Научная статья на тему 'Исследование ценностного самоопределения личности'

Исследование ценностного самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1326
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-DETERMINATION / VALUABLE SELF-DETERMINATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Евгения Владимировна

В статье рассматривается проблема ценностного самоопределения личности, дается характеристика данного феномена на разных этапах обучения в вузе. Представлены результаты эмпирического исследования ценностного самоопределения студентов младших и старших курсов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of valuable self-determination of the personality

The paper addresses the problem of valuable self-determinationof the personality; the characteristic of this phenomenon at different stages of studying at a higher education institution is provided. Results of empirical researchof valuable self-determination of junior and senior students are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностного самоопределения личности»

УДК 316.64

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Кривцова

RESEARCH OF VALUABLE SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY

E. V. Krivtsova

В статье рассматривается проблема ценностного самоопределения личности, дается характеристика данного феномена на разных этапах обучения в вузе. Представлены результаты эмпирического исследования ценностного самоопределения студентов младших и старших курсов обучения.

The paper addresses the problem of valuable self-determinationof the personality; the characteristic of this phenomenon at different stages of studying at a higher education institution is provided. Results of empirical researchof valuable self-determination of junior and senior students are presented.

Ключевые слова: самоопределение, ценностное самоопределение, личность.

Keywords: self-determination, valuable self-determination, personality.

На современном этапе развития общества актуализация проблемы самоопределения продиктована сложившейся ситуацией в стране. В связи с социально-экономическим кризисом происходит переосмысление отношения человека к окружающей действительности, цели и назначения человеческой деятельности. Переосмысление позволит личности самоопределиться и найти свое место в различных сферах жизнедеятельности.

Термин «самоопределение» используется в психологии, педагогике, социологии, философии для обозначения процесса формирования жизненной перспективы, взросления личности, выбора профессии. Как показывает анализ научной литературы, понятие «самоопределение» является достаточно сложным и неоднозначным.

Обобщив существующие дефиниции самоопределения в рамках различных подходов, можно констатировать, что практически все ученые близки в своем понимании самоопределения: сущностной характеристикой самоопределения является выбор собственной позиции, которая зависит от внутренней активности субъекта. Таким образом, в психологической науке самоопределение изучается как личностное новообразование, связанное с такими свойствами личности, как внутренняя позиция, ответственность, направленность, самостоятельность и т. д.

Для уточнения понятия «самоопределение» исследователи (Н. С. Пряжников, А. В. Сальков, В. Д. Пов-зун, М. Р. Гинзбург, Н. Н. Истомина и др.) выделяют различные его типы: жизненное, личностное (как высший уровень жизненного самоопределения), профессиональное, самоопределение в культуре (как высший уровень личностного самоопределения), ценностно-смысловое и т. д.

Самоопределение рассматривается как сложный, многоступенчатый процесс развития человека, и разные типы самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Отметим, что идея взаимосвязи самоопределения личности с ценностями принадлежит М. Р. Гинзбургу. С его точки зрения, самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и обозначает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования. Ценностно-смысловое или самоопределение относительно ценностей, по его мнению, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека и выступает основанием собственного развития [2, с. 25]. Ценностно-смысловое самоопределение порождает и обуславливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.

Ценностное самоопределение в исследованиях Е. А. Латуха и В. Д. Повзун рассматривается как основа любого другого вида самоопределения, поскольку переоценка ценностей происходит на протяжении всей жизни человека и для каждой конкретной личности существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с ее собственными ценностями, то есть проблема ценностного самоопределения [3; 5].

Говоря о сущности ценностного самоопределения, большинство авторов (Е. А. Латуха, В. Д. Повзун, А. В. Кирьякова, Е. В. Кострюкова, Т. А. Носова, А. А. Преснов) делают акцент на том, что это, прежде всего, процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни. Ценностное самоопределение - это основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентации как результат сложного динамического образования [6].

По мнению О. И. Генисаретского, ценностные изменения составляют не просто фон, но скрытую основу разного рода трансформаций, предпосылку-экономических, политических и социальных реформ (концепция человеческих факторов модернизации) и их конечную критериальную цель (концепция человеческих качеств образа жизни) [1].

Изменения в ценностном сознании человека являются закономерным результатом человеческой жизни и составляют основное содержание процесса переопределения личности. Жизнь человека - это «история актуализации одних ценностей и низвержение других» [7, с. 370]. Незавершаемость процесса ценностного самоопределения подтверждается постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека.

Присвоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер. Этот выбор ограничивается направленностью личности, так как выбор ценностей - это выбор не только лучших ценностей, но и наиболее соответствующих направленности развития личности. Кроме того, выбор ограничивается «совокупным жизненным ресурсом личности», под которым понимаются энергия (состояние здоровья), время (возраст, резерв жизненного времени), природные преимущества (пол, способности), социальные преимущества (образование, социальное происхождение, квалификация, профессия), самооценка, уровень притязаний личности [4].

Обобщая точки зрения исследователей на ценностное самоопределение, отметим, что ценностное самоопределение представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизнив пространстве и времени, это определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции в пространстве культуры и времени истории.

На основании анализа научных источников, мы полагаем, что критериями для определения уровня ценностного самоопределения являются жизненные

ценности и ценностные ориентации, которые определяют направленность личности и ее тип.

Нами было проведено исследование на базе Кемеровского государственного университета. Цель экспериментальной работы заключалась в определении исходного уровня ценностного самоопределения у испытуемых с использованием следующих методик: «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина); методика Р. Инглхар-та в модификации М. С. Яницкого.

Общий объем выборки испытуемых составил 466 человек. В исследовании принимали участие студенты младших и старших курсов обучения.

Ценностное самоопределение личности оценивалось по следующему алгоритму: были выявлены компоненты ценностного самоопределения личности -жизненные ценности, ценностные ориентации, которые лежат в основе ценностной направленности и типа личности.

Ценностная направленность личности выявлялась при помощи методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) [8]. Анализ результатов показал, что девушки стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов (1 = 2,77, при р < 0,01), к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора (1 = 3,56, при р < 0,01), ориентированы на ценности семьи (1 = 2,15, при р < 0,01). У юношей особую значимость приобретает сфера физической активности (1 = -3,25, при р < 0,01), которая является, с их точки зрения, важной составляющей жизнедеятельности (таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» в зависимости от пола и этапа обучения в вузе

Юноши Девушки г Р Этап обучения г Р

I IV

ЖЦ 1 - - - - - - - -

ЖЦ 2 - - - - - - - -

ЖЦ 3 - - - - 1,93 2,13 -2,70 0,007

ЖЦ 4 - - - - - - - -

ЖЦ 5 - - - - - - - -

ЖЦ 6 - - - - 2,01 2,246 -3,16 0,001

ЖЦ 7 2,20 1,95 2,77 0,00 - - - -

ЖЦ 8 - - - - 1,93 2,12 -2,55 0,01

ЖС 1 - - - - - - - -

ЖС 2 2,34 2,00 3,56 0,00 1,99 2,15 -2,11 0,03

ЖС 3 2,16 1,95 2,15 0,03 - - - -

ЖС 4 - - - - - - - -

ЖС 5 - - - - 1,89 2,13 -3,36 0,001

ЖС 6 1,87 2,17 -3,25 0,001 1,97 2,25 -3,74 0,001

Примечание: В таблице указаны только значимые различия. Здесь и далее ЖЦ и ЖС - показатели морфологического теста жизненных ценностей, где ЖЦ 1 - развитие себя, ЖЦ 2 - духовное удовлетворение, ЖЦ 3 -креативность, ЖЦ 4 - активные социальные контакты, ЖЦ 5 - собственный престиж, ЖЦ 6 - высокое материальное положение, ЖЦ 7 - достижение, ЖЦ 8 - сохранение собственной индивидуальности; ЖС 1 - сфера профессиональной жизни, ЖС 2 - сфера образования, ЖС 3 - сфера семейной жизни, ЖС 4 - сфера общественной активности, ЖС 5 - сфера увлечений, ЖС 6 - сфера физической активности.

На начальном этапе обучения (первый курс) для студентов достоверно значимыми являются креативность (1 = -2,70, при р < 0,01), высокое материальное положение (1 = -3,16, при р < 0,01), сохранение собственной индивидуальности (1 = -2,55, при р < 0,01). Важными для студентов первого курса являются сфера увлечений (1 = -3,36, при р < 0,01) и сфера физической активности (1 = -3,74, при р < 0,01). Студенты четвертого курса в большей мере, чем первокурсники, ориентированы на ценности достижения, характеризуются стремлением найти что-то новое в изучаемой дисциплине, участвовать в научно-исследовательской работе. Помимо этого студенты ориентированы на занятия, предоставляющие широкие возможности для творчества.

