Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/22PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Акбаева А.М., Койчуева Ф.Х., Урусова М.М. Сравнительно-сопоставительный метод изучения ценностных ориентаций студентов-юристов в процессе формирования профессионального самоопределения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Akayeva A.M., Koichueva F.Kh., Urusova M.M. (2019). Comparative method of studying the value orientations of law students in the process of forming professional self-determination. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.95
Акбаева Асият Магометаминовна
НОЧУ ВО «Московский финансово -промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Заведующий кафедрой «Педагогики и психологии» Кандидат психологических наук E-mail: asia-005@mail.ru
Койчуева Фатима Хусеевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Кандидат психологических наук E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Урусова Мадина Магометовна
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», Черкесск, Россия
Аспирант E-mail: Larissf.1965@lisl.ru
Сравнительно-сопоставительный метод изучения ценностных ориентаций студентов-юристов в процессе формирования профессионального самоопределения
Аннотация. В статье показана актуальность исследования взаимозависимости ценностных ориентаций и профессиональной направленности студентов. Исходя из того, что ценностные ориентации личности являются структурным компонентом психики личности, который определяет формирование внешних и внутренних факторов её развития, в ней затрагиваются моменты связанные с профессиональным развитие личности, в частности, влияния ценностных ориентаций на профессиональную подготовку и наоборот, влияния последней на изменение ценностных ориентаций. Важность исследования данного вопроса связана ещё и с тем, что профессиональное становление молодежи в условиях кризиса экономики, не может проходить в обход ценностей, которые формируются у индивида в данный период. В статье приведены результаты диагностики и статистической обработки полученных данных, их анализ, графическая интерпретация. Произведён сравнительно-сопоставительный анализ ценностных ориентаций студентов-юристов первых и четвёртых курсов с целью выявления характерных различий на разных этапах вузовской подготовки.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: индивид; мотивация; профессиональная деятельность; профессиональная направленность; профессиональная подготовка; формирования личности; формирования ценностной сферы; ценности; ценностные ориентации; ценностно-профессиональные ориентации
В связи с изменениями, происходящими в российском обществе, затрагивающими практически все сферы жизни, приоритетным направлением становится развитие базовой системы ценностей направленной на формирование высоко-духовной личности. Однако, реальная ситуация такова, что возникают ряд серьёзных противоречий, между ценностями принятыми в обществе и личностными потребностями некоторых её членов. На сегодняшний день, нами наблюдается кризис в различных сферах общественной жизни, приводящий к деформации, а порой и подмене истинных человеческих норм и ценностей, на ценности удовлетворения личностных, сиюминутных, порой преступных желаний.
Это не может не вызывать обеспокоенность общественности. Связано это с тем, что на сегодняшний день, целью общественного развития нашего государства является формирование гражданско-правового общества, повышение гражданской культуры и патриотизма.
Проблема влияния ценностных ориентаций на формирование и повышение гражданской культуры и патриотизма достаточно сложна и многогранна, и занимала умы учёных не одно поколение. Её пытались изучить и решить великие античные философы (Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Цицерон и другие) через призму роли личности в государственном обустройстве; зарубежные (Г. Кершенштейнер, Дж. Локк, Т. Мор, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) и отечественные педагоги (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Находясь в сфере интересов философов и педагогов, вопросы ценностей, ценностных ориентаций, их влияния на личность и на общество, «перекочевали» в психологическую науку, где вызвали достаточно высокий исследовательский интерес, как у зарубежных, так и у отечественных учёных, которые рассматривали данную проблему с различных точек зрения. Среди них можно Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов, К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, С.С. Бубнова, В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова, Э. Фромм, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.
Направление исследований взаимозависимости ценностных ориентаций, в психолого-акмеологическом подходе в отечественной психологи, «определяется условиями формирования новой деятельности» [2; 6] и «особенностями возрастного этапа формирования
профессионального самосознания» [4]. Несмотря на то, что в психологии достаточно много работ, освящающих теорию и практику формирования ценностных ориентаций у молодёжи, на наш взгляд ещё присутствует определённый дефицит исследований посвящённых влиянию ценностных ориентаций на профессиональную подготовку личности. Речь идёт о структурной и содержательной части формирования представлений у молодых людей, требующихся для их дальнейшей трудовой деятельности, обуславливающих его профессиональную самоидентификацию, как составной части «Я». На сегодняшний день ещё ощущается дефицит психолого-педагогических технологий, позволяющих формировать ценностные ориентации в структуре профессии.
