Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ'

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE RELATIONSHIP / AXIOLOGICAL POTENTIAL / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарипова Д.И.

Ценностное отношение к окружающему миру исходит от индивидуальности каждого человека. По мере овладения опытом, у ребенка развиваются «правила поведения». Они трансформируясь в важнейшие регуляторы поведения, стимулируют проявление таких качеств, как: ответственность, инициативность, самоконтроль, самоорганизация, сочувствие, сострадание, сопереживание, ценностное отношение ко всему, что окружает. Ценностное отношение к окружающему миру способствует оптимальному социокультурному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUABLE RELATIONSHIP TO THE ENVIRONMENTAL WORLD

Value attitude to the world comes from the individuality of each person. As you master the experience, the child develops "rules of conduct". Transforming into the most important regulators of behavior, they stimulate the manifestation of such qualities as: responsibility, initiative, self-control, self-organization, empathy, compassion, empathy, value attitude to everything that surrounds. Valuable attitude to the world contributes to optimal socio-cultural development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

УДК 37. 032

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Шарипова Д.И., студент группы 15ПО(ба)ДО, Оренбургский государственный университет, Оренбург

е-mail: sharipova-1996@mail.ru

Научный руководитель: Иванова В.М., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Ценностное отношение к окружающему миру исходит от индивидуальности каждого человека. По мере овладения опытом, у ребенка развиваются «правила поведения». Они трансформируясь в важнейшие регуляторы поведения, стимулируют проявление таких качеств, как: ответственность, инициативность, самоконтроль, самоорганизация, сочувствие, сострадание, сопереживание, ценностное отношение ко всему, что окружает. Ценностное отношение к окружающему миру способствует оптимальному социокультурному развитию.

Ключевые слова: ценностное отношение, аксиологический потенциал, ценностные ориентации.

Ценностные ориентации определяют социальное взаимодействие людей, регулируют поведение человека и являются главным критерием в отношении человека. «Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [2, с. 49].

Переустройства, быстрый темп жизни общества в разных областях жизнедеятельности людей, повергли не только к переменам общественно-политических и экономических обстоятельств жизнедеятельности, но и культурной сферы в целом. Одной из важных проблем процесса формирования личности считается вопрос развития ценностного отношения к находящейся вокруг реальности. Этот вопрос на сегодняшний день обретает особенную важность. Затруднение общественной сферы, множество двойственных данных, сокращение воспитательной возможности семьи, общества, неблагоприятным способом сказываются на становлении характера, обретении смысла жизни и восприятия себя как личности в целом.

«Анализ ситуации взросления современного ребенка показывает, что в конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как: прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика. В этом социальном контексте особо значимыми являются проблемы ориентации подрастающего поколения в окружающем его мире объективных ценностей общества, в себе самом, в своих возможностях. Ориентация в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы» [2, с. 3].

По мнению Кирьяковой А.В., аксиологический потенциал личности -«многоуровневое интегративное новообразование, которое характеризуется наличием у нее сформированной иерархии ценностных ориентаций, определяющих «течение» жизни» [3].

Развитие аксиологического потенциала в образовании может быть достигнуто, если:

- в образовательном процессе предусматривается актуализация ценностного компонента образования;

- в образовательном процессе прослеживается ценностное отношение к обучающемуся, как к будущему специалисту;

- внедряется «пространственно-временная модель, которая отражает логику развития аксиологического потенциала на стадии адаптации, ориентации и персонализации» [2].

Приобретение знаний, навыков и умений основывается на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей будущего специалиста [1]. Нравственные ценности, являясь одним из средств развития личности, выступают методологической основой нравственного воспитания. Они охватывают весь предметный мир и определяют, приносят они пользу человеку, возвышают его гуманные начала или препятствуют развитию общественно значимых качеств.

В качестве примера рассмотрим исследование, проводившееся среди студентов ВУЗов [4]. Исследование проводилось среди российских и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Выборку составили основная и контрольная группы из 150 иностранных и 150 российских студентов. Для российских студентов структуру терминальных ценностей, (т.е. ценностей-целей), наиважнейшими ценностями оказываются; «здоровье», «активная жизнь», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Такие ценности, как «счастье других», «красота природы и результатам искусства», «развлечения», оказались на последних местах. А для иностранных студентов в структуру терминальных ценностей входят: «счастливая семейная жизнь», «познание», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей». Так же, аналогично российским группам, «красота природы и искусства», «развлечения», «счастье других» оказались на последних местах.

Как показывает исследование, у всех групп, участвующих в эксперименте, здоровье в системе ценностных ориентаций занимает первое место. «Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что отношение к здоровью во всех группах одинаково, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях в отношении к собственному здоровью у испытуемых. Так, 59% иностранных студентов и 61% российских студентов отдают первое место именно здоровью. Здоровье помогает нам достигать поставленных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Без сомнения, «здоровье» первым входит в систему ценностной ориентации большинства студентов» [4].

