Научная статья на тему 'ПРИРОДНЫЙ МИР В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ИЕРАРХИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Х. ХАМЕТОВОЙ 1960-1980-Х ГОДОВ'

ПРИРОДНЫЙ МИР В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ИЕРАРХИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Х. ХАМЕТОВОЙ 1960-1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРИРОДНЫЙ МИР / ХАНБИЧЕ ХАМЕТОВА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ИЕРАРХИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бедирханов Сейфеддин Анвер-оглы

Исследуются ценностно-смысловые ориентиры поэтического творчества Ханбиче Хаметовой. Рассматриваются особенности организации содержательно-композиционных конструкций посвященных природным явлениям произведений поэтессы. Отмечается, что в творениях Ханбиче Хаметовой представляется идеальная проекция действительности, в просторах которой развертываются внутренне упорядоченные символические формы души, основанные на синтезе различных фактов, мгновений, событий ее жизненного цикла. Каждое событие, мгновенье души, включенное в цепочку экзистенциальных переживаний, приобретает жизненную полноту, вследствие чего «впадает» в ритмическую организацию поэтического произведения в качестве его лирической темы. В этом отношении особый интерес представляет тема природы, в символических проекциях которой развертываются глубинные, чувственно-проникновенные жизненные экзистенции внутреннего мира Ханбиче Хаметовой. Исходя из этого на примере пейзажной лирики предпринята попытка осветить духовные основы лирических произведений известной лезгинской поэтессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНЫЙ МИР В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ИЕРАРХИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Х. ХАМЕТОВОЙ 1960-1980-Х ГОДОВ»

УДК 894.612.8-1 ББК 83.3

С.А. Бедирханов

ПРИРОДНЫЙ МИР В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ИЕРАРХИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Х. ХАМЕТОВОЙ 1960-1980-х ГОДОВ

Исследуются ценностно-смысловые ориентиры поэтического творчества Ханбиче Ха-метовой. Рассматриваются особенности организации содержательно-композиционных конструкций посвященных природным явлениям произведений поэтессы. Отмечается, что в творениях Ханбиче Хаметовой представляется идеальная проекция действительности, в просторах которой развертываются внутренне упорядоченные символические формы души, основанные на синтезе различных фактов, мгновений, событий ее жизненного цикла. Каждое событие, мгновенье души, включенное в цепочку экзистенциальных переживаний, приобретает жизненную полноту, вследствие чего «впадает» в ритмическую организацию поэтического произведения в качестве его лирической темы. В этом отношении особый интерес представляет тема природы, в символических проекциях которой развертываются глубинные, чувственно-проникновенные жизненные экзистенции внутреннего мира Ханбиче Хаметовой. Исходя из этого на примере пейзажной лирики предпринята попытка осветить духовные основы лирических произведений известной лезгинской поэтессы.

Ключевые слова:

пейзажная лирика, поэтическое творчество, природный мир, Ханбиче Хаметова, ценностно-смысловая иерархия.

Бедирханов С.А. Природный мир в ценностно-смысловой иерархии поэтического творчества Х. Хаметовой 1960-1980-х годов // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 2. - С.55-59. - DOI 10.53115/19975996_2022_02_055-059

© Бедирханов Сейфеддин Анвер оглы - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Махачкала; e-mail: [email protected]

Ханбиче Хаметова - известная лезгинская поэтесса, автор поэтического творчества, отражающего «лицо национальной литературы, пути ее развития, разнообразие, остроту мысли, красоту народного духа, красота слов» [1]. Первые публикации Ханбиче Хаметовой появились в печати в 1958 году, во время ее учебы в пединституте, на страницах республиканской газеты «Коммунист» и в лезгинском выпуске журнала «Женщина Дагестана». А в 1964 году Дагестанское книжное издательство выпустило ее первую книгу стихов на родном языке «Узоры дум» («Хиялрин нехишар»). В последующие годы в дагестанских книжных издательствах на лезгинском языке выходят десять сборников стихов и поэм. «В моих книгах, - пишет поэтесса, - не редко легенде сопутствует песня, а балладе - шуточные стихи. Это не капризы буйной фантазии, а просто характер моего народа: в бою он грозен, в быту ласков и любит шутку» [5].

Поэзия Х. Хаметовой многогранна. В ее просторах освещаются внутренне локализованные символические реалии, синтезирующие сущностно - содержательные характеристики различных жанровых компетенций. Рубаи, триолеты,

лирические стихи, драмы, венки сонетов, поэм - жанровые формы, в строфических композициях которых разыгрываются различные «сцены» женской души. Из соединения этих «сцен» складывается единая жизненная драма, представляющая образ лирического «я» во всей полноте его духовного мира. Как отмечает Г.Г. Гаша-ров, творчество Х. Хаметовой «посвящено различным проявлениям жизни. Дружба народов, мир и спокойствие во всем мире, благополучие в стране, достоинство человека, красота природы, верность в любви, будущее родного народа, судьба женщины - вот основные темы произведений Ханбиче» [2, с. 436].

