции». Профессиональное развитие зависит, по мнению Сьюпера, от внешних обстоятельств, а также от самого человека.
Анализ проблемы профессионального саморазвития позволяет выделить факторы и движущие силы, детерминирующие данный процесс. К числу детерминант, определяющих движущие силы профессионального развития, можно отнести различного рода противоречия. Так, Л. М. Митина в качестве движущих сил профессионального развития специалиста выделяет противоречия между усложняющимися требованиями профессий и индивидуальным стилем деятельности специалиста, его профессиональными способностями [7].
В процессе профессионального становления Э. Ф. Зеер рассматривает два рода противоречий: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и внутриличностные [4]. По его мнению, главным противоречием, определяющим профессиональное развитие личности, является противоречие между личностными особенностями специалистов и объективными требованиями профессии. Главным фактором профессионального развития он считает систему объективных требований профессии, способствующих возникновению новых профессиональных качеств. Одной из стадий процесса профессионального развития выступает профессиональное самоопределение, которое, по мнению автора, служит ядром профессионального становления, определяющим не только выбор профессии, но и ценностно-смысловые ориентации человека в профессиональной деятельности [4].
Как показывают результаты проведенного нами теоретико-методологического анализа проблемы профессионального самоопределения, данный процесс протекает
на всем протяжении профессионального становления специалистов. В период оптации, профессиональной подготовки и переобучения профессиональное самоопределение протекает наиболее активно, так как данный период является сензитивным для формирования профессиональных качеств будущих специалистов. Профессиональное развитие протекает в процессе профессионального обучения, что приводит к изменению когнитивных, рефлексивных и ценностно-смысловых компонентов в структуре личности будущих специалистов
[3].
Для изучения особенностей профессионального самоопределения и профессионального развития будущих специалистов на стадии вузовского обучения нами осуществлялось экспериментальное исследование среди студентов 4-го курса Мордовского университета им. Н. П. Огарева направления подготовки «Психология» Историко-социологического института, в которую вошли 20 девушек, и студентов направления подготовки «Информационно-коммуникационные технологии и системы связи» Института электроники и светотехники, включающую 20 юношей в возрасте 20-21 год. Для изучения особенностей профессионального самоопределения и развития использовались авторская анкета и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Первичное исследование особенностей профессионального развития проводилось с помощью авторской анкеты. Она включала вопросы относительно самооценки студентами своих личностных и профессиональных качеств, целей профессионального развития и будущей карьеры, а также структуры доминирующих ценностей.
Результаты исследования целей профессионального развития показали, что среди студентов обеих групп материальное благополучие как цель выделяют 68 % опрошенных, карьерный рост - 47, повышение
01 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ ^ (37) 2017
гуманитарной науки и образования - V л
Таблица 1
Ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича (терминальные ценности), % / Value orientation of students according to the method of M. Rokeach (terminal values)
№ Список А (терминальные ценности) / List A (terminal values) Психологи / Psychologists ИЭС, / IEL ф* эмп. / ф * thumb
1 Здоровье (физическое и психическое) / Health (physical and mental) 31.8 32.4 0.071
2 Любовь / Love 11.3 4.1 2.468**
3 Наличие хороших и верных друзей / Have a good and true friends 7.8 5.9 0.424
4 Счастливая семейная жизнь / Happy family life 11.1 3.8 2.341**
5 Материально обеспеченная жизнь / Financially secure life 3.4 11.8 2.318**
6 Интересная работа / Interesting job 2.3 10.4 2.496**
7 Красота природы и искусства / The beauty of nature and art 0.5 0.6 0.092
8 Жизненная мудрость / Life wisdom 1.6 3.4 0.877
9 Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) / Active life (emotional richness and fullness of life) 3.1 1.6 0.707
10 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей) / Productive life (fullest possible use of their opportunities and abilities) 1.4 7.8 2.326**
11 Общественное призвание / Public vocation 1.8 1.7 0.049
12 Познание (возможность расширения своего образования, интеллектуальное развитие) / Cognition (the ability to expand their education, intellectual development) 1.9 1.5 0.219
13 Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) / Confidence (inner harmony, freedom from internal contradictions, no doubt) 6.8 4.7 1.669
14 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) / Development (work on yourself, the constant physical and spiritual perfection) 4.6 2.5 0.94
15 Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) / Entertainment (pleasant, burdensome pastime, no charge) 1.0 7.0 2.496**
16 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях) / Freedom (autonomy, independence ofjudgment) 1.3 1.7 0.233
17 Счастье других / Happiness others 0.2 0.3 0.148
18 Творчество / Creation 7.4 1.2 2.341**
Примечание: * - p S0,05 (1,64); ** - p S 0,01 (2,31) / Note: * - p Si 0,05 (1,64); ** - p S 0,01 (2,31).
