Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агишева Алмагуль Абилкаировна

В статье проведен анализ ценностных ориентаций студентов первого курса факультета естествознания АРУ им. К. Жубанова и старшеклассников специализированного лицея-интерната для особо одаренных детей «Білім-Инновация» (БИЛ) г. Актобе (Республика Казахстан) по методике М. Рокича. Проведенный анализ демонстрирует высокую степень личностной направленности ценностей представителей молодежной среды - на себя, для себя. Взаимодействие с социумом сведено до минимума. Нет необходимости в общественном признании, не интересует благополучие человечества. Крайне обеднена сфера коммуникации - на заднем плане ценностей семья, друзья, коллектив. Возможность общения, в лучшем случае, - лишь с близким духовно и физически человеком. Цель существования - высокопродуктивная жизнь познающего и развивающегося субъекта, сфера досуга которого включает либо заботу о своем здоровье, либо развлечения. Является ли это последствием пандемии, либо это результат глобализации и цифровизации цивилизованного общества, когда даже находящиеся рядом люди становятся все дальше друг от друга?!!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE VALUES OF INDIVIDUALS IN THE GROUP OF STUDENTS

The article analyzes the value orientations of the first-year students of the Faculty of Natural Sciences of the Zhubanov Aktobe Regional Univeristy, Kazakhstan and senior pupils of the specialized boarding school for gifted children "Bilim-Innovation" in Aktobe, Kazakhstan according to the method of M. Rokeach. The conducted analysis demonstrates a high degree of personal orientation of youth values towards themselves. Interaction with society is minimal. There is no need for public recognition and no concern for the welfare of humanity. The sphere of communication is extremely impoverished. Family, friends, collective have a low value. Communication, at best, is only valued with a spiritually and physically close person. The purpose of existence is a highly productive life of a cognizing and developing subject, whose sphere of leisure includes either taking care of one's health or having fun. Is this a consequence of a pandemic, or is it the result of globalization and digitalization of a civilized society, when even close people are getting farther from each other?!!

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Социология

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Агишева Алмагуль Абилкаировна, к.х.н., доцент (e-mail: alma76@bk.ru)

Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, Казахстан

В статье проведен анализ ценностных ориентаций студентов первого курса факультета естествознания АРУ им. К. Жубанова и старшеклассников специализированного лицея-интерната для особо одаренных детей «Бiлiм-Инновация» (БИЛ) г. Актобе (Республика Казахстан) по методике М. Рокича. Проведенный анализ демонстрирует высокую степень личностной направленности ценностей представителей молодежной среды -на себя, для себя. Взаимодействие с социумом сведено до минимума. Нет необходимости в общественном признании, не интересует благополучие человечества. Крайне обеднена сфера коммуникации - на заднем плане ценностей семья, друзья, коллектив. Возможность общения, в лучшем случае, - лишь с близким духовно и физически человеком. Цель существования - высокопродуктивная жизнь познающего и развивающегося субъекта, сфера досуга которого включает либо заботу о своем здоровье, либо развлечения. Является ли это последствием пандемии, либо это результат глобализации и цифровизации цивилизованного общества, когда даже находящиеся рядом люди становятся все дальше друг от друга?!!

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, структуризация ценностных ориентаций, мотивация обучения, сплоченность коллектива.

Система ценностных ориентаций составляет один из важнейших блоков структуры личности [1], степень сформированности отдельных компонентов которой дает информацию об уровне ее развития. Развитые ценностные ориентации свидетельствуют о зрелости и включенности личности в общественные реалии. Стабильная и гармоничная система ценностных ориентаций обуславливает внутреннюю мотивацию деятельности, а, значит, последовательность в поведении личности, верность собственным принципам и лежит в основе активной жизненной позиции. Негармоничные, противоречивые ценностные ориентации приводят к преобладанию внешней мотивации поступков, непоследовательности в поведении, нестабильности жизненной концепции.

Существование коллектива также характеризуется формированием групповых ценностных ориентаций, складывающихся в процессе взаимодействия в группе, совместной деятельности и определяющих отношения людей к окружающей действительности, другим людям, членам группы, самому коллективу. Совпадение основных ценностных ориентаций внутри

коллектива обеспечивает наличие командного духа и его сплоченность. Учебная организация, как и любой другой коллектив, имеет общую цель деятельности, нередко отражаемую в документально закрепленной миссии. Совместно с контролируемым процессом обучения происходит развитие и воспитание обучающихся, результат которых зависит от постановки учебной и внеучебной деятельности, степени их формальности, того же самого командного духа и сплоченности коллектива в осуществлении своей миссии. Выпускники школ и ВУЗов - это будущее государства, от их сегодняшнего мировоззрения, направленности личности зависит облик страны завтрашнего дня. Поэтому важным аспектом сопровождения учебно-воспитательного процесса является изучение ценностных ориентаций молодого поколения, как основы мотивации их жизнедеятельности [2].

