Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»)'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА / ПРИОРИТЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL-VALUE ORIENTATIONS / INDIVIDUAL EMPLOYMENT TRACK / PROPRITY SPECIALITITES / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюзева Наталья Валентиновна, Алексеева Лолита Абдулвохидовна

Цель статьи - исследование взаимосвязи степени зрелости и содержания профессионально-ценностных ориентаций студентов как фактора успешной профессиональной социализации и построения траекторий трудоустройства на этапе вхождения на рынок труда. Проблема поиска новых форм взаимодействия образовательных организаций с участниками рынка труда, с учетом особенностей рынка труда молодежи и факторов, влияющих на его динамику, остается нерешенной в силу недостаточного учета особенностей профессионального самоопределения различных групп молодежи как участников рынка труда. Проблема обусловлена противоречием между ориентацией рынка на востребованные работодателями профессиональные компетенции выпускников и молодых специалистов и различной степенью осознанности их содержания и, как следствие, недостаточной степенью их сформированности у выпускников и молодых специалистов, находящихся на этапе вхождения на рынок труда. Задача исследования - выяснение содержания и степени осознанности профессионально-ценностных ориентаций студентов и учащихся профессиональных образовательных организаций (на примере социологического исследования молодежи МО «Город Екатеринбург»). Социологические исследования рынка труда молодежи, теоретические исследовательские подходы к исследованию профессионального самоопределения и профессионально-ценностных ориентаций молодежи, индивидуальных траекторий профессионального самоопределения и вхождения на рынок труда, теоретические исследования сущности компетентностного подхода и содержания профессиональных компетенций составили теоретическую базу статьи. В статье рассмотрены особенности рынка труда и рынка образовательных услуг г. Екатеринбурга, приведены данные исследований названных социальных сфер. По результатам проведенного авторами статьи исследования с использованием опросных методов, анкетирования в образовательных организациях г. Екатеринбурга, в ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» и Колледже электроэнергетики и машиностроения ФГАОУ ВО «РГППУ». На основе результатов исследования сформулированы выводы о выбранных респондентами приоритетных направлениях трудоустройства, о содержании профессионально-ценностных ориентаций студентов, о степени сформированности осознанных критериев оценивания параметров будущей профессиональной деятельности в связи с имеющимися профессиональными притязаниями и ожиданиями, а также в связи с имеющимся уровнем профессиональной подготовки, осуществляемой в процессе обучения. По мнению авторов статьи, мониторинг трудоустройства выпускников необходимо дополнять исследованиями профессионально-ценностных ориентаций выпускников, служащих основой для построения индивидуальных траекторий вхождения на рынок труда и трудоустройства. Результаты данного и подобных исследований позволят оказывать более адресную помощь выпускникам и молодым специалистам со стороны образовательных учреждений и центров занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF COLLEGE AND VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS (A SOCIOLOGICAL RESEARCH OF YOUNG PEOPLE OF THE “EKATERINBURG CITY” MUNICIPAL ENTITY)

The purpose of the article is to explore the interrelation of the students’ maturity degree and the content of professional-value orientations as a factor of successful professional socialization and employment track building at the stage of labor market entering. The problem of finding new forms of interaction between educational institutions and labor market participants, considering the youth labor market specifics and factors affecting its dynamics, is still open because of the insufficiently addressed distinctions of professional identity of various youth groups as labor market participants. The problem is due to the contradiction between the market orientation towards the graduates’ and young specialists’ professional competencies in-demand by employers and a different degree of awareness of their content and, as a consequence, an insufficient degree of their development among graduates and young specialists who are at the stage of labor market entering. The research objective is to reveal the content and degree of awareness of college and vocational school students’ professional and value orientations (a sociological research of the youth in the “Ekaterinburg city” municipality). The theoretical basis of the article includes sociological survey of the youth labor market, theoretical research approaches to studying professional identity and professional-value orientations of young people, individual tracks of professional identity and labor market entry, theoretical investigation of the essence of competence-based approach and the content of professional competencies. The article examined the specific features of labor market and educational services market in Ekaterinburg, provides research data on the given social fields, following the results of the research by the authors of the article using survey methods and questionnaires in educational institutions of Ekaterinburg, at the “Ekaterinburg College of Economics and Technology” State Autonomous Professional Educational Institution of the Sverdlovsk region and the College of Electric Power and Mechanical Engineering of the “RGPPU” Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education. Based on the research results, conclusions have been made on the priority employment areas selected by the respondents, the content of the students’ professional and value orientations, on the maturity degree of conscious criteria to assess the future professional activity parameters in relation to the existing professional aspirations and expectations and also depending on the existing level of professional training within the learning process. In the authors’ view, it is necessary to add the research of the graduates’ professional and value orientations, being the basis for building individual labor market entry and employment tracks to the graduates’ employment monitoring. The results of the given and similar research works will enable educational institutions and employment centers to provide targeted assistance to graduates and young professionals.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»)»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»)