Таким образом, поэтическое творчество Х. Хаметовой - уникальное художественно-эстетическое явление, несущее природное, нерациональное, эмоциональное, чувственное начало этнокультурных традиций лезгинского народа. Это обусловливает актуальность основанных на современных теориях гуманитарных наук исследовательских подходов, направленных на изучение различных аспектов многогранного творчества известной лезгин- 0 ской поэтессы. Исходя из этого, в статье £ рассматриваются особенности образного Ц строения природного мира, выстраива- §

см см о

о

3

ю о

ющего духовные, содержательно-композиционные основы пейзажной лирики Х. Хаметовой.

Тема природы занимает значительное место в творчестве Х. Хаметовой. Природа для поэзии, по мнению М. Н. Эпштейна, «это как бы ее второе "я", зеркало, в котором яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии: союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, - именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы «второй», сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как первая» [8, с. 20]. Природные явления в экзистенциальных переживаниях поэтессы превращаются в определенные субъективные формы, в содержательных наполнениях которых развертываются глубинные, чувственно-эмоциональные силы ее душевной жизни.

Одним из первых стихотворений поэтессы, посвященных природному миру, является произведение «Зав рахух вун, т1ебиат» («Ты поговори со мной, природа»). В строфической композиции этого произведения все многообразие окружающей действительности явлено единым, концентрированным образным целым, которое в наименовании «тЬбиат» («природа») выстраивает собственную содержательно-композиционную линию. Эта линия ограничивается развертыванием субъективных позиций лирического начала, которое присвоено наименованием «зун» («я»). «Я» обращается к природе. Через функциональные смыслы приема обращения в образ природы транслируются субъективные характеристики, в результате становится возможным вести с ней беседу. Лирическая героиня, обращаясь к природе, просит, что бы она разговаривала с ней, говорит, что она покорена ее языком, тем самым уравниваются позиции «я» и природы. Семантическим обозначением этого уравнения становится выражение «рикЫй-рикЫз» («от сердца к сердцу»):

Зав рахух вун, тЬбиат, Ви чЫлаз зун муьтуьгъ я, РикЫй-рикЫз авайди Чи арада са муьгъ я [6, с. 33].

Ты поговори со мною, природа, Тебе я покорна. От сердца к сердцу проложен, Между нами лишь один мост.

«Мост, установленный между сердцами», сближает позиции «я» и «ты» (природы), в результате создаётся единое, ситуа-

тивно-определенное, идеальное пространство, ограниченное от тёмных, разрушительных стихий природы. Его протяжённость представляют реки, леса, деревья, цветы, которые в поэтической рефлексии заряжаются силами душевного вдохновения. Как следствие, понятийные значения этих природных явлений обустраиваются символическими характеристиками. Из этих характеристик выводится определенный, ценностно-мотивированный смысл, который присваивается внутренне концентрированному образному целому природы в качестве ее основного содержания. Великолепие, красота природы вызывают восторг и восхищение в душе юной поэтессы, во вдохновениях которой происходит унификация природы и страны:

Зун, лагьайтЫ, гьейран яз Лепедални цуькведал, Килигзава муькъвелай Цуькведавай уьлкведиз [6, с. 34].

Что до меня, то я очарован И волнами, и цветами, Смотрю с моста, На цветущую страну.

Восторженное состояние есть результат концентрации сильных эмоциональных впечатлений, в переживаниях которых субъективная жизнь отворачивается от всего негативного. Пребывающая в восторге жизнь сама, на основе собственных принципов, строит эмпирические конструкции явлений окружающей действительности. Освобождённые от созерцательного взгляда эти основы охватываются символическими формами, из соединения которых образуется идеальная, символическая проекция природного мира.

У Х. Хаметовой есть произведение, которое называется «Гатфар» («Весна»). Его строфическая композиция располагает тремя составными компонентами, в соотношении которых развертывается «сюжетная» основа произведения. Эти компоненты: месяц март, природа и горянка. Стихотворение начинается с описания характеристик, свойственных природе в начале весны (в марте):

Мартдин вацра тЪЬиатда, Жеда къалин гьуьжетар. Кьуьдни гатфар кIeвe гьатда, Чара ийиз сергьятар. Кьуьд алахъда живедик таз Тарар, тамар датЫна. Уьмуьрдин къаз гуда чилиз Гатфарини атана [7, с. 17].

