Научная статья на тему 'ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИЕМАМ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

вить степень уменьшения содержания витамина U в процессе термической обработки сырых овощей. На примере капусты было показано, что в процессе ее варки происходит непрерывное разложение S-метилметионина: через 10 мин разрушается 3—4% витамина, через 30 мин — 11 — 13%, через 60 мин — 61—65%, через 90 мни витамин не обнаруживается.

В процессе хранения овощей содержание витамина U в них уменьшается. Через 6 мес хранения его содержание уменьшается почти в 2 раза (Kovacheva, Topova). С точки зрения сохранения в овощах витамина U интерес представляют их замораживание и консервирование.

С этой целью мы определяли содержание S-метилметионина в замороженных и консервированных овощных продуктах. Результаты определения представлены в таб* лице. Полученные результаты свидетельствуют о хорошей сохраняемости витамина U в таких замороженных овощах, как капуста, зеленый горошек, фасоль и помидоры. Содержание витамина U в консервированных овощах было несколько меньше, чем в замороженных, что объясняется

ЛИТЕРАТУРА. Беззубое А. А., Гесслер Н. Н. —

Прикладная биохимия, 1977, № 2, с. 301. Cheney Y. — Arch, intern. Med., 1942, v. 70, p. 532.

частичным разложением витамина при термической обработке овощей.

Витамин U в замороженных и консервированных продуктах, очевидно, может сохраняться в течение длительного времени. Так, нам удалось обнаружить его в количестве 0,02 мг% в консервированном зеленом горошке (см. таблицу).

Выводы. 1. Основным источником витамина U являются свежие продукты растительного происхождения. Наибольший интерес в этом отношении представляют различные сорта капусты, свекла, петрушка, сельдерей, t а также зеленые побеги проростков семян овощных культур и злаков. Содержание витамина U в продуктах животного происхождения весьма незначительно.

2. Термическая обработка продуктов питания растительного происхождения приводит к частичному разложению витамина U.

3. Замораживание и консервирование свежих продуктов растительного происхождения позволяет сохранить витамин U в течение длительного времени.

Cheney Y. Am. diet. Ass., 1950, v. 26, p. 668. McRorie R. A., Suterland Y. L., Lewis M. S. et al. — J.

Am. chem. Soc., 1954, v. 76, p. 115.

Поступила 10.07.8

УДК 614.7:725.<3:378.661.3/.4

В. Р. Чевпецов, А. И. Копанев, А. Г. Заеров

опыт оптимизации обучения студентов приемам рассмотрения проектов строительства промышленных

предприятий

Башкирский медицинский институт, Уфа

Умение оценивать проектные материалы для врача, занимающегося гигиеной труда, имеет большое значение на разных этапах не только предупредительного, но н текущего санитарного надзора. Навыки работы с проектной документацией нужны ему при надзоре за действующими объектами не меньше, чем при надзоре за объектами проектируемыми или строящимися, так как всякое серьезное санитарное обследование предприятия требует тщательного ознакомления с проектной документацией. Отсюда важны поиски наиболее эффективных способов обучения студентов основным приемам экспертизы проектов промышленных предприятий.

Обычно на кафедрах гигиены труда в качестве учебного материала используются адаптированные и натурные проекты освещения, вентиляции, бытовых помещений, генеральные и ситуационные планы. Эти учебные материалы относятся не только к разным предприятиям, но и к разным отраслям промышленности.

Как показал наш опыт, получаемые студентами при работе над адаптированными проектами навыки в основном сводятся к умению разобраться в упрощенном графическом материале и ознакомлению с нормативной документацией, и, сталкиваясь с натурными проектами во время летней производственной практики после десятого семестра, студенты испытывают большие затруднения при их экспертизе ввиду значительно большего объема подлежащих рассмотрению материалов, большей их сложности, отсутствия в пояснительных записках многих сведении, необходимых для оценки, которые оказываются рассеянными в других разделах проекта или представлены только в графическом материале.

