УДК 376.5
Юсова Валентина Ивановна Valentina Yusova
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»
THEORETICAL APPROACHES TO THE COMPREHENSION OF THE CONCEPTION «THE VALUE SELF-DETERMINATION OF A PERSONALITY»
Рассмотрены теоретические подходы к осмыслению понятия «ценностное самоопределение личности». Излагается понимание самоопределения с учётом его многоаспектности в различных отраслях научного знания. В связи с этим в статье рассмотрено множество подходов к понятию «самоопределение», выделено несколько позиций в вопросе доминанты процесса самоопределения. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» рассматриваются как основа ценностного самоопределения личности
The article deals with the analysis of theoretical approaches to the comprehension of the conception «the value self-determination of a personality». The self-determination is considered as a multy-aspect conception in different spheres of science. According to it, many approaches to the «self-determination» conception are represented in the article. Some positions in the problem of the dominating idea in the process of selfdetermination are also stressed here. Conceptions «the value» and «the value orientations» are considered as a base of the value self-determination of a personality
Ключевые слова: ценность, самоопределение, Key words: value, self-determination, value self-de-
ценностное самоопределение, ценностные ори- termination, value orientations
ентации
Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в изменении вектора самоопределения молодого поколения. Последние актуализировали потребность общества в специалистах, обладающих способами освоения новых знаний, умениями гибко реагировать в быстро меняющейся ситуации, активно осваивающих ценностные ориентации личностного и профессионального саморазвития.
Актуальность определения теоретических основ процесса самоопределения личности объективирована рядом проблем:
— первая из них — это нарастание тенденции прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышение
значения таких ценностей, как богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира, дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой;
— вторая проблема — этатизация, определяющая заданный нормативный характер обучения.
Современный характер этатизации отличается отсутствием научно-педагогических основ овладения личностью процессом самоопределения. Жесткая идеологизация (опыт советского образования) и чрезмерная либерализация (образование в период перестройки) меняют и даже искажают процессы самоопределения личности;
— третья проблема нами определяется как стандартизация, которая обусловле-
на заданностью нормативных положений построения образовательного процесса. Необходимость приведения образования к единым базисным основаниям (государственный образовательный стандарт, учебный план и т.д.) привела к формализации содержания образования (отчужденный характер образовательного процесса, направленность его на воспроизводство знания и т.д.) и ориентации результатов среднего профессионального образования в большей степени на формальные (количественные) показатели (процент успеваемости, процент качества обучения, продолжение трудоустройства и т.д.);
— четвёртая проблема заключается в недостаточном научно-методическом обеспечении процесса ценностного самоопределения личности;
— пятая проблема связана с неготовностью преподавателей осуществлять педагогическое сопровождение ценностного самоопределения.
Перечисленные проблемы актуальны. Их осмысление позволит выстроить теоретические основы самоопределения личности.
Учитывая многоаспектность понятия «ценностное самоопределение» в различных отраслях научного знания, необходимо очертить его границы. Исследуем данное понятие путем подведения под родовое понятие «самоопределение» и, определяя сущностные признаки понятия «ценностное самоопределение», через содержательное наполнение, уточнение и конкретизацию понятия, объективированного логикой того гуманитарного знания (философия, психология, педагогика и т.д.), в рамках которого оно кристаллизуется; определяя методологические подходы, позволяющие адекватно и полно рассмотреть содержательное поле данного понятия.
Изучение теоретической разработки вопросов, касающихся природы феномена «самоопределение», позволило выявить множество подходов. Их объединяет безусловное признание процесса самоопределения как исходного, базисного элемента в формировании, развитии личности человека. Различие же состоит в том, что исследователями выделены разные доминанты процесса самоопределения (см. таблицу).