Таблица 2
Ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича (инструментальные ценности), % / Value orientation of students according to the method of M. Rokeach (instrumental values), %
№ Список Б (Инструментальные ценности) / List B (instrumental values) Психологи, / Psychologists ИЭС, / IEL ф* эмп./ф * thumb
1 Образованность / Education 33.8 33 0.884
2 Жизнерадостность (чувство юмора) / Cheerfulness (sense of humor) 10.0 2.0 2.567**
3 Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах / Accuracy (cleanliness), the ability to keep in order the things in the order of things 2.9 2.1 0.361
4 Воспитанность (хорошие манеры) / Education (good manners) 9.9 1.6 2.729**
5 Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) / The high demands (high to the demands of life and high aspirations) 1.3 8.2 2.489**
6 Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) / Self-control (self-restraint, self-discipline) 8.1 1.9 2.383**
7 Исполнительность (дисциплинированность) / Diligence (discipline) 5.3 3.8 0.516
8 Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) / Independence (ability to act independently, strongly) 2.1 10.1 2.517**
9 Непримиримость к недостаткам в себе и других / Intolerance of shortcomings in themselves and others 1.7 0.6 0.757
10 Честность (правдивость, искренность) / Honesty (honesty, sincerity) 7.9 1.6
11 Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) / Responsibility (the sense of duty, ability to keep its word) 1.3 3.1 0.884
12 Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) / Rationalism (the ability to think logically and sensibly, make informed, rational decisions) 1.4 7.9 2.355**
13 Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов / Courage in defending their views, views 1.0 6.9 2.348**
14 Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) / Firm will (the ability to insist on his own, not to retreat before difficulties) 1.9 3.6 0.742
15 Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) / Tolerance (the views and opinions of others, the ability to forgive others their mistakes and errors) 0.6 1.8 0.806
16 Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) / Mindedness (the ability to understand another's point of view, respect the other tastes, customs, habits) 1.5 0.9 0.396
17 Чуткость (заботливость) / Empathy (caring) 8.5 1.7 2.333**
18 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) / The efficiency in the affairs of (diligence, productivity in the work) 2.5 10.2 2.348**
Примечание: * - p^0,05 (1,64); ** - p ^ 0,01 (2,31) / Note: * - p ^0,05 (1,64); ** - p ^0,01 (2,31).
94 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ j (37) 2017
гуманитарной науки и образования - V л
профессиональной квалификации - 40, достижение высокого социального статуса -36, удовлетворенность деятельностью - 36, развитие как личности - 26, создание собственного бизнеса - 15, стабильность в жизни - 15 %.
Анализ ответов испытуемых показывает, что для большинства студентов наиболее значимыми целями после достижения материального благополучия являются профессиональный рост, карьера, социальный статус, т. е. целями профессионального развития для большинства опрашиваемых является самореализация в будущей профессиональной деятельности.
Среди качеств, способствующих профессиональному росту, испытуемые выделяли у себя целеустремленность (45 %), образованность (37), интерес, мотивацию (48 %).
При изучении ценностно-смысловых ориентаций по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича были получены результаты, которые отражены в табл. 1 и 2.
Анализ иерархии ценностно-смысловых ориентаций студентов-психологов и студентов технической специальности по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича позволил выявить следующее.
Первое место в списке терминальных ценностей для студентов двух специальностей занимает здоровье как физическое, так и психическое.
Для студентов - будущих психологов ведущее место занимают такие ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, творчество. У некоторых уже есть свои семьи и дети, а некоторые только собираются создать семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни. Студентам психологической специальности важно постоянно работать над собой и духовно совершенствоваться.
Для студентов ИЭС ведущими ценностями являются: материально обеспечен-
ная жизнь, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, развлечения. Им важно иметь стабильный заработок, интересную работу и вести активную деятельную жизнь.
В иерархии инструментальных ценностей для студентов-психологов и студентов ИЭС наиболее важной ценностью является образованность. Это говорит о том, профессиональное самоопределение в процессе обучения в вузе во многом определяется образованностью как главной ценностью для студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.
Для студентов-психологов также важны такие ценности, как воспитанность, жизнерадостность, хорошее чувство юмора; дисциплинированность и умение сдерживать себя. А для студентов ИЭС наиболее важными являются: эффективность в делах, высокие запросы, независимость, рационализм, смелость в отстаивании своих идей.
Для подтверждения различий между двумя выборками испытуемых по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича нами был использован критерий Фишера (ф*). Анализ полученных результатов показывает, что статистически значимые различия между двумя группами испытуемых получены у студентов-психологов по таким терминальным ценностям, как счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, творчество (р^0,01). В группе студентов ИЭС наиболее статистически значимые различия выявлены по таким ценностям, как материально обеспеченная жизнь, интересная работа, продуктивная жизнь и развлечения (р ^ 0,01).