В марте в природе Разгораются бурные споры. Зима с весною попадают

в тяжелое положение, При разделении границ. Зима старается сохранить

под снегом

Деревья, леса подольше. Жизнью зеленой пробудится земля С приходом весны.

Столкновение природных циклов, которое происходит в марте, вызывается универсальными принципами организации внешнего мира, которые не могут быть охвачены созерцательным взглядом. Поэтому в образах природных явлений начала весны концентрируются силы, истекающие из внутренне локализованного, семантически неопределённого жизненного пространства. Отсутствие вербальных носителей этого пространства не делает возможным развертывание в пределах композиционного построения стихотворения позиции лирического начала.

«Извне» композиционной позиции «я», которая растекается «по той стороне» поэтического дискурса, направляются жизненные порывы, которые в линиях входа в композиционное поле стихотворения растеряют какую-то часть душевных напряжений. Эту же часть заполняют несущие идеологическую нагрузку смыслы, развертывание которых определяет дальнейшее развитие сюжетных линий.

В точке соприкосновения сюжетных линий формируется новое единение, которое в качестве основного композиционного компонента, представляет сущностные характеристики образа горянки. Лирическая героиня обращается к горянке. Через обращение субъективные характеристики «я» транслируются в полюс лирического объекта. В результате создаётся образ советской женщины, горянки, наделенный качественно новыми идентификационными характеристиками. Семантическое определение этих характеристик выстраивает определенную последовательность знаковых структур, которые выявляются в расшифровках символов: время изменений, букет цветов, новая дорога, родина, которая сравнивается с матерью, с пониманием смотрящей в глаза дочери. Единое образное целое, которое образуется из соединения знаковых структур, представляет собой определенную символическую форму сознания, в содержательных наполнениях которой удерживается авторская (женская) индивидуальность душевной жизни:

Дагъвидин руш, ви уьмуьрдани Дегишвал тур вахт я им. Къужахда яхъ цуькверин к1унч1, Къулухъ жемир, ваз я им [7, с. 17]. Горянка, и в твою жизнь Это время принесло перемены. Возьми в охапку букет цветов, Не отступай назад, они для тебя.

Дальнейший порядок сюжетных компонентов определяется в линиях сжатия определенного временного отрезка, который присваивается образу героини в качестве её жизненного цикла. В результате из жизненного пространства горянки выделяются моменты, которые представляют собой характеристики её социальной идентичности в двух реалиях. Каждый из этих реалий располагает собственными временными характеристиками, из концентрации которых образуются полюса прошлого и настоящего. Содержательное наполнение этих полюсов выстраивает определённую последовательность вербальных конструкций в символических значениях, которые раскрывают идентификационные характеристики горянки в прошлом и настоящем:

Къарагъна вун бамишардай Писп1идин идин гьисс квадарна, Виш йисарин гумарин ни Галай шуткьу гадарна. Кутугнава чи дагъларин Цуьквер алай личек ваз. Къе вири халкь килигзава И чил хьтин гуьрчег ваз [7, с. 18]. Встань и душащий тебя Чувство свистка отгони, Пропитанную запахом

столетнего дыма Избавься от чадры. Подходит тебе с нашими горными Цветами платок. Сегодня все смотрят На прекрасную тебя, подобную

этой земле.

Идеологически мотивированные смысловые конструкты «расплавляются» в формообразованиях душевной жизни лирического начала и в стихотворении «Ша, гатфар, ша» («Приходи, весна, приходи»). Композиционная конструкция стихотворения образована из семи строф, каждая из которых, за исключением первой, состоит из восьми стихотворных строк. Первая строфа содержит семь стихов.

Строфы начинаются со слов «ша, гат-фар, ша» («приходи, весна, приходи»).

3

ю О

см см о

о

3

ю о

Включённые в грамматическую организацию побудительного предложения эти слова выстраивают функциональные структуры приёма обращения, в точках схождения которых развертывается субъективная позиция лирического начала.

Формой выражения побудительного предложения (обращения) является просьба. Лирическая героиня обращается к весне с просьбой, чтобы она не замедлила своим приходом. Весна все еще далеко, потому она не может быть включена в ритмы души в качестве деятельно-активной основы её жизни. Деятельно-активная жизнь «я» синхронизируется со стихией цикла зимы, из которой и поступают мотивации к побуждению.

В первой строфе образ зимы дан в ценностно-мотивированных субъективных суждениях. В вербальных конструкциях этих суждений зима представляется как сплошное страдание:

Ша, гатфар, ша,

Алуд хъуьт!уьн азабар.

Гар, уф гана,

РикЬллай мурк ц 2урура.