Целью данной работы является анализ ценностных ориентаций студентов младших курсов и старших школьников с целью определить общие тенденции развития ценностных ориентаций подрастающего поколения на этапе выбора будущей профессии, а, значит, образа предстоящей жизни.

При изучении ценностных ориентаций предлагаются различные их классификации, самым распространенным является деление на духовные, материальные и социальные ценности. Также, ценности можно объединять по отдельным сферам социальной жизни. М. Рокич представляет свою теорию для исследования ценностных ориентаций человека и делит ценности на ценности-цели и ценности-средства, аналогично делению ценностей на терминальные (смысл жизни) и инструментальные (образ действий) [3].

В соответствии с методикой М. Рокича [4] был проведен опрос 60 студентов факультета естествознания Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова, закончивших первый год обучения, из них - 33 девушки (55%) и 27 юношей (45%), а также 28 старшеклассников специализированного лицея-интерната для особо одаренных детей «Бшм-Инновация» (БИЛ) г. Актобе, закончивших 11 (12 человек - 42,86%) и 10 (16 человек - 57,14%) классы, которые ранжировали следующие ценности (рисунки 1,2).

Следует обратить внимание на обратный характер шкалы опросника Рокича. Чем выше значимость ценности для опрашиваемого, тем ниже ранг ценности, и, наоборот, менее значимые ценности имеют более высокий ранг. Результаты опроса представлены в таблицах 1 и 2.

При анализе полученных ответов наибольшую информацию о ценностной сфере дают первые пять и последние пять ценностей из предложенных в опроснике. Их оценка дает возможность определить наличие проблем в развитии ценностных ориентаций, при самоидентификации в социуме, а также трудности нравственного воспитания учащихся и студентов.

Список терминальных ценностей по М. Рокичу (Milton Rokeacli):

1 активная деятельная жизнь (полная и эмоционально насыщенная);

2 мудрость {зрелость суждений и здравый смысл жизненного опыта);

3 здоровье (физическое и психическое);

4 интересная работа;

5 красота (переживание прекрасного) природы и искусства;

6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7 материально обеспеченная жизнь (без материальных затруднений);

8 наличие хороших и верных друзей;

9 общественное признание (уважение окружения, коллектива, товарищей)

10 познание (расширение кругозора, общей культуры, интеллекта);

11 продуктивная жизнь (полное использование возможностей, умении);

12 развитие (работа над собой, физическое, духовное совершенствование);

13 развлечения (приятное времяпрепровождение, без обязанностей);

14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15 счастливая семейная жизнь;

16 счастье других (благосостояние и совершенствование человечества);

17 творчество (возможность творческой деятельности);

18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений).

Рисунок 1. Список ценностей-целей по М. Рокичу

Список инструментальных ценностей по М. Рокичу (Milton Rokeach):

1 аккуратность (чистоплотность, порядок в вещах, четкость в делах);

2 воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя);

3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4 жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора);

5 исполнительность (дисциплинированность);

6 независимость {способность действовать самостоятельно, решительно);

7 непримиримость к недостаткам в себе и других;

8 образованность (шпрота знаний, высокая общая культура);

9 ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10 рационализм (здравое и логичное мышление, обдуманные решения);

11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12 смелость в отстаивании своего мнения;

13 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать в трудностях);

14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки);

15 шпрота взглядов {понять иные точку зрения, вкусы, обычаи, привычки);

16 честность (правдивость, искренность);

17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18 чуткость (заботливость).

Рисунок 2. Список ценностей-средств по М. Рокичу

Таблица 1 - Значимость ценностей - целей (терминальных)

