Научная статья на тему 'ПРИРОДА И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭЗИИ'

ПРИРОДА И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / СОСТЯЗАНИЯ АКЫНОВ / НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПОЭЗИЯ АКЫНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жумабаева Динара Сапарбаевна, Муратов Абдыкерим Жаркынбаевич, Мадалиева С.А., Жусупбек Кызы Жыргал, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

Актуальность исследования: изучение природы и этнопедагогической основы поэзии является актуальным в литературе в связи с определением жанров поэтов и акынов в их произведениях. Цели исследования: рассмотреть различные термины с определениями и их смысловые значения в киргизском фольклоре. Материалы и методы исследования: в статье применены методы повествования различных понятий в киргизской поэзии таких как состязание акынов, стихи наставления, терме, угут-насаат и пословицы. Результаты исследования: возникновение этой категории стихов поучений, примеров, наставлений связано с творчеством народных поэтов, и в фольклоре и письменной литературе эта тема еще не достигла столь высокого уровня. Выводы: основные жанры в поэзии акынов включают в себя состязания акынов, воспроизведение сказок, песни санат, насыят, терме и песни об исторических деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF POETRY

Research relevance: study of poetry nature and ethno-pedagogical basis is relevant in literature in connection with genres definition in poets and akyns works. Research objectives: to look at various terms with definitions and their semantic meanings in the Kyrgyz folklore. Research materials and methods: this article based on narration methods of various concepts in Kyrgyz poetry, such as the akyns competition, instruction, terme, ugut-nasaat and proverbs. Research results: emergence in this category of verses of teachings, examples, and instructions associated with poets folkloristic works and in folklore and written literature this topic has not yet reached in a high level. Conclusions: main genres in the akyns poetry include akyns competitions, reproduction of fairy tales, songs such as sanat, nasyat, terme and poems about historical peoples.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭЗИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

УДК 82.0 (377.5) https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/73

ПРИРОДА И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЭЗИИ

©Жумабаева Д. С., ORCID: 0000-0001-8168-8780, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, dinara2376@bk.ru

©Муратов А. Ж., Киргизский государственный университет им. И Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Мадалиева С. А., Ошский государственный гуманитарный университет, г. Ош, Кыргызстан ©Жусупбек кызы Ж., Ошский государственный гуманитарный университет, г. Ош, Кыргызстан ©АбдуллаеваЖ. Д., SPIN-^W^^M, ORCID: 0000-0001-5 777-4478, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

NATURE AND ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF POETRY

©Zhumabaeva D., ORCID: 0000-0001-8168-8780, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, dinara2376@bk.ru ©Muratov A., Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyzstan ©Madalieva S., Osh State Humanitarian University, Osh, Kyrgyzstan ©Zhusupbek kyzy Zh., Osh State Humanitarian University, Osh, Kyrgyzstan

©Abdullaeva Z, SPIN-code: 1815-7416, ORCID: 0000-0001-5 777-4478, PhD., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность исследования: изучение природы и этнопедагогической основы поэзии является актуальным в литературе в связи с определением жанров поэтов и акынов в их произведениях. Цели исследования: рассмотреть различные термины с определениями и их смысловые значения в киргизском фольклоре. Материалы и методы исследования: в статье применены методы повествования различных понятий в киргизской поэзии таких как состязание акынов, стихи наставления, терме, угут-насаат и пословицы. Результаты исследования: возникновение этой категории стихов поучений, примеров, наставлений связано с творчеством народных поэтов, и в фольклоре и письменной литературе эта тема еще не достигла столь высокого уровня. Выводы: основные жанры в поэзии акынов включают в себя состязания акынов, воспроизведение сказок, песни санат, насыят, терме и песни об исторических деятелей.