ХьайитЫни зи гарал зун татабар,

Хайи дагъдин

Хурал махпур къалура [4, с. 10].

Приходи, весна, приходи, Отведи от нас тяготы зимы. Ветер, одним дуновением, Растопи лёд на сердце. Если даже я оступлюсь

и упаду на своем ветру, Покажи бархат на вершине [груди]

Родной горы.

Дальнейшее развитие сюжетных линий проявляет равнодушие душевной жизни к собранным в образной организации зимы характеристикам. Зима выпадает из поэтического дискурса, который встраивается в содержательные моменты будущего. Будущего времени ещё нет, потому её символическая конструкция представляется как некое пространственное целое, на котором сходятся циклические явления весны. Весна также ещё не наступила, потому в точках соприкосновения её явлений развертывается идеальная проекция будущего. Сконструированная в женском воображении эта проекция представляет некий, более облегчённый, уравновешенный порядок вещей, который чужд внутренним, глубоким противоречиям бытия.

Таким образом, через структуры приёма просьбы из всего многообразия жизни

«я» изымаются определённые, ценностно детерминированные силы, которые оторванные от настоящего, направляются в будущее. В темпоральных линиях будущего они перемешиваются с характеристиками, уже очищенными от циклических стихий, весны. Собранные воедино в грамматических структурах побудительного предложения, эти характеристики развертывают полюс субъективного начала, на основе которого и строится идеальная организация социального быта, общества. Окрещённая радужными, весенними цветами организация социалистического государства имеет в качестве основного принципа существования мир, спокойствие:

Ша, гатфар, ша,

ТЬбиатдин ислягьвал.

Къурху гурбур,

Къивер гурбур лал хьурай!

Амма вуна

Къалуз тахьуй икрагьвал,

Гуя пара

Ви нуькТверин ван хьурай! [4, с. 11] Приходи, весна, приходи, Спокойствие природы. Те, кто устрашает, Те, кто кричат, онемеют! Только ты не показывай Свою досаду. Пусть будет еще громче Щебетанье твоих птиц!

Развернутая в стихотворении субъективная позиция лирического начала обустраивается образными характеристиками, концентрированной формой отражения которых является местоимение «чун» («мы»). «Мы» в качестве лирического начала активно как единое образное целое, несущее идентификационные характеристики социального организма советского общества. Из этого целого выделяется ценностно оформленный смысловой конструкт, который, включившись в семантические ряды, выстраивает определённую, завершающую произведение, ассоциативную линию. Стихотворение завершается словами: / Пенжердавай / Мураддаллай свас аку! [4, с. 12] (/ У окна / Невеста в ожидании, посмотри!) Невеста, с надеждой смотрящая в окно, ассоциируется с новой жизнью, с новыми перспективами социалистического общества.

Таким образом, природные явления в строфические композиции стихотворений Х. Хаметовой включаются в символических образных формах, в содержательных

смыслах которых определяется единая, эмоционально концентрированная, жизненная позиция лирического «я». Пейзажная лирика поэтессы, по мнению Ф.И. Ка-зимагомедовой «излучает особый свет, окрашенный в природные тона <...>.

Образы-символы воды, огня, травы, весны, птицы, света <... > помогают раскрыть сущность женщины, ее чувства и по -рывы. Ощущается невыразимое слияние с природой, невозможность быть вне ее красок, ветров, вод, листвы <...> [3, с. 43].

Лирическая героиня Х. Хаметовой обращается к более светлым тонам, окраскам. Это обращение мотивируется не только ее жизненными экзистенциями, но и внешними источниками душевных переживаний. Укоренная в общественном сознании, в качестве его центрального ядра, коммунистическая идеология в 1960-1980 годах представляла устойчивые смысловые формулы, в расшифровках которых определялись условия идеального проектирования действительности.

Список литературы:

[1] Абдул Фетях. Об одном образце творчества Ханбиче Хаметовой // Самур. - 2018, № 2. - С.62-68. (На лезг. яз.)

[2] Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2011. - 96 с.

[3] Казимагомедова Ф.И. Предвосхищая будущего зов... (Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиции и новаторства). - Махачкала, 2007.

[4] Хаметова Х. Доверие. - Махачкала, 1985. - 120 с. (На лезг. яз.)

[5] Хаметова Х. Отчая земля - не просто почва // Литературная Россия. - 1991, № 19 (1475).

[6] Хаметова Х. Письма к Ирене. Стихи. Поэмы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. - 84 с. (На лезг. яз.)

[7] Хаметова Х. Руки друзей. Стихи и поэмы. - Махачкала: Дагучпедгиз. - 1975. - 48 с. (На лезг. яз.)

[8] Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.