№ Терминальные ценности Лицей «Бшм-инновация» АРУ им. К. Жубанова

11 класс 10 класс среднее девушки юноши среднее

1 Активная жизнь 7,833 13,125 10,857 4,545 7,333 5,800

2 Мудрость 9,833 6,500 7,929 8,545 10,111 9,250

3 Здоровье 3,500 6,125 5,000 8,636 10,000 9,250

4 Интересная работа 11,167 10,625 10,857 11,364 10,778 11,100

5 Красота 10,833 13 12,071 9,727 11,222 10,400

6 Любовь 6,667 5,375 5,929 10,273 9,889 10,100

7 Обеспеченность 11,667 11,875 11,786 10,636 10,444 10,600

8 Друзья 10,333 10,500 10,429 11,454 12,111 11,750

9 Признание 11,833 13,000 12,500 10,364 10,444 10,400

10 Познание 6,667 6,500 6,571 8,818 7,111 8,050

11 Продуктив. жизнь 6,500 6,000 6,214 6,636 5,550 6,150

12 Развитие 8,667 6,000 7,143 7,818 7,777 7,800

13 Развлечения 14,333 11,000 12,429 9,636 8,222 9,000

14 Свобода 11,833 11,125 11,429 6,910 9,889 8,250

15 Семейная жизнь 7,833 9,000 8,500 11,001 10,222 10,650

16 Счастье других 11,833 7,375 9,286 11,182 8,444 9,950

17 Творчество 13,833 14,000 13,929 10,910 11,667 11,250

18 Уверенность в себе 6,667 9,875 8,500 12,545 9,667 11,250

Таблица 2 - Значимость ценностей - средств

№ Инструментальные ценности Лицей «Бшм-инновация» АРУ им. К. Жубанова

11 класс 10 класс среднее девушки юноши среднее

1 Аккуратность 7,833 5,625 6,571 7,273 6,888 7,100

2 Воспитанность 7,000 4,000 5,286 6,273 9,444 7,700

3 Запросы 10,667 5,500 7,714 7,454 9,222 8,250

4 Жизнерадостность 10,000 7,375 8,500 7,364 11,111 9,050

5 Исполнительность 10,833 7,250 8,786 9,909 6,555 8,400

6 Независимость 11,000 9,750 10,286 10,909 9,444 10,250

7 Непримиримость 12,333 10,625 11,357 10,000 7,111 8,700

8 Образованность 11,000 8,750 9,714 7,909 12,778 10,100

9 Ответственность 9,167 9,250 9,214 9,091 8,778 8,950

10 Рационализм 8,000 11,125 9,786 10,545 10,222 10,400

11 Самоконтроль 8,833 10,500 9,786 10,818 10,222 10,550

12 Смелость 9,500 10,875 10,286 8,818 10,333 9,500

13 Твердая воля 11,500 11,750 11,643 10,454 9,111 9,850

14 Терпимость 10,167 11,875 11,143 10,000 10,000 10,000

15 Широта взглядов 13,000 14,000 13,571 8,636 10,778 9,600

16 Честность 8,167 8,250 8,214 10,909 8,000 9,600

17 Эффективность 8,167 13,000 10,929 11,364 9,444 10,500

18 Чуткость 5,500 11,500 8,928 13,273 11,555 12,500

инструментальных)

1 активная жизнь 5 красота

9 признание 13 развлечения 17 творчество 12

10 8 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

4

2

Ранжирование терминальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова

1 активная жизнь 5 красота

9 признание 13 развлечения 1147 творчество

12

10 8 6 4

2

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

Ранжирование терминальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова, юноши

1 активная жизнь 5 красота 9 признание 13 развлечения 17 творчество

14 12 10 8 6 4 2 0

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

Ранжирование терминальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова, девушки

0

0

Рисунок 3. Результаты опроса студентов АРУ им. К. Жубанова

Так, при анализе терминальных ценностей (рисунок 1) студенческой среды наиболее значимыми ценностями данная выборка респондентов называет активную жизнь (ранг 5,800), продуктивную жизнь (6,150), развитие (7,800), познание (8,050) и свободу (8,250). Можно видеть, что в приоритете находятся как конкретные ценности (активная и продуктивная жизнь), так и абстрактные (развитие, познание и свобода). Нынешний первокурсник мечтает о самореализации как в профессиональной сфере (активная, продуктивная жизнь, развитие), так и в личной жизни (свобода).

При дифференциации по половому признаку выявились и другие предпочтения в ценностях. Юноши в своем большинстве значимыми назвали продуктивную жизнь (ранг 5,550), познание (7,111), активную жизнь (7,333), развитие (7,777), развлечения (8,222). Девушки выбрали активную жизнь (ранг 4,545), продуктивную жизнь (6,636), свободу (6,910), развитие (7,818), мудрость (8,545). У девушек можно видеть в приоритете такую абстрактную ценность, как мудрость, а юноши выбирают конкретную ценность развлечений, тем самым включая сферу досуга в разряд ведущих ценностей (таблица 1, рисунок 3).

При оценке терминальных ценностей опрошенных старшеклассников предпочтительными оказались здоровье (ранг 5,000), любовь (5,929), продуктивная жизнь (6,214), познание (6,571), развитие (7,143). Учащиеся отобрали конкретные ценности здоровья и продуктивной жизни, а также абстрактные ценности любви, познания и развития. Здесь также можно заметить желание реализоваться в профессиональной сфере (продуктивная жизнь, развитие) и личной жизни (любовь).