ВАК: 22.00.08 ГРНТИ: 04.51.31

Н.В. Сюзева Л.А. Алексеева

Екатеринбургский Российская академия народного хозяйства

экономико-технологический колледж, и государственной службы

Екатеринбург, Россия при Президенте Российской Федерации,

Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:

Цель статьи — исследование взаимосвязи степени зрелости и содержания профессионально-ценностных ориентации студентов как фактора успешной профессиональной социализации и построения траекторий трудоустройства на этапе вхождения на рынок труда.

Проблема поиска новых форм взаимодействия образовательных организаций с участниками рынка труда, с учетом особенностей рынка труда молодежи и факторов, влияющих на его динамику, остается нерешенной в силу недостаточного учета особенностей профессионального самоопределения различных групп молодежи как участников рынка труда. Проблема обусловлена противоречием между ориентацией рынка на востребованные работодателями профессиональные компетенции выпускников и молодых специалистов и различной степенью осознанности их содержания и, как следствие, недостаточной степенью их сформированности у выпускников и молодых специалистов, находящихся на этапе вхождения на рынок труда.

Задача исследования — выяснение содержания и степени осознанности профессионально-ценностных ориентаций студентов и учащихся профессиональных образовательных организаций (на примере социологического исследования молодежи МО «Город Екатеринбург»). д Социологические исследования рынка труда молодежи, теоретические исследовательские подходы к исследованию профессионального самоопределения и профессионально-^ ценностных ориентаций молодежи, индивидуальных траекторий профессионального самого определения и вхождения на рынок труда, теоретические исследования сущности компе-ш тентностного подхода и содержания профессиональных компетенций составили теоретиче-ш скую базу статьи.

В статье рассмотрены особенности рынка труда и рынка образовательных услуг г. Ека-

Ч теринбурга, приведены данные исследований названных социальных сфер. По результатам

,0 проведенного авторами статьи исследования с использованием опросных методов, анкета

$ тирования в образовательных организациях г. Екатеринбурга, в ГАПОУ СО «Екатеринбург-

(5 ский экономико-технологический колледж» и Колледже электроэнергетики и машинострое-

© ния ФГАОУ ВО «РГППУ».

На основе результатов исследования сформулированы выводы о выбранных респондентами приоритетных направлениях трудоустройства, о содержании профессионально-ценностных ориентации студентов, о степени сформированности осознанных критериев оценивания параметров будущей профессиональной деятельности в связи с имеющимися профессиональными притязаниями и ожиданиями, а также в связи с имеющимся уровнем профессиональной подготовки, осуществляемой в процессе обучения.

По мнению авторов статьи, мониторинг трудоустройства выпускников необходимо дополнять исследованиями профессионально-ценностных ориентаций выпускников, служащих основой для построения индивидуальных траекторий вхождения на рынок труда и трудоустройства. Результаты данного и подобных исследований позволят оказывать более адресную помощь выпускникам и молодым специалистам со стороны образовательных учреждений и центров занятости.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение, профессионально-ценностные ориентации, индивидуальные траектории трудоустройства, приоритетные специальности, профессиональные компетенции.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Наталья Валентиновна Сюзева — кандидат культурологии; Екатеринбургский экономико-технологический колледж (620144, Россия, Екатеринбург, ул. Декабристов, 58); n.v.suzaeva@ eetk.ru.

Лолита Абдулвохидовна Алексеева — Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (660020, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66); [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сюзева Н.В., Алексеева Л.А. (2020). Особенности профессионально-ценностных ориентаций студентов и учащихся профессиональных образовательных организаций (на примере социологического исследования молодежи муниципального образования «город Екатеринбург») // Муниципалитет: экономика и управление. № 4 (33). С. 96—106.