Abstract. Research relevance: study of poetry nature and ethno-pedagogical basis is relevant in literature in connection with genres definition in poets and akyns works. Research objectives: to look at various terms with definitions and their semantic meanings in the Kyrgyz folklore. Research materials and methods: this article based on narration methods of various concepts in Kyrgyz poetry, such as the akyns competition, instruction, terme, ugut-nasaat and proverbs. Research results: emergence in this category of verses of teachings, examples, and instructions associated with poets folkloristic works and in folklore and written literature this topic has not yet reached in a high level. Conclusions: main genres in the akyns poetry include akyns competitions, reproduction of fairy tales, songs such as sanat, nasyat, terme and poems about historical peoples.

Ключевые слова: этнопедагогическая основа, состязания акынов, народный фольклор, поэзия акынов.

Keywords: ethnopedagogical basis, akyns competitions, folklore, akyns poetry.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Традиция поэзии поэтов определяется, когда два поэта встречаются, и всегда поют приветственные песни, затем слезают с лошадей, обнимаются и приветствуют друг друга. На свадьбах поэты соревнуются друг с другом, это битва талантов, конкурс песен. Айтыш или состязание акынов — это площадка, где только лучшее из поэтического искусства может быть найдено и опробовано широкой публикой. В поэзии поэтов Арстанбека и Женджока, Арстанбека и Суюнбая, Токтогула и Барпы, Жениока и Эсенамана, Токтогула и Алымкула и других. Классические изречения многих поэтов стали нашим достоянием. Одним из классических произведений является поэма «Айтыш девушки Талым и Кобока» великого киргизского народа Тоголок Молдо [1].

Исследовательская деятельность студентов и преподавателей вокруг искусства айтыша, интерпретация текста айтыша, анализ его теоретического (1), исторического (2), тематического (3), художественного (4) аспектов, а также выявление ярких представителей жанра (6), ситуации айтыша (7). Поэзия связана с высшим искусством, проповедями, парилками, примерами, пропагандой и стихами. Поэзия способна обогащать другие искусства и естественно сливаться с ними, образуя новые реальные воплощения человеческого духа, новые явления [2].

Такие произведения создают только высокоталантливые поэты с высоким уровнем философско-дидактического мышления, широким словарным запасом. В поэзии киргизских поэтов глубоко разработана тема текущей воды (Барпы, Женижок), детства, старости, жизни и смерти. Р. Кыдырбаева и Т. Танаев поясняют приведенные выше понятия в терминологическом плане: «Искусство» - это исконно киргизское слово, форма риторики, пословиц, мудрых изречений, народной морали, философии, которая постоянно сохраняется в речи» [3].

«Насыят» или наставление — это арабское слово, принятое киргизским народом. Происходя из арабского языка проповеди, киргизское исходное слово употребляется синонимично слову «категория», оба компонента играют роль синонимичных двойных слов, определяя в киргизском фольклоре своеобразную дидактическую поэзию, которая неотделима от качества парности. Разнообразность киргизского фольклора выражается в широкомасштабности пословиц и поговорок, загадок, наставительных и нравоучительных песен, сказок и эпических произведений» [4].

Статья составлена на основе методов повествования и определения значений и терминов, встречающихся в киргизском фольклоре. Классифицированы различные жанры в поэзии акынов и даны их определения. Приведены особенности в творчестве народных поэтов. Перечислены имена известных акынов импровизаторов киргизского народного фольклора. Выделены некоторые особенности обучения поэзии поэтов, связанные с концептуальными парадигмами.

Терме — безымянная литературная импровизация, устное поэтическое произведение, имеющее дидактическое, воспитательное значение. В семантике слова термин «терме» определяется как выделение необходимых человеку явлений жизни, выделение бесполезного, удаление бесполезного, распределение, дифференциация. Второй смысл заключается в том, чтобы отобрать мудрость и красноречие народа, приспособить их к окружающей среде и социальным условиям, а не к путанице, и донести их до человеческого сознания силой риторики, из которой слушатель делает свои собственные выводы и использует в своей жизни.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

«Улгу» или песни примеры — это песни наставления, в смысле призыва быть воспитанными. Широкое распространение песен примеров влияет на личное поведение человека, категорию его внутреннего духовного богатства, его отношение к окружающим и воображение. В Кыргызстане этот термин представляет собой разновидность дидактической поэзии, разработанную поэтами.