Исследование проводилось весной, следовательно, ученики 11 классов стояли на пороге выпуска из лицея, а учащиеся 10 класса переходили на последний год обучения. Эта разница могла оказать существенное влияние на процесс развития ценностных ориентаций, поэтому ответы обучающихся были проанализированы и в разрезе года обучения, что позволило выявить и другие ценности. Так, 11-классники предпочли здоровье (ранг 3,500) и продуктивную жизнь (6,500), при этом любовь, познание и уверенность в себе для данной выборки респондентов оказались на одном уровне значимости (6,667). 10-классники выбрали любовь (ранг 5,375), продуктивную жизнь (6,000) и развитие (6,000), здоровье (6,125), а также мудрость (6,500) и познание (6,500). Учащиеся 11-х классов, практически, уже выпускники лицея, на пороге новой жизни к значимой ценности отнесли уверенность в себе, а учащиеся 10 классов заявили о необходимости мудрости в жизни (таблица 1, рисунок 4).

Таким образом, в ответах учащихся БИЛ бросается в глаза преобладание абстрактных ценностей (мудрости, уверенности в себе и проч.), при этом необходимым условием человеческой жизни опрошенные считают физическое и психическое здоровье, которое не было отнесено к приоритетам большинством студентов университета.

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

1 активная жизнь 5 красота

9 признание

13 развлечения 17 творчество

14 12

10 8 6 4 2 0

Ранжирование терминальных ценностей учащимися "БЫм-Инновация"

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

1 активная жизнь 5 красота

9 признание

13 развлечения ^творчество

14 12

10 8 6 4 2 0

Ранжирование терминальных ценностей учащимися "БЫм-инновация", 11 класс

1 активная жизнь 5 красота 9 признание 13 развлечения 17 творчество

15

2 мудрость 6 любовь 10 познание 14 свобода 18 уверенность

3 здоровье 7 матер обеспеч 11 продукт жизнь 15 семейная жизнь

4 интерес работа 8 друзья 12 развитие 16 счастье других

10

5

Ранжирование терминальных ценностей учащимися "БЫм-Инновация" 10 класс

Рисунок 4 - Результаты опроса учащихся лицея для одаренных детей

0

Терминальные ценности участвовавших в исследовании студентов-первокурсников и старшеклассников имеют много сходства с разницей в способе самореализации в личной жизни. Если студенты выбирают свобо-

ду, как самостоятельность и отсутствие зависимости в суждениях и поступках, то лицеисты предпочитают любовь, как близость с любимым человеком - духовную и физическую. Возможной причиной такого различия можно назвать социальные условия обучения, когда первокурсники являются, в основном, недавно выбравшимися из-под родительской опеки любимыми чадами, а лицеисты с седьмого класса живут в интернате и, вероятно, имеют определенный дефицит общения и отношений вне стен учебного заведения.

Наименее значимыми ценностями студенты 1 курса АРУ им. К. Жубанова назвали друзей (ранг 11,750), творчество (11,250), уверенность в себе (11,250), интересную работу (11,100) и семейную жизнь (10,650). Среди них есть ценности конкретные (друзья, интересная работа, семейная жизнь) и абстрактные (творчество, уверенность в себе). Студенты данной выборки респондентов не планируют самореализацию в личной жизни посредством верных друзей и счастливой семейной жизни. Интересная работа также не является для них средством самореализации в профессиональной сфере. Им не важна внутренняя гармония уверенного в себе человека и возможность творческой деятельности.

В разрезе половой принадлежности отслежены и другие неважные для опрошенных студентов АРУ им. К. Жубанова ценности. При этом для юношей-студентов не являются приоритетом друзья (ранг 12,111), творчество (11,667), абстрактная ценность красоты (11,222), интересная работа (10,778), для них одинаково малозначимы такие конкретные ценности, как материальная обеспеченность и признание (10,444). Девушки-студентки ставят на последнее место по значимости уверенность в себе (ранг 12,545), друзей (11,454), интересную работу (11,364), абстрактную ценность счастья других (11,182), семейную жизнь (11,001). Получается, что красота природы и искусства, а также вопросы совершенствования человечества чужды сегодняшнему первокурснику. Он не стремится прожить жизнь без материальных затруднений и в уважении окружающих (таблица 1, рисунок 3).

Если говорить о ранжируемых в последнюю очередь ценностях учащихся БИЛ, то это творчество (ранг 13,929), признание (12,500), развлечения (12,429), красота (12,071), материальная обеспеченность (11,786), среди которых есть как абстрактные (творчество, красота), так и конкретные (признание, развлечения, материальная обеспеченность) ценности. Лицеистов не интересует возможность творческой деятельности, при профессиональной самореализации не важен аспект уважения со стороны коллег и товарищей, их не прельщает сфера досуга, красота природы и искусства, они не задумываются о возможных материальных затруднениях.