Социологические исследования индивидуальных траекторий распределения трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования предполагают не только изучение личностных и профессиональных компетенций, включая внутренние личностные детерминанты профессионализации, но и ресурсы самого рынка труда муниципального образования.

Значение исследований профессионально-ценностных ориентаций студентов растет в связи с личностно-ориентированной парадигмой в образовании, его целевой направленностью на развитие знаниевых, профессиональных, личностных и гражданских компетенций у студентов и выпускников. Проблемы построения индивидуальных траекторий профессиональной социализации и трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений актуальны в силу трансформаций в обла-

сти образования, роста динамики рынка труда, особого положения молодежи на рынке труда.

Рынок труда муниципального образования «город Екатеринбург» представлен тремя основными участниками. Первым участником необходимо обозначить Департамент по труду и занятости Свердловской области, который является уполномоченным органом в сфере охраны труда и социально-трудовых отношений и осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные и казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области, государственные автономные учреждения Свердловской области [8]. На территории МО «город Екатеринбург» обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказывает государственные услуги в сфере занятости населения, трудовой миграции, осуществ-

ляет функции в сфере социально-трудовых отношений государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости». В частности, в Екатеринбургский центр занятости входят межрайонные отделы, которые оказывают государственные услуги гражданам, содействуя в поиске подходящей работы с учетом уровня профессиональной подготовки, опыта работы, и работодателям, содействуя в подборе необходимых работников, информируя о состоянии рынка труда, профессионально обучая как безработных граждан, так и будущих сотрудников предприятия по заявке работодателя.

Следует заметить, однако, что среди молодежи в настоящее время распространенным является и скрытый тип безработицы, поскольку значительная часть потенциальных специалистов из её числа, которых можно отнести к безработным, имея в виду фрикционную безработицу, таковыми себя не считают, предпочитают не регистрироваться в государственных органах занятости, выбирая стратегии трудоустройства посредством социальных контактов и связей как реальных, так и сетевых. Необходимость помощи со стороны центров занятости остается на сегодня очень актуальной при условии реализации ими адресной информационной политики о возможностях трудоустройства молодежи.

Среди участников рынка труда важно назвать образовательные организации г. Екатеринбурга, в частности профессиональные образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, которые осуществляют подготовку профессиональных кадров и создают условия для развития, переподготовки, повышения квалификации персонала. На сегодняшний день число лицензированных вузов Екатеринбурга, имеющих государственную аккредитацию, составляет 17 (из них 15 государственных и 2 негосударственных); также в городе представлены 4 филиала государственных федеральных вузов. Кроме того, в Екатеринбурге базируется около 40 учебных заведений среднего профессионального образования.

Большое значение в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей име-

ет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют более 960 колледжей (37 % от общего количества учебных заведений), представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Следует отметить, что колледжи реализуют программы не только среднего, а также дополнительного профессионального образования.

Национальный проект «Образование» 2018—2024 гг. определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Одна из целей данного проекта — развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования.

Непосредственными участниками рынка труда являются лица, уже работающие по найму, а потенциальными — обучающиеся (выпускники, молодые специалисты, практиканты, стажеры). При этом участники рынка труда, особенно в русле профессиональной подготовки и переподготовки кадров, тесно связаны между собой, и решение вопросов адаптации молодежи к социальным реалиям рынка может оказать влияние на результативность работы всей системы. Поэтому динамика социально-экономических процессов Уральского экономического региона не в последнюю очередь зависит от включенности молодежи в рынок труда муниципального образования. С этим связана актуальность исследования положения молодежи на рынке труда, их профессионально-ценностных ориентаций, так как оценка успешности профессиональной социализации является важным показателем личностной и социальной эффективности молодежи.

Вопросам мониторинга трудоустройства выпускников как на государственном, так и на региональных уровнях посвящены разработки специалистов в сфере государственного и регионального управления и образовательной политики [7], социологов и специалистов

в области управления образованием [3; 4], исследователей-педагогов.

Социологические исследования индивидуальных траекторий распределения трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования можно отнести к группе исследований детерминант успешности профессиональной социализации молодежи на рынке труда, поскольку каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим в той или иной сфере.