Сравнительная характеристика подходов к понятию «самоопределение»
№ п/п Автор Определение Доминанта процесса самоопреде- ления
1 С.Л. Рубинштейн Свободное избрание человеком своей судьбы, механизмом этого процесса является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации Рефлексия
2 К.А. Абульхано-ва-Славская Осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений Осознание собственной позиции
3 М.Р Гинзбург Содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования Конструирование жизненного пространства
4 A.В. Мудрик, Г.П. Ников, B.Ф. Сафин Относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотношения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества Готовность к жизнедеятельности
Окончание таблицы
№ п/п Автор Определение Доминанта процесса самоопреде- ления
5 Л.И. Божович Личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего Формирование позиции взрослого человека
6 И.В. Дубровина Зрелость личности, заключающаяся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста его личности сейчас и в будущем Готовность непрерывного роста
7 Л.Н. Куликова Выявление индивидом своего реального и желаемого, осознание и реализация своих притязаний и ожиданий, выстраивание определенной стратегии своей жизни, согласно своим идеалам, ценностям Выстраивание жизненной стратегии согласно идеалам и ценностям
8 Е.А. Климов Активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» полезного Поиск возможностей развития
9 Е.А. Латуха Процесс формирования внутренней позиции личности по отношению к людям и ценностям, соотнесение своих жизненных планов, самооценки с этой позиции Жизненные планы, самооценка
10 Р.С. Немов Самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии или условий жизни Самостоятельный выбор
11 С.Н. Чистякова Процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном Определение человеком места в мире, обществе
12 Н.Н.Лебедева Деятельность, осуществляемая с целью создания образа жизни на основе выбора и созидания ценностей в аксиологических личностно и социально значимых ситуациях Создание образа жизни
13 В.Д. Повзун Процесс обретения смысла, целей и ресурсов собственной жизни в процессе образования Процесс обретения смысла
14 А.Н. Леонтьев Глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности Преломление норм,ценнос-тей
15 А.В. Кирьякова Способность к самостоятельному построению своей жизни к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с ценностными ориентациями Построение, регулирование жизнедеятельности на основе ценностных ориентаций
Исходя из изложенного, нами выделено несколько позиций в вопросе доминанты самоопределения, а также самого понятия. Так, представители первой позиции в ка-
честве системообразующего в самоопределении делают упор на процессы рефлексии, осознания ситуации (системы координат действия), жизненных целей и смыслов,
себя в обществе (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Е.А. Латуха и др.).
Представители другой позиции доминантой процесса самоопределения называют умение человека видеть и строить жизненное пространство и перспективу (М.Р. Гинзбург, Л.Н. Куликова, Н.Н. Лебедева, С.Н. Чистякова и др.).
Третьи утверждают, что основой самоопределения является готовность к деятельности, росту, выбору (И.В. Дубровина, Е.Т. Конюхова, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Г.П. Ников, В.Ф. Сафин и др.).
В рамках нашего исследования интерес представляет позиция Е.А. Климова,
В.Д. Повзун, которые определяют осевую точку самоопределения как активный поиск возможностей развития, как обретение жизненных ресурсов.
Таким образом, самоопределение трактуется как порождаемая окружающей действительностью, вплетаемая в изменчивое многообразие жизни, позволяющая связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее), задавать систему приоритетов, норм, ценностей, критериев оценки деятельность личности, направленная на преобразование самой себя. Контекст данных рассуждений подвел нас к пониманию того, что результатом процесса самоопределения является система доминирующих ценностных ориентаций, умение проектировать и находить точки личностного роста.
Определение границ понятия «ценностное самоопределение» обусловило выяснение роли и значимости термина «ценностное». Основные различия в подходах к описанию сущности понятий «самоопределение» в целом и «ценностное самоопределение» связаны с составом функций и масштабом их применения.
Для рассмотрения данного понятия должны быть определены понятия «ценность» и «ценностные ориентации», которые нами рассматриваются как основа ценностного самоопределения личности.
По мнению Н.Э. Чавчавадзе, «цен-
ность, в первую очередь, является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществлённой) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу» [6; С. 35]. Этой причиной являются ценности, которые лежат в основе целеполагания: «...целевая детерминация человеческой деятельности — это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально — каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом» [6; С. 35].
Следовательно, представление о собственном будущем у человека связано как с ценностями, которые позволяют преодолевать конечность (временность) человеческого существования, так и с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. Ценности же задают ориентацию на будущее. Ценность, как вневременная категория, задавая человеку представление о будущем, соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо это иная размерность — размерность «смыслового будущего» (М.М. Бахтин). Временное будущее — более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), появляется на уровне социального самоопределения (М.Р. Гинзбург).