При этом учащиеся 11-х классов на последнее место ставят развлечения (ранг 14,333), творчество (13,833), им одинаково не характерен выбор ценностей признания, свободы, счастья других (11,833).

1 аккуратность

5 исполнительность

9 ответственность

13 твердая воля

17 эффективность 14

12

10

8

6

4

2

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

Ранжирование инструментальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова

0

1 аккуратность 5 исполнительность 9 ответственность 13 твердая воля 17 эффективность 14 12 10 8 6 4 2

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

0

Ранжирование инструментальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова, юноши

1 аккуратность 5 исполнительность 9 ответственность 13 твердая воля 17 эффективность

14 12 10 8 6 4 2

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

Ранжирование инструментальных ценностей студентами 1 курса АРУ им. К. Жубанова, девушки

0

Рисунок 5. Результаты опроса студентов АРУ им. К. Жубанова

Учащиеся 10-х классов не относят к ведущим ценности творчества (ранг 14,000), активной жизни (13,125), красоты и признания (по 13,000), мате-

риальной обеспеченности (11,875). Здесь абстрактные ценности свободы и счастья других, а также конкретная ценность активной жизни не представляются значимыми. При профессиональной реализации нет требований к полноте и насыщенности жизни, в личной жизни не важны самостоятельность и независимость, счастье других мало интересует старшеклассников (таблица 1, рисунок 4).

Сравнение высокоранжируемых, то есть, малозначимых, ценностей двух групп молодых людей свидетельствует об определенном сходстве в данной выборке испытуемых. Среди них непопулярны возможность творчества, ценность красоты, счастье других людей, признание товарищей, материальная обеспеченность. Некоторые же ценности имеют прямо противоположную направленность. Активная жизнь, свобода, развлечения, ценные для опрошенных студентов, не столь важны для старшеклассников БИЛ. Необходимая для выпускников лицея уверенность в себе среди студентов оказалась совсем невостребованной. Наконец, в отношении непризнанных студентами ценностей - друзей, интересной работы, семейной жизни -учащиеся лицея не столь категоричны. Указанные ценности для них имеют средние значения рангов.

Проведенный анализ терминальных ценностей опрошенных представителей молодежной среды демонстрирует высокую степень личностной направленности ценностей - на себя, для себя. Взаимодействие с социумом сведено до минимума. Нет необходимости в общественном признании, не интересует благополучие человечества. Крайне обеднена сфера коммуникации - на заднем плане ценностей семья, друзья, коллектив. Возможность общения, в лучшем случае, - лишь с близким духовно и физически человеком. Цель существования - высокопродуктивная жизнь познающего и развивающегося субъекта, сфера досуга которого включает либо заботу о своем здоровье, либо развлечения. Является ли это последствием пандемии [5], либо это результат глобализации и цифровизации цивилизованного общества [6, 7], когда даже находящиеся рядом люди становятся все дальше друг от друга?

Вторым блоком ценностей по М. Рокичу являются инструментальные ценности или ценности-средства (рисунок 2). Среди них опрошенные студенты АРУ им. К. Жубанова выделяют аккуратность (ранг 7,100), воспитанность (7,700), высокие запросы (8,250), исполнительность (8,400), непримиримость к недостаткам (8,700), которые относят к ценностям дела (аккуратность, исполнительность), общения (воспитанность, непримиримость), этическим ценностям (высокие запросы). Конформистская ценность воспитанности представлена наряду с индивидуалистической ценностью непримиримости к недостаткам. Последнюю ценность вместе с высокими запросами относят к ценностям самоутверждения.

При раздельном рассмотрении ценностей юношей и девушек проявляются другие предпочтительные ценности.

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

1 аккуратность

5 исполнительность

9 ответственность

13 твердая воля

17 эффективность 14

12

10

8

6

4

2

0

Ранжирование инструментальных ценностей учащимися "БЫм-Инновация"

1 аккуратность 5 исполнительность 9 ответственность 13 твердая воля 17 эффективность 14 12 10 8 6 4 2

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

Ранжирование инструментальных ценностей учащимися "БЫм-

Инновация", 11 класс

1 аккуратность 5 исполнительность

9 ответственность

13 твердая воля 17 эффективность

14

12

10 8 6 4 2 0

2 воспитанность 6 независимость 10 рационализм 14 терпимость 18 чуткость

3 запросы 7 непримиримость 11 самоконтроль 15 широта взглядов

4 жизнерадостность 8 образованность 12 смелость 16 честность

Ранжирование инструментальных ценностей учащимися "БЫм-

Инновация", 10 класс

0

Рисунок 6. Результаты опроса учащихся лицея для одаренных детей

Студенты данной выборки отобрали ценности исполнительности (ранг 6,555), аккуратности (6,888), непримиримости к недостаткам (7,111), честности (8,000), ответственности (8,778). Студентки значимыми назвали ценности воспитанности (ранг 6,273), аккуратности (7,273), жизнерадостности (7,364), высоких запросов (7,454), образованности (7,909). Можно видеть появление среди значимых ценностей общения - жизнерадостности, честности; ценности дела - образованности; этической ценности ответственности. При этом через образованность девушки самоутверждаются, а честность юношей свидетельствует о принятии других людей (таблица 2, рисунок 5).