Учитывая то, что современная психология ведёт активный поиск новых знаний, следует выделить проблему, которая требует практического решения и не может оставаться на периферии науки. На наш взгляд, достаточно актуальным на сегодняшний день является проблема влияния ценностных ориентаций на профессиональную направленность личности в современных условиях получения высшего профессионального образования.
Цель исследования: выявить различия ценностных представления между студентами -юристами различных годов обучения.
Объект исследования: профессиональная подготовка в вузе.
Предмет исследования: ценностные ориентации студентов-юристов первого и четвёртого курсов.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что к четвёртому курсу, под влиянием осознания особенностей и специфики профессиональной деятельности у студентов -юристов меняются приоритеты ценностных ориентаций.
Задачи исследования:
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Исследовать особенности ценностных ориентаций студентов-юристов первого и четвёртого года обучения.
2. Провести сравнительный анализ особенностей ценностных студентов-юристов первого и четвёртого курсов.
Выборка и методы исследования
Исследование было направлено на изучение различий в ценностных ориентациях студентов-юристов разных годов обучения. В исследование приняли участие 120 студентов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. Исследование проводилось с использованием методов метода беседы (как вспомогательный и уточняющий), методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, М. Рокича «Ценностные ориентации».
Уже не вызывает сомнения, что формирование личности не возможно рассматривать в отрыве от социальной среды и общества, как и нормальное развитие общества, не представляется без формирования ценностной сферы её членов, которая должна быть ориентирована на общественные, национальные, государственные ценности. Б.Г. Ананьев отмечает, что «.. .исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности, является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность, и основе социального статуса личности формируются
системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций» [1, с. 46]. Учёный определял ценности как одни из ключевых звеньев, на которые требуется обращать внимание при исследовании личности, особенностей и закономерностей формирования её качеств.
Г. Оллпорт отмечает, что «...источником большинства ценностей личности является мораль общества» [8, с. 74]. В. Франкл понимает под ценностями личности «универсалии смысла», т. е. те смыслы, которые придерживается большая часть членов общества [10].
Особенностью формирования ценностей и ценностных ориентаций личности является то, что оно происходит не сразу, а постепенно, вместе с социализацией личности, которая предполагает проникновение социальной информации, норм, ценностей, правил психологическую структуру человека. Исходя из этого, можно говорить о том, что сам процесс формирования ценностных ориентации достаточно сложен и специфичен, являясь интеграцией всех воздействующих на личность структурных компонентов общества.
В период кризисов общества, самые подверженные его воздействию являются молодые люди. Это не может не вызывать опасения, так как уровень адаптации, социализации к социальной среде, а также степень вхождения молодежи в систему взаимоотношений в социальных учреждениях и общностях, определяет содержание и уровень развития личностных ценностей. По мнению Э. Фромма, для каждого человека свойственна потребность в ценностях, так как именно они являются основополагающим его поступков и чувств [11].
Особое место в системе ценностных ориентаций молодёжи, занимает профессиональная подготовка. Фундаментом психологической готовности индивида к трудовой деятельности по специальности является её активность, фундаментом которой выступают внутренние побудители и регуляторы. Таковы являются ценности и ценностные ориентации, которые позволяют мотивировать в том или ином направлении деятельность личности. Э.Ф. Зеер выделяет ценностные ориентации как «один из основных компонентов профессиональной направленности», вкладывая в него «смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.». [3].
По мнению А.П. Сейтешева, «.структура профессиональной направленности это достаточно сложное образование, включающие в себя предметное содержание (специализация профессиональной направленности), мировоззрение и динамику протекания психических процессов и состояний. Профессиональная направленность личности, - с его точки зрения, -проявляется через эмоции, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения. Данные формы проявления находятся между собой в функциональной связи, и отражают динамику профессиональной направленности» [9, с. 24].
Значительный вклад в исследование взаимосвязи ценностных и профессиональных ориентаций внесли И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, которые в своих исследованиях затрагивали данную проблему и старались выявить и охарактеризовать внутреннюю структуру ценностно-профессиональных ориентаций [5; 7].
Исходя из того, что ценностные ориентации влияют на профессиональные ориентации индивида, можно предположить, что в процессе профессиональной подготовки, они так же подвергаются влиянию под воздействием новых знаний, которые индивид получает о профессии в процессе облучения. Ценности и убеждения личности претерпевают изменение под влиянием новых знаний об особенностях и специфике профессиональной деятельности.