Если подходить к трактовке профессиональных ценностей с позиций индуктивного подхода, то можно выделить следующие: осознание и уважение к социальной профессиональной роли, наличие социальной мотивации труда, ценность трудовой деятельности, интерес к профессиональной и корпоративной культурам, потребность в образовании и самообразовании. В то же время правильной и полной нам представляется позиция Т. В. Васильевой, определяющей профессиональные ценностные ориентации как «базовую характеристику личности профессионала, включающую в себя систему отношений к ценностям профессии, готовность реализовать себя в профессиональной деятельности; также важны и ценностные ориентации, отражающие социальную значимость профессии, её статусность, ценности, связанные с условиями осуществления профессиональной деятельности и др». Таким образом, Т. В. Васильева понимает под профессиональными ценностными ориентациями «относительно устойчивое отношение субъекта к будущей профессиональной деятельности и реализации себя в конкретной профессиональной сфере, а также сформированные качественные показатели развития личности, необходимые для овладения выбранной профессией» [1]. Поэтому отношение к образованию, его значение, смысл, ценность определяет для обучающегося его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.

Профессиональное самосознание как один из психических ресурсов труда включает в себя начальный и актуальный образ профессии,

знания о соответствии ее особенностей собственным личностным качествам, критерии и параметры ее ресурсности и результативности, связанные с ее местом в структуре разделения труда и функций в обществе, ее востребованностью на рынке труда и социальном рынке. Особенностью профессионального самоопределения современной молодежи сегодня является ситуация нестабильности и рисков на рынке труда и профессий.

Важность профессионального самоопределения обусловлена и тем, что оно неразрывно связано с самореализацией человека в других важных сферах жизни, так как современное понимание карьеры предполагает не только результативность и продуктивность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Сущность профессионального самоопределения состоит не просто в выборе профессии, оно связывается с возможностью самостоятельного и осознанного нахождения смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социокультурной ситуации. Содержание помощи в профессиональном самоопределении сегодня должно включать в себя целенаправленное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Помощь в профессиональном самоопределении направлена не только на решение актуальных задач будущего трудоустройства, но и имеет воспитательный, ценностно-ориентировочный характер.

Целесообразно упомянуть три исследовательских подхода к профессиональному самоопределению в рамках социологии: доминирование идей профессионального отбора при формировании социально-профессиональной структуры; исследования, связанные с адаптацией молодежи к существующим социальным структурам; изучение проблем профессионального самоопределения молодежи. В данном подходе акцент делается на необходимости и важности сопровождения профессионального самоопределения молодежи. Его теоретическим основанием оказываются традиционные и инновационные исследовательские подходы и новые практики информирования.

Индивидуальные траектории профессионального самоопределения и трудоустройства являются одним из структурных компонентов системы траекторий, направляющих процессы социализации, в том числе и профессионализации. Социализационная траектория понимается как специфическая для личности совокупность показателей направленности, хода и продуктивности и результативности процессов социализации, влияние на которые оказывают средовые, субъектные и диспозиционные факторы. «Алгоритм построения социализацион-ной траектории основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во временном континууме» [6].

Личностные стратегии, влияющие на успешность вхождения на рынок труда и на успешность профессиональной социализации, описаны в работах, посвященных исследованиям потенциала молодежи на рынке труда [2], а также в исследованиях профессионально-ценностных ориентаций студентов [3; 10; 11]. В работах современных авторов подчеркивается значимость исследований адаптации молодежи к социальным реалиям рынка и иным социальным структурам. Так, по мнению В. С. Волегова, исследователи и практики делают основной упор на необходимости грамотного распределения молодых людей по социально значимым позициям социального пространства как социального и профессионального, так и территориального [2, с. 167].

Проблема вхождения молодежи в рынок труда имеет также значение с точки зрения выработки ориентиров и приоритетов государственной социальной политики в целом.

Специфика динамики экономической ситуации в связи пандемией, порождающей нестабильность экономической ситуации, ухудшение межгосударственных отношений в связи с санкционной политикой — эти и другие факторы, влияющие на рынок труда, привели к возникновению новой ситуации в трудовых отношениях. Нестабильность экономической ситуации не может не оказывать влияние на положение молодежи на рынке труда. Молодежь в силу ее социально-психологических характе-

ристик, человеческого капитала данной социальной страты оказывается сегодня недостаточно подготовленной к реалиям рынка труда.