К наиболее значимым инструментальным ценностям учащиеся лицея «Бшм-Инновация» отнесли воспитанность (ранг 5,286), аккуратность (6,571), высокие запросы (7,714), честность (8,214), жизнерадостность (8,500). Для опрошенных старшеклассников важны ценности общения (воспитанность, честность, жизнерадостность), ценности дела (аккуратность), этические ценности высоких запросов. При этом воспитанность помогает приспосабливаться к окружающей действительности (конформистская ценность), высокие запросы свидетельствуют о самоутверждении, честность - о принятии других людей.

Учащиеся выпускного класса выделили ценности чуткости (ранг 5,500), воспитанности (7,000), аккуратности (7,833), рационализма (8,000). Честность и эффективность имеют одинаковый ранг среди этих респондентов (8,167). Для них находятся в приоритете ценности общения (чуткость, воспитанность, честность) и ценности дела (аккуратность, рационализм, эффективность). 11-классники готовы самоутверждаться (эффективность) и принимать других людей (чуткость, честность). Они имеют альтруистические (чуткость), конформистские (воспитанность) и индивидуалистические (рационализм) наклонности.

Ученики 10-го класса включают в разряд значимых воспитанность (ранг 4,000), высокие запросы (5,500), аккуратность (5,625), исполнительность (7,250), жизнерадостность (7,375). Они отмечают ценности общения (воспитанность, жизнерадостность), этические ценности (высокие запросы), ценности дела (аккуратность, исполнительность). Для них характерны конформистские ценности воспитанности. Высокие запросы свидетельствуют о стремлении к самоутверждению (таблица 2, рисунок 6).

Инструментальные ценности изученной группы молодых людей имеют некоторую общность. И студенты, и старшеклассники выделяют этические ценности высоких требований к жизни, ценности общения (воспитанность, жизнерадостность, честность), ценности дела (аккуратность, исполнительность). Им присущи конформистские ценности (воспитанность), а также ценности самоутверждения (высокие запросы) и принятия других людей (честность). Вместе с тем, студентов интересуют такие ценности дела, как образованность, тогда как предпочитаемыми ценностями дела старшеклассников являются рационализм и эффективность. Также и для самоут-

верждения студентам важна образованность и непримиримость к недостаткам, а старшеклассникам - эффективность. Ценности общения для студентов представлены непримиримостью к недостаткам, в то время, как для старшеклассников - альтруистической ценностью принятия других людей - чуткостью. Индивидуалистические ценности студентов проявляются непримиримостью к недостаткам, а у старшеклассников - рационализмом. Наконец, студентам важна этическая ценность ответственности.

Также были проанализированы наименее предпочтительные инструментальные ценности. Для студентов-первокурсников АРУ им. К. Жубанова таковыми стали чуткость (ранг 12,500), самоконтроль (10,550), эффективность (10,500), рационализм (10,400), независимость (10,250). Среди них ценности общения (чуткость), этические ценности (самоконтроль, независимость), ценности дела (эффективность, рационализм). Это индивидуалистические (рационализм, независимость), конформистские (самоконтроль), альтруистические (чуткость) ценности. Также их можно отнести к ценностям самоутверждения (эффективность, независимость) и принятия других людей (чуткость, самоконтроль).

Студенты-юноши к малозначимым ценностям отнесли образованность (ранг 12,778), чуткость (11,555), жизнерадостность (11,111), широту взглядов (10,778), смелость (10,333). Это ценности дела (образованность, смелость), общения (чуткость, жизнерадостность), этические ценности (широта взглядов). Их можно классифицировать на ценности самоутверждения (образованность, смелость) и принятия других людей (чуткость, широта взглядов). А также как альтруистические (чуткость), конформистские (широта взглядов) и индивидуалистические (смелость) ценности.

Студентки в последнюю очередь рассматривали ценности чуткости (ранг 13,273), эффективности (11,364), независимости (10,909), честности (10,909), самоконтроля (10,818). Это ценности дела (эффективность), общения (чуткость, честность), этические ценности (независимость, самоконтроль). Среди них ценности самоутверждения (эффективность, независимость) и принятия других людей (чуткость, честность, самоконтроль). А также альтруистические (чуткость), конформистские (самоконтроль) и индивидуалистические (независимость) ценности (таблица 2, рисунок 5).