Вместе с тем если студентам давать на занятиях сразу натурный проект, то они оказываются к этому неподготовленными, теряются перед обилием текстового, табличного и графического материала, поскольку проекты про-

мышленного предприятия объемны и сложны. Одному студенту, не получившему к тому же предварительных навыков рассмотрения отдельных частей проекта, не под силу провести экспертизу проекта в целом. Поэтому приходится такой проект расчленять и каждому студенту предлагать рассматривать какую-либо его часть и лишь по ней давать заключение (А. М. Шевченко и соавт.). В таком случае студент не получает необходимого опыта рассмотрения остальных частей проекта.

В связи с изложенным нами на кафедре был принят метод двухстадийной работы студентов с проектами. На первом этапе студенты рассматривают адаптированные проекты, разработанные в основном кафедрой гигиены труда Московского медицинского института, включающие ситуационный и генеральный планы промышленного объекта, производственное освещение, промышленную вентиляцию, санитарно-бытовые помещения.

При обучении методике санитарной экспертизы отдельных разделов проекта внимание студентов обращается на важность учета особенностей технологии производства, которыми определяются требования к обеспечению оптимальных условий труда. Студенты знакомятся с гигиеническими условиями труда и вредными факторами, которые могут иметь место в рассматриваемой отрасли промышленности. Работа студентов с нормативными документами (СН и П, СН, отраслевые нормы) лишний раз убеждает их в важности знания технологии того или иного производства для качественной экспертизы и правильного предъявления требований к проекту. Одновременно, проведя гигиеническую экспертизу основных разделов проекта, студенты приобретают навыки работы с соответствующими нормативными документами. Проводя экспертизу адаптированных проектов, студенты не только сопоставляют проектные решения с санитарными нормативами, но и обучаются методам расчета освещенности

рабочих мест, достаточности заложенных в проект объемов вентиляции для ликвидации или уменьшения вредных факторов производства.

На втором этапе освоения раздела студенты работают уже с натурными проектами. В качестве учебного материала преимущественно используются типовые проекты относительно небольших промышленных объектов (гаражей, мастерских по ремонту сельхозтехники, кирпичных заводов, котельных и т. п.).

Для обеспечения полноты рассматриваемого матерна ла типовые проекты привязываются к местности, т. е тем самым дополняются разделом ситуационного плана Ввиду того что чаще всего используются устаревшие ти повые проекты, обычно в них обнаруживается достаточ ное количество несоответствий действующим саннтарным нормам.

Выбор типовых проектов не случаен. Большим достоинством типовых проектов является относительно короткая пояснительная записка по всем разделам, вследствие чего студенты вынуждены находить нужные сведения в чертежах. Тем самым закрепляется их уменье работать с графическим материалом, первично полученное при работе с адаптированными проектами. Кроме того, студенты вынуждены знакомиться и с разделами проекта,

которые им вначале кажутся не имеющими прямого отношения к гигиенической экспертизе, в частности со смет-но-финансовым расчетом, так как нередко только там можно обнаружить данные о численном составе работающих, балансе сырья и готовой продукции, полупродуктах и отходах и прочие сведения, необходимые для гигиенической оценки проект». Таким образом, проводя экспертизу натурного проекта, студент знакомится с возможными отклонениями от идеального проекта, получает навыки поиска нужных для гигиенической оценки сведений, закрепляет умение ориентироваться в графическом текстовом и расчетном материале.

Как показал опыт, субординаторы, прошедшие такую двухстадийную подготовку, намного успешнее справляются с экспертизой проектов при работе в санэпидстанциях, где подчас им предлагаются для оценки довольно сложные проекты строительства или реконструкции промышленных предприятий. Но этим не ограничивается эффективность такой подготовки. По нашим наблюдениям, студенты, проведшие экспертизу натурных проектов, более квалифицированно подходят к гигиенической оценке условий труда в цехах, обследуемых ими во время занятий по текущему промсакнадзору, более грамотно формулируют предложения по оздоровлению условий труда.