Уязвимость молодежи как трудового ресурса, проявляется в недостаточном уровне подготовки молодежи в процессе получения образования, ориентированного сегодня на ком-петентностный подход, однако не всегда соотносящим содержание компетенций и их приоритеты с требованиями рынка труда и рынка востребованных компетенций. Несоответствие полученных в процессе получения образования знаний, умений, навыков и компетенций структуре и потребностным приоритетам и запросам рынка труда и отдельных работодателей может отрицательно сказываться на уровне доверия работодателей выпускникам и молодым специалистам.

Содержание и динамика проблем качества профессионального образования в последние два десятилетия активно исследуется. В настоящее время можно обнаружить рост тенденции разрыва между запросами рынка на определенные профессиональные квалификации и компетенции и реальными квалификациями выпускников и молодых специалистов. Ориентация современного образования на принципы персонализации, вариативности и гибкости, как и современные трактовки сути компе-тентностного подхода, могут позволить сократить названные разрывы.

В содержание понятия «профессиональная компетентность» входят интегральные характеристики, определяющие способность профессионала не только осуществлять профессиональные функции, но и решать нетипичные, экстремальные или инновационные творческие задачи, возникающие в реальной профессиональной деятельности, используя при этом профессиональный и личностный опыт, способность решать профессиональные проблемы в соответствии со своими профессиональными ценностями и жизненными модусами существования в профессии. Компонент способности трактуется при таком подходе как умение, поскольку профессиональные способности развиваются в деятельности. Отсюда ориентация современного образования на практико-ориентированные подходы, про-

ектное обучение, различные виды профессиональных образовательных проб.

В названных подходах обнаруживается зависимость между профессиональной компетентностью и ключевыми базовыми компетенциями, иными словами общие компетенции тесно пересекаются со специальными. Ориентация на запросы работодателя подразумевает важность обеих групп компетенций.

Широта номенклатуры должностей, соответствующих кругу компетенций, получаемых в процессе образования, оказывает влияние на механизмы адаптации выпускников и молодых специалистов, к реалиям рынка труда.

Выпускники и молодые специалисты входят в состав молодежной когорты. Молодежь на рынке труда понимается как социально-активная экономическая группа, составляющая молодежный сегмент рынка труда.

Молодежь, как субъект рынка труда, имеет довольно размытые возрастные границы, не совпадающие с возрастными границами понятия молодежь, если понимать ее как демографическую группу. К группе потенциальных, или фактических, субъектов, относимых к молодежи на рынке труда, относятся лица в возрасте 16—29 лет. Возрастная, образовательная и профессиональная неоднородность молодежи на рынке труда позволяет выделить три подгруппы: молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, от 19 до 24 лет и от 25 до 29 лет. Представители этих групп находятся на различных стадиях профессионального самоопределения и профессионализации в силу психологических и социально-экономических причин.

Характер труда, предлагаемого на рынке труда молодежи, различается для представителей названных трех групп. От неквалифицированного труда, предлагаемого представителями младшей группы, происходит перемещение по направлению увеличения квалифицированности, что характерно для представителей более старших по возрасту групп, что оказывает существенное влияние на разницу в конкурентоспособности названных групп.

Наличие профессионально опробованных и скорректированных компетенций и профессиональной квалификации и опыта позволяют представителям старших групп более осознанно подходить к выбору стратегий вхожде-

ния на рынок труда, более успешно осуществлять процессы профессиональной самореализации. Для представителей старшей возрастной группы (24—29 лет) актуальной становится потребность в повышении квалификации, переподготовке и других формах дополнительного образования, получаемого с учетом ситуации на рынке труда. Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости адресной помощи представителям молодежи как со стороны центров занятости, так и со стороны образовательных организаций профессионального образования с учетом особенностей вхождения на рынок труда и процессов взаимодействия с участниками рынка труда, вызванные принадлежностью к той или иной возрастной группе.

Неоднородность квалификаций и других параметров, отличающих названные группы, во многом объясняет особенности динамики рынка труда молодежи. Вышесказанное также может быть объяснением неопределенности и рисков на рынке труда молодежи. Следует отметить особую роль студенческой молодежи, которая, являясь экономически неактивным сегментом, может переходить в экономически активный сегмент и обратно.