Неважными ценностями учащиеся лицея-интерната для особо одаренных детей считают широту взглядов (ранг 13,571), твердую волю (11,643), непримиримость к недостаткам (11,357), терпимость (11,143), эффективность (10,929). Их можно сгруппировать на ценности дела (твердая воля, эффективность), общения (непримиримость к недостаткам, терпимость), этические ценности (широта взглядов). Выделить как ценности самоутверждения (твердая воля, непримиримость к недостаткам, эффективность) и принятия других людей (широта взглядов, терпимость). Отнести к альтруистическим (терпимость), конформистским (широта взглядов) и индивидуалистическим (твердая воля, непримиримость к недостаткам) ценностям.

Учащиеся 11-х классов БИЛ на последние места по значимости разместили ценности широты взглядов (ранг 13,000), непримиримости к недостаткам (12,333), твердой воли (11,500), образованности (11,000), независимости (11,000). Среди них следует различать ценности дела (твердая воля, образованность), общения (непримиримость к недостаткам), этические ценности (широта взглядов, независимость). Рассмотреть их можно в качестве ценностей самоутверждения (непримиримость к недостаткам, твердая воля, образованность, независимость) и принятия других людей (широта взглядов). Выделить конформистские (широта взглядов) и индивидуалистические (непримиримость к недостаткам, твердая воля, независимость) ценности.

Учащиеся 10-х классов указали наименее предпочтительные ценности широты взглядов (ранг 14,000), эффективности (13,000), терпимости (11,875), твердой воли (11,750), рационализма (11,125). Это ценности дела (эффективность, твердая воля, рационализм), общения (терпимость), этические ценности (широта взглядов). Среди них ценности самоутверждения (эффективность, твердая воля) и принятия других людей (широта взглядов, терпимость). А также альтруистические (терпимость), конформистские (широта взглядов) и индивидуалистические (твердая воля, рационализм) ценности (таблица 2, рисунок 6).

Таким образом, среди всех респондентов данной выборки менее популярны инструментальные ценности широты взглядов, рационализма, эффективности, образованности, независимости. Их можно разделить на ценности дела (рационализм, эффективность, образованность), этические ценности (широта взглядов, независимость). Среди них есть ценности самоутверждения (эффективность, образованность, независимость) и принятия других людей (широта взглядов). Кроме того - конформистские (широта взглядов) и индивидуалистические (рационализм, независимость) ценности. Вместе с тем имеются и различия. Так, малозначимы для студентов ВУЗа такие ценности общения, как чуткость, честность, жизнерадостность, тогда как для лицеистов неважны непримиримость к недостаткам и терпимость. Среди ценностей дела студенты не рассматривают смелость, а лицеисты - твердую волю. Этическая конформистская ценность самоконтроля для студентов находится на последних местах по значимости. Среди индивидуалистических ценностей студенты не принимают во внимание смелость, а лицеисты - непримиримость к недостаткам и твердую волю. Студенты не нуждаются в таких альтруистических ценностях, как чуткость, а лицеисты - в терпимости. Для первокурсников не имеют высокой значимости такие ценности принятия других, как чуткость, самоконтроль, честность, а для старшеклассников - это терпимость. В качестве ценности самоутверждения студенты не нуждаются в смелости, а старшеклассники -в твердой воле и непримиримости к недостаткам.

Полученные данные указывают на противоречивость выбора некоторых инструментальных ценностей. Это и понятно, поскольку одна ценность-

средство может характеризовать разные аспекты человеческой жизни, и неясно, чем продиктован выбор или, наоборот, незначительность ценности для конкретного человека. Так, самоконтроль - это этическая конформистская ценность принятия других людей. Выбор этой ценности может быть продиктован следованием моральным нормам поведения, давлением социального окружения или зрелым признанием действительности. Поэтому неудивительно, что жизнерадостность выбирают учащиеся лицея и девушки-студентки, тогда как для юношей-студентов это одна из малозначимых ценностей. Честность значима для учащихся лицея и юношей-студентов и неважна для девушек. Образованность необходима девушкам-студенткам и не является приоритетной для юношей-студентов и учащихся лицея. Рационализм и эффективность - выбор учащихся 11-х классов, тогда как для студентов и учащихся 10-х классов лицея это не столь ценный образ действия. Непримиримость к недостаткам важна для студентов и неважна для лицеистов. Чуткость выбирают учащиеся 11-х классов, а студенты не выделяют данную ценность.