«Угут-насаат» или нравоучение означает пропагандировать и распространять информацию. Это форма дидактической поэзии, которая широко используется в личном творчестве певцов и писателей, подчеркивая важность политизации и пропаганды в соответствии с требованиями времени.

«Нуска» — (арабское слово): «Коротко слово мудрого, если он его говорит» (пословица), «без великого человека нет версии» (пословица), «проповедь», «категория», «пример» как синоним слов, народная мудрость, вера, художественная форма, представляющая копии. Таким образом, в киргизском языке как внешнее название, так и внутреннее логическое выражение слов «категория», «проповедь», «термин», «пропаганда», «образец», «копия» должны гармонировать друг с другом, тесно взаимосвязаны и исторически сложились. Можно сказать, что это род жанра, близкий по природе к равноправной, независимой от его социальной функции». Возникновение этой категории стихов поучений, примеров, наставлений связано с творчеством народных поэтов, и в фольклоре и письменной литературе эта тема еще не достигла столь высокого уровня.

Еще один фактор традиции поэзии поэтов связан с феноменом учитель-ученик, с подготовкой учеников учителями. Они учили не только творчеству, но и человеческим качествам певца. Певцы кормили людей, давали им скот, катались на лошадях, а самые гуманные певцы раздавали имущество людям и уезжали в следующий пункт назначения.

Опираясь на слова литературоведа М. И. Богдановой, Г. Бакинова вместе с Барпы Алыкуловым, родившимся в селе Ачы, Сузак, Джалал-Абад, упоминает имена и местных жителей людей, которые пели вместе с ней: «Бекназар - кыпчакское племя. В селе Кош-Тобо Ворошиловского района Узбекистана; Ботобай — из Ноокатского района; Ташмат - племя Тёёлёс, из Джаны-Ноокатского района; Алим Токтор уулу из Сулюкты; Орозаалы - Теэке из Ошской области; Кор Чокобай - овца; Нишан - кыпчак, из Чоко-Добо, «Кетте акын, учитель Барпы акын»; Арзыбай — волчья порода, выше Оша; Казыбай на арыке». Только единство и влияние таких учителей и учеников создают настоящего поэта.

Еще одна особенность поэзии поэтов заключается в том, что каждый поэт имеет свой индивидуальный стиль и творческие особенности. Б. Кебекова отмечает, что в XIX и начале XX века жили следующие поэты, но многие их наследия не написаны, добавляя к ним: Калыгул (1785-1855), Музуоке (1794-1878), Балык (1799-1887), Акшербет Бурго кызы (18001875), Сырдуу комуз (1800-1887), Назар Болот уулу (1828-1893), Чоджо (1808-1895), Сокур Калча (1810-1890), Майкотен (1813-1910), Айтыке (1816-1887)), Молдо Нияз (1823-1896), Арстанбек (1824-1878), Чонду (1826-1912), Тыныбек (1846-1902), Найманбай (1847-1913). Конечно, на этом список не заканчивается. «Кара Курман, Бала Курман, Мыса, учитель Ботобая Орозаалы, соловей из южного края, Кайып Молдо, Токтогул, Барпылар, умевший совмещать письмо и импровизацию, и Карамурза, ученик Ботобая, Калмат и Сыдык, выдающиеся поэты своего времени, воспевали разные виды песен.

Представителей вышеназванных киргизских поэтов, имена и произведения которых неизвестны, объединяет одно: каждый поэт должен следовать традициям певцов до него, проходить обучение у учителей и сам воспитывать учеников. Большинство поэтов поют свои песни на определенную мелодию, которая может быть их собственной, или это могут быть

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

мелодии, ранее использованные кем-то другим. Эта мелодия должна раскрывать красоту песни и давать приятное звучание ушам людей. Это явление связано с овладением поэтом традиционным искусством и его способностью находить свой творческий стиль, содержание и форму поэзии, поэтики. Содержание и форма поэзии поэтов очень многогранны, богаты и многогранны. По нашему определению преобладает следующая жанрово-тематическая структура. Отмечается, что особенности обучения поэзии поэтов связаны со следующими концептуальными парадигмами.