Следует отметить, что рынок труда, а если быть более точными, предложения, существующие на рынке труда, оказывают большое влияние не только на динамику рынка труда молодежи, на выбор путей профессиональной самореализации, но также на формирование профессионально-ценностных ориентаций и, соответственно, на индивидуальные траектории трудоустройства выпускников. Так, например, многие считают государственный сектор экономики наиболее предпочтительным для выпускников гуманитарных специальностей (образование, социальные услуги, государственные учреждения, органы местного самоуправления), однако результаты проведенного в образовательных организациях анкетирования показывают обратное (табл. 1). Исследование проводилось в период 2017—2018 гг. в профессиональных образовательных организациях СПО г. Екатеринбурга (в частности, Екатеринбургский экономико-технологический колледж и Колледж электроэнергетики и машиностроения РГППУ).

Таблица 1 — Распределение индивидуальных траекторий трудоустройства выпускников

№ Значение Кол-во ответов Доля, %

1 Промышленность 92 8,06

2 Сельское хозяйство 73 6,39

3 Транспорт 54 4,73

4 Строительство 109 8,76

5 Связь 39 3,42

6 Торговля 98 8,58

7 Общественное питание 29 2,54

В Бытовое обслуживание населения 34 2,98

9 Здравоохранение 52 4,55

10 Физкультура и спорт 38 3,33

11 Образование 71 6,22

12 Наука и научное обслуживание 63 5,52

13 Информационные технологии 116 10,16

14 Кредитование, финансы, страхование 45 3,94

15 Банковская сфера 72 6,3

16 Культура и искусство 59 5,17

17 Государственное и муниципальное управление 67 5,87

1В Обеспечение безопасности населения 31 2,71

Таблица 2 — Критерии выбора профессиональной траектории

№ Значение Кол-во ответов Доля, %

1 Хорошие условия и организация труда 51 12,75

2 Достойная заработная плата 79 19,75

3 Интересная работа по специальности 43 10,75

4 Возможность завести «полезные» связи 57 14,25

5 Престижность занимаемой должности 64 16,0

6 Расширенный социальный пакет 52 13,0

7 Личные мотивы 4 1,0

8 Желание продолжить династию 12 3,0

9 Ощущение уверенности и стабильности 38 9,5

Респонденты связывают нежелание работать в государственном секторе с особенностями финансирования(зависимость заработной платы от финансовых «вливаний» государства, отсутствие разнообразия вакансий, низкая, хотя и гарантированная оплата труда). На сегодняшний день рынок труда города

Екатеринбурга для выпускников юридического профиля в государственном секторе представлен следующим образом: государственный инспектор Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (12—19 тыс. руб.), специалисты Министерства финансов (24—34 тыс. руб., в зависимости от категории), специалисты-эксперты УФНС России по Свердловской области (12—16 тыс. руб.)[8;9]. Таким образом, выпускники, впервые устраивающиеся на работу в государственный сектор, могут претендовать на заработную плату в размере 12—15 тыс. рублей. В то же время большинство обучающихся привлекает перспектива высокой оплаты труда (табл. 2).

При этом приходится констатировать, что работа по специальности интересует менее половины респондентов. Муниципальная служба не представляет большого интереса у опрошенных. Исходя из результатов исследования это связано не только с низким заработком, но и с оценкой необходимого для работы на муниципальной службе образования как очень дорогостоящего. Кроме того, ряд студентов сочли, что государственная и муниципальная служба — тот социальный институт, где продвижение по службе возможно лишь с помощью «неформальных инструментов».

Студенты колледжа, в свою очередь, недостаточно ориентированы на профессию юриста, о чем свидетельствуют фрагментарные представления о её сущности, характере, особенностях. Также имеет место и слабая осознанность мотивов профессионального выбора большинства обучающихся (табл. 3).