Из рисунков 3-6 можно заметить большую степень разделения ценностей на предпочтительные (с меньшим рангом) и неважные (с большим рангом) для учащихся специализированного лицея. Так, разброс данных по терминальным ценностям составляет для учащихся 11-х классов лицея «Бшм-инновация» Д=10,833 (3,500-14,333), для учащихся 10-х классов Д=8,625 (5,375-14,000), в среднем Д=8,929 (5,000-13,929). Для студентов АРУ им. К. Жубанова Д=6,561 (5,550-12,111), для студенток Д=8 (4,54512,545), в среднем Д=5,95 (5,800-11,750) (таблица 1). Разброс данных по инструментальным ценностям составляет для учащихся 11-х классов лицея «Бшм-инновация» Д=7,500 (5,500-13,000), для учащихся 10-х классов Д=10,000 (4,000-14,000), в среднем Д=8,285 (5,286-13,571). Для студентов АРУ им. К. Жубанова Д=6,223 (6,555-12,778), для студенток Д=7,000 (6,273-13,273), в среднем Д=5,400 (7,100-12,500) (таблица 2).

Полученные оценки ценностных критериев позволяют говорить о большей сплоченности учащихся лицея «Бшм-инновация» (наличие общих ценностей, целей и методов их достижения при совместной деятельности). Соответственно, имеет место более полная проработка вопроса формирования корпоративной культуры в данном учебном заведении.

Список литературы

1. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - Оренбург, 1999. - № 1. - С. 13-19.

2. Кирьякова А. В., Маеркина Е. В. Мотивация достижения как фактор успешной самоактуализации старшеклассников / Университетская наука: решения и инновации: мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 103-107.

3. Умбеткулова А.К., Султамуратова З.Б., Жарболганова С., Агишева А. А. Формирование системы ценностей в старшем школьном возрасте / Вестник АРГУ им. К. Жубанова. - Актобе, 2016. - № 3. - С. 139-150.

4. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.

5. Агишева А.А., Кукенов Ж.Ж. Деформация ценностной сферы при дистанционном обучении в экстремальных условиях на примере обучающихся по естественно-научным программам / Мат. XIII м-нар. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам» - Мозырь.

- 2021. - С. 3-5.

6. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Развитие личности в цифровом мире: аксиологические доминанты / Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий: сб. мат. VII м-нар. науч.-практ. очно-заоч. конф. - Оренбург: ОФ ПГУТИ, 2021. - С. 469-476.

7. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Цифровая образовательная среда - аксиологический драйвер креативности студентов / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат. Всерос. науч.-метод. конф. - Оренбург: ОГУ, 2021.

- С. 3417-3422.

8. Социологическое исследование молодежи о современной хореографии и критерии выбора танцевальных клубов/ Фролова Е.П., Сафатова К.С., Кузнецов В.П.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 158-167

9. Социологическое исследование выбора услуг медицинских центров/ Хохлова В.В., Зиновьев О.А., Туйнова Л.М.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). Стр. 168-174

10. Мотивация персонала организации через развитие системы корпоративной ответственности/ Иванова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 145-150

11. Качество жизни и социальные функции государства/ Тарасова Г.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 150-157

12. Проблема снижения социального статуса профессии педагога/ Грязнова Е.В., Жерихова Н.А.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 128136

13. Экономико-статистический анализ демографической ситуации и ее прогноз в условиях развития инновационной экономики/ Шалаев И. А.// Образование и проблемы развития общества. 2020, № 3 (11). стр. 175-186

Agisheva Almagul Abilkairovna, Cand. Chem. Sci, associate professor (e-mail: alma76@bk.ru)

K. Zhubanov Aktobe Regional University, Kazakhstan

STUDYING THE VALUES OF INDIVIDUALS IN THE GROUP OF STUDENTS Abstract. The article analyzes the value orientations of the first-year students of the Faculty of Natural Sciences of the Zhubanov Aktobe Regional Univeristy, Kazakhstan and senior pupils of the specialized boarding school for gifted children "Bilim-Innovation" in Aktobe, Kazakhstan according to the method of M. Rokeach. The conducted analysis demonstrates a high degree of personal orientation of youth values towards themselves. Interaction with society is minimal. There is no need for public recognition and no concern for the welfare of humanity. The sphere of communication is extremely impoverished. Family, friends, collective have a low value. Communication, at best, is only valued with a spiritually and physically close person. The purpose of existence is a highly productive life of a cognizing and developing subject, whose sphere of leisure includes either taking care of one's health or having fun. Is this a consequence of a pandemic, or is it the result of globalization and digitalization of a civilized society, when even close people are getting farther from each other?!! Keywords: value orientations, terminal and instrumental values, structuring value orientations, motivation for learning, team cohesion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.