В настоящее время в научной литературе существуют следующие подходы к пониманию ценностей:
— во-первых, ценности понимаются как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения. Одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сфе-
рах общественной жизни. Наличие ценностного единства в профессиональной группе является основой успешности ее функционирования и мерой сплоченности (Л.Н. Куликова, Р.С. Немов и др.);
— во-вторых, рядом учёных общие ценности рассматриваются как идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы (М.С. Каган, В. Франкл и др.). Принимая взгляды окружающих на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей (А.В. Кирьякова, К.С. Са-рингулян). Изменение общественных отношений приводит к переоценке ценностей, обесцениванию традиционных и появлению новых. Превращение социальной ценности в личную произойдет только тогда, когда человек вместе с группой включается в практическую реализацию этой общей ценности, принимая ее как свою;
— в-третьих, с точки зрения концепции смысловой организации личности (Д.А. Леонтьев), духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Пичипоров), психологии переживания (Ф.Е. Василюк), концепции диалога (А. Хараш), психологии личности и сущности человека (А. Орлов) — ценностные аспекты жизни человека рассматриваются с позиций его нравственного строя, способности руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Обобщая указанные подходы, отмечаем, что именно ориентация личности на ценности представляет собой основу ее ценностного самоопределения, «ось сознания личности». Ценности позволяют простраи-вать систему отношений в социуме, конституируют процессы самоопределения.
Значимым для нашего исследования является раскрытие содержания понятия «ценностная ориентация». Анализ лите-
ратуры показал, что существуют два основных подхода к пониманию ценностных ориентаций как процесса и результата.
Ориентация как процесс — это проективные действия от замысла до результата: точный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями.
Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и одновременно подразумевает, что приобретенный человеком уровень — это своеобразный фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования имеющихся представлений.
Феноменологическое поле понятия «ценностное самоопределение» будет неполным без выявления роли ценностных ориентаций в общей структуре личности. По мнению Б.Г. Ананьева, направленность личности на те или иные ценности определяет «стратегическую» линию поведения, функцию «интегратора» различных форм деятельности человека [1; С. 17]. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный ею в процессе индивидуального развития. Это компонент структуры личности, представляющий собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.).
Не менее важным для нашего исследования является утверждение, что ценностная ориентация личности также выступает как «смыслообразующая, иерархически организованная и динамически изменчивая мировоззренческая система эмоциональных и интеллектуальных позиций человека как субъекта по отношению к миру объектов и к другим субъектам» (М.С. Каган) [3;
С. 48].
Несмотря на известное своеобразие взглядов, у всех авторов проявляется об-
щая тенденция видения в ценностях и ценностных ориентациях структурного «ядра» ценностного самоопределения, воплощающего в себе объективные и субъективные, материальные и идеальные, реальные и прогнозируемые стороны социальной жизни человека.
Для уточнения понятия «ценностное самоопределение» рассмотрены понятия «профессиональное самоопределение», «жизненное самоопределение» и «личностное самоопределение», выделены различные типы и уровни самоопределения. При выделении типа самоопределения использован критерий свободы выбора, диапазон маневра человека в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности, сфера жизнедеятельности.
Поскольку профессиональное самоопределение часто является наиболее значимым для многих людей, необходимо понимать, что оно реализуется в определенном контексте жизни. Наиболее близким, с позиции нашего исследования, является следующее представление о сущности профессионального самоопределения: «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» (Н.С. Пряжников) [4; С. 10].
Следуя этой логике, главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у
Литература
человека «готовности рассматривать себя развивающимся, в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать» [4; С. 19].
Более сложным типом является личностное самоопределение. Это высший тип жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. «Личностное самоопределение является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения» (М.Р. Гинзбург) [2; С. 27]. Личностное самоопределение выступает основанием собственного развития. Изменения в ценностном сознании человека являются закономерным результатом человеческой жизни и составляют основное содержание процесса переопределения личности. Жизнь человека — это «история актуализации одних ценностей и низвержение других» (С.Л. Рубинштейн) [5; С. 370]. Незавершаемость процесса самоопределения подтверждается постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека. Именно это позволяет утверждать, что ценностное самоопределение личности, самоопределение относительно ценностей, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 18-25.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 205 с.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Прогресс, 1996. - 198 с.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — 381 с.
6. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984. — 180 с.
Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author
Юсова ВИ^ преподаватель щаагогаки учитель- V. Yusova, teacher - methodologist, State Teachers’ методист\ гоу СПО «Педагогический колледж г. Training College, Baley, the Transbaikalian Region
Балея», Забайкальский край
Научные интересы: ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа
Areas of expertise: value self-determination of the student in educational process of the teachers’ training college