Для выяснения этого, нами было проведено исследование, направленное на то, чтобы определить, насколько отличаются ценностные ориентации у студентов-юристов 1 и 4 курсов. В процессе исследования, нами был проведён сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных. Так, на рисунке 1 и 2 приведены результаты диагностики с использованием методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ).
4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 4
шЛАыш
/
? s S s s s s s
Ср. значение 1 курс Ср. значение 4 курс
Ж
/ У S J / /
s ./ * s S >0 ^
<4?
л/ А
Ж
■ф
# >
Рисунок 1. Сравнительно-сопоставительный анализ показателей «Жизненных ценностей» по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» у 1 и 4 курсов юридического факультета (составлено авторами)
По рисунку можно увидеть, что среди наиболее значимых жизненных ценностей у большей части студентов первого курса выделяются «активные социальные контакты», «собственный престиж», «материальное положение», «развитие себя».
Для студентов четвёртого курса наиболее важными являются «развитие себя», «собственный престиж», «достижения», «материальное положение» и «сохранение собственной индивидуальности».
Исходя из этого, можно предположить, что у студентов первого года обучения преобладают жизненные ценности, связанные в большей мере с удовлетворением потребности в общении, значимости собственного «Я» в социуме и собственного материального благополучия. При этом, в беседе с ними нами было выявлено, что в понятие «престиж» они вкладывают авторитет среди друзей и не рассматривают успехи в обучении специальности как какой-то фактор повышения собственной значимой среди сверстников. Так же, в беседе ни указали, что стремление к независимости от семьи и возможности не ограничивать себя покупках являются основными факторами при выборе материальной стороны. В связи с этим, покупки, по их мнению, имиджевых вещей чаще всего ассоциируется у них с высоким положением среди сверстников. Лишь незначительная часть студентов первокурсников указала на то, что для них более важным является достижения в профессиональной сфере (7 %). Большинство рассматривает профессию юрист, саму по себе как престижную, не определяя, что престижной для них её могут сделать определённые знания, умения и навыки. Первокурсники слабо представляют себя в профессии, говоря больше о зарабатывании денег и получения социального статуса. Большинство наших респондентов первого курса указывали на то, что знают «сколько зарабатывают специалисты юридической направленности». То, что
данная профессия предъявляет определённые моральные и этические нормы к её носителям они не отметили.
3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
Профессия Образование
Семья
Общественная активность
Увлечение
Физическая активность
Ср. значение 1 курс Ср. значение 4 курс
Рисунок 2. Сравнительно-сопоставительный анализ показателей «Жизненных сфер» по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» у 1 и 4 курсов юридического факультета (составлено авторами)
На рисунке 2 можно увидеть, насколько разнятся показатели жизненных сфер между нашими респондентами. Можно отметить, что студенты 4 курса более серьёзно воспринимают такие жизненные сферы как «профессия», «образования», «общественная активность», «увлечение», против преобладающих сфер первокурсников «увлечение»» и «физическая активность» у первокурсников.
Для более полной картины, мы свели средние показатели жизненных ценностей и жизненных сфер студентов первого года обучения и студентов четвёртого года в единую таблицу (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение ценностей внутри структуры жизненных сфер у студентов 1 и 4 курсов
Профессия Образование Семья Общественна я активность Увлечение Физическая активность
1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс
Развития себя 1,9 3,0 1,8 2,9 2,6 2,8 3,0 3,0 3,5 3,6 3,0 3,0
Духовная удовлетворенность 2,5 3,0 1,8 3,0 2,5 2,6 3,0 3,1 3,1 3,0 3,1 3,0
Креативность 2,4 3,1 2,3 2,7 2,3 2,7 3,1 3,0 3,2 3,3 3,2 3,0
Активные социальные контакты 3,0 3,0 3,2 2,9 3,0 2,9 2,9 3,2 3,5 3,2 3,4 3,0
Собственный престиж 2,9 3,7 2,8 3,6 2,9 3,5 3,4 3,5 3,4 3,4 3,5 3,0
Достижения 2,5 3,9 2,5 3,9 2,5 3,6 2,9 3,6 3,1 3,5 2,7 2,9
Материальное положение 3,1 3,2 3,1 3,0 2,8 3,0 3,1 3,0 3,5 3,1 3,3 3,1
Сохранение собств. индивидуальности 2,9 3,1 2,9 3,0 2,5 2,9 3,1 3,1 3,1 3,2 3,1 3,1
Составлено авторами
По таблице видно, что значимые различия у студентов 1 и 4 курсов касаются ценностей в жизненных сферах по таким категориям как профессия, образование, семья, общественная активность. Для первого курса наиболее значимые категории увлечение и физическая активность.