1) Произведения народных поэтов, в том числе и поэтов, прежде всего связаны со спецификой искусства ткачества. Импровизация — это международный термин для обозначения импровизации. Этимология этого слова происходит от французского слова «improvisation», итальянского «improvvisazione» и от латинского «improvisus», в киргизских значении означает «неожиданный», «случайный». Внезапно главная фишка импровизации не только в песне, но и в танце, музыке, роли актера. В этом импровизационном методе исполняли свои произведения древнегреческие эдесы, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, туркменские и узбекские шаманы, казахские жырау, киргизские певцы и создавали классиков мировой литературы. «Импровизация — это умение петь без подготовки. Эта способность зависит не только от психологии и темперамента певца, но и от точности и скорости, с которой он находит слова», — сказал П. Ирисов. Манасчи и другие рассказчики также представили свои произведения в импровизационной форме.

2) В поэзии акынов имеются самые сложные темы и жанры в творчестве. На рисунке 1 даны наиболее распространенные жанры в творчестве поэтов и акынов.

3) Киргизские поэты неоднообразны. Киргизские писатели (Т. Саманчин, С. Мусаев, Ж. Таштемиров) классифицировали поэтов на несколько групп по их таланту и творческим особенностям.

Поэты-наставники: Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Токтогул и другие. Поэты, которые красноречиво говорили о социальных проблемах своего времени, умели работать во многих темах и жанрах поэзии, создавали произведения с очень богатым языком, сильной интеллектуальной и воспитательной ценностью.

Поэты-жамакчи. Это те, которые часто сочиняют стихи заплатывая слова к словам, едва созвучив на вечеринках и в отсутствие таких поучительных поэтов. Их таланты ограничены, и некоторые могут даже вырасти в поучительных поэтов.

Сказители: они рассказывают былины (сказки) в своем варианте или создают свои собственные сказки. В киргизском народе произведения, в том числе и «Манас», назывались сказками, а их рассказчики — сказками. Ряд поучительных поэтов (Балык, Найманбай, Арстанбек, Токтогул, Женижок и др.) также называют сказителями, а сказители (Келдибек, Чоюке, Сагынбай, Саякбай и др.), часто рассказывающие только эпос «Манас», были талантливыми людьми.

Писатели и поэты. Особое место в поэзии занимают киргизские поэты, которые писали свои произведения на бумаге и распространяли их в народе в письменном виде. В силу своей самостоятельности их стихи ближе к произведениям устных композиторов, при этом ощущается влияние письменной литературы Востока, написанной на персидском, арабском, татарском и казахском языках. Это Молдо Нияз (1820-1896), Молдо Кылыч (1866-1917), Тоголок Молдо (1860-1942), Алдаш Молдо (1874-1930), Молдо Багыш Сарыбай уулу (18881937), Исмаил Сарыбаев (1870-1923), Исак Шайбеков (1880-1957), Абылкасым Жутакеев

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

(1888-1933), Токтораалы Талканбаев (1869-1943) и другие. В качестве примера можно привести творчество поэтов.

Рисунок. Основные жанры поэзии поэтов

4) Почти все песни не были записаны во время выступления. Многие из них были позже написаны ими самими, их учениками или другими людьми. В силу этой специфики поэзии поэтов такие произведения имеют особенности преподавания [5-7].

Первая особенность заключается в том, что творчество народных поэтов связано с исполнительским искусством, поэтому прослушивание их произведений в исполнении учащихся в сопровождении комуза является одним из лучших способов восприятия этого произведения.

