Научная статья на тему 'ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА U И ЕГО СОХРАННОСТЬ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ'

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА U И ЕГО СОХРАННОСТЬ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
420
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА U И ЕГО СОХРАННОСТЬ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ»

собствовать более легкому течению заболевания. Дальней- дации этих факторов н тем самым снизить заболеваемость шее улучшение условий труда должно привести к ликви- холециститом.

Поступила 01.10.80

УДК В13.2:677.169

Канд. хим. наук А. А. Беззубое, Н. Н. Гесслер

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА и И ЕГО СОХРАННОСТЬ

В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

Институт биохимии им. А. Н. Баха АН СССР, Москва

Противоязвенное действие некоторых пищевых продуктов (свежая зелень, некипяченое молоко, сырая печень) впервые было обнаружено Cheney в 1942 г. Позднее, в 1948—1950 гг. было показано, что таким же свойством обладают капуста и ее сок (Cheney, 1950). На этом основании автор предположил, что в свежих продуктах содержится некий противоязвенный термолабильный фактор, который он назвал витамином U. В 1954 г. McRori и соавт. выделили из капусты в кристаллическом виде S-метилметионинсульфония бромид и показали, что противоязвенное действие капусты и ее сока обусловлено именно солями S-метилметионина.

В настоящее время обнаружено, что S-метилметионин содержится во многих растительных объектах, иногда в значительных количествах. По данным разных исследователей, содержание витамина U в них колеблется от 0,15 до 197 мг% на сухую массу. Витамин U оказывает не только противоязвенное, но и противогистаминное действие, а также обладает способностью приостанавливать развитие экспериментального атеросклероза. Являясь биологически активным соединением, он стимулирует процессы метилирования, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Следует также

I Наименование Содержание, мг% на сырую массу

Капуста белокочанная, листья 16,4—20,7

Капуста цветная 4,0-6,1

Кольраби 12,9

Петрушка, зелень 6,4

Сельдерей, зелень 1.8

Свекла столовая 14,6

Салат, листья 0,36

Кукуруза молочной спелости 1.7

Томаты зрелые 1,0

Кабачок 0,8

Тыква 0,1

Картофель 0,17

Морковь 0,12

Мясо (говядина) 0,11

Молоко пастеризованное 0,004

Печень баранья 0,02

Почки говяжьи 0,02

Мозги говяжьи 0,0

II Наименование Содержание, мг% на сырую массу

Огурцы «Должик» 23,0

Огурцы сНеросимые» 38,0

Горох 5,0

Тыква 10,0

Редис йЖара» 4,0

Капуста красная 9,0

Салат майский 11,0

отметить, что Б-метилметионин при лечении выгодно отличается от метионина, так как при длительном назначении в течение нескольких месяцев он не вызывает ожирения печени, как это наблюдается при использовании метионина.

Цель работы — показать ценность тех или иных продуктов питания с точки зрения содержания в них витамина и. Определение количества витамина проводилось разработанным нами ранее методом, основанном на газо-хроматографическом анализе летучего продукта — диме-тилсульфида, образующегося при распаде Б-метилметио-нина в щелочной среде при нагревании (А. А. Беззубов и Н. Н. Гесслер).

Приводим данные по содержанию витамина I) в продуктах растительного и животного происхождения (I): Как видно из представленных данных, наибольшие количества Б-метилметионина обнаружены в разных сортах капусты — белокочанной, кольраби и цветной, много витамина и в свежей свекле, а также в зелени петрушки и сельдерея. Содержание же его в продуктах животного происхождения значительно меньше.

Таким образом, основным природным источником витамина являются продукты растительного происхождения. Как показали наши исследования, он особенно интенсивно накапливается в зеленых частях растений в период их активного роста. Приводим данные по содержанию витамина и в зеленых побегах проростков семян овощных культур на 5—7-й день после замачивания (II):

Как видно из представленных данных, наибольшие количества Б-метилметионина были обнаружены в зеленых побегах огурцов. В сухих семенах всех изученных овощных культур витамин и отсутствовал.

Б-метилметионин — термолабильное соединение. Скорость распада его зависит от рН среды, температуры и времени нагрева. По нашим данным, при температуре 95 °С и рН 8,0 в течение 90 мин витамин и распадается полностью. В связи с этим представляло интерес устано-

Содержание (в мг% на сырую массу) витамина и в замороженных и консервированных овощных продуктах

Наименование Замороженные продукты Консервированные продукты

Капуста цветная 4,7 _

Капуста брюссельская 1,94 —

Горошек зеленый 0,15 0,07 (1979, Румыния)

То же — 0,01 (1978, Болгария)

» » — 0,015(1973, СССР)

» » — 0,021 (1956, Швеция)

Фасоль зеленая

стручковая 0,06 0,06

Помидоры 1,7 1,0

Томатный сок — 2,9

Свекла маринованная 0,5

Примечание. В скобках указаны год производства и страна-производитель.

вить степень уменьшения содержания витамина U в процессе термической обработки сырых овощей. На примере капусты было показано, что в процессе ее варки происходит непрерывное разложение S-метилметионина: через 10 мин разрушается 3—4% витамина, через 30 мин — 11 — 13%, через 60 мин — 61—65%, через 90 мни витамин не обнаруживается.