Для определения значимости различий средних арифметических значений в двух выборках мы использовали ^критерий Стьюдента. Для этого нами был использован он-лайн калькулятор1 [12]. Полученные значения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели сходства (различия средних арифметических значений) по ^критерий Стьюдента
Профессия Образование Семья Общественная активность Увлечение Физическая активность
Жизненные ценности 3,3 2,4 2,4 1,3 0,1 1,7
Составлено авторами
В результате обработки данных, найденное по данным наблюдений значение ^критерия (1эмп) мы сравнили с табличным (критическим) значением которое равно 2,37, при вероятностной ошибке 0,05. Ориентируясь на таблицу, можно увидеть, что Ъэмп больше критического значения по жизненным ценностям внутри структуры таких жизненных сфер как «профессия», «образование», «семья». Данный факт позволяет нам утверждать, что к четвёртому курсу у студентов начинают преобладать ценности, которые в большей степени относятся к профессиональной ориентации и семье. При этом, показатели ценностей внутри структуры жизненных сфер «общественная активность», «увлечение», «физическая активность» не показали значимости. Исходя из этого, можно говорить, что в процессе обучения и получения профессиональных знаний, умений и навыков, студенты изменяют своё отношение к миру своей будущей профессии, уделяя больше внимание на более глубокое изучение особенностей профессиональной деятельности.
Диагностика, проведённая с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации», и последующее ранжирование терминальных и инструментальных ценностей, для дальнейшей статистической обработки данных. Это дало возможность определить, какие терминальные и инструментальные ценности наиболее преобладают у студентов первого и четвёртого курсов. Результаты распределения терминальных ценностей после диагностики по методики М. Рокича приведены в таблице 3 и рисунке 3.
Таблица 3
Средние показатели терминальных ценностей у студентов 1 и 4 курсов
Терминальные ценности 1 курс 4 курс
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 3,4 3,2
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) 2,2 3,5
Здоровье (физическое и психическое) 3,5 3,3
Интересная работа 2,4 3,7
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 2,7 3,1
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3,8 3,6
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) 4,2 4
Наличие хороших и верных друзей 3,8 3,7
1 https://www.psychol-ok.ru/statistics/student.
Терминальные ценности 1 курс 4 курс
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) 3,7 4,6
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 3,1 3,6
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 2,4 4,2
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 3,2 3,5
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 4,2 3,8
Счастливая семейная жизнь 3,3 3,5
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 3,1 3,3
Творчество (возможность заниматься творчеством) 2,3 3,1
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 3,2 3,7
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) 4,3 3,6
Составлено авторами
5 4,5 4
3,5 3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
■ ь I ■ i 11 J J I Л j
Л rr \ // */
1 курс 4 курс
Рисунок 3. Средние показатели терминальных ценностей у студентов 1 и 4 курсов (составлено авторами)
Обработка данных, полученных в ходе диагностики, показала, что у первых курсов более высокие показатели, чем у студентов четвёртого года обучения по таким терминальным ценностям как «активная жизненная позиция», «здоровье», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших друзей», «свобода», «удовольствие». Данные терминальные ценности относятся в большей степени не к профессиональным ценностям, а к ценностям личностного благополучия и удовлетворения личностных потребностей. В отличии от первокурсников, у большей части студентов четвёртого курса было диагностировано преобладание таких терминальных ценностей как «жизненная мудрость», «интересная работа», «красота природы и искусства», «общественное признание», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие», «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «творчество», «уверенность в себе». Данные убеждения, касающиеся конечных целей индивидуального существования, индивидуальных стремлений, которые находятся в сфере общечеловеческих
ценностей и профессионального развития. Группировка полученных в ходе диагностики в содержательные блоки указывают на то, что доминирующей направленностью ценностных ориентаций большей части наших четверокурсников составляют профессиональная самореализация, а у первокурсников личная жизнь.