Полученные данные позволили определить ценностную направленность личности (гуманистическая, прагматическая и неопределенная). Было установлено, что у большинства юношей и девушек (50 % и 48 %) ценностная направленность неопределенная. На престижные ценности ориентированы 32 % юношей и 35 % девушек; у 18 % юношей и у 17 % девушек преобладают духовно-нравственные ценности (саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты). Около половины студентов первого и четвертого курсов обучения характеризуются неопределенной ценностной направленностью (таблица 2).

Таблица 2

Представленность ценностной направленности в группах испытуемых (%)

Ценностная направленность Группы испытуемых

юноши девушки 1 курс 4 курс студенты*

Духовно-нравственная 18 17 20 15 6

Престижная направленность 32 35 30 38 31

Неопределенная направленность 50 48 50 47 63

Примечание:*Средние показатели по всей студенческой выборке.

Мы полагаем, что большой процент студентов с неопределенной ценностной направленностью связан с тем, что первокурсники находятся в процессе адаптации к новой среде, к новым социальным условиям, в процессе достижения оптимального взаимодействия между участниками образовательного процесса в системе «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-куратор»; они в достаточной степени осознали трудности, связанные с обучением. Для студентов четвертого курса данное состояние связано с ситуацией неопределенности - процесс обучения близок к завершению (нами уже было отмечено, что исследование проводилось в конце четвертого года обучения) и необходимо учиться разрабатывать стратегии собственной жизни (профессиональной и жизни в целом), менять способы взаимодействия, деятельность. Кроме того, осознание ответственности за результат своей деятельности способствует происходящим изменениям в системе ценностей.

Далее типы направленности перекодировали по их значимости: 1 - лучше всего, 0 - хуже всего:

1 - гуманистическая направленность личности; 0,5 - неопределенная; 0 - прагматическая.

Представленность типов ценностных

Таким образом, значение оценки направленности личности (Х1) заключалось в пределах от 0 до 1.

Оценка типа ценностной ориентации личности изучалась при помощи методики Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого [9]: на основе различий в иерархии ценностных ориентаций выделялись следующие типы личности: индивидуализирующийся, социализирующийся, адаптирующийся и промежуточный тип.

При сопоставлении ценностных предпочтений в группах юношей и девушек было выявлено, что ценности адаптации доминировали у 26 % юношей и 24 % девушек. Направленность на ценности социализации выявлена у 40 % девушек и 28 % юношей. Преобладание ценностей индивидуализации выявлено у 8 % юношей и 3 % девушек. Для юношей данной группы в большей мере, чем для девушек, характерно стремление к интенсивности взаимодействия с окружающей средой, к независимости, отсутствию ограничений, мешающих деятельности и жизни индивида, к интеллектуальной и творческой самореализации.

Наиболее существенные различия в описанных типах ценностных ориентаций обнаруживались между группами студентов первого и четвертого курсов (таблица 3).

Таблица 3

ориентаций в группах испытуемых

Тип ценностной ориентации Группы испытуемых

юноши девушки 1 курс 4 курс студенты *

Ценности адаптации 26 24 20 30 25

Ценности социализации 28 40 40 39 39

Ценности индивидуализации 8 3 6 2 4

Промежуточный тип 38 33 34 29 32

Примечание:*Средние показатели по всей студенческой выборке.

Обращает на себя внимание тот факт, что число студентов, ориентированных на ценности адаптации возрастает к четвертому курсу обучения (на первом -20 %, на четвертом - 30 %). Это может быть связано со стремлением студентов к эмоциональной безопасности и материальной независимости. Ценности социализации разделяют практически равное число студентов первого (40 %) и четвертого (39 %) курсов. Высокий процент выбравших ценности социализации подтверждает результаты исследования М. С. Яниц-кого [10], выявившего наиболее существенные различия в распространенности описанных типов ценностных ориентаций между возрастными группами, где молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации и отчетливо чаще - на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста.

Нами было обнаружено, что процент студентов, ориентированных на ценности индивидуализации, снижается с первого к четвертому курсу (6 % и 2 %, соответственно). Этот факт, по-нашему мнению, объясняется тем, что приоритет на старших курсах отдается развитию интимно-личностных отношений, способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с партнером, поиску брачного партнера. Важной составляющей этих отношений является забота и ответственность за благополучие партнера, также готовность к восприятию другого с пониманием его отличительных характеристик как проявление его индивидуальности и неповторимости. Кроме того, все это способствует стремлению личности действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.