В процессе хранения овощей содержание витамина U в них уменьшается. Через 6 мес хранения его содержание уменьшается почти в 2 раза (Kovacheva, Topova). С точки зрения сохранения в овощах витамина U интерес представляют их замораживание и консервирование.

С этой целью мы определяли содержание S-метилметионина в замороженных и консервированных овощных продуктах. Результаты определения представлены в таб* лице. Полученные результаты свидетельствуют о хорошей сохраняемости витамина U в таких замороженных овощах, как капуста, зеленый горошек, фасоль и помидоры. Содержание витамина U в консервированных овощах было несколько меньше, чем в замороженных, что объясняется

ЛИТЕРАТУРА. Беззубое А. А., Гесслер Н. Н. —

Прикладная биохимия, 1977, № 2, с. 301. Cheney Y. — Arch, intern. Med., 1942, v. 70, p. 532.

частичным разложением витамина при термической обработке овощей.

Витамин U в замороженных и консервированных продуктах, очевидно, может сохраняться в течение длительного времени. Так, нам удалось обнаружить его в количестве 0,02 мг% в консервированном зеленом горошке (см. таблицу).

Выводы. 1. Основным источником витамина U являются свежие продукты растительного происхождения. Наибольший интерес в этом отношении представляют различные сорта капусты, свекла, петрушка, сельдерей, t а также зеленые побеги проростков семян овощных культур и злаков. Содержание витамина U в продуктах животного происхождения весьма незначительно.

2. Термическая обработка продуктов питания растительного происхождения приводит к частичному разложению витамина U.

3. Замораживание и консервирование свежих продуктов растительного происхождения позволяет сохранить витамин U в течение длительного времени.

Cheney Y. Am. diet. Ass., 1950, v. 26, p. 668. McRorie R. A., Suterland Y. L., Lewis M. S. et al. — J.

Am. chem. Soc., 1954, v. 76, p. 115.

Поступила 10.07.8

УДК 614.7:725.<3:378.661.3/.4

В. Р. Чевпецов, А. И. Копанев, А. Г. Заеров

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Башкирский медицинский институт, Уфа

Умение оценивать проектные материалы для врача, занимающегося гигиеной труда, имеет большое значение на разных этапах не только предупредительного, но н текущего санитарного надзора. Навыки работы с проектной документацией нужны ему при надзоре за действующими объектами не меньше, чем при надзоре за объектами проектируемыми или строящимися, так как всякое серьезное санитарное обследование предприятия требует тщательного ознакомления с проектной документацией. Отсюда важны поиски наиболее эффективных способов обучения студентов основным приемам экспертизы проектов промышленных предприятий.

Обычно на кафедрах гигиены труда в качестве учебного материала используются адаптированные и натурные проекты освещения, вентиляции, бытовых помещений, генеральные и ситуационные планы. Эти учебные материалы относятся не только к разным предприятиям, но и к разным отраслям промышленности.

Как показал наш опыт, получаемые студентами при работе над адаптированными проектами навыки в основном сводятся к умению разобраться в упрощенном графическом материале и ознакомлению с нормативной документацией, и, сталкиваясь с натурными проектами во время летней производственной практики после десятого семестра, студенты испытывают большие затруднения при их экспертизе ввиду значительно большего объема подлежащих рассмотрению материалов, большей их сложности, отсутствия в пояснительных записках многих сведении, необходимых для оценки, которые оказываются рассеянными в других разделах проекта или представлены только в графическом материале.

Вместе с тем если студентам давать на занятиях сразу натурный проект, то они оказываются к этому неподготовленными, теряются перед обилием текстового, табличного и графического материала, поскольку проекты про-

мышленного предприятия объемны и сложны. Одному студенту, не получившему к тому же предварительных навыков рассмотрения отдельных частей проекта, не под силу провести экспертизу проекта в целом. Поэтому приходится такой проект расчленять и каждому студенту предлагать рассматривать какую-либо его часть и лишь по ней давать заключение (А. М. Шевченко и соавт.). В таком случае студент не получает необходимого опыта рассмотрения остальных частей проекта.

В связи с изложенным нами на кафедре был принят метод двухстадийной работы студентов с проектами. На первом этапе студенты рассматривают адаптированные проекты, разработанные в основном кафедрой гигиены труда Московского медицинского института, включающие ситуационный и генеральный планы промышленного объекта, производственное освещение, промышленную вентиляцию, санитарно-бытовые помещения.

При обучении методике санитарной экспертизы отдельных разделов проекта внимание студентов обращается на важность учета особенностей технологии производства, которыми определяются требования к обеспечению оптимальных условий труда. Студенты знакомятся с гигиеническими условиями труда и вредными факторами, которые могут иметь место в рассматриваемой отрасли промышленности. Работа студентов с нормативными документами (СН и П, СН, отраслевые нормы) лишний раз убеждает их в важности знания технологии того или иного производства для качественной экспертизы и правильного предъявления требований к проекту. Одновременно, проведя гигиеническую экспертизу основных разделов проекта, студенты приобретают навыки работы с соответствующими нормативными документами. Проводя экспертизу адаптированных проектов, студенты не только сопоставляют проектные решения с санитарными нормативами, но и обучаются методам расчета освещенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.