Целью исследования, проведенного среди учащихся Екатеринбургского экономико-технологического колледжа и Колледжа электроэнергетики и машиностроения РГППУ в 2019 г., было выяснение содержания представлений о профессиональном успехе. Согласно анализу ответов на вопрос, как в целом респонденты видят свое будущее в профессии, следует отметить, что у большинства студентов полноценное комплексное представление о будущей профессиональной деятельности сформировано недостаточно ясно: 58 % респондентов отметили уверенность лишь в отдельных деталях, однако именно детализация

Таблица 3 — Мотивационные характеристики профессионального выбора

может быть показателем наличия осознанных критериев оценивания параметров будущей профессиональной деятельности. 15% опрошенных четко представляют себе будущую профессиональную карьеру. Именно наличие целостного представления о будущей профессии можно отнести к показателям профессиональной зрелости.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о на-

личии у выпускников профессиональных образовательных организаций СПО осознанных критериев оценивания параметров будущей профессиональной деятельности в связи с имеющимися профессиональными притязаниями и ожиданиями, а также в связи с имеющимся уровнем профессиональной подготовки, осуществляемой в процессе обучения, что является показателем их личностно-профессиональной зрелости, важным показателем и структурным компонентом которой являются профессионально-ценностные ориентации студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень осознанности критериев оценивания параметров будущей профессиональной деятельности студентами и выпускниками может способствовать построению осознанных индивидуальных стратегий вхождения на рынок труда. Для успешной реализация стратегий профессионального самоопределения выпускникам важно включение в эффективное взаимодействие с участниками рынка труда.

Организация эффективного взаимодействия между участниками рынка труда должна строится с учетом особенностей рынка труда молодежи, специфики рыночных рисков на рынке труда молодежи, особенностей профессионального самоопределения различных групп молодежи.

№ Значение Кол-во ответов Доля, %

1 Интересная работа 122 11,3

2 Популярность профессии 285 25,77

3 Интересовало лишь поступление, вне зависимости от специальности 125 11,3

4 Настояния родителей 143 12,93

5 Творческий характер профессии 99 8,95

6 Возможность перемены места жительства 107 9,67

7 Друзья/знакомые поступали на эту же специальность 135 17,21

8 Средства массовой информации 78 7,05

9 Возможность продолжить семейную династию 12 1,08

Итого: 1 106 100

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т.В. (2015). Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза на современном этапе развития общества : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кемерово. 23 с.

2. Волегов В.С. (2016). Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального самоопределения // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. № 2(26). С. 167-173.

3. Боровскиих Н.В., Кипервар Е.А. (2019). Система профессионального образования как фактор развития кадрового потенциала: региональный аспект// Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». Т. 4. № 1. С. 71-78.

4. Булатова Г.А. (2017). Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников ВУЗов // Экономика. Профессия. Бизнес. № 4. С. 18-24.

5.Деркач А.А. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж: МОДЭК.

6. Ковалева А.И., Луков Вал. А. (1999). Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум.

7. Миронов В.В., Гуртов В.А. Илясов Е.П. (2013). О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования в целях успешного трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. № 11. С. 17-23.

8. О Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области : Постановле-

ние Правительства Свердловской области от 13.01.2016 № 23-ПП // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/.

9. Сведения о вакантных должностях госслужбы и ряда госкорпораций и организаций // Федеральная государственная информационная система. URL: https://gossluzhba.gov.ru (дата обращения: 07.02.2018).

10. Шалова С.Ю. (2013). Профессиональные

ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал «Науковедение». № 3(16). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnye-tsennosti-v-sisteme-tsennostnyh- orientatsiy- studentov- pedvuza (дата обращения: 07.02.2018).

11. Явон С.В. (2012). Жизненное самоопределение российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 174—178.

SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF COLLEGE AND VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS (A SOCIOLOGICAL RESEARCH OF YOUNG PEOPLE OF THE "EKATERINBURG CITY" MUNICIPAL ENTITY)

N.V. Syuzeva L.A. Alekseeva

Ekaterinburg College of Economics and Russian Presidential Academy of National

Technology, Economy and Public Administration,

Ekaterinburg, Russia Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT:

The purpose of the article is to explore the interrelation of the students' maturity degree and the content of professional-value orientations as a factor of successful professional socialization and employment track building at the stage of labor market entering.

The problem of finding new forms of interaction between educational institutions and labor market participants, considering the youth labor market specifics and factors affecting its dynamics, is still open because of the insufficiently addressed distinctions of professional identity of various youth groups as labor market participants. The problem is due to the contradiction between the market orientation towards the graduates' and young specialists' professional competencies in-demand by employers and a different degree of awareness of their content and, as a consequence, an insufficient degree of their development among graduates and young specialists who are at the stage of labor market entering.