Расчёт значимости (незначимости) различий средних арифметических значений в двух выборках с использование ^критерий Стьюдента показал, что значение tэмп = 2,3. Данное значение указывает на то, что терминальные ценности студентов первого и четвёртого курса имеют значимые различия, так как больше критического значения, которое равно 2,11, при вероятностной ошибке 0,05.
Рассчитанные средние показатели по инструментальным ценностям (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации), так же указываю на различия (таблица 4 и рисунок 4).
Таблица 4
Средние показатели инструментальных ценностей у студентов 1 и 4 курсов
Инструментальные ценности 1 курс 4 курс
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) 3,1 3,5
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) 3,2 3,7
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 3,8 4,2
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) 3,5 3,1
Исполнительность (дисциплинированность) 3,1 3,3
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 3,5 3,2
Непримиримость к недостаткам в себе и других 4,4 4,2
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) 3,1 3,5
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 3,3 4,2
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 2,8 3,1
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 2,5 3,3
Смелость в отстаивании своего мнения 3,2 2,9
Чуткость (заботливость) 3,5 3,7
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 3,3 3,5
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 2,4 3,2
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 2,3 3,1
Честность (правдивость, искренность) 3 3,5
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 3,2 3,6
Составлено авторами
На построенной диаграмме можно увидеть, что в инструментальных ценностях так же присутствуют различия между студентами первого и четвёртого года обучения. Так, можно отметить, что по большинству показателей инструментальных ценностей данные студентов четвёртого курса выше, чем у студентов первого года обучения. Обработка данных, полученных в ходе диагностики, указывают на то, что студенты первого курса выше, чем четверокурсники ставят такие инструментальные ценности как «жизнерадостность», «независимость», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «смелость в отстаивании своего мнения».
И в первом и во втором случае, главенствующие преобладающие ценности у первых курсов не направлены на развитие профессиональных качеств.
Рисунок 4. Средние показатели инструментальных ценностей у студентов 1 и 4 курсов (составлено авторами)
Найденное по данным наблюдений значение ^критерия показало, что значение tэмп = 3,5. Данное значение указывает на то, что терминальные ценности, так и инструментальные у студентов первого и четвёртого курса имеют значимые различия с вероятностью допустимой ошибки 0,05.
Для более полного исследования ценностей, сформированных у студентов первого и четвёртого года обучения в ходе исследования, нами была так же использована методика диагностики ценностей личности Ш. Шварца, которая подтвердила некоторые данные, полученные при применении метода М. Рокича. На рисунке 5 приведены средние показатели наших респондентов на уровне нормативных идеалов.
Полученные после обработки данные позволяю там говорить о том, что среди студентов четвёртого курса более высоки показатели практически по всем показателям личностных ценностей на уровне нормативных идеалов, кроме показателя «геодонизм».
Можно было бы говорить, что у студентов четвёртого года обучения более высокий, чем у студентов первогодок, уровень нормативных идеалов, и направлены они на профессиональное развитие, достижение социального статуса и престижа, достижение личного успеха, что у них более развиты потребности в новизне, новых переживаниях, самостоятельность мышления при выборе способов и стратегий действия и т. д. Однако, найденное по полученным в ходе исследования данным, приведённым в диаграмме значение ^критерия показало, что значение tэмп = 1,9, что ниже критического значения с вероятностью допустимой ошибки 0,05, которое равно 2,26. Исходя из этого, можно говорить, что различия
между средними показателями личностных ценностей на уровне нормативных идеалов не значимы. Несмотря на это, следует констатировать тот факт, что они всё же существуют. Если исходить не из статистической значимости различий, а из различий средних показателей, можно говорить о том, что в отличии от них, у студентов первого курса более выражены Они касаются того, что для нормативные идеалы получения чувственных наслаждение, что в большей степени указывают на их социальную незрелость. Хотя для данного возраста - это закономерность.
Рисунок 5. Показатели личностных ценностей студентов 1 и 4 курсов на уровне нормативных идеалов (составлено авторами)
Для дальнейшего сравнительно-сопоставительного математического анализа типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, мы каждое утверждение отметили определённым балом:
Очень похож на меня - 5 балов;
Похож на меня - 4;
В некоторой степени похож на меня - 3;
Немного похож на меня - 2;
Не похож на меня - 1;
Совсем не похож на меня - 0.
Обработав полученные данные, мы свели их в одну диаграмму (рисунок 6).