«В отличие от российских студентов, иностранные студенты больше ориентируются на ценность «материально-обеспеченная жизнь». Это связано с тем, что иностранные студенты живут далеко от родителей, сами себя кормят, сами о себе заботятся». «Некоторые иностранные студенты учатся на коммерческом отделении и сами платят за обучение. Им трудно найти работу, так как они не имеют гражданства и испытывают трудности во владении языком. Также необходимо отметить, что большинство студентов приехали из стран третьего мира (развивающихся стран) - там ниже уровень развития экономики по сравнению со странами западной Европы». «Это объясняет то, почему иностранные студенты больше ориентируются на «материально-обеспеченную жизнь», чем российские студенты». «У иностранных студентов имеется выраженное значение ценности «наличие хороших и верных друзей».

Это можно объяснить несколькими факторами: во-первых, попадая в новую социокультурную среду, студенты испытывают трудности в процессе адаптации. Для облегчения процесса адаптации и устранения барьеров, им необходима помощь не только со стороны администрации ВУЗа, но и со стороны друзей, земляков; во-вторых, жизнь в условии удаления от родины, родителей, близких, наличие хороших и верных людей позволяет им устранять недостатки в общении». «Среди инструментальных ценностей, описывающих характеристики средств достижения целей, наиболее высоко оцениваются российскими студентами: «ответственность», «образованность», «воспитанность», «самоконтроль». Низко оцененными оказались: «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам» и «эффективность в делах», что может свидетельствовать о низком уровне притязаний». «Наблюдается та же тенденция в структуре инструментальных ценностей для

иностранных студентов: «образованность», «ответственность», «воспитанность», «самоконтроль». Наименее предпочитаемыми являются: «чуткость», непримиримость к недостаткам» и «высокие запросы». По этим показателям не были обнаружены значительные различия в структуре инструментальных ценностей между иностранными и российскими студентами. Высшее образование требует от студентов многих качеств». Среди них, как считает большинство студентов, ответственность является наиболее важным.

«Формирование ответственности студентов за результаты самостоятельной работы как одного из самых важных факторов современного образовательного процесса имеет особое значение для высшей школы». «Под ответственностью понимается не только совокупность умений и навыков, но и черта характера, играющая существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Не удивительно, что ответственность является предпочитаемым инструментальной ценностью для многих студентов, в том числе и иностранных студентов» [4].

Кирьякова А.В. утверждает, «что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить потребности общества, человека. С другой - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом». Она подчеркивает, «что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом» «Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему - ценностное отношение» [1, с. 7].

На основе научной школы Т.К. Ахаян, Кирьякова А.В. делает вывод, что «идеал -идеальное - идея - это необходимые категории ориентации, в изучении проблем которой неизбежно встает вопрос о том, как происходит приобщение человека к идеальному, идеям, как, формируясь, ценностное отношение преобразуется в ориентир, ориентацию на привлекательную цель, идею, идеал» [2, с. 54].

«Для того, чтобы деятельность стала значимой, в нее должно быть заложено ценностное отношение личности к предмету, характеру деятельности, к идее, знаниям, воплощенным в деятельности, только при этом условии личность станет субъектом и деятельности, и адекватным ей знаниям» [2, с. 55].

«Ведущая функция механизма поиска ориентации - осознание потребности в приобретении знаний об объекте, привлекшем внимание в процессе его восприятия. Потребность в приобретении знаний об объекте или явлении проявляется в формулировке вопроса, в осознании проблемы, в постановке цели - это «надо узнать!». Фактически - это формулировка задачи.

Поиск обогащает процесс познания эмоциями познавательного характера, формируя осознания мотива «Я хочу это узнать», причем нарастание «хочу» и «надо» часто происходит параллельно: и гносеологическая, и эмоциональная потребности могут стимулироваться при этом самыми различными обстоятельствами, часто не зависящими от самого объекта познания» [2, с. 64].

Процесс превращения базовых ценностей в ориентиры и личностные смыслы требуют включения обучающихся в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей в деятельности. Реализация нравственных правил поведения в образовательном взаимодействии - это дела.

Таким образом, окружающий мир - это связь человека и мира: правила поведения в отношениях «человек - человек» и «человек и природа». Ценностные ориентации объединяются в устойчивую систему, которая является основой мировоззрения. Ценностные ориентации, становясь управляющим мотивом поведения человека в деятельности, освобождают личность от необходимости приспосабливаться и реагировать на случайные влияния. Человек становится более уверенным в своих выборах, в себе. В развитии ценностного отношения к окружающему миру огромное значение имеет педагогическая

стратегия, избираемая педагогом. Именно от стратегии педагога зависит диапазон поиска ориентации в учебной деятельности, активизация поисковой деятельности, степень самостоятельности поисковой деятельности, обеспечение удовлетворенности результатами. Благодаря поиску ориентации, как механизму творческой продуктивной деятельности, происходит приобретение личностью новых знаний, меняется и сам процесс познания, ставятся более сложные задачи, первоначальные потребности личности переходят в новое качество. Именно благодаря поиску в процессе ценностного освоения действительности происходит возвышение потребностей личности.

Литература

1. Кирьякова, А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник ОГУ. - 2006. - №1. - С. 6-14.

2. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. -Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. -188 с.

3. Кирьякова, А.В. Закономерности развития аксиологического потенциала личности студента // Успехи современного естествознания. - 2010. - №11 - С. 110-113.

4. Иваньков, Д.С. Жизненные ценности студентов // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 268.

5. Вершинина, Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества // Социс. - 2002. - № 4. - С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.