The research objective is to reveal the content and degree of awareness of college and vocational school students' professional and value orientations (a sociological research of the youth in the "Ekaterinburg city" municipality).

The theoretical basis of the article includes sociological survey of the youth labor market, theoretical research approaches to studying professional identity and professional-value orientations of young people, individual tracks of professional identity and labor market entry, theoretical investigation of the essence of competence-based approach and the content of professional competencies.

The article examined the specific features of labor market and educational services market in Ekaterinburg, provides research data on the given social fields, following the results of the research by the authors of the article using survey methods and questionnaires in educational institutions of Ekaterinburg, at the "Ekaterinburg College of Economics and Technology" State Autonomous

H.B. Cro3eBa, ^.A. AnereeeBa

МУHHЦHПA,ПHТЕТ: ЭКОHОМHКA H YnPAB^EHHE. 2020. № 4 (33)

Professional Educational Institution of the Sverdlovsk region and the College of Electric Power and Mechanical Engineering of the "RGPPU" Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education.

Based on the research results, conclusions have been made on the priority employment areas selected by the respondents, the content of the students' professional and value orientations, on the maturity degree of conscious criteria to assess the future professional activity parameters in relation to the existing professional aspirations and expectations and also depending on the existing level of professional training within the learning process.

In the authors' view, it is necessary to add the research of the graduates' professional and value orientations, being the basis for building individual labor market entry and employment tracks to the graduates' employment monitoring. The results of the given and similar research works will enable educational institutions and employment centers to provide targeted assistance to graduates and young professionals.

KEYWORDS: professional identity, professional-value orientations, individual employment track, proprity specialitites, professional competencies.

AUTHORS' INFORMATION:

Natalya V. Syuzeva — Ph.D. of Culturology; Ekaterinburg College of Economics and Technology (58, Dekabristov St., Ekaterinburg, 620144, Russia); [email protected].

Lolita A. Alekseeva — Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 660020, Russia); [email protected].

FOR CITATION: Syuzeva N.V., Alekseeva L.A. (2020). Specific features of professional and value orientations of college and vocational school students (a sociological research of young people of the "Ekaterinburg city" municipal entity), Municipality: Economics and Management, no. 4 (33), pp. 96-106.

REFERENCES

1. Vasilyeva T.V (2015). Formation of professional value orientations of students of an agricultural university at the present stage of development of society. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo. 23 p.

2. Volegov VS. (2016). Theoretical and methodological approaches to the study of professional self-determination, Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, no. 2(26), pp. 167-173.

3. Borovskikh N.V, Kipervar E.A. (2019). The system of vocational education as a factor in the development of human resources: a regional aspect, Omsk Scientific Bulletin, Series "Society. History. Modernity", vol. 4, no. 1, pp. 71-78.

4. Bulatova G.A. (2017). Monitoring and assessment of the employment of university graduates, Economics. Profession. Business, no. 4, pp. 18-24.

5. Derkach A.A. (2004). Acmeological founda-

tions of professional development. Moscow, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh, MODEK.

6. Kovaleva A.I., Lukov Val. A. (1999). Sociology of Youth: Theoretical Issues. Moscow, Socium.

7. Mironov VV, Gurtov VA. Ilyasov E.P. (2013). On state measures to organize interaction of educational institutions of vocational education for the successful employment of graduates, Higher education in Russia, no. 11, pp. 17-23.

8. On the Department of Labor and Employment of the Population of the Sverdlovsk Region. Resolution of the Government of the Sverdlovsk Region No. 23-PP dated January 13, 2016. Con-sultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/.

9. Information about the vacant positions of the civil service and a number of state corporations and organizations. Federal State Information System. URL: https://gossluzhba.gov.ru (accessed 07.02.2018).

10. Shalova S.Yu. (2013). Professional values in the system of value orientations of pedagogical university students, Internet journal "Science Science" , no. 3 (16). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnye-tsennosti-v-sisteme-

tsennostnyh-orientatsiy-studentov-pedvuza (accessed 07.02.2018).

11. Yavon S.V (2012). Life self-determination of Russian youth, Knowledge. Understanding. Skill, no. 4, pp. 174-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.