По шкале инструментальных ценностей статистически значимые различия между двумя группами испытуемых получены в группе студентов-психологов получены по таким ценностям, как воспитанность, жизнерадостность, самоконтроль, чуткость и честность (р^ 0,01). В группе студентов ИЭС статистически значимые различия вы-
явлены по таким ценностям как эффективность в делах, высокие запросы, рационализм, смелость и независимость (р ^ 0,01).
Полученные различия в иерархии жизненных ценностей у студентов направлений подготовки «Психология» и «Информационно-коммуникационные технологии и системы связи» можно объяснить существенными различиями в типах профессиональной направленности, а также гендерными особенностями испытуемых. У студентов-юношей в процессе самоопределения преобладают профессиональные ценности, связанные с интересной работой, рационализмом, эффективностью. У девушек преобладают такие жизненные ценности, как любовь, счастливая семейная жизнь, жизнерадост-
ность. Вместе с тем необходимо отметить, что такая инструментальная ценность, как образованность, является преобладающей по сравнению с другими ценностями в обеих группах испытуемых, что говорит о значении образования для профессионального и жизненного самоопределения студентов в процессе их обучения в вузе.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что самоопределение студентов основано на осознании целей будущей профессиональной деятельности, ценностей своей профессиональной и личной жизни, а также обусловлено гендерными особенностями и типами профессиональной направленности будущих специалистов.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. - М. : МОДЭК, 1999. - 224 с.
2. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М. : Наука, 1989. - С. 426-433.
3. Гаранина Ж. Г. Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессио-нального саморазвития будущих специалистов // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 (27). - С. 28-34.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. -434 с.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Прогресс, 1996. - 282 с.
7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М. : Наука, 1998. - 284 с.
8. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. - М. : Academia, 2001. -478с.
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М. : Педагогика, 1957. - 338 с.
10. Super D. E. Vocational development. - New York, 1957. - 391 p.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Psihologija i soznanie lichnosti (Psychology and consciousness of personality). Moskov, 1999. 224 p.
2. Anciferova L. I. Psihologija formirovanija i razvitija lichnosti (Psychology of formation and development of personality). Chelovek v sisteme nauk = Human in the system of sciences, Moskov. 1989, P. 426 - 433.
3. Garanina Zh. G. Motivacionno-smyslovye komponenty v strukture lichnostno-professional'nogo samorazvitija budushhih specialistov (Motivational and semantic components in the structure of personal and professional self-development of future specialists). Gumanitarij: aktual'nye problemy nauki i obrazovanija = Humanitarian: actual problems of humanities and education, 2014, № 3 (27), P. 28-34.
4. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo razvitija : ucheb. posobie (Psychology of professional development: a textbook). Moskov, 2006, 240 p.
5. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija (Psychology of professional self-determination). Moskov, 2004, 434 p.
96 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ j (37) 2017
гуманитарной науки и образования - V л
6. Markova A. K. Psihologija professionalizma (Psychology of professionalism), Moskov, 1996, 282 p.
7. Mitina L. M. Psihologija professional'nogo razvitija uchitelja (Psychology of professional development of teachers). Moskov, 1998, 284 p.
8. Prjazhnikov N. S. Psihologija truda i chelovecheskogo dostoinstva (The psychology of labor and human dignity). Moskov, 2001, 478 p.
9. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie (Being and consciousness). Moskov, 1957, 338 p.
10. Super D. E. Vocational development. New York, 1957, 391 p.
Поступила 17 декабря 2016 г.
Сведения об авторах
Гаранина Жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 110 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid.org0000-0002-5827-3269
E-mail: [email protected]
Лашмайкина Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: процесс решения учебно-познавательных задач студентами вуза, культурологический подход в образовании и воспитании. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid.org/0000-0003-0848-3871
E-mail: [email protected]
About the authors
Garanina Zhana Grigorevna - candidate of psychology, professor of the psychology chair of Ogarev Mordovia State University. Sphere of science interests: psychological competence, personal and professional self-development. The author of more than 110 science and educational publications. ORCID http://orcid.org0000-0002-5827-3269
E-mail: [email protected]
Lashmaikina Luidmila Ivanovna - candidate of psychology, assistance professor of the psychology Chair Ogarev Mordovia State University. Sphere of science interests: solving process of teaching and cognitive tasks of high school students, cultural approach to education. The author of more than 47 science and educational publications. ORCID http://orcid.org/0000-0003-0848-3871
E-mail: [email protected]