ЛИТЕРАТУРА. Шевченко А. М., Борисенко Н. Ф.,

II ушка рев М. П. — Гиг. труда, 1976, № 10, с. 32—35.

Поступила 13.10.80

УДК 612.172.4-057.875-06:378.146

Канд. биол. наук Н. Я■ Волкинд

биоэлектрическая активность миокарда студентов

во время сдачи экзаменов

Красноярский педагогический институт

Мы поставили задачу проследить биоэлектрическую активность миокарда студентов при сдаче курсовых и государственных экзаменов. Обследованы 60 студентов факультета физического воспитания института в возрасте 20—22 лет, преимущественно юноши — третьекурсники и выпускники с более или менее одинаковой физической тренированностью, спортсмены I разряда. Такой отбор <5ыл продиктован тем, что половые различия, степень тренированности и учебный возраст сами по себе изменяли напряжение сердечной деятельности и могли бы маскировать влияние на сердце сдачи курсовых и государственных экзаменов.

О напряжении сердечной деятельности экзаменующихся судили по сдвигам ЭКГ. Применялся электрокардиограф модели 061. При записи биотоков использовали 3 стандартных отведения. Контрольный милливольт был равен 10 мм. Биотоки сердца записывались в положении сидя. Контрольным функциональным состоянием служил относительный покой. Статистическую обработку экспериментальных данных производили в вычислительном центре Института физики Сибирского отделения АН СССР.

Сердечно-сосудистая система студентов во время сдачи курсовых и государственных экзаменов была напряжена, что проявлялось в уменьшении длительности интервалов К — Я и Г — Р\ в превышении фактических электрической систолы и систолического показателя по отношению нормы, в повышении амплитуды зубца Р, в уплощении зубца Т и смещении сегмента 5 — Т ниже изолинии. Эти изменения ЭКГ экзаменующихся обеих групп были особенно явными на ответственных этапах экзаменов: перед получением экзаменационного билета, сразу после его получения, в начале и конце ответа. Начало ответа, длящееся десятки секунд, всегда было связано с наибольшим нервно-эмоциональным напряжением. Дальше следовал период адаптации к экзаменатору, к его присутствию и речевому контакту с ним. После объявления экза-

менационной оценки прослеживался быстрый возврат элементов ЭКГ к уровню покоя. Период подготовки к ответу, как правило, характеризовался ослаблением напряженного состояния экзаменующихся. Это можно объяснить некоторой их изоляцией от экзаменатора и обдумыванием учебного материала, подавляющим нервно-эмоциональное напряжение.

У сдающих курсовые экзамены сердечная деятельность была менее напряженной, чем у сдающих государственные. Об этом свидетельствовали меньшие изменения ЭКГ у первых, чем у вторых.

Интервалы Я — /? и Т — Р по длительности были более продолжительными в 1-й группе, чем во 2-й. На ответственных этапах экзаменов нх длительность значительно уменьшалась, особенно у лиц 2-й группы, что свидетельствовало о большой тахикардии. У отдельных студентов тахикардия была настолько значительной, что зубец Р последующего сердечного щикла наслаивался на зубец Т предшествующего, что имело место в начале ответа. Различия между обеими группами испытуемых по указанным показателям были достоверны (Р<0,05).

У лиц, сдающих курсовые и государственные экзамены, фактический систолический показатель на всех этапах экзаменационного периода превышал норму. В обеих группах экзаменующихся это превышение было достоверным (Р<0,05), однако оно было более явным у сдающих государственные экзамены, особенно на ответственных их этапах. Так, перед самым получением студентом экзаменационного билета, сразу после его получения, в начале и конце ответа превышение фактической величины над должной в 1-й группе экзаменующихся составляло соответственно 5,65, 9,90, 10,50, 6,75%; во 2-й — 9,90, 10,80. 12,85, 9,15%; фактический систолический показатель у лиц обеих групп составил соответственно 2,15 и 2,40%. Отклонение фактического систолического показателя от должного больше чем 5% свидетельствует об ухудшении функционального состояния миокарда (Л. А. Бутченко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.