Вторая особенность заключается в том, что народные поэты являются хранителями богатейших сокровищ национального языка, поэтому язык их произведений имеет богатую сокровищницу киргизской лексики и фразеологии с учетом акцента на развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся. в обучении своим произведениям.

Третья особенность состоит в том, что народные поэты являются народными просветителями. Были этнопедагоги своего времени, и на педагоге лежит особая ответственность донести эту ценность до детей современности.

Четвертая особенность заключается в том, что произведения поэтов не пишутся сами по себе, поэтому их варианты, строки, встречающиеся в одном, могут найтись и в другом.

Пятая особенность заключается в том, что киргизские поэты жили в основном во второй половине XIX века и начале XX века, поэтому особое значение в изучении их биографий и творческого пути имеют мемуары, воспоминания, историко-биографическая литература.

Шестая особенность заключается в том, что песни айтыш играют важную роль в творчестве поэтов, и одним из наиболее эффективных способов научить учащихся декламировать песни айтыш на уроках является облегчение их восприятия учащимися [8].

Таким образом, при обучении произведениям народных поэтов в школах, колледжах и вузах необходимо особое внимание уделять их месту в национальной литературе и их творческим особенностям.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Список литературы:

1. Жумабаева Д. С., Абдуллаева Ж. Д. Технология обучения в колледжах по произведениям Тоголока Молдо на этнопедагогической основе // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 405-411. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/57

2. Пекелис М. А., Антипов С. С. Размышления о поэзии как о явлении, сущности и системе // Философская школа. 2018. №3. С. 53-108.

3. Шамшиев Б., Бакинова Г. Кто первым вынес Барпы? Барпы: исследования, воспоминания, посвящения. Бишкек: ЦАБР, 1994. 229 с.

4. Тойчубек кызы Ж. Дидактические мотивы трилогии "Манас" // Academy. 2016. №11 (14). С. 53-57.

5. Ирисов П. Творчество певцов. Бишкек: Высота, 2004. 212 с.

6. Кебекова Б. Очерки истории киргизских народных певцов. Бишкек, 2009.

7. Кыдырбаева Р. Художественные, проповеднические песни // История киргизской литературы. 2002. С. 215-216.

8. Муратов А. Искусство и его тайны. Бишкек: Аят, 2009.

References:

1. Zhumabaeva, D., & Abdullaeva, Zh. (2021). Technology of Teaching in Colleges Based on the Works of Togolok Moldo on an Ethnopedagogical Basis. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 405-411. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/57

2. Pekelis, M. A., & Antipov, S. S. (2018). Razmyshleniya o poezii kak o yavlenii, sushchnosti i sisteme. Filosofskaya shkola, (3), 53-108. (in Russian).

3. Shamshiev, B., & Bakinova, G. (1994). Kto pervym vynes Barpy? Barpy: issledovaniya, vospominaniya, posvyashcheniya. Bishkek.

4. Toichubek, kyzy Zh. (2016). Didakticheskie motivy trilogii "Manas". Academy, (11 (14)), 53-57.

5. Irisov, P. (2004). Tvorchestvo pevtsov. Bishkek.

6. Kebekova, B. (2009). Ocherki istorii kirgizskikh narodnykh pevtsov. Bishkek.

7. Kydyrbaeva, R. (2002). Khudozhestvennye, propovednicheskie pesni. Istoriya kirgizskoi literatury, 215-216.

8. Muratov, A. (2009). Iskusstvo i ego tainy. Bishkek.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 2 7.02.2022 г. 03.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Жумабаева Д. С., Муратов А. Ж., Мадалиева С. А., Жусупбек кызы Ж., Абдуллаева Ж. Д. Природа и этнопедагогическая основа поэзии // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 604-609. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/73

Cite as (APA):

Zhumabaeva, D., Muratov, A., Madalieva, S., Zhusupbek kyzy, Zh., & Abdullaeva, Zh. (2022). Nature and Ethno-Pedagogical Basis of Poetry. Bulletin of Science and Practice, 8(4), 604609. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.