Треть испытуемых первого (34 %) и четвертого курсов (29 %) обучения не имеют ярко выраженной системы ценностных ориентаций, в связи с чем выделен промежуточный тип. Полученные нами результа-

ты согласуются с мнением Э. Эриксона о том, что обучение в высшем учебном заведении является «законодательно закрепленной отсрочкой» в принятии человеком роли взрослого, которую он, в контексте формирования ценностной системы, называет «психосоциальным мораторием» [9]. Молодые люди находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений, заняты активным «поиском себя».

Достаточно малое число студентов (4 %), ориентирующихся на ценности индивидуализации, является нормой. По данным А. Маслоу, самоактуализирующихся - меньше 1 % взрослого населения.

Затем типы личности перекодировали по их значимости: 1 - лучше всего, 0 - хуже всего:

1 - индивидуализирующийся тип личности;

0,66 - социализирующийся;

0,33 - промежуточный;

0 - адаптирующийся.

Оценка типа личности (Х2) заключалась в пределах от 0 до 1.

Для определения оценки ценностного самоопределения личности мы воспользовались следующей формулой: Х = (Х1+Х2)/2.

Перейдем к рассмотрению уровня ценностного самоопределения в анализируемых нами группах.

Исследование показало, что у большинства студентов (у девушек 85 %, у юношей 83 %) средний уровень ценностного самоопределения (рис. 1).

Установлено, что у студентов начального этапа обучения уровень ценностного самоопределения выше, чем у студентов четвертого курса (1 = -4,37, при р < 0,01). Это связано с пиком кризиса профессиональной идентичности. На наш взгляд, данный этап (4 курс обучения) характеризуется ценностно-смысловым кризисом, который выражается в несоответствии желаемого и действительного (таблица 4).

100% У _

80%- ✓

60%- ✓ □ Девушки

40%- / □ Юноши

20%- /

/ / Л —-

0%- /

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 1. Соотношения пола студентов с уровнем ценностного самоопределения личности (%)

Таблица 4

Соотношения этапа обучения и уровня ценностного самоопределения личности (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап обучения Высокий Средний Низкий

Начальный этап обучения 13 85 2

Завершающий этап обучения 6 83 11

Таким образом, основные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Ценностное самоопределение является многоуровневой динамической системой, позволяющей личности осуществлять выбор жизненных целей на основе выстраивания и систематизации ценностей.

2. Компонентами ценностного самоопределения являются жизненные ценности и ценностные ориентации личности. В структуре ценностного самоопределения данные компоненты взаимообусловлены.

3. Индивидуальные особенности уровневой иерархии ценностного самоопределения определяются ценностной направленностью и типом ценностных ориентаций личности. Преобладание гуманистических ценностей над престижно-прагматическими соответствует высокому уровню ценностного самоопределения.

4. У современной студенческой молодежи происходит процесс переоценки ценностей, формируются

Литература

новые жизненные ориентации и профессиональные стратегии, что чаще всего сопровождается кризисом идентичности.

В процессе профессиональной подготовки знание объективной ситуации психологического развития студенческой молодежи позволит в дальнейшем осуществлять такую стратегию, которая будет способствовать созданию условий для более гармоничного развития личности.

Отметим, что на этапе профессиональной подготовки необходимо создавать психолого-педагогические условия, с учетом возрастных социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов, что позволит эффективнее осуществлять профессиональную подготовку, добиваться качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое и нравственное развитие, укрепление воли, профессионально важных качеств студента).

1. Генисаретский, О. И. Культурно-антропологическая перспектива / О. И. Генисаретский // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М., 1995. - С. 5 - 40.

2. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2.

3. Латуха, Е. А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. А. Латуха. - Новосибирск, 1999. - 18 с.

4. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова. - М.: Наука, 1996. - 200 с.

5. Повзун, В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Повзун. - 1996.

6. Реализации ценностного подхода к педагогике школы: монография / под ред. А. В. Кирьяковой. - М.; 2000.

7. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

8. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина. -Самара, 2002. - 56 с.

9. Яницкий, М. С. Ценностное измерение массового сознания: монография / М. С. Яницкий. - Новосибирск, 2012. - 235 с.

10. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

Информация об авторе:

Кривцова Евгения Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная работа и менеджмент социальной сферы» социально-психологического факультета КемГУ, 8-902-755-67-09, evgeniya k@bk.ru.

Evgeniya V. Krivtsova - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Social Work and Social Sphere Management, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 07.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.