На рисунке можно увидеть, что распределение средних показателей на уровне индивидуальных приоритетов не сильно расходится с распределением нормативных идеалов. Так, приоритетные места у студентов 4 курса так же занимают: «власть», «достижения», «стимуляция», «самостоятельность», «универсализм», «доброта», «традиции», «конформность», «безопасность». Наибольший разрыв можно увидеть по таким показателям как «власть» и «достижение». У студентов первого курса они ниже. Как и в случае с распределением показателей личностных ценностей на уровне нормативных идеалов, у первокурсников более высок уровень «геодонизма».
J J 1 J
tri ■ L _ Щ и 1 1 J
L ■
■ 1 курс 4 курс
Рисунок 6. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов студентов 1 и 4 курса (составлено авторами)
Несмотря на то, что диаграмма указывает на существующие различия, статистическая обработка показала, что различия средних показателей значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов студентов 1 и 4 курса не значимы, так как tэмп = 2.1 меньше критического значения.
Выводы
Проведённая серия модифицированных методик показали, что ценностно-профессиональные ориентации у студентов 1 и 4 курсов различны. У студентов четвёртого года обучения главенствующие ценности направлены на развитие профессиональных качеств, в то время как у первых курсов на удовлетворение личных потребностей. У последних, представления о путях достижения высокого уровня личностно-профессиональной готовности ещё слабо структурированы, что скорее всего обусловлено возрастными особенностями и незнанием основных механизмов профессионализации.
Опираясь на данные, полученные в ходе исследование и их статистическую обработку, можно говорить о том, что для первокурсников, в силу несформировавшегося в полной мере представления о особенностях и специфике профессиональной деятельности юриста, достаточно сложно воспринимать ценности связанные с ней как индивидуально-значимые. На четвёртом курсе, преобладают уже ценности, которые в большей степени связанны с жизненными перспективами, которые во многом переплетаются с профессией и трудовой деятельностью. За период обучения, у студентов меняется иерархия ценностных ориентаций, что свидетельствует о том, что ценностные ориентации студентов-юристов обладают характерными особенностями на разных этапах вузовской подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001.
- 288 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2019. - 448 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2006. - 240 с.
4. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / О.В. Москаленко - М.: РАГС, 2007. - 352 с.
5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев - М.: Академия, 2003. - 208 с.
6. Кикнадзе, Д.А.: Потребности. Поведение. Воспитание / Д.А. Кикнадзе - М.: Мысль, 1968. - 146 с.
7. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов - М.: Академия, 1995. - 223 с.
8. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт // под общ. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
9. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности [Текст]: теория и практика воспитания / Сейтешев А.П. - Алма-Ата: Наука, 1990. - 334 с. С. 24.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл - М.; Прогресс, 1990.
- 368 с.
11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Фромм, Э. - М., Республика, 1994. - 447 с.
Akayeva Asiyat Magometaminovna
Moscow university for industry and finance «Sinergy» Karachay-Cherkessia branch, Cherkessk, Russia E-mail: asia-005@mail.ru
Koichueva Fatima Khuseevna
Moscow university for industry and finance «Sinergy» Karachay-Cherkessia branch, Cherkessk, Russia E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Urusova Madina Magometovna
North Caucasus state humanitarian and technological academy, Cherkessk, Russia
E-mail: Larissa.1965@lisl.ru
Comparative method of studying the value orientations of law students in the process of forming professional self-determination
Abstract. Based on the fact that vocational training occupies a special place in the system of value orientations of young people, the article attempts to study the value orientations of law students in the process of forming professional self-determination. Based on the fact that the value orientation of the individual is a structural component of the personality psyche, which determines the formation of external and internal factors of its development, it addresses such aspects related to the professional development of the personality, such as the effect of changes in professional orientation on the change of value orientations. The very question of the formation of professional knowledge in this article is not considered, but the dynamics of changes in the value orientations of students are studied depending on the year of study. When processing the data obtained in the course of the study, the main emphasis was placed on comparing the value orientations of law students in the 1st and 4th course. The importance of the study of this issue is also related to the fact that the professional development of young people in a crisis of the economy cannot be in circumvention of the values that are formed by an individual in a given period. The article presents the results of diagnostics and statistical processing of the obtained data, their analysis, graphical interpretation. A comparative analysis of value orientations of law students of the first and fourth courses was carried out in order to identify characteristic differences at different stages of university preparation.
Keywords: individual; motivation; professional activity; professional orientation; vocational training; formation of personality; formation of value sphere; values; value orientations; value-professional orientations